Что такое витализм в химии определение. Стадии психоэмоциональной реакции людей в экстремальных ситуациях. Витализм в истории химии

Витализм

Так называется учение о «жизненной силе» как особом принципе или начале, управляющем явлениями, протекающими в живых организмах. Виталистами же назывались приверженцы этого учения. Таким признанием воодушевляющего живые организмы духовного принципа характеризуется учение анимистов или виталистов, среди которых можно отметить имена Платона , Аристотеля и в особенности Аретея (50 г до Р. Х.), кажется, впервые употребившего выражение «жизненная сила», употреблявшееся с тех пор в течение всех последующих столетий вплоть до первой половины текущего века, в особенности представителями медицинской школы Монпельё. В физиологии Бурдаха () мы встречаемся еще с отголосками учения виталистов; после изучения функций органов он выражает неуверенность, чтобы этим путем можно было когда-нибудь выяснить явления жизни. Бюффон утверждал, что в состав живых тел входит особое им присущее химическое начало, не встречающееся ни в одном из тел неодушевленной природы.

Против учения анимистов, или, лучше, виталистов, стояло другое учение материалистического характера, а именно - атомистов с главой их Демокритом , по которому все явления жизни сводятся лишь на движение атомов . Не духовный принцип, но механическая необходимость определяют, по словам атомистов, мировой строй со всеми его жизненными явлениями. Пока в науке о жизни организмов господствовали только одни умозрения и отвлеченные гипотезы, до тех пор В. в биологии и физиологии имел бесспорный перевес. Но с применением с конца прошлого столетия к разработке явлений жизни экспериментального метода, вооруженного точными методами физического и химического исследования, биология и физиология начали обогащаться многочисленными фактами, доказывавшими как в общем, так и в частности, что и явления жизни, подобно всем остальным явлениям природы, подчиняются строго определенной закономерности, или детерминизму, по выражению Клода Бернара, то есть что каждое жизненное психическое или телесное явление протекает только при строго определенных физико-химических условиях. Одновременно с этим было доказано, что в состав живых организмов не входит таких тел, которых бы не было в неодушевленном мире, что многие соединения, вырабатываемые метаморфозом веществ в организмах, получаются искусственно и лабораторным путем; было выяснено с весами в руках, что и в животных организмах ни один атом вещества не исчезает и не нарождается, а только превращается и что в них также применяется закон превращения сил. Ввиду таких огромных приобретений, толчок к которым был дан знаменитым Лавуазье , живые организмы становились в глазах исследователей полем игры все тех же общих физико-химических сил природы, находивших здесь благодаря своеобразному устройству живых тканей и органов особое применение и превращение. Этот механический взгдяд на явления жизни благодаря высокой научной продуктивности его за последние десятилетия совершенно вытеснил воззрение виталистов, и ныне физиологию, наиближе всего касающуюся явлений жизни, называют не чем иным, как прикладной физикой и химией живых организмов. Согласно с этим и всякое физиологическое исследование явлений жизни имеет в окончательном результате целью сводить их на физические и химические причины, то есть на механические законы, управляющие ими.

Вот против этого-то заключения, служившего путеводной нитью биологов и физиологов последних десятилетий, вооружился известный физиолого-химик проф. Бунге во вступлении к своей книге «Lehrbuch d. Physiologischen Chemie» (). В талантливом очерке «О витализме и механизме» (Vitalismus und Mechanismus ) автор указывает на недостаточность механического метода как орудия исследования жизненных явлений и на полную несостоятельность его в деле объяснения активных сторон жизненных явлений. Бурге оспаривает современное учение о том, что в живых существах действуют только те же силы и вещества, как и в остальной неодушевленной природе, так как никакими физико-химическими законами нельзя объяснить главных активных сторон жизненных функций: явлений развития организмов и отдельных органов из первоначальной яйцевой клетки, явлений наследственной передачи и развития психических функций в обширном смысле слова. Столь же необъяснимым с точки зрения механической представляются, по мнению Бунге: непосредственные причины возникновения нервных импульсов, управляющих функциями органов, способность выбора клетками пригодного для них материала и отталкивания негодного, целесообразная деятельность фагоцитов, своеобразное всасывание пищевых веществ из пищеварительного канала и выработка железами секретов - противоположно законам простой физической диффузии и осмоса сквозь мертвые перепонки. Все, что есть активного в перечисленных жизненных явлениях, безусловно недоступно ни для физики, ни для химии, ни даже для гистологии , которая исследование с целого организма переносит на мельчайшую клетку или часть ее; но и тут приходится сталкиваться с теми же активными тайнами жизни, которые, по мнению Бунге, недоступны механическому способу исследования. В качестве существенного возражения против механической точки зрения неовитализм Бунге приводит тот факт, что явления внешнего мира не имеют ничего общего с нашими ощущениями и представлениями о них и что нам доступны лишь проявления собственного нашего сознания; отсюда вытекает главное требование неовитализма , чтобы мы, пользуясь внутренним чувством, исходили из внутреннего, непосредственно доступного нам мира явлений для объяснения более неизвестного нам мира внешних явлений. Материализм же делает как раз обратное. Наконец, многие элементы психической жизни совершенно лишены для нашего внутреннего чувства всякого пространственного оттенка, а следовательно, не могут быть выяснены из явлений движения; приняв же эту посылку за верную, пришлось бы заключить, что эти элементы психической жизни недоступны механическому объяснению.

