Гласные и негласные методы. Гласные и негласные правила

Статьей 1 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности» установлено, что ОРД представляет собой вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов.

Сочетание гласных и негласных средств и методов имеет большое значение в ОРД. Данные методы хотя противоположны по смыслу и автономны по содержанию, но дополняют друг друга, обеспечивая тесную взаимосвязь оперативно‑розыскной и процессуальной деятельности по выявлению и раскрытию преступлений.

В законодательной формулировке рассматриваемого принципа употреблены термины «средства» и «методы».

Под методом ОРД понимается совокупность приемов и способов, применяемых для решения оперативно‑тактических задач в процессе практической реализации ОРМ.

Средствами ОРД являются объекты, предметы материального мира, при помощи которых достигается (обеспечивается) осуществление оперативно‑розыскной функции. К числу средств могут быть отнесены оперативная техника, оперативный учет и т. д.

Выбор органом, осуществляющим ОРД, методов и средств зависит от объективно сложившейся ситуации и определяется самостоятельно указанным органом. Результаты ОРД могут

использоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел, а также в процессе доказывания.

Согласно ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела служат:

1) заявление о преступлении, сделанное в устном или письменном виде. Письменное заявление должно быть подписано заявителем. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК РФ);

2) явка с повинной, т. е. добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Для обеспечения использования результатов ОРД в уголовном процессе представляется необходимым все сведения, которые получены негласным путем, проверять при помощи гласных приемов.

Сведения, полученные негласным путем, должны быть подкреплены официальными материалами, которые могут выступать в качестве источников доказательств.

Сочетанием гласных и негласных средств и методов обеспечиваются результативность ОРД, конспирация, зашифровка негласных источников информации, проверка достоверности полученной оперативной информации, правильность принимаемых решений, обоснованность выдвигаемых версий и др.

8 Понятие и виды оперативно‑розыскных мероприятий

ОРД представляет собой строго подконтрольную деятельность.

ОРД реализуется посредством применения специфических средств и методов, к которым относят оперативно‑розыскные мероприятия (ОРМ).

Оперативно‑розыскные мероприятия – это составной структурный элемент оперативно‑розыскной деятельности, который состоит из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы.

ОРМ носят разведывательно‑поисковый характер.

ОРМ направлены на получение информации о лицах, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления, о наличии материальных следов противоправной деятельности, местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших граждан.

Проведение ОРМ имеет место только в том случае, если иными средствами невозможно обеспечить выполнение поставленных задач.

Согласно ст. 6 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности» при осуществлении ОРД проводятся следующие ОРМ:

2) наведение справок;

3) сбор образцов для сравнительного исследования;

4) проверочная закупка;

5) исследование предметов и документов;

6) наблюдение;

7) отождествление личности;

8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

9) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

10) прослушивание телефонных переговоров;

11) снятие информации с технических каналов связи;

12) оперативное внедрение;

13) контролируемая поставка;

14) оперативный эксперимент.

При проведении ОРМ используются информационные системы, видео– и аудиозапись, кино‑и фотосъемка.

Если ОРМ связаны с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, то они реализуются посредством использования оперативно‑технических сил и средств органов Федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими ОРД.

Правила, которые устанавливают для нас родители, происходят из их убеждений. Так же, как и сами убеждения, их манифестации – правила, эволюционируют со временем. Правила – это принуждение: «да» и «нет», «сделай это», «не делай этого». Например, семейное убеждение в том, что люди не должны вступать в брак с людьми другого вероисповедания, производит на свет такие правила как «не поддерживай отношения с людьми другого вероисповедания», «дружи с детьми, которых встречаешь в церкви», «не води дружбы с теми, кто влюбился в парня другого вероисповедания».

Так же, как и убеждения, правила могут быть гласными и негласными. Гласные правила чаще отдают произволом и самодурством, но они чаще всего бывают чёткими: «всегда проводи рождество дома», «не перечь родителям». Так как сформулированы они самодурски, во взрослом возрасте нам достаточно легко поставить их под сомнение.

