Обычаи. Культура и народные традиции казахского народа

Культура каждого народа содержит свои традиции, обычаи и обряды, переходящие от одного поколения к другому.

Традиции и обычаи казахского народа создавались в течение нескольких столетий. Они гармонично переплетаются друг с другом, охватывая самые разные моменты жизни казахов.

Их в казахской семье существует очень много. В традициях для детей заложены старинные верования национальности и опыт, приобретенный в течение нескольких веков.

Рождение ребенка — это радостное событие для любой семьи. Если в семье нет детей, то нет и счастья.

Казахи верили, что наибольшая опасность поджидает ребенка в первые 40 дней его жизни. В эти дни его нужно тщательно оберегать от нечисти, которая способна заменить дитя. Злая сила, по казахскому поверью, не переносит зажженного огня и дневного света, именно поэтому 40 ночей возле колыбели ребенка должен гореть свет.

До 5-6 летнего возраста девочек и мальчиков воспитывают одинаково, поэтому и в одежде для младенцев нет никаких отличий по полу. Даже обереги, которые пришиваются на нее, одинаковы и для мальчишек, и для девчушек. По обряду рождение ребенка отмечается в первый день, когда молодежь без приглашения приходит на шилдехана (праздник в честь новорожденного).

Через 40 дней проводится традиция колжа (угощение для матери). В это же время производился еще один ритуал — вывод ребенка из 40 дней, особенностью которого являлся его срок. Ребенка окунали в соленую воду, а после купания выливали на него 40 ложек ритуальной воды. Для парнишек — днем раньше, чтобы рос сильным и смелым; для девочек — днем позже, чтобы росла прилежной и послушной. В этот же день ребенку впервые состригали ногти и волосы.

Самым интересным казахским детским обрядом являлся тусау кесу, что означает «разрезание пут». Ноги ребенка, который только начинает ходить, перевязывались черно-белой пряжей из шерсти. Право перерезать веревочку давалось энергичной и многодетной женщине. Разрезая шнур, она как бы передавала свои лучшие черты характера. Потом шнур сжигался. Обряд символизирует открытие новой жизни, а цвет пряжи — ее непостоянство.

Обряды, относящиеся к воспитанию ребенка

У казахов есть немало обрядов по воспитанию детей. После проведения праздника, посвященного 40 дням жизни ребенка, младенца проносили под стременем коня уважаемого и достойного человека. В конце обряда хозяин коня благословлял ребенка.

Ребенок вырастал, и ему сообщали, под стременем кого он был пронесен. Это способствовало воспитанию у детей сознательности и ответственности, они остерегались совершать плохие поступки.

Если вместе с рождением ребенка появлялся на свет жеребенок или верблюжонок, его дарили младенцу. За этим животным был особый уход, его берегли, он не подлежал продаже. Еще совсем маленьким ребенок помогал ухаживать за своим животным, учился заботиться о нем и ценить его.

Казахи, ведущие в прошлом кочевую жизнь, учили своих детей ездить верхом с раннего детства. В связи с этим у казахов есть немало обрядов с участием лошади. Например, первое сажание в седло.

Ребенка сажали на скакуна в детское седло специальной конструкции, оно было безопасным, так как полностью исключало падение с лошади. В честь новоявленного наездника устраивался праздник.

В первые дни и годы жизни за ребенком ухаживала мать: она кормила его, прививала навыки гигиены. Настоящее воспитание ребенка начиналось с 5-6 лет. В этом возрасте его начинали приучать к домашним делам. Мальчики оказывали помощь мужчинам, заботясь о домашних животных. Девочки помогали матери, занимаясь женскими делами.

В возрасте 3, 5 или 7 лет мальчику делали обрезание крайней плоти (сундет). Сундет — главный религиозный казахский обряд, пришедший к ним из арабских стран. По этому поводу родителями мальчика устраивался большой праздник. На нем проводились скачки на лошадях и различные игры. Родственники поздравляли мальчика и дарили ему подарки. После этого ритуала мальчик становился членом религиозной общины и переходил в следующую возрастную группу.

До 7-8 лет девчушкам стригли волосы, брили их наголо, но с этого момента они начинали отращивать косы. Примерно с этого времени начиналось разнополое воспитание детей.

Свадебные обряды и традиции

Свадьба казахов — одна из самых лучших и красивых традиций, она является также главной в их жизни. По традиции казахов, запрещается вступать в брак, если молодые из одного рода и являются родственниками меньше, чем в 7-м колене. Эти запреты предупреждают кровные смешения, способствуют рождению здоровых детей и невымиранию нации.

Родители начинали искать невесту своему сыну задолго до его совершеннолетия. Выбиралась подходящая семья, узнавали, нет ли в ней наследственных болезней. Для достижения брачного соглашения отец жениха приезжал к родителям невесты. Можно было доверить это важное поручение и близкому другу.

