Нагорный карабах 1988. Карабахский конфликт: даты, события. Сопредельные районы Даты оккупации

К третьей годовщине окончания апрельской войны 2016 года три стороны карабахского конфликта подошли в целом без особых для себя потерь на военно-политическом и дипломатическом фронтах. Самая масштабная с момента заключения трёхстороннего соглашения о прекращении огня в мае 1994 года эскалация три года назад наглядно продемонстрировала лимиты военного пути решения конфликта. Между тем подготовку к новой войне, вероятность которой сегодня остаётся высокой, Армения и Нагорный Карабах, а также Азербайджан ведут с прежней энергичностью.

Напомним, в ночь с 1 на 2 апреля, по версии армянской стороны, Азербайджан, грубо нарушив соглашения о перемирии в зоне карабахского конфликта от 12 мая 1994 года, предпринял крупномасштабное наступление вдоль всей линии соприкосновения вооружённых сил Нагорного Карабаха и Азербайджана с использованием тяжёлой техники и артиллерии. Официальный Баку причиной своего наступления вглубь оборонительных линий армянских войск назвал предшествовавшие ему интенсивные обстрелы приграничных позиций и населённых пунктов Азербайджана с армянской стороны. Так или иначе, но вооружённый конфликт трёхлетней давности стал наиболее масштабным возобновлением боевых действий вокруг Нагорного Карабаха, повлёкшим серьёзные потери с обеих сторон.

Наиболее интенсивные бои велись в южном (Гадрут) и северо-восточном (Мартакерт) направлениях линии соприкосновения войск. В ночь с 4 на 5 апреля на южном участке фронта ВС Азербайджана применили реактивную систему залпового огня «Смерч». Согласно достигнутой сторонами при посредничестве России устной договорённости, утром 5 апреля режим прекращения огня от 1994 года был восстановлен.

В результате боевых действий погибли 110 и получили ранения 121 армянских военнослужащих и добровольцев. О потерях ВС Азербайджана точные данные отсутствуют. 5 апреля 2016 года пресс-служба Министерства обороны Азербайджана сообщила, что за время боевых действий азербайджанская армия потеряла убитыми 31 военнослужащего. По утверждениям армянских источников, Азербайджан в несколько раз занизил число погибших: реальные потери азербайджанской армии могли составить от 500 до 600 военных только убитыми.

Азербайджанским войскам на отдельных направлениях удалось продвинуть свои позиции. По данным армянской стороны, противнику было уступлено 8 квадратных километров территории вдоль линии соприкосновения. Баку говорит о более 20 кв. км «освобождённой территории».

По итогам трёх «полезных бесед» (28 сентября в Душанбе, 6 декабря в Санкт-Петербурге, 22 января в Давосе) и одной официальной встречи по карабахскому урегулированию (29 марта в Вене) между президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном заметно снижение напряжённости по всей линии прекращения огня. Но там нет иностранных миротворцев, режим перемирия соблюдается исключительно силами самих сторон конфликта лишь при наличии наблюдательной миссии ОБСЕ. Ни одна из ранее достигнутых между Арменией и Азербайджаном (ещё при президенте Серже Саргсяне ) договорённостей о запуске механизма расследования инцидентов на передовой, увеличении численности международных наблюдателей и другие меры доверия не выполнены. При этом поставки ударных и оборонительных систем в регион конфликта только растут, включая в себя всё более дальнобойные и высокоточные вооружения. Нет ни одного серьёзного повода предположить, что стороны в любом случае предпочтут политический путь преодоления разногласий в процессе урегулирования военному. «Последний аргумент» продолжает довлеть над всей нынешней конструкцией мирного процесса в карабахском конфликте, которая стоит на фундаменте посреднической миссии сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Россия, США и Франция). С каждым годом данный фундамент методично расшатывается нескрываемой сторонами активной подготовкой к очередному раунду масштабной эскалации.

Приходится вновь признать неутешительную реальность всех предыдущих 25 лет попыток найти вокруг Карабаха точки сближения сторон конфликта: настоящих переговоров нет, происходит имитация их проведения, которой прикрываются военные приготовления. Политическое решение не просматривается, ибо оно подразумевает взаимные уступки, к которым ни Ереван, ни Степанакерт (столица непризнанной Нагорно-Карабахской Республики), ни Баку не готовы. Понятие «компромисс», лежащее краеугольным камнем в политическом решении любого межгосударственного конфликта, отождествляется в Армении, Арцахе (армянское историческое название Нагорного Карабаха) и Азербайджане с поражением и сдачей собственных позиций на военном и дипломатическом фронтах.

По сути, происходила, имеет место и ещё какое-то неопределённое время будет продолжаться имитация готовности добиться разрешения конфликта за столом переговоров. У каждой из сторон ряд своих мотивов, поводов и причин относиться к политическому компромиссу с крайним предубеждением. Вместе с тем их объединяет следующий подход: пусть уж лучше очередная война обозначит новую конфигурацию сил в карабахском конфликте, чем мы будем что-то уступать и с чем-то соглашаться по итогам встреч лидеров и глав МИД Армении и Азербайджана под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ.

Азербайджан отдаёт себе отчёт в том, что за вывод армянских войск из всех или даже меньшей части из семи находящихся под контролем противника районов вокруг Нагорного Карабаха придётся соглашаться на некий промежуточный статус Арцаха и последующий референдум о его окончательном политическом статусе. В свою очередь, цена территориальных уступок азербайджанскому визави для Еревана и Степанакерта остаётся критически высокой во внутриполитическом плане. И там, и там любая власть, даже с её нынешним высоким рейтингом, каким располагает действующий в Армении премьер-министр Никол Пашинян, неизбежно столкнётся с самыми серьёзными вызовами. Найдётся дюжина внутриармянских сил, которые могут выступить единым фронтом против «соглашательской и капитулянской политики» власти, поставь её высшие представители свои подписи под соответствующими документами за столом переговоров.

За всем этим кроется очевидный настрой сторон конфликта минимизировать собственную ответственность за политические решения. Война в данном случае представляется «лучшим способом» расставить всё по своим местам. Другой вопрос, что масштабные боевые действия несут в себе на порядок больше неизвестности, чем предсказуемости, элементы контроля за ситуацией неизменно в какой-то момент уступают место хаотичности. Война - всегда шаг в неизвестность. Однако степень враждебности, взаимного недоверия и подозрительности между армянской и азербайджанской сторонами настолька велика, что они готовы больше рискнуть в войне, чем за столом переговоров. И в этом особая трагичность момента, военно-политическая драматургия неизбежно надвигающегося нового выяснения отношений на поле боя.

Попробуем кратко представить ситуации, с которыми все три стороны конфликта подошли к трёхлетней годовщине апрельской войны.

Армения вызывает Азербайджан на бой: лучше сейчас, чем потом

Лидер «бархатной революции», глава Правительства Армении Никол Пашинян за без малого год у власти не решился ни на один революционный шаг вокруг Карабаха. Независимость Арцаха официальным Ереваном не признана, «большой договор» между двумя армянскими республиками с прописанными в нём гарантиями безопасности и взаимопомощи на случай войны не заключён. Пашинян только на словах отстаивает необходимость подключения представителей Нагорного Карабаха к переговорам Армении и Азербайджана, не предпринимая для этого абсолютно никаких реальных действий. Уже состоялись вышеуказанные «полезные беседы» и одна официальная встреча лидеров Армении и Азербайджана, но карабахских дипломатов на них как не было, так и нет. Баку категорически отвергает любую возможность изменения нынешнего двустороннего переговорного формата, в чём его, по сути, ранее поддержали и международные посредники в лице сопредседателей Минской группы.

На карабахском направлении Пашинян стал фактическим «преемником» бесславно отошедшего от власти в апреле 2018 года бывшего президента и экс-премьера Армении Сержа Саргсяна. Это заметно и в стратегических вопросах (признание независимости Арцаха, заключение «большого договора»), и по некоторым тактическим нюансам. К примеру, Пашинян не решился стать «первым пассажиром» гражданского авиарейса Ереван - Степанакерт, которым в своё время обещал быть, но так и не стал Саргсян.

