Вводные слова. Обособленные обстоятельства Сергей отстранил веру кивнул ей ушел

1. Деепричастные обороты, как правило, обособляются, независимо от места расположения по отношению к глаголу-сказуемому: Тянутся к балкам, мотая головами, лошадиные косяки (Сер.); Нe надевая фуражки, вышел на крыльцо (Ш.).

2. Деепричастный оборот, находящийся после сочинительного союза, подчинительного союза или союзного слова, отделяется от него запятой, несмотря на отсутствие выделительной интонации (интонационно союз включается в состав оборота): Вот с одного из косогоров еще раз показалась далеко на горизонте низким синеющим силуэтом станция. Но, обернувшись через минуту, я уже не вижу ее (Бун.); И Корней слегка повертывался на облучке и, следя задумчивым взглядом за мелькавшими подковами пристяжной, начинает говорить (Бун.); Князь говорил мне, что и он тоже будет работать и что, заработав денег, мы поедем морем до Батума (М. Г.).

Исключение составляет союз а: в зависимости от контекста он может либо включаться в состав деепричастной конструкции, либо связывать члены основного предложения. Ср.: Надо понять сущность перестройки общественного сознания, а поняв это, включиться в активную борьбу за нее. - Надо понять сущность перестройки общественного сознания, а, поняв это, не довольствоваться лишь словесными призывами к ней.

3. При сочетании деепричастных конструкций знаки препинания расставляются так же, как и при однородных членах предложения: Он пошел, пошатываясь и все поддерживая голову ладонью левой руки, а правой тихо дергая свой бурый ус (М. Г.).

Если рядом стоящие деепричастные обороты относятся к разным глаголам-сказуемым и союз и не включается в их состав, то они выделяются как самостоятельные конструкции: Он стоял, прислонясь к груде цибиков чая, и, бесцельно поглядывая вокруг себя, барабанил пальцами по своей трости, как по флейте (М. Г.) (он стоял и барабанил).

4. Ограничительные частицы только, лишь, стоящие перед деепричастными конструкциями, включаются в их состав: Так и жила она без любви, только надеясь на нее. То же при наличии союзов, начинающих деепричастную конструкцию: По темным лестницам... ходили двое, потом - трое... медля и задерживаясь повсюду, словно боясь приступить к делу(Фед.).

5. При сохранении глагольного значения одиночные деепричастия обособляются. Условия их обособления те же, что и для деепричастных оборотов: Играли волны, и Шакро, сидевший на корме, то пропадал из моих глаз, то подымался высоко надо мной и, крича, почти падал на меня (М. Г.); Обаятельно лежать вверх лицом, следя, как разгораются звезды (М. Г.); Пришептывая, точно танцуя, явился дед (М. Г.); Сначала и на машине двигались со скоростью пешехода, то и дело царапали диффером и, пятясь, объезжали камни (Зал.).

6. Одиночные деепричастия и деепричастные обороты не обособляются:

1) если деепричастие утратило глагольное значение: Нe спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей (Бун.);

2) если деепричастие включается в устойчивый оборот: работать не покладая рук, бежать высунув язык, бежать сломя голову, слушать затаив дыхание, слушать развесив уши;

3) если деепричастие приближается по значению к предлогу: Спустя несколько времени пришел Весовщиков (М. Г.). Ср.: Через некоторое время пришел Весовщиков;

4) если деепричастие или деепричастный оборот оказывается в ряду однородных членов предложения наряду с другими частями речи: Он говорил шепотом и ни на кого не глядя;

5) если деепричастная конструкция выступает в качестве обстоятельства образа действия и тесно примыкает к глаголу-сказуемому (по функции сближается с наречием): Это упражнение делают сидя на стуле; Это упражнение делают стоя; ср., однако, при усилении глагольности: Инженер, лежа, читал свое горное искусство (Ф.) (инженер лежал и читал).

7. Одиночные деепричастия могут обособляться или не обособляться с учетом контекста. Например, при приобретении значения уточнения деепричастие обособляется: Дети постоянно шумели, не умолкая (ср.: Дети шумели не умолкая). Обособление или необособление деепричастия может зависеть от значения глагола-сказуемого (необособленное деепричастие можно заменить наречием): Шел не останавливаясь (шел безостановочно); Спросил, не останавливаясь (деепричастие обозначает второе действие - «спросил, но не остановился для этого»). На обособление или необособление деепричастия влияет и место его расположения; ср.: По дорожке сада он шел не оглядываясь. - Не оглядываясь, шел он по дорожке сада.

8. Обособление или необособление деепричастия может зависеть от его вида. Так, деепричастия на -а, -я чаще выражают значения обстоятельства образа действия и потому не обособляются: Она вошла улыбаясь (ср., однако, учет других признаков - препозицию, оторванность от глагола-сказуемого, распространенность: Улыбаясь, она вошла в комнату; Она вошла, улыбаясь своим тайным мыслям). Деепричастия на -в, -ши передают другие оттенки обстоятельственных значений (причины, времени, уступки), которые способствуют обособлению: Она вскрикнула, испугавшись; Испугавшись, она вскрикнула.

9. Деепричастия могут входить в обороты (со словами несмотря на, невзирая на, смотря по, исходя из, начиная с), в составе которых они теряют свое глагольное значение и выполняют функцию предлогов и предложных сочетаний.

Обороты со словами несмотря на, невзирая на обособляются: Несмотря на непогоду, мы двинулись в путь; На собрании критиковали, невзирая на лица. Оборот со словами несмотря на не обособляется только в случае тесной смысловой связи с глаголом, причем в постпозиции: Он сделал это несмотря на запрет врачей (ср.: Несмотря на запрет врачей, он это сделал).

