Изучение эпических произведений путем анализа образов-персонажей. Методические основы работы над образом-персонажем

ANALYSIS OF IMAGES OF HEROES HUDOZHESTVENNOGO PRODUCT ON LESSONS ON LITERARY READING IN PRIMARY SCHOOLS

Olga Slon

с andidate of Philology, Associate Professor Orenburg State Pedagogical University,

Russia , Orenburg

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается анализ образа героя в художественном тексте и особенности формирования данного умения у учащихся начальных классов. Автор представляет этапы работы над образом персонажа на уроках литературного чтения. На примере фрагментов уроков литературного чтения в 3-м классе раскрывает организацию работы над образом героя в рассказе.

ABSTRACT

In the article the analysis of the image of the hero in the art text and features of formation of skills in elementary school students. The author presents the stages of work on the image of the character at lessons of literary reading. For example, fragments of literary reading lesson in the 3 rd class reveals the organization of work on the image of the hero in the story.

Ключевые слова: младший школьник, урок литературного чтения, анализ текста.

Keywords: junior high school student, literary reading lesson, text analysis.

Модернизация образования требует перехода от воспроизводящей системы обучения, направленной на усвоение информации, к развивающему обучению, акцентирующему внимание на освоении способов деятельности, формировании творчески мыслящей личности, способной к культурному созиданию. На первый план выходит формирование художественного мышления, обучение таким способам общения с произведением, которые отвечают законам искусства слова. Ввиду этого ведущим методом обучения литературе становится анализ художественного произведения, в процессе которого учащиеся овладевают творческими читательскими умениями.

Школьный анализ всегда должен стремится к целостности, т. е. к охвату произведения во всех его основных элементах (композиции, языка и содержания), и приводить ребенка к освоению авторского отношения и авторской идеи (принцип целостности). Целостность оказывается обязательным качеством школьного изучения литературы как искусства .

Для анализа системы образов характерно пристальное внимание характеру персонажей к мотивам и последствиям их поступков. Осмысление содержания образа персонажа и его функции в произведении предполагает анализ его составляющих: портрета героя, речи, его поступков, внутреннего мира, взаимоотношения с другими персонажами. Такой анализ позволяет выявить роль образа в постижении авторской позиции, идеи произведения и сформировать своё собственное к нему отношение.

Л. Гинзбург считает, что «литературный персонаж - это, в сущности, серия последовательных проявлений одного лица в пределах данного текста. На протяжении одного текста <...> он может обнаруживаться в самых разных формах: упоминание о нем других действующих лиц, повествование автора или рассказчика о связанных с персонажем событиях, анализ его характера, изображение его переживаний, мыслей, речей, наружности, сцены, в которых он принимает участие словами, жестами, действиями» . Е.В. Хализев полагает, что термин «герой» подчеркивает позитивную роль, яркость, необычность, исключительность изображаемого человека.

Различение терминов «герой» и «персонаж», «действующее лицо» для учеников начальной школы сложно и на самом деле, достаточно условно – в школьной практике мы часто пользуемся ими как синонимами .

Работа над осознанием образа персонажа не проводится спонтанно, а подчинена строгой логике. Выделим этапы работы.

  1. Эмоциональное частично-мотивированное восприятие – выявление читательских впечатлений и оценок, вызванных образами персонажей.
  2. Аналитическое восприятие образа (выделение основных черт характера персонажа с помощью анализа текста; выявление авторского отношения к персонажу; выделение типичного и индивидуального в образе персонажа).
  3. Целостное восприятие образа (коррекция первых впечатлений и оценок; выявление роли персонажа в структуре произведения (сопряжение с авторской идей) .

В методическом арсенале учителя много видов деятельности, в которых реализуется приём анализа образов персонажа: выявление поступков героя (план); выявление мотивов, обстоятельств, последствий поступков героя; анализ портрета героя; анализ речевой характеристики героя; сопоставление размышлений, переживаний и поступков героя с целью воссоздания его образа; нахождение косвенных приемов выражения авторского отношения к герою – составление плана для выявления изменений в отношении к герою читателя и других персонажей и др.

На школьном уроке невозможно подробно проанализировать образы всех персонажей даже небольшого по объему произведения, поэтому учителю важно научиться выделять центральные образы персонажей в системе образов произведения и определять степень подробности анализа каждого из них, исходя из общих целей урока и возможностей своих учеников.

Приведем описание фрагментов уроков литературного чтения, на которых проводился анализ образа героя. Тема: В.К. Железников «Три ветки мимозы» 3 класс.

  1. Первичное чтение рассказа.
  2. Беседа по содержанию. Что поразило вас в этом рассказе, было неожиданным? В чем был прав, а в чем не прав мальчик Витя? Кто виноват в его некрасивом поступке? В каких случаях вы понимаете героя и готовы его оправдать, а в каких – нет? (Как правило, вокруг этого вопроса однозначных мнений не бывает: одни ребята считают виноватыми ребят, которые насмехались над мальчиком и спровоцировали его на жестокий поступок, другие – обвинили самого героя. К единому выводу учащиеся придут только после глубокого анализа произведения).
  3. Анализ текста.

