Условия проведения оперативно розыскных мероприятий. Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются. ь лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных. Сведения о безвестном исчезновении поступают, как правило, от родственни

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:

1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.

3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.

4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

6. О предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника.

7. О достоверности сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены в результате террористической деятельности, но не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества.

Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:

1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

3. О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Особые условия проведения ОРМ – это условия, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи (п. 2 ст. 23 Конституции РФ), а также право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ).

Проведение ОРМ при особых условиях возможно только при наличии у ОРО судебного решения и информации:

1) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

2) о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

3) о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Предварительное следствие – это одна из форм предварительного расследования. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ (ст. 150 УПК РФ).

Согласно ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится:

1) следователями Следственного комитета при Прокуратуре РФ;

2) следователями органов Федеральной службы безопасности;

3) следователями органов внутренних дел РФ;

4) следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Так, судебное решение может быть получено только при наличии оснований, предусмотренных законом, т. е. когда ОРО представит соответствующие данные, которые подтверждают необходимость проведения ОРМ. Наличие судебного решения свидетельствует о том, что материалы, содержащие соответствующие данные, были представлены суду. В связи с этим никаких дополнительных материалов для проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права, не требуется.

Действие данной нормы не распространяется на переговоры, ведущиеся с использованием радиостанций. Это обусловливается тем, что физическая особенность радиоволн заключается в их полной незащищенности от улавливания посторонними радиоприемниками. Именно поэтому государство не может гарантировать тайну обмена информацией через эфир. В свою очередь, граждане, пользующиеся радиостанциями, должны осознавать открытость и доступность этого канала связи для посторонних лиц и понимать, что он не предназначен для передачи сведений, составляющих тайну частной жизни.

24 Специальная норма условий проведения прослушивания телефонных и иных переговоров без судебного решения

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно‑розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 ч (ч. 6 ст. 8 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности».

Подобные ОРМ проводятся по заявлению гражданина либо при наличии его письменного согласия с указанием срока, в течение которого он разрешает поставить свой телефон на прослушивание.

Просушивание телефонных и иных переговоров возможно только в том случае, когда имеет место угроза жизни, здоровью, собственности граждан. При этом угроза может быть выражена в виде реальной опасности посягательства на жизнь, здоровье или собственность граждан, а также в виде непосредственной возможности причинения такого вреда.

При необходимости может прослушиваться не только домашний, но и служебный телефон лица, которому угрожает опасность. В процессе прослушивания телефонных переговоров по заявлению граждан звукозаписывающая аппаратура включается при вызове абонента для того, чтобы зафиксировать угрозы, поступающие в его адрес.

Прослушивание телефонных переговоров по заявлению граждан с подключением непосредственно к их телефонному аппарату может быть проведено любым сотрудником оперативного подразделения. В случае необходимости привлекаются технические специалисты. По результатам прослушивания составляются рапорт или справка. К ним обычно прилагаются аудиокассеты или другие магнитные носители информации с записью прослушанных переговоров. Основанием для такого прослушивания является постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД. При этом соответствующий суд уведомляется в течение 48 ч. Уведомление должно быть только в письменном виде. Это необходимо для подтверждения в дальнейшем законности действий участников ОРД и их руководителей, а также при передаче фонограмм и бумажных носителей информации следователю для приобщения к уголовному делу.

ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности» установлены правила хранения и использования информации, полученной в ходе прослушивания телефонных и иных переговоров. Фонограммы, полученные в результате прослушивания переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования (ч. 4 ст. 8 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности»).

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Контрольная работа

по Оперативно-розыскной деятельности

тема: Оперативно-розыскные мероприятия:

основания и условия проведения

План

Введение

1. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий.

2. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Заключение

Литература

Введение

Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности необходимо знать, кем она проводится, в каких случаях, как она проводится и т.д.

Главными элементами проведения оперативно-розыскной деятельности являются:

- основания её проведения - те обстоятельства, при наступлении которых, решается вопрос о проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также о виде применимого мероприятия;

- условия её проведения - те обстоятельства, которые должны соблюдаться при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также тех лиц, в отношении которых эти мероприятия проводятся.

1. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

- наличие возбуждённого уголовного дела - наиболее общее основание. При этом не имеет значения, кем (органом дознания или следователем) возбуждено дело и в чьем производстве оно находится;

- получение органами, осуществляющими ОРД, сведений о:

ь признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Данные сведения могут поступать в правоохранительные органы по официально установленным каналам от заинтересованных лиц, а также в результате инициативной поисковой работы оперативных аппаратов;

ь событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Для того чтобы данные сведения действительно послужили основанием для проведения ОРМ, необходимо документальное их оформление, т.е. повод;

ь лицах, скрывающихся от следствия и суда и уклоняющихся от уголовного наказания. Данные сведения могут быть получены из оперативно-справочных учетов, на которые они ставятся с момента заведения розыскного дела. Если при проверке конкретного гражданина по учетам органов внутренних дел будет установлен факт его объявления в розыск;

ь лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных. Сведения о безвестном исчезновении поступают, как правило, от родственников, близких лиц пропавшего либо должностных лиц предприятий, учреждений и организаций;

Поручения о проведении ОРМ могут быть даны следователем и органом дознания, а также указанием прокурора и определением суда, по делам, находящимся в их производстве. В тех случаях, когда уголовное дело находится в производстве органа дознания, наделенного полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности, решение о проведении ОРМ принимается им по собственному усмотрению;

Запросы других органов, осуществляющих ОРД. Запрос по существу представляет собой разновидность такого ОРМ, как наведение справок и заключается в направлении официального документа одного оперативного органа другому оперативно-розыскному органу. Другими органами могут быть, как оперативные подразделения и службы этого же ведомства, так и органы других федеральных министерств и ведомств, наделенных правом осуществления ОРД;

Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц. К защищаемым лицам относятся судья, должностные лица правоохранительных и контролирующих органов, сотрудники, осуществляющие ОРД. В отношении защищаемых лиц может применяться целый комплекс мер безопасности, включающий в себя личную охрану, охрану жилища, выдачу специальных средств и оружия, помещение в безопасное место, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом, перевод на другую работу, смену места жительства, замену документов. Поводом для применения мер безопасности могут быть: заявление должностного лица; обращение председателя суда либо руководителя правоохранительного органа; получение оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности лица;

Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств. Головным исполнителем таких запросов выступает Национальное центральное бюро Интерпола в России (НЦБ Интерпола), одной из главных задач которого является оказание содействия в исполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Под запросами правоохранительных органов иностранных государств, следует понимать также и запросы органов внутренних дел стран - членов СНГ;

Отдельным видом оснований является сбор данных. Сбор данных необходимых для принятия решения - получение оперативным подразделением фактической информации, которая в совокупности повлияет для положительного либо отрицательного вывода по существу вопроса. Органы, осуществляющие ОРД, собирают данные необходимые для принятия решения:

· о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, а также к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, осуществляется подразделениями ФСБ. При оформлении допуска к государственной тайне могут собираться сведения о наличии медицинских противопоказаний, психических заболеваний, прошлых судимостях, проживании за границей близких родственников, правильности представленных анкетных данных, о совершении оформляемым лицом действий, создающих угрозу безопасности РФ;

· о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды. Вышеперечисленными объектами могут выступать предприятия, организации (независимо от форм собственности), связанные с обращением с ядерными материалами или ядерными установками;

· о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или допуске к материалам, полученным в результате ее проведения, а также об установлении отношений сотрудничества, собираются оперативными подразделениями органов, осуществляющих ОРД. Сбор данных организуется независимо от того, в какой форме это сотрудничество предполагается - гласной или негласной;

· по обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД. В настоящее время данному направлению деятельности правоохранительных органов должно быть уделено особое внимание со стороны государства, так как во многом это связано с обостренной коррупционной обстановкой в указанной сфере деятельности;

· о выдача разрешений на частную детективную и охранную деятельность. Осуществляется подразделениями лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел, которые проводят сбор необходимых сведений. Органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность изложенных в представленных документах сведений, чтобы принять решение о выдаче лицензий, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение. Кроме того, они обязаны проверить его по учетам психиатрических и наркологических лечебных учреждений, оперативно-справочным учетам органов внутренних дел, установить причины увольнения с прежнего места работы, а также выявить иные компрометирующие обстоятельства биографии претендента. Ст. 6 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» от 12 марта 1992

2. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

При наличии законных оснований ОРМ могут проводиться в отношении любых лиц независимо от их гражданства, национальности, имущественного, должностного и социального положения.