Из этого краткого очерка неовиталистического учения Бунге с очевидностью следует, что в живых организмах должны действовать такие силы, должны протекать такие явления, которые могут не иметь ничего общего с остальными явлениями неодушевленной природы, и если мы неспособны уловить этих специальных активных факторов жизни, то лишь потому, что для наблюдения одушевленной и неодушевленной природы мы пользуемся одними и теми же органами чувств, которые не воспринимают ничего другого, кроме разнообразных форм движения. Очевидно, что при помощи тех же чувств мы не в состоянии открыть в одушевленной природе ничего такого, чего бы не было в неодушевленной природе, и в то же время способны упустить их специфические активные факторы жизни, которые неуловимы для наших внешних чувств и могут быть доступны лишь внутреннему чувству нашего самосознания. Вот в какой новой форме воскрес ныне в науке старый витализм, и этот неовитализм находит защитников совершенно самостоятельных в лице таких видных деятелей, как Риндфлейш и Вирхов . Главная слабая сторона неовиталистического учения сводится к тому, что оно стремится познать непостижимое, то есть сущность жизненных явлений, составляющую активную сторону их. Везде ставятся вопросы вроде следующих: почему и что побуждает организм проделывать весь ход своего развития, почему известные признаки передаются наследственно из поколения в поколение, почему в центре рождается при возбуждении нервный импульс , почему последний приводит в деятельность мышцу и т. д. и т. д. Между тем из современной теории познавания нам известно, что такие вопросы не могут предъявляться умом человека не только миру одушевленных, но и неодушевленных явлений, так как ответы на них могли бы быть даны при условии знания сущности вещей, что, как известно, недоступно нашим познавательным силам. Аналогичные вопросы, приложенные к явлениям электричества, магнетизма и т. д., остались бы столь же безответными, как и вышеуказанные вопросы, касающиеся активных сторон жизни. Следовательно, упрек, делаемый Бунге механическому способу в этом направлении, является делом простого недоразумения. Во-вторых, если явления осмоса, диффузии, всасывания протекают в живых тканях противоположно законам физики и химии, установленным для мертвых тканей, то это объясняется естественнее всего тем, что физико-химические свойства живых тканей иные, чем свойства тех же тканей в мертвом состоянии. Но разница эта трудно определима для нас, так как приступ к исследованию физико-химических свойств живых тканей или органов уже убивает их и уничтожает искомые свойства. В-третьих, явления выбора клетками разнообразных веществ могут быть основаны на неведомых - искомых физико-химических свойствах живой протоплазмы , и, наконец, в основе психических функций, какого бы характера они ни были, лежит процесс молекулярного движения частиц протоплазмы нервных центров, обнаруживаемый ныне даже гальванометром в серой коре мозговых полушарий. Вопреки внутреннему чувству, не улавливающему во многих ощущениях пространственного характера, совместно все же происходит процесс молекулярного движения нервных молекул; этим объясняется, почему психофизические способы исследования так прекрасно анализируют течение психических явлений во времени, время реакции, время, выпадающее на возникновение простейших ощущений и т. д.

Неовитализм, таким образом, не в состоянии сдвинуть современных механических способов исследования жизненных явлений с их настоящего направления, приносящего изо дня в день огромные услуги науке о жизни.

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона .

Витализм (лат.), идеалистическое направление в биологии , объясняющее процессы жизни действием присущей только живым организмам особой жизненной силы (vis vitalis ), отличающейся от основных сил материи, с которыми мы имеем дело в физических и химических явлениях. Идеи В. возникли в древности, когда самые элементарные законы природы не были еще известны, когда мифы, предания и поэтические образы служили главным и почти исключительным объяснением природы. Весь мир наделялся душой, которая в различных предметах была неодинакова уплотнена, что и определяло различную степень одушевленности предметов. См. Анимизм . Но уже и в древнем мире были попытки освободиться от такого виталистического воззрения в философских школах Греции и Рима (в учении Демокрита, Лукреция Кара, сводивших выявление жизни к движению атомов, в противоположность учениям Аристотеля и Платона). Постепенно, с развитием естествознания, В. изгнан из всех областей науки; вместо чудотворной души везде устанавливается строгий закон, закономерная связь между явлениями. Дольше всего В. задержался в биологии. Центр тяжести своего представления о душе он переносит исключительно на живой организм, а самый термин «душа» заменяет модными словами, звучащими как будто бы более научно: жизненная сила, энтелехия, жизненный порыв и т. п. Причина того, что В. оказался более живучим в биологии, лежит в чрезвычайной сложности жизненных процессов и во влиянии церкви на научную мысль.