Однако, негласные семейные правила похожи на невидимых кукловодов, которые дёргают нас за ниточки и заставляют слепо подчиняться. Речь идёт о невидимых и закодированных правилах, которые находятся в подсознании; это такие правила как «ты не будешь более успешным, чем твой отец», «ты не будешь более счастливой, чем твоя мать», «у тебя не будет своей жизни», «никогда не переставай во мне нуждаться» или «не оставляй меня».

Жизнь Ли, женщины-тренера по теннису, чья мать постоянно заботилась о ней, подчинялась негласному правилу, которое её мать подкрепляла всякий раз, когда навязывала ей своё общество, под предлогом помощи. Когда мать предлагала Ли подвезти её в машине до Сан-Франциско, убрать квартиру или принести готовый ужин, её негласным убеждением было: «Пока моя дочь не сможет быть самостоятельной, она будет нуждаться во мне». Это убеждение превращалось в негласное правило для дочери: «Будь ни к чему не способной». Разумеется, мать Ли никогда не произносила подобных слов, и если напрямую сказать ей о её негласных убеждениях и правилах для дочери, она принялась бы энергично возражать, что она никогда в жизни не хотела, чтобы её дочь была неспособной позаботиться о себе. Однако, её поведение чётко сообщало дочери, как той следует себя вести, чтобы заслужить одобрение матери.

Отец Ким поступал так же: он устанавливал правила, которыми должна была руководствоваться дочь, но никогда не облекал их в слова. Если Ким продолжала связывать свою жизнь с хроническими неудачниками, если продолжала просить отца о помощи в трудных ситуациях, если необходимость в отцовском одобрении по-прежнему была главной в её жизни, она подчинялась негласному правилу: «Никогда не становись взрослой, всегда оставайся папиной дочуркой».

Негласные правила сильно въедаются в нас, и чтобы изменить их, нам сперва необходимо научиться их понимать.

Сочетание использования в оперативно-розыскных мероприятиях негласных сотрудников (офицеров особого

назначения) и конфидентов (частных физических лиц, содействующих оперативно-розыскным ведомствам) – принцип, согласно которому приоритет в добывании разведывательной информации отдается кадровым служащим милиции, специально предназначенным для внедрения в уголовное подполье.

2.7. Принцип гласных и негласных методов и средств

Принцип сочетания секретных кадровых сотрудников и конфидентов в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий прочно утвердился в практике разведывательно-поисковой работы, а также при проведении оперативных проверок.

Наряду с открытым признанием самого факта существование негласных сотрудников в законодательных и подзаконных актах признается их роль в оперативно-процессуальных операциях, а также указывается на особенности негласных отношений с частными лицами. Помимо этого, устанавливаются правовые гарантии для этой категории лиц.

Представляется необходимым отметить, что данный принцип «выводится» из норм оперативно-розыскных законов. Так, в Федеральном законе Российской Федерации об ОРД подчеркивается, что конкретные криминальные задачи сотрудник оперативно-розыскного ведомства должен решать лично. Реальное воплощение этого положения в жизнь и предполагает наличие в составе оперативно-розыскного ведомства, во-первых, сотрудников, действующих легально; во-вторых, оперативных работников, чья принадлежность к специализированным подразделениям скрывается.

Первая категория предназначается для проведения тех оперативно-розыскных мероприятий, где не требуется сокрытие принадлежности детектива к сыскному ведомству. Эти сотрудники могут практиковать и добывание информации путем контакта с объектами ОРД под вымышленными предлогами, через наблюдение и т.п. Однако для этого должны быть благоприятные обстоятельства, нейтрализующие угрозу их распознания в социально-аномальной среде. Вместе с тем под влиянием негативных внешних обстоятельств, различного рода криминальных ситуаций шансы легально действующих оперработников выступить в роли исполнителя оперативно-розыскных действий, адекватных подлежащей разрешению проблеме, довольно часто сводятся к минимуму. Чтобы компенсировать это, орган, осуществляющий ОРД, согласно рассматриваемой закономерности разведки, должен иметь в своем составе и офицеров особого назначения - сотрудников-профессионалов. Они предназначены для сбора сведений о преступных сообществах и других лицах в тех случаях, когда это требуется для предотвращения существующей опасности для жизни, здоровья и свободы личности, а также в ситуациях, когда данные, имеющиеся в распоряжении оперативного подразделения, подтверждают предположение о том, что должны быть совершены значительные преступления и секретный агент необходим для профилактической борьбы с ними.