Очевидно, что новые власти Армении в карабахском вопросе обречены действовать в определённых рамках лишь с некоторыми возможными отклонениями от сложившейся годами «нормы». Так, в последнее время из Еревана всё отчётливее проговаривается мысль о готовности к войне, её неизбежности и отсутствии планов идти на уступки, прежде всего в вопросе возвращения Азербайджану районов из так называемого «пояса безопасности» вокруг Арцаха. Недавно директор Службы национальной безопасности Армении Артур Ванецян сказал то, чего избегали озвучивать все предыдущие высокопоставленные официальные лица в Ереване: «Азербайджану не будет уступлено и пяди земли ». Вслед за этим министр обороны Давид Тоноян выдвинул принцип «новая война - новые (потерянные Азербайджаном) территории », указал на переход ВС Армении от оборонительной к «наступательной стратегии», отказ от «окопного состояния» армянских войск.

Закупается новое ударное вооружение, Армению уже не устраивает ситуация, когда воздушное пространство над будущим театром военных действий в Карабахе по умолчанию отдавалось в распоряжение боевой авиации Азербайджана. Отсюда желание обзавестись эффективными средствами проведения воздушных операций (закупка у России многоцелевых истребителей Су-30СМ), а не только усиление своего противовоздушного щита.

Вместе с тем заметны попытки Еревана вызвать Баку на очередное выяснение отношений на поле боя прямо сейчас. В этом армянскую столицу поддерживает и Степанакерт, по всей видимости, всё больше склоняясь к той оценке, что время сейчас работает уже не на Армению и Нагорный Карабаха, а на Азербайджан, который усиливает свою огневую мощь и прирастает мускулами перед решающей схваткой.

Карабах - 2020: переформатирование под войну

В следующем году Арцах ожидают выборы - одновременно президентские и парламентские. Высока вероятность переформатирования внутриполитического поля непризнанной республики под цели и задачи подготовки к грядущей войне. Свои позиции в Степанакерте должны усилить силы, стоящие не только на позициях «ни пяди земли», но и готовые к той самой «наступательной стратегии», установку на которую ранее дали в Минобороны Армении. В частности, ожидается укрепление в Арцахе положения старейшей армянской партии «Дашнакцутюн», после «бархатной революции» переносящей свой политический «центр тяжести» из Еревана в Степанакерт. Имеются также предпосылки появления в Карабахе на системной внутриполитической основе радикальных националистических сил из Армении. Таковой может стать партия «Сасна црер» («Сасунские храбрецы»), которая по итогам выборов в Армении 9 декабря осталась за бортом Национального собрания (парламента) республики.

В зоне армяно-азербайджанского противостояния произошли самые серьезные столкновения с 1994 года - с того момента, когда стороны договорились о перемирии, остановив горячую фазу войны за Нагорный Карабах.


В ночь на 2 апреля ситуация в зоне карабахского конфликта резко обострилась . "Я распорядился не поддаваться провокациям, однако враг вконец распоясался", - объяснил происходящее президент Азербайджана Ильхам Алиев. В Минобороны Армении заявили о "наступательных действиях с азербайджанской стороны".

Обе стороны заявили о значительных потерях в живой силе и бронетехнике у противника и минимальных - со своей стороны.

5 апреля Минобороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики сообщило о достижении соглашения о прекращении огня в зоне конфликта. Однако Армения и Азербайджан неоднократно обвиняли друг друга в нарушении перемирия .

История конфликта

20 февраля 1988 года совет депутатов Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), преимущественно заселенной армянами, обратился к руководству СССР, Армянской ССР и Азербайджанской ССР с просьбой о передаче Нагорного Карабаха Армении. Политбюро ЦК КПСС ответило отказом, что привело к массовым акциям протеста в Ереване и Степанакерте, а также к погромам среди как армянского, так и азербайджанского населения.

В декабре 1989 года власти Армянской ССР и НКАО подписали совместное постановление о включении области в состав Армении, на что Азербайджан ответил артиллерийским обстрелом карабахской границы. В январе 1990 года Верховный совет СССР объявил чрезвычайное положение в зоне конфликта.

В конце апреля - начале мая 1991 года в НКАО была проведена операция «Кольцо» силами ОМОНа Азербайджана и войск МВД СССР. В течение трех недель депортации подверглось армянское население 24 карабахских сел, более 100 человек были убиты. Силы МВД СССР и советской армии проводили акции по разоружению участников столкновений до августа 1991 года, когда в Москве начался путч, приведший к развалу СССР.

2 сентября 1991 года в Степанакерте была провозглашена Нагорно-Карабахская республика. Официальный Баку признал данный акт незаконным. В ходе начавшейся войны между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и поддерживающей его Арменией стороны потеряли убитыми от 15 тыс. до 25 тыс. человек, более 25 тыс. получили ранения, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания. С апреля по ноябрь 1993 года Совбез ООН принял четыре резолюции с требованием о прекращении огня в регионе.

5 мая 1994 года три стороны подписали соглашение о перемирии, в результате которого Азербайджан фактически потерял контроль над Нагорным Карабахом. Официальный Баку до сих пор считает регион оккупированной территорией.

Международно-правовой статус Нагорно-Карабахской республики

Согласно административно-территориальному делению Азербайджана, территория НКР является частью Азербайджанской Республики. В марте 2008 года Генеральной ассамблеей ООН была принята резолюция «Положение на оккупированных территориях Азербайджана», которую поддержали 39 государств-членов (сопредседатели Минской группы ОБСЕ США, Россия и Франция проголосовали против).

В настоящий момент Нагорно-Карабахская республика не получила признания со стороны государств-членов ООН и не является ее членом, в связи с этим в официальных документах государств-членов ООН и образованных ими организаций по отношению к НКР не употребляются некоторые политические категории (президент, премьер-министр, выборы, правительство, парламент, флаг, герб, столица).

Нагорно-Карабахская республика признана частично признанными государствами Абхазия и Южная Осетия, а также непризнанной Приднестровской Молдавской республикой.

Обострение конфликта

В ноябре 2014 годаотношения между Арменией и Азербайджаном резко обострились после того, как в Нагорном Карабахе азербайджанские военные сбили армянский вертолет Ми-24. На линии соприкосновения возобновились регулярные обстрелы, стороны впервые с 1994 года обвиняли друг друга в применении крупнокалиберных артиллерийских средств поражения. В течение года неоднократно сообщалось о погибших и раненых в зоне конфликта.

В ночь на 2 апреля 2016 года в зоне конфликта возобновились масштабные боевые действия. Минобороны Армении заявило о «наступательных действиях» Азербайджана с использованием танков, артиллерии и авиации, в Баку сообщили, что применение силы стало ответной мерой на обстрелы из минометов и крупнокалиберных пулеметов.

3 апреля Минобороны Азербайджана заявило о решении в одностороннем порядке приостановить военные действия. Однако и в Ереване, и в Степанакерте сообщили, что бои продолжились.

Пресс-секретарь Минобороны Армении Арцрун Ованнисян сообщил 4 апреля, что «ожесточенные бои по всей протяженности линии соприкосновения карабахских и азербайджанских сил продолжаются».

В течение трех суток стороны конфликта отчитывались о крупных потерях у противника (от 100 до 200 убитых), но эти сведения сразу же опровергались противоположной стороной. По независимым оценкам Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, в зоне конфликта погибли 33 человека, более 200 пострадали.

5 апреля Минобороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики сообщило о достижении соглашения о прекращении огня в зоне конфликта. Азербайджан объявил об остановке боевых действий. Армения анонсировала подготовку двустороннего документа о перемирии.

Как Россия вооружала Армению и Азербайджан

По данным Регистра обычных вооружений ООН, в 2013 году Россия впервые поставила в Армению тяжелое вооружение: 35 танков, 110 боевых бронированных машин, 50 пусковых установок и 200 ракет к ним. В 2014 году поставок не было.