Обороты со словами начиная с, смотря по, выступающими в значении сложных предлогов, не обособляются: Будем действовать смотря по обстоятельствам (ср.: действовать по обстоятельствам); Начиная со вторника погода резко изменилась (ср.: Со вторника погода резко изменилась). Если же эти обороты имеют значение уточнения или присоединения, то они обособляются: Будем действовать умело и быстро, смотря по обстоятельствам; На прошлой неделе, начиная со вторника, погода резко изменилась.

Оборот со словами исходя из может иметь два значения: при усилении глагольности, когда действие, обозначаемое им, соотносится с субъектом, он обособляется; при отсутствии такой связи - не обособляется: Оказывается, не только мы, обнаружившие вдруг потребность в новой науке - бионике, стремимся узнать, понять и выгоднейшим образом использовать свойства живой природы; это делали наши предки задолго до нас, исходя из своих знаний и потребностей (Чив.). Ср.: Он разработал проект дома, исходя из запланированной стоимости. - Проект разработан исходя из запланированной стоимости.

Упражнение 35. Найдите деепричастия и деепричастные обороты. Определите их функции и объясните употребление знаков препинания.

1. Фельдшерица, усадив Пашку, вышла и немного погодя вернулась, держа в охапке целую кучу одежи (Ч.). 3. Пашка, пыхтя, распутал на шее платок, потом вытер рукавом нос и стал не спеша стаскивать тулупчик (Ч.). 3. Он [брат] плакал, рвался и так устал, что заснул стоя, уронив голову (Ав.). 4. Наташа прислонилась спиной к борту лодки, скорчившись в маленький комок. Обняв руками колени и положив на них подбородок, она упорно смотрела на реку, широко раскрыв свои глаза (М. Г.). 5. Просто человек подумал, как умел, подумал и пришел к известному выводу, который и высказал вслух и на который я не мог возразить, не противореча себе. Поэтому я молчал. А она, как бы не замечая меня, продолжала сидеть неподвижно (М. Г.). 6. ...Волны реки... шумно плескались на песок берега, высоко взметывая свои белые хребты, неслись одна за другой в мутную даль, стремительно прыгая друг через друга (М. Г.). 7. ...Падают звезды, отражаясь в текучей быстрине Дона (Ш.). 8. Так мила сердцу Натальи была установившаяся после орудийного гула тишина, что она, не шевелясь, с жадностью вслушивалась и в бесхитростные песни жаворонков, и в скрип колодезного журавля, и в шелест напитанного полынной горечью ветра. Он был горек и духовит, этот крылатый, степной, восточный ветер. Он дышал жаром раскаленного чернозема, пьянящими запахами всех полегших под солнцем трав, но уже чувствовалось приближение дождя: тянуло пресной влагой от Дона, почти касаясь земли раздвоенными остриями крыльев, чертили воздух ласточки, и далеко-далеко в синем поднебесье парил, уходя от подступающей грозы, степной подорлик (Ж.). 9. - Ну, значит, и меня не было... - непонятно согласился Вихров и, похрамывая, повел своего коня в направлении к лесу (Леон.). 10. Богатейшая крапива произрастала вкруг заколоченной вихровской избицы и лезла наружу сквозь прогнившие половицы крыльца. Наглядевшись, Иван Матвеевич постучал в соседнюю (Леон.). 11. Все празднично, нарядно, начиная с сияющей под зимним солнцем степи до дверных станционных ручек, отчаянно вычищенных (Сер.). 12. И, склонив набок свою белую, тонко выточенную мальчишескую головку в американской шапочке, не торопясь пошел вслед за партизанами (Ф.). 13. Несмотря на запрет врачей, я написал в Малеевке повесть «Колхиду» (Пауст.). 14. Солнце приступало к жаркой работе, разведывая сегодняшнюю землю - ближайшую березовую рощу, дальние заречные луга (Зал.). 15. Земля уже в сплошной синей тени, звуки, потеряв музыку, сливаются в одно глухое гудение. Мы приземляемся на ту же самую поляну, и я, пробуя ноги, делаю первые шаги (Расп.). 16. Нагибая к себе куст, обряженный то круглыми, то продолговатыми плодами, Саня приступал к нему с игрой, которая вызвалась сама собой и нравилась ему. «Не обижайся, - наговаривал он, - что я возьму тебя... я возьму тебя, чтоб ты не пропала напрасно, чтоб не упала на землю и не сгнила, никому не дав пользы» (Расп.). 17. Торопясь, я стал нахваливать сценарий (газ.). 18. Науку надо делать чистыми руками. Тот, кто отходит от этих принципов, вступает в конфликт с нормами нашего общества, с самой жизнью, и рано или поздно она мстит за пренебрежение к морали. Мстит, невзирая на заслуги, чины, звания (газ.).

Упражнение 36. Найдите деепричастные конструкции. Расставьте недостающие знаки препинания и объясните условия их употребления.