Перевоплощение требует, во-первых, тщательного сокрытия прошлого такого сотрудника и длительного обучения, во-вторых, специальной поддержки в процессе его пребывания в уголовном подполье.

Все это обуславливает необходимость использования осведомителей. Поэтому в ходе оперативно-розыскного процесса оперативным подразделениям важно и объективно необходимо опираться на конфидентов.

Сотрудничество с населением и опора на его помощь при осуществлении оперативно-процессуальной деятельности. Конечно, подобного рода взаимоотношения должны основываться на добровольной, гласной и не только тайной, помощи физических лиц оперативным подразделениям. Одновременно сотрудничающие с должностными лицами оперативных подразделений такие физические лица должны быть и обеспечены социально-правовыми гарантиями. Для этого, например, в России учреждается правовой институт «внештатных сотрудников» милиции, иных органов, осуществляющих ОРД.

Сочетание гласных и негласных методов и средств в оперативно-процессуальной деятельности, что предполагает возможность, как гласного, так и негласного проведения оперативно-розыскных мероприятий. В соответствии с оперативно-розыскным законом должностные лица оперативных подразделений вправе применять разведывательные методы и проводить разведывательные операции. Данный принцип также предполагает, что оперативно-процессуальная деятельность основывается на сочетании оперативно-розыскных мероприятий с уголовно-процессуальными действиями, а также правовыми мерами, предусмотренными законами, определяющими нормативно-правовой статус органов, уполномоченных осуществлять оперативно-процессуальную деятельность, и правовыми мерами, определенными Кодексом об административных правонарушениях, Таможенным кодексом, Налоговым кодексом, Уголовно-исполнительным кодексом.

Заключение

Наиболее сложная проблема для оперативных подразделений, например, из-за возрастания количества факторов криминального террора в отношении представителей власти, предпринимателей и финансистов; столкновения между лидерами и авторитетами криминальной среды; сложного переплетения политических и криминальных интересов.

В итоге можно констатировать разрушение привычных для России стереотипов поведения в жизни, общепринятых норм морали и нравственности, что влечет рост проституции, противоправных проявлений не только на почве пьянства, но и наркомании, криминализацию подрастающего поколения и т.д.

Несомненно, что преодоление этих и иных негативных факторов возможно лишь на базе глубокого изучения скрытых и других процессов в криминальной и околокриминальной сфере. Безусловно, абсолютизировать возможности ОРД здесь нельзя, но и без активного их использования в деятельности правоохранительных органов и спецслужб и тесного взаимодействия между ними и с другими ведомствами, принимающими рычаги воздействие на общество, успеха достичь крайне затруднительно.

Требуется повышение качества работы оперативно-розыскных аппаратов в области аналитической, организационной, методической работы в интересах эффективного решения задач ОРД, касающихся организованной, в том числе экономической преступности, бандитизма и иными, не имеющих аналогов в недалеком прошлом преступлений.

Проблемой является сменяемость кадров в оперативных подразделениях и неудовлетворительный вследствие этого в ряде случаев подбор новых сотрудников с точки зрения их нравственно-психологических и профессиональных качеств.

Наблюдается недостаток доверия к правоохранительным органам и спецслужбам в глазах общественного мнения. Можно констатировать наличие неверия людей в способность государства обеспечить защиту их интересов от противоправных посягательств, отсюда - социальная пассивность, снижение уровня правосознания, нежелание способствовать правоохранительным органам в борьбе с преступностью; опасной тенденцией является и рост незаконной вооруженности населения.

