Структура бюджетных расходов рф в

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный технический университет имени

Н.Э. Баумана»

Кафедра «Экономическая теория»

Доклад по курсу

«Экономическая теория»

Тема: «Государственный бюджет РФ на 2016 г. и особенности его формирования на современном этапе экономического развития»

Выполнил:

студент группы ИБМ5-21

Крутов Владимир

Проверил:

кандидат экономических наук, доцент

Девлет Г.К.

г. Москва

государственный бюджет российский федеральный

Введение

1. Государственный бюджет Российской федерации

1.1 Основные определения

1.2 Бюджетный процесс

1.3 Структура ФЗ «О Федеральном бюджете на 2016 год»

2. Особенности формирования бюджета в 2016 году

2.1 Основные характеристики

2.2 Макроэкономические параметры на 2015-2018 годы

2.3 Источники финансирования дефицита бюджета на 2016 год

2.4 Расходы федерального бюджета на 2016 год

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Если «человека с улицы» спросить: «Что такое государство?» - вероятно, он прежде всего скажет, что это страна, народ, ее населяющий, ее правители и законы, определяющие жизнь этого народа. И в общем он будет прав. Но с точки зрения экономиста и того механизма, который конструирует экономическую жизнь страны, государство - это прежде всего его бюджетная система. Ведь государство, по сути дела, мощный насос, перекачивающий средства из одних секторов экономики в другие - в целях их поддержания и развития. Таким насосом и является бюджетная система. Она, как всякая система счетоводства, имеет две стороны - сторону доходов и сторону расходов.

Если первая состоит из различных налогов и сборов, то вторая представляет собой целый спектр расходов, направляемых в оборону, социальную сферу, науку, культуру, образование, здравоохранение, а также в развитие отдельных отраслей производства, если они настолько важны, что требуют государственного субсидирования. В итоге оказывается, что доходы значительной части населения страны зависят от расходов государства, от того, насколько они велики и насколько справедливо и эффективно распределяются и используются.

Документ, в котором определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну, называется «Государственный бюджет»

1. Государственный бюджет Российской Федерации

1 .1 Основные определения

К основным определениям, необходимым для понимания содержания доклада и темы государственного бюджета в общем, относятся такие как:

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д.

Бюджетный процесс - деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении.

Федеральный бюджет - ведущий финансовый документ, основное звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы).

Доходы государственного бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.

Расходы государственного бюджета - это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

1 .2 Бюджетный процесс

В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.

Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях.

В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. Рассматривается:

· прогнозируемый объём доходов в очередной год и плановый период, с выделением объёма нефтегазовых доходов;

· приложения, с нормативами распределения доходов между уровнями бюджетной системы;

· общий объём расходов;

· верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга;

· нормативная величина резервного фонда;

· дефицит или профицит федерального бюджета;

По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета Госдума может:

· предоставить законопроект в согласительную комиссию (состав: совет федерации, правительство, Госдума);

· вернуть в правительство на доработку;

· поставить вопрос о доверии правительству.

Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам. Рассматривает:

· приложение к ФЗ, устанавливающие перечень главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

· бюджетные ассигнования по разделам;

· программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

· программа государственно внутренних и внешних заимствований;

В третьем чтении происходит утверждение по подразделам. Утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета.

После принятия федерального бюджета Госдумой, в течение 5 дней передает на рассмотрение в Совет Федерации, который рассматривает его, отклоняет или утверждает, в течение 14 дней. Одобренный Советом Федерации, закон передается в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования в СМИ.

Выделяют следующие стадии бюджетного процесса:

· составление проектов бюджетов -- подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета;

· утверждение проектов бюджетов -- принятие нормативных правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год;

· исполнение бюджетов -- получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно--правовым актом о бюджете;

· контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов -- текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года.

