Культура и народные традиции казахского народа. Обычаи

Культура любого народа не может существовать без традиций, которых этот народ придерживался на протяжении всего своего существования. Бережное отношение к традициям и неуклонное следование им является достойным примером для подражания. Всеми этими положительными качествами наделен казахский народ, который строго придерживается национальных традиций.

Казахские традиции и обычаи не появились в одночасье на пустом месте. Все они накапливались столетиями, еще с времен возникновения казахского ханства. Некоторые казахские традиции и обряды за такой долгий период времени немного трансформировались под современные и слегка претерпели изменения. Но основная их суть осталась неизменной.

Традиции в казахской семье

Самым основным в жизни каждого казаха является его семья. Каждый уважающий себя человек с детства знает свой род до седьмого колена во всех подробностях. Уважение к старшим людям прививается малышу еще с пеленок – тут недопустимым считается вести спор со старшим человеком, и тем более повысить на него голос.

Не так давно родители сами выбирали своим детям подходящую партию, и считалось грехом нарушение их воли. Теперь традиции стали более лояльными и будущие супруги сами решают на ком жениться или выходить замуж, но с благословения родителей. Обычай давать калым за невесту остался, также как и то, что невеста должна иметь , но несколько видоизменился – ведь не у многих сейчас в запасе имеется табун лошадей и отара овец.

Раньше, на протяжении длительного времени, невестка в семье не имела никакого права голоса и была практически служанкой своего мужа и его родителей. Сейчас положение очень изменилось. В семье между невесткой и свекрами царит дружественная атмосфера, а свекровь не считает зазорным исполнять все домашние обязанности наравне с ней.

С рождением ребенка молодая мать обретает новый статус. По обычаю первой увидеть и поздравить роженицу может только ее мать. Как и у некоторых славянских народов у казахов тоже есть поверье, что младенец уязвим в первые сорок дней после рождения. В это время посещать молодую маму не разрешается. Многие традиции, связанные с маленькими детьми, перекликаются с нашими – нельзя качать пустую колыбельку, нельзя открыто восхищаться младенцем. Детей разного пола до пятилетнего возраста растят вместе, а после воспитанием мальчика занимаются мужчины, а девочкой женщины. Казахские семейные традиции чтятся очень строго.

Наурыз – самый любимый и ожидаемый праздник в году. Он символизирует наступление весны, обновление всего живого, изобилие и плодородие. Праздник совпадает с днем весеннего равноденствия. Люди одевают национальные одежды и ходят с дарами и подношениями друг к другу в гости. Народные гуляния в этот день повсюду.

Еще один интересный обычай – дастархан, символизирующий гостеприимство. Эта казахская народная традиция известна далеко за пределами страны. В любое время дня и ночи, если в дом постучался человек и попросил помощи, пищи или ночлега, ему не могут отказать. При этом никто не задает лишних вопросов, не расспрашивает гостя о его проблемах.

Дастархан устраивается и по праздникам. Тогда от угощений ломятся столы, а гостям предлагаются самые лучшие блюда. Почетный гость традиционно получает баранью голову, приготовленную определенным образом. Гость делит ее между участниками пиршества в соответствии с рангом каждого.

К традициям и обрядам казахского народа стоит отнести и церемонию чаепития. По-особому заваренный чай, залитый кипятком из самовара, распивают сидя на подушках за низеньким столиком. Чай пьют из широкой пиалы, предлагая первую самому почетному гостю или члену семьи. Традиции казахов – это целая философия, постичь которую можно только прожив с казахами бок о бок не один год.

Министерство образования и науки РК
Северо-Казахстанский областной департамент образования
Казанская средняя школа
Направление:
Стратегия «Казахстан-2050»: культура мира, духовности и согласия».
Секция: «История - этнокультуроведение»
Выполнила: Падалко Виолетта, 6 класс
Научный руководитель: Жанабекова Динара Кабиевна

Введение
1. Теоретическая часть
а) Юрта
б) Национальная одежда
в) Шолпы
2. Практическая часть (методика исследования)
Заключение
Литература
Приложение

Введение

Культура выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. Свое начало, нравственные корни любой народ берет в глубокой древности. Знание исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлое за своей Родиной, патриотизм, чувством ответственности, долга перед государством и семьей. Культура формировалась веками. В ней отразилась мудрость народа, его душа, законы, которые служили миру и согласию в обществе, которые объединяли людей, укрепляли их дружбу.

Цель нашей работы: исследовать особенности культуры и быта казахского народа.

Задачи:

1. Изучить историю, быт и обычаи казахского народа.
2. Организовать работу с источниками информации по поиску и отбору материала.
3. Углубить знание о быте и обычаях казахского народа.

Поэтому в качестве гипотезы выступило предположение: если я исследую особенности культуры и быта казахского народа и поделюсь своими знаниями с детьми, то они будут бережно относиться к традициям и обычаям казахского народа, использовать в жизни.

Процедура исследования состояла из следующих этапов:

1. подготовительный: выбор темы, постановка цели и задач проекта;
2. исследовать особенности культуры и быта казахского народа;
3. сбор, глубокое изучение литературы и других источников информации по данной теме работы.

В качестве методов иследования применялись: наблюдение, просмотр и изучение литературных и информационных источников, анкетирование, анализ собранного материала, создание альбома «Культура и быт казахского народа».

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью сохранения традиций и обычаев казахского народа.

Поэтому мы и выбрали тему проекта «Культура и быт казахского народа».

Новизна исследования заключается в познании культуры и быта казахского народа через его традиции и обычаи, в доступности донесения материала до сверстников.