1. Он стоял передо мной, слушал и вдруг молча оскалив зубы и сощурив глаза кошкой бросился на меня (М. Г.). 2. Вставая он оттолкнул Аннушку; она чуть не упала, оправилась и точно проснувшись смотрела на безрукого глазами тусклыми и тупыми (М. Г.). 3. Проследив за тенями что дрожали на потолке Тихон Павлович перевел глаза в передний угол комнаты (М. Г.). 4. Унылые медные звуки слетая с колокольни тихо плавали в воздухе и бесследно падали. В саду хрустнула ветка, а в роще снова затухала выпь точно смеясь мрачным смехом (М. Г.). 5. ...Хмурая грозовая туча насупясь и глухо ворча медленно ползет над землей (М. Г.). 6. Тихон Павлович медленно покусывая бороду подошел к столу держа руки назади и хмуро поглядывая на спину жены (М. Г.). 7. Лукич бодро подбегал к станции, а навстречу ему свистя и разметывая в воздухе толстый жгут белого пара приближался поезд наполняя воздух тяжелым грохотом (М. Г.). 8. Он помолчал ожидая что она встанет и уйдет. Но она не уходила а позевывая продолжала сидеть рядом с ним (М. Г.). 9. Они вышли из сада, и мельник спросив куда надо идти крикнул извозчика. Подпрыгивая по неровной мостовой пролетка с дребезгом покатилась между двумя рядами домов... Проезжая мимо одного маленького белого дома за палисадником Тихон Павлович услыхал раскаты басистого смеха (М. Г.). 10. Кузьма искоса взглянул в лицо хозяина и пошел посвистывая (М. Г.). 11. Был один [сын] - первый и последний. На него работал не покладая рук (Ш.). 12. ...Дед Гаврила проснулся. Свесив с печки ноги держась за комель долго кашлял (Ш.). 13. Оглянувшись увидел, как трое в дубленках недружно врассыпную застревая в сугробах бежали к гумну (Ш.). 14. Жизнь возвращалась к нему медленно словно нехотя (Ш.). 15. Подумав хотел о чем-то спросить, но услышал ровное, в нос дыхание и удерживая руками равновесие на цыпочках отошел от кровати (Ш.). 16. Как-то дня два спустя после того как в первый раз вышел Петро на двор перед сном умащиваясь на печке спросил Гаврила: - Откель же ты родом, сынок? (Ш.). 17. Несмотря на то что все красноармейцы переступившие порог Гаврилиного дома глянув на его волосы опрятно выбеленные сединой называли его отцом на этот раз Гаврила почувствовал в тоне голоса теплую нотку (Ш.). 18. Прохор утоптав второй раз воз там же свернулся клубочком поджал ноги и уснул. Степка прилег на землю. Накинув зипун от росы лежал глядя на бисерное небо на темные фигуры быков щипавших нескошенную траву (Ш). 19. Степка забежал к Прохору и через сады торопясь дошли до дому (Ш.). 20. Посетил последние островки южных лесов начиная с бузулукского оазиса на стыке оренбургских и заволжских степей (Леон).

Упражнение 37. Перепишите, расставив недостающие знаки препинания; объясните их постановку или отсутствие при деепричастиях и деепричастных оборотах.

1. Татьяна любит не шутя (П.). 2. Алеша длинно и как-то прищурив глаза посмотрел на Ракитина (Дост.). 3. Дворник с недоумением и нахмурясь разглядывал Раскольникова (Дост.). 4. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели (Л. Т.). 5. К дверям кабинета все подходили обыкновенно перешептываясь и на цыпочках (Л. Т.). 6. Он умолк и долго сидел неподвижно и подняв глаза на небо (Т.). 7. А я... неподвижно и не сводя глаз с ее лица, смотрел на нее (М. Г.). 8. Пришли туда и сели на двух пуфах рядом друг с другом и держась за руки (М. Г.). 9. - На ярмарку приехала, - объяснила дама тихим голосом и не поднимая глаз (М. Г.). 10. Ученики шумели не умолкая. 11. Ученики непрерывно шумели не умолкая. 12. Там в темноте чьи-то глаза смотрели не мигая (А. К. Т.). 13. Он работал не покладая рук. 14. - Знаете, у каждого бывали такие проруби, - вежливо и скучая вставила Лиза (Леон.). 15. Дорога идет извиваясь между кустарниками (Л.). 16. Веретьев сидел наклонившись и похлопывая веткой по траве (Т.). 17. Спят журавли обыкновенно стоя (Акс.). 18. Чайки бродят по отмели и лишь изредка хрипло вскрикивают задыхаясь (М. Г.). 19. Мать встала из-за стола и не торопясь отойдя к окну повернулась ко всем спиною (М. Г.). 20. ...Над головами людей колеблется не исчезая облако сизого дыма (М. Г.). 21. Сергей отстранил Веру, кивнул ей и ушел насвистывая (А. Т.).

Упражнение 38. Напишите текст под диктовку. Объясните употребление знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах.

Жеребенка течением снесло далеко от места, где переправлялся эскадрон. Небольшая коловерть плавно кружила его, облизывая зелеными гребенчатыми волнами. Трофим судорожно махал веслом, лодка двигалась скачками. На правом берегу из яра выскочили казаки. Забарабанила басовитая дробь «максима». Чмокаясь в воду, шипели пули. Офицер в изорванной парусиновой рубахе что-то кричал, размахивая наганом.

Жеребенок ржал все реже, глуше и тоньше был короткий режущий крик. И крик этот до холодного ужаса был похож на крик ребенка. Нечепуренко, бросив кобылу, легко поплыл к левому берегу. Подрагивая, Трофим схватил винтовку, выстрелил, целясь ниже головки, засосанной коловертью, рванул с ног сапоги и с глухим мычанием, вытягивая руки, плюхнулся в воду.

На правом берегу офицер в парусиновой рубахе гаркнул:

Пре-кра-тить стрельбу!...

Через пять минут Трофим был возле жеребенка, левой рукой подхватил его под нахолодевший живот, захлебываясь, судорожно икая, двинулся к левому берегу... С правого берега не стукнул ни один выстрел.

Небо, лес, песок - все ярко-зеленое, призрачное... Последнее чудовищное усилие - и ноги Трофима скребут землю. Волоком вытянул на песок ослизлое тельце жеребенка... В лесу гудели голоса переплывших эскадронцев, где-то за косою дребезжали орудийные выстрелы. Рыжая кобыла стояла возле Трофима, отряхиваясь и облизывая жеребенка. С обвислого хвоста ее падала, втыкаясь в песок, радужная струйка.

