Что изучает пунктуация в русском языке? Знаки препинания Правила постановки знаков препинания изучает

Знаков пунктуации всего 10. Но на письме они помогают выразить всё многообразие оттенков смысла устной речи. Один и тот же знак может употребляться в разных случаях. И при этом играть разную роль. В 20 главах изложены главные закономерности расстановки знаков препинания, которые изучаются в школе. Все правила иллюстрируются наглядными примерами. Удели им особое внимание. Запомнишь пример — избежишь ошибки.

  • Введение: Что такое пунктуация?

    §1. Значение термина пунктуация
    §2. Какие знаки препинания употребляются в письменной речи на русском зыке?
    §3. Какую роль играют знаки препинания?

  • Глава 1. Знаки законченности-незаконченности мысли. Точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Многоточие

    Точка, вопросительный и восклицательный знаки
    Многоточие в конце предложения

  • Глава 2. Знаки незаконченности высказывания. Запятая, точка с запятой

    §1. Запятая
    §2. Точка с запятой

  • Глава 3. Знак незаконченности высказывания. Двоеточие

    Зачем нужно двоеточие?
    Двоеточие в простом предложении
    Двоеточие в сложном предложениии

  • Глава 4. Знак незаконченности высказывания. Тире

    §1. Тире
    §2. Двойное тире

  • Глава 5. Двойные знаки. Кавычки. Скобки

    §1. Кавычки
    §2. Скобки

  • Глава 6. Пунктуация простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

    Тире ставится
    Тире не ставится

  • Глава 7. Пунктуация простого предложения с осложнённой структурой. Знаки препинания при однородных членах

    §1. Знаки препинания при однородных членах без обобщающего слова
    §2. Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом

  • Глава 8. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным определением

    §1. Обособление согласованных определений
    §2. Обособление несогласованных определений
    §3. Обособление приложений

  • Глава 9. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным обстоятельством

    Обстоятельства обособляются
    Обстоятельства не обособляются

  • Глава 10. Пунктуация простого предложения, осложнённого уточняющими или поясняющими членами предложения.

    §1. Уточнение
    §2. Пояснение

  • Глава 11. Пунктуация простого предложения, осложнённого вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями

    §1. Предложения с вводными словами
    §2. Предложения с вводными предложениями
    §3. Предложения со вставными конструкциями

  • Глава 12. Пунктуация при обращении

    Обращения и их пунктуационное оформление в письменной речи

  • Глава 13. Пунктуация при сравнительных оборотах

    §1. Выделение запятыми сравнительных оборотов
    §2. Обороты с союзом как: сравнительные и не сравнительные

  • Глава 14. Пунктуация при прямой речи

    §1. Пунктуационное оформление прямой речи, сопровождаемой словами автора
    §2. Пункуационное оформление диалога

Пунктуация — система знаков препинания любого языка, правила, регулирующие расстановку этих знаков, а также раздел языкознания, изучающий и систематизирующий эти правила. Современные коммуникативные процессы в русскоязычном сообществе выявляют тенденцию к отказу от использования знаков препинания и упрощению до примитива лексических конструкций. Люди не представляют, зачем нужна и что изучает пунктуация, и незнание это влечет за собой невозможность точно и доступно сформулировать мысль.

Бытует мнение, что пунктуация нам нужна, чтобы случайно не помиловать того, кого надо казнить. Этот школьный пример уже набил оскомину, и игнорирующие правила могут справедливо заметить, что в случае такого двойственного восприятия фразу можно построить совершенно по-другому или разбить ее на две. Это, конечно, восприятие слишком буквальное. На самом же деле пунктуация нам нужна для передачи ритмики и мелодики фразы (фразовой интонации) на письме, смыслов, которые невозможно передать лексически и грамматически. Чехов сравнивал знаки препинания с нотами, по которым читатель следит за мыслью автора и воспринимает ее.

