Какой признак объединяет казенное и бюджетное учреждения. Основы бюджетного учета бюджетные, казенные и автономные учреждения

А.А. Вавилова ,
зам. директора Центра правовых прикладных разработок Института развития образования Национального исследовательского университетаВысшей школы экономики

Сравнительная характеристика учреждений различных типов

После вступление в действие Закона № 83-ФЗ бюджетные учреждения будут отличаться друг от друга своим правовым статусом, т. е. теми возможностями, которые получит их администрация для осуществления своей деятельности. Если говорить кратко, то казенное учреждение будет максимально ограничено в проявлении какой-либо инициативы, однако получит финансовые гарантии от учредителя. Бюджетное и автономное учреждения будут иметь больше возможностей для осуществления самостоятельной деятельности, однако на них ляжет и больший груз ответственности, поскольку учредитель не будет предоставлять им финансовых гарантий.

Образовательные учреждения, которые уже перешли в статус автономных, после вступление в силу Закона № 83-ФЗ практически не заметят перемен. Бюджетные учреждения, которые станут казенными, получат еще больше ограничений на осуществление приносящей доход деятельности, но в целом будут работать как и прежде. Принципиальные изменения произойдут только в деятельности бюджетных учреждений. Можно сказать, что существующее в настоящее время бюджетное учреждение наиболее близко по своим возможностям к будущему казенному учреждению, новое же бюджетное учреждение станет ближе к современному автономному.

Различия между учреждениями новых типов можно представить в виде таблицы.


Критерии сравнения

Типы учреждений

Казенное

Бюджетное

Автономное

1

2

3

4

1. Основные направления деятельности

Оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции

Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления

Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, местного самоуправления

2. Сферы, в которых может быть создано

В любых

В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах

В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами

3. Способ финансиро­вания

За счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы



На основе финансирования государственного или муниципального задания

4. Способ доведения денежных средств

По бюджетной смете



Через субсидии ("одна строка")

5. Учет иных доходов в процессе финансирования

Иные доходы учитываются при определении объема финансирования



Размер субсидии не зависит от иных доходов

6. Право на ведение приносящей доход деятельности



Должно быть предусмотрено учредительными документами

Должно быть предусмотрено учредительными документами

7. Распределение доходов от приносящей доход деятельности

Поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ



Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения

8. Распоряжение доходами от приносящей доход деятельности

Не имеет права на свободное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности



Имеет право свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности

9. Выделяемые виды имущества

Не выделяются



Недвижимое, особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных им средств

10. Распоряжение имуществом

Распоряжается с согласия собственника

Распоряжается с согласия собственника особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств, а также недвижимым имуществом. Другим имуществом распоряжается свободно

Распоряжается с согласия собственника – недвижимым и особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств. Другим имуществом распоряжается свободно

11. Ответственность учреждения перед кредиторами

Отвечает денежными средствами



Отвечает всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств

12. Субсидиарная ответственность учредителя

Есть

Нет

Нет

13. Органы управления

Не меняются

Не меняются

В дополнение к имеющимся органам добавляется наблюдательный совет

14. Порядок заключение крупных сделок, сделок "с заинтересованностью"

Обычный порядок

С согласия учредителя

С согласия учредителя либо наблюдательного совета

15. Заключение контрактов

От имени учредителя

От своего имени

От своего имени

16. Действие Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Распространяется

Распространяется

Не распространяется

17. Возможность получать займы, кредиты

Не могут

Могут с учетом установленных законом ограничений

Могут

18. Возможность создания иных юридических лиц

Отсутствует



Может с согласия учредителя передавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника

Закон № 83-ФЗ дает точные определения казенного и бюджетного учреждений: казенное учреждение – это "государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы"; бюджетное учреждение – это "некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах".

Определение автономного учреждения содержится в Федеральном законе от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (да­лее – Закон № 174-ФЗ)). Согласно данному закону автономное учреждение – это "некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществ­ления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами".