Во всяком явлении мы прежде всего устанавливаем причину как действующее и определяющее начало, а самое явление рассматриваем как следствие этого действия. В биологии только в редких случаях возможно выявление закономерных связей в такой простой форме, как мы их встречаем в других областях знания. Здесь отношения гораздо сложнее, и отыскание их нередко представляет большие трудности. Эти затруднения и питают В. Из трудности выявления этих связей и причин В. делает заключение, что живой организм не подчиняется общим законам природы, и заранее объявляет безнадежным всякие попытки открыть их. Приписывая особому нематериальному жизненному фактору регулирование жизненных процессов, витализм отказывается от научной точки зрения. Недаром витализм так сильно поддерживается церковью и всеми обскурантами. Долгое время виталисты утверждали, что все усилия в области лабораторного получения органических веществ из материалов так называемой мертвой природы безнадежны, так как «жизненная сила», будто бы обусловливающая их появление, отсутствует в условиях опыта вне живого организма. Химик Ф. Велер показал (1828) вздорность этих утверждений, приготовив в лаборатории мочевину. Его открытием было уничтожено принципиальное различие между органическими и неорганическими соединениями; успехи химии последнего времени показали возможность синтеза таких сложных тел, как белки и углеводы . Не менее сильный удар В. нанес Дарвин (см.) своей книгой о происхождении видов путем естественного отбора (1859), в которой показал, что второй оплот В. - целесообразность строения организмов - объясняется естественными законами природы.

Широкое развитие экспериментальн. биологии в 19 столетии нанесло столь сильный удар по В., что к середине этого века он почти бесследно исчез, и в биологии безраздельно утвердилась научная материалистическая точка зрения. Но к началу 20 века В. под новой вывеской «неовитализма » снова стал проявлять некоторые признаки жизни. Это течение основывается главным образом на опровержении и критике теории Дарвина и его объяснений существования целесообразностей. Между старым и новым В. нет никакой принципиальной разницы. «Их различие сводится к мотивам, их породившим: первый был вызван отсутствием научного объяснения жизненных явлений, второй наоборот - желанием освободиться от полученных научных объяснений и найти почву для необъяснимого, таинственного, чудесного, на которой только и могут сохраниться шаткие построения теолога и метафизика» (Тимирязев).

Неовиталисты так же, как и старые виталисты, утверждают, что жизненные процессы нельзя понять, если не допустить наличия в организме особого жизненного фактора, по существу непознаваемого. Они так. обр. объявляют задачи биологии неразрешимыми и бессильно пытаются вернуть ее на старый путь телеологии и религии. Неовитализм нельзя рассматривать как научное направление. Это - ненаучная реакция против материалистической науки.

Литература :

  • Слепков В., Биология и марксизм, М., 1928;
  • Агол И. И., Неовитализм и марксизм, ст. в журн. «Под знаменем марксизма», № 3, М., 1928;
  • Фишер Б., Витализм и патология, М., 1926;
  • Финкельштейн Е., Жизнь как диалектический процесс, Харьков, 1928;
  • Агол И. И., Витализм, механический материализм и марксизм, М., 1928;
  • Фаусек В. А., Сущность жизни, СПБ, 1906;
  • Тимирязев К. А., Витализм и наука, сборн. «Философия науки», стр. 64-78, М., 1923.

И. Агол .

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии .

Витализм (от лат. vitalis - жизненный, животворный, живой), идеалистическое течение в биологии, допускающее наличие в организмах особой нематериальной жизненной силы. Витализм берёт начало от первобытного анимизма - представления об одушевлённости всех тел природы. Элементы В. обнаруживаются в представлениях величайших мыслителей античности: Платона - о бессмертной душе (психее) и Аристотеля - об особой нематериальной силе «энтелехии», управляющей явлениями живой природы. После эпохи Возрождения идея одушевлённости неживых тел уступила место механическому пониманию явлений как неорганического так и органического мира. В 17 в. появилось дуалистическое учение, проводившее резкую грань между телами неживой природы и живыми существами. Я. Б. ван Гельмонт создал учение об «археях» - духовных началах, регулирующих деятельность органов тела. Более детально эту виталистическую концепцию развил в начале 18 в. немецкий врач Г. Шталь, полагавший, что жизнью организмов управляет душа, которая и обеспечивает их целесообразное устройство. В начале 19 в. отмечалось возрождение виталистической идеи как реакция на упрощённые механистические представления французских материалистов 18 в. (Д. Дидро , Ж. Ламетри и др.). Нематериальное начало жизни немецкий анатом И. Ф. Блуменбах называл формативным стремлением, немецкий естествоиспытатель Г. Р. Тревиранус - жизненной силой (vis vitalis - отсюда и название всего направления). Виталистические взгляды немецкого физиолога И. Мюллера, приписывавшего живым существам творческую силу, которая обусловливает их единство и гармонию, В. И. Ленин относил к физиологическому идеализму. Во 2-й половине 19 в. вульгарный механистический материализм снова сменился волной В., названного тогда неовитализмом . Его вдохновителем был немецкий биолог Х. Дриш , считавший, что сущность жизненных явлений составляет так называемая энтелехия (нечто, в самом себе несущее цель), которая действует вне времени и пространства и непознаваема. Существование непознаваемых жизненных факторов допускали и другие виталисты, называя их «жизненной энергией», «жизненным порывом», «доминантой». Отказываясь от объяснения жизненных явлений, В. демонстрирует бессилие идеализма в решении вопроса о сущности жизни, её происхождении и развитии. Источником возрождающихся время от времени виталистических воззрений является неудовлетворённость виталистов механистическими объяснениями жизненных явлений и неспособность применять для этих объяснений методологию диалектического материализма. Критикуя недостатки толкования сущности жизни и главных свойств живого механистического материализмом, В., по существу, сам не выходит за рамки метафизической, механистической методологии. Утверждая несводимость жизни к совокупности химических, физических и механических явлений, В. абсолютизирует качественное своеобразие жизненных явлений, привлекая для его объяснения вымышленные нематериальные факторы. Для В. характерно игнорирование исторического метода (например, отрицание Х. Дришем и его последователями теории Ч. Дарвина; телефиналистической трактовки эволюции современными идеалистами). Виталисты всегда использовали для обоснования своей позиции нерешённость тех или иных проблем (например, предполагавшуюся невозможность синтеза органических веществ вне организма и т. п.). По мере того как те или иные особенности живого получали научное, материалистическое объяснение, В. апеллировал к другим, ещё не изученным областям. В. идеалистически истолковывал не только природу живых организмов вообще, но и природу сознания. После победы эволюционных представлений в биологии В. проникает и в эту область в форме различных антидарвинистских концепций эволюции, например психоламаркизм , творческая эволюция (французский философ А. Бергсон) и др.

Литература :

  • Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20;
  • Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т 18;
  • Тимирязев К. А., Витализм и наука, Соч., т. 5. М., 1938;
  • Дриш Г., Витализм. Его история и система, М., 1915;
  • Тейяр де Шарден П., Феномен человека, пер. с франц., М., 1965.

Л. Я. Бляхер.

Эта статья или раздел использует текст
4. Витализм в истории химии

В истории химии витализм играл ведущую роль, отличая органические и неорганические вещества, следуя аристотелевскому различию между царством минералов и царствами животных и растений. Главной предпосылкой этих виталистических воззрений было владение органическими веществами, в отличие от неорганических, «жизненной силой». Из этого вытекало и было предсказано, что органические соединения не могут быть синтезированы из неорганических. Однако химия развивалась, и в 1828 году Фридрих Вёлер синтезировал мочевину из неорганических компонентов. Вёлер написал Берцелиусу письмо, в котором говорил, что он стал свидетелем «великой трагедии в науке — убийства прекрасной гипотезы уродливым фактом». «Прекрасной гипотезой» был витализм; «уродливым фактом» — пробирка с кристаллами мочевины.

Согласно общепринятым взглядам на прогресс химической науки, последовавшие за этим открытия отвергли «витальную силу», по мере того, как все большее количество жизненных процессов стало возможным объяснить химическими или физическими явлениями. Тем не менее, не считается, что витализм умер именно в тот момент, когда Вёлер синтезировал мочевину. «Миф о Вёлере», как он был назван историком науки Питером Дж. Рамбергом, зародился в научно-популярной книге об истории химии, опубликованной в 1931 году, которая «игнорируя все претензии на историческую точность, превратила Вёлера в рыцаря, который совершал попытку за попыткой синтезировать природное вещество, которая опровергла бы витализм и сдернула покров невежества, до тех пор, пока „в один день не свершилось чудо“».

Основной антимеханический тезис в химии — телеологичность процессов, уже не объясняемых механически на уровне клетки.

Некоторые величайшие умы того времени продолжали исследовать витализм. Луи Пастер, вскоре после его знаменитого опровержения теории спонтанного самозарождения, совершил несколько экспериментов, которые, как он чувствовал, поддерживают теорию витальности. Согласно Бехтелю, Пастер «применил ферментацию к более общей программе, описывающей особенные реакции, которые протекают только в живых организмах. Они не применимы к витальным явлениям.» В 1858 году Пастер показал, что ферментация происходит только в присутствии живых клеток и в отсутствие кислорода. Это привело его к описанию ферментации как «жизни без воздуха». Он не нашёл подтверждения утверждениям Берцелиуса, Либига, Траубе и других, что ферментация происходит под действием химических агентов или катализаторов внутри клеток, и заключил, что ферментация — «витальное действие».

Оригинальную системную биохимическую концепцию жизни разрабатывал в 1871-1911 гг. Эдмунд Монтгомери.

