Акты регламентирующие деятельность уголовного розыска. Оперативно-розыскная деятельность: Шпаргалка

Понятие правовой основы ОРД и ее нормативное закрепление.

Правовая основа ОРД есть базовая, фундаментальная часть правового регу­лирования посредством нормативных правовых актов общественных отно­шений в ОРД. Правовая основа ОРД- это совокупность основных зако­нодательных и иных нормативных правовых актов в области ОРД. Законодательно правовая основа ОРД определена в ст. 4 ФЗ об ОРД. Содержание правовой основы ОРД. Согласно ст. 4 ФЗ об ОРД со­держание правовой основы ОРД составляют:

Конституция (ст. 2, 17, 19, 23, 25, 46, 49, 55 и др.) и федеральные конституционные законы. Так, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России, Законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции (см. ч. 1 ст. 15). Конституционное положение о прямом дейст­вии ее норм имеет непосредственное отношение к осуществлению ОРД. В гл. 2 определяются основные права и свободы человека и гражданина (см. ст. 17-64), составляющие основу правового статуса личности в России.

В частности, согласно ч. 2 ст. 23 каждый имеет право на тайну переписки, телефон­ных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

В ст. 25 Конституции изложено предписание о том, что жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (именно о таких случаях возможных ограничений прав граждан говорится применитель­но к ОРД). Причем права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены за­коном только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституцион­ного строя, нравственности, здоровья, нрав и законных интересов других лиц, обеспече­ния обороны страны и безопасности государства (см. ч. 3 ст. 55).

Вместе с тем Конституцией каждому гарантируется судебная защита его прав и сво­бод (см. ч. 1 ст. 46). В частности, в Федеральном конституционном законе от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» установлено, что военные суды в пределах своих полномочий и порядке, установленном федеральным законом, рассматривают дела и материалы, связанные с ограничением конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища (см. ч. 7 ст. 7);

Собственно ФЗ об ОРД, который играет роль ядра правовой основы (см. § 3 гл. 4 настоящего издания);

Другие федеральные законы. Их перечень носит открытый характер и может пополняться новыми законодательными актами. Выделяют законы, действие которых распространяется на все оперативно-розыскных органы (в частности, в их число включены УК, УПК, Закон о гостайне, законы о прокуратуре и наркотиках) или только на отдельные (например, Закон РФ «О милиции», Федеральный закон «О федеральной службе безопасности»);

Нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Ими являются акты Президента РФ (например, Указ от 12 июля 1995 г. № 673 «Об упорядочении организации и проведения оперативно- розыскных мероприятий с использованием технических средств»), предста­вительного и законодательного органа России (палат парламента), Прави­тельства РФ (например, Положение об изъятии или о замене перемещаемых через таможенную границу РФ товаров при осуществлении контролируе­мой поставки, утвержденное постановлением от 5 ноября 2003 г. № 671);

Нормативные правовые акты органов, осуществляющих ОРД. Эти ак­ты должны: издаваться в пределах полномочий оперативно-розыскных органов; приниматься в соответствии с законодательством России; регла­ментировать организацию и тактику проведения ОРМ. Кроме того, те норма­тивные акты данной группы правовой основы ОРД, которые затрагивают права и законные интересы граждан или носят межведомственный характер, подле­жат обязательной государственной регистрации в Минюсте России.

Все эти акты должны иметь соответствующую форму. Они издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, пра­вил, инструкций и положений. Издание нормативных актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных орга­нов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

В зависимости от субъекта, издавшего тот или иной нормативный акт, в этой группе выделяют акты, принимаемые конкретным министерством или федеральной службой, совместно министерствами (службами) по тем или иным сторонам ОРД.

Среди подзаконных актов межведомственного характера известны Инструкция о ре­зультатах ОРД, Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресече­ния и расследования деятельности организованных преступных групп (приложение к приказу Генеральной прокуратуры от 17 мая 1995 г. № 32, МВД России от 12 мая 1995 г. № 199, ФСБ России от 18 мая 1995 г. № 73) и др.