Денис Борисович Панюшин,кандидат юридических наук, преподаватель кафедры ОРД и ОТМ ОВДТюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД Росси, г. Тюмень[email protected]

Признак выделения гласной и негласной формы оперативнорозыскных мероприятий

Аннотация.В статье автором анализируются существующие критерии разделения оперативнорозыскных мероприятий на гласные и негласные, предлагается новый признак деления формы оперативнорозыскных мероприятий.Ключевые слова:Гласные оперативнорозыскное мероприятия, негласные оперативнорозыскные мероприятия, легендированные оперативнорозыскные мероприятия

Федеральный закон Российской Федерации от 12.08.1995 №144ФЗ ©Об оперативнорозыскной деятельностиª (далее ФЗ ©Об ОРДª) в ст. 3 закрепил принцип сочетания гласных и негласных методов и средствпри осуществлении оперативнорозыскной деятельности. О значимости этого принципа свидетельствуеттот факт, что в ст.1 ФЗ ©Об ОРДª при формулировке определения оперативнорозыскной деятельности сказано,что ©это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно…ª, более того, этот принцип нашел свое отражение в п.1 ч.1 ст.15 данного закона, где закреплено право органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность проводить гласно и негласнооперативнорозыскные мероприятия(далее ОРМ).Учитывая эти положения, ученымидля классификации ОРМбыл предложентакой признак, как гласность проведения. По этому критерию все ОРМбыли разделены на:

мероприятия, которые можно проводить как гласно, так и негласно;

мероприятия, проводимые только негласно.Несмотря на то, что некоторые ученые высказывают позицию о недопустимости отнесения гласных мероприятийк числу оперативнорозыскных, подобная классификация приобрела большое значение для понимания сущности ОРМ,ибыла использована в работах ряда авторов.Вместе с тем, проведенный нами анализ свидетельствует о том, что однообразного понимания исследователями отличий между гласной и негласной формой проведения ОРМнет.Так, в комментарии к ФЗ ©Об ОРДª под редакцией А.Е. Чечетина сказано: ©Под гласным проведением мероприятий следует понимать действия органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, без сокрытия, вопервых, самого факта осуществления какихлибо действий, а вовторых, лиц, их осуществляющих. В то же время при гласном проведении оперативнорозыскных мероприятий может зашифровываться (скрываться) их истинная цель.Негласное проведение оперативнорозыскных мероприятий предполагает сокрытие от заинтересованных объектов (заподозренных, разрабатываемых, подозреваемых, обвиняемых и др.) факта осуществления какихлибо действий и лиц, их проводящих (оперативные работники, лица, оказывающие содействие органам, осуществляющим ОРДи др.)ª.Схожеемнение высказано А.П.Киселевым. По его мнению, при гласном проведении ОРМих истинная цель может, как зашифровываться, так и не зашифровываться, при негласномпроведенииоперативнорозыскных мероприятий предполагается сокрытие от заинтересованных лиц факта осуществления какихлибо действий и лиц, их проводящих.Другой позиции придерживаются О.А. Вагин и В.С. Овчинский. Они считают:©Гласное проведение ОРМ предполагает выполнение действий, образующихсодержание мероприятия, при которых не скрывается ни факт ОРМ, ни субъекты, их осуществляющие, ни истинные цели этого мероприятия.При проведении ОРМ негласно от их объектов и иных лиц скрывается сам факт осуществления действий, образующих ОРМ, а так же личность субъектов, их проводящихª.Полагаем, что различные результаты при делении формы проведения ОРМ на гласную и негласную возникли в силу того, что в рассмотренных работах не сформулирован критерий,по которому это деление производилось.Так, в приведенныхнами классификациях, деление на гласную форму проведения ОРМ и негласную происходило по трем признакам:

сокрытие факта проведения ОРМ;

сокрытие лиц, осуществляющих ОРМ;