В сентябре 2015 года Москва и Ереван договорились о предоставлении кредита Армении на $200 млн на закупку российского вооружения в 2015–2017 годах. На эту сумму должны быть поставлены пусковые установки реактивной системы залпового огня «Смерч», зенитные ракетные комплексы «Игла-С», тяжелые огнеметные системы ТОС-1А, гранатометы РПГ-26, снайперские винтовки Драгунова, бронеавтомобили «Тигр», наземные комплексы радиотехнической разведки «Автобаза-М», инженерные средства и средства связи, а также танковые прицелы, предназначенные для модернизации танков Т-72 и БМП ВС Армении.

В период 2010–2014 годов Азербайджан заключил с Москвой контракты на закупку 2 дивизионов зенитных ракетных систем С-300ПМУ-2, нескольких батарей зенитных ракетных комплексов «Тор-2МЭ», около 100 боевых и транспортных вертолетов.

Также были заключены соглашения на закупку не менее 100 танков Т-90С и около 100 единиц боевых машин пехоты БМП-3, 18 самоходных артиллерийских установок «Мста-С» и стольких же тяжелых огнеметных систем ТОС-1А, реактивных систем залпового огня «Смерч».

Общая стоимость пакета оценивалась не менее чем в $4 млрд. Большая часть контрактов уже выполнена. Например, в 2015 году азербайджанские военные получили последние 6 из 40 вертолетов Ми-17В1 и последние 25 из 100 танков Т-90С (по контрактам 2010 года), а также 6 из 18 тяжелых огнеметных систем ТОС-1А (по соглашению 2011 года). В 2016 году РФ продолжит поставку бронетранспортеров БТР-82А и бронемашин пехоты БМП-3 (их в 2015 году Азербайджан получил не менее 30 единиц).

Евгений Козичев, Елена Федотова, Дмитрий Шелковников

В эти дни тридцать лет назад в 1988 году в Нагорно-Карабахском регионе Азербайджана стали происходить события, легшие в основу многолетнего конфликта, который сегодня именуется как нагорно-карабахский армяно-азербайджанский конфликт. Несмотря на давность лет, события того периода до сих пор являются предметом пристального интереса и объектом ожесточенных дискуссий.

О том, как развивался конфликт и как в этих условиях удавалось обеспечивать контроль над оперативной обстановкой, 4 апреля генералы Владислав Сафонов и Кямиль Мамедов рассказали в мультимедийном пресс-центре "Sputnik Азербайджан".

Как отмечается в поступившем в Day.Az пресс-релизе Центра истории Кавказа, подготовленном на основе материалов Sputnik Азербайджан, при личном участии Владислава Сафонова и Кямиля Мамедова в Карабахе удалось обеспечить относительную стабильность и избежать большого кровопролития в начальные этап конфликта вплоть до распада СССР.

В мероприятии приняли участие первый комендант района особого положения НКАО (Нагорно-Карабахская автономная область Азербайджанской ССР) генерал-майор Владислав Сафонов, заместитель министра внутренних дел по милиции и оперативной работе (в 1981-1989 годах) генерал-майор Кямиль Мамедов, а также директор Центра истории Кавказа, старший научный сотрудник Института права и прав человека Национальной академии наук Азербайджана Ризван Гусейнов.

Первым комендантом района особого положения НКАО был генерал-майор Владислав Сафонов, ныне проживающий в России. Эту должность он занимал с мая 1988 года по декабрь 1990 года. При личном участии Сафонова в очень сложной обстановке удалось обеспечить относительную стабильность и избежать большого кровопролития. С самого начала конфликта в 1988 году в Карабах также был направлен генерал-майор Кямиль Мамедов, который, будучи высокопоставленным офицером, внес большой вклад в защиту азербайджанских земель от армянской оккупации.

В.Сафонов раскрыл подробности встречи в Нагорном Карабахе с депутатом Госдумы второго созыва Галиной Старовойтовой, которая назвала его "карабахским Пиночетом".

Искрой, приведшей к нагорно-карабахскому конфликту, стал приближающийся развал СССР, считает В.Сафонов. По его словам, все считают, что Карабах был испытательным полигоном по развалу Советского Союза.

"На Карабахе практиковали, выдержит власть или нет. Все, что там творилось, - это из-за бессилия не только власти Советского Союза, но и республиканской власти", - отметил Сафонов.

Генерал-майор Владислав Сафонов также рассказал о ситуации, царившей в Карабахе в самом начале конфликта. Искрой, приведшей к разгоранию нагорно-карабахского конфликта, стал приближающийся развал СССР. По его словам, до декабря 1990 года Ханкенди (бывший Степанакерт) и близлежащие территории были очищены от всяких банд, проводились операции по изъятию оружия, иностранного обмундирования.

"Когда в Степанакерте (Ханкенди - ред.) собирался съезд народного хозяйства, территория была свободной для всех. Из всех районов Азербайджана туда ехали люди, смотрели. Я боялся, что там может нарушиться порядок, но территория была свободной", - отметил Сафонов.

Генерал отметил, что приближающийся развал СССР послужил вспышкой для нагорно-карабахского конфликта: "Карабах был своеобразной испытательной зоной, где испытывалось, выдержит ли государство. За время моего пребывания на должности коменданта было сменено три президента. В Карабахе также был сменен председатель КГБ - им стал Евгений Войко. Когда же из Баку прислали подкрепление, мы пытались все уладить".

"Пять народных депутатов от АрмССР, включая З.Балаяна, проводили работу по нарушению порядка, мне регулярно поступали жалобы и письма на них. По нашей просьбе было принято решение по их изоляции. Группа "Альфа" составила соответствующий список. Мы сидели и ждали, когда глава даст согласие, но приказа так и не поступило", - сказал генерал-майор.

В свою очередь, генерал-майор Кямиль Мамедов отметил, что карабахские события начались 12 февраля 1988 года: "Мы никогда не могли себе представить, что может сложиться такая ситуация. Баку всегда был гостеприимным городом. Здесь жили и армяне, и грузины, и азербайджанцы, и евреи, и русские. Никогда никто не делил никого по национальностям. Каждая нация верила в своего Бога, но подчинялась закону". Кямиль Мамедов, в свою очередь, отметил, что боль нагорно-карабахского конфликта у нас сохранится до тех пор, пока мы не решим этот вопрос окончательно.

По его словам, события в Карабахе начались 12 февраля 1988 года, с тех пор прошло уже более 30 лет: "Нам говорили, что основная причина отделения Карабаха заключается в том, что там очень низкий уровень жизни. В этом были заинтересованы сепаратистские силы. Но у нас есть документы, которые доказывают, что уровень жизни в Карабахе был намного выше, чем в целом в Азербайджане или Армении".

Генерал рассказал, что приехал в Карабах в первые же дни конфликта - 13 февраля 1988 года. На площади между райкомом и облисполкомом собралась в этот день толпа примерно из двухсот-трехсот человек. И все скандировали "миацум". Требовали отсоединения от Азербайджана и "воссоединения" с Арменией.

"Мне тогда это все было непонятно. Мы не были готовы к такой ситуации. Я тогда сообщил в Баку, что армянское население Карабаха настроено враждебно, они требуют "воссоединения" с Арменией. И причиной этому, по их словам, является низкий уровень жизни в Карабахе. Это был основной аргумент, на который тогда опиралась армянская сторона", - сказал он.

Мамедов также в ходе пресс-конференции показал присутствующим ряд документов, вырезок из газет, посвященных карабахским событиям. Кроме этого, генерал-майор ознакомил журналистов и с картой, изъятой им в те годы у армянского военнопленного.

На этой карте "Великой Армении" от моря до моря" указана давняя мечта армянских националистов - "Армения от моря до моря", в которую вошли и Тбилиси, и Баку, и многие другие земли.

