Основные направления миротворческой деятельности международных межправительственных организаций

Создание многих международных организаций, в том числе и Организации Объединенных Наций, было обусловлено необходимостью предотвращения и урегулирования международных конфликтов. Со временем задачи миротворческой деятельности международных организаций значительно расширились. Сегодня, наряду с обеспечением международной безопасности через управление конфликтными ситуациями в межгосударственных отношениях, все большее значение приобретают усилия по урегулированию внутриполитических конфликтов. В целом понятие «миротворчество» включает в себя следующие виды вмешательства международных организаций в конфликтные ситуации: превентивная дипломатия, миротворческая деятельность в узком смысле слова, осуществление миротворческих операций с привлечением военных контингентов, миростроительные операции.

Цель превентивной дипломатии - поиск возможностей предотвращения назревающих вооруженных столкновений. В рамках превентивной дипломатии международные организации, и прежде всего ООН, стремятся устранить причины потенциальных конфликтов, в том числе и социально-экономического характера. Для этого разрабатываются долгосрочные программы борьбы с бедностью и отсталостью, коррупцией, политической нестабильностью, а также программы по решению экологических проблем, устранению межэтнических или межконфес- сиональных распрей. Этим занимаются специализированные учреждения ООН социально-экономического и гуманитарного профиля. Одновременно проводится мониторинг ситуаций в различных регионах мира для обнаружения признаков резкого возрастания напряженности или перехода конфликтов на более опасные стадии развития.

Если усилия по предотвращению конфликтов не приносят успеха, встает вопрос о проведении миротворческих акций в узком смысле слова. Суть их заключается в использовании международно-правовых механизмов мирного разрешения споров, например судебных или арбитражных, а также в предоставлении добрых услуг и посредничества при проведении переговоров, разработке предложений по мирному выходу из конфликтных ситуаций.

Миротворчество может включать в себя использование не только юридических, политических и дипломатических, но и военных ресурсов - в некоторых случаях. В таком случае речь идет о проведении миротворческих операций. Существуют различные виды миротворческих операций. В последние годы часто применяется такая их разновидность, как операции по установлению мира или принуждения к миру. Такая операция предполагает использование военной силы для пресечения вооруженной борьбы в зоне конфликта. Это может быть нанесение авиационных ударов, направление сухопутных контингентов, для того чтобы заставить противоборствующие стороны (или одну из них) отказаться от продолжения вооруженной борьбы. Нередко подобные акции оправдываются концепцией «гуманитарной интервенции», в соответствии с которой допускается иностранное военное вмешательство в случаях, когда возникает угроза массовой катастрофы гуманитарного характера. Однако полного согласия о правовой и политической правомерности действий по принуждению к миру в мировом сообществе, в том числе и внутри ООН, нет. Осуществляемые на практике такие акции дают весьма неоднозначные и противоречивые результаты, как это было на территории бывшей Югославии.

Гораздо более четкий правовой статус имеют операции по поддержанию мира. Возможность их проведения вытекает из VII главы Устава ООН, в соответствии с которой Совет Безопасности имеет полномочия давать отпор агрессии и получать от государств - членов ООН в свое распоряжение контингенты вооруженных сил, необходимые для поддержания мира и безопасности.

В рамках операций по поддержанию мира, проводимых под эгидой ООН, выделяют направление миссий военных наблюдателей и направление миротворческих сил. В первом случае речь идет о небольших группах офицеров, представляющих различные государства, которые, находясь в зонах вооруженной борьбы, занимаются мониторингом выполнения ранее достигнутых соглашений о перемирии или прекращении огня. Миротворческие силы, действующие под эгидой ООН, состоят из воинских контингентов стран, давших согласие участвовать в данной операции. Как правило, они вооружены лишь легким стрелковым оружием и выполняют примерно те же функции, что и военные наблюдатели, одновременно являясь «буфером» между сторонами вооруженного конфликта.

Однако в последнее время задачи миротворцев стали расширяться. Поскольку операции по поддержанию мира часто проводятся в зонах внутригосударственных конфликтов, то миротворцы могут заниматься разоружением участников незаконных вооруженных формирований, наблюдением за их демобилизацией, сбором оружия, разминированием территории. Миротворцы обеспечивают поддержание порядка и стабильности в зоне конфликта, охрану коммуникаций. Расширение задач приводит к увеличению численности и изменению структуры миротворческих контингентов. Современные операции по поддержанию мира проводятся по мандату Совета Безопасности ООН и проходят с привлечением не только миротворческих войск, но и полицейских формирований, а также гражданских специалистов, работающих во временных административных органах в зоне конфликта.

Операции по поддержанию мира могут перерастать в миростроительные операции. Задача таких операций - устранение последствий вооруженных конфликтов, восстановление систем жизнедеятельности, социальной, экономической и политической инфраструктуры.

Участие контингентов миротворческих войск в миростроительных операциях необходимо, но при проведении таких операций резко возрастает роль полицейских формирований и административных структур. Присутствие миротворцев оправданно до тех пор, пока не созданы все внутренние условия для сохранения мира и безопасности. В практике современных международных отношений нет жестких барьеров, разделяющих один вид миротворческих операций от других. Они могут выступать как сменяющие друг друга этапы процесса мирного урегулирования внутренних и международных конфликтов.

Большинство миротворческих операций проводится по решению Совета Безопасности ООН и под эгидой этой организации. Можно отметить, что сегодня обнаружился целый ряд недостатков в организации и осуществлении миротворческой деятельности. Военно-штабной комитет, созданный при Совете Безопасности, так и не заработал, поэтому в ходе миротворческих операций постоянно обнаруживаются недостатки их планирования. Формирование миротворческих контингентов зачастую происходит хаотично, миротворцы не имеют нужного опыта и подготовки. Взаимодействие различных национальных формирований не отработано, часто они различаются между собой по штатной организации и материально-техническому обеспечению. Возникают вопросы по поводу руководства миротворческими операциями и их финансирования.

В последние годы проводится работа по совершенствованию миротворческой деятельности ООН. К настоящему моменту более 60 государств - членов ООН точно определили, какие силы и средства они могут предоставить для проведения той или иной миротворческой операции, еще 20 государств подписали так называемые резервные соглашения. Для повышения оперативной готовности и эффективности участия своих контингентов в миротворческих операциях ряд государств учредили «Бригаду повышенной готовности резервных сил». В армиях многих стран мира, включая и Российскую Федерацию, создаются и готовятся специальные подразделения для осуществления миротворческих миссий, в том числе и по мандату ООН. В Штаб- квартире ООН в Нью-Йорке круглосуточно работает Ситуационный центр, поддерживающий связь с командованием всех миротворческих операций, а в итальянском городе Бриндизи находится склад материально-технического обеспечения операций ООН по поддержанию мира.

Предложения российской стороны по совершенствованию деятельности Военно-штабного комитета пока не нашли отклика у других членов Совета Безопасности. Вышеперечисленные недостатки в осуществлении миротворческих операций стали причиной неудач и провалов некоторых из них. Поэтому отдельные государства и региональные международные организации пытаются действовать в обход или подменять ООН, ссылаясь на ее неэффективность. НАТО, стремясь найти оправдание своему существованию после окончания холодной войны, в конце 1990-х гг. приняла новую доктрину, предполагающую использование силовых ресурсов этого военного блока в миротворческих целях за пределами территории своей традиционной ответственности. В 1995 г. многонациональные вооруженные силы во главе с НАТО сменили в Боснии и Герцеговине миротворческий контингент ООН, который не смог полностью выполнить свои задачи. В 1999 г., после того как авиация НАТО нанесла удары по Югославии, Совет Безопасности ООН санкционировал присутствие в Автономном крае Косово наряду с собственной миссией по делам временной администрации также и международных сил безопасности, основу которых составил контингент стран - членов НАТО. Активное участие сил НАТО в операции по поддержанию мира и далее в миростроительной операции в Косово привело к неоднозначным результатам. С одной стороны, на эти территории бывшей Югославии вернулись многочисленные албанские беженцы, с другой - из края было вытеснено большинство сербского населения, чему ни администрация ООН, ни миротворцы НАТО воспрепятствовать не смогли.