Следовательно, правовая основа ОРД двухуровневая: одна часть состав­ляющих ее актов является законодательными, а другая - подзаконными.

Указание в ФЗ об ОРД на наличие в ОРД правовой основы предпола­гает тем самым наличие в ОРД и «неосновных» правовых источников. По воле законодателя в правовую основу ОРД не входят другие, кроме нормативных актов, правовые источники ОРД (см. § 1 настоящей главы).

Правовую основу ОРД следует отличать от оперативно-розыскного за­конодательства.

Еще по теме § 2. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности:

  1. Сысалов М. П.. Основы оперативно-розыскной деятельности. Учебник. - Алматы: Юридическая литература, -338 с., 2006
  2. Ремизов М.В., Ласточкина Р.Н.. Оперативно-розыскная деятельность: правовое регулирование и использование результатов в уголовном судопроизводстве: Учебное пособие; Яросл. гос. ун-т., Ярославль., 2007
  3. Ильин И. В., Ильин А. Е.. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДРЫВУ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ ОРГАНИЗОВАННЫХ ПРЕСТУПНЫХ СТРУКТУР, 2015
  4. Шумилов А.Ю.. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: учебник для вузов / А.Ю. Шумилов. 3-е изд., доп. и ле- рераб. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., - 391 с. (Библиотечка студента, курсанта и слушателя)., 2008

Правовая основа ОРД есть базовая, фундаментальная часть правового регулирования посредством нормативных правовых актов общественных отношений в ОРД. Правовая основа ОРД - это совокупность основных законодательных и иных нормативных правовых актов в области ОРД.

Законодательно правовая основа ОРД определена в ст. 4 ФЗ об ОРД .

  • Конституция (ст. 2 , 17, 19, 23, 25, 46, 49, 55 и др.) и федеральные конституционные законы. Так, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции (см. ч. 1 ст. 15 ). Конституционное положение о прямом действии ее норм имеет непосредственное отношение к осуществлению ОРД. В гл. 2 определяются основные права и свободы человека и гражданина (см. ст. 17 -64), составляющие основу правового статуса личности в России. В частности, согласно ч. 2 ст. 23 каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения В ст. 25 Конституции изложено предписание о том, что жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (именно о таких случаях возможных ограничений прав граждан говорится применительно к ОРД). Причем права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (см ч 3 ст. 55 ). Вместе с тем Конституцией каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (см. ч. 1 ст. 46 ). В частности, в Федеральном конституционном законе от 23 июня 1999 г. № 1 -ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» установлено, что военные суды в пределах своих полномочий и порядке, установленном федеральным законом, рассматривают дела и материалы, связанные с ограничением конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища (см. ч. 7 ст. 7 );
  • собственно ФЗ об ОРД , который играет роль ядра правовой основы (см. гл. 5 ); другие федеральные законы. Их перечень носит открытый характер и может пополняться новыми законодательными актами. Выделяют законы, действие которых распространяется на все оперативно-розыскных органы (в частности, в их число включены УК, УПК, Закон о гостайне, законы о прокуратуре и наркотиках) или только на отдельные (например, Закон РФ «О милиции», Федеральный закон «О федеральной службе безопасности»);
  • нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти . Ими являются акты Президента РФ (например, Указ от 12 июля 1995 г. № 673 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств»), представительного и законодательного органа России (палат парламента). Правительства РФ (например, Положение об изъятии или о замене перемещаемых через таможенную границу РФ товаров при осуществлении контролируемой поставки, утвержденное постановлением от 5 ноября 2003 г. № 671);
  • нормативные правовые акты органов, осуществляющих ОРД. Эти акты должны: издаваться в пределах полномочий оперативно-розыскных органов; приниматься в соответствии с законодательством России; регламентировать организацию и тактику проведения ОРМ. Кроме того, те нормативные акты данной группы правовой основы ОРД, которые затрагивают права и законные интересы граждан или носят межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Минюсте России.