Особыми условиями для проведения ОРМ, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища является судебное решение и наличие информации о:

ь признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

ь лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

ь событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

К таким мероприятиям, прежде всего, относятся: негласный осмотр жилых помещений; прослушивание телефонных переговоров; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; снятие информации с технических каналов связи.

Применение ОРМ, ограничивающих указанные конституционные права граждан, допускается не по всем категориям дел, а только по тем, где обязательно производство предварительного следствия. Перечень преступлений, по которым обязательно предварительное следствие, определен ст. 151 УПК РФ.

В экстренных случаях, не терпящих отлагательства, при поступлении информации о подготавливаемом либо замышляемом преступлении, требующей неотложного реагирования, когда неприменение либо несвоевременное применение ОРМ позволит подозреваемым совершить тяжкое преступление с необратимыми последствиями, допускается проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, на основании постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД. Постановление может быть вынесено руководителем органа, лицом, временно исполняющим его обязанности, либо одним из его заместителей, на которого возложен контроль за оперативно-розыскной деятельностью. Оценка вероятности наступления необратимых последствий возлагается на руководителя, имеющего право вынесения такого постановления.

В случае проведения ОРМ, ограничивающего конституционные права граждан, предусматривается обязательность уведомления суда (судьи) о проводимом ОРМ, в течение 24 часов. Если судебное решение в течение 48 часов не будет получено, то начатое мероприятие должно быть немедленно прекращено.

Дополнительным условием проведения ОРМ в ситуации, которые создают угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России, выступает обязательность наличия данных о событиях и действиях, создающих такую угрозу.

Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

Органы, осуществляющие ОРД, должностные лица, собравшие необходимый материал в ходе осуществления ОРМ, при наличии возбужденного уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушивались, обязаны передать фонограмму и бумажный носитель записи переговоров следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок использования полученных сведений, оформленных уже в качестве вещественных доказательств, определяется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Разрешается прослушивание телефонных переговоров без судебного решения в случаях возникновения угрозы жизни, здоровью или собственности граждан по их заявлению или с их согласия в письменной форме. Такое прослушивание осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением судьи в течение 48 часов. О возникновении угрозы жизни, здоровью и собственности отдельных граждан может быть известно от них самих, их близких родственников, других заинтересованных лиц либо из конфиденциальных источников. В качестве заинтересованных лиц могут выступать граждане, а также общественные объединения и организации в лице их руководителей.

При проведении наиболее сложных ОРМ, предусматривается обязательность санкционирования данных мероприятий руководителем органа, осуществляющего ОРД. К таким мероприятиям относятся проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент и оперативное внедрение. Эти мероприятия проводятся на основании постановления, утверждаемого указанными руководителями.

Обязательными условиями проведения оперативного эксперимента является нацеленность на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие только тяжких и особо тяжких преступлений.

Часть 9 статьи 8 ФЗ «Об ОРД» запрещает проведение четырех оперативно-розыскных мероприятий (обследование помещений, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи) в целях сбора информации, необходимой для принятия решений:

о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;

о допуске к работам, связанным с эксплуатацией опасных объектов;

о допуске к участию в ОРД;

об установлении с лицом отношений сотрудничества;

о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность

При обеспечении мер безопасности органов, осуществляющих ОРД, допускается проведение любых оперативно-розыскных мероприятий без каких-либо ограничений. При обеспечении мер безопасности сотрудников оперативных аппаратов, членов их семей, а также лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, разрешается проводить обследование жилых помещений, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи без судебного решения при наличии согласия защищаемого должностного лица или гражданина в письменной форме. Данная норма не предусматривает и уведомления судьи о проводимых мероприятиях, поскольку защищаемые лица дают согласие на ограничение неприкосновенности своей частной жизни.