"На небольшой площади в центре Ханкенди 200-300 армянских сепаратистов скандировали лозунг "миацум" с требованием присоединить НКАО к АрмССР. Я доложил в Баку о сложной сложившейся здесь ситуации и был готов посредством находившегося у меня тут в подчинении спецотряда милиции решить вопрос на корню. Мною был разработан план ареста всех зачинщиков митинга и других сепаратистов в Ханкенди, однако из Баку второй секретарь ЦК КП Азербайджана В.Коновалов приказал мне не применять силу и грозил отдать меня под трибунал, если я это сделаю. Он утверждал, что центр сам решит этот вопрос мирным путем, однако этого не произошло, и был упущен шанс задавить армянский сепаратизм еще в зародыше", - поделился воспоминаниями К.Мамедов.

Далее слово взял генерал В.Сафонов, который добавил к сказанному, что в Карабахе на тот момент население составляло порядка 167 тысяч человек, среди которых только 20% были азербайджанцами. И уровень жизни в Карабахе тогда был весьма неплохой. Но дело в том, что именно большая часть из этих 20% азербайджанцев, которые там находились, жила не в самом Ханкенди, а за его пределами, в селах. По его словам, именно у этих людей были очень тяжелые условия. Это был почти первобытный образ жизни. Он рассказал, что люди жили практически в землянках, настолько убого и нищенски, что это потрясало приезжих.

"Поэтому впоследствии я возил в эти села руководство, чтобы показать, как живут бедные азербайджанцы. Чтобы они своими глазами увидели, кто в Нагорном Карабахе нищий. Туда даже раза три приезжал Муталибов", - сказал Сафонов.

Российский генерал рассказал журналистам о страшных карабахских событиях, а также о том, почему покинул свой пост коменданта в Карабахе. Верхние эшелоны советских и азербайджанских властей не приняли правильного решения по ситуации в Шуше, сказал Владислав Сафонов. Он рассказал, что уехал из Карабаха 12 декабря 1990 года. По его словам, до 1991 года территория Ханкенди и другие примыкающие к нему территории в основном были очищены от армянских бандформирований. И никакие военные и провокационные выступления допущены там не были.

"Нами проводились операции по вскрытию схронов с оружием и боеприпасами, у местного населения изымалось вооружение и военная форма одежды. Среди всего этого было и иностранное оружие", - сказал он.

Генерал также рассказал, что Виктор Поляничко, возглавлявший тогда комитет особого управления и, по мнению Сафонова, недостаточно оцененный в Азербайджане, проводил мероприятия республиканского масштаба в Ханкенди. Там проводился, к примеру, съезд работников сельского хозяйства, железнодорожного транспорта и так далее. То есть, со всех районов Азербайджана приезжали в Ханкенди. По его словам, приезжающие люди ходили везде: "Для меня это представляло большую головную боль, так как я боялся провокаций. Ну, а приезжающему народу было все интересно, они везде ходили, смотрели, как обстоит ситуация. Так что территория эта была абсолютно свободная, все могли свободно передвигаться".

По словам Сафонова, в Карабах в то время также были засланы ереванские эмиссары. В числе которых были и народные депутаты от Карабаха, среди которых и Зорий Балаян, которые проводили там работу по разложению существующего строя и порядка. Генерал рассказал, что эти люди писали на коменданта жалобы, по которым ему дважды потом приходилось докладывать на коллегии МВД. И объяснять, кто способствовал национализму, разжиганию, подстрекательству и кровопролитию.

Сафонов, отвечая на вопросы журналистов о том, почему его в Карабахе прозвали "Генерал-скала" или "Железный генерал", сказал, что так прозвали потому, что он не пытался лукавить и в трудной обстановке выполнял то, что предписано законом и уставами. То есть, четко следовать тому, что было положено комендантам. "Некоторые пытались где-то кому-то подыгрывать. Я же строго следовал закону. Строго спрашивал за выполнение указаний и, независимо от политического окраса, который преподносили, я выполнял то, что было предписано, и главное, предписано Конституцией. Неделимость, единство территорий каждой республики и в целом Советского Союза - это нерушимая вещь. И как ни пытались исторически обосновывать, что Нагорный Карабах принадлежит не Азербайджану, а Армении, я на это внимания не обращал", - подчеркнул генерал.

Сафонов также рассказал, что по просьбе его и его команды зампредседателя КГБ СССР было принято решение об изоляции лиц, занимающихся явной антисоветской деятельностью. Для этого в Карабах даже приехала группа "Альфа".

"Мы прождали дня три-четыре, не допуская какой-либо утечки о наших планах. Ждали, когда сверху будет спущено согласие на эту операцию. Согласие не поступило", - сказал он.

По словам генерала, его увольнение было связано как с наличием большого количества злопыхателей, так и с тем, что один в поле не воин. Он рассказал, как перед отъездом из Карабаха в декабре 1990 года выступил на заседании Совета министров Азербайджана. В ходе своего выступления Сафонов довел до внимания слушателей все разведывательные данные о том, как готовится армянская сторона, какие они имеют отмобилизованные формирования, какое у них вооружение и оснащение.

"Всю полную разведсправку я выдал тогда на этом заседании, на котором также присутствовал и тогдашний президент страны Аяз Муталибов. Но также я рассказал и о том, что азербайджанская сторона вообще не готовится к сопротивлению", - подчеркнул он.

Генерал в своем выступлении на конференции также коснулся Шуши. По его словам, тогда он и его команда были активными сторонниками того, чтобы азербайджанцы - беженцы из Еревана, размещенные в Баку, - получили землю на этих территориях. И призывали оказать этим людям помощь, чтобы они могли построить дома и обустроить быт. Одновременно с этим, по словам Сафонова, они выступали и за то, чтобы этим семьям там была организована защита. Но этого для приехавших в Шушу семей сделано не было, никаких дополнительных формирований отправлено не было. Так как тогда министр внутренних дел Мамед Асадов уповал на вновь создаваемые отряды ОМОН.

"Он заверял, что все вопросы решат. И я тогда предупреждал, что они ничем там не помогут, что эти ребята - пушечное мясо. Но в верхних эшелонах другого решения принято не было. И дальнейшие события, последовавшие после моего отъезда, сами показали, что на одном патриотизме и желании ничего нельзя сделать. Нужна профессиональная подготовка", - заключил Сафонов.

Конференция завершилась выступлением директора Центра истории Кавказа Ризвана Гусейнова, который напомнил, что в эти дни исполнилось два года со дня апрельских боев 2016 года. По его словам, в те дни азербайджанской армией был достигнут определенный успех. Были освобождены от оккупации некоторые территории Азербайджана.

"Азербайджанская армия провела широкомасштабное наступление с новыми силами. Если в 90-е годы была совершенно иная подготовка, то сейчас мы увидели синтез старой военной школы с новой", - сказал он.

Р.Гусейнов отметил, что зарубежные эксперты, в том числе российские военные специалисты отмечали, что апрельские бои показали высокий боевой дух азербайджанской армии, отвагу простых солдат и офицеров. Также апрельские бои позволили обратить внимание на некоторые недочеты и слабые места в действиях на поле боя. Апрельские события изменили как переговорный процесс, так и философию понимания армянской стороной того, чем тридцать лет спустя обернулся их "миацум", - заключил Гусейнов.

НАГОРНО-КАРАБАХСКИЙ

КОНФЛИКТ: ПРЕДЫСТОРИЯ, РАЗВИТИЕ, ПОСЛЕДСТВИЯ

А.Г. Ибрагимов

Бакинский Государственный Университет, Баку, Азербайджан

Аннотация. Нагорно-Карабахский конфликт вошел в историю как один из самых трагических, он отразился в судьбах миллионов людей. Как на предвоенной стадии конфликта, так и впоследствии, моральная правда была на азербайджанской стороне, защищавшей статус-кво, -административно-территориальное деление, которое отнюдь не препятствовало всестороннему развитию азербайджанской и армянской наций. В результате агрессии Армении в 1993-1994 гг. захвачено также семь районов Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха - Кельбаджарский, Лачинский, Кубатлинский, Джабраиль-ский, Зангиланский, Агдамский и Физу-линский. Около 1 миллиона человек стали беженцами и вынужденными переселенцами. В мае 1994 г. был подписан Биш-кекский протокол о перемирии. Эскалация вооруженного конфликта имела результатом принятие Советом Безопасности ООН четырех резолюций 30 апреля, 29 июля, 14 октября и 12 ноября 1993 г. В этих резолюциях была подтверждена территориальная целостность Азербайджанской Республики.