Можно согласиться с тем, что Организация Объединенных Наций не должна монополизировать всю миротворческую деятельность, региональные международные организации могут справиться с задачами миротворчества самостоятельно. Так, например, некоторые миротворческие операции в Африке осуществлялись и осуществляются под эгидой Африканского союза (в прошлом Организации африканского единства). На постсоветском пространстве с 1994 г. по мандату СНГ российские миротворцы находятся в зоне грузино-абхазского конфликта, в 1992-2001 гг. коллективные миротворческие силы СНГ при активном участии России действовали в Таджикистане (см. главу XVIII). Не до конца был реализован миротворческий потенциал такой региональной международной организации, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хотя миссии ОБСЕ сыграли свою позитивную роль в решении вопросов, возникавших в зонах конфликтов, в том числе и на постсоветском пространстве, в последнее время в деятельности этой организации наблюдаются попытки вмешательства во внутриполитические процессы в европейских странах, которые происходят прежде всего в рамках избирательных кампаний. Вместо осуществления функций важнейшего института в системе безопасности европейского континента, ОБСЕ в большей сте пени выполняет функции инструмента внешней политики некоторых входящих с нее государств.

Еще по теме § 3. Основные направления миротворческой деятельности международных межправительственных организаций:

  1. Основные направления и порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями

Создание многих международных организаций, в том числе и Орга­низации Объединенных Наций, было обусловлено необходимостью предотвращения и урегулирования международных конфликтов. Со временем задачи миротворческой деятельности международных орга­низаций значительно расширились. Сегодня, наряду с обеспечением международной безопасности через управление конфликтными си­туациями в межгосударственных отношениях, все большее значение приобретают усилия по урегулированию внутриполитических кон­фликтов. В целом понятие «миротворчество» включает в себя следую-

293

щие виды вмешательства международных организаций в конфликт­ные ситуации: превентивная дипломатия , миротворческая деятель­ность в узком смысле слова , осуществление миротворческих операций с привлечением военных контингентов , миростроительные операции.

Цель превентивной дипломатии - поиск возможностей предотвра­щения назревающих вооруженных столкновений. В рамках превентив­ной дипломатии международные организации, и прежде всего ООН, стремятся устранить причины потенциальных конфликтов, в том чис­ле и социально-экономического характера. Для этого разрабатываются долгосрочные программы борьбы с бедностью и отсталостью, корруп­цией, политической нестабильностью, а также программы по решению экологических проблем, устранению межэтнических или межконфес­сиональных распрей. Этим занимаются специализированные учреж­дения ООН социально-экономического и гуманитарного профиля. Одновременно проводится мониторинг ситуаций в различных регио­нах мира для обнаружения признаков резкого возрастания напряжен­ности или перехода конфликтов на более опасные стадии развития.

Если усилия по предотвращению конфликтов не приносят успеха, встает вопрос о проведении миротворческих акций в узком смысле сло­ва . Суть их заключается в использовании международно-правовых механизмов мирного разрешения споров, например судебных или ар­битражных, а также в предоставлении добрых услуг и посредничества при проведении переговоров, разработке предложений по мирному выходу из конфликтных ситуаций.

Миротворчество может включать в себя использование не только юридических, политических и дипломатических, но и военных ресур­сов - в некоторых случаях. В таком случае речь идет о проведении ми­ротворческих операций. Существуют различные виды миротворче­ских операций. В последние годы часто применяется такая их разно­видность, как операции по установлению мира или принуждения к миру. Такая операция предполагает использование военной силы для пресечения вооруженной борьбы в зоне конфликта. Это может быть нанесение авиационных ударов, направление сухопутных континген-тов, для того чтобы заставить противоборствующие стороны (или од­ну из них) отказаться от продолжения вооруженной борьбы. Нередко подобные акции оправдываются концепцией «гуманитарной интер­венции», в соответствии с которой допускается иностранное военное вмешательство в случаях, когда возникает угроза массовой катастро­фы гуманитарного характера. Однако полного согласия о правовой и политической правомерности действий по принуждению к миру в ми-


294

ровом сообществе, в том числе и внутри ООН, нет. Осуществляемые на практике такие акции дают весьма неоднозначные и противоречи­вые результаты, как это было на территории бывшей Югославии.

Гораздо более четкий правовой статус имеют операции по поддер­жанию мира . Возможность их проведения вытекает из VII главы Уста­ва ООН, в соответствии с которой Совет Безопасности имеет полно­мочия давать отпор агрессии и получать от государств - членов ООН в свое распоряжение контингенты вооруженных сил, необходимые для поддержания мира и безопасности.

В рамках операций по поддержанию мира, проводимых под эгидой ООН, выделяют направление миссий военных наблюдателей и на­правление миротворческих сил. В первом случае речь идет о неболь­ших группах офицеров, представляющих различные государства, ко­торые, находясь в зонах вооруженной борьбы, занимаются монито­рингом выполнения ранее достигнутых соглашений о перемирии или прекращении огня. Миротворческие силы, действующие под эгидой ООН, состоят из воинских контингентов стран, давших согласие уча­ствовать в данной операции. Как правило, они вооружены лишь лег­ким стрелковым оружием и выполняют примерно те же функции, что и военные наблюдатели, одновременно являясь «буфером» между сто­ронами вооруженного конфликта.

Однако в последнее время задачи миротворцев стали расширяться. Поскольку операции по поддержанию мира часто проводятся в зонах внутригосударственных конфликтов, то миротворцы могут занимать­ся разоружением участников незаконных вооруженных формирова­ний, наблюдением за их демобилизацией, сбором оружия, разминиро­ванием территории. Миротворцы обеспечивают поддержание порядка и стабильности в зоне конфликта, охрану коммуникаций. Расширение задач приводит к увеличению численности и изменению структуры миротворческих контингентов. Современные операции по поддержа­нию мира проводятся по мандату Совета Безопасности ООН и прохо­дят с привлечением не только миротворческих войск, но и полицей­ских формирований, а также гражданских специалистов, работающих во временных административных органах в зоне конфликта.

Операции по поддержанию мира могут перерастать в мирострои-тельные операции . Задача таких операций - устранение последствий вооруженных конфликтов, восстановление систем жизнедеятельности, социальной, экономической и политической инфраструктуры. Уча­стие контингентов миротворческих войск в миростроительных опера­циях необходимо, но при проведении таких операций резко возрастает

§ 3. Основные направления миротворческой деятельности... 295

роль полицейских формирований и административных структур. Присутствие миротворцев оправданно до тех пор, пока не созданы все внутренние условия для сохранения мира и безопасности. В практике современных международных отношений нет жестких барьеров, раз­деляющих один вид миротворческих операций от других. Они могут выступать как сменяющие друг друга этапы процесса мирного урегу­лирования внутренних и международных конфликтов.

Большинство миротворческих операций проводится по решению Совета Безопасности ООН и под эгидой этой организации. Можно от­метить, что сегодня обнаружился целый ряд недостатков в организа­ции и осуществлении миротворческой деятельности. Военно-штабной комитет, созданный при Совете Безопасности, так и не заработал, по­этому в ходе миротворческих операций постоянно обнаруживаются недостатки их планирования. Формирование миротворческих кон-тингентов зачастую происходит хаотично, миротворцы не имеют нуж­ного опыта и подготовки. Взаимодействие различных национальных формирований не отработано, часто они различаются между собой по штатной организации и материально-техническому обеспечению. Воз­никают вопросы по поводу руководства миротворческими операция­ми и их финансирования.