При анализе данных определений следует обратить внимание на следующие моменты.

Во-первых , казенное учреждение может быть создано не только для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, но и для исполнения государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

В то же время бюджетное и автономное учреждения создаются исключительно с целью выполнения работ либо оказания услуг. В определениях бюджетного и автономного учреждений про возможность исполнения ими государственных (муниципальных) функций не упоминается. Таким образом, если на учреждение планируется возложить не только выполнение работ или оказание услуг, но и исполнение государственных (муниципальных) функций, тип такого учреждения должен быть казенным.

Во-вторых , все три типа учреждений создаются в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или местного самоуправления. Если соответствующего полномочия у органа государственной власти или местного самоуправления нет, создание учреждения невозможно.

В-третьих , в определении казенного учреждения даже не упоминается про сферы, в которых оно может быть создано, т. е. оно изначально может действовать в любых сферах. Бюджетное же учреждение создается в определенных сферах, перечисленных в Законе № 83-ФЗ. Необходимо отметить, что речь идет о неограниченном перечне. Однако перечисление задает примерное направление для понимания того, в каких сферах должно работать бюджетное учреждение. Если их проанализировать, то можно сделать вывод, что это основные сферы, в которых государство финансирует оказание услуг, выполнение работ для населения.

Что касается автономного учреждения, то оно может быть создано только в строго ограниченных случаях. Изначально, при принятии Закона № 174-ФЗ, перечень сфер, в которых допускалось создание автономных учреждений, был ограничен. Позднее в закон внесли изменения, и перечень стал открытым. Данное решение привело к появлению большого числа автономных учреждений, которые фактически являлись коммерческими юридическими лицами. Цель их создания заключалась в том, чтобы обойти нормы законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

На данный момент разрешается создавать автономное учреждение в сферах, перечисленных в Законе от № 174-ФЗ, а также в иных случаях, но только если эти случаи прямо определены на уровне федерального закона. Таким образом, если та отрасль, которая не была прямо упомянута, внесет норму о возможности создания автономного учреждения в свой отраслевой закон, автономные учреждения в этой сфере смогут существовать, если же нет, то создать их будет нельзя, а уже созданные надо будет реорганизовать или ликвидировать.

С принятием Федерального закона № 83-ФЗ изменятся основные финансовые механизмы функционирования школы. Несмотря на то что закон вступает в силу с 1 января 2011 года, руководителям уже сейчас необходимо начинать подготовку к новым условиям хозяйствования и самое главное – определиться с выбором правовой формы образовательного учреждения.

Реформирование бюджетного сектора российской экономики направлено в первую очередь на обеспечение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг для населения. В связи с этим в бюджетном финансировании необходимо сместить акценты – бюджетные средства должны тратиться не на то, чтобы поддерживать функционирование учреждения как юридического лица, а на то, чтобы обеспечить каждому гражданину право на получение бесплатной (либо частично платной) услуги необходимого качества.

Государственные (муниципальные) услуги – это "услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями".

Ст. 6 Бюджетного кодекса РФ

Одним из этапов бюджетной реформы является реализация положений принятого 8 мая 2010 г. Федерального закона № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее – Закон № 83-ФЗ), который вносит существенные изменения в ряд законодательных актов, регулирующих деятельность некоммерческого сектора, и задает новые правовые и экономические условия работы государственных и муниципальных учреждений.

Переход на финансирование по государственному заказу

В частности, закон устанавливает новые правила финансирования бюджетных учреждений: с 2011 г. денежные средства (субсидии) им будут выдаваться на выполнение государственного (муниципального) задания. Таким образом, обеспечивается переход на финансирование по государственному заказу, который в полной мере воплощает идеологию бюджетной реформы – государство оплачивает определенный вид услуг, работ, а любой желающий оказать данные услуги или выполнить работы может принять участие в конкурсе и получить заказ.