1 .3 Структура ФЗ «О Федеральном Бюджете на 2016 год»

Федеральный закон (далее ФЗ) «О Федеральном бюджете на 2016 год» был принят Советом Федерации 14 декабря 2015 года. ФЗ содержит в себе 21 статью:

· Статья 1. Основные характеристики федерального бюджета на 2016 год

· Статья 2. Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год

· Статья 3. Главные администраторы доходов федерального бюджета и главные администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета

· Статья 4. Особенности администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2016 году

· Статья 5. Особенности использования в 2016 году средств, получаемых отдельными юридическими лицами из федерального бюджета

· Статья 6. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на 2016 год

· Статья 7. Особенности использования бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности федеральных государственных органов и федеральных государственных учреждений

· Статья 8. Особенности установления отдельных расходных обязательств Российской Федерации и использования бюджетных ассигнований в сфере социального обеспечения населения

· Статья 9. Особенности предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями

· Статья 10. Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету города Байконура

· Статья 11. Предоставление бюджетных кредитов в 2016 году

· Статья 12. Программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов

· Статья 13. Государственные внутренние заимствования Российской Федерации, государственный внутренний долг Российской Федерации и предоставление государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации

· Статья 14. Государственные внешние заимствования Российской Федерации, государственный внешний долг Российской Федерации и предоставление государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте

· Статья 15. Компенсационные выплаты по сбережениям граждан

· Статья 16. Особенности списания в 2016 году отдельных видов задолженности перед федеральным бюджетом

· Статья 17. Отдельные операции по источникам финансирования дефицита федерального бюджета

· Статья 18. Организации, выполняющие в 2016 году функции агентов Правительства Российской Федерации

· Статья 19. Особенности обслуживания в 2016 году Центральным банком Российской Федерации и кредитными организациями отдельных счетов участников бюджетного процесса

· Статья 20. Особенности исполнения в 2016 году бюджета города Байконура

· Статья 21. Особенности исполнения федерального бюджета в 2016 году

Также имеется 30 приложений к ФЗ, каждое из которых представляет подробное распределение доходов и расходов между бюджетами РФ.

2 . Особенности формирования бюджета в 2016 году

2 .1 Основные характеристики

В первой статье федерального закона говорится:

«Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2016 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 78 673,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 6,4 процента (декабрь 2016 года к декабрю 2015 года):

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 13 738 468 671,8 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 16 098 658 671,8 тыс. рублей;

3) нормативную величину Резервного фонда в сумме 5 507 110 000,0 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года в сумме 8 817 760 927,5 тыс. рублей;

5) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года в сумме 55,1 млрд. долларов США, или 50,1 млрд. евро;

6) дефицит федерального бюджета в сумме 2 360 190 000,0 тыс. рублей.

Рассмотрим более детально расходы федерального бюджета в этом и прошлом годах, также обратим внимание на источники финансирования бюджета и рассмотрим прогнозы экспертов на макроэкономические параметры и сравнить их с прошлыми показателями.

2 .2 Макроэкономические параметры на 2015-2018 годы

В бюджет 2016 года заложена стоимость нефти на отметке 50$ за баррель. Среднегодовой курс доллара будет увеличен до 63,3 рублей (притом, финансисты вывели среднегодовой курс доллара в 61 рубль). Падение экономики удастся остановить - 3,9% падения сменятся 0,7% роста. Инфляция достигнет 6,4%.

Следует отметить, что снижение инфляции до однозначных значений будет означать возможность для Центробанка более агрессивно снижать ключевую ставку.

Экономисты разработали прогнозы также и на 2017-2018 года. В 2017 году, согласно расчетам правительства, нефть покажет рост до 52 долларов за баррель, однако на рубле это практически не скажется - среднегодовой курс останется на уровне 63,1 рубля за 1$. Ожидается падение уровня инфляции до 6 процентов, но это в любом случае ниже таргета ЦБ в 4%.

2 .3 Источники финансирования дефицита бюджета на 2016 год

Дефицит российского бюджета в следующем году составит 2,184 трлн. рублей, что составляет примерно 2,8% ВВП. Экономисты придерживаются мнения, что такой дефицит бюджета не нанесет серьезный удар по бюджетной системе страны и правительство вполне может его контролировать.

Размер бюджетных доходов составит 13,577 трлн. рублей. Что, правда, тратить все равно будут больше - 15,761 трлн. рублей при объеме ВВП в размере 78,673 трлн. Объем нефтегазовых доходов также будет ниже ненефтегазовых - 5,887 трлн. руб. против 7,69 трлн. руб. соответственно.