Ключевые слова: Нагорный Карабах, конфликт, армянская агрессия, оккупация, беженцы,

Анализ первоисточников и литературы свидетельствует, что основная цель территориальных притязаний и агрессии армянской стороны против Азербайджана с самого начала заключалась в желании заложить за счет азербайджанских земель основу армянского государства, а потом, расширяя его различными путями, создать «Великую Армению». Хотя в годы советской власти вопрос о Нагорном Карабахе и поднимался неоднократно, но армяне и их покровители в то время не смогли достичь своих целей. Поэтому они вынуждены бы-

ли ждать наступления определенного исторического момента.

Карабах - одна из древнейших исторических областей Азербайджана. Название Карабаха, считающегося неотъемлемой частью Азербайджана, произошло от азербайджанских слов «гара» (черный) и «баг» (сад). Словосочетание «гара» и «баг» обладает такой же древней историей, как и история азербайджанского народа. Отнесение этого словосочетания во всем мире к конкретной территории Азербайджана является неопровержимой истиной. Слово «Карабах», которым азербайджанский народ назвал часть своей родной земли, упоминалось еще в первоначальных источниках 1300 лет тому назад (с VII в.!)1. Вначале «Карабах» как историко-географическое понятие обозначало конкретное пространство, впоследствии же было отнесено к обширной географической территории Азербайджана.

Как видно, будучи политико-географическим пространством, в истории всегда существовало понятие не «Нагорный Карабах», а понятие, охватывающее всю территорию Карабаха в целом - горы, равнины - общее понятие «Карабах». Другими словами, понятие «Нагорный Карабах» - «продукт» более позднего времени и является названием, данным из сепаратистских намерений одной из частей Карабаха. Обычная логика подтверждает это: если есть Нагорный Карабах - значит есть и равнинный, т.е. низменный, Карабах! Истина такова: сегодня в Азербайджане есть как Нагорный Карабах, так и Низменный Карабах (т.е. равнинный Карабах!). Как равнинный (низменный), так и нагорный Карабах во все исторические эпохи был Родиной только одного народа - азербайджанского, в языке которого есть слова «гара» и «баг».

Сотни древнейших, редчайших образцов фольклора, музыкальных шедевров Азербайджанского народа были созданы именно в Карабахе и связаны с Карабахом.

Согласно Курекчайскому договору Карабахское ханство, как исключительно му-

1 Карабах: этимология, территория и границы//

http://azerbaijan.az/portal/Karabakh/History/history_r.

сульмано-азербайджанская земля, было подчинено России [Гусейнов 2009: 246252]. Курекчайский договор, отражающий историческую реальность, в то же время является самым достоверным документом, доказывающим принадлежность Карабаха, в том числе и нагорной части этого края, азербайджанскому народу.

По Кюрекчайскому договору 1805 г. Карабахское ханство фактически было присоединено к России. Во время ликвидации Карабахского ханства его этнический состав нашел отражение в «Описании», составленном по распоряжению главнокомандующего русской армией на Кавказе А. П. Ермолова (1816-1827 гг.). По «Описанию» в Карабахской провинции из 20 095 семей 15 729 были азербайджанскими (1111 в городе, 14 618 в селе), 4366 армянскими, в том числе албанскими (421 в городе, 3945 в селе)1.Кстати, большинство этих армян были григорианизирован-ными и арменизированными албанцами. В результате массового переселения армян в Карабах здесь стали появляться новые армянские села. (Позже армяне «в честь» переселения воздвигали в Карабахе памятники, но в 80-е гг. ХХ столетия после претензии на азербайджанские земли, их уничтожили). По официальным данным, с 1828 по 1830 гг., всего за 2 года, в Северный Азербайджан, в том числе в Карабах, было переселено из Ирана 40 тыс., а из Османской империи 90 тыс. армян. С неофициальными армянскими переселенцами их количество переходило 200 тыс.2

Таким образом, царская Россия создала хорошие условия для массового переселения армян в Северный Азербайджан, в частности, в Карабах, а также для их административно-политического, социально-экономического и культурного развития. Скоро армянская сторона начала вести открытую борьбу за осуществление идеи «Великой Армении» на азербайджанских землях. Одним из основных компонентов этой идеи было уничтожение местного населения, т.е. азербайджанцев в Карабахе, Иреване, Нахчыване и других землях

1 Записки А.П. Ермолова 1798-1826 гг. М., 1991.

2 Кавказский календарь Российской империи 1897 г., LXШ - Елизаветская губерния. СПб, 1904, с.3

Азербайджана, и захват земель, на которых они проживали. С 1890 г. после провала мятежей армян против Османского государства, центром борьбы стал Северный Азербайджан.

Армянская сторона, начиная с 1905 г., приступила к целенаправленному массовому истреблению азербайджанского народа. Политика геноцида армян против азербайджанцев в Карабахе приняла более трагичную форму. Однако даже учиненные бойни в 1905-1906 гг. не успокоили армян. Используя исторические условия, созданные Первой Мировой войной, они вновь вознамерились создать мифическое государство - «Великую Армению».

В 1915 г. после провала новых мятежей против Османского государства армянская сторона, сконцентрировав основные силы на Южном Кавказе продолжила геноцид против азербайджанцев. После падения царской власти в России (1917 г., февраль), затем прихода к власти большевиков (1917 г., октябрь), в создавшейся в Закавказье анархической ситуации армянские вооруженные группировки объединившись с дашнаками-большевиками, перешли к новому, более страшному этапу геноцида против азербайджанцев.

Новые массовые истребления, начавшиеся в марте 1918 г. в Баку, затем охватившие весь Азербайджан, нанесли сокрушительный удар азербайджанскому народу. С созданием Азербайджанской Демократической Республики в истории Азербайджана начался новый этап. Азербайджанская Демократическая Республика приняла меры для прекращения осуществления планов вооруженных бандитских группировок и дашнак-большевистского режима по уничтожению азербайджанского народа в Северном Азербайджане.

28 мая 1918 г. азербайджанский народ создал независимое государство в Северном Азербайджане. В Декларации независимости Азербайджанская Демократическая Республика объявила, что является законной наследницей земель Северного Азербайджана, оккупированных Россией на основе Гюлистанского (1813 г.) и Турк-менчайского (1828 г.) договоров [Азербайджанская Республика 1998: 273].

Азербайджанская Демократическая Республика опубликовала юридически и политически обоснованную географическую карту своей территории. Азербайджанская Демократическая Республика стремилась восстановить свою юридическую власть на всей исторической территории Карабаха, являющегося неотъемлемой частью Азербайджана. В то же время только что объявленная Армянская (Араратская) Республика выдвинула свои необоснованные претензии на Карабах. Правительство Азербайджанской Демократической Республики отвергло эти притязания.

Для захвата Карабаха армянская сторона продолжила ранее начатый геноцид и в период Азербайджанской Демократической Республики. Азербайджанское правительство, учитывая сложившуюся ситуацию, в январе 1919 г. создало Карабахскую губернию, включавшую в себя Шушин-ский, Джаванширский, Джебраильский и Зангезурский уезды. В конце 1919 и весной 1920 гг. вооруженные бандитские группировки армянских дашнаков на территории Зангезура учинили массовое уничтожение мирного азербайджанского населения.

В период Азербайджанской Демократической Республики один из самых предательских вооруженных мятежей армян в Шуше произошел 22 марта 1920 г. в день празднования азербайджанским народом праздника Новруз. Этот сепаратистский мятеж был учинен по заказу большевиков, которые хотели захватить Азербайджан. Несмотря на то, что удалось подавить этот армяно-сепаративный мятеж во многих местах, им все-таки удалось захватить крепость Аскеран. В результате военно-политических мероприятий Азербайджанская Народная Республика восстановила суверенные права в Карабахе. Однако, сепаратистские мятежи армянской стороны против государства, на территории которого они проживали, и учиненный ими геноцид накануне оккупации в апреле 1920 г., нанесли ущерб охране северных границ страны и ускорили крах независимого Азербайджанского государства.

