Программа диагностики готовности к школьному обучению

После выписки из роддома родителей и малыша посещает патронажная сестра и врач. Медицинские работники контролируют общее состояние ребенка, следят за заживлением пупочной раны, оценивают состояние кожного покрова. Начиная с первого месяца, родителям надо самостоятельно приводить ребенка на осмотр в поликлинику ежемесячно. Это вызывает множество вопросов у мам и пап: когда приходить, что с собой брать, о чем посоветоваться с врачом и как будут проходить осмотры.
В поликлиниках есть специальный день здорового ребенка, как правило, это вторник. Спросите у своего врача об этом, так как в каждой поликлинике свои традиции. Нельзя приходить с малышом в другие дни. Это риск подцепить вирус. Если ребенку нездоровится, лучше вызвать врача на дом. Педиатры принимают маленьких пациентов по талонам и по общей очереди. Гораздо удобнее прийти с талоном к конкретному времени, талон можно заказать в Интернете, по телефону или взять в регистратуре. Стоит отложить визит в поликлинику, если у ребенка повышенная температура, кашель или вы заметили, что его общее состояние ухудшилось.


Внутричерепное давление есть у всех: и у взрослых, и у детей, а вот его повышение считается отклонением от нормы.

Признаки повышенного внутричерепного давления можно обнаружить не только при помощи аппаратуры.

Симптомы повышенного внутричерепного давления

Родителей должно насторожить, если малыш:
- запрокидывает голову или спит с запрокинутой назад головой;
- в возрасте нескольких дней уверенно держит голову (в норме этот навык приходит в 1-1,5 месяца);

Чтобы ребенок рос здоровым

Чтобы ребенок рос здоровым, комнату, где он находится, нужно проветривать как можно чаще. Примерно раз в час. Это обеззараживает воздух и увлажняет его, а малыш получает необходимую дозу кислорода. Благодаря этому он меньше болеет. Спальню крохи проветривайте целый час перед сном.
Каждый день нужно гулять на улице при любой погоде. Исключение - сильный мороз. А вот если дождик моросит или дует ветер, все равно отправляйтесь на прогулку. Продолжительность пребывания на улице - минимум час. Не одевайте ребенка слишком тепло. Он не должен париться на прогулке.

Питание мамы после родов

Благодаря специальному рациону питания после родов можно быстро восстановить организм, а также не набрать лишних килограммов, которых так боятся женщины.
- С первых дней после родов, а лучше и во время беременности, пищу из пшеницы следует заменить ржаным и кукурузным хлебом. Это поможет женщине не набрать лишний вес, а также избежать запоров и ей, и малышу.
- Количество употребляемого мяса нужно сократить, жирные сорта лучше вообще исключить из рациона.
- Молоко нужно заменить сыром, творогом или другими кисломолочными продуктами. В них содержится достаточно кальция, необходимого для формирования скелета ребенка и восстановления потерь мамы.

Данная программа представляет собой набор заданий и методик для определения дифференциального уровня готовности детей к школе.

Она предназначена для индивидуальной работы и была разработана для изучения детей поступающих в первый класс. Результаты диагностики использовались для формирования классов с разными, по уровню сложности программами обучения.

Данная методика позволяет оценить мотивационную готовность, уровень развития речи, обучаемость (умственную или интеллектуальную готовность), умение ориентироваться в пространстве, изучить некоторые индивидуально-психологические особенности ребенка. Она позволяет заранее до начала процесса обучения предположить наличие отклонений в развитии познавательной сферы ребенка.

Психолого-педагогическая готовность к школе в данной программе оценивается по сформированности следующих параметров:

  1. Мотивационная готовность - положительное отношение к школе и учению.
  2. Волевая готовность - достаточно высокий уровень развития произвольности в поведения и интеллектуальной деятельности, умение заставить себя делать,то что трудно и не делать того, что хочется.
  3. Умственная готовность – уровень развития познавательных процессов.
  4. Обучаемость как возможность освоить новый способ решения задач и перенести усвоенный способ на выполнение аналогичных заданий.
  5. Развитие речи.
  6. Наличие определенного запаса знаний и умений.

При выполнении диагностических заданий ребенком в первую очередь отмечается принятие задания: способы выполнения задания; обучаемость в процессе обследования; отношение к результату своей деятельности.

Принятие задачи - согласие ребенка выполнять предложенное задания независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к предметам, используемым для предъявления заданий (кубикам, картинкам и т.д.), либо к познавательным задачам.

Способы выполнения задания: хаотические действия; метод практической ориентировки – “метод проб и ошибок”, метод практического примеривания; метод зрительной ориентировки.