Качаясь, встал Трофим на ноги, прошел два шага по песку и, подпрыгнув, упал на бок. Словно горячий укол пронизал грудь; падая, услышал выстрел. Одинокий выстрел в спину - с правого берега. На правом берегу офицер в изорванной парусиновой рубахе равнодушно двинул затвором карабина, выбрасывая дымящуюся гильзу, а на песке, в двух шагах от жеребенка, корчился Трофим, и жесткие посиневшие губы, пять лет не целовавшие детей, улыбались и пенились кровью.

Перепишите, расставив недостающие знаки препинания; объясните их постановку или отсутствие при деепричастиях и деепричастных оборотах.
1. Татьяна любит не шутя (П.). 2. Алеша длинно и как-то прищурив глаза посмотрел на Ракитина (Дост.). 3. Дворник с недоумением и нахмурясь разглядывал Раскольникова (Дост.). 4. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели (Л. Т.). 5. К дверям кабинета все подходили обыкновенно перешептываясь и на цыпочках (Л. Т.). 6. Он умолк и долго сидел неподвижно и подняв глаза на небо (Т.). 7. А я... неподвижно и не сводя глаз с ее лица, смотрел на нее (М. Г.). 8. Пришли туда и сели на двух пуфах рядом друг с другом и держась за руки (М. Г.). 9. - На ярмарку приехала, - объяснила дама тихим голосом и не поднимая глаз (М. Г.). 10. Ученики шумели не умолкая. 11. Ученики непрерывно шумели не умолкая. 12. Там в темноте чьи-то глаза смотрели не мигая (А. К. Т.). 13. Он работал не покладая рук. 14. - Знаете, у каждого бывали такие проруби, - вежливо и скучая вставила Лиза (Леон.). 15. Дорога идет извиваясь между кустарниками (Л.). 16. Веретьев сидел наклонившись и похлопывая веткой по траве (Т.). 17. Спят журавли обыкновенно стоя (Акс.). 18. Чайки бродят по отмели и лишь изредка хрипло вскрикивают задыхаясь (М. Г.). 19. Мать встала из-за стола и не торопясь отойдя к окну повернулась ко всем спиною (М. Г.). 20. ...Над головами людей колеблется не исчезая облако сизого дыма (М. Г.). 21. Сергей отстранил Веру, кивнул ей и ушел насвистывая (А. Т.).

Ответ оставил Гость

Перепишем,расставив недостающие знаки препинания; объясним их постановку илиотсутствие при деепричастиях и деепричастных оборотах.

1. Татьяналюбит НЕ ШУТЯ (П.).
Запятая не ставится, потому что деепричастие непосредственно примыкает к глаголу иимеет значение образа действия (ЛЮБИТ - КАК? - НЕ ШУТЯ).

2. Алеша длинно и КАК-ТО ПРИЩУРИВ ГЛАЗА посмотрелна Ракитина (Дост.).
оборот выступает в качестве однородного члена в паре с необособленным обстоятельством (длинно).

3. Дворник с недоумением и НАХМУРЯСЬ разглядывалРаскольникова (Дост.).
Запятая не ставится, потому что деепричастие выступает в качестве однородного члена в паре с необособленным обстоятельством (с недоумением).

4. Веретена с разных сторон равномерно и НЕ УМОЛКАЯ шумели (Л. Т.).
Запятая не ставится, потому что деепричастие выступает в качестве однородного члена в паре с необособленным обстоятельством (равномерно).

5. К дверям кабинета все подходили обыкновенно ПЕРЕШЕПТЫВАЯСЬ и на цыпочках (Л. Т.).
Запятая не ставится, потому что деепричастие связано соднородным обстоятельством, выраженнымне деепричастием обстоятельством (обыкновенно).

6. Он умолк и долго сиделнеподвижно и ПОДНЯВ ГЛАЗА НА НЕБО (Т.).
Запятая не ставится, потому что деепричастный оборот выступает в качестве однородного члена в паре с необособленным обстоятельством (неподвижно).

7. А я... неподвижно и НЕ СВОДЯ ГЛАЗ С ЕЁ ЛИЦА, смотрел на нее (М. Г.).
Запятая перед деепричастным оборотом не ставится, потому что деепричастный оборот выступает в качестве однородного члена в паре с необособленным обстоятельством (неподвижно) .

8. Пришли туда и сели на двухпуфах рядом друг с другом и ДЕРЖАСЬ ЗА РУКИ (М. Г.).
Запятые не ставятся, потому что деепричастный оборот стоит в одном ряду с необособленным обстоятельством (рядом).

9. - На ярмаркуприехала, - объяснила дама тихим голосом и НЕ ПОДЫМАЯ ГЛАЗ (М. Г.).
Запятые не ставятся, потому что деепричастный оборот стоит в одном ряду с необособленным обстоятельством (тихим голосом).

10.Ученики шумели, НЕ УМОЛКАЯ.
Перед деепричастием ставится запятая, потому что оно имеет значения уточнения.

11. Ученики непрерывно шумели НЕ УМОЛКАЯ.
Запятые не ставятся, потому что деепричастие выступает в функции наречия, утратив глагольное значение.

12. Там, в темноте, чьи-то глаза смотрели НЕ МИГАЯ (А. К. Т.).
Запятые не ставятся, потому что деепричастие выступает в функции наречия, утратив глагольное значение.

13. Онработал НЕ ПОКЛАДАЯ РУК.
Запятые не ставятся, потому что деепричастие включается в устойчивый оборот "работать не покладая рук"

14. - Знаете, у каждого бывали такие проруби, -вежливо и СКУЧАЯ вставила Лиза (Леон.).
Запятые не ставятся, потому что деепричастие стоит в одном ряду с необособленным обстоятельством (вежливо).