Но вот соглашение о браке достигнуто, назначается день преподнесения стороной жениха обязательного киита (одежды, скота или украшения) отцу невесты. Родители невесты, приготовив в этот день угощение, зовут в гости всех родственников.

В ходе проведения пира решаются все вопросы, касающиеся будущей свадьбы. Перед отъездом гостей родственники со стороны невесты одаривают их взаимными подарками. Каково материальное положение семьи, таковы и подарки. На этом первый этап свадебного обряда заканчивается. Наступает новая фаза отношений между будущими родственниками.

По традиции жених должен выплатить семье невесты калым. Его размеры определяются исходя из материального положения семьи жениха. Для богатых семей калым составлял табун лошадей в 77 голов, для средних семей — 47 голов, для небогатых — 17. Семья, не имеющая такое количество лошадей, калым выплачивала другими домашними животными.

День свадьбы определялся лишь в том случае, когда был отдан почти весь калым. Родители жениха проводили жертыс-той, приглашенные на него родственники и друзья привозили дорогие подарки, дополняя ими недостающую часть, предназначенную для невесты. Взаимопомощь и взаимовыручка — основные черты казахского народа.
Проведя обряд, родители жениха сообщали стороне невесты о приготовленных свадебных подарках. Семья невесты намечала день приема гостей, и жених вместе с родственниками отправлялся к невесте. Ему запрещалось входить в ее жилище вместе со своими родителями. Он, спешившись с коня, отступал в сторону, не добравшись до юрты невесты 300-500 м.

Пока родители невесты встречали родственников жениха и гостей, подружки невесты и женщины помоложе отправлялись встречать жениха. У дверей теща, встречающая будущего зятя, осыпала его конфетами и сладостями, беря их из большой чашки. Молодежь и дети наперебой собирали пищу с земли. Обычай имеет у казахов название шашу, он показывает, что родители невесты от всей души желают жениху благополучия и счастья.

Звучит домбра, танцы сменяются песнями, пир, затеянный в честь жениха, в полном разгаре. Но жених и невеста не имеют права разговаривать, они только обмениваются взглядами. На следующий день 2-3 выбранные молодые женщины оценивают свадебные подарки. Кроме того, подарок должен получить каждый родственник со стороны невесты и особый выкуп дается ее матери, обычно это бараны для свадьбы.

После оценивания подарков на свадьбу определяется день ее проведения. Обычно ее проводят через 15-30 дней. Казахский свадебный обряд не освещается муллой. Достаточно исполнения всеми присутствующими свадебной песни аужар. Первый день свадьбы отмечался в доме жениха без невесты. Праздничный пир давали в честь старейшего члена рода, дающего напутствие молодому джигиту.

На второй день едут за невестой, перед ее отъездом в дом жениха готовится угощение для всех соседских джигитов и девушек. На пире певцы поют для невесты утешительные песни. Лицо невесты при подъезде к дому жениха закрыто вуалью. Родители жениха при встрече посыпают ее сладостями. Войдя в юрту, молодые в первую очередь кланялись старшему поколению и присутствующим гостям. Певец начинал петь песню в честь невесты и постепенно убирал покрывало с ее лица. В песне перечислялись и обязанности будущей жены.

Свадебный обряд сопровождался как традиционными песнями, так и скачками, различными соревнованиями по верховой езде, пиршеством. Свадьба заканчивалась, и молодые начинали вести самостоятельное хозяйство или вместе с родителями мужа.

Казахские праздники

Наурыз. Дата празднования — день весеннего равноденствия. Этот «новогодний» праздник посвящен весне. У казахов существует поверье: Наурыз отпразднован щедро — год пройдет благополучно. Перед праздником в жилищах наводился порядок, возвращались долги, забывались ссоры.

В ночь перед праздником все емкости наполнялись молоком, зерном, чистой колодезной водой как символ пожелания изобилия молока, богатого урожая и своевременного дождя. В этот день все относились друг к другу доброжелательно, при встрече обнимались, желали счастья, чтобы беды и невзгоды обошли стороной.

Праздник Наурыза открывала встреча рассвета. Во время встречи рассвета, все, от мала до велика, вооружившись лопатами и кетменями, расчищали родник или арык. Потом все вместе под командованием почтенных старцев садили деревья.

После выполнения ритуальных мероприятий наставало время для праздничного представления. Казахи веселились, пели песни, написанные для этого праздника, состязались в скороговорках, отгадывали загадки.

Всюду слышались поздравления друг другу с наступлением Нового года. Проходили традиционные скачки, устраивались спортивные соревнования, проводились массовые игры.

Праздник прекращался с заходом солнца. В конце его празднования разжигался костер. От него зажигались факелы, и люди совершали обход всех окрестностей селения. На этом праздник заканчивался.