Наиболее примитивным способом является “действие силой” или хаотичное действие без учета свойств и качеств предмета.

Диагностическое обучение. Многие задания в данной программе предлагаются детям в виде обучающего эксперимента, то есть ребенка обучают выполнению задания, а затем проверяется усвоение способа решения на новой сходной задаче.

Отношение ребенка к результатам своей деятельности.

Подавляющее большинство нормально развивающихся детей проявляют активный интерес к предложенным заданиям и конечному результату. Для детей с нарушениями интеллекта, как правило, характерно безразличное отношение к заданиям и полученному результату.

Помощь в процессе обследования

В процессе диагностики детям предлагаются следующие виды помощи:

Организующая помощь (О) – подумай еще; не торопись; “думай глазками – руки за спину”;

Обучающая помощь (У) – объяснение, выполнение действий по подражанию; с использованием указательных жестов и речевой инструкцией);

Эмоциональная поддержка (Э) - “ молодец”, “у тебя все получится” и пр.

Количество показов задания не должно превышать 2-3 раз. При этом речь взрослого должна служить указателем цели данного задания, организации действий ребенка и оценке результативности его действий. Виды и количество оказываемой помощи отмечается в протоколе.

Отсутствие обучаемости в процессе обследования может быть связано с грубым снижением интеллекта или с нарушениями в эмоционально-волевой сфере.

Требования к методикам

Задания и методики в данную программу отбирались последующим критериям:

  • надежность;
  • краткость;
  • простота обработки результатов;
  • вариативность, т.е. наличие нескольких равнозначных вариантов заданий, для исключения “натаскивания” родителями в условиях поточного проведения обследования и наличие нескольких видов заданий разных по уровню сложности;
  • понятность заданий родителям и педагогам;
  • возможность на их основе дать прогноз развития.

Порядок проведение диагностики

Порядок проведения задания и методики описаны в протоколе

1. Беседа проводится по вопросам, указанным в протоколе.

Необходимо обращать внимание на точность ответов на вопросы. Отвечает ребенок полным ответом или односложно, охотно или ответы приходится вытягивать, фиксируются ошибки в речи. Анализируется также содержание ответов и поведение ребенка в ситуации обследования, для определения мотивационной готовности (игровая или учебная) и личностных особенностей ребенка.

Счет в прямом порядке не оценивается, задание включено для создания у ребенка ощущения успешности и снятия тревожности.

Счет в обратном порядке оценивается по темпу, наличию ошибок.

Счет в заданных границах оценивается по следующим параметрам: результат, с какой попытки может выполнить задание, как использует помощь, может ли повторить задание.

Если ребенок не держит границы интервала, это свидетельствует о низкой произвольной памяти ребенка.

Если повторяет задание с искажением - о непонимании инструкции, снижении понимания обращенной речи.

3. Задание на определение левой и правой руки.

Оценивается результат, устойчивость выполнения задания, чем объясняет свой выбор.

4. Задача.

При выполнении оценивается: результат, понимание инструкции, возможность повторить задание, сразу говорит ответ или считает пальцем (глазами) кубики; обучаемость (с какой попытки выполнил задание, какие виды помощи использовались, эффективность помощи, устойчивость результата).

Материал к заданию: 10 маленьких кубиков или кружочков или др. маленьких фигурок.

5. Слоговая структура.

Проводится, если при выполнении предыдущих заданий были выявлены ошибки в звукопроизношении, отмечено искажение структуры слов или нарушение согласований. Повторить нужно несколько слов 3-5. Оценивается правильность произношения, темп, возможность повторить по слогам.

6. Звуковой синтез.

Проводится по всем подпунктам, если есть нарушения в речи. Если нарушений нет, начинаем с 4-х звуков, норма 4-5 звуков. Обязательно используется диагностическое обучение.

7. Звуковой анализ.

Проводится по всем подпунктам, если есть нарушения в речи. Обязательно используется диагностическое обучение, если ребенок не посещал детский сад и его к школе не готовили

Методика определения уровня развития мышления. Оценивается результат (какие признаки выделяет и сколько), обучаемость (с какой попытки выполнил задание), виды и объем оказанной помощи, ее эффективность, выполнение задания по речевой инструкции или зрительному образцу, устойчивость владения понятиями цвет, размер, форма, правильность использования их в речи.

Задания 8* и 8** повышенного уровня сложности проводятся, если ребенок легко справился с предыдущим заданием.

Материал к заданию. Восемь карточек с изображениемс изображением кругов и квадратов синего и красного цвета больших и маленьких.