Наша главная задача – разобраться в истинности мотивов Витиного поступка. Сейчас проследим по тексту, было ли это происшествие случайным?

(Чтобы чтение было целенаправленным, работу над текстом необходимо провести последовательно по частям, заранее спланированным учителем. К каждой части надо составить проблемные, ключевые вопросы, вокруг которых и будет строиться диалог с учащимися, посредством которого учитель и выведет их на решение проблемы, поставленной автором. Лучше всего вопросы записывать на доске ).

1 часть (описание событий до начала школьных занятий).

  1. Каким вам показался герой в начале рассказа? Найдите подтверждения своим высказываниям. (Уже с самом начале повествования мальчик показан невнимательным даже к самым близким людям, забыл поздравить свою маму. Он без желания согласился поздравить с праздником девочку).
  • Мальчик послушался маму, потому что в открытке он написал: «Обещаю всегда тебя слушаться».
  • Он поздравил девочку, но сделал это не как положено: открыто и торжественно, а скрыто от всех, так как боялся насмешек. Он был трусливым и слабодушным.
  • Итак, в первой части автор нам рассказал, казалось бы, о благородном поступке Вити: он поздравил девочку. Но вы получили удовлетворение от такого поступка? (Нет. Автор рассказал, что мальчик сделал это без души. Трусливым способом. Мальчик боялся только за свою репутацию, думал только о себе и любил только себя. Он был эгоистом.)
  • Когда вы впервые узнали, как зовут героя? Из чьих уст? (Из уст Лены Поповой: «Это мне Витя подарил, – сказала Лена»).
  • До этого в первой части автор как называл своего героя? Почему?

(Автор на протяжении всей части называл героя: «он … он … он …». Возможно, писатель уже здесь показывает свое отрицательное отношение к герою. Автор не называет героя человеческим именем, наверное, дает понять, что доброе имя надо заслужить).

2 часть. – Как вы оцениваете поведения одноклассников? А старшеклассников? Так ли они должны себя вести? (Ответы ребят)

  • Какие чувства испытывал мальчик Витя в такой обстановке? Можете ли вы его понять? Были вы когда-нибудь на его месте? (Он чувствовал себя некомфортно в школе. Испытывал обиду, унижение. Ему было стыдно. Он испытывал досаду и стыдился своего поступка).
  • Является ли это состояние мальчика оправданием его дальнейшего поступка? Какие душевные качества появились у Вити в такой школьной обстановке? Назовите их. (Слабодушие. Трусость.)
  • А как он должен был поступить, если бы обладал качествами, противоположными тем, что вы назвали. (Он должен проявить твердость характера и объяснить друзьям, что именно так должны были поступить мальчики всего класса: поздравить девочек. Витя должен был проявить смелость и объяснить друзьям, что смеяться над благородными поступками нельзя, и не обращать внимание на насмешки).
  • Но он этого не сделал. Он смалодушничал и струсил. Он чувствовал чувства унижения и обиды, которые в его душе породили новые чувства. Какие? (Злость. И ненависть.)
  • Проследим по тексту, как автор об этом рассказывает в следующей части. Найдите авторские подробности этого описания и своего отношения к последующим событиям. (Автор показывает его нетерпение, чтобы поскорее сорвать досаду и злость дома. Он срывает зло на том, кто любит его больше всего: на своей маме. Утоляя жажду мщения, он даже не заметил, какое горе и боль он ей причинил).
  • А писатель хоть как-то щадит своего героя, проявляет к нему хотя бы маленькую жалость и сочувствие? (Нет, он его не щадит: в последней части автор снова не называет мальчика по имени, а только рассказывает о нем в третьем лице. Писатель не показал нам раскаянья героя и даже не намекнул, что мальчик пожалел о содеянном).
  • Вы правы: автор не щадит и не оправдывает героя, изобразил его черствым, эгоистичным и бездушным, грубым. Эгоизм мальчика проявился уже в самом начале рассказа, – вот посему все, что произошло потом, не было случайным по вине одноклассников. Автор хотел сказать, что отсутствие доброты в душе человека, эгоизм, – это неизмеримая и неконтролируемая любовь к себе, – рано или поздно приведут к человеческим порокам. И в том, что произошло, виновен он сам.

Тема: рассказ Ю.И. Ермолаева «Проговорился».

После вторичного восприятия мы анализировали психологический портрет главного героя. Результаты оформляли в виде кластера с ключевым словом «Ирочка». Обсуждали описание природы, чтобы сделать сравнение пейзажа с внутренним состоянием главных героев. Также провели анализ речевой характеристики главного героя, для того, чтобы затем прочитать рассказ по ролям с правильной интонацией. В конце урока учащиеся в парах составляли синквейн на тему «Ирочка». Большинство из учеников умеют работать в парах, некоторые не справились до конца с творческим заданием. Вот один из примеров синквейна учащихся:

Невежливая, некультурная.