Также Минфин придерживается мнения, что фонд национального благосостояния в следующем году незначительно сократится - от 4,9 трлн. до 4,69 трлн. рублей.

2 .4 Расходы федерального бюджета на 2016 год

Из 14 статей бюджета, которые являются основными, сокращены всего шесть. Серьезная экономия - по статье «Национальная оборона».

В 2016 году армии дадут 2,886 трлн. рублей вместо 3,111 трлн. в 2015 году (снижение на 7,2%). Не обошло внимание правительство также и «Образование» - 579,8 млрд. руб. против 629,3 млрд. от 2015 года.

Также по статье «Здравоохранение» в 2016 году будет потрачено 473,7 млрд. рублей против 531,4 (10,9%) млрд. рублей.

Лидером по экономии стала статья «Жилищно-коммунальное хозяйство». В этой области можно заметить падение финансирования на 41,4%, с 132,3 млрд. до 78,8 млрд. рублей.

Вопреки ожиданиям, оставшиеся восемь статей денег получат больше. Более 25% увеличиваются расходы на статью «Охрана окружающей среды» - с 48,6 млрд. рублей в 2015 до 59,4 млрд. рублей в 2016.

11,7% роста покажут расходы по статье «Национальная экономика» - на нее в 2016 году будет выделано 2,54 трлн. рублей против 2,275 трлн. в этом году. «Обслуживание государственного и муниципального долга» также получит больше денег - чтобы обслужить долги, государство будет тратить 652,9 млрд. рублей против 585,3 млрд. рублей в 2015 году.

Расходы по статье «Межбюджетные трансферы» значительно вырастут - с 623,6 млрд. рублей до 661,5 млрд. рублей - на 6,1 в процентом соотношении.

Социальный блок получит 4,407 трлн. рублей против 4,184 трлн. в 2015 году.

Министерству культуры предлагают 4,7 миллиарда, а на проект Минфина «Культура, кинематография» будет потрачено 95,3 млрд. рублей.

Вольготно и много будут тратить по статье «Общегосударственные расходы». На такие расходы будет потрачено 1,141 трлн. руб. против 1,101 трлн. в 2015 году.

«Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» много денег не получит, но и не потеряет - так, в 2016 году силовые ведомства получат 2,031 трлн. руб. против 2,018 трлн. в этом году.

623,6 млрд. рублей до 661,5 млрд. рублей - на 6,1 в процентом соотношении.

Заключение

В федеральном бюджете на 2016 год отражаются основные симптомы современного кризиса. Расходная часть бюджета сократится по сравнению с предыдущим годом. По-прежнему будет наблюдаться дефицит, который хотя и уменьшится по сравнению с 2015 годом, превысит 15% от расходной части бюджета. Продолжится варварское сокращение медицинского и образовательного персонала.

При этом власть не теряет надежд на рост нефтяных цен. Конечно, рост цены на нефть был бы для страны положительным, но рассматривать его в качестве наиболее вероятного и закладывать в стратегические документы, было бы опрометчиво.

Кризис показал несостоятельность российской экономики, неспособной обеспечивать бюджетную стабильность при низких ценах на сырьё. Это должно было стать принципиальным маркером, требующим от руководства запуска полномасштабных изменений в системе управления. Российское же правительство, похоже, делает всё для сохранения существующей модели. Основная его реакция заключается в попытке сбалансировать бюджет путём сокращения расходов с тем, чтобы старая система могла существовать в новых условиях, но с более низкими доходами и уровнем социального обеспечения граждан.

Список используемой литературы

1. Википедия - свободная электронная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org (Дата обращения - 08.05.16г.)

2. Петербургский правовой портал. Режим доступа: http://m.ppt.ru (Дата обращения- 02.05.16г.)

3. Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год»(Дата обращения-28.04.16г.)

4. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации. Режим доступа: http://minfin.ru/ru (Дата обращения- 29.04.16г.)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические основы понятия и структуры государственного бюджета, его функции, роль и значение. Процесс разработки, принятия и особенности выполнения государственного бюджета в Российской Федерации. Проблемы формирования бюджета на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2016

    Понятие о государственном бюджете. Бюджетные затраты. Структура доходов и расходов бюджета Российской Федерации. Бюджетный дефицит. Способы решения проблемы дефицита бюджета. Государственный долг: внутренний, внешний.