(большой синий круг, большой синий квадрат, маленький синий круг, маленький синий квадрат, большой красный круг, большой красный квадрат, маленький красный круг, маленький красный квадрат)

9. Тест кратковременной памяти и умозаключений (Гильбух Ю.З.).

Проводится, если ребенок справился легко с заданием 8, если справился с трудом или не справился совсем, переходим к заданию 10.

Оцениваются:

Уровень развития памяти (с какой попытки запомнил задачу);

Результат выполнения (самостоятельно; с помощью, со зрительной опорой, по частям);

Устойчивость результата.

10. Составление рассказа по последовательному ряду картинок.

Сложность предъявления задания (из 3-х, из 4-х, из 5-ти или из 6-ти картинок ребенок будет составлять рассказ) определяется по результатам выполнения предыдущих заданий, чем выше результат, тем больше картинок.

Оценивается:

Правильность раскладывания картинок по параметрам указанным в протоколе;

Составленный рассказ.

Материал к заданию. Наборы сюжетных картинок из 3-х, 4-х, 5-ти, 6-ти картинок из любого диагностического психологического или логопедического обследования.

Оценка выполнения заданий

При выполнении заданий ребенком педагог или психолог проводит качественную и количественную оценку выполнения каждого задания. Качественная оценка осуществляется по параметрам указанным в предыдущем разделе и по тем критериям, которые указаны в протоколе. Соответствующее выполнение подчеркиваются или обводятся в нем ручкой. При необходимости замечания дописываются на полях.

Количественная оценка:

0 баллов ставятся, если ребенок отказывается выполнять задание и его никак не удается уговорить.

1 балл - ребенок приступает к выполнению задания, но не понимает условий задачи даже после обучения; ведет себя неадекватно по отношению к способам действия в данном задании, не выделяет его цели.

2 балла – ребенок принимает задание, начинает его выполнять, однако самостоятельно не достигает цели, в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания;

3 балла - ребенок принял и понял условия задания, но при его выполнении опирается на низкий уровень ориентировки, после обучения переходит на более высокий тип ориентировочной деятельности, заинтересован в конечном результате;

4 балла - ребенок сразу понимает и принимает условия задачи, самостоятельно пользуется адекватными способами ориентирования при его выполнении, стремится к положительному результату.

Высокий уровень - задания выполняются на 3-4.

Средний уровень - задания выполняются на 2-3.

Низкий уровень - задания выполняются на 1-2.

После выполнения программы диагностики психолог с педагогом дают количественную оценку выполнения всех заданий. После этого пишется заключение об уровне готовности к школе.

Проведение диагностики занимает от 15 до 30 мин . Многовариантность заданий данной методики позволяют использовать ее в случае необходимости для повторных обследований. Данная методика использовалась мною в течение 15 лет для формирования разноуровневых классов.

Протокол диагностики готовности детей к обучению в школе

Назови свою фамилию, имя, отчество.

Когда у тебя день рождения?

Фамилия_________________________

Имя_________________

Отчество_________________________

Дата рождения________

Ходил ли ты в детский сад______________________

Что нравилось в детском саду?___________________

Было ли что-то в д/с, что тебе не нравилось?_______

Хочешь ли идти в школу? Что умеешь делать?_______
Отмечаются: точность ответов; нарушение звукопроизношение; односложные ответы; мотивация.

Посчитай:

от 3 до 7 1) ; 2) ; 3) ; 4)

от 9 до 4 1) ; 2) ; 3) ; 4)

Отмечаются: пропуски, замедленный темп, возможность повторить задание.

3. Задание на определение левой и правой руки

(подними) левую руку.

левой рукой правый глаз

правой рукой левое ухо

левую руку у меня

4. Задача.

Инструкция.

Положи с левой стороны 5 кубиков, а с правой на 1 кубик больше. Сколько всего?

Я перекладываю из левого столбика в правый 1 кубик.

Где больше?

На сколько больше?

5. Слоговая структура

Повтори трудные слова:

норма искаж. по слогам никак

Сковорода,

Транспорт,

Милиционер,

Аквалангист,

Термометр.

6. Звуковой синтез

Угадай, какое слово я говорю? Пример: Д*О*М* - дом; М*А*К - мак. Слово произносится по звукам.