В последние годы проводится работа по совершенствованию миро­творческой деятельности ООН. К настоящему моменту более 60 го­сударств - членов ООН точно определили, какие силы и средства они могут предоставить для проведения той или иной миротворческой операции, еще 20 государств подписали так называемые резервные со­глашения. Для повышения оперативной готовности и эффективности участия своих контингентов в миротворческих операциях ряд госу­дарств учредили «Бригаду повышенной готовности резервных сил». В армиях многих стран мира, включая и Российскую Федерацию, со­здаются и готовятся специальные подразделения для осуществления миротворческих миссий, в том числе и по мандату ООН. В Штаб-квартире ООН в Нью-Йорке круглосуточно работает Ситуационный центр, поддерживающий связь с командованием всех миротворческих операций, а в итальянском городе Бриндизи находится склад матери­ально-технического обеспечения операций ООН по поддержанию мира.

Предложения российской стороны по совершенствованию дея­тельности Военно-штабного комитета пока не нашли отклика у других членов Совета Безопасности. Вышеперечисленные недостатки в осу­ществлении миротворческих операций стали причиной неудач и про­валов некоторых из них. Поэтому отдельные государства и региональ-

296 Глава XVII. Роль международных организаций в урегулировании...

ные международные организации пытаются действовать в обход или подменять ООН, ссылаясь на ее неэффективность. НАТО, стремясь найти оправдание своему существованию после окончания холодной войны, в конце 1990-х гг. приняла новую доктрину, предполагающую использование силовых ресурсов этого военного блока в миротворче­ских целях за пределами территории своей традиционной ответствен­ности. В 1995 г. многонациональные вооруженные силы во главе с НА­ТО сменили в Боснии и Герцеговине миротворческий контингент ООН, который не смог полностью выполнить свои задачи. В 1999 г., после того как авиация НАТО нанесла удары по Югославии, Совет Безопасности ООН санкционировал присутствие в Автономном крае Косово наряду с собственной миссией по делам временной админист­рации также и международных сил безопасности, основу которых со­ставил контингент стран - членов НАТО. Активное участие сил НА­ТО в операции по поддержанию мира и далее в миростроительной операции в Косово привело к неоднозначным результатам. С одной стороны, на эти территории бывшей Югославии вернулись многочис­ленные албанские беженцы, с другой - из края было вытеснено боль­шинство сербского населения, чему ни администрация ООН, ни миро­творцы НАТО воспрепятствовать не смогли.

Можно согласиться с тем, что Организация Объединенных Наций не должна монополизировать всю миротворческую деятельность, ре­гиональные международные организации могут справиться с задача­ми миротворчества самостоятельно. Так, например, некоторые миро­творческие операции в Африке осуществлялись и осуществляются под эгидой Африканского союза (в прошлом Организации африканского единства). На постсоветском пространстве с 1994 г. по мандату СНГ российские миротворцы находятся в зоне грузино-абхазского кон­фликта, в 1992–2001 гг. коллективные миротворческие силы СНГ при активном участии России действовали в Таджикистане (см. гла­ву XVIII). Не до конца был реализован миротворческий потенциал та­кой региональной международной организации, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хотя миссии ОБСЕ сыгра­ли свою позитивную роль в решении вопросов, возникавших в зонах конфликтов, в том числе и на постсоветском пространстве, в послед­нее время в деятельности этой организации наблюдаются попытки вмешательства во внутриполитические процессы в европейских стра­нах, которые происходят прежде всего в рамках избирательных кампа­ний. Вместо осуществления функций важнейшего института в сис­теме безопасности европейского континента, ОБСЕ в большей сте-

§ 4. Деятельность международных неправительственных организаций... 297

пени выполняет функции инструмента внешней политики некоторых входящих с нее государств.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Международные отношения издавна занимали существенное место в жизни любого государства, общества и отдельного человека.

Происхождение наций, образование межгосударственных границ, формирование и изменение политических режимов, становление различных социальных институтов, обогащение культур тесно связаны с международными отношениями.

Начало ХХI века свидетельствует о существенном расширении сотрудничества государств во всех сферах политической, экономической, социальной и культурной жизни общества. Более того, значительно возросла роль международных организаций и гражданского общества в решении глобальных проблем.

Все мы, включены в сложнейшую информационную среду и тем более в разнообразное сотрудничество на местном, локальном, региональном, интернациональном, транснациональном, наднациональном, глобальном масштабах.

Целью данной работы является изучение основ в области современного международного права и политологии.

В соответствии с данной целью в контрольной работе были поставлены следующие задачи:

1. Изучить процесс институционализации международных политических отношений.

2. Рассмотреть основные международные организации.

3. Охарактеризовать общедемократические принципы международных отношений.

Для достижения поставленной цели и задач была изучена научная и методическая литература по политологии и международному праву отечественных и зарубежных авторов.

1. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

С глубокой древности до настоящего времени международные отношения занимают важнейшее место в политической жизни общества. Сегодня мировой порядок зависит от взаимоотношений и взаимодействия около 200 государств, находящихся на разных этапах исторического, экономического, политического и культурного развития. В отношениях между ними устанавливаются различные взаимосвязи, возникают проблемы, противоречия. Они составляют особую сферу политики - международные отношения.

Международные отношения - это совокупность интеграционных связей между государствами, партиями, частными лицами, создающая среду для реализации международной политики. Основные субъекты международных отношений государства.

Виды международных отношений:

Политические (дипломатические, организационные и др.);

Военно-стратегические (блоки, союзы);

Экономические (финансовые, торговые, кооперативные);

Научно-технические;

Культурные (гастроли артистов, выставки и т. д.);

Социальные (помощь беженцам, при стихийных бедствиях и др.);

Идеологические (соглашения, диверсии, психологическая война);

Международно-правовые (регулируют все виды международных отношений).

Таким образом, все виды международных отношений могут существовать в различных формах.

Уровни международных отношений:

По вертикали - масштабные уровни:

Глобальные - это отношения между системами государств, крупнейшими державами;

Региональные (субрегиональные) - это отношения между государствами определенного региона;

Ситуативные - это отношения, складывающиеся в связи с той или иной ситуацией. По мере разрешения данной ситуации распадаются и эти отношения.

По горизонтали:

Групповые (коалиционные, межкоалиционные - это взаимоотношения групп государств, международных организаций);

Двусторонние.

Первый этап международных отношений начался с незапамятных времен и характеризовался разобщенностью народов и государств. Руководящей идеей тогда была убежденность в господстве физической силы, чтобы обеспечить мир и спокойствие, возможно только лишь военной мощью. В этих условиях и родилось знаменитое изречение: «Si Vis pacem - para belluv!» (если хочешь мира - готовься к войне).

Второй этап международных отношений начался после окончания 30-летней войны в Европе. Вестфальский мирный договор 1648 года зафиксировал как ценность права на суверенитет, который признавался даже за маленькими королевствами раздробленной Германии.

Третий этап, наступивший после разгрома революционной Франции. Венский конгресс победителей утвердил принцип «легитимизма», т.е. законности, но с точки зрения интересов монархов европейских стран. Национальные интересы монархических авторитарных режимов стали основной «руководящей идеей» международных отношений, которая со временем перекочевала и во все буржуазные страны Европы. Образуются мощные союзы: «Священный союз», «Антанта», «Тройственный союз», «Антикоминтерновский пакт» и др. Между союзами возникают войны, в том числе и две мировые.