    реферат , добавлен 03.10.2002

    Финансовая система государства. Государственный бюджет и его функции. Бюджетная система и бюджетное устройство. Принципы формирования государственного бюджета и его использование. Долгосрочное социально-экономическое развитие Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2013

    Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета. Роль бюджета в перераспределении национального дохода. Финансовое обеспечение социальной политики. Бюджет в обеспечении монопольной прибыли. Бюджетная классификация и бюджетный процесс.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2009

    Понятие, роль и значение государственного бюджета в национальной экономике. Структура бюджетной системы Республики Беларусь. Бюджетный дефицит и источники его финансирования. Динамика изменения доходов и расходов государственного бюджета страны в 2012 г.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2013

    Основные черты и структура бюджетной системы Российской Федерации, её принципы. Доходы и расходы федерального бюджета. Структура и проблемы бюджета Республики Башкортостан как субъекта федерации, экономическая характеристика, анализ состояния бюджета.

    дипломная работа , добавлен 28.07.2010

    Государственные доходы и их состав. Теоретические основы формирования государственного бюджета. Формирование расходной части бюджета Российской Федерации на 2013-2015 годы. Проблемы сбалансированности бюджета. Управление бюджетом с профицитом и дефицитом.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2015

    Семейный бюджет: сущность, виды, функции. Структура семейного бюджета как росписи доходов и расходов. Особенности источников, планирования и формирования семейного бюджета. Сравнительный анализ Российской и зарубежной системы формирования бюджета семьи.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2014

    Принципы построения государственного бюджета, структура расходов и доходов. Сущность и содержание бюджетного федерализма. Проблемы формирования и исполнения, сбалансированности структуры государственного бюджета Российской Федерации, меры по их решению.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2014

    Понятие, функционирование, структура государственного бюджета. Описание его основных состояний - дефицита и профицита. Изучение бюджетно-налоговой политики России. Оценка динамики расходов и доходов федерального бюджета. Прогноз бюджета страны до 2012 г.

В России был определён главным финансовым документом страны на 2016 год. Главными составляющими бюджета являются экономия бюджетных средств, индексации пенсий, адаптация к новой реальности мировой экономики, борьба с "Голландской болезнью".

Федеральный бюджет России на 2016 год запланирован с дефицитом 2,8% ВВП против 3,0% в 2015 году, а в абсолютном выражении - 2,2 трлн. RUR (34,4 млрд. USD). Доходы российской казны ожидаются на уровне 13,6 трлн. RUR (214,4 млрд. USD), расходы - 15,7 трлн. RUR (248,9 млрд. USD). Со следующего года российское правительство временно переходит на однолетний, а не трехлетний бюджет. Кроме того, отменяется бюджетное правило, которое предполагает привязку к средней цене на нефть за несколько лет.

Бюджет России на 2016 год рассчитан исходя из цены на нефть в 50 USD за баррель, среднегодового курса доллара 63,3 RUR, роста валового внутреннего продукта на 0,7%, а также годовой инфляции на уровне 6,4%.

Основным источником финансирования дефицита бюджета станет Резервный фонд, который формируется за счет доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти и газа и призван обеспечить выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов. Из данного фонда в 2016 году на покрытие дефицита планируется потратить около 1,9 трлн. RUR. По состоянию на 1 октября текущего года в нем находилось 4,67 трлн. RUR (70,5 млрд. USD).

Из 14 основных статей расходов федерального бюджета сокращение коснется 6. Так, по сравнению с 2015 годом ассигнования на образование уменьшатся на 7,9%, на здравоохранение - на 10,9%, оборону - на 7,2%. Незначительно сократятся расходы на физическую культуру и спорт, а также средства массовой информации. Но самое крупное урезание ожидает жилищно-коммунальное хозяйство - на 41,4%, следует из материалов Минфина РФ, которые приводят российские издания.

По остальным статьям бюджета ожидается рост. В частности, расходы на национальную экономику увеличатся на 11,7%, социальную политику - на 5,2%, межбюджетные трансферты вырастут на 6,1%.