Р*О*Т 1) 2)
У*Р*О*К 1) 2)
С*Т*О*Л 1) 2) 3)
Т*А*Н*К 1) 2) 3)
С*О*С*Н*А 1) 2) 3) 4) 5)

Отмечаются: с какой попытки правильно выполнил задание

7. Звуковой анализ

А теперь ты мне скажи по звукам. Пример: НОС - Н*О*С*; СТОЛ - С*Т*О*Л*

ПАУК, АИСТ,

УТКА, УКОЛ, УЗОР

ДИВАН, САПОГ, РУЧКА

Отмечаются пропуски, перестановки, с какой попытки правильно выполнил задание.

Перед ребенком раскладываются в произвольном порядке все восемь карточек с изображением кругов и квадратов.

Я выбираю вот эту фигуру, а ты выбери из оставшихся фигуру самую непохожую на мою.

Скажи, чем они непохожи?

Если ребенок быстро и легко справился с предыдущим заданием, ему предлагаются задания 8* и 8**. Если при обучении возникло много трудностей сразу переходим к выполнению задания 10.

8*. - Выбери 2 фигуры, которые непохожи (у них разный) только:

Размером,

8**. - Выбери 2 фигуры, которые похожи (у них одинаковый) только:

Размером,

9. Тест кратковременной памяти и умозаключений. (Гильбух Ю.З.)

Запомни задачу.

“Жили-были три девочки Маша, Оля и Катя. Маша выше Оли, Оля выше Кати”.

Варианты.

“Жили-были три девочки. Аня, Валя и Галя. Аня ниже Вали, Валя ниже Гали.

“Жили-были три мальчика. Саша, Коля и Петя. Саша выше Коли, Коля выше Пет”.

“Жили-были три мальчика. Сережа, Витя и Митя. Сережа ниже Вити, Витя ниже Мити.

Повтори.

Отмечаются количество повторов необходимых ребенку для запоминания задачи. При необходимости задача повторяется по частям.

Молодец! Теперь ты повторил верно. А теперь подумай и скажи.

Кто из них самый высокий?

Кто самый низкий?

Кто среднего роста?

Отмечаются: самостоятельно выполнил, помощь со зрительной опорой, по частям, никак.

10. Составление рассказа по последовательному ряду картинок. (3 карт, 4 карт, 5 карт или 6 карт)

Перед ребенком раскладываются в произвольном порядке все карточки.

Инструкция. Разложи картинки по порядку и составь рассказ.

Отмечается: разложил самостоятельно, быстро, медленно, с помощью, никак, разложил психолог.

самостоятельный______________________________

По вопросам?

Отвечает на вопросы: правильно – неправильно, развернуто – односложно.

Ошибки ____________________________________

Предложения:

нераспространенные

распространенные

сложноподчиненные

При необходимости оценки развития зрительно-моторной координации ребенку предлагается продолжить несложный графический узор.

Инструкция. Рассмотри внимательно и продолжи узор.

Оцениваются: удержание последовательности элементов, соединение, стабильность высоты, исправление ошибок.

Заключение______________________________ .

Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике, готовности детей к школьному обучению, которое позволяет взрослому понять в правильном ли направлении он ведет подготовку детей к школе. Диагностика выявляет причины затрудняющие продвижение ребенка на более высокий уровень развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа диагностики готовности к школьному обучению

Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике, готовности детей к школьному обучению, которое позволяет взрослому понять в правильном ли направлении он ведет подготовку детей к школе. Диагностика выявляет причины затрудняющие продвижение ребенка на более высокий уровень развития.

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.

2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.

3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.

Методика. Тест Керна-Ирасека.

Керна Я. Йирасек выбрал три задачи: рисунок мужской фигуры, подражание письменным буквам и срисовывание группы точек. Все три задания данного теста носят графический характер и направлены на определение развития тонкой моторики руки и зрительно-моторной координации.

Задания теста выполняются испытуемыми по инструкции и образцу. Тест может применяться индивидуально и в группе. Выполнение каждого задания оценивается по пятибальной системе (1 – высший балл, 5 – низший), а затем вычисляется суммарный итог по всем заданиям

«Рисунок мужской фигуры».

Иструкция: «Нарисуй какого- нибудь мужчину».

Обработка данных Оценка выполнения теста (отметки от 1 до 5) идет по каждой задаче отдельно.

Задача 1. Рисунок мужской фигуры (ключ). 1 балл – нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, и она не больше туловища. На голове имеются волосы (или их закончены рывает шапка или шляпа) и уши, на лице глаза, нос и рот. Руки окончены кистями, на каждой – пять пальцев. Ноги внизу загнуты. Одежда – мужская. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического метода.

2 балла – исполнение всех требований, как и в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три отсутствующие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть выключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.

3 балла – рисунок должен иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды, пальцев и ступней.