Решение о проведении оперативно-розыскных мероприятий в целях обеспечения безопасности сотрудников оперативных аппаратов, а также лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам (и членов их семей), принимается после установления реальности угрозы их жизни, здоровью и имуществу вследствие осуществления ими своих должностных либо гражданских обязанностей. Как правило, данное решение принимает руководитель органа, осуществляющего ОРД, либо его заместитель.

Заключение

Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности, одним из наиболее важных её элементов является соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность должны всегда руководствоваться, и не забывать, содержание статьи 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Только такой подход со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, поможет им исполнять свои обязанности в полном объеме, с соблюдением прав граждан, с выбором и применением конкретного оперативно-розыскного мероприятия и привлечением лиц виновных в содеянном.

Литература

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // «Российской газете» от 18 августа 1995 г.

Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» // «Российская газета» от 12 апреля 1995 г. № 72

Киселев А.П. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». - М.: «ОСЬ-89», 2006 г.

...

Подобные документы

    Понятие оперативно-розыскных мероприятий, их классификация и задачи: характер общественных отношений, возникающих при осуществлении ОРМ и использовании результатов. Условия проведения ОРМ, ограничивающих и не ограничивающих конституционные права граждан.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2012

    Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий. Условия, содержащие исключения из правил проведения оперативно-розыскных мероприятий. Прослушивание телефонных переговоров на проводных линиях связи. Пути снятия информации с технических каналов.

    дипломная работа , добавлен 10.05.2011

    Понятие и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, сбор образцов для сравнительного анализа, контроль почтовых отправлений, снятие информации с технических каналов связи, юридические основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

    дипломная работа , добавлен 22.08.2012

    Понятие оперативно-розыскных мероприятий, их характеристика и виды: опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного анализа, проверочная закупка, исследование предметов и документов, отождествление личности, наружное наблюдение.

    курсовая работа , добавлен 07.08.2013

    Понятие, основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий. Цель, принципы, средства и методы получения информации о скрытых преступлениях, розыске лиц. Классификация ОРМ. Правовое регулирование проведения разведывательно-поисковых действий.

    реферат , добавлен 25.04.2016

    Роль оперативно-розыскных мероприятий в выполнении задач оперативно-розыскной деятельности. Опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования. Исследование предметов и документов. Отождествление личности, оперативный эксперимент.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2010

    Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий, основания и условия их проведения. Особенности наведения справок, выполнение проверочной закупки, исследование предметов и документов, организация контролируемой поставки, суть оперативного эксперимента.

    контрольная работа , добавлен 16.04.2013

    Оперативно-розыскные аппараты органов внутренних дел как субъекты оперативно-розыскной деятельности, их классификация, задачи и компетенция. Основания и формы правовой и социальной защиты должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Оперативно-розыскная деятельность: сущность, задачи. Розыскная деятельность как вспомогательная по отношению к уголовно-процессуальной. Фактические основания и поводы проведения розыскных мероприятий. Характер взаимодействия следователя с органами.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2012