Знаки препинания нужны для отделения предложений и частей предложений друг от друга — с этим согласны все лингвисты. А вот функциональное назначение такого отделения — предмет ученых споров. Выделяют три принципа пунктуации русского языка: структурный, смысловой и интонационный.

Структурный и смысловой принципы тесно связаны между собой. Структурный принцип предполагает зависимость расстановки знаков препинания от синтаксиса предложения. Такого рода употребление знаков устойчиво, обязательно, оно дает возможность отделять одни предложения и их части от других, определять их структурную значимость. Структурно значимые части совпадают с частями смысловыми, служат выражению смысла. Если рассматривать пунктуацию в связи с грамматикой, то ведущим будет структурный принцип, если в связи с лексикой — смысловой. Содержание заключается в синтаксическую форму, а грамматическая структура передает содержание мысли.

Интонационный принцип сопутствует смысловому и структурному, поэтому некоторыми лингвистами воспринимается как необязательный. Однако любое предложение, любая фраза всегда несет на себе признаки интонационной оформленности, поэтому игнорировать его нельзя. Интонация сопутствует и является следствием структурно-семантических отношений между частями предложения (или предложениями), если имеет смысловую значимость. Если же интонация отражает лишь эмоциональные характеристики речи, то принцип расстановки знаков препинания будет чисто интонационным. Таким образом оформляются обращения; в иных случаях смысловые и структурные характеристики будут превалировать, а интонация — им подчиняться.

Пунктуация русского языка едина, закреплена и не зависит от функционально-стилистического назначения текста: и для художественного произведения, и для докладной записки правила будут одинаковыми. Однако можно говорить о нормативной и ненормативной пунктуации. Нормативная включает общие и ситуативные нормы: первые свойственны любому тексту и усваиваются в рамках получения обязательного среднего образования, вторые — группе текстов определенного вида. Ситуативные нормы зависят от характера передаваемой информации: к примеру, в рекламных текстах выполняют функцию сигнальную, в публицистических — акцентную.

Ненормативная пунктуация предполагает расстановку знаков препинания вне норм, но в соответствии с авторским замыслом и используемыми художественными приемами. Однако это не означает, что нормативная пунктуация полностью игнорируется. Существует некий предел, за который с авторскими знаками выходить не стоит — возможность осмысления текста читателем. Ненормативная пунктуация всегда базируется на принципах нормативной.

Пунктуация – это

1) система знаков препинания;

2) нормы и правила употребления знаков препинания, исторически сложившаяся в русской письменности;

3) раздел языкознания, изучающий знаки препинания и пра­вила их употребления на письме.

Главное назначение пунктуации – способствовать пониманию читателем письменного текста, его структуры, синтаксической и смысловой. Текст, написанный без знаков препинания, читается в три-пять раз медленнее, чем текст оформленный. (Лекант)

В основе слова препинание лежит корень -пя-, от которого ведут свое начало такие слова, как запя­тая, пнутъ, препона и др. Все эти слова содержат в себе в той или иной степени значение препятствия, преграды, обстановки, задержки. Так и знаки препинания совпадают с остановками в речи, с интонацией, с переходом к новой мысли, к новому понятию.

ПУНКТУАЦИОННОЕ ПРАВИЛО

Пунктуационное правило – это инструкция, в которой указываются условия выбора знака препинания (т. е. его употребление или неупотребление). Условия выбора знака препинания – это грамматические, смысловые и интонацион­ные особенности предложений и их частей.

Примечание. Место в предложении, где необходима поста­новка знаков препинания, можно найти по опознавательным признакам (приметам). Опознавательные признаки применения пунктуационных правил:

1) морфологические: наличие причастий, деепричастий, междометий, союзов, отдельных частиц;

2) синтаксические: наличие двух и более грамматических основ, обращений, вводных слов, обособленных членов предло­жения, однородных членов, чужой речи;

3) звуковые: произношение со звательной и другими видами интонаций;

4) смысловые: выражение причины и др.