Дефицит консолидированного бюджета России (включает федеральный, региональные, местные бюджеты и внебюджетные фонды) в 2016 году ожидается на уровне 3,8% ВВП против 4,6% в текущем году. Его доходы запланированы в размере 27,5 трлн. RUR, или 35,1% ВВП (35,8% в 2015 году), расходы - 30,5 трлн. RUR, или 38,9% ВВП (40,4% в 2015-м). Функционально расходная часть бюджетной системы - 2016 в сравнении с 2015 годом практически не изменится.

Для сдерживания трат регионов финансовое ведомство npeдлагает со следующего года законодательно ограничить размер их бюджетного дефицита не более 10% доходов без учет трансфертов. Чтобы территории не увлекались заимствованиями в Бюджетный кодекс предлагается ввести их обязанность формулировать долговую политику на срок не менее трех лет и предоставлять этот документ Минфину.

ДЛя пенсионеров в целом по РФ для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии на 2016 год установлен в бюджете на уровне 8 803 RUR (139 USD), что на 22,9% выше прежнего значения.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов при подготовке бюджета стала индексация пенсий. Минфин предложил проиндексировать пенсии россиян в следующем году один раз на 4% (в феврале 2016 года) и отказаться от повышения выплат работающим пенсионерам, а также чиновникам, судьям и военнослужащим. В свою очередь, социальный блок правительства настаивал на индексации пенсий в полном объеме - на уровень инфляции, которая по итогам 2015 года ожидается в пределах 12,2%. В результате, судя по всему, был выбран компромиссный вариант: провести две индексации пенсий на 4%. Хотя этого все равно будет недостаточно для компенсации роста цен, что, как ожидается, приведет к снижению уровня жизни пенсионеров.

Также в 2016 году вновь будет продлен мораторий на перечисление пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды. В результате 342 млрд. RUR (около 5,4 млрд. USD) «замороженных» средств будут зарезервированы в федеральном бюджете и пойдут на текущее потребление (т.е. «залезание в карман» будущим пенсионерам, чтобы заплатить нынешним).

Министр финансов РФ Антон Силуанов считает, что в России сейчас не кризисная ситуация, а новая экономическая реальность, а поэтому необходимо думать о том, как жить в новых условиях. «Произошли структурные изменения в мировой экономике, и на это Россия также должна отвечать структурными изменениями и адаптацией к новой реальности», - отметил А. Силуанов на правительственном часе в Госдуме 23 сентября 2015 года. При этом именно бюджет, по его мнению, должен стать инструментом, который задает инвестиционную повестку всей экономике. И для этого необходим ряд мер.

В ближайшие три года Минфин РФ намерен снизить бюджетный дефицит до уровня, который может быть профинансирован рыночными заимствованиями в объеме, не приводящем к вытеснению частных инвестиций. Нынешний размер дефицита (на уровне около 3,0% ВВП), по мнению А. Силуанова, является очень высоким для российской экономики в условиях внешних ограничений и закрытости финансовых рынков. Сохранение дефицита на сегодняшних значениях угрожает ростом инфляции -так называемого налога на бедных - и сохранением высокого уровня процентных ставок - налога на будущий экономический рост, считает глава финансового ведомства.

Также Минфин намерен постепенно сократить долю текущих бюджетных трат. Эффективность социальных расходов, которые занимают наибольший удельный вес в структуре консолидированного бюджета РФ, остается низкой, считает А. Силуанов. Не применяется принцип нуждаемости, пенсионные выплаты перестали быть платежом, связанным с утратой трудоспособности человеком, а стали фактически играть роль социальной выплаты по достижению определенного возраста. В связи с этим, по мнению главы Минфина РФ, нужно срочно решать вопрос повышения пенсионного возраста. Это позволит не только лучше балансировать пенсионную систему без повышения страховых взносов, но и сгладить последствия от слабой демографии на численность экономически активного населения. От такого решения российская экономика получит двойной положительный эффект.

По прогнозу Минфина РФ, цены на нефть в ближайшие годы останутся на низком уровне. Так, в 2017 году ведомство ожидает, что стоимость черного золота будет на уровне 52 USD за баррель, в 2018-м - 55 USD. В сентябре глава Минфина РФ высказал мнение, что цена на нефть в 100 USD за баррель «вряд ли когда-нибудь вернется». В связи с этим Россия как страна с сырьевой экономикой должна, по мнению А. Силуанова, строить бюджетные правила, исходя из новых условий: направлять в резервы дополнительные доходы от цен на нефть свыше 50 USD за баррель, а тратить данные средства при снижении цен ниже этой отметки, главная задача новых бюджетных правил - обеспечить долгосрочную устойчивую динамику бюджетных расходов, экономики, реального курса рубля, а также низкий и устойчивый уровень процентных ставок, подчеркнул глава Минфина.