сокрытие истинных целей проведения ОРМ.Согласно правилам логики, при наличии трех признаковследует говорить не о двух формах проведения ОРМ (гласно, негласно), а о восьми.В соответствии же с правилами логики, при дихотомическом делении, должен применяться признак, который делит объем понятия на два класса, понятия о которых находятся в отношении противоречия.В качестве такого признака А.Е. Чечетинпредлагает осознание заинтересованным лицом фактапроведения в отношении него оперативнорозыскной деятельности.Такой подход представляется не достаточно удачным, хотя ради справедливости следует отметить, что мы сами его ранее придерживались. Недостатки этого подхода заключается в том, что при использовании обозначенного признака форма проведения ОРМне зависит напрямую от намерений и действий сотрудника оперативного подразделения,и,следовательно,не может быть им выбрана.Например, сотрудники, органа, осуществляющего оперативнорозыскную деятельность, для раскрытия преступления принимают решение провести ОРМ ©обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средствª. При проведении указанного мероприятия, они не скрывают, что являются сотрудниками полиции (находятся в форменной одежде), не скрывают цель своих действий. Однако по причине отсутствия в этом месте, лица, совершившегопреступление, оно не узнает о проведенииобследования, и соответственно может не осознавать, что в отношении него осуществлялась оперативнорозыскная деятельность. Таким образом, по предложенному критерию указанное мероприятие следует отнести к числу негласных, несмотря на то, что сотрудникамиоргана, осуществляющего оперативнорозыскную деятельность, оно планировалось как гласное.Более правильным, в связи с этим, нам представляется мнениеС.Я.Малышеваи Н.Н.Киселева(2004), в соответствии с которымделение ОРМ на гласные и негласные должно проходить в зависимости от принятия или непринятия сотрудником оперативного подразделения мер негласности. Принимая такую позицию, полагаем, что термин ©меры негласностиª разумно будетзаменить термином ©меры недопущения осознания заинтересованным лицом факта осуществленияв отношении него оперативнорозыскной деятельностиª, поскольку он более полно раскрывает суть названных мери позволяет избежать circulus vitiosus. При использованиитакого критерия, акцент делается на том, что формапланируемого и проводимого оперативнорозыскного мероприятияопределяется исключительно сотрудником оперативного подразделение.Следует согласиться с О.А. Вагиным и В.С. Овчинским, которые считают, что нередко ОРМ, начинаясь негласно, в процессе их проведения переходят в гласную форму. Подобное может произойти, если оперативнорозыскная ситуация требует перехода от негласной формы проведения ОРМ к гласной и сотрудники отказываются от применения мер недопущения осознания заинтересованным лицом факта осуществленияв отношении него оперативнорозыскной деятельности.При этомследует учитывать, чтоне меняется форма проведения негласного ОРМ, если в ходе его проведения, несмотря на предпринимаемые меры, не удалось предотвратить осознание лицом факта осуществления в отношении него оперативнорозыскной деятельности.В силу указанных выше логических законов нецелесообразновыделятьнаряду с ОРМ, проводимымив гласной и негласной формах, так называемых ©зашифрованныхªОРМ, т.е. мероприятий, при проведении которых, скрывается их истинная цель и (или) ведомственная принадлежность субъектов.Полагаем, что постановка в один ряд с гласной и негласной формамипроведения ОРМ ‬зашифрованной, является логической ошибкой, возникшей в результате отсутствия четкого основания для деления.Какуже было отмечено, дихотомическое деление ОРМ по признаку ‬принятие или непринятие сотрудником оперативного подразделения мер недопущения осознания заинтересованным лицом факта осуществления в отношении него оперативнорозыскной деятельности, подразумевает существование только двух членов деления ‬гласная и негласная форма проведенияОРМ.Дополнительно можно провести деление негласной формы проведения ОРМ, по такому признаку, как способнедопущения осознания заинтересованным лицом факта осуществленияв отношении него оперативнорозыскной деятельности. В результате деления получим два вида обеспечения негласности:1.Полное сокрытие от заинтересованного лицаинформации,связанной с осуществлениемоперативнорозыскнойдеятельности;2.Оказание воздействия на заинтересованное лицо с целью введенияв заблуждение относительно оперативноразыскного характера осуществляемой деятельности.Второй способ применяется в тех случаях, когда полностью скрыть осуществление оперативнорозыскной деятельности невозможно.Считаем, что ОРМ при проведении которых, негласность достигается за счет оказания воздействия на заинтересованное лицо с целью введения в заблуждение относительно оперативноразыскного характера осуществляемой деятельности и получили в литературе название©зашифрованныеª или ©легендированныеª.В заключении отметим следующее. Вопервых, существует две формы проведения ОРМ: гласная и негласная, основанием выделения которых служит такой признак, как принятие или непринятие сотрудником оперативного подразделения мер недопущения осознаниязаинтересованным лицом факта осуществленияв отношении него оперативнорозыскной деятельности. Вовторых, негласная форма проведения ОРМ обеспечивается двумя способами: полное сокрытие от заинтересованного лица информации,связанной с осуществлением оперативнорозыскной деятельности;оказание воздействия на заинтересованное лицо с целью введения в заблуждение относительно оперативноразыскного характера осуществляемой деятельности.