Современные политологи выделяют еще и четвертый этап международных отношений, который стал постепенно формироваться после 1945 года. Его еще называют современным этапом международных отношений, в котором призвана господствовать «руководящая идея» в виде международного права, мирового законодательства.

Современная институализация международной жизни проявляется через две формы правовых отношений: посредством универсальных организаций и на основе норм и принципов международного права.

Институциализация - превращение какого-либо политического явления в упорядоченный процесс с определенной структурой отношений, иерархией власти, правилами поведения и так далее. Это формирование политических институтов, организаций, учреждений. Глобальной организацией, насчитывающей почти две сотни государств-членов, является Организация Объединенных Наций. Официально ООН существует с 24 октября 1945 года. 24 октября ежегодно отмечается как день ООН.

Что касаемо нашей страны, то на современном этапе Республика Беларусь проводит многовекторную внешнюю политику, выступает за укрепление Содружества Независимых Государств, что обусловлено общностью совместных интересов. Отношения со странами, членами Содружества Независимых Государств выявили как сложности процесса интеграции, так и его потенциальные возможности. Подходы к социально-экономическому развитию Республики Беларусь основываются на взаимном учете интересов общества и граждан, общественном согласии, социальноориентированной экономике, главенстве закона, пресечении национализма и экстремизма, находят свое логическое продолжение во внешнеполитическом курсе страны: не конфронтация с соседними государствами и территориальный передел, а миролюбие, многовекторное сотрудничество.

2. ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ И НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ)

Идея создания международных организаций появилась ещё в Древней Греции. В IV в до н.э. начали появляться первые межгосударственные объединения (например, Дельфийско-Фермопильская амфиктиония), которые, без сомнения, сближали греческие государства.

Первые международные организации появились в XIX веке как одна из форм многосторонней дипломатии. Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по Рейну международные организации стали достаточно автономными образованиями, наделенными собственными полномочиями. Во второй половине XIX века появились первые универсальные международные организации - Всемирный телеграфный союз (1865 г.) и Всемирный почтовый союз (1874 г.). В настоящее время в мире насчитывается более 4 тыс. международных организаций, более 300 из которых имеют межправительственный характер.

Международные организации создавались и создаются для решения самых разнообразных проблем - от решения недостатка пресной воды на Земле до ввода миротворческого контингента на территории отдельных стран, например, бывшая Югославия, Ливия.

В современном мире существуют две основные разновидности международных организаций: межгосударственные (межправительственные) и неправительственные организации. (Приложение А)

Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе международного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста, Всемирная федерация научных работников и др.)

Международная межправительственная организация - это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета.

Французский специалист Ш. Зоргбиб выделяет три основные черты, определяющие международные организации: это, во-первых, политическая воля к сотрудничеству, зафиксированная в учредительных документах; во-вторых, наличие постоянного аппарата, обеспечивающего преемственность в развитии организации; в-третьих, автономность компетенций и решений.

Среди негосударственных участников международных отношений выделяют межправительственные организации (МПО), неправительственные организации (МНПО), транснациональные корпорации (ТНК) и другие общественные силы и движения, действующие на мировой арене.

МПО непосредственно политического характера возникают после Первой мировой войны (Лига Наций, Международная организация труда), а также в ходе и особенно после Второй мировой войны, когда в 1945 г. в Сан-Франциско была образована Организация Объединенных Наций, призванная служить гарантом коллективной безопасности и сотрудничества стран-членов в политической, экономической, социальной и культурной областях.

Существуют различные типологии МПО. И хотя, по признанию многих ученых, ни одна из них не может считаться безупречной, они все же помогают систематизировать знание об этом относительно новом влиятельном международном авторе. Наиболее распространенной является классификация МПО по «геополитическому» критерию и в соответствии со сферой и направленностью их деятельности. В первом случае выделяют такие типы межправительственных организаций, как универсальный (например, ООН или Лига Наций); межрегиональный (например, Организация Исламская конференция); региональный (например, Латиноамериканская экономическая система); субрегиональный (например, Бенилюкс). В соответствии со вторым критерием различают общецелевые (ООН); экономические (ЕАСТ); военно-политические (НАТО); финансовые (МВФ, Всемирный банк); научные («Эврика»); технические (Международный союз телекоммуникаций); или еще более узко специализированные МПО (Международное Бюро мер и весов). В то же время указанные критерии носят достаточно условный характер.

В отличие от межправительственных организаций, МНПО - это, как правило, нетерриториальные образования, ибо их члены не являются суверенными государствами. Они отвечают трем критериям: международный характер состава и целей; частный характер учредительства; добровольный характер деятельности.

МНПО различаются по своим размерам, структуре, направленности деятельности и ее задачам. Однако все они имеют те общие черты, которые отличают их как от государств, так и от межправительственных организаций. В отличие от первых, они не могут быть представлены как авторы, действующие, говоря словами Г. Моргентау, во имя «интереса, выраженного в терминах власти». Основным «оружием» МНПО в сфере международной политики является мобилизация международного общественного мнения, а методом достижения целей - оказание давления на межправительственные организации (прежде всего на ООН) и непосредственно на те, или иные государства. Именно так действуют, например, Гринпис, Международная амнистия, Международная федерация по правам человека или Всемирная организация борьбы против пыток. Поэтому МНПО подобного рода нередко называют «международными группами давления».

Сегодня международные организации приобретают огромное значение, как для обеспечения, так и для реализации интересов государств. Они создают благоприятные условия для будущих поколений. Функции организаций с каждым днем активно развиваются и охватывают все более обширные спектры жизни мирового сообщества.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Образование Организации Объединенных Наций положило начало современному международному праву. Оно существенно отличается от предыдущего. Прежде всего, современное международное право в значительной степени развивается под влиянием Устава ООН. Если главным источником предыдущих международно-правовых систем являлись обычаи, то в современный период возросла роль международных договоров.

Организация Объединенных Наций (ООН) - универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 г. на конференции в Сан-Франциско и вступил в силу 24 октября 1945 г.

Устав ООН является единственным международным документом, положения которого обязательны для всех государств. На основе Устава ООН возникла разветвленная система многосторонних договоров и соглашений, заключенных в рамках ООН.

Учредительный документ ООН (Устав ООН) является универсальным международным договором и закрепляет основы современного международного правопорядка.

Для достижения указанных целей ООН действует в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство членов ООН; добросовестное выполнение обязательств по Уставу ООН; разрешение международных споров мирными средствами; отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости или каким-либо способом, несовместимым с Уставом ООН; невмешательство во внутренние дела государств; оказание помощи ООН во всех действиях, предпринимаемых по Уставу, обеспечение Организацией такого положения, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами, изложенными в Уставе (ст. 2), и др.

Организация Объединенных Наций преследует Цели:

1. Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира.

2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира.

3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

4. Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Первоначальными членами ООН являются государства, которые, приняв участие в конференции в Сан-Франциско по созданию ООН или подписав ранее Декларацию Объединенных Наций от 1 января 1942 г., подписали и ратифицировали Устав ООН.

Теперь членом ООН может быть любое миролюбивое государство, которое примет на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которое, по суждению ООН, может и желает эти обязательства выполнять. Прием в члены ООН производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Существует шесть главных органов ООН: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат.

Генеральная Ассамблея состоит из всех государств-членов ООН. Делегация каждого государства-члена ООН состоит не более чем из пяти представителей и пяти их заместителей.

Генеральная Ассамблея правомочна в рамках Устава ООН обсуждать любые вопросы в пределах Устава, за исключением находящихся на рассмотрении Совета Безопасности ООН, делать рекомендации членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам.