Грубит, хамит, обижает.

Избалованная девочка.

Дрессировщица.

На одном из уроков проводилась работа по произведению Б.С. Житкова «Как я ловил человечков». После первичного чтения и обсуждения первых впечатлений от рассказа, во время анализа произведения нами была создана следующая проблемная ситуация: мы делили класс на две группы, первая – «обвинители», вторая – «защитники» главного героя. Трудности при анализе поступка героя и его чувств возникали как у «обвинителей», так и у «защитников». Для того, чтобы ученики лучше поняли героя и мотивы его поступка, мы предложили им убрать часть текста, в котором описывается пароходик. Учащиеся осознали, что без данного описания нам непонятно почему эта игрушка так привлекала главного героя и почему он так поступил. Поскольку главным в рассказе считается герой и его поступки, вся работа на уроке была сконцентрирована вокруг этого. Во время чтения текста мы обращали внимание учеников не только на действия и поступки героев, но и на черты характера, а также мотивы, руководившие поведением героев. Прием анализа образа героя мы реализовали в таком виде деятельности как устное словесное рисование . Анализируя главного героя мы с учащимися на доске записывали главные черты его характера, его душевные качества: обманщик, фантазер, любопытный, впечатлительный, нетерпеливый и т. д. Также на уроке мы провели выразительное чтение по ролям. Так как мы полностью проанализировали чувства героев, то ученики с легкостью справились со своими ролями.

Тема: рассказ Ю. Яковлева «Полосатая палка». На данном уроке основной акцент ставился на наблюдение за эволюцией главного героя. Также было организовано словесное описание главного героя. По ходу всего анализа произведения мы фиксировали на доске ответы детей, чтобы в дальнейшем вернуться к этим записям при обсуждении эволюции героя. Ученики доказывали свои ответы отрывками из текста, что означает, что они умеют давать характеристику героя, ориентируясь на его поступки. Далее мы использовали прием составление «партитуры» чувств, переживаний героя и сопоставление динамики его эмоций с обстоятельствами действий и поступков , которые он совершает. Мы наблюдали за переживаниями и противоречиями героя, когда он узнал о том, что полосатая палка принадлежит слепому. На данном моменте анализа не все ученики верили в исправление главного героя. Выделив и проанализировав все этапы исправления героя, ученики пришли к выводу, что в нем проснулась совесть. Сравнив характеристику героя, которую учащиеся давали в начале урока и в конце, все пришли к выводу, что герой исправился в лучшую сторону. Основным приемом на данном уроке также была беседа, выявляющая характер персонажа. Также были использованы приемы: выявление мотивов, обстоятельств, последствий поступков героев; расшифровка мимики, жестов с целью воссоздания образа персонажа ; подбор отрывков рассказа для подтверждения той или иной мысли, работа с пословицами. Ребята с удовольствием зачитывали фрагменты рассказа, искали описание поступков и реакций персонажей рассказа, затруднение вызвало выявление мотивов героев.

В произведении С.Г. Георгиева «Дедушка» при анализе первой части мы выясняли авторское отношение к героям рассказа (Алеша и Славка). Сначала учащиеся не смогли выявить его в тексте. Чтобы ученики поняли, как автор относится к героям мы задали им вопрос: Почему одного героя автор называет уважительным именем «Алеша», тогда как его друга он называет «Славкой»? Тогда дети поняли, что автор симпатизирует Алеше. Далее стоял следующий вопрос: «Почему Алеша позвонил по незнакомому номеру?» Здесь были представлены самые различные мнения учеников («позвонили из шалости», «из любопытства» и т. п.). Вопрос «Почему же все-таки Алеша не решился признаться старику, что он не его внук?» никого не заставил долго думать, все ученики отвечали, что герой, по своей душевной доброте, не смог оказаться безучастным в судьбе этого старого человека. Последнюю часть мы прочитали детям сами, чтобы интонацией передать напряженную обстановку, глубину чувств и переживаний героя, решившего навестить старика, которого он уже считал своим дедушкой. В конце рассказа весь класс удивился тому, что дедушка догадался о том, что Алеша не его внук. В конце урока мы также провели обобщающую характеристику главного героя . Здесь уже дети работали самостоятельно и представляли свои словесные портреты (добрый, настойчивый, решительный, чуткий, общительный, ранимый, честный и т. д.). Всем классом мы смогли прийти к главной мысли данного произведения: «Человек должен быть внимателен к людям, к их горю, проявлять заботу и участие тем, кто в этом нуждается».

Приведённые примеры фрагментов уроков показывают, что анализ образа героя художественного произведения на уроке можно построить, используя различные приёмы работы. Все они способствуют формированию умения у учащихся начальных классов анализировать текст. Анализ поступков, речевая характеристика персонажей; система взаимоотношений между ними в синтезе дает цельную картину произведения и приводит к осмыслению главной идеи произведения, в постижении которой и состоит главная задача анализа литературного произведения.