Все эти акты должны иметь соответствующую форму. Они издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

В зависимости от субъекта, издавшего тот или иной нормативный акт, в этой группе выделяют акты, принимаемые конкретным министерством или федеральной службой, совместно министерствами (службами) по тем или иным сторонам ОРД.

Среди подзаконных актов межведомственного характера известны Инструкция о результатах ОРД, Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп (приложение к приказу Генеральной прокуратуры от 17 мая 1995 г. № 32, МВД России от 12 мая 1995 г. № 199, ФСБ России от 18 мая 1995 г. № 73) и др.

Следовательно, правовая основа ОРД двухуровневая: одна часть составляющих ее актов является законодательными, а другая - подзаконными.

Указание в ФЗ об ОРД на наличие в ОРД правовой основы предполагает тем самым наличие в ОРД и «неосновных» правовых источников. В правовую основу ОРД не входят другие, кроме нормативных актов, правовые источники ОРД (см. § 2 гл. 4 ). Правовую основу ОРД следует отличать от оперативно-розыскного законодательства.

Формирование российского оперативно-розыскного законодательства

Понятие национального оперативно-розыскного законодательства.

Такое законодательство есть комплексная отрасль российского законодательства. Его понятие трактуют в узком и широком смысле слова.

Оперативно-розыскное законодательство (в узком смысле слова) - это система законодательных актов (в основном федеральных законов), которые включают группы правовых норм разных отраслей законодательства (правовые институты, части институтов), регулирующих общественные отношения в ОРД. Оперативно-розыскное законодательство (в широком смысле слова) - это совокупность как законодательных, так и подзаконных нормативных актов в области ОРД. Российское оперативно-розыскное законодательство есть именно новая комплексная отрасль законодательства, а не межотраслевой нормативный правовой институт или подотрасль определенной отрасли законодательства (например, уголовно-процессуального или административного). Вместе с тем для признания ее самостоятельной, а не комплексной отраслью законодательства, имеющей собственный предмет правового регулирования (например, как уголовно-процессуального), оснований не имеется.

Российское оперативно-розыскное законодательство относительно молодо. Его формирование началось в 1992 г., когда был принят Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» .

Оперативно-розыскное законодательство образуют ФЗ об ОРД (системообразующее нормативное правовое ядро), УК, Закон о гостайне, УПК, ТК РФ, ФЗ о наркотиках, ФЗ о связи, «ведомственные» законы (о милиции, о ФСБ и т.д.) и некоторые другие.

На становление оперативно-розыскного законодательства влияют по меньшей мере три группы факторов: 1) определяющие предмет законодательного регулирования; 2) выражающие позиции участников законодательной деятельности и 3) собственно юридического характера. Удельный вес и соотношение этих факторов могут меняться. По этим позициям единства среди представителей оперативно-розыскной науки не достигнуто.

В настоящее время особенностью оперативно-розыскного законодательства выступает отсутствие должной его кодификации. В перспективе возможно принятие «Оперативно-розыскного кодекса РФ».

Отличие оперативно-розыскного законодательства от смежных нормативных правовых образований. Оперативно-розыскное законодательство следует отличать от.