Этот проект имеет теоретическую и практическую значимость, ориентирует на познание культуры другого народа, способствует формированию поликультурной личности.

Теоретическая часть.

а) Юрта

Одной из наиболее важных составляющих материальной культуры - являются предметы быта, обихода и в первую очередь жилище. Жилище представляет собой комплекс построек, обслуживающих различные нужды семьи, и в первую очередь, бытовые и хозяйственные. У кочевников Казахстана было два типа жилищ - мобильные и стационарные. Самой известной формой мобильного жилища была юрта.

До наших дней казахский народ донес свою древнюю культуру, в том числе сохранил юрту - основное жилище тюркских народов.

Казахи относились и относятся к юрте как к священному имуществу, с уважением и почитанием. Значение юрты огромно. В свое время Ч. Валиханов отметил, что в вв. даже названия государств - Алтын орда (Золотая орда), Ақ орда (Белая орда), Көк орда (Синяя орда) - были связаны именно с юртой.

Юрта - это передвижное сборное жилище, изготовленное из дерева, комшы, войлока, тростника, выделанных шкур, отделанное украшениями, изготовленными из металла (серебра). Всемирно известные ученые и искусствоведы, оценивая смекалку степных жителей, на всесоюзных и международных этнографических выставках давали высокую оценку творчеству казахского народа.

В 1861 году некий Алмас привез юрту на Всемирную этнографическую выставку в Париж и получил приз. В 1876 году Мейрам - хажы Жанайдарулы (главный батыр Кенесары- хана, сын Жанайдара) доставил юрту в Петербург, а в 1890 году Ибраим Адилов показал юрту на выставке в Казани. В1872 году хан Бокейской Орды Жангир подарил юрту российскому царю Николаю, чему царь был очень рад.

К примеру, в начале 90- х годов, в дни чествования Абылай хана, батыров Кабанбая, Богенбая, Шакшака Жанибека, Букара жырау, великого Абая, акына Жамбыла поставили сотни юрт, за лучшую из которых был назначен приз. Всех поразила своей красотой и убранством торгайская юрта. Об этом помнят до сих пор. В 1991 году впервые в Кокшетау на поминках Абылай хана была выставлена 12 - створчатая юрта, позже ее объем был увеличен на 18 створок. Торгайская юрта была выставлена в 1992 году на Всемирном курылтае казахов, в 1993 году - на празднике Есет батыра, на поминальном асе батыра Шакшака Жанибека, в 1994 году - на юбилее великого казахского поэта Абая. Эта юрта получила немало призов.

В сознании народа юрта священна. Один из самых торжественных моментов в жизни казахов, - передача юрты отцом сыну. Слово шанырак (купол) включает понятия «дом», «семья». Про новобрачных говорят:

«Шанырак котерди - создали новую семью».Если благопожелание « Да будет ваш шанырак высоким!» самое святое, то проклятие « Пусть ваш шанырак обрушится на середину!» (то есть будет потеряна опора семьи) самое тяжелое. Через шанырак не перешагивают.Во время кочевья шанырак везут первым, возложив на верблюда. Невеста приезжает в аул жениха на « шаңырақ түйе» (түйе- верблюд), на которого вместе с невестой садятся мать, сноха, младшие сестры невесты.

Выражений со словом кереге также немало. Благословение «Пусть кереге будет широким!» означает пожелание дому множества гостей, чтобы он был просторным и благодатным.

Очень много метких выражений связано с дверью юрты. Каждый человек про свой родной дом с теплотой и гордостью говорит: алтын босагам (алтын - золото, босага - порог).

Про посещение зятем дома родителей жены могут сказать: «Есік көре келді» (есік - дверь, көре - посмотреть, келді - пришел, приехал). «Келін болып түсті» - «в дом пришла сноха» (перешагнула порог) - с уважением говорят о снохе.

Запрет «Не наступай на порог» призывает к прилежности.

Народ знал цену святому кара шаныраку (дому главы большой семьи). В устном народном творчестве юрта занимает особое место как средство воспитания и познания окружающего мира, самого себя, своего народа.

б) Национальная одежда

Национальная одежда - исторический источник. Чтобы сохранить ее как реликвию для будущих поколений, надо бережно относиться к ней. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде - признак мудрости народа, его заботы о будущем, о восстановлении национальной самобытности.

Национальная одежда казахов разнообразна и оригинальна. Одежда шилась на четыре сезона и на все случаи жизни. Дать описание всей одежды почти невозможно, поэтому мы остановимся на наиболее характерных дорогих видах одежды.

Тымақ - малахай, мужской зимний головной убор из овчины, пушнины, имеющий особый крой.

Раньше казахи могли определить по тымаку, из какого жуза, рода его владелец. Великий А бай в деталях описал тымак, воспевая его в своих стихах.

Тымак - священный головной убор. Его нельзя обменивать. Тымак почитаемых людей оставляли в наследство. В былые времена недоношенного младенца держали в тымаке ровно столько ребенок был недоношен.

Бөрік - один из широко распространенных головных уборов. Его носят как мужчины, так и девушки. Бөрік покрывали дорогой тканью, нижнюю часть обшивали мехом пушных зверей.

Молодые жигиты, певцы, люди искусства, акыны носили вышитый борик с перьями филина. Раньше жигиты и взрослые мужчины не ходили без головного убора.

Мужские головные уборы были разнообразными: колпак, малахай, тюбетейка и др.