Рази-айт, или Праздник разговения. Его празднование проходит 1-2 числа месяца Шавваль. Это религиозный праздник, он проводится в честь окончания поста предыдущего месяца. Начинается день с общей молитвы, затем идет праздничная трапеза раздают милостыни бедным людям. Казахи, сев на коней верхом, объезжают для приветствия всех родственников. Праздник не обходится без национальных увеселительных игр и мероприятий.

Курбан-айт, или Праздник жертвоприношения

Отмечается на 71 день после праздника разговения. Он считается у мусульман главным. Продолжительность праздника 2-3 дня.

Обряд имеет историческую основу. Много лет назад жителю Северной Аравии, который носил имя Ибрахим, приснился сон: к нему явился Аллах и повелел для испытания его веры незаметно подняться высоко в горы и отдать в жертву Аллаху своего любимого сына Исмаила.

Но когда Ибрахим, взобравшись на гору, хотел лишить жизни мальчика, Аллах, убедившись в его преданности, отправил в качестве искупительной жертвы ягненка. Вот почему в этот день во время праздника все мусульмане приносят в жертву овец и ягнят.

Часть мяса используется семьей для праздничной трапезы, остальное раздается бедным. Перед жертвоприношением все собираются в храме на общую молитву, которая является обязательным ритуалом праздника.

В этот день в любом доме готовят трапезу, все принимают поздравления друг от друга. Проводится обязательное традиционное состязание кокпар (конные скачки с борьбой за тушу козла).

В наше время многие обычаи Казахстана уже не имеют такой актуальности, как раньше.

Это связано с изменением ритма и уклада их жизни. Современные казахские женщины не хотят посвящать свою жизнь лишь домашнему хозяйству и воспитанию детей. Они стремятся быть наравне с мужчинами.

И наоборот, происходит возрождение некоторых обрядов, это касается детских и свадебных обычаев.

Стало популярным проводить казахскую свадьбу с соблюдением всех этапов свадебной церемонии.


Общие сведения Площадь: кв. км. Население: 16 млн. 196,8 тыс. чел. (г.) Столица: Астана Форма правления: республика Глава государства: президент Язык: казахский, русский Религия: ислам, христианство Денежная единица: 1 казахский тенге = 100 тины





Женский национальный костюм состоит из белого хлопчатобумажного или цветного шелкового платья, бархатного жилета с вышивкой, высокого колпака с шелковым шарфом. Пожилые женщины носят своеобразный капюшон из белой ткани – камешек. Невесты надевают высокий головной убор, богато украшенный перьями – саукеле


Традиционное казахское жилище. Традиционное казахское жилище - юрта - очень удобное, быстрое в возведении и красивое архитектурное сооружение. Это связано с тем, что образ жизни казахов был обусловлен главным занятием - скотоводством. Летом он кочевали со своими стадами в поиске пастбищ, а с наступлением холодов поселялись в зимовьях. Жилищем казахов в юрта, зимой - не особенно больших размеров «мазанка» с плоской крышей.











Көрімдік - подарок, который полагается давать за увиденных впервые молодую невестку, новорожденного, верблюжонка. "Коримдик" - от слова "кору" - смотреть, видеть. "Коримдик« служит для выражения добрых намерений родственников, близких


























Беташар В ауле жениха и невесту встречали традиционным песнопением, носившим название "бет ашар" (открывание лица невесты). "Бет ашар" имел свой канонический текст из двух частей: в первой части невеста обычно представлялась родителям и одноаульцам жениха, вторая часть состояла из назиданий и наставлений невесте, только что переступившей порог своего семейного очага. В песне невесте давались советы о том, как вести себя в супружеской жизни. Помимо калыма, со стороны жениха готовят разные обрядовые подарки: матери - сут акты (за молоко матери), отцу -той мал (свадебные расходы), братьям невесты - тарту (седла, пояса и т.п.), близким родственникам невесты - кеде. Беднякам нередко в таких случаях окозывали помощь родственники и друзья


Не оставались в долгу и родители невесты. При сговоре они должны были внести так называемый "карты бау" - залог верности сговора, "кит" - подарки сватающим. Приданное (жасау) невесты обходилось им очень дорого, иногда превышая стоимость калыма. Родители закозывали свадебный головной убор (саукеле) и повозку (куйме). Богатые родители снабжали невесту летним жилищем (отау тип беру) со всем его оборудованием.