Ссылки на источники1.Федеральный закон ©Об оперативнорозыскной деятельностиª: учебное пособие. Издание 8е, переработанное и дополненное / По редакцией А.Е. Чечетина. ‬М., 2004.2.Нагиленко Б.Я. О правомерности отнесения гласных мероприятий к предмету регулирования Федерального закона ©Об оперативнорозыскной деятельности // Актуальные вопросы теории и практики оперативнорозыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями: материалы науч.практ. конф., посвященной празднованию 70летия подразделений экономической безопасности МВД России. ‬М.,2007.3.Чечетин А.Е. Актуальные проблемы теории оперативнорозыскных мероприятий: монография. ‬М., 2006.4.Киселев А.П. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144ФЗ ©Об оперативнорозыскной деятельностиª / СПС КонсультантПлюс, 2013.5.Комментарий к Федеральному закону ©Об оперативнорозыскной деятельностиª. С приложением решений Конституционного Суда Российской Федерации и европейского Суда по правам человека / вступ. ст. В.Д. Зорькина. ‬М.: Норма,2006.6.Ивлев Д.В. Логика: учебник. ‬М., 1992.

Panyushin Denis BorisovichСriterion of division investigation and search operations into public and undercoverAnnotation:In the article the author analyses criteria of division investigation and search operations into public and undercover, and propose true criterion of division investigation and search operations into public and undercoverKey words:Public investigation and search operations, undercover investigation and search operations

Оперативно-розыскной деятельности присущи определенные методы, вытекающие из характера этой деятельности. Методы находят свое практическое воплощение в оперативно-розыскных мероприятиях, перечисленных в Законе об ОРД.

Метод - это путь, способ, прием или система приемов, применяемых в какой-либо деятельности для достижения цели.

Каждому виду человеческой деятельности присущи определенные методы, наиболее характерные для него. Говоря другими словами, характер деятельности определяет выбор методов ее осуществления. Существование различных методов предполагает их отличие один от другого по вполне конкретным чертам, признакам. Ясно, что методы строительства будут отличаться от методов земледелия, методы нефтехимии от методов станкостроения, методы дипломатии от методов войны и так далее. В то же время существуют методы, которые находят применение в различных сферах человеческой деятельности. Это прежде всего методы познания окружающего мира (наблюдение, осмотр, опрос, эксперимент, моделирование). Также это могут быть методы преобразования, воздействия. Например, такие методы, как компрометация, разоблачение, дезинформирование могут применяться правоохранительными органами для предупреждения и пресечения противоправной деятельности, разведывательными службами - для осуществления выгодного Республике Казахстан воздействия на объекты иностранных государств, производителями товаров и услуг - при ведении конкурентной борьбы за рынки сбыта.

Как было показано выше, оперативно-розыскная деятельность направлена на выполнение правоохранительной и специальной функций. Соответственно, методами оперативно-розыскной деятельности будут являться пути, способы, приемы или системы приемов осуществления правоохранительной и специальной функций и решения вытекающих из них оперативно-розыскных задач.

Эти методы можно классифицировать по различным признакам.

Как было показано выше, в соответствии со своими функциями оперативно-розыскная деятельность представляет собой вид деятельности, основным содержанием которого является познание и воздействие (преобразование). Познавательная деятельность находит свое выражение в информационно-аналитической работе (включающей и добывание информации), в изучении объектов заинтересованности и конфиденциальных помощников. Воздействие воплощается в мероприятиях по предупреждению и пресечению противоправной деятельности (правоохранительная функция), а также в так называемых мероприятиях содействия и акциях влияния (специальная функция). Соответственно, методы оперативно- розыскной деятельности прежде всего следует классифицировать как методы познания и воздействия (преобразования) - рисунок 6.