Сәукеле - очень дорогой головной убор невесты, имеющий конусообразную форму. Высота саукеле - 40-50 см. По народной примете, его макушку венчали перья, филина, оберегающие от сглаза. Обшитый дорогой тканью и драгоценными камнями, украшенный орнаментом, вышитым золотыми и серебряными нитями, нитями кораллов, бирюзы, сердолика, жемчуга, рубина, отороченный мехом саукеле стоил очень дорого. С боков саукеле на грудь спускались вязаные ленты, придававшие ему особую красоту. От макушки убора до самой земли струился белый нежный шелк.

Саукеле шили истинные мастерицы. Надевали такие головные уборы только девушки из богатых и знатных семей. По головному убору невесты оценивали состояние ее семьи.

Саукеле - не только дорогой головной убор невесты, но и воплощение высокого эстетического вкуса и менталитета казахского народа. Он подчеркивает трепетное отношение казахов к своим дочерям. По обычаю, саукеле надевают только невесты, его не обменнннивают, не дают во временное пользование.

Тон - теплая шуба (тулуп) из обработанной овечьей шкуры. После обработки овечью шкуру красят хной или краской из коры ивы, после чего она приобретает коричневый, серый или пепельный цвет. Из этой овчины мехом внутрь шьют шубу. Ворот и рукава оторачивают мехом пушных зверей. Длина шубы может быть разной. Плечи, рукава, подол женской шубы вышиваются орнаментом.

Шапан - это старинная одежда из дорогой крепкой ткани со стеганым подкладом. Ворот и низ рукавов вышиваются национальным орнаментом, иногда оторачиваются мехом пушных зверей или тканью с узорами. К чапану пришивают пуговицы или крючки, нередко вместо застежки используют пояс. Ныне снова можно увидеть пожилых людей в чапане. Писатель Г. Мустафин в пожилом возрасте носил чапан.

По традиции чапан дарили уважаемым гостях, сватам. В наше время в мушел жас (мушел - старинное исчисление возраста человека двенадцатилетними циклами: 13, 25, 37, 49, 61, 78, 85,97 лет) преподносят чапан с добрыми пожеланиями.

Қалпақ - высокий мужкой головной убор из белого войлока или из плотной ткани. Шили калпак из нескольких клиньев, края выворачивали наверх. Клинья вышивали национальным орнаментом, на макушку прикрепляли небольшую кисть. Калпак носили, как правило, авторитетные, знаменитые люди.

Қамзол - женская одежда из дорогой ткани с воротником, рукавами и без них, украшенная национальными узорами и орнаментом из золотых серебряных нитей. Женские украшения - ожерелье, нагрудник и другие ювелирные изделия - придавали камзолу национальный колорит.

Жаулық - белый платок замужних женщин, который придавал им неповторимый облик.У казахского народа есть почтительное выражение ақ жаулықты (в белом платке), связанное с понятиями «мать» и «бабушка». Матери и бабушки Арки (местность) носили двойной жаулык, верхний и нижний. Раньше жаулык носили старшие жены.Пожилые женщины носят кимешек - платок вырезом для лица, покрывающий плечи. Передняя часть платка по овалу лица украшается вышивкой.

Көйлек - женское платье из яркой ткани, женские платья шили с воротником - ойкой и длинными рукавами. Подол украшали юрками в два ряда.

Белбеу - пояс - ремень, опоясывающий теплую одежду мужчин и женщин. Ремень, изготовленный ювелирами из серебра и крашеной кожи, инкрустированной серебром или золотом, особенно ценился богатыми людьми.

На широком мужском ремне делали небольшой патронташ и чехол для ножа. Такой ремень называли кісе белбеу, он застегивался медной дугой или специальным крючком; его цена равнялась цене одной лошади.

Женский пояс делали тонким, узким и мягким.

Нередко вместо ремня использовали крепкую ткань, сложенную в несколько слоев.

Етік - женская и мужская обувь (сапоги) из кожи или хрома для зимы и лета. Сапожники для прочности прошивали сапоги нитями из сушеной кожи и пробивали деревянными гвоздями.

в) Шолпы

Вдоль спины заплетенные косы лежат,
И шолпы отвечают движениям в лад.
Взор под шапкой бобровой волнует меня.
Нет, такой красоты не встречал еще ввзгляд!
Абай. (Перевод Вс. Рождественского)

Коса испокон веков считалась украшением красавицы. Красоту девушки оценвали по ее волосам и стану. Украшением женщины были қолаң шаш (густые волосы) и сүмбіл шаш (шелковые волосы). Волосы,заплетенные в две косы, называли қос бұрым, в одну - жалғыз бұрым. Длинная коса с вплетенными в нее специальными украшениями для волос (шолпы), подчеркивала красоту девушки и придавала ей таинственность. Поэты, вдохновленные красотой девушек и звоном этих украшений, слагали стихи, композиторы сочиняли музыку. Для блеска волос использовали шашмай (бальзам для волос), который готовили из смеси сливочного масла и яичного белка. Среди прочих украшений особое место занимали шолпы (прикреплялись к кончику косы). Шолпы не только украшали, но и способствовали росту волос. Красивые шолпы со звоном носили только девушки и молодые женщины. Разновидностей шолпы было очень много: со звоном, с ремешком, с бусами, с колокольчиками. Шолпы в красивых косах сверкали на солнце, невольно притягивая взор и звенели при каждом движении девушки, подчеркивая ее красоту и стать. Казахи говорили: «Хрустальному звону смеха вторит звон шолпы».

Ctrl+Enter пернелерін басыңыз!