Келін тусіру (ввести невестку в дом) Невесту традиционно не подвозили к порогу, а оставляли на некотором расстоянии от аула вместе с женге. Девушки выходили на встречу невесте и не открывая лица, вводили в дом и сажали за ширму (шымылдык) с другими девушками. Встречающие осыпали всех шашку(конфеты, баурсаки, монеты)


Традиция саукеле киргизу – это особо торжественный обряд для невесты, когда на ее голову одевали свадебный головной убор – саукеле с особым покрывалом желек. Саукеле - не только самая дорогая часть убранства невесты, он также служил символом начала новой жизни, память о прежней беззаботной жизни девушки


«Беташар» - это обряд открытия лица невесты, традиционно проводимый на казахской свадьбе. Обряд проходил под песню, которая так и называется "Беташар". Певец-импровизатор, характеризую в стихах почтенных родственников призывал невесту поклониться каждому, в ответ на это близкие родственники мужа дарили подарки. Песня заканчивается наставлениями, пожеланиями, советами.


Проводы невесты «қыз ұзату». Вечером перед началом церемонии в дом девушки вновь приезжают сваты. Количество визитеров должно быть не четным (5-7 человек). Рано утром, невесту вместе со сватами отправляют в дом жениха. Процедура прощания, сопровождается исполнением казахской ритуальной песни«Жар-жар»


Нике кию (венчание по мусульманской религии). Жених с невестой садятся перед муллой, у которого в руках пиала с водой и серебряными монетами. Мулла читает молитву три раза и после каждой молитвы жених с невестой должны отпить из пиалы воду в одном и том же месте. После этого пиала передается присутствующим, которые пьют воду и берут из пиалы чайной ложкой монеты. Этот обряд проходит в мечети.








БЕСИК-ТОЙ Обряд укладывания младенца в колыбель бейсик- той, устраивают на третий день после рождения. По поверью, раньше этого срока младенца класть в колыбель нельзя духи могут подменить его уродом. Обряд сопровождается магической песней «бейсик жиры» она отпугивает злые силы. Важная роль в обряде отводится «киндяк шоше» пожилой женщине, которая во время родов перерезала пуповину.











Тұсау кесер - по казахскому обычаю, в день, когда ребенок сделал свои первые шаги, в юрту приглашался самый старый и уважаемый в ауле человек. Он должен был перерезать ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка (разрезание пут). Делалось это для того, чтобы в будущем малыш мог красиво ходить и быстро бегать


Сүндетке отырғызу - обряд обрезания. Обряд проводится, когда ребенку исполняется 5-7 лет. В этот день родители зовут в юрту муллу, который и проводит данную процедуру. По случаю сүндетке отырғызу, организуется большой праздник. Пришедшие на той, делают щедрые подарки виновнику торжества и его родителям

Мы уже писали о том, что казахский народ свято чтит унаследованные от предков обычаи и традиции. Объективности ради, следует сказать, что за годы существования, казахская нация накопила в данной сфере столь объемный багаж, что в рамках одной статьи, практически не возможно рассказать обо всех традициях и обычаях, присущих потомкам султанов Жанибека и Керея (основатели Казахского ханства - прим. автора).
Основной традицией казахов, со временем трансформировавшейся в особенность национального характера, является гостеприимство. В казахском обществе существует неофициальный закон, озвученный еще в глубокой древности. Он гласит - встречай гостя как посланника Бога.
Гостеприимство, в казахском обществе считается священной обязанностью. Во все времена степняки делали все возможное, чтобы угодить гостю. Поэтому каждый путник, отправляясь в дорогу, знал, что его радушно встретят в любом уголке казахской земли.
Уважительное отношение к старшим - еще одна положительная черта казахского народа. Традиционно ребенка с «младых ногтей» обучают сдержанности и добропорядочности при общении со взрослыми, умудренными жизненным опытом людьми.
Однако выше перечисленные национальные особенности, базисом для возникновения которых послужили обобщенные нормы и принципы общественных отношений (традиции), к счастью, присущи не только представителям казахского народа. Поэтому далее вашему вниманию предлагается перечень основных обычаев, получивших широкое распространение в казахском обществе.

1. Традиции и обычаи, связанные с преподнесением подарков

Сүйінші - обычай, согласно которому путник, принесший в дом добрую весть, в благодарность получает от хозяев ценный подарок.

«Ат мингизип шапан жабу» - высокий почет. Согласно традиции, дорогой гость, им может быть акын, батыр или просто очень уважаемый человек, посетивший аул, в знак признания заслуг, получает в подарок от местных жителей коня и дорогой чапан (халат из верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой).

Бес жаксы - подарок, единовременно состоящий из пяти ценных вещей. В него входят: верблюд («кара нар»), быстроногий скакун («жуйрик ат»), дорогой ковер («калы килем»), алмазная сабля («алмас кылыш»), а также соболья шуба («булгын ишик»). Бес жаксы также как и «Ат мингизип шапан жабу», удостаиваются наиболее уважаемые в казахском обществе люди.

Байғазы - традиция, предусматривающая возможность получения подарка человеком, приобретшим обновку.

2. Традиции и обычаи, связанные с взаимопомощью

Асар - семья, у которой возникла необходимость выполнить какую-либо спешную, подчас тяжелую работу, имеет право позвать в помощники родственников, друзей и соседей. По окончанию дела, для помощников накрывается богатый стол.