Методы познания можно разделить на общенаучные (наблюдение, опрос, эксперимент, моделирование, анализ, синтез и т.д.) и специальные, применимые только в оперативно-розыскной деятельности с задействованием специальных сил и средств (оперативное наблюдение, оперативный опрос, выведывание, оперативный эксперимент, оперативное моделирование, оперативная комбинация и др.).

Методы познания также делятся на методы информационно-аналитической работы (методы добывания оперативно-розыскной информации; методы анализа и обработки информации; методы прогнозирования) и методы получения первичной информации в отношении объектов заинтересованности и конфиденциальных помощников, методы их изучения.

Методы воздействия включают в себя так называемые ненасильственные (дезинформирование, продвижение специально подобранной

информации, оперативная комбинация) и насильственные методы (акции влияния, специальные мероприятия и операции).


Другим существенным признаком, по которому можно подразделять методы оперативно-розыскной деятельности, является конфиденциальность способов решения оперативно-розыскных задач. В этом случае методы делятся на гласные и негласные.

К гласным относятся методы решения оперативно-розыскных задач, при которых оперативные работники не скрывают своей принадлежности к органам, осуществляющим ОРД, и действуют от их имени. Кроме того, к гласным методам можно отнести сбор, изучение,

обработку и анализ официальных и неофициальных печатных изданий, средств массовой информации, необходимых для решения оперативно-розыскных задач.

Следует подчеркнуть, что применительно к разведывательному направлению ОРД говорить о гласных методах можно только условно, поскольку сама внешняя разведка относится к негласным видам деятельности. Поэтому в разведке под гласными методами получения информации и решения других задач подразумеваются методы, при которых разведчик использует возможности своего прикрытия, то есть должности, занимая которую в соответствии с положениями пункта "д" статьи 8 Закона об ОРД в каком-либо ведомстве, организации, предприятии Республики Казахстан, он может эффективно выполнять разведывательные функции.



Рисунок 7.


В качестве гласных методов можно назвать такие методы познания, как наблюдение, опрос, выведывание, эксперимент, моделирование, а также методы воздействия - продвижение специально подобранной информации, специальные мероприятия и операции (задержания, аресты и

Негласные (скрытные, конфиденциальные) методы оперативно-розыскной деятельности делятся на агентурные и безагентурные. Негласные агентурные методы - это методы познания и воздействия с использованием конфиденциальных помощников. Негласные безагентурные методы - это методы решения оперативно-розыскных задач непосредственно сотрудниками оперативно- розыскных подразделений, в том числе с помощью оперативно-технических средств.

К негласным методам ОРД относятся методы познания и воздействия, применяемые при осуществлении целого ряда общих и практически всех специальных (кроме цензуры корреспонденции осужденных) оперативно-розыскных мероприятий.

На основании изложенного классификацию методов оперативно-розыскной деятельности на гласные и негласные можно представить в виде схемы, изображенной на рисунке 7.

Следующая классификация методов ОРД основывается на их подразделении по функциям и видам оперативно-розыскной деятельности.

В этом случае методы прежде всего делятся на методы правоохранительной функции ОРД и методы специальной функции ОРД.

Методы правоохранительной функции ОРД в свою очередь делятся на:

Методы выявления противоправной деятельности;

Методы предупреждения противоправной деятельности;

Методы пресечения противоправной деятельности;

Методы раскрытия преступлений;

Методы оперативного розыска.

Методы специальной функции ОРД можно подразделить на:

Методы добывания разведывательной информации и содействия государственным органам в осуществлении внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, укреплении экономического потенциала и обороноспособности страны;

Методы содействия руководству государства в укреплении политической стабильности, экономического потенциала и обороноспособности страны в результате предотвращения разведывательной и иной противоправной деятельности извне против РК;

Методы обеспечения безопасности общества и государства от подрывной деятельности против основ государственного строя, общественного благополучия, стабильности и согласия;

Методы обеспечения безопасности Президента и других охраняемых лиц;

Методы обеспечения охраны госграницы;

Методы обеспечения сохранности сведений, составляющих государственную тайну;

Методы обеспечения собственной безопасности.