Государственное (муниципальное) задание – это "документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)".

Ст. 6 Бюджетного кодекса РФ

Представляется, что полный переход на финансирование социального сектора по государственному заказу невозможен, поскольку есть такие области социальной работы, где не приходится рассчитывать на наличие участников конкурсов, что означает необходимость сохранения государственных и муниципальных учреждений с обязательностью выполнения ими задания учредителя. Однако в ряде областей переход на государственный заказ позволит участвовать в получении бюджетного финансирования всем юридическим лицам, ведущим соответствующую деятельность, а не только государственным и муниципальным учреждениям, что в большей мере соответствует принципам антимонопольного законодательства.

Закон № 83-ФЗ вносит принципиальные изменения в гражданское законодательство, которое регулирует статус юридических лиц, в т. ч. статус учреждений, а также в бюджетное законодательство, законодательство о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и налоговое законодательство.

Можно констатировать, что не только образовательные учреждения, но и в целом все учреждения бюджетной сферы будут строить свою деятельность на основании новых правил, определяющих их статус, права по использованию имущества и ведению приносящей доход деятельности, а также иные особенности правового положения. В этом смысле образовательные учреждения оказываются в одной лодке с учреждениями здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта и т. д.

Новое в Законе РФ “Об образовании”

Изменения, которые вносятся в Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон РФ "Об образовании"), нельзя назвать кардинальными. Их основная задача – привести его в соответствие с новым гражданским и бюджетным законодательством и учесть существующую практику.

Так, в ст. 11 Закона РФ "Об образовании" теперь четко прописано, кто может быть учредителем образовательного учреждения (далее – ОУ):


  1. "Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования;

  2. российские и иностранные коммерческие организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы);

  3. российские и иностранные некоммерческие организации, в том числе общественные объединения и религиозные организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы);

  4. физические лица".
Далее в статье поясняется, что функции и полномочия учредителя ОУ, созданного РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием (если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ) осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. В случае реорганизации органов государственной власти или органов местного самоуправления права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам.

Это положение точно отражает сложившуюся на данный момент ситуацию: указанные выше органы никогда не были учредителями, но исполняли их функции и полномочия.

Закон № 83-ФЗ также приводит в соответствие с бюджетным законодательством терминологию Закона РФ "Об образовании" – теперь в нем идет речь не о финансировании образовательных учреждений, а о финансовом обеспечении их деятельности.

Согласно новому закону финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными ОУ осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, и муниципальных ОУ – на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности.

Таким образом, внесенные в Закон РФ "Об образовании" поправки и дополнения только отражают изменения в статусе государственных и муниципальных учреждений, которые закрепляются в новых редакциях Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ), Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Закон № 7-ФЗ) и иных нормативных правовых актах.

Изменения в статусе государственных и муниципальных учреждений

Согласно Закону № 83-ФЗ регулирование деятельности государственных и муниципальных учреждений осуществляется ГК РФ и Законом № 7-ФЗ с учетом внесенных в них изменений.

В частности, ст. 120 ГК РФ устанавливает, что государственное или муниципальное учреждение с момента вступления в силу Закона № 83-ФЗ может быть автономным, бюджетным или казенным, а ст. 9.1 Закона № 7-ФЗ определяет, что "государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием".

Важно понимать, что указанные наименования учреждений – автономное, бюджетное и казенное – являются лишь типами внутри единой организационно-правовой формы юридического лица (учреждения).

Данное решение имеет важное практическое значение, поскольку изменение организационно-правовой формы юридического лица является реорганизацией, при которой юридическое лицо в старой форме прекращает свое существование, а на его месте возникает юридическое лицо новой формы, которое принимает на себя все обязательства реорганизованного лица. В этом случае учреждение должно заново получать необходимые для осуществления деятельности лицензии, проходить государственную аккредитацию и т. п.