По его словам, бюджет РФ уже отреагировал на новые реалии: в следующем году доля нефтегазовых доходов упадет до 43% всех доходов бюджета с 52% в этом году.

Снижение цен на нефть - хоть и горькое лекарство, но излечивает экономику от «голландской болезни», которой болела российская экономика в последние годы, считает А. Силуанов.

Введение 3

1. Государственный бюджет 5

2. Бюджет Российской Федерации на 2016 год 9

Заключение 15

Приложение 16

Введение

Совокупность всех финансовых отношений в обществе образует финансовую систему государства. Она состоит из следующих звеньев: государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Ведущим звеном финансовой системы является государственный бюджет.

Государственный бюджет - это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, сферами общественной деятельности.

Государственный бюджет влияет на многие экономические факторы страны и принимается на законодательном уровне. Существует даже специальный бюджетный процесс, который включает в себя составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, контроль за исполнением и проведение внешних проверок.

При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но методы его воздей­ствия на общественное производство и сферу социальных от­ношений изменяются.

Цель контрольной работы – исследовать понятие и значение государственного бюджета.

Задачи, поставленные исходя из цели работы, заключаются в следующем:

Изучить роль и значение государственного бюджета;

Проанализировать практику формирования и распределения бюджета Российской Федерации на 2016 год.

Объектом данной работы является государственный бюджет.

Предметная направленность определяется выделением и изучением в рамках заявленной темы практики распределения государственного бюджета на 2016 год.

Теоретической основой изучения данной темы послужили работы таких авторов, как Карпова А.В., Колесникова С.Н., Савчука В.П., Сергеева И.В., данные из официальных сайтов Минфина.

Методологической основой исследования послужили законодательные и нормативные акты, научные труды как отечественных, так и зарубежных авторов, а также источники специальной и периодической литературы.

Практическая значимость. Значение государственного бюджета нельзя не дооценивать, так как от величины бюджета во многом зависят доходы населения, за бюджетные средства выполняются различные государственные заказы и закупаются большие объемы продукции.

Контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Государственный бюджет

Государственный бюджет (от англ. budget - сум­ка, кошелек) - это смета доходов и расходов госу­дарства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государст­венных доходов и направлений, каналов расходования денег.

Государственный бюджет составляется правительст­вом и утверждается высшими законодательными органа­ми (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Со­брания РФ), т.е. ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. По окончании финансового года Правитель­ство Российской Федерации должно отчитаться об испол­нении бюджета.

Государственный бюджет - документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета заключюатся в следующем:

1. Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации.

2. Легально контролирует действия правительства.

3. Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности.

4. Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства .

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

Важнейшие части государственного бюджета - это его доходная и расходная части:

Доходная часть – показывает источники денежных сред­ств бюджета;

Расходная часть – показывает, на какие це­ли направляются акку­мулированные государ­ством средства .

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т.п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты.

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 1).

Рис. 1. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели

Итак, государственный бюджет воздействует на основные экономические показатели, такие как:

Объем производства;

Инвестиции;

Реальные доходы;

Уровень безработицы;

Величина денежной массы;

Уровень процента;

Валютный курс;

Государственный долг;

Инфляция .

Основные направления доходов и расходов государственного бюджета представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета:

1) Налоги на доходы юридических и физических лиц;

2) Поступления от реального сектора (налог на прибыль);

3) Поступление косвенных налогов и акцизов;

4) Пошлины и неналоговые сборы;

5) Региональные и местные налоги.

Расходы государственного бюджета:

1) Промышленность;

2) Социальная политика;

3) Сельское хозяйство;

4) Государственного управление;

5) Международная деятельность;

6) Оборона;

7) Правоохранительная деятельность;

9) Здравоохранение .

Сбалансированный бюджет - бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов. В случае, если доходы и расходы в бюджете разняться то образуется дефицит или профицит бюджета.