    Изучение понятия, оснований, условий проведения оперативно-розыскных мероприятий и их классификации. Анализ сбора образцов для сравнительного анализа, проверочной закупки, оперативного эксперимент и внедрения, отожествления личности, наведения справок.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 8. Условия проведения оперативно - розыскных мероприятий. Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно - розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Проведение оперативно - розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:
(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.
2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.
3. О событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, допускается проведение оперативно - розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно - розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно - розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.
Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность.
Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
При проведении оперативно - розыскных мероприятий по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 4 и 6 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, запрещается осуществление действий, указанных в пунктах 8 - 11 части первой статьи 6 настоящего Федерального закона.
Оперативно - розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. По основаниям, предусмотренным пунктом 5 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, разрешается осуществлять действия, указанные в пунктах 8 - 11 части первой статьи 6, без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме.
Комментарий к статье 8
1. В ч. 1 комментируемой статьи конкретизируется конституционный принцип равенства всех перед законом, в соответствии с которым при наличии законных оснований ОРМ могут проводиться в отношении любых лиц независимо от их гражданства, национальности, имущественного, должностного и социального положения. Однако этот принцип имеет некоторые исключения, связанные с провозглашенной Конституцией РФ неприкосновенностью Президента РФ, депутатов Федерального Собрания, судей, прокуроров и Уполномоченного по правам человека.
Согласно ст. 91 Конституции РФ Президент обладает неприкосновенностью. Действующее законодательство не дает понятия и пределов уголовно - процессуальной и оперативно - розыскной неприкосновенности Президента; в ч. 1 ст. 93 Конституции допускается возможность обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления. Отсюда представляется вполне логичным предположить и возможность осуществления оперативно - розыскных мероприятий в отношении Президента под контролем Верховного Суда. Однако следует иметь в виду, что неприкосновенность Президента в соответствии с Федеральным законом "О государственной охране" от 27 мая 1996 г. охраняется федеральными органами государственной охраны. Это делает невозможным нарушение его неприкосновенности иными органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность.
На основании ст. 98 Конституции РФ члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. В соответствии со ст. 18 Федерального закона "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. неприкосновенность депутата распространяется на его жилые и служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Из смысла статьи вытекает, что ОРМ, нарушающие указанные права на неприкосновенность, проводиться не могут, хотя не исключается возможность проведения других ОРМ, не затрагивающих эти права. Кроме того, институт неприкосновенности в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ N 5-П от 20 февраля 1996 г. должен ограничиваться лишь сферой депутатской деятельности указанных лиц, что предполагает возможность осуществления любых ОРМ при совершении ими преступных деяний, не связанных с выполнением депутатских обязанностей.
Неприкосновенность судей закреплена в ст. 122 Конституции РФ. В соответствии со ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. проникновение в жилище либо служебное помещение судьи, личный или используемый им транспорт, прослушивание его телефонных переговоров, досмотр его корреспонденции могут производиться только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи. Отсюда можно сделать вывод, что ОРМ в отношении судьи, ограничивающие указанные права, могут проводиться только в случае возбуждения против него уголовного дела. Однако это не исключает возможности проведения других ОРМ, не ограничивающих названных прав. Например, следует признать допустимым и правомерным применение аппаратуры прослушивания и записи переговоров, находящейся у лица, которое посещает жилище либо служебное помещение судьи с согласия последнего.
Неприкосновенность прокуроров закреплена в Законе РФ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. В ст. 42 Закона определено, что любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем прокуратуры, является исключительной компетенцией органов прокуратуры. При получении оперативными аппаратами сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного прокурором или следователем прокуратуры противоправного деяния они должны уведомить об имеющихся сведениях вышестоящего прокурора, который с целью проведения проверки может поручить провести необходимые ОРМ.
Неприкосновенность Уполномоченного по правам человека закреплена в Федеральном законе "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г., в ст. 12 которого определено, что Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также принадлежащие ему документы.