Литература

  • О душе. Аристотель Rem. данная книга приводится не как уважение к классику, а как самый необходимый текст для понимания сути.
  • O duszy. Aristoteles Prelozyl, wstepem i skrowidzem opatrzyl Pawel Siwek. // PWN, Warszawa 1972
  • Витализм. Его история и система. Г. Дриш 1915 // репринт 2007 URSS
  • Stuart R. Hameroff Ultimate Computing. Biomolecular Consciousness and NanoTechnology.
  • Новая наука о жизни. Р. Шелдрейк. //«Рипол классик» М2005
  • Guenter Albrecht-Buehler Cell Intelligence.
  • Валентин Томберг. Старшие арканы Таро. — СПб. «Алетейя», 2000 Словарь Томберга
Species plantarum

витализм биологический механицизм ханс

В истории химии витализм играл ведущую роль, отличая органические и неорганические вещества, следуя аристотелевскому различию между царством минералов и царствами животных и растений. Главной предпосылкой этих виталистических воззрений было владение органическими веществами, в отличие от неорганических, "жизненной силой". Из этого вытекало и было предсказано, что органические соединения не могут быть синтезированы из неорганических. Однако химия развивалась, и в 1828 году Фридрих Вёлер синтезировал мочевину из неорганических компонентов. Вёлер написал Берцелиусу письмо, в котором говорил, что он стал свидетелем "великой трагедии в науке -- убийства прекрасной гипотезы уродливым фактом". "Прекрасной гипотезой" был витализм; "уродливым фактом" -- пробирка с кристаллами мочевины.

Некоторые величайшие умы того времени продолжали исследовать витализм. Луи Пастер, вскоре после его знаменитого опровержения теории спонтанного самозарождения, совершил несколько экспериментов, которые, как он чувствовал, поддерживают теорию витальности. Согласно Бехтелю, Пастер "применил ферментацию к более общей программе, описывающей особенные реакции, которые протекают только в живых организмах. Они не применимы к витальным явлениям". В 1858 году Пастер показал, что ферментация происходит только в присутствии живых клеток и в отсутствие кислорода. Это привело его к описанию ферментации как "жизни без воздуха". Он не нашёл подтверждения утверждениям Берцелиуса, Либига, Траубе и других, что ферментация происходит под действием химических агентов или катализаторов внутри клеток, и заключил, что ферментация -- "витальное действие".

Витализм оказал влияние на некоторые отрасли биологии и психологии (теория морфогенетических полей в эмбриологии, гештальтпсихология). Сильной стороной витализма была критика механистических взглядов на биологическую причинность. Некоторые высказывания виталистов предвосхитили современные взгляды на генерацию и накопление информации в живых системах, на иерархию уровней организации. С утверждением (как в физических науках, так и в биологии) более широких, немеханистических взглядов на причинность и с развитием системного подхода витализм утратил влияние. Ряд феноменов, которые витализм считал специфически биологическими (способность регулировать нарушения целостности, самоусложнение пространственной организации, достижение одного конечного результата разными путями), рассматриваются в современном естествознании как типичные проявления самоорганизации любых достаточно сложных систем (как живых, так и неживых), а специфика живого не отрицается, но связывается с единством происхождения и развития жизни.

В России виталистические теории не получили большого распространения; отдельные попытки насаждения в науке виталистических идей (А. Данилевский, И.П. Бородин, теория "номогенеза" Л.С. Берга, "практический" витализм А. Гурвича) подвергались резкой критике. Трудами крупнейших русских естествоиспытателей-материалистов К. А. Тимирязева, И.М. Сеченова, И.И. Мечникова, И.П. Павлова, И.В. Мичурина, А.Н. Баха, В.Л. Комарова и др. витализму был нанесен сильный удар. Исследованиями процессов фотосинтеза у растений К.А. Тимирязев опроверг утверждение витализма о том, что жизненные процессы в организме не подчиняются закону сохранения и превращения энергии. Учение И.П. Павлова о ведущей роли центральной нервной системы в регуляции жизненных функций организма дает материалистическое решение проблемы организма как целого, разбивает реакционные вымыслы виталистов о невозможности материалистического объяснения психических явлений (Г. Бунге, В. Келлер, Ч. Шеррингтон), а также идеи "психовитализма" о наличии в каждой клетке особой "клеточной души" (А. Паули, Р. Франсе и др.). А.Н. Бах трудами по биохимии растений разоблачил виталистические идеи о творческой энергии "жизненной силы", преодолевающей якобы пассивность и инертность отдельных химических компонентов и формирующей их в живой организм.

Научная критика витализма с позиций диалектического материализма дана в трудах Энгельса и Ленина. Энгельс показал, что для объяснения качественного своеобразия явлений жизни нет никакой необходимости прибегать к помощи мистических сил. Жизнь, указывал он, есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является непрерывный обмен веществ как процесс самосовершающийся, направленный на самообновление живой системы. Живое возникло из неживого на определенной ступени развития природы; разрыва между органической и неорганической природой не существует. Современное материалистическое естествознание полностью подтверждает эти положения диалектического материализма.

Достижения материалистической биологии, химии, физики и др. наук ярко свидетельствуют о несостоятельности виталистических идей.