Бюджетный дефицит - это сумма, на которую расходы государства превышают его доходы.

Бюджетный профицит - это сумма, на которую доходы государства превышают его расходы. Профицит возникает достаточно редко, чаще всего наблюдается дефицит бюджета. То есть для осуществления всех расходов необходимо найти дополнительные средства. Эти средства поступают из источников финансирования бюджетного дефицита .

В современных условиях в связи с проведением активной государственной политики происходит значительное увеличение расходов государства. Рост государственных расходов был предсказан немецким экономистом А.Вагнером, который сформулировал закон возрастающей государственной активности, в соответствии с чем государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее объемов национального дохода. Эти утверждения вошли в мировую экономическую науку под названием закона Вагнера.

Доходы государственного бюджета формируются за счет:

1. налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

2. неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

3. доходов целевых бюджетных фондов.

Налоговые доходы составляют около 84% Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы - 7%, доходы целевых бюджетных фондов - 9%. Следовательно, основным источником доходов государственного бюджета являются налоги .

Итак, важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

Бюджет Российской Федерации на 2016 год

Правительство России совместно с Государственной Думой утвердило проект бюджета на 2016 год. Каждый гражданин страны может ознакомиться с параметрами бюджета и сферами финансирования, однако мало кому удастся оценить сухие цифры чиновников в масштабе целого государства. Именно поэтому рассмотрим выводы специалистов, касательно основных параметров бюджета на 2016 год.

По заложенному правительством курсу (64 рубля за 1 доллар США) размер бюджета России в 2016 году составит 247,4 миллиарда долларов. На первый взгляд, этот показатель выглядит весьма впечатляюще. Однако сумма в 247,4 млрд. долларов отнюдь не является значимой, учитывая, что примерно такой же бюджет был у Швеции, Бельгии и Мексики в 2008 году. То есть, даже если не брать во внимание инфляцию в мире, финансирование в РФ можно сравнивать разве что со странами третьего мира, учитывая население страны.

Для сравнения: бюджет США в 2016 году составит 3990 миллиардов долларов, что в 16 раз больше, чем в России или в 8 раз больше на душу населения. При этом за последние годы в США наблюдается самый маленький дефицит бюджета (474 млрд. долларов). Что примечательно, сумма американского дефицита больше, чем размер всей российской казны .

По мнению специалистов, в бюджете 2016 года не были учтены ошибки прошлых лет. По сути, в нем нет абсолютно никаких кардинальных изменений, рычагов экономии или антикризисных мер. Весь бюджет строится с учетом того, что на протяжении трех лет средняя цена нефти составит 50-55 долларов за баррель, а средний курс – 62,5-63,3 рубля за доллар. Если раньше правительство прогнозировало постепенное увеличение стоимости нефти, то сейчас на это никто не надеется. Однако бюджет совершенно не рассчитан на возможное снижение стоимости «черного золота». А учитывая последние мировые события, специалисты не сомневаются, что совсем скоро можно будет услышать от политиков новость об очередном снижении цены на нефть.

В очередной раз расходы РФ превысят доходы. По средним подсчетам, дефицит бюджета составит примерно 3%. По мировым меркам этот показатель не является катастрофичным. Например, у США превышение расходов колеблется приблизительно на таком же уровне – 2,8% .

Однако средства для покрытия образовавшего дефицита будут взяты из Резервного фонда, что всего лишь за год уменьшит его на 2/3 части. Сейчас в Резервном фонде находится 3210 млрд. рублей, а уже через год его размер уменьшится до 1074 млрд. рублей. При этом, вернуть потраченные средства будет очень сложно, учитывая, что внешние заимствования невозможны из-за наложенных на государство санкций.

Правительство обещает, что в 2016 году инфляция снизится до 5,1%. При этом, через год ВВП должно вырасти как минимум на 0,7%, в 2017 году – на 1,9%, а в 2018 на 2,4%.

Нужно отметить, что по общемировым меркам это довольно скромный уровень прироста. Однако учитывая нынешнее и перспективное экономическое положение России, даже столь незначительное улучшение можно назвать сверхоптимистичным прогнозом. На сегодняшний день не осталось ни одного ресурса, который мог бы поспособствовать росту ВВП. Если раньше этим «козырем» являлась нефть, то сейчас на нее не рассчитывают даже самые оптимистичные эксперты.