Генеральная Ассамблея, в частности:

Рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности;

Избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета;

Совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного суда ООН;

Координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах;

Осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом ООН.

Совет Безопасности является одним из главных органов ООН и играет основную роль в поддержании международного мира и безопасности. Совет Безопасности уполномочен расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать международному миру и безопасности. В любой стадии такого спора или ситуации Совет может рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) состоит из членов ООН, избираемых Генеральной Ассамблеей.

ЭКОСОС уполномочивается предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономики, социальной сферы, культуры, образования, здравоохранения и другим вопросам.

Совет по опеке ООН состоит из: государств, управляющих территориями под опекой; постоянных членов ООН, не управляющих территориями под опекой; такого числа других членов ООН, избираемых Генеральной Ассамблеей, которое является необходимым для обеспечения равенства между членами ООН, управляющих и не управляющих территориями под опекой. Сегодня Совет состоит из представителей всех постоянных членов Совета Безопасности. Каждый член Совета имеет один голос.

Международный суд является главным судебным органом ООН. Международный суд действует на основе Устава ООН и Статута Международного суда ООН, являющегося неотъемлемой частью Устава. Государства - не члены ООН также могут участвовать в Статуте Международного суда на условиях, определяемых в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

На Секретариате ООН лежит ответственность за обеспечение нормального функционирования других главных и вспомогательных органов ООН, обслуживание их деятельности, выполнение их решений, претворение в жизнь программ и политики ООН. Секретариат ООН обеспечивает работу органов ООН, осуществляет опубликование и распространение материалов ООН, хранение архивов, производит регистрацию и издание международных договоров государств-членов ООН.

Секретариат возглавляет Генеральный секретарь ООН, который является главным административным должностным лицом ООН. Генеральный секретарь назначается на пять лет Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

В соответствии со ст. 57 и ст. 63 Устава ООН в связь с ООН поставлены различные учреждения, созданные межправительственными соглашениями в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и других. Специализированные учреждения представляют собой постоянно действующие международные организации, работающие на основании учредительных документов и соглашений с ООН.

Специализированные учреждения ООН - это межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН. Специализированные учреждения можно разделить на следующие группы: организации социального характера (МОТ, ВОЗ), организации культурного и гуманитарного характера (ЮНЕСКО, ВОИС), экономические организации (ЮНИДО), финансовые организации (МБРР, МВФ, МАР, МФК), организации в области сельского хозяйства (ФАО, ИФАД), организации в области транспорта и связи (ИКАО, ИМО, ВПС, МСЭ), организация в области метеорологии (ВМО).

Все эти организации имеют свои собственные руководящие органы, бюджеты и секретариаты. Вместе с Организацией Объединенных Наций они составляют единую семью, или систему Организации Объединенных Наций. Общими и все более скоординированными усилиями этих организаций и осуществляется их многогранная программа действий по сохранению мира и благополучия на Земле посредством развития международного сотрудничества и обеспечения коллективной безопасности.

международный право политический демократический

4. ОБЩЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Принципы международного права носят универсальный характер и являются критериями законности всех остальных международных норм. Действия или договоры, нарушающие положения основных общедемократических принципов, признаются недействительными и влекут международно-правовую ответственность. Все принципы международного права имеют первостепенную важность и должны неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учетом других. Принципы взаимосвязаны: нарушение одного положения влечет за собой несоблюдение других. Так, например, нарушение принципа территориальной целостности государства одновременно является нарушением принципов суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой и т.д. Поскольку основные принципы международного права представляют собой международно-правовые нормы, они существуют в форме определенных источников международного права. Первоначально эти принципы выступали в форме международно-правовых обычаев, однако с принятием Устава ООН основные принципы приобретают договорно-правовую форму.

Принципы международного права - это общепризнанные нормы международного права наиболее общего характера. В основном они носят императивный характер и содержат обязательства «erga omnes», т.е. обязательства в отношении всех и каждого из членов межгосударственного сообщества. Они объединяют нормы международного права различного уровня, распространяющие свое действие на тех или иных участников межгосударственных отношений, в единую правовую систему.

Во второй половине XX в., с принятием Устава ООН 1945 г., принципы международного права были в большей своей части кодифицированы, т. е. закреплены в писаной форме.

Международное право развивается на единых для всех стран началах - основных принципах. В Уставе ООН сформулированы семь принципов международного права:

1. неприменения силы или угрозы силой;

2. мирного разрешения международных споров;

3. невмешательства во внутренние дела;

4. сотрудничества государств;

5. равноправия и самоопределения народов;

6. суверенного равенства государств;

7. добросовестного выполнения международных обязательств.

8. нерушимости государственных границ;

9. территориальной целостности государств;

10. всеобщего уважения прав человека.

Принцип неприменения силы или угрозы силой следует из формулировки Устава ООН, выразившей единое намерение и торжественное обязательство мирового сообщества избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе, как в общих интересах.

Принцип мирного разрешения международных споров предполагает, что каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность.

Принцип невмешательства во внутренние дела означает, что ни одно государство или группа государств, не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой либо причине во внутренние и внешние дела другого государства.

Принцип сотрудничества обязывает государства сотрудничать друг с другом, независимо от особенностей их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов.

Принцип равноправия и самоопределения народов подразумевает безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития.

Принцип суверенного равенства государств следует из положения Устава ООН о том, что организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов. Исходя из этого, все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств, в отличие от других принципов, заключает в себе источник юридической силы международного права. Содержание этого принципа в том, что каждое государство должно добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, а также из действительных международных договоров.

Принцип нерушимости государственных границ означает, что каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.

Принцип территориальной целостности государств предполагает, что территория - это главная историческая ценность и высшее материальное достояние любого государства. В ее пределах сосредоточены все материальные ресурсы жизни людей, организация их общественной жизни.

Принцип всеобщего уважения прав человека обязывает каждое государство содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН.

Общедемократические принципы международных отношений выражают основополагающие идеи, цели, стержневые положения международного права. Они проявляются в устойчивости международной юридической практике, способствуют поддержанию внутренне согласованной и эффективной системы международного права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Политика - это одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Выделение и изучение мира политического из всей совокупности общественных институтов и отношений представляет собой трудную, но весьма актуальную задачу. В Республике Беларусь политическая наука завоевала существенные позиции и стала органичной частью современного научного знания.

Рассмотренный в данной работе процесс создания и развития международных организаций показал взаимно пересекающуюся систему этих организаций, которая имеет свою логику развития и одновременно отражает противоречивость и взаимозависимость международных отношений.

Сегодня международные организации приобретают огромное значение, как для обеспечения, так и для реализации интересов государств. Они создают благоприятные условия для будущих поколений. Функции организаций с каждым днем активно развиваются и охватывают все более обширные спектры жизни мирового сообщества.

Однако существование широкой системы международных организаций отражает сложность, противоречивость и взаимосвязь международных отношений. Наличие огромного числа международных организаций, конечно же, порождает определенные трудности.

Для устранения возможных трудностей необходимо полностью использовать потенциал ООН с их системным видением мировой динамики, отражающим стремление простых людей и власть имущих к стратегической стабильности и противодействию всем проявлениям насилия, мешающего Человечеству жить в согласии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глебов И.Н. Международное право: учебник / Издательство: Дрофа,

2. 2006. - 368 с.

3. Куркин Б.А. Международное право: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2008. - 192 с.

4. Международное право: учебник / отв. ред. Вылегжанин А.Н. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. - 1012 с.

5. Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. ред. проф. Валеев Р.М. и проф. Курдюков Г.И. - М.: Статут, 2010. - 624 с.