По рельефу Карабах делится на равнинную и горную части. Это реальность нашла свою подтверждение и в науке. Так, сын известного кавказоведа М.А. Скибиц-кого А.М. Скибицкий в статье «Кавказский кризис» пишет: «Горная часть Карабахского ханства в то время называлась Нагорный Карабах. Сюда относились на востоке - Карабахская горная цепь, на западе - земли между горами Зангезура, а также Карабахское плато, отделяющие Верхнего Карабаха от Нижнего Карабаха, арана» [Скибицкий 1991]. Как выясняется, территория Карабаха, когда он находился в составе царской России, т.е. земли бывшего Карабахского ханства подверглись различным административным делениям и поэтому понятие «Карабах» потеряло свое прежнее значение. Термин «Нагорный Карабах» был введен в оборот в это же время со стороны дашнаков.

С этого времени понятие «Нагорный Карабах» начало приобретать не только географический, но и политический интерес. После того, как большевики захватили власть в Северном Азербайджане, это понятие начинает приобретать административно-политическое значение, превращается в азербайджанско-армянских отношениях в одно из основных понятий. В это же время происходит изменение вокруг Нагорного Карабаха с географической точки зрения. Как пишет А. М. Скибиц-кий, «...Карабахское плато приобрело автономию в 1923 г. и была названо Нагор-но-Карабахский Автономный Округ или в пределах новых границ Азербайджана -сокращенно Нагорный Карабах» [Скибиц-кий 1991].

Таким образом, неотъемлемая составная часть Азербайджана Карабах искусственно был разделен на низменную (аран) и нагорную части и Азербайджанское руководство было вынуждено дать статус автономии армянам, поселившимся на нагорной части Карабаха позже. И этот шаг был принят без учета мнения азербайджанцев, живущих в той же части Карабаха, грубо нарушая их права, не был проведен соответствующий референдум.

Территория Нагорной Карабахской области не была сформулирована на основе

научно географических принципов, отражающих реальную историю, а была сформулирована на основе волюнтаристического подхода, имеющего свои особые цели, то есть она была организована путем объединения локальных территорий, густонаселенных армянами под названием автономных объединений.

С одной стороны, сохранение в составе Азербайджана Нагорного Карабаха, как исторически принадлежащих ему земель, а с другой стороны особая забота, оказываемая к НКАО Азербайджаном, создала исключительные возможности для ее социально-политического и экономического развития в период Советской власти. Однако в 1980 г., поставившие перед собой цель отделить Нагорный Карабах от Азербайджана армянские идеологи и их покровители начали открыто отрицать это. Даже в преамбуле постановления, принятого 24 марта 1988 г. в результате усилий покровителей армянских сепаратистов ЦК КПСС и Совет министров СССР говоря о социально- экономическом развитии НКАО особо отметили результаты развития в социально-экономических отраслях области.

Первые столкновения между армянской и азербайджанской сторонами произошли в феврале 1988 г. после попытки руководства Нагорно-Карабахской автономной области вывести ее из состава Азербайджана. Совместными усилиями войск и местных правоохранительных органов ситуация была взята под контроль, эпицентр конфликта временно сместился в политическую плоскость.

Очередные межнациональные столкновения в НКАО осенью 1988 г. привели к резкому обострению ситуации. В конце ноября - начале декабря армянские вооруженные формирования осуществили первую крупномасштабную операцию, депортировав при поддержке местных правоохранительных органов и бездействии внутренних войск около 200 тыс. азербайджанцев из районов компактного проживания в Армении на территорию соседней республики. Последствием депортации явилась общая дестабилизация обстановки в Азербайджане. Состоялись массовые ак-

ции протеста населения в Баку, Гяндже, Нахичеване, других городах.

15 января на территории НКАО и прилегающих районов Азербайджана был введен режим чрезвычайного положения, переброшены дополнительные войска. Стремясь восстановить контроль над Азербайджаном и предотвратить переход власти к оппозиции, военно-политическое руководство СССР во главе с М. Горбачевым, в очередной раз проигнорировав причины, характер и специфику событий, санкционировало широкомасштабную войсковую операцию. В ночь 19\20 января войска были введены в город, предприняв операцию по разблокированию инженерных заграждений, созданных на подступах к Баку и в его черте. Ввод войск сопровождался преднамеренным ведением огня на поражение и значительными жертвами среди населения.

С конца августа внутренние войска СССР по распоряжению командования практически прекратили обеспечение режима чрезвычайного положения в НКАО. Воспользовавшись этим обстоятельством, руководство сепаратистского движения вышло из подполья, легализовало свою деятельность и провозгласило 2 сентября 1991 г. создание «Нагорно-Карабахской республики» на территории автономии. Все вооруженные группировки (местное ополчение, партийные формирования, отряды из Армении) численностью до 15 тыс. боевиков были сведены в единые «силы самообороны НК» (позднее переименованы в «армию обороны НКР») и подчинены Комитету обороны.

Армения в полной мере использовала особенности новой геополитической ситуации в интересах укрепления своих позиций. В конце января 1992 г. армянские формирования приступили к захвату последних азербайджанских населенных пунктов Карабаха, находившихся в полной изоляции. В течение первой половины февраля армяне при поддержке артиллерии и бронетанковой техники захватили пригород Степанакерта (Кяркиджахан), населенные пункты вдоль дороги Шуша-Ходжалы и вокруг Шуши. Город Ходжалы был полностью блокирован, воздушное

сообщение с ним прервано ввиду интенсивного применения армянской стороной переносных зенитно-ракетных комплексов и зенитной артиллерии против азербайджанских транспортных вертолетов. Немногочисленный гарнизон города состоял из роты ОМОН, территориального батальона местного ополчения и минометной батареи. В ночь 25\26 февраля после штурма с участием подразделений 366 гвардейского мотострелкового полка Ходжалы и расположенный рядом аэропорт были захвачены армянами. При этом личным составом армянских формирований по прямому приказу командования были предприняты массовые расправы в отношении населения города, отходившего в восточном направлении к азербайджанским позициям.

Ночью 7\8 мая началась операция по захвату Шуши, сопровождавшаяся вводом в действие крупных: сил, поддержанных артиллерией, танками, БМП. В результате охвата с трех сторон оставшийся без поддержки и утративший связь с командованием азербайджанский гарнизон после нескольких контратак был вынужден отойти 10 мая через Лысогорский перевал к г. Ла-чин, предварительно уничтожив оставшуюся без горючего и боеприпасов бронетехнику. В течение семи последующих суток армянские части продолжили наступление. К 18 мая сходящимися ударами из районов г. Горис (Армения) и Шуша (Карабах) они установили контроль над г. Ла-чин и проходящей через него автомобильной дорогой. Тем самым армянской армии удалось создать наземный коридор шириной до 20 км между Арменией и территорией Карабаха.

На рубеже 1992-1993 гг. военно-политическая ситуация вокруг армяно-азербайджанского конфликта претерпела существенное изменение. В его основе содержались общие подвижки в политике России, нарастание силовых тенденций, реанимация традиционного южного вектора российской геополитической экспансии. К тому времени армянским лидерам, опиравшимся на поддержку ряда группировок в руководстве России, удалось сформировать у российской стороны однозначное

убеждение в том, что Армения является единственным союзником и последним плацдармом России в стратегически важном Кавказском регионе, рассматриваемом Москвой в качестве зоны геополитического соперничества и интенсивного проникновения соседних государств.