Серия: Шпаргалки от РИОРа

Закладки

1. ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОРД 5. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 6. ОПЕРАТИВНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ 7. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ 8. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОРД 9. ПОЛНОМОЧИЯ СУДЬИ В ХОДЕ ОРД 10. ПОЛНОМОЧИЯ В ХОДЕ ОРД ПРОКУРОРА, СЛЕДОВАТЕЛЯ, РУКОВОДИТЕЛЯ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА, ОРГАНА ДОЗНАНИЯ И ОРГАНА, ВЫШЕСТОЯЩЕГО ПО ОТНОШЕНИЮ К ОРГАНУ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ ОРД 11. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИИ 12. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОРМ Основания для проведения ОРМ перечислены в Законе об ОРД 13. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОРМ 14. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК СУДЕБНОГО РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОРД 15. ОПРОС: КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОРМ 16. ОПРОС С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛИГРАФА (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА) 17. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСА С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛИГРАФА 18. НАВЕДЕНИЕ СПРАВОК 19. СБОР ОБРАЗЦОВ ДЛЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 20. ПРОВЕРОЧНАЯ ЗАКУПКА 21. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ И ДОКУМЕНТОВ 22. НАБЛЮДЕНИЕ: КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ 23. ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ 24. ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, УЧАСТКОВ МЕСТНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 25. КОНТРОЛЬ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ, ТЕЛЕГРАФНЫХ И ИНЫХ СООБЩЕНИЙ 26. ПРОСЛУШИВАНИЕ ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ 27. СНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ С ТЕХНИЧЕСКИХ КАНАЛОВ СВЯЗИ 28. ОПЕРАТИВНОЕ ВНЕДРЕНИЕ: КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ 29. КОНТРОЛИРУЕМАЯ ПОСТАВКА 30. ОПЕРАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 31. РОЗЫСК ЛИЦ, БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ 32. УСТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАН ПО НЕОПОЗНАННЫМ ТРУПАМ 33. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34. СРЕДСТВА ОРД 35. ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ НЕГЛАСНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ 36. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 37. ПОНЯТИЕ РЕШЕНИЯ В ОРД. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЕШЕНИИ 38. ДЕЛО ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА В ОРД 39. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ СРОКИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 40. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРД 41. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ ОРГАНУ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЮ, ПРОКУРОРУ ИЛИ В СУД 42. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРД ДОЗНАВАТЕЛЮ, ОРГАНУ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЮ, ПРОКУРОРУ ИЛИ В СУД 43. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ВЫНЕСЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ПРЕДСТАВЛЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРД ОРГАНУ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЮ, ПРОКУРОРУ ИЛИ В СУД 44. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОРД 45. ПРИМЕНЕНИЕ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ЗАЩИЩАЕМОГО ЛИЦА 46. СОЦИАЛЬНАЯ И ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОРД 47. ЛИЦА, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫМ ОРГАНАМ 48. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЛИЦ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫМ ОРГАНАМ 49. СОЦИАЛЬНАЯ И ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЛИЦ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫМ ОРГАНАМ 50. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИЙСКИХ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОРД 51. МЕЖДУНАРОДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОРД 52. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА ОРД. СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ. КОНТРОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РФ 53. КОНТРОЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОРД 54. КОНТРОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ ЗА ОРД 55. ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРД

1. ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРД – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона).

ОРД является одной из форм правоохранительной деятельности и наравне с другими ее видами (следственной, судебной и др.) ее целью является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

ОРД – своего рода аналог следственной деятельности. Подтверждением тому является схожий характер мероприятий, например: опрос (оперативно-розыскное мероприятие) – допрос (следственное действие), обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств – обыск и выемка, отождествление личности – опознание, исследование предметов и документов – экспертиза и т. д.

Вместе с тем ОРД отличается от следственной деятельности: ее можно осуществлять негласно, до возбуждения уголовного дела; при проведении мероприятий не требуется соблюдения формальностей, обязательных для следственных действий; ОРД, как видно из ее названия, носит оперативный характер.

Результаты ОРМ во многих случаях являются основаниями для возбуждения уголовного дела и производства следственных действий. Как свидетельствует практика, наиболее сложные преступления (совершаемые организованными преступными группировками, связанные с коррупцией и др.) невозможно раскрыть посредством только следственных действий.

2. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задачи ОРД определяются сферами деятельности, в которых она осуществляется.

Сферы осуществления ОРД:

1. Борьба с преступностью: а) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; б) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания; в) розыск без вести пропавших.

2. Обеспечение безопасности РФ: добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

3. Выявление несчастных случаев: розыск без вести пропавших в ситуациях, не связанных с криминалом.

ОРД основывается на принципах законности; уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; конспирации; сочетания гласных и негласных методов и средств.

Законность. Все действия органов, осуществляющих ОРД, должны основываться на законе: «разрешено только то, что разрешено» (но не «разрешено то, что не запрещено»).

Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Несмотря на то что данный принцип определен Законом как самостоятельный, фактически он является частным случаем принципа законности – при осуществлении ОРД следует соблюдать права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и Конституцией РФ.

Конспирация. С учетом того, что ОРД является своего рода разведывательной деятельностью, конспирация (скрытность, маскировка) при осуществлении ОРД – один из факторов, позволяющих добиться успеха.

В целях конспирации Закон об ОРД предоставляет органам, осуществляющим ОРД, право использовать документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

Сочетание гласных и негласных методов и средств. Одно из отличий ОРД от других видов правоохранительной деятельности – возможность ее осуществления негласно (т. е. в тайне от третьих лиц). Выбор органом, осуществляющим ОРД, методов и средств зависит от объективно сложившейся ситуации и определяется самостоятельно указанным органом.

3. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Правовую основу ОРД составляют международные акты и национальное законодательство (нормативные правовые акты РФ). В зависимости от положения в юридической иерархии указанные акты можно подразделить на группы: международные акты и национальное законодательство (законы, акты Президента, Правительства, ведомственные акты).

К международным актам относятся:

1) акты общего характера, ратифицированные, утвержденные, принятые РФ или к которым РФ присоединилась: Всеобщая декларация прав человека 1948 г; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

2) двусторонние и многосторонние акты с участием РФ: а) на уровне правительств соответствующих государств; б) на уровне компетентных органов соответствующих государств;

Национальное законодательство составляют:

а) Конституция РФ (неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защита своей чести и доброго имени, право тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т. д.);

б) Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» – правовой акт, регулирующий основы ОРД. В Законе дается понятие ОРД, им определены ее задачи и принципы, установлены основы проведения ОРМ (их перечень, основания, условия, информационное обеспечение проведения), документирование результатов ОРД и их использование, основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ. В Законе раскрывается перечень органов, осуществляющих ОРД, их права и обязанности, защита сведений о них, социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих ОРД. Закон предусматривает правовую и социальную защиту гражданам, содействующим органам, осуществляющим ОРД, а также содержит положения о контроле и надзоре за оперативно-розыскной деятельностью;

в) иные федеральные законы, а также Кодексы: УК; УПК; Законы РФ «О безопасности», «О государственной тайне», «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», «О прокуратуре Российской Федерации»; Федеральные законы, устанавливающие основы деятельности органов, осуществляющих ОРД («О милиции», «О Федеральной службе безопасности», «О государственной охране», «О внешней разведке», «О Государственной границе Российской Федерации», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и др.);

4. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОРД

1. Нормативные правовые акты Президента РФ: «Об упорядочении организации и проведения ОРМ с использованием технических средств» (Указ Президента РФ от 1995 г.); Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (утв. Указом Президента РФ от 1995 г.).

2. Нормативные правовые акты Правительства РФ: Положение о Национальном центральном бюро Интерпола (утв. постановлением Правительства РФ от 1996 г.); Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (утв. постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050); Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД (утв. постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 770);

3. Межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты органов, осуществляющих ОРД, Генеральной прокуратуры РФ и других органов («открытые»): 1) «О порядке предоставления органами внутренних дел материалов для осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (Указание Генпрокуратуры России и МВД России 1996 г.); 2) Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденная приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России (2007 г.); 3) «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (приказ Генпрокуратуры России 2000 г.); 4) «О технических требованиях к системе технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий и на сетях электросвязи Российской Федерации» (приказ Госкомсвязи России 1999 г.); 5) Положение о порядке финансирования за счет средств федерального бюджета ОРМ, утвержденное приказом Минфина России 2001 г.

Большинство актов последней группы носит закрытый характер (предназначены исключительно для служебного пользования) и касаются организации и тактики проведения ОРМ, использования сил и средств и др.

5. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

На территории РФ право осуществлять ОРД предоставляется оперативным подразделениям:

Органов внутренних дел РФ;

Органов федеральной службы безопасности;

Федеральных органов государственной охраны;

Таможенных органов РФ;

Службы внешней разведки РФ;

Федеральной службы исполнения наказаний;

Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

Органа внешней разведки Министерства обороны РФ (проводит ОРМ только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных органов, осуществляющих ОРД).