6. Политология. Практикум: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Денисюк Н.П. [и др.]; под общ. ред. Решетникова С.В. - Минск: ТетраСистемс, 2008. - 256 с.

7. Теория международных отношений: Учебное пособие в 2-х т. / Под общей ред. Колобова О.А. Т.1. Эволюция концептуальных подходов. - Нижний Новгород: ФМО ННГУ, 2004. - 393 с.

8. Устав Организации Объединенных Наций.

9. Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 590 с.

10. Чепурнова Н.М. Международное право: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 295 с.

11. Шлянцев Д.А. Международное право: курс лекций. - М.: Юстицинформ, 2006. - 256 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Некоторые международные организации

Универсальные:

Лига Наций (1919-1939). Значительный, если не решающий вклад в ее основание внес американский президент Вудро Вильсон.

Организация Объединенных Наций (ООН). Создана 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско, где собрались представители 50 государств.

Другие межправительственные организации (МПО):

ГАТТ (Генеральное Соглашение по тарифам и торговле).

ВТО (Всемирная торговая организация).

Международный валютный фонд (МВФ). Межправительственная организация, созданная в 1945 г.

Всемирный банк. Международное кредитное учреждение, имеющее целью повышение уровня жизни в слаборазвитых странах за счет финансовой помощи богатых стран.

Региональные МПО:

Лига арабских государств. Организация, созданная в 1945 г. Цели -защита общих интересов и формирование единой линии арабских государств на международной арене.

НАТО - Организация Североатлантического договора.

Военно-политическая организация, созданная по инициативе США 4 апреля 1949 г. Главная цель - противостояние военной угрозе со стороны СССР.

Организация американских государств (ОАГ). Создана в 1948 г. Государствами.

Организация стран Варшавского Договора (ОВД) (1955--1991). Военно-политическая организация, созданная по предложению СССР в ответ на Парижские соглашения от 23 октября 1954 г.

ОАЕ (Организация Африканского единства). Образована 26 мая 1963 г. в Аддис-Абебе и объединяет все страны африканского континента.

ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе). Эта региональная организация, в которую в настоящее время входят основные страны Западной, Центральной и Восточной Европы, а также США и Канада.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Создана на основе Парижской конвенции об учреждении ОЭСР, имевшей целью развитие экономически бедных стран и стимулирование международной торговли, и вступила в силу 30 сентября 1961 г.

Совет Европы.

Создан в 1949 г. Страны-основатели: Бельгия, Великобритания, Дания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Франция, Швеция. Основная цель организации - способствовать развитию и практическому воплощению идеалов демократии и политического плюрализма.

Содружество Независимых Государств (СНГ).

Создано 8 декабря 1991 г. За исключением Литвы, Латвии и Эстонии, в СНГ входят все новые независимые государства - бывшие республики СССР.

ОПЕК - Организация стран - экспортеров нефти.

Создана на Багдадской конференции в 1960 г. Основные цели организации: координация и унификация нефтяной политики стран-членов.

Региональные интеграционные объединения:

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - АСЕАН.

АТЭС--Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество .

Европейский союз (ЕС). Региональная межправительственная организация, создание которой связано с Парижским договором 1951 г.

МЕРКОСУР -- Южный Общий рынок. Основные цели организации: свободный обмен товарами, услугами и факторами производства.

Североамериканская Ассоциация свободной торговли. Создана на основе договора между США, Канадой и Мексикой от 17 декабря 1992 г. Цель - либерализация торговых и экономических обменов между странами-членами.

Межрегиональные МПО:

Британское содружество. Организация, объединяющая 54 государства - бывшие колонии Великобритании. Цель -- поддержание приоритетных экономических, торговых и культурных связей между бывшей метрополией и ее колониями.

Организация Исламская конференция. Межрегиональная международная организация. Основана в 1969 г. на первом саммите руководителей мусульманских государств в Рабате. Основные цели Организации носят экономический, политический и культурный характер.

Неправительственные организации (НПО), частные и неформальные объединения:

Врачи без границ. Международная организация по оказанию медицинской помощи людям, пострадавшим в результате вооружённых конфликтов и стихийных бедствий.

Давосский Форум . Швейцарская неправительственная организация, наиболее известная организацией ежегодных встреч в Давосе. На встречи приглашаются ведущие руководители бизнеса, политические лидеры, видные мыслители и журналисты.

Лондонский клуб. Неформальная организация банков-кредиторов, созданная для урегулирования вопросов задолженности иностранных заёмщиков перед членами этого клуба.

Международный Красный Крест (МКК). Гуманитарная организация, осуществляющая свою деятельность во всём мире.

Парижский клуб. Неофициальная межправительственная организация развитых стран-кредиторов, инициатором создания которого выступила Франция.

«Большая семерка» / «восьмерка». Международный клуб, объединяющий Великобританию, Германию, Италию, Канаду, Россию, США, Францию и Японию.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Принципы деятельности Организации Объединенных Наций, ее состав и степень влияния на мировую общественность. Обстоятельства подписания Устава Организации Объединенных Наций Беларусью, значение данного шага для государства. Инициативы Беларуси в ООН.

    реферат , добавлен 14.09.2009

    История развития международных организаций до создания ООН, межправительственные и неправительственные международные организации. Организации Объединенных Наций как ведущая международная организация по обеспечению мира и международной безопасности.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2011

    Разрешение международных споров по Уставу ООН. Назначение Международного Суда Организации Объединенных Наций в разрешении международных споров. Другие международные акты, регулирующие мирное разрешение международных споров.

    доклад , добавлен 10.01.2007

    Идея создания глобальной межправительственной организации для предотвращения войн и поддержания мира. Изучение истории создания Организации Объединенных Наций. Официальная подготовка такой международной организации. Основные направления ее деятельности.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Исследование истории создания Организации Объединенных Наций. Характеристика её роли в поддержании мира и международной безопасности, развитии сотрудничества между государствами. Обеспечение интересов справедливости, прав человека и международного права.

    реферат , добавлен 22.06.2014

    Особенности Устава Организации Объединенных Наций о принципах разрешения международных споров, а также международного судебного и арбитражного разбирательства. Виды мирных средств разрешения споров. Опасность для международного мира и безопасности.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2014

    Рассмотрение типов, функций, видов и признаков международных организаций. Проведение анализа структуры и функционирования Североатлантического оборонного союза, Организации Объединенных наций, Европейского союза, Организации Исламской конференции.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2010

    Создание Организации Объединенных Наций, ее юридическая природа и организационная структура. Проблема повышения эффективности деятельности ООН и пересмотра ее Устава. Деятельность Генеральной Ассамблеи ООН. Полномочия Международного суда и секретариата.

    реферат , добавлен 05.09.2014

    Особенности современной мировой политики и ее основные принципы. Международные отношения, их субъекты, особенности, основные виды и типы. Деятельность Всемирной организации здравоохранения, Всемирной организации гастроэнтерологов, Красного креста.

    презентация , добавлен 17.05.2014

    Классификация и порядок создания международных экономических организаций. Характеристика полуформальных объединений, их роль в мировой политике. Структура Организация Объединенных Наций. Цели и особенности деятельности Международного валютного фонда.

Краткое содержание: ООН - общие сведения. История возникновения. Устав ООН - фундамент современного международного права. Цели, принципы, структура ООН, её главные органы. Важнейшие межправительственные организации.

Требования к знаниям и умениям:

Иметь представление: об истории возникновения ООН.

Знать: основное назначение ООН, ее цели и принципы, а также роль Совета Безопасности ООН.

Уметь: оценивать деятельность стран на международной арене с позицией целей и принципов ООН.