15. Дорога идет, ИЗВИВАЯСЬ МЕЖДУ КУСТАРНИКАМИ (Л.).
После главного слова (идет) стоит запятая перед деепричастным оборотом.

16. Веретьев сидел НАКЛОНИВШИСЬ и ПОХЛОПЫВАЯ веткойпо траве (Т.).
Запятые не ставятся, потому что одиночные деепричастия примыкают непосредственнок глаголу-сказуемому (сидел) и близки по функции к наречиям образадействия (сидел как?).

17. Спят журавли обыкновенно СТОЯ (Акс.).
Запятая не ставятся, потому что деепричастие имеет наречное значение.

18. Чайкибродят по отмели и лишь изредка хрипло вскрикивают ЗАДЫХАЯСЬ (М. Г.).
непосредственнок глаголу-сказуемому (вскрикивают) и является близким по функции к наречиям образадействия (вскрикивают как?).

19.Мать встала из-за стола и, НЕ ТОРОПЯСЬ ОТОЙДЯ К ОКНУ, повернулась ко всемспиною (М. Г.).
Деепричастный оборот стоит в середине предложения выделяется запятыми с двух сторон.

20. Над головами людей колеблется, НЕ ИСЧЕЗАЯ, облакосизого дыма (М. Г.).
Деепричастие выделяется запятыми с двух сторон, т.к. стоит в центре предложения.

21. Сергей отстранил Веру, кивнул ей и ушел НАСВИСТЫВАЯ (А. Т.).
Запятая не ставятся, потому что одиночное деепричастия примыкает непосредственнок глаголу-сказуемому (ушел) и является близким по функции к наречиям образадействия (ушел как?).

Вводные слова.

Вводные слова, выражающие чувства говорящего:

Правильный ответ: C

Вводные слова, выражающие определенную степень уверенности:

A) итак, следовательно, значит.

B) говорят, сообщают, по-моему.

C) к счастью, к радости, к досаде.

D) несомненно, очевидно, наверное.

E) одним словом, так сказать, иначе говоря.

Правильный ответ: D

Вводные слова, указывающие на источник сообщения:

A) итак, следовательно, значит.

B) говорят, сообщают, по-моему.

C) к счастью, к радости, к досаде.

D) несомненно, очевидно, наверное.

E) одним словом, так сказать, иначе говоря.

Правильный ответ: B

Вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения:

A) итак, следовательно, значит.

B) говорят, сообщают, по-моему.

C) к счастью, к радости, к досаде.

D) несомненно, очевидно, наверное.

E) одним словом, так сказать, иначе говоря.

Правильный ответ: A

Вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления высказывания:

A) итак, следовательно, значит.

B) говорят, сообщают, по-моему.

C) к счастью, к радости, к досаде.

D) несомненно, очевидно, наверное.

E) одним словом, так сказать, иначе говоря.

Правильный ответ: E

Предложение с вводным словом:

A) Она вошла в зал не постучавшись. (М. Шолохов)


Правильный ответ: E

Предложение с вводным словом:

E) Я подкрался, подстрекаемый любопытством, и прилег в траве над обрывом берега. (М. Ю. Лермонтов)

Правильный ответ: C

Правда, утром он сделал ошибку. () Это предложение осложнено

A) обращением.

B) вводным словом.

C) обособленным дополнением.

D) однородными дополнениями.

Правильный ответ: B

Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно. (М. Шолохов) Это предложение осложнено

A) обращением.

B) вводным словом.

C) вводным предложением.

D) обособленным дополнением.

E) однородными дополнениями.

Правильный ответ: B

Отец, по-видимому, находился в благодушном состоянии. (В. Г. Короленко) Вводное слово в данном предложении

A) выражает чувство.

Правильный ответ: D

Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно. (М. Шолохов) Вводное слово в данном предложении

A) выражает чувство.

B) указывает на источник сообщения.

C) выражает большую степень уверенности.

D) выражает меньшую степень уверенности.

E) указывает на приемы и способы оформления высказывания.

Правильный ответ: E

Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы. (М. Ю. Лермонтов) Вводное слово в данном предложении

A) выражает чувство.

B) указывает на источник сообщения.

C) выражает большую степень уверенности.

D) выражает меньшую степень уверенности.

E) указывает на приемы и способы оформления высказывания.

Правильный ответ: D

Я, к сожалению, должен прибавить, что в этом же году Павла не стало. (И. С. Тургенев) Вводное слово в данном предложении

A) выражает чувство.

B) указывает на источник сообщения.

C) выражает большую степень уверенности.

D) выражает меньшую степень уверенности.

E) указывает на приемы и способы оформления высказывания.

Правильный ответ: A

Ты, сказывают, петь великий мастерище. (И. А. Крылов) Вводное слово в данном предложении

A) выражает чувство.

B) указывает на источник сообщения.

C) выражает большую степень уверенности.

D) выражает меньшую степень уверенности.

E) указывает на приемы и способы оформления высказывания.

Правильный ответ: B

Но, по слухам, какая-то часть упорно сражалась под Каменском. (А. А. Фадеев) Вводное слово в данном предложении

A) выражает чувство.

B) указывает на источник сообщения.

C) выражает большую степень уверенности.

D) выражает меньшую степень уверенности.

E) указывает на приемы и способы оформления высказывания.

Правильный ответ: B

Нрава Татьяна была весьма смирного или, лучше сказать, запуганного. (И. С. Тургенев) Вводное слово в данном предложении


A) выражает чувство.

B) указывает на связь мыслей.

C) указывает на источник сообщения.

D) выражает большую степень уверенности.

E) указывает на приемы и способы оформления высказывания.