2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает особые условия для проведения ОРМ, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища. Из числа мероприятий, предусмотренных в ч. 1 ст. 6, к таковым прежде всего относятся: негласный осмотр жилых помещений; прослушивание телефонных переговоров; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; снятие информации с технических каналов связи (см. комментарий к ст. 6). Осуществление этих мероприятий в соответствии со ст. 23 и 25 Конституции РФ допускается только на основании судебного решения.
Действие комментируемой нормы не распространяется на переговоры, ведущиеся с использованием радиостанций, поскольку физическая особенность радиоволн заключается в их полной незащищенности от улавливания посторонними радиоприемниками, а поэтому государство не может гарантировать тайну обмена информацией через эфир. В свою очередь, граждане, пользующиеся радиостанциями, должны осознавать открытость и доступность этого канала связи для посторонних лиц и понимать, что он не предназначен для передачи сведений, составляющих тайну частной жизни.
Конституционное право на тайну телефонных переговоров, на наш взгляд, также не распространяется на использование внутрипроизводственных и технологических сетей связи предприятий, учреждений и организаций, не имеющих выхода на сеть связи общего пользования. Такие каналы создаются для управления внутрипроизводственной деятельностью и технологическими процессами, а поэтому предназначены для обмена служебной информацией, которая не может относиться к частной жизни граждан.
При проведении оперативно - розыскных мероприятий, ограничивающих конституционное право граждан на неприкосновенность жилища, немаловажное значение имеет правильное толкование понятия жилища.
Нормативный акт, регламентирующий оперативно - розыскную деятельность органов внутренних дел, понятие "жилище" отождествляет с понятием "место жительства", содержание которого раскрывается в Законе РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. К месту жительства этот законодательный акт относит жилые дома, квартиры, служебные жилые помещения, специализированные дома (общежития, гостиницы - приюты, дома маневренного фонда, дома - интернаты для одиноких престарелых, инвалидов и др.), а также иные жилые помещения, в которых граждане постоянно или преимущественно проживают в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Не включаются в понятие "жилище" места пребывания - гостиницы, санатории, дома отдыха, пансионаты, кемпинги, туристические базы, больницы, другие подобные учреждения, а также жилые помещения, не являющиеся местом жительства, в которых граждане проживают временно.
Такое определение содержания понятия "жилище" в ведомственном нормативном акте вступает в противоречие с судебным толкованием этого термина, данным в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 5 сентября 1986 г. N 11 "О судебной практике по делам о преступлениях против личной собственности". Высшая судебная инстанция страны в указанном Постановлении определила, что "жилище - это помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей (индивидуальный дом, квартира, комната в гостинице, дача, садовый домик и т.п.), а также те его составные части, которые используются для отдыха, хранения имущества либо удовлетворения иных потребностей человека (балконы, застекленные веранды, кладовые и т.п.). Не могут признаваться жилищем помещения, не предназначенные и не приспособленные для постоянного или временного проживания (например, обособленные от жилых построек погреба, амбары, гаражи и другие хозяйственные помещения)" (Бюллетень Верховного Суда СССР. 1986. N 6. С. 5). Таким образом, Верховный Суд в понятие "жилище" включает как "место жительства", так и "место пребывания" граждан.
В ряде комментариев к ст. 25 Конституции РФ можно встретить более широкое толкование понятия "жилище", когда к нему в правовом отношении приравниваются транспортные средства, купе поезда, каюты парохода, личные гаражи, хозяйственные постройки, земельные участки, прилегающие к дому, и т.п. (см., например: Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина, Ю.А. Батурина, Р.Г. Орехова. - М., 1994. С. 161 - 162; Научно - практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Спарк, 1997. С. 121). Такой подход вряд ли можно признать достаточно обоснованным, поскольку он противоречит упомянутому Постановлению Пленума Верховного Суда.
В правоприменительной деятельности органов, осуществляющих ОРД, представляется наиболее правильным придерживаться определения жилища, данного в указанном Постановлении Пленума Верховного Суда.
Проникновение в жилище граждан при проведении оперативно - розыскных мероприятий с нарушением условий, предусмотренных комментируемым Законом, может повлечь уголовную ответственность по ст. 139 УК РФ (см. комментарий к ст. 5).
Применение ОРМ, ограничивающих указанные конституционные права граждан, допускается не по всем категориям дел, а только по тем, где обязательно производство предварительного следствия. Перечень преступлений, по которым обязательно предварительное следствие, определен ст. 126 УПК РСФСР.
В прежней редакции Закона об ОРД (1992 г.) указанные ОРМ разрешалось проводить только по преступлениям, отнесенным к категории тяжких. Таким образом, новая редакция Закона юридически расширила возможности оперативных аппаратов в осуществлении своих функций.