Краткая характеристика и история возникновения ООН

Организация Объединенных Наций является уникальной международной организацией. Она была основана после Второй мировой войны представителями 51 страны, являвшимися сторонниками курса на поддержание мира и безопасности во всем мире. Предшественницей ООН былаЛига Наций (1919), так и не ставшая эффективным инструментом политического и международного сотрудничества.

Словосочетание «Объединенные Нации» впервые употребил президент США Франклин Делано Рузвельт в отношении стран-союзников по антигитлеровской коалиции. Затем оно было использовано в «Декларации Объединенных Наций», подписанной двадцатью шестью странами 1 января 1942 года, призывающей продолжать борьбу против Тройственного Союза (Рим - Берлин -Токио).

Ключевой аспект создания Организации - разработка Устава ООН, который был подписан 26 июня 1945 года и ратифицирован 24 октября 1945 года 50 странами. Этот день теперь празднуется как День Организации Объединённых Наций.

Штаб-квартира ООН расположилась в Нью-Йорке на участке земли, подаренном Джоном Рокфеллером , теперь же ее офисы можно найти по всему миру, включая большие комплексы в Женеве (Швейцария) и Вене (Австрия).

Цели и принципы ООН

Устав ООН излагает ее цели , одобренные странами-членами при подписании:

    Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью приниматьэффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира;

    Проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание и разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;

    Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;

    Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии;

    Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Для достижения этих целей ООН и ее Члены действуют в соответствии со следующими принципами :

    Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов;

    Все Члены ООН добросовестно выполняют принятые на себя по Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации;

    Все Члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами так, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость;

    Все Члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций;

    Все Члены ООН оказывают ей всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с Уставом, и воздерживаются от оказания помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера;

    Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее Членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности;

    Устав ни в коей мере не дает ООН права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от Членов ООН представлять такие дела на разрешение в порядке Устава.

Структура ООН


Уставом ООН учреждены шесть главных органов Организации Объединенных Наций: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат .

1. Понятие, классификация и порядок создания международных организаций

В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.

Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по Рейну, международные организации наделяются собственной компетенцией и полномочиями. Новым этапом в их развитии явилось учреждение первых международных универсальных организаций - Всемирного телеграфного союза (1865 г.) и Всемирного почтового союза (1874 г.), которые имели постоянную структуру.

Для современных международных организаций характерны дальнейшее расширение их компетенции и усложнение структуры.

Взаимные связи и сотрудничество между существующими в настоящее время международными организациями (а их насчитывается более 4 тыс., из них более 300 - межправительственные) позволяют говорить о системе международных организаций, в центре которой находится ООН. Это ведет к появлению новых структур (совместных органов, координационных органов и т.п.).

Термин «международные организации» употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. Однако их юридическая природа различна. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация - это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета. Такие организации являются субъектами международного права.

Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например. Ассоциация международного права, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирная федерация научных работников и др.).

Для классификации международных организаций могут быть применены различные критерии. По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные.

По кругу участников межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства. Организация американских государств).

Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ).

Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например. Всемирный почтовый союз. Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т.д.

Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи Европейскому Союзу (ЕС).

С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей). Примером закрытой организации является НАТО.

Порядок создания международных организаций и прекращения их существования

Международные организации как вторичные, производные субъекты международного права создаются (учреждаются) государствами. Процесс создания новой международной организации проходит три этапа: принятие учредительного документа; создание материальной структуры организации; созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации.

Согласованное волеизъявление государств относительно создания международной организации может быть зафиксировано двумя способами: в международном договоре; в решении уже существующей международной организации.

Наиболее распространенным способом является заключение международного договора. Это предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора, который и будет учредительным актом организации. Наименования такого акта могут быть различными: статут (Лига Наций), устав (ООН, ОАГ, ОАЕ), конвенция (ВПС, ВОИС) и др. Дата его вступления в силу считается датой создания организации.

Международные организации могут быть созданы и в упрощенном порядке, в форме принятия решения другой международной организацией. К такой практике неоднократно прибегала ООН, создавая автономные организации со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи. Например, так были созданы ЮНКТАД - Конференция ООН по торговле и развитию (1964 г.), ПРООН - Программа развития ООН (1965 г.). В данном случае согласованное волеизъявление государств относительно создания международной организации проявляется путем голосования за учредительную резолюцию, вступающую в силу с момента ее принятия.

Второй этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специальные подготовительные органы. Такова практика создания ООН, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МАГАТЭ и др. Из последних примеров можно сослаться на подготовительную комиссию для Международного органа по морскому дну и Международного трибунала по морскому праву.

Подготовительные органы учреждаются на основе отдельного международного договора или приложения к уставу создаваемой организации либо на основе резолюции другой международной организации. В этих документах определяются состав органа, его компетенция и функции. Деятельность такого органа направлена на подготовку проектов правил процедуры будущих органов организации, проработку всего круга вопросов, касающихся создания штаб-квартиры, составление предварительной повестки дня главных органов, подготовку документов и рекомендаций, относящихся ко всем вопросам этой повестки дня, и др.

Государства, не являющиеся членами международных организаций, могут посылать своих наблюдателей для участия в работе органов международных организаций, если это установлено правилами организации. В некоторых организациях государствам-нечленам разрешается аккредитовать миссии постоянных наблюдателей. Так, например, при ООН такие миссии имеют Ватикан, Швейцария; при ОАГ - 30 государств, в том числе Россия.

Созыв главных органов и начало их функционирования завершают мероприятия по созданию международной организации.

Прекращение существования организации также происходит путем согласованного волеизъявления государств-членов. Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске. Так, 1 июля 1991 г. на совещании Политического консультативного комитета в Праге государства - участники Варшавского договора: Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия (еще два первоначальных участника Варшавского договора вышли из него раньше: Албания в 1968 г., ГДР в 1990 г. в связи с объединением Германии) - подписали Протокол о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 мая 1955 г. и Протокола о продлении срока его действия, подписанного 26 апреля 1985 г. Протокол о роспуске. ОВД подлежал ратификации парламентами всех стран-участниц. Он был ратифицирован Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. Протокол вступил в силу 18 февраля 1993 г.

Таким же образом был ликвидирован Совет экономической взаимопомощи. 28 июня 1991 г. в Будапеште страны - члены СЭВ: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия - подписали Протокол о расформировании организации, просуществовавшей более 40 лет. Для урегулирования имущественных споров и претензий был создан ликвидационный комитет. Если вместо ликвидируемой организации создается новая, то возникает проблема правопреемства. Объектом правопреемства являются имущество, фонды, некоторые функции. Правопреемство имело место при создании ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВМО, ФАО, ИКАО и др.

2. Органы международной организации: классификация, порядок формирования

В понятие органов международной организации входит следующее: это составная часть международной организации, ее структурное звено; орган создается на основании учредительного или иных актов международной организации; он наделен определенной компетенцией, полномочиями и функциями; он обладает внутренней структурой и имеет определенный состав; разработан порядок принятия им решений; в учредительном или иных актах закреплен его правовой статус.

Положения о компетенции международной организации в целом тесно связаны с компетенцией ее органов. Компетенция органа международной организации определяется в учредительном акте или в иных международных соглашениях и носит договорный характер. Она не может быть произвольно изменена без согласия государств - членов международной организации, выраженного в соответствующей форме.

Органы международной организации можно классифицировать по различным критериям. Исходя из характера членства, можно выделить органы межправительственные, межпарламентские, административные, состоящие из лиц в личном качестве, с участием представителей различных социальных групп (например, представители от профсоюзов и предпринимателей в органах Международной организации труда).