4 балла – примитивный рисунок с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) выражены всего лишь простыми линиями.

5 баллов – не хватает ясного изображения туловища («голово-ногое» изображение или преодоление «головоногого» изображения) или обеих конечностей. Ниже приведены образцы для оценки выполнения теста.

«Подражание письменным буквам»

Инструкция: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не научился писать, но попробуй, может быть, ты тоже сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и рядом (справа) на пустом месте напиши так же

1 балл – совершенно удовлетворительное (в смысле чтения) подражание написанному образцу. Начальная буква имеет заметную высоту большой буквы. Буквы хорошо соединены в два слова. Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30°.

2 балла – достаточно разборчивое подражание написанному предложению. Величина букв и соблюдение горизонтальности не учитываются.

3 балла – очевидно расчленение минимально на две части. Можно разобрать по крайней мере четыре буквы образца.

4 балла – на образец похожи по крайней мере две буквы. Целое еще образует строчку «писания».

5 баллов – черкание

«Срисовывание группы точек»

Инструкция: «Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй и нарисуй рядом точно так же».

1 балл – почти совершенное подражание образцу. Мы допускаем только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка недопустимо, увеличение не должно быть больше чем на половину. Рисунок должен быть параллелен образцом.

2 балла – количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на полови-промежутка между рядами или столбцами.

3 балла – целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его бо.льше чем в два раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше двадцати или меньше семи. Допускается любой повороот – даже на 180°.

4 балла – рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но он все еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значения. Другие формы (линии) недопустимы.

5 баллов – черкание

12-15 баллов – готов к обучению в школе 9-11 баллов – условно готов 3-6 баллов – не готов

Методика 2. «Дорисовывания фигур»

Цель методики: исследование развития воображения детям дается по 10 фигур (см. приложение к методике № 2) и предлагается, поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так чтобы получилась картинка. Рисунки оцениваются по десятибалльной шкале. Оценка: 0-2 балла – ребенок ничего не придумал; нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи и линии.

3-4 балла – нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не угадывается.

5-7 баллов – изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями.

8-9 баллов – нарисовал несколько объектов, объединенных сюжетом.

10 баллов – создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы, превращенные в образы

Ключ 8 - 10 баллов – готов к обучению в школе 3 - 7 баллов – условно готов 0-2 балла – не готов

«Пространственно-арифметический диктант».

Это задание позволяет диагностировать как сформированность навыков счета, так и некоторые психологические характеристики: умение ребенка ориентироваться в пространстве (право-лево, верх-низ), умение действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти.

Далее ребенку задаются следующие вопросы: 1. Если она из своей клеточки пойдет вправо на одну клеточку, то где она окажется? Что она там найдет? Сколько? 2. Дальше она из этой клеточки пойдет вверх тоже на одну клеточку. Где она окажется? Сколько у нее теперь стало морковок? 3. Теперь она идет на одну клеточку влево. Где она теперь будет? Сколько теперь у нее морковок? 4. Девочка идет еще на одну клеточку влево. Где она окажется теперь? Здесь зайчик попросил у нее 2 морковки. Сколько у нее осталось? 5. Она идет еще на одну клеточку вниз. Где она окажется? Сколько у нее теперь морковок? Что-нибудь изменилось? 6. Девочка идет вниз. Кого она встретила? Она отдает ей 2 морковки. Сколько у нее осталось?Если на первых вопросах педагог видит, что ребенок никак не реагирует на них и не может ответить, и при этом есть подозрения, что он просто не понял инструкцию или слишком зажат, то он может разрешить ребенку пальцем двигаться по таблице вслед за инструкцией. Сам педагог ничего не показывает. Критерии оценки: 2 балла – Готов к обучению в школе. Ребенок правильно выполнил 5-6 действий из 6 возможных.

1 балл – Условно готов. Ребенок правильно выполнил 3-4 действия из 6 возможных. 0 баллов – Не готов. Ребенок правильно выполнил 1-2 действия из 6 возможных.

«Последовательные картинки»

Этот тест позволяет выявить уровень сфрмированности у ребенка причинно- следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умение построить связный последовательный рассказ). Инструкция: Общую карточку со стимульным материалом необходимо разрезать на части и, перемешав их, положить перед ребенком со словами: « У меня есть картинки (см. приложение № 8). Они все перепутаны. Попробуй разложить их по порядку перед собой на столе, а потом расскажи по ним какую-нибудь историю (составь рассказ)»

2 балла – Готов к обучению в школе. Ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ;

1 балл – Условно готов. Ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ее (сам или с помощью взрослого) или если рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности;

0 баллов – Не готов. Ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок.