История витализма

Витализм - философское направление, утверждающее наличие в организмах нематериальной управляющей жизненными явлениями сверхъестественной силы - "жизненной силы" (лат. vis vitalis), "души", "энтелехии", "архея" и других. Это давняя концепция, ее корни, как и корни механицизма, уходят в классическую древность. Виталистические воззрения уходят корнями в анимизм. Анимизм (от лат. anima – душа) – вера в духов (душу) как причину жизни и явлений природы; низшая ступень религиозного развития, выражающаяся в одухотворении явлений природы.

В метафизическом смысле анимизм представляет собой мировоззрение, согласно которому душа является основным принципом жизни. Встречается у Аристотеля и у стоиков; особенное развитие получило в эпоху Возрождения в учении о мировой душе. У примитивных народов душа, духи мыслились скорее представителями сверхъестественного мира, нежели универсальной мистической силой или богами.

Ранний витализм

В трактовке сущности живого витализм исходит из ложных, метафизических представлений об абсолютности различия явлений органической и неорганической природы. Зачатки витализма относятся к античности.

Идеалистические представления Платона о бессмертной душе – "психее", оживляющей растительный и животный мир, идеи Аристотеля о существовании особой нематериальной силы, "энтелехии", управляющей явлениями живой природы, а также его учения о четырех видах причин самодвижения живых тел свидетельствуют о наличии элементов витализма в этих учениях. Более ярко витализм проявился во взглядах неоплатоника Плотина, который утверждал наличие в живой природе особого "животворящего духа" (vivere facit). Имеется предположение, что им впервые было выдвинуто понятие "жизненной силы", вошедшее в последующие виталистические теории.

Различают философский витализм, близкий к объективному идеализму (Платон, Шеллинг, Бергсон), и естественнонаучный витализм. Естественнонаучный витализм противостоит механицизму, согласно которому жизненные процессы без остатка разложимы на силы и факторы неживой природы. Основные принципы, отстаиваемые витализмом, - целесообразность, нерасчленимость и "немашинность" развития и поведения живых систем.

Развитие витализма

После эпохи Возрождения идея одушевлённости неживых тел уступила место механическому пониманию явлений как неорганического, так и органического мира.

В XVII веке появилось дуалистическое учение, проводившее резкую грань между телами неживой природы и живыми существами. Я. Б. ван Гельмонт создал учение об "археях" - духовных началах, регулирующих деятельность органов тела. Более детально эту виталистическую концепцию развил в начале XVIII веке немецкий врач Г. Шталь, полагавший, что жизнью организмов управляет душа, которая и обеспечивает их целесообразное устройство.

В XVIII веке была популярной виталистическая теория "животного магнетизма" Ф. А. Месмера. Месмер считал, что открытая им сила действует только внутри тел людей, животных и выбрал слово animal за его происхождение от лат. "animus" - "дыхание", чтобы идентифицировать эту силу, как качество, присущее созданиям, наделенным дыханием: людям и животным.

Идеи Месмера стали такими популярными, что король Людовик XVI созвал две комиссии для исследования месмеризма. Одну возглавлял Жозеф Гильотен, вторую - Бенджамин Франклин, которая включала Жозефа Сильвана Бальи и Лавуазье. Члены комиссий изучили теорию Месмера и видели пациентов, впадавших в транс. В саду Франклина пациента подводили к пяти деревьям, одно из которых было "месмеризовано"; пациент обнимал каждое дерево по очереди, чтобы принять "жизненные флюиды", но упал у "неправильного" дерева. В доме Лавуазье 4 обычных чашки с водой были поднесены к "восприимчивой" женщине, и четвёртая чашка вызвала конвульсии. Но женщина спокойно выпила "месмеризованное" содержимое пятой, считая её обычной водой. члены комиссии заключили, что "флюиды без воображения бессильны, однако воображение без флюидов может произвести эффект флюида".

Это важный пример победы силы разума и контролируемого эксперимента над ложными теориями. Иногда считается, что виталистские идеи ненаучны, потому что непроверяемы; здесь теория была, не только проверена, но и признана ложной.

В начале XIX века отмечалось возрождение виталистической идеи как реакция на упрощённые механистические представления французских материалистов XVIII века (Д. Дидро, Ж. Ламетри и др.). Нематериальное начало жизни немецкий анатом И. Ф. Блуменбах называл формативным стремлением, немецкий естествоиспытатель Г. Р. Тревиранус - жизненной силой (vis vitalis). Виталистические взгляды немецкого физиолога И. Мюллера, приписывавшего живым существам творческую силу, которая обусловливает их единство и гармонию, В. И. Ленин относил к физиологическому идеализму.

Во 2-й половине XIX века вульгарный механистический материализм снова сменился волной витализма, названного тогда неовитализмом или "практическим витализмом". Неовитализм отрицает возможность причинно-механического объяснения жизненных процессов, приписывая им плановость, целенаправленность и внутреннюю, собственную закономерность. Его вдохновителем был немецкий биолог Х. Дриш.