Правильный ответ: E

Вводное слово указывает на способы оформления высказывания в предложении

A) А вы, я вижу, шелковый. ()

E) Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно. (М. Шолохов)

Правильный ответ: E

A) А вы, я вижу, шелковый. ()

B) Ты, сказывают, петь великий мастерище. (И. А. Крылов)

C) Но, по слухам, какая-то часть упорно сражалась под Каменском. (А. А. Фадеев)

D) Отец, по-видимому, находился в благодушном состоянии. (В. Г. Короленко)

E) Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно. (М. Шолохов)

Правильный ответ: D

Вводное слово выражает меньшую степень уверенности в предложении

E) Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно. (М. Шолохов)

Правильный ответ: B

Вводное слово указывает на приемы и способы оформления высказывания в предложении

A) Ты, сказывают, петь великий мастерище. (И. А. Крылов)

B) Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы. (М. Ю. Лермонтов)

C) С точи зрения артиллериста, Елютин говорил немыслимые вещи. (Г. Бакланов)

D) Нрава Татьяна была весьма смирного или, лучше сказать, запуганного. (И. С. Тургенев)

E) Отец, по-видимому, находился в благодушном состоянии. (В. Г. Короленко)

Правильный ответ: D

Вводное слово выражает чувство в предложении

A) Ты, сказывают, петь великий мастерище. (И. А. Крылов)

B) Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы. (М. Ю. Лермонтов)

C) Я, к сожалению, должен прибавить, что в этом же году Павла не стало. (И. С. Тургенев)

D) Отец, по-видимому, находился в благодушном состоянии. (В. Г. Короленко)

E) Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно. (М. Шолохов)

Правильный ответ: C

Вводное слово указывает на источник сообщения в предложении

A) Ты, сказывают, петь великий мастерище. (И. А. Крылов)

B) Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы. (М. Ю. Лермонтов)

C) Нрава Татьяна была весьма смирного или, лучше сказать, запуганного. (И. С. Тургенев)

D) Отец, по-видимому, находился в благодушном состоянии. (В. Г. Короленко)

E) Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно. (М. Шолохов)

Правильный ответ: A

Отец, по-видимому, находился в благодушном состоянии. (В. Г. Короленко) Это предложение осложнено

A) обращением.

B) вводным словом.

C) вводным предложением.

D) обособленным дополнением.

E) обособленным обстоятельством.

Правильный ответ: B

А вы, я вижу, шелковый. () Это предложение осложнено

A) обращением.

B) вводным словом.

C) вводным предложением.

D) обособленным дополнением.

E) обособленным обстоятельством.

Правильный ответ: C

Он меня, вы знаете, очень уважает. () Это предложение осложнено

A) обращением.

B) вводным словом.

C) вводным предложением.

D) обособленным дополнением.

E) обособленным обстоятельством.

Правильный ответ: C

Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы. (М. Ю. Лермонтов) Это предложение осложнено

A) обращением.

B) вводными словами.

C) вводным предложением.

D) обособленным дополнением.

E) обособленным обстоятельством.

Правильный ответ: B

A) А вы, я вижу, шелковый. ()

B) Науки, чуждые музыке, были постылы мне. ()

C) Казаки сдержанно посматривали на него, расступаясь. (М. Шолохов)

D) Сергей отстранил Веру, кивнул ей и ушел, посвистывая. ()

E) Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно. (М. Шолохов)

Правильный ответ: A

Предложение с вводным предложением:

A) Я верю тебе, дядя. (А. Чехов)

B) Тимур! Тебя ищет твой дядя. ()

C) Правда, утром он сделал ошибку. ()

D) Ему ли, карлику, тягаться с исполином? ()

E) Печорин, я уже кажется говорил, страстно любил охоту. (М. Ю. Лермонтов)

Правильный ответ: E

Мне завещал отец, во-первых, угождать всем людям без изъятья… (А. С. Грибоедов) Это предложение осложнено

A) обращением.

B) вводным словом.

C) вводным предложением.

D) обособленным дополнением.

E) обособленным обстоятельством.

Правильный ответ: B

Вводные слова, выражающие чувства говорящего:


Правильный ответ: C

Вводные слова, выражающие определенную степень уверенности:
A) итак, следовательно, значит.
B) говорят, сообщают, по-моему.
C) к счастью, к радости, к досаде.
D) несомненно, очевидно, наверное.
E) одним словом, так сказать, иначе говоря.
Правильный ответ: D

Вводные слова, указывающие на источник сообщения:
A) итак, следовательно, значит.
B) говорят, сообщают, по-моему.
C) к счастью, к радости, к досаде.
D) несомненно, очевидно, наверное.
E) одним словом, так сказать, иначе говоря.
Правильный ответ: B

Вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения:
A) итак, следовательно, значит.
B) говорят, сообщают, по-моему.
C) к счастью, к радости, к досаде.
D) несомненно, очевидно, наверное.
E) одним словом, так сказать, иначе говоря.
Правильный ответ: A

Вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления высказывания:
A) итак, следовательно, значит.
B) говорят, сообщают, по-моему.
C) к счастью, к радости, к досаде.
D) несомненно, очевидно, наверное.
E) одним словом, так сказать, иначе говоря.
Правильный ответ: E


A) Она вошла в зал не постучавшись. (М. Шолохов)


Правильный ответ: E

Предложение с вводным словом:


E) Я подкрался, подстрекаемый любопытством, и прилег в траве над обрывом берега. (М. Ю. Лермонтов)
Правильный ответ: C

Правда, утром он сделал ошибку. (А. И. Солженицын) Это предложение осложнено
A) обращением.
B) вводным словом.
C) обособленным дополнением.
D) однородными дополнениями.
Правильный ответ: B

Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно. (М. Шолохов) Это предложение осложнено
A) обращением.
B) вводным словом.
C) вводным предложением.
E) однородными дополнениями.
Правильный ответ: B

Отец, по-видимому, находился в благодушном состоянии. (В. Г. Короленко) Вводное слово в данном предложении
A) выражает чувство.