Диагностика уровня развития произвольного внимания и произвольной памяти.

Цель: выявить количество условий, которые ребенок может удержать в процессе деятельности при восприятии задания на слух. Описание: задание выполняется на отдельных листах. Для работы у каждого ребенка должны быть графический карандаш и набор цветных карандашей. Ребенку предлагается нарисовать в ряд определенное количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребенок не запомнил, пусть делает по-своему

инструкция: «Сейчас мы поиграем. Будь внимателен. Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд 10 треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Условия теста произносятся в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом. Оценка выполненного задания: 5 баллов – задание выполнено правильно, учтены все условия: форма геометрической фигуры, их количество, выбран цвет карандаша, последовательность заштрихованных фигур

4 балла – допущена одна ошибка.

3 балла – допущены две ошибки.

2 балла – допущены три ошибки.

1 балл – более трех ошибок

0 баллов – не справился с заданием.

Ключ: 5 баллов - готов к обучению в школе

3 – 4 балла - условно готов

0-2 балла - не готов

«Аналоги».

Цель: Задание направлено на исследование мышления, а именно, позволяет увидеть степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии. Инструкция: « Я буду называть тебе три слова. Два из них подходят друг другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к т2 балла - ребенок нашел правильное слово в 5-6 случаях из 6 возможных.

1 балл - ребенок нашел правильное слово в 3-4 случаях из 6 возможных.

0 баллов - ребенок нашел правильное слово в 1-2 случаях из 6 возможных. Ключ: 2 балла – готов к обучению в школе;

1 балл – условно готов к обучению в школе;

0 баллов – не готов к обучению в школе

К третьему слову, то есть найти ему пару. Слова такие: - ОКУНЬ – РЫБА, а РОМАШКА - …? (цветок) - МОРКОВЬ – ОГОРОД, а ГРИБЫ - … (лес) - ЧАСЫ – ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК - …? (температура) - ГЛАЗ – ЗРЕНИЕ, а УШИ - …? (слух) - ДОБРО – ЗЛО, а ДЕНЬ - …? (ночь) - УТЮГ- ГЛАДИТЬ, а ТЕЛЕФОН - …? (звонить)

Методика «Езда по дорожкам»

Материал: варианта рисунка, карандаш

Инструкция: «Давай представим, что ты водитель и тебе нужно подъехать вот к этому домику (пока-зать на варианте Б)». На варианте А рисуем, поясняя: «Ты поедешь вот так: карандаш не должен отры-ваться от бумаги, иначе получится, что машина взлетела. Постарайся ехать аккуратно, так, чтобы ма-шина не съехала с дороги».

Итоговый уровень:

Высокий – нет выхода за пределы дороги, карандаш отрывается от бумаги не более 3-х раз;

Низкий – 3 и более выходов за пределы дороги или неровная, дрожащая линия, очень слабая, невиди-мая или наоборот очень сильный нажим, рвущий бумагу и многократное проведение по одному и тому же месту;

Средний – все остальные варианты.

Крупные движения

Уровень развития проверяется по выполнению совокупности упражнений:

Пройти по линии длиной 2-3 метра пяточка к носочку;

Встать на левую ногу, правая нога подогнута, глаза закрыты. Можно балансировать руками. Норма 15 секунд;

Ребенок на расстоянии 3-4 метров ловит маленький мячик и кидает обратно (6-7 бросков).

Итоговый уровень:

Недостаточный: 1) неровная походка; 2) наличие большого количества движений, которые сопутству-ют основному заданию и мешают его выполнению; 3) нарушение координации: ребенок не может поймать мячик, удержать его или кинуть обратно.

Достаточный – отдельные незначительные нарушения инструкции при выполнении заданий.

Методика «Лабиринт»

Цель: определение уровня развития наглядно-образного мышления.

Ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других, неверных, путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания – мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме. отражающей последовательность этапов пути.

Методика «Два домика»

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам. Диагностика межличностных отношений детей дошкольного возраста.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Методика «Секрет»

Цель: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.

Инструкция: Сегодня все дети вашей группы по секрету, чтобы пока никто не знал об этом, дарят друг другу картинки (игрушки). Здесь на столе лежат картинки (игрушки), которые ты можешь подарить. А другие дети подарят тебе, ведь сегодня все друг другу дарят. Ты хочешь подарить картинки (игрушки) детям вашей группы? (Получив положительный ответ, взрослый продолжает). Тогда выбери, пожалуйста, картинку (игрушку), которая тебе больше всех нравится. Кому из детей вашей группы ты хочешь ее подарить? Почему?