Дриш Ханс и неовитализм

Дриш Ханс (1867-1941) - немецкий биолог и философ, один из основоположников витализма. В 1911-1934 года - профессор в Гейдельберге, Кёльне и Лейпциге, в 1935 лишен нацистами права читать лекции. Начинал с исследований в духе геккелевского механицизма, но быстро отказался от него.

Немеханистический подход, согласно Дришу, означает отказ от применения к живой природе понятий физико-химической причинности как исчерпывающего объяснительного средства и утверждение телеологизма, свойственного органическим процессам. Его опыты с яйцами морского ежа показали способность организма развиваться из нестандартного набора клеток эмбриона. Машина, в отличие от живого организма, не способна к саморегенерации и самовоспроизводству, к сохранению обычной формы и функций при необычных воздействиях среды. Инстинктивные действия, по Дришу, несводимы к простым машинообразным рефлексам, тем необъяснимы через механическую причинность сознательные поступки. Системы такого рода он называл "эквипотенциальными" и "гармоническими", а регуляции, ведущие разными путями к одной цели, - "эквифинальными".

Все это, по его мнению, говорит о наличии особого действующего фактора, обусловливающего суверенность живого. Основой развития элементов комплексно-эквипотенциальных систем является не машина, а нечто, что не есть экстенсивное многообразие, называемое Дришем "энтелехией". Как понятие – энтелехия многообразна, как фактор природы – целостна, нераздельна. Энтелехия не в состоянии увеличивать разнообразие состава данной системы, но она может увеличить путем регуляции разнообразие в распределении элементов наличного состава, так называемое дифференцирование. Именно дифференцирование переступает границы неорганического. Воздействие энтелехии на какую-либо систему отражается на первой таким образом, что выполненный, совершившийся акт своим существованием устраняет потребность в его выполнении, т.е. изменяется задача энтелехии. Затормаживая и растормаживая естественные процессы, энтелехия осуществляет "каузальность целостности".

"Целостность" и "индивидуальность" усматриваются интуитивно. Энтелехия может быть только мыслима, задача состоит в том, чтобы объяснить природно-каузальный эффект этого мыслимого фактора. Энтелехия не есть пространственное, т.е. экстенсивное понятие и поэтому к ней не применимы все виды пространственных взаимоотношений, к которым принадлежит и делимость, т.е. целого, объемлющего части. Усмотрение связи мыслимого с эмпирически наблюдаемым он исследовал в рамках так называемого "учения о порядке", в которое входили методология науки, этика и эстетика. Я - пассивно, недеятельно, оно "имеет" нечто, причем усматривает в нем "порядок". Осознавать знание и значит, согласно Дришу, философствовать. Знание есть знание о порядке. Оно достигается "полаганием", то есть акцентированием окончательной обособленности имеемого нечто. Различая "теперь" и "прежде", можно прийти к понятию "становление" как порядка особого типа, связывающего основание со следствием. Это позволяет мыслить разные типы каузальности, в том числе и "каузальность целостности", где основанием становления является энтелехия.

"Учение о порядке" Дриша не есть ни теория познания, ни онтология. Но, следуя внутренней логике своей концепции, он приходит к трансформации ее в направлении учения о "действительности". За эмпирически данным необходимо увидеть "недействительное", "абсолютное". Познание "действительного" индуктивно, и заключение о нем гипотетично. Витализм Дриша был популярен в первое десятилетие ХХ века, а его логические и онтологические идеи - в 20-е годы.

Согласно Дришу, в процессе развития происходит переход интенсивного (непространственного) разнообразия в экстенсивное. Этот переход свойственен только живым системам и осуществляется под действием специфически витального фактора - энтелехии. Живым организмам присуща "целостная причинность", тогда как неживым телам - "причинность элементов".

В основу "практического витализма" легли основные принципы эмбрионального развития – "судьба части есть функция ее положения в целом" и "принцип эквифинальности", в соответствии с которым, развитие может приводить к одинаковым конечным биоформам, несмотря на резкие отклонения от нормального его хода. Отсюда следовало, что свойства целостной живой системы несводимы к сумме свойств ее частей, что живое "целое" обладает собственными специфическими свойствами, исчезающими при его расчленении.

Такой взгляд на живые системы позволил поставить вопрос о природе целостности живых систем, о законах взаимодействия и взаимовлияния частей и целого. В поисках ответа на этот вопрос возникли новые системы постулатов: холизм (в онтологии опирается на принцип: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей; гносеологический принцип: познание целого должно предшествовать познанию его частей), органицизм (философско-методологическая и общенаучная концепция, кладущая в основу объяснения широкого круга природных явлений понятия организации и организма), системность (все предметы и явления мира представляют собой системы той или иной степени целостности и сложности).