Общие сведения Площадь: кв. км. Население: 16 млн. 196,8 тыс. чел. (г.) Столица: Астана Форма правления: республика Глава государства: президент Язык: казахский, русский Религия: ислам, христианство Денежная единица: 1 казахский тенге = 100 тины




Женский национальный костюм состоит из белого хлопчатобумажного или цветного шелкового платья, бархатного жилета с вышивкой, высокого колпака с шелковым шарфом. Пожилые женщины носят своеобразный капюшон из белой ткани – камешек. Невесты надевают высокий головной убор, богато украшенный перьями – саукеле


Традиционное казахское жилище. Традиционное казахское жилище - юрта - очень удобное, быстрое в возведении и красивое архитектурное сооружение. Это связано с тем, что образ жизни казахов был обусловлен главным занятием - скотоводством. Летом он кочевали со своими стадами в поиске пастбищ, а с наступлением холодов поселялись в зимовьях. Жилищем казахов в юрта, зимой - не особенно больших размеров «мазанка» с плоской крышей.











Көрімдік - подарок, который полагается давать за увиденных впервые молодую невестку, новорожденного, верблюжонка. "Коримдик" - от слова "кору" - смотреть, видеть. "Коримдик« служит для выражения добрых намерений родственников, близких


























Беташар В ауле жениха и невесту встречали традиционным песнопением, носившим название "бет ашар" (открывание лица невесты). "Бет ашар" имел свой канонический текст из двух частей: в первой части невеста обычно представлялась родителям и одноаульцам жениха, вторая часть состояла из назиданий и наставлений невесте, только что переступившей порог своего семейного очага. В песне невесте давались советы о том, как вести себя в супружеской жизни. Помимо калыма, со стороны жениха готовят разные обрядовые подарки: матери - сут акты (за молоко матери), отцу -той мал (свадебные расходы), братьям невесты - тарту (седла, пояса и т.п.), близким родственникам невесты - кеде. Беднякам нередко в таких случаях окозывали помощь родственники и друзья


Не оставались в долгу и родители невесты. При сговоре они должны были внести так называемый "карты бау" - залог верности сговора, "кит" - подарки сватающим. Приданное (жасау) невесты обходилось им очень дорого, иногда превышая стоимость калыма. Родители закозывали свадебный головной убор (саукеле) и повозку (куйме). Богатые родители снабжали невесту летним жилищем (отау тип беру) со всем его оборудованием.





Келін тусіру (ввести невестку в дом) Невесту традиционно не подвозили к порогу, а оставляли на некотором расстоянии от аула вместе с женге. Девушки выходили на встречу невесте и не открывая лица, вводили в дом и сажали за ширму (шымылдык) с другими девушками. Встречающие осыпали всех шашку(конфеты, баурсаки, монеты)


Традиция саукеле киргизу – это особо торжественный обряд для невесты, когда на ее голову одевали свадебный головной убор – саукеле с особым покрывалом желек. Саукеле - не только самая дорогая часть убранства невесты, он также служил символом начала новой жизни, память о прежней беззаботной жизни девушки


«Беташар» - это обряд открытия лица невесты, традиционно проводимый на казахской свадьбе. Обряд проходил под песню, которая так и называется "Беташар". Певец-импровизатор, характеризую в стихах почтенных родственников призывал невесту поклониться каждому, в ответ на это близкие родственники мужа дарили подарки. Песня заканчивается наставлениями, пожеланиями, советами.


Проводы невесты «қыз ұзату». Вечером перед началом церемонии в дом девушки вновь приезжают сваты. Количество визитеров должно быть не четным (5-7 человек). Рано утром, невесту вместе со сватами отправляют в дом жениха. Процедура прощания, сопровождается исполнением казахской ритуальной песни«Жар-жар»


Нике кию (венчание по мусульманской религии). Жених с невестой садятся перед муллой, у которого в руках пиала с водой и серебряными монетами. Мулла читает молитву три раза и после каждой молитвы жених с невестой должны отпить из пиалы воду в одном и том же месте. После этого пиала передается присутствующим, которые пьют воду и берут из пиалы чайной ложкой монеты. Этот обряд проходит в мечети.








БЕСИК-ТОЙ Обряд укладывания младенца в колыбель бейсик- той, устраивают на третий день после рождения. По поверью, раньше этого срока младенца класть в колыбель нельзя духи могут подменить его уродом. Обряд сопровождается магической песней «бейсик жиры» она отпугивает злые силы. Важная роль в обряде отводится «киндяк шоше» пожилой женщине, которая во время родов перерезала пуповину.











Тұсау кесер - по казахскому обычаю, в день, когда ребенок сделал свои первые шаги, в юрту приглашался самый старый и уважаемый в ауле человек. Он должен был перерезать ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка (разрезание пут). Делалось это для того, чтобы в будущем малыш мог красиво ходить и быстро бегать


Сүндетке отырғызу - обряд обрезания. Обряд проводится, когда ребенку исполняется 5-7 лет. В этот день родители зовут в юрту муллу, который и проводит данную процедуру. По случаю сүндетке отырғызу, организуется большой праздник. Пришедшие на той, делают щедрые подарки виновнику торжества и его родителям

Традиции и обряды казахского народа

Национальные традиции и обряды. Нация - это исторически сложившееся в одном регионе социально-этническое сообщество группы людей. До того как казахский народ, начиная с родоплеменного сообщества, достиг в 14 - 15 вв. ступени цельной народности, он накопил множество традиций и обычаев. Как говорят: «есть традиции передовые, есть пережившие себя, устаревшие». Возникшие в давние времена и дошедшие до нас традиции и обычай - сокровищница национальной культуры.