27 марта крупные силы армянской армии под прикрытием пропагандистской кампании относительно начавшегося азербайджанского наступления, приступили к захвату Кельбаджарского района. К вечеру 2 апреля после ожесточенных боев армянские части заняли райцентр. Оккупация Кельбаджарского района обозначила качественно новый период эскалации конфликта - начало реализации военно-политическим руководством Армении планов поэтапной оккупациичасти территории Азербайджана. После оценки обстановки, сложившейся в Азербайджане в результате событий в Гяндже, армянское командование перегруппировало силы и отдало приказ на начало операции. Утром 12 июня части армянского экспедиционного корпуса предприняли массированное наступление в направлении райцентров Агдам и Агдара. В результате в ночь 23\24 июля после 42 суток непрерывных боевых действий части агдамской бригады были вынуждены оставить город и отойти в северном и восточном направлениях. 20 августа после упорных боев армянские части заняли райцентр Джебраил. К 25 августа была оккупирована вся территория района. 22 августа части азербайджанской армии были вынуждены оставить г. Физули и одноименный район. В конце августа после перегруппировки армянская армия нанесла удар по сходящимся направлениям с территории Армении и Карабаха по Гу-бадлинскому району Азербайджана. 31 августа райцентр Губадлы был взят; северная часть района была занята к 2 сентября.

В середине октября вооруженные силы Армении начали очередное наступление на южный участок фронта. Армянская бронетанковая колонна заняла 1 ноября Зангилан и прилегающие населенные пункты.

За восемь месяцев 1993 г. Азербайджан, пребывавший в состоянии перма-

нентного внутриполитического кризиса, утратил в результате наступления противника контроль над территорией шести районов общей площадью 1 4 тыс. кв. км.

Начиная с 12 мая 1994 г. активные боевые действия на линии фронта прекратились. Тем не менее, несмотря на понесенные потери, наличие внутренних и экономических проблем, Азербайджан сохранил достаточную политическую волю и существенный военно-технический, промышленный, демографический, идеологический потенциал для продолжения борьбы.

Будущее Нагорно-Карабахского конфликта не является прямым продолжением существующего положения. Прежде всего потому, что события дипломатической истории после заключения перемирия оцениваются по одному нравственному критерию, сформулированному Президентом Азербайджанской Республики И. Алиевым: «Дипломатические успехи, конечно, радуют нас... Но, если наши земли все еще находятся под оккупацией, значит, все эти результаты не имеют принципиального значения. Они будут иметь значение тогда, когда азербайджанские земли будут освобождены от оккупационных сил, а наши соотечественники вернутся к родным очагам. Наши соотечественники должны вернуться на оккупированные земли - территории, прилегающие к Нагорному Карабаху, и в Нагорный Карабах».

Тот ущерб, который был нанесен Азербайджану во время карабахской войны невозможно оценить числами. Во-первых, армянские агрессоры нагло захватили 20% земли суверенной Азербайджанской Республики. В результате этой агрессии было убито около 20 тыс. человек, 50 тыс. раненные и остались инвалидами, более миллиона человек лишились родной земли, стали вынужденными переселенцами, 5 тыс. человек пропали без вести. Кроме того, в результате войны и оккупации территории Азербайджан понес огромный социально-экономический

ущерб. Общая сумма прямых и косвенных потерь составила около 56 млрд. долл.1 В регионе были мощные коммуникативные

1 Газета «Эхо», 09.06.2012.

линии протяженностью 25 тыс. км, автомобильные дороги - 3984 км, электрические линии - 14 тыс. км, водопровод - 2,3 тыс. км, газопровод - 2 тыс. км, канализационные линии - 240 км, 2500 трансформаторов, 34 тыс. телефонных номеров2. Кроме этого, на оккупированной территории остались 4 аэропорта, железная дорога (Баку-Агдам-Ханкенди и Баку-Нахчыван-Ереван).

В результате оккупации азербайджанских земель армянской стороной 647,9 тыс. га плодородной земли было уничтожено, в том числе 199 тыс. га посевной земли, 62 тыс. га многолетних посевов, более 50 тыс. виноградника, 244 тыс. голов крупно и мелко рогатого скота и т.д. Кроме того, на оккупированных территориях было оставлено большое количество тракторов, комбайнов, автомобилей, а также 7296 гидротехнических установок, 36 насосных станций, 26 водо-поливных систем и т.д3. На оккупированных территориях было разрушено - 690 школ, 250 детских садов, 65 профессиональных учреждений, 2 высших учебных заведения. На оккупированных территориях было разрушено около 700 медицинских учреждений (поликлиники, родильные дома, детские больницы, станции скорой помощи, аптеки и т.д.). Ущерб, нанесенный здравоохранению, составляет 1,2 млрд. долл. В результате оккупации территории Азербайджанской Республики, армянские вооруженные силы разрушили и уничтожили - 1421 домов культуры и клубов, 8 районных, 32 городских, 10 детских и 683 сельских библиотек, 6 парков культуры и отдыха, 47 детских музыкальных училищ, 3 театра, 3 галереи, 464 исторических памятников, около 40 тыс. исторических изделий и 4,6 млн книг4.

Из 22 разграбленных музеев армянскими агрессорами унесено 40 тыс. музейных ценностей и экспонатов, в том числе всемирного значения на сумму 20,5 млрд. манат5. Захватчиками в числе разграбленных и уничтоженных музеев Кельбаджар-

ский историко-краеведческий музей с уникальными историческими экспонатами, золотыми и серебряными изделиями, редкими и дорогостоящими камнями, коврами и другими изделиями ручного и прикладного характера, музей истории города Шуши и музей хлеба в городе Агдаме, а также музей каменных памятников в Зан-геланском районе. В Агдамском, Лачын-ском, Физулинском, Шушинском, Гу-бадлинском, Джебраильском и других районах разрушено 20 современных зданий дворцов культуры.

В результате военной агрессии со стороны Республики Армения тысячи граждан Азербайджана были взяты в плен или в заложники, а также пропали без вести. Представляя себя всему миру как многострадальный народ, армяне совершили в отношении азербайджанцев преступления против человечества в самой жестокой и беспощадной форме. С целью поиска и освобождения граждан Азербайджана, попавших в плен или пропавших без вести, а также координации деятельности государственных органов в этом направлении, 13 января 1993 г. была создана Государственная Комиссия Азербайджанской Республики по делам военнопленных, заложников и без вести пропавших граждан и ее Рабочая группа. В результате осуществленных мер, за прошедшее время были освобождены из плена 1335 граждан Азербайджана, в том числе 129 детей, 312 женщин и 246 стариков. 4869 человек, в том числе 55 детей, 326 женщин, 409 стариков числятся пропавшими без вести1.В ходе работы, проведенной с освобожденными гражданами, а также другие неопровержимые факты указывают на то, что из 4869 пропавших без вести граждан как минимум 783 человека (из них 18 детей, 46 женщин, 69 стариков) взяты армянами в плен или в заложники2. Несмотря на то, что армянская сторона полностью опровергает факт пленения этих людей, некоторых из этого списка в плену посещали представители Международного Комитета

1 Пропавшие в плен, взятые в заложники и пропавшие без вести/ http: // azerbaijan. az/ portal/ Karabakh/Tragedy/humanitarianTragedy_03_r.html

Красного Креста. А также Международная рабочая группа по поиску без вести пропавших, освобождению пленных и заложников, в составе правозащитников из Германии, России и Грузии подтверждают факт взятия в плен некоторых лиц из этого списка. В результате последней этнической политики чистки, осуществленной в планомерном порядке Арменией в 19881992 гг., были насильно изгнаны до последнего из своих родных очагов 250 тыс. азербайджанцев, проживающих на ее территории и нашедших прибежище в Азербайджане. Начиная с 1988 г., осуществляется план насильственного изгнания азербайджанцев, проживавших в 126 населенных пунктах Нагорного Карабаха, являющегося неотъемлемой частью Азербайджана. Именно в этот период произошло самое трагическое событие ХХ в. - армянскими вооруженными силами при поддержке Советских войск в одну ночь в Нагорном Карабахе был разгромлен город Ходжалы, в котором проживало 6 тыс. азербайджанцев, зверски, жестоко были убиты 613 человек мирного населения, 150 человек пропало без вести. В этой кровавой трагедии 1000 мирных жителей получили ранения различной степени, а 1275 человек - старики, женщины и дети - были взяты в плен и подвержены жестоким оскорблениям, мукам, унижениям.