Жылу - традиция, связанная с оказанием материальной, моральной и финансовой помощи людям, пострадавшим в результате стихийных бедствий (пожаров, наводнений и т.п.). Все сочувствующие, а не только родственники, имеют право помочь пострадавшим. В качестве пожертвований могут выступать - скот, стройматериалы, одежда, деньги.

Белкотерер - традиция, угощать пожилых людей. Для стариков, готовятся вкусные, а самое главное - мягкие блюда, такие как казы, жент, кумыс, творог и т.д. Как правило, данная обязанность возлагается на детей или близких родственников, реже соседей. Традиция белкотерер, является примером заботы о пожилых людях.

3. Традиции и обычаи, связанные с приемом гостей

Конакасы - обычай, связанный с угощением гостя. Казахский народ издревле славился своим гостеприимством. Все самое вкусное казахи всегда приберегали для гостей. Гостей делили на три вида. «Арнайы конак» - специально приглашенный, «кудайы конак» - случайный путник, «кыдырма конак» - нежданный гость. Следует отметить, что если хозяин дома по каким-либо причинам, отказался соблюдать обычай конакасы, в отношении его (в давние времена) могли быть применены штрафные санкции.

Конаккаде - традиция, в соответствии с которой хозяин дома имеет право попросить гостя спеть песню или сыграть на музыкальном инструменте. Конаккаде - испытание гостя искусством, а также залог веселого застолья.

Ерулик - если в аул прибывали новоселы, в их честь устраивался ерулик - небольшой праздник, позволявший прибывшим быстрее адаптироваться на новом месте. Также обычай ерулик включал в себя и помощь в бытовом обустройстве новичков. Соседи обеспечивали их дровами, питьевой водой и т.д.

Той дастархан - особая форма торжества, организуемого к празднику или во время него. Помимо посиделок за столом, во время той дастархан, проводятся спортивные, музыкальные, песенные состязания (айтыс), скачки.

4. Традиции и обычаи, связанные с рождением и воспитанием ребенка

Шільдехана - торжество, связанное с рождением ребенка.

Бесікке салу, бесік той - праздник, устраиваемый после укладки новорожденного в люльку. Как правило, организуется на 3-5 день после отпадания пуповины у малыша.

Есім кою, ат қою - обряд имянаречения. Может проводиться в рамках праздника шілдехана, либо во время торжества, приуроченного к укладыванию новорожденного в люльку. Исполнение обряда поручают наиболее уважаемым людям, которые кроме всего прочего, благословляют младенца.

Кыркынан шыгару - обряд, исполняемый на сороковой день после рождения ребенка. Включает в себя: купание младенца в 40 ложках воды, а также первую стрижку волос и ногтей.

Тусау кесу - по казахскому обычаю, в день, когда ребенок сделал свои первые шаги, в юрту приглашался самый старый и уважаемый в ауле человек. Он должен был перерезать ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка (разрезание пут). Делалось это для того, чтобы в будущем малыш мог красиво ходить и быстро бегать.

Сүндетке отырғызу - обряд обрезания. Обряд проводится, когда ребенку исполняется 5-7 лет. В этот день родители зовут в юрту муллу, который и проводит данную процедур. За это мулла получает щедрое вознаграждение. По случаю сүндетке отырғызу, организуется большой праздник, на который приглашают всех родственников и друзей. Пришедшие на той, делают щедрые подарки виновнику торжества и его родителям.

5. Традиции и обычаи, связанные со вступлением в брак

У казахов по адату - брак между родственниками до седьмого колена запрещен, подобное табу, способствует предупреждению кровно-родственных смешений и, как следствие - благоприятно отражается на здоровье будущего потомства.

Кроме того, в прежние времена существовало суждение, что ранние браки способствуют удержанию молодежи от непристойных поступков, а также являются предпосылками к рождению здоровых детей. Поэтому девушек выдавали замуж в 13 - 14 лет. Однако сегодня, традиции ранних браков в Казахстане не практикуется.

Любую свадебную церемонию в казахском обществе предвосхищает құдалық (сватовство). В преддверии бракосочетания в дом невесты приезжают сваты. Их задача - договориться с ближайшими родственниками девушки о ее замужестве. В ходе сватовства, отец невесты получает от гостей подарки, являющиеся своеобразным задатком.

Если переговоры проходят успешно, отец, в свою очередь, вручает главному свату халат. Этот обычай именуется «шеге шапан» . Приготовление «құйрық бауыр» , блюда из печени и курдючного сала, также свидетельствует об удачном завершении сватовства.