Традиции, прошедшие проверку временем, соответствующие менталитету народа, дошли до нас. Наша цель - донести их до следующих поколений. Великий русский критик В.Г. Белинский так писал о жизнеспособности традиций: «Традиции и обычаи прошли критику веками. Они в свое время поднимались на щит и переходили от предков к потомкам как сокровища - от рода к роду, от поколения к поколению. Они являются внешним видом народа. Без них народ - безликий образ, как каменная скульптура».

Традиции и обряды связанные с мировоззрением народа и берут свое начало с древнейших веков. Многие из них имеют много общего с другими тюркоязычными народами. Национальные узоры, кушанья, спортивные игры могут быть подобными и у других наций, но их отличают самобытные черты, характерные только для них. Так, конноспортивная игра «Кокпар» популярна не только у казахов, но и у киргизов, узбеков, туркмен. Также и юрты распространены у многих тюркоязычных и монголоязычных наций. Однако при этом юрты имеют свою национальные нюансы, характерные только для определенного рода.

У казахов имелось множество национальных традиций и обычаев, связанных с хозяйственной деятельностью, семейными отношениями, свадебными праздниками, которые сохранились и до наших дней.

Традиции и обряды, связанные с хозяйственной деятельностью.

Главной хозяйственной деятельностью нашего народа было в основном кочевое скотоводство. Поэтому в народе большее внимание уделяли выращиванию скота. Поскольку каждый скотовод хотел, чтобы скот его хорошо сохранялся и размножался, то появились связанные с этим традиции и обряды. Один из таких обрядов - очищение огнем. Весной, когда нужно было из зимовок переезжать на жайляу, в нескольких местах разводили огонь, и скот прогоняли между кострами. Это было до принятия ислама, когда еще существовали культуры поклонения огню. При выезде на жайляу каждый аул украшал свои повозки ткаными коврами. Верблюда, шедшего впереди, накрывали красивым ковром, из длинных перьев фазана делали четырехугольную корону и надевали на голову. Такую кочевку называли «коронованной повозкой». Коронованного верблюда обычно вела самая уважаемая женщина из аула или невеста. Согласно поверью, кочевку во главе с верблюдом в короне из фазаньих перьев сглаз не возьмет, и кочевье в пути не подвергнется неприятности.

Согласно другому обычаю, весной до первого грома растительную пищу употреблять не разрешалось. Дикий лук и другие растения начинали есть после первого грома и дождя. По поверьям, после грома растения быстро начинают расти, скот, питаясь ими, дает больше молока, тогда и разрешается приступать к употреблению даров божьих. Поэтому в Семиречье при звуке грома женщины были в ведра, приговаривая: «пусть молока будет много, огня мало», и ходили вокруг юрты. В Центральном Казахстане это называлось «бить в отау», и женщины стучали по кереге юрты. Согласно космогоническим поверьям, это увеличивало количество молока в вымени скота.

Еще один интересный обычай назывался «кобылий мурындык», или «ублажить кол». Он проводился по приезде на жайляу, когда жеребят привязывали к жели - натянутой веревке и начинали доить кобылиц. И вот для того, чтобы жеребята и кобылы были упитанными, молока было много, а кумыс вкусным, верхушку кола обмазывали жиром.

До принятия ислама казахи все сельскохозяйственные орудия и приспособления считали священными. Так, курык для ловли лошадей; жель за которую привязывались жеребята: коген, в которых содержались ягнята и козлята, путы, поводья; бакан, которым поднимали шанырак юрты, были священными, через них нельзя было перешагивать особенно женщинам, на них нельзя было наступать.

Семейные традиции и обычаи. Поскольку основой жизни считался очаг, то и обычаев, связанных с ним, множество.

Сватовство. По обычаю, родителям девушки верного человека. Он приходит к будущим сватам на переговоры. Если другая сторона принимает предложение, то назначают время для визита сватов. Затем отец жениха в установленное время посылает сватов, которые обговаривает свадьбу: количество калыма, расходы на свадьбу, какое преданное будет у невесты назначает время уплаты калыма и время свадьбы.

После всего этого соглашения между сватами закрепляется клятвой. Для этого в чашу наливается кровь принесенной в жертву овцы, обе стороны опускают в чашу пальцы и клянутся в том, что не нарушат сватовские соглашения.

После проведения этих ритуалов аксакалы читают Коран перед чашей и следуют благословение. Этот обычай у казахов называется «чаша благословения». В честь этого благословения главный сват со стороны жигита надевает на шею «ошейник» или делает подарок под названием укитагар - «надеть перья» (нанести клеймо). Этот подарок олицетворяет то, что их невеста является девушкой. Теперь обе стороны становятся законными сватами, близкими родственниками. Для утверждения этого сватом подается куйрык-бауыр - курдючное сало вместе с печенью, сваты угощают им друг друга. Перед отъездом сватов им делают подарки и одевают кийт.

После того как основная часть калыма будет уплачена, жених едет к невесте с миссией урын. К этому дню ставилась отдельная юрта совершался урын той. В юрте близкого родственника проводился традиционный вечер - уход невесты. В конце вечера снохи уводят девушку в отдельную юрту. Молодые снохи приглашают жигитов туда. Другие женщины бросают на пути жениха «бревно», перед ним натягивают жели. Жениху нельзя их перешагивать он должен заплатить налог коде. Перед дверью отау он должен оплатить «открывание». Здесь жениха встречает мать невесты и заставляет его капнуть жира в огонь и предлагает напиток, называемый ак.

После этого жених оплачивает еще «открывание занавески» закрывающей кровать, «взятие за руку», «поглаживание волос», и другие действия соответствующие ритуалу сватовства. Но эту ночь жених и невеста проводят только в беседах с друг другом. Жигит уходит к себе до того, как встанут родители невесты. Этот вечер называется «игры молодых». После этого урына обе стороны начинают активно готовится к свадьбе.