Список литературы:

  1. Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений / [М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева]; под ред. М.П. Воюшиной. – М.: Академия, 2010. – 288 с.
  2. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. – / Л.Я. Гинзбург – Л.: Советский писатель, 1979. – 223 с.
  3. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Рыжкова. – М.: Академия, 2007. – 416 с.
  4. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник / В.Е. Хализев. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2002. – 437 с.

При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму.

А. Идейное содержание включает: 1) тематику произведения - выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии; 2) проблематику - наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении; 3) пафос произведения - идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность). Пафос - высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателя, раскрываемая в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива является выражением героического пафоса, причем действия героя или коллектива отличаются свободной инициативой и направлены к осуществлению высоких гуманистических принципов. Предпосылкой героического в художественной литературе является героика действительности, борьба со стихиями природы, за национальную свободу и независимость, за свободный труд людей, борьба за мир. Когда автор утверждает дела и переживания людей, которым присуще глубокое и неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос. Формы трагического весьма разнообразны и исторически изменчивы. Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека внеличностным враждебным обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен исключительной нравственной высотой и значительностью. Различия характеров Катерины в «Грозе» и Ларисы в «Бесприданнице» Островского наглядно демонстрируют разницу в указанных видах пафоса. Большое значение в искусстве XIX-XX веков приобрел романтический пафос, с помощью которого утверждается значительность стремления личности к эмоционально предвосхищаемому универсальному идеалу. К романтическому близок сентиментальный пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств героев и писателя. Все эти виды пафоса несут в себе утверждающее начало и реализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию. Общей эстетической категорией отрицания негативных тенденций является категория комического. Комическое - это форма жизни, претендующая на значительность, но исторически изжившее свое положительное содержание и поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как объективный источник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически. Гневное отрицание социально опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой сфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому. Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое противоречие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка, гомерический хохот. Б. Художественная форма включает: 1) Детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и речь (монологи и диалоги), бытовая обстановка, пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и пространстве); 2) Композиционные детали: порядок, способ и мотивировка, повествования и описания изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление (композиция образа - соотношение и расположение предметных деталей в пределах отдельного образа); 3) Стилистические детали: изобразительно-выразительные детали авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности поэтической речи в целом. Схема анализа литературно-художественного произведения. 1. История создания. 2. Тематика. 3. Проблематика. 4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос. 5. Жанровое своеобразие. 6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях. 7. Центральные персонажи. 8. Сюжет и особенности строения конфликта. 9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия. 10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения). 11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения. 12. Место произведения в творчестве писателя. 13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.

Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя.

А. Место писателя в развитии русской литературы. Б. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы. 1. Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя. 2. Традиции и новаторство писателя в области: а) идей; б) тематики, проблематики; в) творческого метода и стиля; г) жанра; д) речевого стиля. В. Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.

Примерный план характеристики художественного образа-персонажа.

Вступление. Место персонажа в системе образов произведения. Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа. 1. Социальное и материальное положение. 2. Внешний облик. 3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек: а) характер деятельности и основных жизненных устремлений; б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия). 4. Область чувств: а) тип отношения к окружающим; б) особенности внутренних переживаний. 5. Авторское отношение к персонажу. 6. Какие черты личности героя выявляются в произведении: а) с помощью портрета; б) в авторской характеристике; в) через характеристику других действующих лиц; г) с помощью предыстории или биографии; д) через цепь поступков; е) в речевой характеристике; ж) через «соседство» с другими персонажами; з) через окружающую обстановку. Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

План разбора лирического стихотворения.

I. Дата написания. II. Реально-биографический и фактический комментарий. III. Жанровое своеобразие. IV. Идейное содержание: 1. Ведущая тема. 2. Основная мысль. 3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике. 4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него. 5. Преобладание общественных или личных интонаций. V. Структура стихотворения: 1. Сопоставление и развитие основных словесных образов: а) по сходству; б) по контрасту; в) по смежности; г) по ассоциации; д) по умозаключению. 2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза. 3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание. 4. Основные особенности ритмики: а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих; б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест. 5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм. 6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа). 7. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

Как вести краткую запись о прочитанных книгах.

1. Автор. Даты жизни. Общественная среда, в которой формировалось его мировоззрение. 2. Точное заглавие произведения. Даты создания и появления в печати. 3. Время, изображенное в произведении, и место происходящих основных событий. Общественная среда, представители которой выводятся автором в произведении (дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане, разночинцы, интеллигенция, рабочие). 4. Эпоха. Характеристика времени, в которое написано произведение (со стороны экономических и общественно-политических интересов и стремлений современников). 5. Краткий план содержания.