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД, их полномочия, структуру и организацию работы.

В настоящее время органы, осуществляющие ОРД, относятся к следующим федеральным органам исполнительной власти:

Органы внутренних дел РФ – Министерство внутренних дел РФ;

Органы федеральной службы безопасности – Федеральная служба безопасности РФ;

Федеральные органы государственной охраны – Федеральная служба охраны РФ;

Таможенные органы РФ – Федеральная таможенная служба;

Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков.

Органы, осуществляющие ОРД, решают определенные Законом об ОРД задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами РФ («О милиции», «О федеральной службе безопасности», «О Государственной границе Российской Федерации», «О государственной охране», «О внешней разведке», «О наркотических средствах и психотропных веществах», Таможенным кодексом РФ, УИК и др.).

Оперативные подразделения органов, осуществляющих ОРД, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы ОРМ в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.

Согласно ст. 4 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности» правовую основу ОРД составляют Конституция РФ, ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности», другие федеральные законы иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Условно всю правовую основу ОРД можно разделить на четыре раздела.

1) Конституционный раздел является ведущим регулятором отношений, возникающих в сфере ОРД. К нему относятся нормы, закрепленные Конституцией РФ, решения Конституционного Суда РФ по вопросам конституционных норм;

2) Международные правовые акты. К ним относятся акты общего характера, ратифицированные, РФ или акты, к которым РФ присоединилась.

К числу международных правовых актов, регламентирующих наиболее важные отношения в сфере ОРД, относятся:

а) Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

б) Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г.;

в) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г.;

г) Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам, принятая Советом Европы 20 апреля 1959 г., и др.

На основе международных договоров действуют Национальное центральное бюро Интерпола в России, Антитеррористический центр государств‑участников СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств‑участников СНГ, являющихся международными субъектами ОРД.

3) Законодательный раздел. В него входят:

а) ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности»;

б) Уголовный кодекс Российской Федерации

в) УПК РФ (устанавливает базовые положения осуществления ОРД);

е) Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40‑ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации»;

ж) иные федеральные законы, содержащие нормы, регулирующие ОРД.

4) Подзаконный раздел. К нему относятся Указы Президента РФ, акты Правительства РФ, решения Верховного Суда РФ и акты Генеральной прокуратуры РФ, а также межведомственные и ведомственные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Органы, осуществляющие ОРД, издают нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно‑розыскных мероприятий.

4 Конституционные принципы законности оперативно‑розыскной деятельности

Согласно ст. 3 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности» ОРД основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. При этом принцип законности является основным. Его смысл заключается в том, что только загон определяет точное и безусловное оэблюдение всеми органами и должностными лицами Конституции РФ, УК, УПК, УИК, ТК, ФЗ об

ОРД, иных законов и нормативных правовых актов, имеющих отношение к обеспечению безoпасности личности, общества и государства, охране правопорядка и бoрьбе с преступностью, ведомственных нормативных правовых актов субъектов ОРД, регламентирующих вопрос oрганизации и тактики прoведения ОРМ.

Статьей 2 Конституции РФ предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Суть данной статьи заключается в том, что права и свободы человека возникают и существуют не по воле государства. В качестве основы прав и свобод выступает человеческое достоинство. На этом основан и принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод также распространяется и на лиц, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления и ставших в связи с этим объектами ОРД.

На основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, закон устанавливает границы пользования правами и свободами. Нарушение таких границ ведет к нарушению прав и свобод других лиц. На основании судебного решения и при соблюдении определенных условий ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности» дает возможность ограничения у таких лиц права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и на неприкосновенность жилища.

Статьей 21 Конституции РФ установлено, что достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления.

Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Данная норма направлена на защиту граждан, которые могут пострадать от незаконных действий органов государственной власти и их должностных лиц. В то же время данная норма способствует укреплению законности в деятельности органов государственной власти.



Похожие публикации