По традиции, казахи всегда очень почтительно, с большим уважением относились к старшим. Если за столом сидят старшие, то молодые раньше них не начнут разговаривать, не преступят к еде, не встанут из-за стола. Поговорка «остерегайся сына, говорящего в перед отца, и впереди матери выступающей дочери» говорит о том что вопросу уважительного отношения к старшим у казахов уделялось большее внимание.

У казахов было не принято, чтобы жена друзей своего мужа называла по имени. Снохи не должны были называть всех родственников мужа по имени. Они давали им свои прозвища. Этот обычай назывался «допрос имени».

Широко известно гостеприимство казахов. Можно было остановится в любом доме и везде быть уважаемым гостем. Если гость остался не доволен оказанным ему приемом, он мог обратится в суд биев. Если гость вошел даже в дом кровного врага, то хозяин дома был ответственен за его жизнь до самого отъезда. У казахов было широко развита взаимопомощь друг другу. Такая помощь имела различные названия: жилу, немеурин, уме, асар. Так сообща они могли собрать неимущему скот, провести работу по стрижке овец, оказать помощь в сборе урожая, на сенокосе, в строительстве жилища. И сегодня в аулах казахи часто провозглашают асар, чтобы помочь в строительстве односельчане. За работу не кому не чего не платят, но хорошо кормят. У казахов много традиций и обычаев и традиций, связанных со смертью человека. По традиции, в дом к умершему приходят родственники, близкие и происходит «прощание» они просят друг у друга прощение за возможные обиды; затем, по обычаю, следуют оглашения, соболезнования, плачи и причитания, проведение 7 дней, 40 дней, годовщины, аса.

Казахи, как и многие тюркоязычные народы, празднуют равноденствие дня и ночи 22 марта как великий день улуса. В этот день все лучшие одежды, желают добра друг другу и благополучия, прощают старые обиды, веселятся.

Национальные игры. У казахов существует множество национальных игр, и развлечений.

На вечере молодежи играют в «хан - визирь», «соседи», «жалтыр ушел», «мыршин» и другие увеселительные игры. Молодежь всю ночь играет в «айголек», «бросание ремня», «саккулак», «различи шепот», «тынпи», «алтыбакан» (качели). Кроме того, у казахов имеется игра «тогыз кумалак», которая учит считать.

Немало у казахов и спортивных развлечений и игр. Наиболее популярные казакша курес - борьба, бросание жамбы, стрельба из лука, перетягивание аркана, пешие соревнования; многие игры проводятся верхом на лошади: байга, саис, кыз куу, кокпар, аударыспак. Они воспитывают силу, ловкость, смелость. Из военно-спортивных игр можно назвать жабы ату, которая вырабатывает глазомер и меткость. Самому меткому присваивается звание мерген.

Религиозные верования. В среднюю Азию и Казахстан ислам стал проникать после завоевания Азии арабами. В 707-712 гг. арабский главнокомандующий Кутейба завоевал Хорезм, Бухару, Самарканд. По воспоминаниям Абу Рейхана Бируни, при взятии Хорезма было уничтожено много мирных жителей, сожжены дома, библиотеки, школы. Местное население не сразу приняло ислам.

Согласно письменным источникам, жителям Бухары ислам насаждался трижды. Арабы жили в домах местных жителей и силой навязывали им свою религию. Главной причиной проникновения ислама в Южный Казахстан стало нападение китайской армии в 751году недалеко от города Тараза. Военачальник арабов Зият ибн Салих, части которого пришли на помощь, вместе с племенами карлуков и тюргешей в пятидневном сражении разбил китайцев, освободив от них земли Семиречье, Мавераннарха. После этого сражения ислам начал широко распространятся на казахской земле. По данным письменных источников, в Таразе были разрушены церкви и молитвенные дома христиан, буддийцев и представителей других конфессий.

Казахи приняли в исламе течение суфистов. Его активным проводником был Ходжа Ахмед Ясави. Это течение было близким к древнетюркской религии. Например, «Зикир» из учении Ясави было у древних тюрков. Поэтому у казахов обычаи и традиции ислама соседствуют с древнетюркскими обычаями и традициями. Так, у казахов до сих пор существует обычай поклоняться огню, луне, солнцу, земле, воде, здороваться с народившемся месяцем.

В Казахстане много святых мест, связанных с именами распространителей ислама. Так, в Созакском в районе городище Баба-ата было названо так в честь проводника ислама Ыскак бабы. Или Аулие-ата - бывшие название города Джамбула и нынешнего Тараза. Название Аулие-ата - «Святой ата» - было дано в честь Карахана, который много сделал для внедрения ислама в Казахстан. Его мавзолей находится на территории современного Тараза.

Сегодня ислам стал главной религией казахского народа. Во времена Советского Союза религия была запрещена. В настоящее время, с обретением независимости, народы республики имеют право на свободу вероисповедание. Люди имеют возможность молится в многочисленных мечетях, открытых во всех значительных населенных пунктах Казахстана.

Список литературы

Жолдасбаев С. История Казахстана: Учебник для 10 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ.

Алматы: издательство «мектеп», 2006-192 с., ил., карты.

Культура каждого народа содержит свои традиции, обычаи и обряды, переходящие от одного поколения к другому.

Традиции и обычаи казахского народа создавались в течение нескольких столетий. Они гармонично переплетаются друг с другом, охватывая самые разные моменты жизни казахов.