(М.Т. Баранов, Т. Костяева… Справочник по русскому языку для учащихся)

ПРИНЦИПЫ ПУНКТУАЦИИ

1. Интонационный принцип . (Л.В. Щерба, А.М. Пешковский, Л. А. Булаховский) знаки препина­ния - показатели ритмики и мелодики речи. (Русская пунктуация отчасти отражает и интонацию: точка на месте большого понижения голоса и длительной паузы; вопроси­тельный и восклицательный знаки, интонационное тире, в ряде случаев многоточие и т. д . (...)

Тёплый ветер, дувший с юга, стих.

Дувший с запада резкий ветер вдруг неожиданно стих.

2. Синтаксический (грамматический) принцип. (Я. К. Грот) знаки препинания делают наглядным синтаксический строй речи, выделяют отдельные предложения и их части. Это получило отражение в формулировке большей части пунктуационных пра­вил:

как точка, фиксирующие конец предложения; знаки на стыке частей сложного предложения (когда имеется в виду их отграничительная роль); знаки, выделяющие разнообразные конструкции, но грамматически с ним не связанные, т. е. не являющиеся его членами (вводные слова, сочетания слов и предложения; вставки, обращения; междометия); знаки при однородных членах предложения; знаки, выделяющие приложения, определения - причастные обороты и определения - прилагательные с зависимыми словами, стоящие непосредственно после определяемого слова или оторванные от него другими членами предложения (...)

3. Логический (смысловой) принцип. пунктуация обеспечивает пони­мание текста. (Но довольно часто случается так, что смысловое членение речи подчиняет себе структурное, т. е. конкретный смысл диктует и единственно возможную структуру.

Например: Трое перед фотографией, напряжены (И. Ильф).

Трое перед фотографией напряжены.

Смысловой принцип в расстановке знаков пре­пинания выявляется особенно наглядно при обособлении, а также при присоединительных членах предложения (...) Конкретные смысловые оттенки, фиксируемые в предложении, могут (...) варьироваться, и потому в пунктуации, покоящейся на таком принципе, всегда есть нечто субъективное, индивидуальное (...)

ВЫВОДЫ: все три принципа действуют в ней не разобщённо, а в единстве (...) Выделять же отдельно принципы сейчас можно лишь условно, для удобства изучения (...)

Таким образом, если учесть, что синтаксические единицы речи создают­ся для того, чтобы передавать мысли и эмоции, то станет оче­видным совмещение действия всех трёх принципов в единой пун­ктуационной системе. (Валгина)

Интонация и пунктуация – дети одного отца – смысла речи.

Некоторые случаи несовпадения интонации и пунктуации

1) Паузы нет, а запятая есть:

Он сделал несколько прыжков, но, поняв, что их не догнать, отстал.

Нам странно слышать, что, если человек заболел, он должен иметь деньги на врача.

Узнав, что случилось, они немедленно приехали.

Вывод: письмо «по слуху» - источник ошибок.

2) Пауза есть, а запятой нет.

Прорубленная через вековой сосновый лес _просека уходила далеко за горизонт.

Ещё осенью за связь с партизанами гитлеровцы сожгли деревню.

И плывя в края иные по морской воде, ты другой такой России не найдёшь нигде.

Знаки препинания и их функции.

11 знаков препинания:

точка (.), вопро­сительный знак (?), восклицательный знак (!),

многоточие (...), запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:),

тире (-), скобки (круглые) (), кавычки (« ») абзац (красная строка)

Функции ЗП:

    Отделительная (точка, ?, !, ;, …, :, кр.строка) – отделяют отрезки текста друг от друга

    Выделительная (скобки, кавычи, одиночные тире и запятая)

Пунктуация – один из разделов грамматики, систематизирующий правила расстановки знаков препинания в письменной речи, а также сами знаки. Ученые не могут прийти к однозначному решению по поводу того, кто именно , однако известно, что в несистематизированном виде знаки препинания (а точнее один знак - точка) встречались еще в древнегреческих . Точка использовалась для отделения одного от другого, подчиняясь правилам ораторского искусства.