Правильный ответ: D

Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно. (М. Шолохов) Вводное слово в данном предложении
A) выражает чувство.
B) указывает на источник сообщения.
C) выражает большую степень уверенности.
D) выражает меньшую степень уверенности.
E) указывает на приемы и способы оформления высказывания.
Правильный ответ: E

Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы. (М. Ю. Лермонтов) Вводное слово в данном предложении
A) выражает чувство.
B) указывает на источник сообщения.
C) выражает большую степень уверенности.
D) выражает меньшую степень уверенности.
E) указывает на приемы и способы оформления высказывания.
Правильный ответ: D

Я, к сожалению, должен прибавить, что в этом же году Павла не стало. (И. С. Тургенев) Вводное слово в данном предложении
A) выражает чувство.
B) указывает на источник сообщения.
C) выражает большую степень уверенности.
D) выражает меньшую степень уверенности.
E) указывает на приемы и способы оформления высказывания.
Правильный ответ: A

Ты, сказывают, петь великий мастерище. (И. А. Крылов) Вводное слово в данном предложении
A) выражает чувство.
B) указывает на источник сообщения.
C) выражает большую степень уверенности.
D) выражает меньшую степень уверенности.
E) указывает на приемы и способы оформления высказывания.
Правильный ответ: B

Но, по слухам, какая-то часть упорно сражалась под Каменском. (А. А. Фадеев) Вводное слово в данном предложении
A) выражает чувство.
B) указывает на источник сообщения.
C) выражает большую степень уверенности.
D) выражает меньшую степень уверенности.
E) указывает на приемы и способы оформления высказывания.
Правильный ответ: B

Нрава Татьяна была весьма смирного или, лучше сказать, запуганного. (И. С. Тургенев) Вводное слово в данном предложении
A) выражает чувство.
B) указывает на связь мыслей.
C) указывает на источник сообщения.
D) выражает большую степень уверенности.
E) указывает на приемы и способы оформления высказывания.
Правильный ответ: E

Вводное слово указывает на способы оформления высказывания в предложении


E) Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно. (М. Шолохов)
Правильный ответ: E


A) А вы, я вижу, шелковый. (И. С. Тургенев)
B) Ты, сказывают, петь великий мастерище. (И. А. Крылов)
C) Но, по слухам, какая-то часть упорно сражалась под Каменском. (А. А. Фадеев)
D) Отец, по-видимому, находился в благодушном состоянии. (В. Г. Короленко)
E) Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно. (М. Шолохов)
Правильный ответ: D

Вводное слово выражает меньшую степень уверенности в предложении


E) Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно. (М. Шолохов)
Правильный ответ: B

Вводное слово указывает на приемы и способы оформления высказывания в предложении
A) Ты, сказывают, петь великий мастерище. (И. А. Крылов)
B) Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы. (М. Ю. Лермонтов)
C) С точи зрения артиллериста, Елютин говорил немыслимые вещи. (Г. Бакланов)
D) Нрава Татьяна была весьма смирного или, лучше сказать, запуганного. (И. С. Тургенев)
E) Отец, по-видимому, находился в благодушном состоянии. (В. Г. Короленко)
Правильный ответ: D

Вводное слово выражает чувство в предложении
A) Ты, сказывают, петь великий мастерище. (И. А. Крылов)
B) Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы. (М. Ю. Лермонтов)
C) Я, к сожалению, должен прибавить, что в этом же году Павла не стало. (И. С. Тургенев)
D) Отец, по-видимому, находился в благодушном состоянии. (В. Г. Короленко)
E) Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно. (М. Шолохов)
Правильный ответ: C

Вводное слово указывает на источник сообщения в предложении
A) Ты, сказывают, петь великий мастерище. (И. А. Крылов)
B) Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы. (М. Ю. Лермонтов)
C) Нрава Татьяна была весьма смирного или, лучше сказать, запуганного. (И. С. Тургенев)
D) Отец, по-видимому, находился в благодушном состоянии. (В. Г. Короленко)
E) Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно. (М. Шолохов)
Правильный ответ: A

Отец, по-видимому, находился в благодушном состоянии. (В. Г. Короленко) Это предложение осложнено
A) обращением.
B) вводным словом.
C) вводным предложением.
D) обособленным дополнением.
E) обособленным обстоятельством.
Правильный ответ: B

А вы, я вижу, шелковый. (И. С. Тургенев) Это предложение осложнено
A) обращением.
B) вводным словом.
C) вводным предложением.
D) обособленным дополнением.
E) обособленным обстоятельством.
Правильный ответ: C

Он меня, вы знаете, очень уважает. (И. С. Тургенев) Это предложение осложнено
A) обращением.
B) вводным словом.
C) вводным предложением.
D) обособленным дополнением.
E) обособленным обстоятельством.
Правильный ответ: C

Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы. (М. Ю. Лермонтов) Это предложение осложнено
A) обращением.
B) вводными словами.
C) вводным предложением.
D) обособленным дополнением.
E) обособленным обстоятельством.
Правильный ответ: B


A) А вы, я вижу, шелковый. (И. С. Тургенев)
B) Науки, чуждые музыке, были постылы мне. (А. С. Пушкин)
C) Казаки сдержанно посматривали на него, расступаясь. (М. Шолохов)
D) Сергей отстранил Веру, кивнул ей и ушел, посвистывая. (А. Н. Толстой)
E) Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно. (М. Шолохов)
Правильный ответ: A

Предложение с вводным предложением:
A) Я верю тебе, дядя. (А. Чехов)
B) Тимур! Тебя ищет твой дядя. (А. П. Гайдар)
C) Правда, утром он сделал ошибку. (А. И. Солженицын)
D) Ему ли, карлику, тягаться с исполином? (А. С. Пушкин)
E) Печорин, я уже кажется говорил, страстно любил охоту. (М. Ю. Лермонтов)
Правильный ответ: E

Мне завещал отец, во-первых, угождать всем людям без изъятья… (А. С. Грибоедов) Это предложение осложнено
A) обращением.
B) вводным словом.
C) вводным предложением.
D) обособленным дополнением.
E) обособленным обстоятельством.