Смена же типа учреждения реорганизацией не является. Все полученные лицензии и свидетельства о государственной аккредитации сохраняют свое действие, и переоформлять документы не требуется.

Нормативные документы


  • Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.07.2010)

  • Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (часть первая) (ред. от 27.12.2009)

  • Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"

  • Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (ред. от 18.10.2007)

  • Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (ред. от 08.05.2010)

  • Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 19.05.2010)

  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 17.06.2010)
Справочник руководителя образовательного учреждения

Тема 8. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА

Типы государственных и муниципальных учреждений

Учреждение – некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждения :

– государственные

– муниципальные

Государственные учреждения находятся в федеральной или региональной собственности и финансируются из средств федерального и региональных бюджетов.

Муниципальные учреждения находятся в собственности муниципальных образований и финансируются из средств местных бюджетов.

Каждое государственное или муниципальное учреждение должно иметь:

Ø утвержденный учредителем и зарегистрированный в установленном порядке устав;

Ø бюджетную смету или план финансово-хозяйственной деятельности;

Ø самостоятельный баланс;

Ø имущество в оперативном управлении.

Государственные и муниципальные учреждения подразделяются на три типа:

v казенные

v бюджетные

v автономные

Казенные учреждения – это государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (согласно ст. 6 БК РФ).

Статус казенных учреждений должны иметь учреждения ФТС.

Признаки казенных учреждений :

1. цель создания – осуществление управленческих, социально-культурных, научных и иных функций некоммерческого характера;

2. учредителями являются органы государственного управления и органы местного самоуправления;

3. источниками финансирования являются средства соответствующих бюджетов и государственных внебюджетных фондов;

4. наличие бюджетной сметы, объем которой устанавливается учредителем, в т.ч. и на основе государственного задания;

5. закрепление имущества на праве оперативного управления;

6. высокая степень государственной регламентации их финансовой деятельности и низкий уровень самостоятельности при исполнении бюджетной сметы;

7. операции с бюджетными средствами проводятся через лицевые счета в казначейских органах;

8. отсутствие прав на предоставление и получение кредитов (займов), а также приобретение ценных бумаг;



9. зачисление в соответствующий бюджет внебюджетных поступлений от приносящей доход деятельности (за исключением учреждений системы исполнения наказаний) ;

10. особый порядок ведения бухгалтерского учета в соответствии с приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».

Бюджетные и автономные учреждения – это некоммерческие организации, созданные РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации (бюджетные) и осуществления (автономные) предусмотренных законодательством РФ полномочий соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Сравнительная характеристика казенных, бюджетных и автономных учреждений

Признак Казенные учреждения Бюджетные учреждения Автономные учреждения
1. Органы управления Учредитель. Руководитель Наблюдательный совет. Руководитель. Иные органы, предусмотренные федеральными законами и уставом
2. Правовой режим пользования имуществом Не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться любым имуществом Не вправе распоряжаться без согласия учредителя: · недвижимым и особо ценным движимым имуществом; · имуществом, приобретенным за счет выделенных учредителем целевых средств
3. Финансовое обеспечение Учредитель финансирует расходы в соответствии с бюджетной сметой Учредитель финансирует: · выполнение государственного задания · расходы на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества · расходы на уплату имущественных налогов, земельного налога · развитие в рамках программ, утвержденных в установленном порядке
4. Источники финансирования Соответствующий бюджет или бюджет государственного внебюджетного фонда · Соответствующий бюджет или бюджет государственного внебюджетного фонда · Иные разрешенные источники, включая средства от приносящей доход деятельности
5. Способ финансирования В соответствии с бюджетной сметой · Бюджетные субсидии · Бюджетные инвестиции
6. Способ доведения бюджетных средств Через лицевые счета, открытые в казначейских органах · Через лицевые счета, открытые в казначейских органах для учета расходов, осуществляемых за счет бюджетных субсидий и бюджетных инвестиций · Через расчетные счета, открытые в кредитных организациях для учета поступлений и расходов на деятельность, приносящую доход
7. Распоряжение доходами Доходы поступают в соответствующий бюджет · Самостоятельное распоряжение и использование для достижения уставных целей · Собственник имущества не имеет права на получение доходов от использования имущества в неуставной деятельности
8. Ответственность по обязательствам - Отвечают денежными средствами, находящимися в их распоряжении, и имуществом, приобретенным за счет собственных доходов
9. Ответственность учредителя по обязательствам учреждения Несет субсидиарную ответственность Не несет ответственности по обязательствам учреждения
Бухгалтерский учет и отчетность
10. Регламентация бухгалтерского учета Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»
Приказ Минфина РФ от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»
Обособленный учет: · бюджетных субсидий и инвестиций; · доходов и расходов, полученных и произведенных в рамках приносящей доход деятельности; · недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества
11. Особенности учета для целей исчисления прибыли - На общих основаниях. Исключена возможность ведения упрощенной системы налогообложения На общих основаниях. Предусмотрена возможность ведения упрощенной системы налогообложения
12. Адресат предоставления информации о финансовой деятельности Главный распорядитель бюджетных средств. Органы государственной статистики. Иные органы. Учредитель. Органы государственной статистики. Налоговые и иные органы. Учредитель. Органы государственной статистики. Налоговые, иные органы и лица в соответствии с законодательством РФ