В современном виде появилась в Средние века с развитием книгопечатного дела. В XV веке братья Мануции, владевшие книгопечатным цехом, разработали правила употребления тех или иных знаков препинания, попутно дополнив их количество. Однако разные европейские языки по-разному адаптировали для себя эти правила, в результате чего практически в каждом языке пунктуация имеет ряд существенных нюансов.

Наиболее сложной для изучения, но и самой точной считается система пунктуации немецкого языка.

Теории о русской пунктуации

Что касается русской пунктуации, есть три теории, которые пытаются сформулировать ее принципы и функциональное назначение. Сторонники логической теории утверждают, что существует лишь два типа знаков препинания: одна группа решает задачу отделения одного предложения от другого (или частей внутри предложения друг от друга), а вторая выражает эмоциональное отношение к тексту.

Синтаксическая теория исходит из того, что расстановка знаков препинания целиком и полностью зависит от правил русского языка. Впрочем, адепты этой теории признают, что эти правила основаны на том, чтобы максимально точно передать смысл высказывания.

Наконец, представители интонационной теории пунктуации стоят на том, что деление письменной речи знаками препинания осуществляется, чтобы передать ритмическое и декламационное расчленение текста. Имеется ввиду, что правила пунктуации составлены таким образом, чтобы облегчить чтение текста вслух.

Помимо обязательных правил употребления знаков препинания, существуют так называемые авторские знаки, используя которые, писатели стараются передать дополнительные эмоции.

Все исследователи сходятся на том, что пунктуация – одна из важнейших наук, позволяющая значительно упростить процесс письменного общения. Правильное использование знаков препинания дает возможность читателю получить не только фактическую информацию в удобной форме, но и воспринять эмоциональную составляющую текста, что особенно важно для публицистики и художественной литературы. Расстановка знаков препинания способна превратить непонятный текст в интересное чтение, передавая все оттенки смысла, поэтому пренебрегать правилами пунктуации не стоит.

В своей устной речи, чтобы донести желаемый смысл, человек активно пользуется соответствующей интонацией и паузами. Они являются различительными сигналами между частями высказывания. Письменная речь любого языка также имеет подобные сигналы. Их называют знаками препинания, они представляют собой графические символы. В русской лингвистике есть целый раздел, который посвящен правилам постановки знаков на письме. Это то, что изучает пунктуация.

Зачем нужны запятые?

Термин «знак препинания» образован от глагола «препинать», что буквально означает «остановить и задержать». И, похоже, он неплохо справляется со своей задачей. Для многих людей становятся камнем преткновения в письменной речи. Неправильная их расстановка или полное игнорирование, а такое тоже бывает, способно превратить даже грамотно написанный текст в бесполезный набор слов или фраз. С другой стороны, верно расставленные знаки наполняют смыслом написанный текст, облегчают его восприятие, разделяя на отдельные фрагменты и обогащая эмоциями.

Зачем нужно изучать пунктуацию? при умелом использовании помогают автору выделить мысль и придать тексту правильное звучание. Их также сравнивают с нотными знаками, которые рождают прекрасную музыку при соответствующем раскладе. Таким образом, точки и запятые помогают восполнить потребности письменного общения. А это приводит к пониманию того, что изучать пунктуацию нужно, чтобы написанное было безошибочно истолковано адресатом.

Немного истории

По некоторым источникам, рождение пунктуации произошло в Древней Греции. В них упоминается, что греки использовали некоторые знаки для выразительного чтения - декламации. О дальнейшей судьбе этих знаков более ничего не известно. А в XVI веке в европейских странах впервые появляется пунктуация, чье возникновение связывают с итальянскими издателями Мануциями. Они придумали знаки препинания, которые по сей день используются в неизменном виде во многих языках.