Одиночное деепричастие не обособляется, если сохраняет значение глагольности, указывая на образ действия. В этом случае оно обычно приближается по значению к наречию или к сочетанию существительного с предлогом, употребленному в обстоятельственном значении, и не обособляется: Поезд шёл не останавливаясь («безостановочно»); Она говорила об этом улыбаясь («говорила с улыбкой»); Он сидел не шевелясь (как сидел? в каком положении?).

Примеры необособленных одиночных обстоятельств: Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли увядая (Гонч.); Веретьев сидел наклонившись и похлопывал веткой по траве (Т.); До двух часов занятия должны были идти не прерываясь (Л.Т.); Он спал не раздеваясь (Л.Т.); Спят журавли обыкновенно стоя (Акс.) - наречное значение; Дома у себя Громов всегда читал лёжа (Ч.) - наречное значение; За гробом жены он шёл спотыкаясь (М.Г.); Она воротилась оттуда похудев (М.Г.); Дмитрий слушал его нахмурясь (М.Г.); Он… не считая бросал деньги (М.Г.); Говорил он задыхаясь (М.Г.); Там, в темноте, чьи-то глаза смотрели не мигая (А.Т.); Сергей отстранил Веру, кивнул ей и ушёл посвистывая (А.Т.); Поначалу я отвечал нахохлившись (Форш); [Аксинья] вошла в зал не постучавшись (Ш.); Девочка вбежала в комнату рыдая; Иной простак не шутя так подумает; Сергей сидел наклонившись и подвязывал коньки; Дети болтали не переставая; Он жил со своим горем не прячась; Он продолжал говорить позевывая; Глаза её перебегали от одной картинки к другой сравнивая; Он спрятал деньги в бумажник не считая; Дождь шёл не прекращаясь; Поезд прошёл не задерживаясь; Мимо них не пройдешь не порадовавшись; Партизаны шли пригибаясь; Сосед слушал меня не возражая; Шли обнявшись по лесной дороге; Девочка говорила задыхаясь; Шофёр кричал ругаясь; Они слушали не понимая наши разговоры - словосочетаниенаши разговоры относится к сказуемому слушали; Бумаги он подписывал не читая; Шли вперёд не оглядываясь; Он сел на стул не раздеваясь и задумался; Старик шёл пошатываясь; Ушли не простившись; Яблоко падает созрев; Проходили не таясь; Обсуждали вопрос кто посмеиваясь, кто всерьёз; Тропинка шла извиваясь; Он вбежал во двор крича; Никому не дано права жить не работая; Девочка рассказывала всхлипывая; Ушёл потупившись; Не умолкая тот же крик тревожил слух; Прошёл мимо не обернувшись; Все прислушивались не дыша; Не торопясь он прошёлся по комнате; Не задумываясь отвергла она; Не следует делать не думая; Выполняйте не рассуждая; Люди стояли окаменев; Он заговорил оправдываясь; Горная дорога шла петляя; Сидит за столом пригорюнившись; Взял книгу не глядя; Шёл задумавшись; Сидел облокотясь; Укатилась волна звеня; Сообщения с фронта нельзя было читать не волнуясь; Минут пять все стояли не шелохнувшись; Молодой человек бросился на помощь не раздумывая; Снайпер выстрелил не целясь.

Обособление или необособление одиночного деепричастия может зависеть от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому: одно и то же слово в начале или в середине предложения может обособляться, а в конце - нет. Ср.:

Он говорил запинаясь. - Он добавил, запинаясь, несколько слов от себя;

Они шли не торопясь. - По дороге, не торопясь, они собирали грибы и ягоды;

Она будила сына улыбаясь. - Улыбаясь, она разбудила сына;

Ужинали не спеша (Марк.). - Через двор, не спеша, шагал приземистый, коротконогий, круглоголовый человек (Марк.).

На обособление одиночного деепричастия может влиять вид его: чаще не обособляются деепричастия несовершенного вида (на -а -я ), поскольку обычно они выражают обстоятельство образа действия, тогда как деепричастиям совершенного вида (на -в, -ши ) присущи другие оттенки значения (времени, причины, условия, уступки), что часто приводит к их обособлению. Ср.: Слушал не перебивая; Стала всматриваться не узнавая; Делал перерывы уставая; Отказавшись, он упустит эту последнюю возможность; Обомлев, стояла она неподвижно в дверях; Не дозвонясь, зашел ко мне на дом; Возмутившись, он отказался отвечать; Утомившись, они делали остановки в пути.

Обособление или необособление одиночного деепричастия может быть связано с лексическим значением глагола- сказуемого: одно и то же деепричастие при одних глаголах обособляется, при других - нет. Ср.:

Спросил, не останавливаясь (деепричастие не указывает на «способ спрашивания», обозначает другие действия, одновременные с движением). - Шёл не останавливаясь («безостановочно»);

Погрузился в мысли, улыбаясь («думал и улыбался»). - Говорил улыбаясь («говорил с улыбкой»).

Если одиночное деепричастие находится между двумя глаголами-сказуемыми и по смыслу может быть отнесено к любому из них как обстоятельство образа действия, оно не отделяется запятой от того сказуемого, к которому пишущий его относит: Он присел на корточки, кряхтя полез в нижний ящик стола; Девочка выбежала в сад, плача бросилась к матери.



Похожие публикации