Методика «Пиктограмма»

Цель: исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня сформирования понятийного мышления. Методика может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивидуальном обследовании. Материал: чистый лист бумаги, один простой или несколько цветных карандашей, набор слов

Инструкция (вариант для детей): "Сейчас мы проверим твою память. Я буду называть тебе слова, а ты к каждому слову нарисуй картинку, по которой сможешь вспомнить потом это слово

Методика «Цветовой тест Люшера»

Цель: Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.

Тест «Рисунок школы»

Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.
Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».
Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.

Обработка результатов

Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:
1) цветовая гамма;
2) линия и характер рисунка;
3) сюжет рисунка.

При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.
1) Цветовая гамма:
2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.)
0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).
1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона.

2) Линия и характер рисунка:
2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура.


0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.
1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.

3) Сюжет рисунка:
2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток.
0 баллов – ассиметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток – ночь или вечер.
1 балл – обе характеристики присутствуют.

Анализ результатов
6-5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.
4-2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей.
1-0 баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

«Знание цвета» (задание)

Перед ребенком кладет доску с 12 цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, черный, серый, белый, коричневый) и поочередно, в любом порядке предлагают ему назвать тот или иной цвет.


Оценка задания: За каждый правильно названный цвет начисляется 1 балл

«Знание названий предметов». (задание)

Перед ребенком раскладывают 9 любых картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика.

Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например, «Это цветок», просят уточнить какой именно. Если ребенок называет предметы неверно, то исследователь в конце задания должен исправить его ошибки.

Оценка задания: Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

«Порядок счета». (задание)

Всех детей, которые справились с пятым заданием просят: «Считай по порядку, сколько сможешь». Если ребенок не понимает задания, то исследователь помогает ему: «1, 2, 3...». Затем ребенку предлагают начать самостоятельно сначала. При прекращении счета исследователь говорит: «Правильно, а какое число дальше?» Дальше 22 считать не надо.

Оценка задания:
В качестве оценки выставляется число до которого ребенок правильно досчитал.

«Дифференциация цвета и формы». (задание)

Перед ребенком кладут лист бумаги с рисунками незавершенных фигур



Инструкция: «Здесь нарисованы прямоугольники (показать). У каждого из них не хватает кусочка (показать). Подбери для каждого прямоугольника подходящий кусочек из всех нарисованных здесь (показать). Посмотри, какой кусочек подходит к этому прямоугольнику (показать на первую фигуру)?»

Затем последовательно показывают на остальные фигуры, с просьбой подобрать недостающие части к ним.

Оценка задания: Каждое правильное решение должно оцениваться в один балл.

«Описание картинки». (задание)

Ребенку показывают картинку



и говорят: «Расскажи, пожалуйста о том, что происходит на картинке (рис. 18)».

Оценка задания:

а) Разговорная речь.

2 балла - Беглая речь без запинок
1 балл - Достаточно беглая речь, но есть паузы.
0 баллов - Речь запинающаяся, прерывная.

б) Построение предложений.

8 баллов - Хорошо структурированные сложные предложения, используются соединительные союзы.
6 баллов - Сложные предложения, стереотипно используется один союз.
4 балла - Преимущественно простые предложения.
1 балл - Преимущественно неполные предложения.
0 баллов - Построение предложений нарушено.

в) Артикуляция.

2 балла - Четкое произношение звуков.
1 балл - Нечеткое произношение звуков.

г) Фантазия, воображение.

Оценивается в 1 балл, если ребенок не просто повествует о том, что изображено на картинке, но и о переживаниях, мыслях героев, домысливает о том, что было или будет и т.п.

Таким образом, максимальная оценка по всему заданию 13 баллов.

Чебыкина Наталья Борисовна


Программа диагностики готовности к школьному обучению

Задание 1

Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (нарисовать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.

Текст задания. «Посмотри сюда ( указывается рисунок к заданию ). Здесь ты будешь выполнять задание. Внутри маленькой рамочки ты видишь фигуру. Рассмотри ее. Возьми карандаш. Нарисуй похожую фигуру в большой рамочке» (учитель обводит указкой большую рамочку ).

Оценка выполнения задания:

0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия;
1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо;
2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена;
3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.

Если фигура изображена нетвердой рукой, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 2

Цель. Выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.

Текст задания. «Задание ты будешь выполнять на клетчатой части своего листа (указывается место для выполнения задания ). Найди на клетчатом поле черную клеточку.