Их в казахской семье существует очень много. В традициях для детей заложены старинные верования национальности и опыт, приобретенный в течение нескольких веков.

Рождение ребенка — это радостное событие для любой семьи. Если в семье нет детей, то нет и счастья.

Казахи верили, что наибольшая опасность поджидает ребенка в первые 40 дней его жизни. В эти дни его нужно тщательно оберегать от нечисти, которая способна заменить дитя. Злая сила, по казахскому поверью, не переносит зажженного огня и дневного света, именно поэтому 40 ночей возле колыбели ребенка должен гореть свет.

До 5-6 летнего возраста девочек и мальчиков воспитывают одинаково, поэтому и в одежде для младенцев нет никаких отличий по полу. Даже обереги, которые пришиваются на нее, одинаковы и для мальчишек, и для девчушек. По обряду рождение ребенка отмечается в первый день, когда молодежь без приглашения приходит на шилдехана (праздник в честь новорожденного).

Через 40 дней проводится традиция колжа (угощение для матери). В это же время производился еще один ритуал — вывод ребенка из 40 дней, особенностью которого являлся его срок. Ребенка окунали в соленую воду, а после купания выливали на него 40 ложек ритуальной воды. Для парнишек — днем раньше, чтобы рос сильным и смелым; для девочек — днем позже, чтобы росла прилежной и послушной. В этот же день ребенку впервые состригали ногти и волосы.

Самым интересным казахским детским обрядом являлся тусау кесу, что означает «разрезание пут». Ноги ребенка, который только начинает ходить, перевязывались черно-белой пряжей из шерсти. Право перерезать веревочку давалось энергичной и многодетной женщине. Разрезая шнур, она как бы передавала свои лучшие черты характера. Потом шнур сжигался. Обряд символизирует открытие новой жизни, а цвет пряжи — ее непостоянство.

Обряды, относящиеся к воспитанию ребенка

У казахов есть немало обрядов по воспитанию детей. После проведения праздника, посвященного 40 дням жизни ребенка, младенца проносили под стременем коня уважаемого и достойного человека. В конце обряда хозяин коня благословлял ребенка.

Ребенок вырастал, и ему сообщали, под стременем кого он был пронесен. Это способствовало воспитанию у детей сознательности и ответственности, они остерегались совершать плохие поступки.

Если вместе с рождением ребенка появлялся на свет жеребенок или верблюжонок, его дарили младенцу. За этим животным был особый уход, его берегли, он не подлежал продаже. Еще совсем маленьким ребенок помогал ухаживать за своим животным, учился заботиться о нем и ценить его.

Казахи, ведущие в прошлом кочевую жизнь, учили своих детей ездить верхом с раннего детства. В связи с этим у казахов есть немало обрядов с участием лошади. Например, первое сажание в седло.

Ребенка сажали на скакуна в детское седло специальной конструкции, оно было безопасным, так как полностью исключало падение с лошади. В честь новоявленного наездника устраивался праздник.

В первые дни и годы жизни за ребенком ухаживала мать: она кормила его, прививала навыки гигиены. Настоящее воспитание ребенка начиналось с 5-6 лет. В этом возрасте его начинали приучать к домашним делам. Мальчики оказывали помощь мужчинам, заботясь о домашних животных. Девочки помогали матери, занимаясь женскими делами.

В возрасте 3, 5 или 7 лет мальчику делали обрезание крайней плоти (сундет). Сундет — главный религиозный казахский обряд, пришедший к ним из арабских стран. По этому поводу родителями мальчика устраивался большой праздник. На нем проводились скачки на лошадях и различные игры. Родственники поздравляли мальчика и дарили ему подарки. После этого ритуала мальчик становился членом религиозной общины и переходил в следующую возрастную группу.

До 7-8 лет девчушкам стригли волосы, брили их наголо, но с этого момента они начинали отращивать косы. Примерно с этого времени начиналось разнополое воспитание детей.

Свадебные обряды и традиции

Свадьба казахов — одна из самых лучших и красивых традиций, она является также главной в их жизни. По традиции казахов, запрещается вступать в брак, если молодые из одного рода и являются родственниками меньше, чем в 7-м колене. Эти запреты предупреждают кровные смешения, способствуют рождению здоровых детей и невымиранию нации.

Родители начинали искать невесту своему сыну задолго до его совершеннолетия. Выбиралась подходящая семья, узнавали, нет ли в ней наследственных болезней. Для достижения брачного соглашения отец жениха приезжал к родителям невесты. Можно было доверить это важное поручение и близкому другу.

Но вот соглашение о браке достигнуто, назначается день преподнесения стороной жениха обязательного киита (одежды, скота или украшения) отцу невесты. Родители невесты, приготовив в этот день угощение, зовут в гости всех родственников.

В ходе проведения пира решаются все вопросы, касающиеся будущей свадьбы. Перед отъездом гостей родственники со стороны невесты одаривают их взаимными подарками. Каково материальное положение семьи, таковы и подарки. На этом первый этап свадебного обряда заканчивается. Наступает новая фаза отношений между будущими родственниками.

По традиции жених должен выплатить семье невесты калым. Его размеры определяются исходя из материального положения семьи жениха. Для богатых семей калым составлял табун лошадей в 77 голов, для средних семей — 47 голов, для небогатых — 17. Семья, не имеющая такое количество лошадей, калым выплачивала другими домашними животными.