Металлова Елена
Изучение эпических произведений путем анализа образов-персонажей. Методические основы работы над образом-персонажем

Изучение эпических произведений путем анализа образов-персонажей .

Главенствующее место на уроке литературы занимает литературное развитие школьника – возрастной и одновременно учебный процесс совершенствования непосредственного восприятия искусства слова, овладения умением , развитие собственно литературного творчества ребенка (Н. Д. Молдовская) .

Умение анализировать художественное произведение – умение творческое . У учителя нет готовых решений, нет алгоритма, как его анализировать . Каждое новое произведение влечет за собой новый путь его постижения, нет набора определенных правил, операций, последовательное применение которых приведет нас к освоению идеи произведения . Поэтому не существует навсегда определенных упражнений, выполнение которых способствовало бы формированию умения анализировать художественное произведение . Овладение данным умением происходит в процессе творческой деятельности учащихся, в процессе чтения и анализа художественного произведения .

В изучении целого ряда литературных произведений представляется возможным опираться в основном на анализ образов героев . Анализ образов персонажей , их описание, характеристика их внешнего вида и характера. Анализ поступков , речевая характеристика героев; система взаимоотношений между героями в синтезе дает цельную картину произведения и приводит к осмыслению главной идеи произведения , в постижении которой и состоит главная задача анализа литературного произведения .

Одним из направлений литературного развития школьника является воспитание «маленького писателя» , развитие способности выражать свои переживания, впечатления, мысли в слове, умение самостоятельно создавать текст. Системы читательских и речевых умений тесно взаимосвязаны между собой, каждому читательскому умению соответствует речевое умение, которое формируется на базе читательского. Это еще раз доказывает, насколько важно формирование читательских умений младших школьников. Все читательские умения находятся во взаимосвязи, они «существуют, взаимно обогащая друг друга. Формирование частных читательских умений не может осуществляться поочередно. Все умения, образующие систему , формируются на каждом уроке, при обращении к каждому новому произведению » (О. И. Никифорова)

Методические основы работы над образом-персонажем

О. И. Никифорова в книге «Восприятие литературного произведения школьниками » в главе «Особенности восприятия школьниками литературного героя» выделила и представила необходимые условия для полноценного восприятия литературных образов :

Хорошая сформированность, отработанность мыслительных операций и операций воображения »;

Выделение всех элементов текста, всех приемов литературного воображения , с помощью которых можно охарактеризовать литературный образ ;

Сопоставление всех элементов литературного произведения ;

Оценка и обобщение элементов текста с точки зрения характеристики литературного образа ;

Умение восполнить текст;

Контроль возникающих представлений за текстом произведения .

В методике так же выделяют определенные нижеследующие особенности работы над образом персонажем :

1. Работа над типичным и индивидуальном в образе

Начиная работу над анализом действующих лиц надо помнить, что образ – это «обобщенная картина человеческой жизни» , что в образе автор обобщает свои наблюдения над людьми, но в тоже время образ конкретен , т. е. типичное и индивидуальное выступает в единстве. Поэтому учителю надо так организовать анализ произведения , чтобы учащиеся воспринимали действующее лицо как представителя определенной эпохи и одновременно как конкретного живого человека»

2. Выделение основных черт характера

В работе над образом -персонажем в процессе раскрытия характерных черт герои выделяются ведущие, главные черты, определяющие его облик. Автор подчеркивает эту черту самим развитием сюжета, взаимоотношениями с другими действующими лицами. Автор показывает, как проявляется эта черта в разных условиях. Чаще всего именно эта черта характера объясняет мотивы поведения персонажа, позволяет понять образ в целом . Младшие школьники начинают задумываться над мотивами поступков героев, но раскрыть их самостоятельно не могут. О мотивах поведения героя дети говорят только тогда, когда перед ними ставятся соответствующие вопросы. Но младшие школьники должны понять, что поступки бывают сложными, противоречивыми и не всегда можно решить, что хорошо и что плохо. Поэтому при анализе поступков необходимо не только оценить поступок, но вскрыть его причины. Глубже понять героя помогает сопоставление действующих лиц одного произведения или действующих лиц близких по тематике произведений . Младшие школьники не могут самостоятельно справиться с этой работой , поэтому учитель руководит чтением и анализом путем конкретных вопросов .

Важно уметь замечать, как оценивает поступки сам автор. Надо помочь учащимся понять, как и в какой форме, автор выражает свое отношение к героям. Необходимо вести целенаправленную работу над авторскими словами, использованными для создания образа . Авторский комментарий к поступкам героев или психологически мотивируют эти действия или поступки, или раскрывают несоответствие между тем, что делает и говорит персонаж, и тем, что чувствует и думает в это время. Это приучает детей глубже воспринимать авторские мысли. В книгах для чтения есть рассказы, в которых автор свое отношение к действующим лицам выражает в оценочных суждениях. В этом случае необходимо предлагать учащимся самостоятельно найти слова и, пользуясь текстом, доказать, почему автор мог так сказать, какие факты он приводит в подтверждение своей оценки. Автор может нигде прямо и не говорить о своем отношении, но мы чувствуем это отношение. Оно передается самим описанием, отдельными деталями, дает возможность самому читателю самому догадаться об этом отношении.