1. Возьми красный карандаш, отсчитай от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрась красным карандашом.

2. Возьми синий карандаш. От красной клетки отступи вниз на две клеточки и третью закрась синим карандашом.

3. Возьми зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну клеточку от нее, закрась зеленым карандашом.

4. Возьми желтый карандаш. Отсчитай от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрась желтым карандашом».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – ученик не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции;
1 балл – выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета;
2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;
3 балла – все пункты задания выполнены верно.

Если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 3

Цель. Выявить умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, правильно понять текст задачи и перейти от заданного числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Текст задания. «Здесь ты будешь выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания 3 ). Послушай задание.

1. В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей дежурит сегодня в классе? Нарисуй столько кружков, сколько детей дежурит сегодня в классе. (Текст задачи можно повторить .)

2. В легковой машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Нарисуй столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить )».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное;
1 балл – выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;
2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное;
3 балла – обе задачи выполнены верно.

Задание 4

Цель. Выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Текст задания. «Найди у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию 4 ). Чего больше: кругов или треугольников? Если больше кругов, то нарисуй рядом еще один круг. Если больше треугольников, то нарисуй еще один треугольник».


Оценка выполнения задания:

0 баллов – сравнение проведено неверно (нарисован один треугольник);
3 балла – сравнение проведено верно (нарисован один круг).

Задание 5

Цель. Выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.

Текст задания. «Рассмотри эти два рисунка (указываются рисунки к заданию 5 ). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке ты бы ее нарисовал. От белочки к этому рисунку проведи карандашом линию».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – задание не принято, линия не проведена;
1 балл – линия проведена неверно;
3 балла – линия проведена правильно.

Задание 6

Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.

Текст задания. «Посмотри на эти картинки. Видишь, под ними есть небольшие кружочки. Тебе нужно самостоятельно назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], зачеркнуть кружок под ней. На первой картинке – солнце. В слове солнце есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступай к самостоятельному выполнению задания».

Оценка выполнения:

0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с] – [з], [с] – [ц], [с] – [ш] или полное непринятие задания;
1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] – [з]);
2 балла – выделен звук только из позиции начала слова, ошибочного выделения других звуков нет;
3 балла

Задание 7

Цель. Выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Текст задания. «Ты видишь домик с тремя окошками и рядом с ним – картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назови тихонько все картинки и подумай, в каком слове три звука. Эту картинку соедини стрелкой с домиком».


Оценка выполнения:

0 баллов – полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошек»;
2 балла – наличие ошибок в один звук (отмечено слово волк );
3 балла – правильное выполнение задания.

Тестовый материал – знание сведений о себе, своей семье.

    Назови свои фамилию, имя, отчество.

    Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

    Кем работает твоя мама (папа)?

    Где ты живешь, назови свой домашний адрес?

БЛАНК ОБСЛЕДОВАНИЯ.

Фамилия Имя

Общие сведения

Готовность к школе

Всего

баллов

Определение типа ориентации в отношении школы и учения (уровень формирования у ребенка внутренней позиции школьника) Адаптированная стандартная беседа Т.А. Нежновой Интерпретация содержания ответов и критерии оценки. А – ориентация на содержание учебной деятельности (2 балла );
Б – ориентация на внешние атрибуты школьной жизни (1 балл );
В – ориентация на внешкольные виды деятельности (0 баллов ).

Вопросы

Содержание ответов

Баллы

1. Хочешь ли ты идти в школу?

А – очень хочу

Б – так себе, не знаю

В – не хочу

2. Почему ты хочешь идти в школу?

Б – нравятся новая форма, книги, ручки, карандаши, портфель и т.д.

В – в садике надоело, в школе не спят, там весело, все дети идут в школу, мама сказала и т.д.

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (как тебя готовят) к школе?

А – занимаюсь в группе подготовки, с мамой учим буквы, решаем задачки и т.д.

Б – мне купили форму, школьные принадлежности и др.

В (упоминает занятия, не относящиеся к школе )

4. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как проводил свой день?

А – писал(а) бы буквы, читал(а) и т.д.

Б – рисовал(а) бы, лепил(а), конструировал(а) и т.д.

В – играл(а) бы, гулял(а), помогал(а) по дому, ухаживал(а) за животными

Результат

7–8 баллов – внутренняя позиция школьника достаточно сформирована;
4–6 баллов – начальная стадия формирования внутренней позиции школьника;
0–3 балла – внутренняя позиция школьника не сформирована.
С родителями необходимо обсудить результаты беседы, дать рекомендации.



Похожие публикации