Следующий этап праздника - проводы невесты «қыз ұзату» . Вечером перед началом церемонии в дом девушки вновь приезжают сваты. Количество визитеров должно быть не четным (5-7 человек). Рано утром, невесту вместе со сватами отправляют в дом жениха. Процедура прощания, сопровождается исполнением казахской ритуальной песни «Жар-жар» .
Торжественный обряд встречи невесты, именуется келін түсіру. Основным элементом келін түсіру, является исполнение традиционной песни наставлений и пожеланий - «Беташар» .

В древние времена, когда казахи практиковали кочевой образ жизни, жилище молодоженов (юрта), располагалось позади дома родителей жениха. Согласно традиции, первой порог юрты должна была переступить невеста, причем обязательно сделать это с правой ноги.

Также в ходе свадебной церемонии, молодожены должны совместно распить сосуд с водой, в которой растворены сахар и соль. По приданию, данный ритуал - гарант счастливой семейной жизни.

Не менее интересен в комплексе свадебных мероприятий обряд расплетания косы невесты, с последующим раздвоением. Две косы на голове у новобрачной, символизируют окончание одиночества и начало супружеской жизни.

6. Древнейшие обычаи казахского народа

Туган жерге аунату - согласно данному обычаю, человека, долгое время прожившего в дали от родных мест, по возвращению на родину следовало обвалять в земле. Коротко смысл данного действия можно объяснить следующей пословицей - «все мы дети родной земли».

Аузына тукирту - дословно название этого ритуала переводится как «поплевать в рот». У древних казахов существовало поверье, согласно которому с капелькой слюны, переданной ребенку отважным батыром, популярным акыном или оратором, к малышу перейдет частичка гена одаренности данного человека. Благодаря чему, в будущем этому ребенку будет сопутствовать удача.

Ашамайга мингизу - обряд, в соответствии с которым 6-7-летнему мальчику полагалось дарить коня и камчу. Подобный ритуал являлся своеобразной «инициацией», пройдя которую ребенок провозглашался джигитом. В этот день старики благословляли юного наездника на ратные подвиги. После чего, родители устраивали в честь сына небольшой той (праздник).

Бастангы - старинный аналог современных молодежных вечеринок. Традиционно подобные торжества проводились сразу же после отъезда взрослых. Во время бастангы, гости, как привило, высказывали только одно пожелание - чтобы в дороге путников сопровождала удача и не настигла болезнь.

Таскаринова Адина

исследовательская работа, посвященная обычаям и традициям казахского народа, проживающим на территории Саратовской области

Скачать:

Предварительный просмотр:

Свой рассказ я начну о моей прабабушке, Джаквалиевой Авиде Сибатовне. Родилась она в Казахстане селе Казталовка. После войны в 1947 году молодой двадцатилетней девушкой приехала в гости к родным в Саратовскую область, так и осталась здесь в Питерском районе совхозе Малойзенский (п. Нива). Вышла замуж за Джаквалиева Жумаша Каниевича, участника Великой Отечественной войны. Вместе они работали в совхозе, в чабанской бригаде. Несмотря на тяжелые послевоенные годы, родили и воспитали девять детей. Все они остались жить и работать в родном селе. В 1980 году прадедушка умер, сказались тяжелые раны, полученные в годы войны. Сейчас прабабушке восемьдесят шесть лет, у нее девять внуков и шесть правнуков. Всей большой семьей ежегодно собираемся 9 мая на день рождения у прабабушки. На протяжении всей своей жизни она соблюдает традиции и обычаи казахского народа, учит уважать и не забывать свои традиции, свой родной язык. О некоторых из них я и хочу рассказать.

Традиции и обычаи существуют у народов всего мира. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности. Традиции – это исторически сложившиеся устойчивые и наиболее обобщённые нормы и принципы общественных отношений людей, передаваемые из поколения в поколение и охраняемые силой общественного мнения. Традиции также древни, как само человечество. Они носят исторический характер, ибо возникли и формировались в процессе трудовой и общественной деятельности людей, складываясь не по желанию отдельных лиц и групп, а имели под собой объективную основу. Традиции возникали как закономерное явление общественного развития и играли огромную роль в организации усилий рода и племени в борьбе с силами природы, в формировании лучших черт человеческой личности. Нарушение традиций в древние времена считалось недопустимым, и каралось неминуемым наказанием.
Обычаи - это также общепринятые исторически сложившиеся в процессе эволюции правила и нормы, регулирующие поведение людей в определенной области общественной жизни. Одной из замечательных традиций прошлого, которая дошла до наших дней является гостеприимство, которое относится к общечеловеческим нормам и является положительной чертой цивилизованного общества. Так, к приходу гостей готовят национальное блюдо из барана – бесбармак, его голова должна смотреть на достопочтенного гостя.
В большинстве стран, в том числе и Казахстане обычаем является уважение к старшим. Эта добрая традиция народа передаётся с другими прекрасными привычками и качествами народов. Так по этому обычаю детей с ранних лет приучают быть приветливыми, сдержанными и добропорядочными в отношении со старшими, а также прислушиваясь при этом к их мудрым советам.
Не покинули казахстанскую землю и такие древние мусульманские традиции как Ораза и Айт, которые действуют в определенное время года, обязательны соблюдению верующими мусульманами.