В результате военной агрессии армянских вооруженных сил с 1988 г. из близлежащих районов Нагорного Карабаха более 600 тыс. человек были насильно изгнаны с постоянных мест проживания и временно поселены в более чем 1600 объектах для проживания в 62 городах и районах республики3.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Азербайджанская Демократическая Республика, Баку, 1998, с. 273.

2. Гасанов А. Современные международные отношения и внешняя политика Азербайджана, Баку, 2007.

3 Беженцы и вынужденные переселенцы/ http://

azerbaijan.az/portal/Karabakh/Tragedy/humanitarian

Tragedy_02_r.html

3. Гасанов А., Аббасбейли А. Азербайджан в системе международных и региональных организаций, Баку, 1999.

4. Гусейнов С.С. Правовой анализ Курек-чайского договора 1805 г. между Ибрагим ханом Карабахским и договоров 1813 г. (Гюлистанский), 1828 г. (Турк-менчайский), заключенных между Российской империей и Персией // Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена, выпуск 117, 2009, с.246-252.

5. Джангир Араслы. Армяно-азербайджанский конфликт. Военный аспект. Баку:Издательство «Эргюн», 1995.

6. Скибицкий А. Карабахский кризис, Союз,1991, №7.

NAGORNO-KARABAKH CONFLICT: PREHISTORY, DEVELOPMENT, CONSEQUENCES

Abstract.The Nagorno-Karabakh conflict entered the history of the twentieth century as one of the most tragic, reflected in the destinies of millions of people. As in the pre-war stage of the conflict, and subsequently, the moral truth was on the Azerbaijani side, which defended the status quo, the administrative-territorial division, which did not impede the comprehensive development of the Azerbaijani and Armenian nations.As a result of the aggression of Armenia in 1993-1994, seven districts were captured: Kelbadjar, Lachin, Kubatly, Jabrail, Zangilan, Agdam and Fizuli. About 1 million people became refugees and internally displaced persons. In May 1994, the Bishkek Protocol on Armistice was signed. The escalation of the armed conflict in 1993 resulted in the adoption by the UN Security Council of four resolutions in 1993: April 30, July 29, October 14 and November 12, 1993. These resolutions con-

firmed the territorial integrity of the Republic of Azerbaijan and adopted the formulation «Nagorno-Karabakh region of the Republic of Azerbaijan».

Keywords:NagornoKarabakh, conflict, Armenian aggression, occupation, refugees.

1. The Azerbaijan Democratic Republic, Baku, 1998, p. 273.

2. Hasanov A. Modern international relations and foreign policy of Azerbaijan, Baku, 2007.

3. Hasanov A., Abbasbeyli A. Azerbaijan in the system of international and regional organizations, Baku, 1999.

4. Huseynov SS Legal analysis of the Ku-Rechchay treaty of 1805 between Ibrahim Khan of Karabakh and the agreements of 1813 (Gulistan), 1828 (Turkmenchay), concluded between the Russian Empire and Persia // Proceedings of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen, issue 117, 2009, p.246-252.

5. Jhangir Arasly. The Armenian-Azerbaijani conflict. Military aspect. Baku: Publishing House "Ergun", 1995.

6. Skibitsky A. The Karabakh crisis, the Union, 1991, №7.

15 лет назад (1994) Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали Бишкекский протокол о прекращении с 12 мая 1994 года огня в зоне карабахского конфликта.

Нагорный Карабах - область в Закавказье, де-юре входит в состав Азербайджана. Численность населения - 138 тысяч человек, подавляющее большинство - армяне. Столица - город Степанакерт. Население - около 50 тысяч человек.

По данным армянских открытых источников, Нагорный Карабах (древнеармянское название - Арцах) впервые упоминается в надписи Сардура II, царя Урарту (763—734 до н. э.). В раннем средневековье Нагорный Карабах входил в состав Армении, утверждают армянские источники. После того, как большая часть этой страны в средние века была захвачена Турцией и Ираном, армянские княжества (меликства) Нагорного Карабаха сохраняли полунезависимый статус.

По данным азербайджанских источников, Карабах - одна из древнейших исторических областей Азербайджана. По официальной версии, появление термина «Карабах» относится к VII веку и трактуется как сочетание азербайджанских слов "гара" (черный) и "баг" (сад). В числе других провинций Карабах (Гянджа по азербайджанской терминологии) в XVI в. входил в состав государства Сефевидов, позже стал самостоятельным Карабахским ханством.

Согласно Курекчайскому договору 1805 года, Карабахское ханство, как мусульмано-азербайджанская земля, было подчинено России. В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору Нагорный Карабах вошел в состав России. В первой трети XIX в., согласно Туркменчайскому договору и договору Эдирне, началось искусственное размещение переселенных из Ирана и Турции армян в Северном Азербайджане, в том числе в Карабахе.

28 мая 1918 года в Северном Азербайджане было создано независимое государство Азербайджанская Демократическая Республика (АДР), сохранившая свою политическую власть над Карабахом. В то же время объявленная Армянская (Араратская) Республика выдвинула на Карабах свои претензии, не признанные правительством АДР. В январе 1919 года правительство АДР создало Карабахскую губернию, включавшую в себя Шушинский, Джаванширский, Джебраильский и Зангезурский уезды.

В июле 1921 года решением Кавказского бюро ЦК РКП(б) Нагорный Карабах был включен в состав Азербайджанской ССР на правах широкой автономии. В 1923 году на территории Нагорного Карабаха была образована Нагорно-Карабахская АО в составе Азербайджана.

20 февраля 1988 года внеочередная сессия областного Совета депутатов НКАО приняла решение "О ходатайстве перед Верховными Советами АзССР и АрмССР о передаче НКАО из состава АзССР в состав АрмССР". Отказ союзных и азербайджанских властей вызвал демонстрации протеста армян не только в Нагорном Карабахе, но и в Ереване.

Второго сентября 1991 года в Степанакерте состоялась совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного советов. На сессии была принята Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области, Шаумянского района и части Ханларского района бывшей Азербайджанской ССР.

10 декабря 1991 года , за несколько дней до официального распада Советского Союза , в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения 99,89% - высказалось за полную независимость от Азербайджана.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха . Вслед за этим начался вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран.

В ходе конфликта регулярные армянские части полностью или частично захватили семь районов, которых Азербайджан считал своими. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом.

В то же время армянская сторона считает, что под контролем Азербайджана остается часть Карабаха - села Мардакертского и Мартунинского районов, весь Шаумяновский район и Геташенский подрайон, а также Нахичевань.

В описании конфликта стороны приводят свои цифры о потерях, отличающиеся от данных противоположной стороны. По консолидированным данным, потери обеих сторон в ходе карабахского конфликта составили убитыми от 15 до 25 тысяч человек, более 25 тысяч раненых, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания.

5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали протокол, вошедший в историю урегулирования карабахского конфликта как Бишкекский, на основании которого 12 мая была достигнута договоренность о прекращении огня.

12 мая того же года в Москве состоялась встреча министра обороны Армении Сержа Саргсяна (ныне - президент Армении), министра обороны Азербайджана Мамедраффи Мамедова и командующего Армией Обороны НКР Самвела Бабаяна, на которой была подтверждена приверженность сторон ранее достигнутой договоренности о прекращении огня.

Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался в 1991 году. 23 сентября 1991 года в Железноводске состоялась встреча президентов России, Казахстана, Азербайджана и Армении. В марте 1992 года была учреждена Минская группа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по урегулированию карабахского конфликта, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. В середине сентября 1993 года в Москве состоялась первая встреча представителей Азербайджана и Нагорного Карабаха . Примерно в то же время в Москве состоялась закрытая встреча Президента Азербайджана Гейдара Алиева и занимавшего в то время пост премьер-министра Нагорного Карабаха Роберта Кочаряна. С 1999 года проходят регулярные встречи президентов Азербайджана и Армении.

Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как непризнанная НКР не является стороной переговоров.



Похожие публикации