Более того, в будущем 2017 году ситуация с бюджетом может неоднократно ухудшиться, т.к. есть основания полагать, что нефть подешевеет еще больше, а Россию ждут новые санкции. Во-первых, часть покупателей перейдет на нефтяные запасы Ирана. Во-вторых, война в Сирии рано или поздно закончится. И, в-третьих, на экономическое положение России не самым лучшим образом влияют конфликты с Турцией, Украиной и Западным миром .

Важно отметить, что наибольшая часть расходов бюджета РФ традиционно приходится на две статьи – пенсионное обеспечение (66,1 миллиард долларов) и оборона государства (51,8 миллиардов долларов). Только на две эти сферы уходит половина всего бюджета страны. Когда в развитых государствах наступает экономический кризис и расходы превышают доходы, их правительства снижают объемы финансирования обороны. В России же эти показатели растут из года в год.

Перед подписанием бюджета правительство намеревалось снизить обеспечение силовиков на 165 млрд. рублей, однако это решение не было поддержано Госдумой. В итоге, военные расходы на 2016 год составили 4,17% от ВВП .

Для сравнения: большая доля расходов на военное обеспечение есть только в бюджетах Саудовской Аравии и ОАЭ. Но, во-первых, экономическое положение этих стран позволяет увеличивать собственную обороноспособность. А, во-вторых, данные государства граничат со странами, на территории которых ведутся полномасштабные войны.

Стоит отметить, что по меркам экономически развитых стран финансирование обороны на уровне в 51,8 млрд. долларов не является большим показателем. Например, США тратит на военные расходы 3,3% от своего ВВП, но при этом средств на оборону выделяется в 11 раз больше, чем в России.

В бюджете на 2016 год отсутствуют положительные социальные меры. Правительство обещало в течение года повысить пенсии дважды на 4% каждый раз. На первый взгляд, это кажется очень приятной новостью. Но учитывая, что индексация в любом случае будет отставать от запланированной инфляции, благосостояние пенсионеров в следующем году ухудшится. Кроме того, в 2016 году часть пенсионных накоплений на сумму в 342,2 млрд. рублей будет заморожена.

Еще более неутешительно выглядят остальные изменения, касающиеся социальной сферы государства. Например, финансирование ЖКХ сократится на 41,4%, упав с 132,3 млрд. до 78,8 млрд. рублей. Финансирование образования уменьшится на 7,9%, составив 579,8 млрд. рублей вместо текущих 629,3 млрд. рублей.

Однако, хуже всего дела обстоят с финансированием системы здравоохранения. Согласно утвержденному бюджету, в 2016 году на эту сферу было выделено 473,7 млрд. рублей, что на 10,9% меньше, чем сейчас (531,4 млрд. рублей в 2015 году) .

Практически во всех развитых странах финансирование здравоохранения является одной из самых больших статей расходов. В США, например, на медицину тратят 1006 млрд. долларов, В РФ же выделено всего 8,4 млрд. долларов. Если пересчитать эти показатели с учетом количества населения в государствах, окажется, что на здоровье одного человека в США тратят на 54 раза больше, чем в России.

Таким образом, утвержденный на 2016 год бюджет показывает, что уровень расходов в стране значительно превысит уровень полученных доходов. Несмотря на снижение уровня социальной поддержки населения и высвобождения денег по всем возможным статьям расходов, законодателям удалось приблизиться к дефициту бюджета в размере 2 360,2 млрд. рублей, что составляет 3,0% от размера ВВП .

В том случае, если цены на нефть, вопреки ожиданиям российских экономистов, занимающих высокие должности в Правительстве, не поднимутся до отметки, установленной при проектировании бюджета, есть серьезный риск увеличения его дефицита. В этом случае Правительству придется искать новые источники его пополнения и, вероятнее всего, в их качестве выступят доходы и пособия рядовых российских граждан.

Заключение

Государственный бюджет не зря называют ведущим звеном финансовой системы страны- ведь он объединяет в себе главные доходы и расходы государства. Бюджет представляет собой основной финансовый плановый документ государства на текущий год, имеющий силу закона.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточивать их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.



Похожие публикации