Ораза – при наступлении этого праздника в мечете дают листок с датой, оповещающей с какое по какое число нужно держать пост, в течении которого запрещается употребление алкоголя, игра в азартные игры, чрезмерное питание. Пока держишь пост, кушаешь либо рано утром, либо поздно вечером.

Айт – при его наступлении обязательно надо звать гостей и готовить праздничное блюдо – щельпек(тонкие лепешки).
Тусау кесу – традиция, по которой старейшина недавно родившемуся ребенку завязывает ноги веревкой и водит вокруг собравшихся гостей. Через некоторое время ребенок сам становится на ноги и делает первые шаги. Всё действо сопровождается празднованием.
И наконец Наурыз – Новый год, который означает наступления кочевья и перехода аула на новое более плодородное место, где они живут до наступления следующего года. Как и у других народов это день исполнения желаний и по традиции юрта должна быть убрана и накрыт большой стол со всевозможными блюдами.
Таким образом, казахский народ, соблюдая обычаи древних, и по сей день может с гордостью сказать, что чтит и уважает своих предков.
Суйынши – сообщение радостной вести. Когда произносят «Суйынши», все сразу понимают, что человек пришел с хорошей новостью. А тому, кто приносит известие, надо обязательно подарить что-нибудь.
«Коримдик» от слова «кору» - смотреть, видеть. Подарок, который дают за, увиденное впервые (молодую невестку, новорожденного и т.д.). Значение обычая не в том, чтобы взять или дать подарок, а для выражения добрых намерений смотрящих.
Жети ата – семь поколений. Все потомки одного деда до седьмого колена считаются близкими родственниками. Древний обычай требует знать семь поколений предков и запрещает браки внутри рода.
Араша – возглас, чтобы остановить тех, кто спорит или дерется. Если кто-то решает свой спор кулаками и услышит: «Араша!», «Араша!», они должны немедленно прекратить скандал. Ослушание строго наказывалось штрафом.
Токымкагар – обряд для, уезжающих в дальнюю дорогу. Нужно зарезать барана, накрыть дастархан (праздничный стол), позвать гостей. Во время этого обряда поют песни и говорят пожелание тому, кто уезжает.
Шашу – осыпание. Во время радостного события (свадьба, сватовство и т.д.) на виновников торжества бросают конфеты или деньги. Дети с радостью собирают разбросанные конфеты. Казахи верят, что сладости, подобранные во время «Шашу» приносят удачу.
Сэлемде – знак приветствия и уважения. Давно не встречавшиеся люди дарят друг другу драгоценности, сувениры, угощение. Не обязательно, чтобы вещь была дорогая, но памятная.

"Бата"(словесное благословение) - ценное духовное пожелание. Это особый вид поэтического творчества, когда произносящий испрашивает присутствующим милости от Всевышнего. Благословение произносят обыкновенно старшие по возрасту аксакалы.
Базарлык – не очень дорогие вещи или памятные сувениры. Обычно привозит человек, который вернулся из дальней поездки для своих близких и знакомых.
Тыйым – запрет. У казахов, как и у многих других народов существуют запреты. Например, нельзя наступать на порог, дарить близким людям нож или собаку – это может привести к вражде. Свистеть в доме – прогонять счастье и деньги. Но есть и другие запреты – этнические. Например, нельзя переходить дорогу старшему.
Кутты болсын айту – поздравление. Это древний обычай говорить «Кутты болсын!» при значительном событии, например, рождении ребенка. Традиционное пожелание достатка и благополучия, знак добрых чувств и умение вместе радоваться.
Тизе бугу – преклонить колено, присесть. Знак почета дому. Если человек пришел в чей-то дом, он обязательно должен присесть или преклонить колено, иначе он может нанести неизгладимую обиду хозяину дома, изложив цель своего посещения стоя.

«Воспевая волжские просторы…»

МОУ «СОШ п. Нива»

Таскаринова Адина

Руководитель:

Таскаринова Алия Аскаровна

учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ п. Нива»