Русская пунктуация, что изучается в наше время, приобрела свои основные черты как система знаков к XVIII веку. Это напрямую связано с изобретением и развитием книгопечатания. Типографские работники должны были так преподнести текст, чтобы читатели могли верно воспринять прочитанное. Именно им нужно отдать должное в «изобретении» или, лучше сказать, внедрении пунктуации в России.

Понимание важности знаков препинания, а точнее попытки их осмысления, пришло с именами Л. Зизания и М. Грека. Древнерусские тексты читать было крайне тяжело, более того, пробелы в те времена тоже не ставили. Позднее М.В. Ломоносов, занимаясь разработкой вопросов пунктуации, определил, что расстановка знаков на письме определяется структурой и смысловым аспектом речи. В своей теории он определяет количество знаков и их назначение, что дало появление целой системы.

Пунктуация - раздел грамматики

Современная пунктуация (латинское слово punctum - точка) представляет собой развитую и довольно сложную систему. Это один из разделов грамматики, изучающий установленные правила размещения знаков препинания на письме. Также в этом разделе рассматриваются и сами знаки, как особая часть графической системы языка, для разделения письменной речи. Основные правила пунктуации изучают, что есть некоторые закономерности употребления одного и того же знака в разных случаях. Правила носят нормативный характер, они будут равнозначны для всех видов письма.

Единицу пунктуации представляет пунктограмма - знак, который воспроизводится на письме, согласно принятым правилам и нормам. Весь пунктуационный алфавит состоит из десяти пунктограмм. Это точка, запятая, двоеточие, тире, точка с запятой, кавычки, многоточие, скобки, восклицательный знак и вопросительный знак. Можно заметить, что в отличие от традиционного буквенного алфавита, этот имеет свободный порядок перечисления. При этом некоторые склонны выделять точку и запятую как основные знаки пунктуации.

Как было замечено на практике, сами знаки не вызывают больших затруднений, но правила их расстановки в тексте заставляют споткнуться многих. Возникающие сложности говорят о том, что в русском языке изучать пунктуацию необходимо.

Оформление текста знаками

Не так давно на основу русской пунктуации влияли односторонние взгляды, выделялся какой-либо отдельный принцип расстановки знаков на письме в противовес другим. Но сейчас выделенные принципы образуют целую систему применения знаков препинания и любое грамматическое явление могут показать с разных сторон.

Основные принципы пунктуации:

  • Интонационный. Здесь пунктуационные знаки отражают интонацию голоса человека, передавая его оттенки.
  • Синтаксический принцип. Знаки препинания расставляются согласно строению предложения, его структуре.
  • Структурно-синтаксический. Знаки препинания конструируют текст или предложение.
  • Смысловой принцип. Оформление текста знаками связано с его смысловым членением.

Современные пунктуационные правила учитывают и смысл, и структуру, и интонационное членение речи.

Задачи пунктуации

Все пунктограммы русского языка подразделяются на две группы и выполняют закрепленные за ними задачи. Знаки будут либо отделять друг от друга смысловые части текста, либо выделять определенные отрезки внутри этих частей.

Обязанности отделительных знаков препинания выполняют: точка, запятая, точка с запятой, тире, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки. А с ролью функции выделения справляются парные пунктограммы: запятые, тире, кавычки, скобки. Они обосабливают нужные слова, словосочетания, фразы или даже отдельные предложения.

Помимо принятых что изучаются в русском языке, существует множество вариантов авторской расстановки знаков, которые не связаны с правилами. Авторы используют этот подход не только для передачи точности своей мысли, но и для придания написанному особой выразительности и интонационной яркости. Поэтому функциональную важность знаков препинания трудно переоценить, тем более, когда дело касается сложных и объемных текстов.



Похожие публикации