Классификация методов по функциям и видам ОРД схематично представлена на рисунке 8.

Методы оперативно-розыскной деятельности


Методы добывания разведывательной информации и содействия госорганам в осуществлении внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, укреплении экономического потенциала и обороноспособности страны. Методы содействия руководству государства в укреплении политической стабильности, экономического потенциала и обороноспособности

страны в результате предотвращения разведывательной и иной противоправной деятельности извне против РК. Методы обеспечения безопасности общества и государства от подрывной деятельности против основ государственного строя, общественного благополучия, стабильности и согласия.

Методы обеспечения безопасности Президента и других охраняемых лиц.

Методы обеспечения охраны госграницы. Методы обеспечения сохранности сведений, составляющих государственную тайну. Методы обеспечения собственной безопасности.

Рисунок 8.

Четвертым, наиболее общим, вариантом классификации методов оперативно-розыскной деятельности является вариант, основанный на подразделении методов в зависимости от основных и вспомогательных оперативно-розыскных задач.

Основные оперативно-розыскные задачи:

Добывание сведений об угрозах безопасности общества и государства; оказание целенаправленного воздействия на объекты, несущие в себе такие угрозы или представляющие интерес в плане укрепления экономического и оборонного потенциала Республики Казахстан;

Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;

Осуществление мер по розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших граждан и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством;

Выявление, предупреждение и пресечение разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций;

Обеспечение безопасности Президента Республики Казахстан и других охраняемых лиц;

Обеспечение охраны государственной границы;

Обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; содействие предприятиям, учреждениям и организациям (независимо от форм собственности) в защите коммерческой тайны;

Поддержание режима, установленного уголовно-исправительным законодательством, в местах лишения свободы;

Обеспечение безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Вспомогательные оперативно-розыскные задачи:

Создание агентурных и оперативно-технических позиций в объектах проникновения;

Приобретение конфиденциальных помощников.

Как основные, так и вспомогательные оперативно-розыскные задачи решаются в результате применения методов познания и воздействия (преобразования).

Методы познания в свою очередь делятся на общенаучные (наблюдение, опрос, эксперимент, моделирование, анализ, синтез и т.д.) и специальные, применимые только в оперативно-розыскной деятельности (оперативное наблюдение, оперативный опрос, выведывание, оперативный эксперимент, оперативное моделирование, оперативная комбинация и др.).

г

В зависимости от форм и средств познавательной деятельности методы познания также можно подразделить на гласные и негласные, а

негласные - на агентурные и оперативно-технические.

Методы воздействия (преобразования) подразделяются на методы предупреждения и пресечения, методы содействия.

Кроме того, они могут быть классифицированы на ненасильственные и насильственные.

Методы ненасильственного воздействия (преобразования) включают в себя: продвижение специально подобранной информации и дезинформирование. В некоторых источниках говорится также и о таких методах воздействия, как компрометация, разоблачение, оказание позитивного воздействия, однако они по своей сути представляют частные случаи доведения специально подобранной информации и дезинформирования.

Методы насильственного воздействия включают в себя:

Акции влияния, которые осуществляются через агентов влияния;

Специальные мероприятия и операции, суть которых заключается в оказании физического воздействия на объекты оперативного интереса (например, задержание, захват с поличным, операция по освобождению заложников и т.п.).

Основные задачи оперативно-розыскной деятельности решаются в результате создания агентурных и оперативно - технических позиций в объектах оперативной заинтересованности, приобретения конфиденциальных помощников. С этой целью используются такие методы как проникновение, оперативная комбинация, методы познания личности и воздействия на нее. В рамках проникновения, в свою очередь, применяются методы внедрения конфиденциальных помощников в объекты и приобретения конфиденциальных помощников в объектах, внедрения специальных технических средств и осуществления других оперативно - технических мероприятий.

Проникновение представляет собой один из основных методов оперативно-розыскной деятельности, заключающийся в негласном создании агентурных и оперативно-технических позиций в объектах оперативного интереса с целью решения оперативно-розыскных задач.

Оперативная комбинация - это комплекс объединенных общим замыслом оперативных мероприятий, предусматривающих использование разнообразных сил и средств.



Похожие публикации