Наиболее важными органами являются межправительственные, в которые государства-члены направляют своих представителей, имеющих соответствующие полномочия и действующих от имени правительств.

Совершенно не обязательно, чтобы представители были дипломатами. В ряде организаций требуется, чтобы представителем был соответствующий специалист (например, лицо, имеющее медицинское образование, для Всемирной организации здравоохранения или специалист в области культуры для ЮНЕСКО).

Межпарламентские органы характерны главным образом для региональных организаций. Их участники либо непосредственно избираются населением государств-членов путем всеобщих прямых выборов (Европейский парламент), либо назначаются национальными парламентами (Парламентская ассамблея Совета Европы). В большинстве случаев парламентские органы ограничиваются принятием рекомендаций.

Административные органы являются важным структурным звеном во всех без исключения международных организациях. Они состоят из международных должностных лиц, находящихся на службе в международной организации и ответственных только перед ней. Набираются такие лица в соответствии с установленными для государств-членов квотами на контрактной основе.

Довольно существенную роль в деятельности международных организаций играют органы, состоящие из лиц в личном качестве (например, арбитражные и судебные органы, комитеты экспертов).

Исходя из числа членов, можно выделить два типа органов: пленарные, состоящие из всех государств-членов, и органы ограниченного состава. В организациях с наиболее демократической структурой пленарный орган, как правило, определяет политику организации. За ним резервируются решения по наиболее фундаментальным вопросам: определение общей политики организации и ее принципов; принятие проектов конвенций и рекомендаций; бюджетные и финансовые вопросы; пересмотр устава и принятие поправок к нему; вопросы, связанные с членством в организации, - прием, исключение, приостановление прав и привилегий и др.

Вместе с тем в деятельности ряда международных организаций, особенно специализированных учреждений ООН, наблюдается тенденция к повышению роли в руководстве их деятельностью органов ограниченного членства (например, в МОТ, ИМО, ИКАО).

Для органов с ограниченным членством важное значение имеют вопросы их состава. Эти органы должны быть укомплектованы таким образом, чтобы принимаемые ими решения в наибольшей степени отражали интересы всех государств, а не одной-двух групп. В практике деятельности международных организаций для формирования органов ограниченного состава наиболее часто применяются следующие принципы: справедливого географического представительства; специфических интересов; равного представительства групп государств с несовпадающими интересами; наибольшего финансового вклада; политического представительства (учет представительства постоянных членов Совета Безопасности в органах, где за ними не закреплено постоянное место).

При формировании органов чаще всего применяется какой-либо один из принципов. Например, п. 3 ст. 15 Конвенции ВПС гласит: «Страны - члены Исполнительной комиссии по связи назначаются Конгрессом на основе справедливого географического распределения». В Международной морской организации Ассамблея избирает членов Совета на основе принципа специфических интересов с учетом групп стран, в наибольшей степени заинтересованных в международных морских перевозках и в международной морской торговле. На основе принципа паритетного представительства государств с несовпадающими интересами формировался, например. Совет по Опеке ООН.

В ряде случаев органы формируются с учетом двух и более критериев. Например, выборы непостоянных членов Совета Безопасности проводятся с учетом в первую очередь степени участия членов ООН в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливого географического представительства.

Для характеристики органов международных организация возможно применение и других критериев, например иерархия органов (главные и вспомогательные), периодичность заседаний (постоянные и сессионные) и др.

3. Порядок принятия решений международными организациями. Их юридическая сила

Решения международных организаций принимаются их органами. Решение международной организации можно определить как волеизъявление государств-членов в компетентном органе в соответствии с правилами процедуры и положениями устава данной организации. Процесс формирования решений зависит от многих факторов: положений учредительного акта, правил процедуры, состава органа, расстановки политических сил внутри него. Он начинается с проявления инициативы, исходящей от государства, от группы государств, от органов или должностных лиц международной организации. Как правило, инициатор предлагает изучение определенной проблемы. Но в ряде случаев он может внести на об- " суждение и проект будущего решения. Свои проекты решений могут вносить и другие государства, а также группы государств.

В международных организациях широко применяется практика привлечения к проектам соавторов. При этом следует иметь в виду, что, если соавторами выступает слишком много стран, возникают трудности с согласованием каждого положения внесенного проекта. Здесь в каждом конкретном случае требуется взвешенный подход.

Следующий этап формирования решения - внесение проблемы в повестку дня органа, принимающего решение. В Генеральной Ассамблее ООН предварительная повестка дня составляется за 60 дней до открытия очередной сессии, дополнительные пункты вносятся за 30 дней, новые срочные пункты - менее чем за 30 дней или во время очередной сессии. Генеральный комитет, руководящий работой сессии, рассматривает предварительную повестку дня вместе с дополнительными пунктами и по каждому пункту дает рекомендацию о включении в повестку дня, либо отклонении, либо переносе на последующие сессии. Затем Генеральная Ассамблея принимает повестку дня. В специализированных учреждениях ООН обычно исполнительные органы подготавливают повестку дня пленарных органов.

После внесения вопроса в повестку дня он либо обсуждается непосредственно в самом органе, либо передается на рассмотрение специально создаваемых комиссий или комитетов. После этого вопрос снова представляется на рассмотрение полномочного органа. Например, по правилу 65 Правил процедуры Генеральной Ассамблеи ООН она, если только не решит иначе, не принимает окончательного решения ни по одному вопросу, стоящему на повестке дня, до тех пор, пока не получит по нему доклад соответствующего комитета.

В большинстве международных организаций решения, прежде чем они выносятся на обсуждение пленарного органа, передаются на рассмотрение вспомогательных органов, где по существу, и вырабатывается проект решения, выявляются его сторонники и противники. Поэтому работе вспомогательных органов уделяется большое внимание.

Важное место в процессе формирования решений международных организаций занимает этап обсуждения. Будь то в главных или во вспомогательных органах, это обсуждение имеет непосредственное политическое значение и конкретный юридический результат: будет ли поставлен на голосование проект решения или резолюции.

Решающим этапом принятия решения является голосование. В подавляющем большинстве органов международных организаций каждая делегация имеет один голос. Лишь в органах со взвешенной системой принятия решений число голосов, предоставляемых государствам, разнится в зависимости от принятых в организации критериев. Например, в финансовых организациях системы ООН каждое государство имеет количество голосов, пропорциональное его взносу.

В правилах процедуры каждого органа устанавливается кворум, необходимый для принятия решений и составляющий чаще всего простое большинство членов органа.

Решения могут приниматься единогласно, простым или квалифицированным большинством. В XIX веке решения в международных организациях в большинстве случаев принимались на Основе принципа абсолютного единогласия. Однако практика показала неудобство такого метода принятия решений, так как даже одно государство могло сорвать всю работу органа. Поэтому постепенно международные организации перешли к относительному единогласию, простому и квалифицированному большинству.

Принцип относительного единогласия требует положительного голосования членов органа без учета отсутствующих или воздерживающихся от голосования членов. Такова была, например, практика голосования в Совете и Ассамблее Лиги Наций.

Простое и квалифицированное большинство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное большинство требует учета всего количества членов органа, относительное большинство - только присутствующих и голосующих «за» или «против».

В некоторых случаях решения в органах международной организации могут приниматься без голосования, путем аккламации или без возражений. Такие методы принятия решений применяются чаще всего в отношении процедурных вопросов.

В практике деятельности международных организаций все большее распространение находит процедура принятия решений на основе консенсуса. Для консенсуса характерен путь согласования позиций государств - членов органа на основе учета мнений и интересов всех и при общем согласии. Согласованный текст решения объявляется председателем органа без проведения голосования и при отсутствии возражений против принятия решения в целом.



Похожие публикации