С момента вступления в силу федерального закона № 83 от 8 мая 2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» государство разделило все государственные учреждения на автономные, бюджетные и казённые. В казённые попали военные, исправительные, психиатрические учреждения. Судьба остальных учреждений – быть бюджетными или автономными. Собственником имущества казённых, бюджетных и автономных учреждений, согласно ФЗ № 83, являются федерация, субъект федерации и муниципальное образование. По обязательствам казённого учреждения собственник несёт субсидиарную ответственность. Субсидиарная ответственность – это обязательство собственника вернуть кредиты и уплатить налоги даже в случае разорения. По обязательствам автономного или бюджетного учреждения собственник субсидиарной ответственности не несёт. Форма финансирования всех трёх типов учреждений – государственное либо муниципальное задание, согласно которому учреждение оказывает бесплатные услуги. Источник финансирования – бюджет. Однако казённое учреждение финансируется по бюджетной смете. Смета – это исчисление предстоящих расходов и доходов. Автономному и бюджетному учреждению предоставляется бюджетная субсидия. Субсидия – это пособие, выделяемое из бюджета. Казённое учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность. Доход поступает в бюджет. Автономное и бюджетное учреждения также имеют право осуществлять приносящую доходы деятельность. Но они формируют доход и распоряжаются им самостоятельно.

В соответствии со ст. 6 БК РФ казенное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Таблица 1

Сравнительная характеристика бюджетного, автономного и казенного учреждения

Критерии

сравнения

Бюджетное учреждение

(с расширенным объемом прав)

Автономное

учреждение

Казенное учреждение

Субсидиарная ответственность государства

Ответственность учреждения по своим обязательствам

Всем имуществом, кроме:

Всем имуществом, кроме:

а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником;

В пределах доведенных ЛБО

Распоряжение имуществом

Всем имуществом, кроме:

а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником;

б) любого недвижимого имущества.

Всем имуществом, кроме:

а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником;

б) недвижимого имущества, закрепленного собственником;

Не вправе распоряжаться любым имуществом

Право на совершение крупных сделок

С предварительного согласия учредителя

С предварительного согласия наблюдательного совета

Отсутствует

Особо ценное движимое имущество

Виды могут определять профильные министерства.

Перечни определяет орган, выполняющих функции учредителя

Не выделяется

Бухгалтерский учет по упрощенному бюджетному плану счетов

Бухгалтерский учет

Бюджетный учет

Распространение действия закона о закупках

Закупки за счет субсидий

Закупки за счет бюджетных средств

Распространяется в полном объеме



Похожие публикации