4. Сопереживания читателя, его симпатии или антипатии к герою

Надо воспитать у учащихся личное отношение к герою, возбуждать интерес к нему и поддерживать его в течение урока. Но следует помнить, что возникший интерес часто снижается, когда допускается изменение беседы перед чтением, неоднократное перечитывание текста без определенной цели.

5. Подбор произведений для работы над образом-персонажем

Начинать работу над восприятием образа-персонажа лучше с произведений , которые доступны детям по объему и характеру письма автора, по форме и содержанию, которые близки их жизненному опыту.

6. Этапность работы над образом-персонажем

При изучении образа персонажа следует соблюдать этапность в работе , которая определяется с учетом психологических особенностей восприятия произведения младшими школьниками.

Эмоциональное частично-мотивированное восприятие

Аналитическое восприятие образа

Целостное восприятие образа

На первом этапе, который характерен для первоначального восприятия текста, учащиеся высказывают свое впечатление о действующих лицах, чаще всего эмоционального плана. После прочтения рассказа учитель задает вопрос : «Кто из действующих лиц понравился и почему?» Отвечая, учащиеся мотивируют свой ответ одним фактом. Первый этап побуждает к оценке героя, создает настрой для дальнейшей работы с текстом .

На втором этапе учащиеся конкретизируют первоначальные представления о действующих лицах. На этом этапе идет тщательная работа с текстом , учащиеся учатся подбирать материал о действующем лице. При формировании этого умения есть два пути работы с текстом :

1) Учитель спрашивает, каким дети представляют себе героя, постепенно называется черта за чертой, и к каждой подбирается соответствующий материал из текста.

2) Учащиеся читают текст по частям, и в ходе анализа содержания выясняется, что нового узнали о герое, какая черта особенно ярко проявилась.

Возможно и сразу, работая над текстом , подбирать нужный материал. Это для младшего школьника труднее и требует большой самостоятельности учащихся.

На заключительном этапе дети составляют рассказ о герое. Можно указать учащимся основные линии , которые должны учитываться при общении.

Работа над формированием выше перечисленных умений помогает осмыслить образ героя . Ведётся она не последовательно, не поэтапно, а в комплексе, то есть одновременно. В результате взаимодействия всех элементов системы достигается более высокий уровень восприятия произведения в целом .

Приемы анализа образа-персонажа

Выявление мотивов, обстоятельств, последствий поступков героя;

Сопоставление размышлений, переживаний и поступков героя с целью воссоздать образ-персонаж ;

«расшифровки» мимики, жестов, интонации героя с целью выявления его внутреннего состояния;

Составление плана-рассказа, чтение по ролям, составление рассказа от лица героя или о герое с целью осмысления его характера и идеи произведения .

Художественная литература является особым видом познания действительности. Уже сейчас стоит задуматься о проблеме литературного развития школьников, чтобы в будущем, столкнувшись с этой проблемой лицом к лицу, мы бы знали, как ей противостоять и как привить ребёнку любовь к Книге.

Литература :

Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников. – Москва. – «Педагогика» . – 1976г.

Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. - М., 1972.

Никифорова О. И. Восприятие художественной литературы школьниками. - М.: Учпедгиз, 1959.

Воюшина М. П. Анализ художественного произведения . //Начальная школа – 1989 - №5 с. 16-20

План анализа эпического (прозаического) произведения

1. Определить жанр произведения. При необходимости описать особенности жанра.
2. Дата написания или первой публикации произведения (исторический, библиографический, культурный контекст). Эпоха, жизненные обстоятельства, оказавшие непосредственное влияние на написание произведения.
3. Литературное направление и его идеологические и стилистические задачи. Их отражение в произведении.
4. Тема, идея через смысл названия произведения. (Проанализировать смысл названия).
5. Сюжет и композиция .
6. Роль повторяющейся детали : сюжетообразующей, характеризующей (портрета, пейзажа, интерьера и др.), внесюжетной детали.
7. Образ героя (героев): смысл имен, портрет, речевая характеристика, поступки и др.
8. Особенности повествования (автор, повествователь, герой-рассказчик). Соотношение автора и рассказчика (субъективизация и объективизация текста, композиционный прием "рассказ в рассказе"), средства словесного выражения образа рассказчика и др.
9. Роль "цитирования" в произведении (заимствованный сюжет, общекультурные символы, имена, реминисценции...) - традиция.
10. Особенности стиля (слога).
11. В качестве выводы: основная и / или авторская идея произведения.

NB: Полноту анализа, выбор и расположение пунктов диктует 1) само произведение, 2) уровень подготовки учащихся, 3) цели и задачи анализа и др.