День свадьбы определялся лишь в том случае, когда был отдан почти весь калым. Родители жениха проводили жертыс-той, приглашенные на него родственники и друзья привозили дорогие подарки, дополняя ими недостающую часть, предназначенную для невесты. Взаимопомощь и взаимовыручка — основные черты казахского народа.
Проведя обряд, родители жениха сообщали стороне невесты о приготовленных свадебных подарках. Семья невесты намечала день приема гостей, и жених вместе с родственниками отправлялся к невесте. Ему запрещалось входить в ее жилище вместе со своими родителями. Он, спешившись с коня, отступал в сторону, не добравшись до юрты невесты 300-500 м.

Пока родители невесты встречали родственников жениха и гостей, подружки невесты и женщины помоложе отправлялись встречать жениха. У дверей теща, встречающая будущего зятя, осыпала его конфетами и сладостями, беря их из большой чашки. Молодежь и дети наперебой собирали пищу с земли. Обычай имеет у казахов название шашу, он показывает, что родители невесты от всей души желают жениху благополучия и счастья.

Звучит домбра, танцы сменяются песнями, пир, затеянный в честь жениха, в полном разгаре. Но жених и невеста не имеют права разговаривать, они только обмениваются взглядами. На следующий день 2-3 выбранные молодые женщины оценивают свадебные подарки. Кроме того, подарок должен получить каждый родственник со стороны невесты и особый выкуп дается ее матери, обычно это бараны для свадьбы.

После оценивания подарков на свадьбу определяется день ее проведения. Обычно ее проводят через 15-30 дней. Казахский свадебный обряд не освещается муллой. Достаточно исполнения всеми присутствующими свадебной песни аужар. Первый день свадьбы отмечался в доме жениха без невесты. Праздничный пир давали в честь старейшего члена рода, дающего напутствие молодому джигиту.

На второй день едут за невестой, перед ее отъездом в дом жениха готовится угощение для всех соседских джигитов и девушек. На пире певцы поют для невесты утешительные песни. Лицо невесты при подъезде к дому жениха закрыто вуалью. Родители жениха при встрече посыпают ее сладостями. Войдя в юрту, молодые в первую очередь кланялись старшему поколению и присутствующим гостям. Певец начинал петь песню в честь невесты и постепенно убирал покрывало с ее лица. В песне перечислялись и обязанности будущей жены.

Свадебный обряд сопровождался как традиционными песнями, так и скачками, различными соревнованиями по верховой езде, пиршеством. Свадьба заканчивалась, и молодые начинали вести самостоятельное хозяйство или вместе с родителями мужа.

Казахские праздники

Наурыз. Дата празднования — день весеннего равноденствия. Этот «новогодний» праздник посвящен весне. У казахов существует поверье: Наурыз отпразднован щедро — год пройдет благополучно. Перед праздником в жилищах наводился порядок, возвращались долги, забывались ссоры.

В ночь перед праздником все емкости наполнялись молоком, зерном, чистой колодезной водой как символ пожелания изобилия молока, богатого урожая и своевременного дождя. В этот день все относились друг к другу доброжелательно, при встрече обнимались, желали счастья, чтобы беды и невзгоды обошли стороной.

Праздник Наурыза открывала встреча рассвета. Во время встречи рассвета, все, от мала до велика, вооружившись лопатами и кетменями, расчищали родник или арык. Потом все вместе под командованием почтенных старцев садили деревья.

После выполнения ритуальных мероприятий наставало время для праздничного представления. Казахи веселились, пели песни, написанные для этого праздника, состязались в скороговорках, отгадывали загадки.

Всюду слышались поздравления друг другу с наступлением Нового года. Проходили традиционные скачки, устраивались спортивные соревнования, проводились массовые игры.

Праздник прекращался с заходом солнца. В конце его празднования разжигался костер. От него зажигались факелы, и люди совершали обход всех окрестностей селения. На этом праздник заканчивался.

Рази-айт, или Праздник разговения. Его празднование проходит 1-2 числа месяца Шавваль. Это религиозный праздник, он проводится в честь окончания поста предыдущего месяца. Начинается день с общей молитвы, затем идет праздничная трапеза раздают милостыни бедным людям. Казахи, сев на коней верхом, объезжают для приветствия всех родственников. Праздник не обходится без национальных увеселительных игр и мероприятий.

Курбан-айт, или Праздник жертвоприношения

Отмечается на 71 день после праздника разговения. Он считается у мусульман главным. Продолжительность праздника 2-3 дня.

Обряд имеет историческую основу. Много лет назад жителю Северной Аравии, который носил имя Ибрахим, приснился сон: к нему явился Аллах и повелел для испытания его веры незаметно подняться высоко в горы и отдать в жертву Аллаху своего любимого сына Исмаила.

Но когда Ибрахим, взобравшись на гору, хотел лишить жизни мальчика, Аллах, убедившись в его преданности, отправил в качестве искупительной жертвы ягненка. Вот почему в этот день во время праздника все мусульмане приносят в жертву овец и ягнят.

Часть мяса используется семьей для праздничной трапезы, остальное раздается бедным. Перед жертвоприношением все собираются в храме на общую молитву, которая является обязательным ритуалом праздника.

В этот день в любом доме готовят трапезу, все принимают поздравления друг от друга. Проводится обязательное традиционное состязание кокпар (конные скачки с борьбой за тушу козла).

В наше время многие обычаи Казахстана уже не имеют такой актуальности, как раньше.

Это связано с изменением ритма и уклада их жизни. Современные казахские женщины не хотят посвящать свою жизнь лишь домашнему хозяйству и воспитанию детей. Они стремятся быть наравне с мужчинами.

И наоборот, происходит возрождение некоторых обрядов, это касается детских и свадебных обычаев.

Стало популярным проводить казахскую свадьбу с соблюдением всех этапов свадебной церемонии.



Похожие публикации