От своих предков - кочевых племен и народов, населявших просторы Евразии, - казахи унаследовали юрту. Это переносное жилище по своему устройству наиболее соответствует кочевому образу жизни, а по художественному оформлению ему нет равных.
Конструкция казахской юрты состоит из разбираемого деревянного остова и четырехчастного войлочного покрова. Основой ее стен служит решетка (кереге), состоящая из отдельных звеньев (канат), которые образуют круговую стену юрты. Каждая такая секция представляет собой скрепленные по диагонали планки, которые свободно раздвигаются и складываются.
Между двумя передними «канатами» устанавливается (привязывается) дверная рама с двустворчатой деревянной дверью (eci к или сыкырлауык) либо подвешивается войлок (ки i з ес i к). Купол юрты делают из изогнутых жердей (уык), а венчает его круглое навершие-обод (шанырак), которое является семейной реликвией, залогом продолжения рода.
Юрты в разных частях Казахстана несколько различаются, основном формой купола. На юге купол юрты более высокий, крутой; на севере, в степном Казахстане, - более пологий. Установка и разборка юрты, хлопоты по расстановке и погрузке утвари являются занятием женщин, только тяжелый обод-шанырак поднимает мужчина. Раньше юрту перевозили вьюком на верблюдах или быках, позднее для этого стали использовать также телеги.

Распределение внутреннего пространства юрты обусловлено традиционным расположением вешей, установившимся на протяжении многих веков, и вместе с тем ограниченностью плошади помещения, а также необходимостью часто сниматься с места.
Центральное место юрты занимает очаг (ошак), оно почитается как святое место жилища. За очагом, напротив входа, находится наиболее почетное место (тор), застилаемое красивыми орнаментированными войлоком, коврами, меховыми подстилками. Позади него на деревянных подставках хранятся сундуки с одеждой, поверх которых помещают ковры, укладывают одеяла, подушки.
Пространство слева от «тора» (от входа справа) считалось женской половиной - сол жак, связанной с хозяйственными заботами; а справа от «тора» (от входа слева): мужской - он жак . В мужской части юрты висела конская сбруя, находились орудия труда. В правой от входа половине юрты, за хозяйственной зоной располагалось также место отдыха хозяев. Здесь устанавливали деревянную резную кровать - тосекагаш, кереует (иногда заменявшуюся металлической, фабричного производства), которую часто завешивали пологом – шымылдык.

B большинстве районов Казахстана юрту называют ки i з уй, что означает «войлочный дом», но также «агаш уй» («дом из дерева», Западный Казахстан), «казак уй» (редко).
Будучи умелыми скотоводами, казахи на протяжении столетий выработали рациональный способ чередования пастбищ, установили удобный порядок выпаса скота. Вся территория выпаса делилась на четыре, по временам года, типа пастбищ: кыстау, коктеу, жайлау, кузеу. Перекочевки - кош в основном совершались по направлению с юга на север и обратно, а в горных районах практиковалась вертикальная система кочевания: летовки (жайлау) находились на альпийских лугах, а зимние пастбища (кыстау) в предгорьях. Порой путь, совершавшийся При перекочевках, был весьма протяженным и достигал 800- 1200 км в одну сторону.
Места стоянок наиболее сильных и многочисленных родов всегда находились на определенной территории, а на их кочевые пути никто не смел посягать.
За время суровой зимы зимние пастбища истощались, скот изнурялся полуголодным существованием. Поэтому перекочевка на весенние пастбища была особенно радостной: перед караваном ехали в празднично одетые девушки. Вперед высылали конные дозоры, которые должны были проверить состояние пастбищ, выбрать наилучшие пути их достижения, наметить места стоянок. Но наиболее важным и ответственным периодом было пребывание на летних кочевьях, от которого зависели нагул скота, подготовка его к тяжелой зиме.

Кочевые пути организовывались таким образом, чтобы они проходили через удобные перевалы, территории, богатые кормами, снабженные хорошими водопоями, в случае отсутствия которых выкапывались колодцы.
Традиционный рацион «питания казахов ярко отражает сложившийся образ жизни кочевого общества. Основой питания служили молочные, мясные и, отчасти, мучные, крупяные продукты. Использовали молоко различных домашних животных, причем никогда не употребляли его в свежем виде. Но любимым напитком казахов всегда оставался кумыс, применявшийся и в лечебных целях. Для его приготовления кобылье молоко сливают в кожаный сосуд – саба и заквашивают его, после чего дают постоять день-два, часто взбалтывая в это время специальной мутовкой – п i спек. С наступлением осени, когда переставали доиться животные, начинала преобладать мясная и, в известной степени, растительная пища.
Летом, когда основная часть скота отгонялась на отдельные пастбища дойных овец и коз пасли недалеко от аула, доили их дважды в день. Кобылиц доили пять- шесть раз в день, верблюдиц - три-пять раз в день. На летних пастбищах проводились подбор самцов-производителей, первая стрижка ягнят, шерсть которых шла на изготовление войлока. Женщины занимались прядением и изготовлением одежды, выделкой шкур, заготовкой молочных продуктов.
На осенних пастбищах стригли овец, после чего приступали к валянию войлока, ремонту орудий, запасали топливо, которым служили кизяк - тезек и кый - ки, подготавливали к зиме жилища. Перед отправкой на зимние пастбища производили массовый забой скота для заготовки мяса: C огым



Похожие публикации