Анализ прозаического литературного произведения

Приступая к анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст произведения в период создания данного художественного произведения. Необходимо при этом различать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в виду

литературные направления эпохи;

место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период;

творческая история произведения;

оценка произведения в критике;

своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя;

оценка произведения в контексте современного прочтения;

Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания - что хотел сказать автор и план выражения - как ему удалось это сделать).

Концептуальный уровень художественного произведения

(тематика, проблематика, конфликт и пафос)

Тема - это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни - это отдельная тема; совокупность тем - тематика произведения.

Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости...). Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.)

Идея - что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл - решение всех проблем - главной и дополнительных - или указание на возможный путь решения.)

Пафос - эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (может быть утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий...).

Уровень организации произведения как художественного целого

Композиция - построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое.

Основные средства композиции:

Сюжет – то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов.

Конфликт – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта;

Пролог – своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко);

Экспозиция – введение в действие, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой или сжатой, цельной и «разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия;

Завязка – начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события.

Развитие действия - система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее;

Кульминация – момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее действие ослабевает.

Развязка – решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость.

Эпилог – заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.

Сюжет может излагаться:

В прямой хронологической последовательности событий;

В преднамеренно измененной последовательности (см. художественное время в произведении).

Внесюжетными элементами считаются:

Вставные эпизоды;

Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.

В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении - иначе, сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»:

1. Сюжет – главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается;

2. Сюжет – художественный порядок событий; фабула - естественный порядок событий

Композиционные принципы и элементы:

Ведущий композиционный принцип (композиция многоплановая, линейная, кольцевая, «нитка с бусами»; в хронологии событий или нет...).

Дополнительные средства композиции:

Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции);

Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения);

Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий;

Художественное обрамление - сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл;

Композиционные приемы - внутренние монологи, дневник и др.

Уровень внутренней формы произведения

Субъектная организация повествования (ее рассмотрение включает следующее): повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя).

1. Художественный образ человека - рассматриваются типические явления жизни, нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека:

Внешние черты - лицо, фигура, костюм;

Характер персонажа - он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи.

Изображение условий, в которых живет и действует персонаж;

Изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;

Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж;

Наличие или отсутствие прототипа.

2. О сновные приемы создания образа-персонажа:

Характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);

Портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу);

Характеристика героя другими действующими лицами;

Художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы);

3. Виды образов-персонажей:

лирические - в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в поэзии);

драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора», т.е. автор использует для характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях);

План комплексного анализа текста

(9-11 классы)






7. Определите тему текста.





14. Понаблюдайте над лексикой текста:
Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.
Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чел обусловлен их выбор?
Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?
Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.
Найдите перифразы. С какими целями они использованы? К Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.
Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слона возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором? V Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?
Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).(9-11 КЛ.)
1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.
2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)
4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)
5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?
6. Какое настроение преобладает в тексте?
7. Определите тему текста.
8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).
9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).
11. Как соотносятся начало и конец текста?
12. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)?
13. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
14. Понаблюдайте над лексикой текста:

  • Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.
  • Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чел обусловлен их выбор?
  • Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?
  • Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.
  • Найдите перифразы. С какими целями они использованы?
  • Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.
  • Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слона возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором?
  • Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?
  • Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).

Алгоритм сопоставительного анализа поэтического текста.
1.
- сюжета или мотива
- образной системы
- лексики
- изобразительных средств
- синтаксических конструкций
- других параметров, пдсказанных самими текстами.
2.
3. Объяснить выявленные различия:
а) в произведениях одного и того же автора;
-
-
-
- другими причинами.
б)
-
- если жили в разное время, - различием исторических условий и особенностей литературного рзвития;
-
4. Уточнить интерпретацию каждого изанализируемых текстов в соответствии с проведённым сопоставительным анализом.

Примерная схема анализа стихотворения

1.Место стихотворения в творчестве поэта. История создания стихотворения.

2.Жанровые особенности стихотворения.

3.Темы и основные мотивы.

4.Особенности композиции, или построения лирического произведения.

5. Образный ряд стихотворения. Его лирический герой.

6.Нстроение, преобладающее в стихотворении.

7.Лексический строй текста.

8. Особенности поэтического языка. Изобразительные средства (тропы и фигуры)

9. Приемы звукописи.

10. Особенности строфики и рифмовки.

11. Смысл названия произведения.

Предварительный просмотр:

1. Найти черты сходства двух текстов на уровне:

  • сюжета или мотива;
  • образной системы;
  • лексики;
  • изобразительных средств;
  • синтаксических конструкций;

2. Найти различия на тех же уровнях.

  • разницей времени написания, определившей изменение взглядов;
  • различием художественных задач;
  • противоречиями мировоззрения и мироощущения;
  • другими причинами;

б) в произведениях разных авторов:

  • различием художественных миров;
  • если принадлежат к разным национальным культурам, - различием не только индивидуальных, но и национальных художественных миров.