3. Общие правила проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи имеют исключения для случаев, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления. Такие ситуации возникают при поступлении информации о подготавливаемом либо замышляемом преступлении, требующей неотложного реагирования, когда неприменение либо несвоевременное применение ОРМ позволит подозреваемым совершить тяжкое преступление с необратимыми последствиями. В этих случаях допускается проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, на основании постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД. Постановление может быть вынесено руководителем органа, лицом, временно исполняющим его обязанности, либо одним из его заместителей, на которого возложен контроль за оперативно - розыскной деятельностью. Оценка вероятности наступления необратимых последствий возлагается на руководителя, имеющего право вынесения такого постановления (см. комментарий к ст. 9).
Тяжкими преступлениями согласно ч. 4 ст. 15 УК РФ признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых предусмотрено максимальное наказание до десяти лет лишения свободы, в частности: изнасилование при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 131), кража при отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 158), грабеж при отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 161), вымогательство при отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 163), а также ряд других деяний. Логично распространение действия этой нормы на случаи совершения и особо тяжких преступлений, за которые предусмотрено наказание свыше десяти лет лишения свободы: бандитизм (ст. 209); умышленное убийство (ст. 105); умышленное причинение вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 111) и др.
Комментируемая норма предусматривает обязательность уведомления суда (судьи) о проводимом в экстренном порядке мероприятии, ограничивающем конституционные права граждан, в течение 24 часов. Хотя форма уведомления в тексте Закона не указана, однако толкование данной нормы позволяет допустить возможность устного порядка уведомления, поскольку в течение 48 часов необходимо получить судебное решение, для чего выносится письменное постановление руководителя органа внутренних дел. Если судебное решение в течение 48 часов не будет получено, то в соответствии с комментируемой нормой начатое мероприятие должно быть немедленно прекращено.
Отказ судьи в выдаче разрешения на проведение уже начатого в порядке ч. 3 комментируемой статьи ОРМ следует расценивать не только как запрет на его дальнейшее продолжение, но и как признание неправомерности его начала. В этом случае вынесение постановления руководителем органа, осуществляющего ОРД, на проведение мероприятия должно признаваться необоснованным и влечь за собой предусмотренные законодательством меры ответственности в зависимости от наступивших последствий. Результаты, полученные при проведении начатого без достаточных оснований мероприятия, не будут иметь доказательственного значения и не могут быть использованы в порядке, предусмотренном ст. 11 комментируемого Закона.
Для проведения неотложного ОРМ, носящего разовый характер (осмотр жилого помещения или разовый контроль почтовых отправлений), в течение 48 часов также должно быть получено судебное разрешение в письменной форме.
4. Часть 4 комментируемой статьи разрешает прослушивание телефонных переговоров без судебного решения в случаях возникновения угрозы жизни, здоровью или собственности граждан по их заявлению или с их согласия в письменной форме. Такое прослушивание осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.
О возникновении угрозы жизни, здоровью и собственности отдельных граждан может быть известно от них самих, их близких родственников, других заинтересованных лиц либо из конфиденциальных источников. В качестве заинтересованных лиц могут выступать граждане, а также общественные объединения и организации в лице их руководителей.
Действие данной нормы в полной мере распространяется на случаи, когда основанием осуществления ОРМ выступает постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц (см. п. 8 комментария к ст. 7).
Форма уведомления судьи о проводимом прослушивании телефонных переговоров на основании рассматриваемой нормы в тексте Закона не оговорена, однако представляется вполне очевидным, что она должна быть письменной. Копию уведомления судьи целесообразно приобщать к материалам с результатами проведенного мероприятия.
В заявлении или письменном согласии гражданина должно быть указано, на какой срок он разрешает поставить свой телефон на прослушивание и согласны ли на это проживающие с ним члены семьи. В случае необходимости может прослушиваться не только домашний, но и служебный телефон лица, которому угрожает опасность.
В соответствии с данной нормой может осуществляться контроль не только телефона, но и других видов связи, по которым может поступить угроза (факсимильной, сотовой, пейджинговой, компьютерной и т.п.).
При прослушивании телефонных переговоров по заявлению граждан звукозаписывающая аппаратура может включаться только при вызове абонента для фиксации поступающих в его адрес угроз. Прослушивание телефонных переговоров по заявлению граждан с подключением непосредственно к их телефонному аппарату может проводиться любым сотрудником оперативного подразделения с привлечением при необходимости технических специалистов. По результатам такого прослушивания составляется рапорт или справка с приложением аудиокассет либо других магнитных носителей информации с записью прослушанных переговоров. Указанные документы и материалы вместе с постановлением на проведение мероприятия и копией уведомления судьи могут передаваться следователю для использования в процессе доказывания. Во всем остальном порядок прослушивания телефонных переговоров должен соответствовать общим требованиям для проведения данного мероприятия (см. п. 11 комментария к ст. 6).
5. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает обязательность санкционирования руководителем органа, осуществляющего ОРД, проведения четырех наиболее сложных оперативно - розыскных мероприятий, связанных с имитацией противоправной деятельности. К таким мероприятиям Закон относит проверочную закупку и контролируемую поставку предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент и оперативное внедрение (см. комментарий к ст. 6). Эти мероприятия проводятся на основании постановления, утверждаемого указанными руководителями. Если к проведению указанных ОРМ привлекаются сотрудники других подразделений и служб, то постановление должно утверждаться руководителем вышестоящего органа. Рассмотрение и утверждение постановления руководителем органа - одна из форм ведомственного контроля за законностью ОРД.
Постановления должны храниться в делах оперативного учета, а после проведения мероприятия вместе с документами, отражающими его результаты, могут передаваться следователю для использования в процессе доказывания.
6. Обязательным условием проведения оперативного эксперимента, как установлено в ч. 6 комментируемой статьи, является его нацеленность на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие только тяжких и особо тяжких преступлений. Такое ограничение на использование данного мероприятия можно объяснить стремлением законодателя обеспечить баланс интересов личности и общества в оперативно - розыскной деятельности, поскольку при воссоздании условий эксперимента объективно создается обстановка, облегчающая совершение преступления, а поэтому появляется опасность совершения противоправных действий случайными лицами.
Следует учитывать, что окончательная уголовно - правовая квалификация действий лица, выявленного с помощью оперативного эксперимента, может существенно отличаться от первоначальной и ему в итоге может быть предъявлено обвинение в совершении преступления, не относящегося к категории тяжких. Например, задержанному в результате проведения оперативного эксперимента похитителю автомобиля не всегда удается доказать умысел на хищение, и его действия могут быть квалифицированы по ч. 1 ст. 166 УК (угон без квалифицирующих признаков, который не относится к числу тяжких преступлений). В такой ситуации проведение эксперимента не следует считать неправомерным, поскольку изначально он был направлен на выявление и раскрытие тяжкого преступления, а поэтому его результаты могут использоваться в соответствии с общими правилами (см. комментарий к ст. 11).
7. Часть 7 комментируемой статьи запрещает проведение четырех оперативно - розыскных мероприятий (обследование помещений, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи) в целях сбора информации, необходимой для принятия решений: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; допуске к работам, связанным с эксплуатацией опасных объектов; допуске к участию в ОРД; об установлении с лицом отношений сотрудничества; о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность (см. комментарий к ст. 7). Такое ограничение можно объяснить тем, что сбор этих сведений не входит в число основных задач ОРД, а поэтому законодатель не разрешает вторгаться в наиболее важные конституционные права граждан.
8. Часть 8 комментируемой статьи разрешает при обеспечении мер безопасности органов, осуществляющих ОРД, проводить любые оперативно - розыскные мероприятия без каких-либо ограничений.
Полномочия органов, осуществляющих ОРД, по обеспечению собственной безопасности установлены в законодательных актах, регламентирующих их деятельность (см. п. 13 комментария к ст. 7).
При обеспечении мер безопасности сотрудников оперативных аппаратов, членов их семей, а также лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, в соответствии с комментируемой нормой разрешается проводить обследование жилых помещений, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи без судебного решения при наличии согласия защищаемого должностного лица или гражданина в письменной форме. Данная норма не предусматривает и уведомления судьи о проводимых мероприятиях, поскольку защищаемые лица дают согласие на ограничение неприкосновенности своей частной жизни.
Решение о проведении оперативно - розыскных мероприятий в целях обеспечения безопасности сотрудников оперативных аппаратов, а также лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам (и членов их семей), принимается после установления реальности угрозы их жизни, здоровью и имуществу вследствие осуществления ими своих должностных либо гражданских обязанностей (см. комментарий к ст. 14). Такое решение по аналогии с порядком, установленным ст. 14 Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", необходимо оформлять постановлением руководителя органа, осуществляющего ОРД.
Действие данной нормы должно распространяться также на случаи применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых на основе Федеральных законов "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и "О государственной охране" (см. п. 8 комментария к ст. 7).



Похожие публикации