АЛГОРИТМ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

1. Найти черты сходства двух текстов на уровне:

  • сюжета или мотива;
  • образной системы;
  • лексики;
  • изобразительных средств;
  • синтаксических конструкций;
  • других параметров, подсказанных самими текстами.

2. Найти различия на тех же уровнях.

3. Объяснить выявленные различия

а) в произведениях одного и того же автора:

  • разницей времени написания, определившей изменение взглядов;
  • различием художественных задач;
  • противоречиями мировоззрения и мироощущения;
  • другими причинами;

б) в произведениях разных авторов:

  • различием художественных миров;
  • если жили в разное время, - различием исторических условий и особенностей литературного развития;
  • если принадлежат к разным национальным культурам, - различием не только индивидуальных, но и национальных художественных миров.

4. Уточнить интерпретацию каждого из анализируемых текстов в соответствии с проведенным сопоставительным анализом.

Предварительный просмотр:

Анализ прозаического литературного произведения

Приступая к анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст произведения в период создания данного художественного произведения. Необходимо при этом различать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в виду

Литературные направления эпохи;
место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период;
творческая история произведения;
оценка произведения в критике;
своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя;
оценка произведения в контексте современного прочтения;
Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания – что хотел сказать автор и план выражения – как ему удалось это сделать).

План анализа стихотворения
1. Элементы комментария к стихотворению:
- Время (место) написания, история создания;
- Жанровое своеобразие;
- Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);
- Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.
2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.
3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.
4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:

Композиционные решения;
- Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;
- Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;

Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;
- Мотивированность и точность использования выразительных средств.
4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные – любые).
5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.
6. Дополнительные (свободные) размышления.

Анализ поэтического произведения
(схема)

Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения – переживание, чувство;
Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства);
- определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая – косвенная);
- определить организацию (композицию) лирического произведения;
- определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное – скупое); определить лексический рисунок (просторечие- книжно-литературная лексика…);
- определить ритмику (однородная – неоднородная; ритмическое движение);
- определить звуковой рисунок;
- определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику).

Поэтическая лексика
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики – синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;
- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
- определить своеобразие и активность использования тропов
ЭПИТЕТ – художественное определение;
СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;
АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы;
ИРОНИЯ – скрытая насмешка;
ГИПЕРБОЛА – художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
ЛИТОТА – художественное преуменьшение;
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать;
МЕТАФОРА – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Поэтический синтаксис
(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)
- риторические вопросы, обращения, восклицания – они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;
- повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;
- антитезы – противопоставления;

Поэтическая фонетика
Использование звукоподражаний, звукозаписи – звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.
- Аллитерация – повторение согласных звуков;
- Ассонанс – повторение гласных звуков;
- Анафора – единоначалия;

Композиция лирического произведения
Необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
- выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли;
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

Анализ драматического произведения

Схема анализа драматического произведения
1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика.
2. Сюжет, композиция:
- основной конфликт, этапы его развития;
- характер развязки /комический, трагический, драматический/
3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений.

4. Сбор материала о персонажах:
-внешность героя,
- поведение,
- речевая характеристика
- содержание речи /о чем?/
- манера /как?/
- стиль, словарь
- самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки;
- роль декораций, интерьера в развитии образа.

5. ВЫВОДЫ: Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие.

Драматическое произведение

Родовая специфика, «пограничное» положение драмы (Между литературой и театром) обязывает вести ее анализ по ходу развития драматического действия (в этом принципиальное отличие анализа драматического произведения от эпического или лирического). Поэтому предлагаемая схема носит условный характер, она лишь учитывает конгломерат основных родовых категорий драмы, особенность которых может проявиться по-разному в каждом отдельном случае именно в развитии действия (по принципу раскручиваемой пружины).

1. Общая характеристика драматического действия (характер, план и вектор движения, темп, ритм и т.д.). «Сквозное» действие и «подводные» течения.

2. Тип конфликта. Сущность драматизма и содержание конфликта, характер противоречий (двуплановость, внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие), «вертикальный» и «горизонтальный» план драмы.

3. Система действующих лиц, их место и роль в развитии драматического действия и разрешения конфликта. Главные и второстепенные герои. Внесюжетные и внесценические персонажи.

4. Система мотивов и мотивочное развитие сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст.

5. Композиционно-структурный уровень. Основные этапы в развитии драматического действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Принцип монтажности.

6. Особенности поэтики (смысловой ключ заглавия, роль театральной афиши, сценический хронотип, символика, сценический психологизм, проблема финала). Признаки театральности: костюм, маска, игра и постситуативный анализ, ролевые ситуации и др.

7. Жанровое своеобразие (драма, трагедия или комедия?). Истоки жанра, его реминисценции и новаторские решения автором.

9. Контексты драмы (историко-культурный, творческий, собственно-драматический) .

10. Проблема интерпретаций и сценическая история.




Похожие публикации