Были сформулированы новые теории, доступные экспериментальной проверке: различные варианты теорий специфических биологических (когерентных) полей (А. Г. Гурвич, П. Вейсс, Р. Шелдрей, Ф. А. Попп). Холистическое и системное мировоззрение послужило основой для разработки принципов теоретической биологии (Э. Бауэр, К. Уоддингтон, Л. фон Берталанфи), современных теорий самоорганизации (И. Пригожин, М. Эйген), а также биосферной концепции (В. И. Вернадский, Дж. Лявлок). Авторы этих теорий относили себя к сторонникам или противникам витализма в зависимости от их отношения к проблеме телеологии.

Таким образом, разработанная Дришем концепция является синтезом науки и идеалистической философии. Так как с одной стороны, витализм не отвергал современных научных открытий, а с другой, говорил о существовании непостижимой внутренней цели, которая и является неотъемлемым условием жизни на земле. Такое сочетание взглядов и обеспечило витализму высокую жизнеспособность.

Витализм и наука

В истории химии витализм играл ведущую роль, отличая органические и неорганические вещества, следуя аристотелевскому различию между царством минералов и царствами животных и растений. Главной предпосылкой этих виталистических воззрений было владение органическими веществами, в отличие от неорганических, "жизненной силой". Из этого вытекало и было предсказано, что органические соединения не могут быть синтезированы из неорганических. Однако химия развивалась, и в 1828 году Фридрих Вёлер синтезировал мочевину из неорганических компонентов. Вёлер написал Берцелиусу письмо, в котором говорил, что он стал свидетелем "великой трагедии в науке - убийства прекрасной гипотезы уродливым фактом". "Прекрасной гипотезой" был витализм; "уродливым фактом" - пробирка с кристаллами мочевины.

Некоторые величайшие умы того времени продолжали исследовать витализм. Луи Пастер, вскоре после его знаменитого опровержения теории спонтанного самозарождения, совершил несколько экспериментов, которые, как он чувствовал, поддерживают теорию витальности. Согласно Бехтелю, Пастер "применил ферментацию к более общей программе, описывающей особенные реакции, которые протекают только в живых организмах. Они не применимы к витальным явлениям". В 1858 году Пастер показал, что ферментация происходит только в присутствии живых клеток и в отсутствие кислорода. Это привело его к описанию ферментации как "жизни без воздуха". Он не нашёл подтверждения утверждениям Берцелиуса, Либига, Траубе и других, что ферментация происходит под действием химических агентов или катализаторов внутри клеток, и заключил, что ферментация - "витальное действие".

Витализм оказал влияние на некоторые отрасли биологии и психологии (теория морфогенетических полей в эмбриологии, гештальтпсихология). Сильной стороной витализма была критика механистических взглядов на биологическую причинность. Некоторые высказывания виталистов предвосхитили современные взгляды на генерацию и накопление информации в живых системах, на иерархию уровней организации. С утверждением (как в физических науках, так и в биологии) более широких, немеханистических взглядов на причинность и с развитием системного подхода витализм утратил влияние. Ряд феноменов, которые витализм считал специфически биологическими (способность регулировать нарушения целостности, самоусложнение пространственной организации, достижение одного конечного результата разными путями), рассматриваются в современном естествознании как типичные проявления самоорганизации любых достаточно сложных систем (как живых, так и неживых), а специфика живого не отрицается, но связывается с единством происхождения и развития жизни.

В России виталистические теории не получили большого распространения; отдельные попытки насаждения в науке виталистических идей (А. Данилевский, И. П. Бородин, теория "номогенеза" Л. С. Берга, "практический" витализм А. Гурвича) подвергались резкой критике. Трудами крупнейших русских естествоиспытателей-материалистов К. А. Тимирязева, И. М. Сеченова, И. И. Мечникова, И. П. Павлова, И. В. Мичурина, А. Н. Баха, В. Л. Комарова и др. витализму был нанесен сильный удар. Исследованиями процессов фотосинтеза у растений К. А. Тимирязев опроверг утверждение витализма о том, что жизненные процессы в организме не подчиняются закону сохранения и превращения энергии. Учение И. П. Павлова о ведущей роли центральной нервной системы в регуляции жизненных функций организма дает материалистическое решение проблемы организма как целого, разбивает реакционные вымыслы виталистов о невозможности материалистического объяснения психических явлений (Г. Бунге, В. Келлер, Ч. Шеррингтон), а также идеи "психовитализма" о наличии в каждой клетке особой "клеточной души" (А. Паули, Р. Франсе и др.). А. Н. Бах трудами по биохимии растений разоблачил виталистические идеи о творческой энергии "жизненной силы", преодолевающей якобы пассивность и инертность отдельных химических компонентов и формирующей их в живой организм.

Научная критика витализма с позиций диалектического материализма дана в трудах Энгельса и Ленина. Энгельс показал, что для объяснения качественного своеобразия явлений жизни нет никакой необходимости прибегать к помощи мистических сил. Жизнь, указывал он, есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является непрерывный обмен веществ как процесс самосовершающийся, направленный на самообновление живой системы. Живое возникло из неживого на определенной ступени развития природы; разрыва между органической и неорганической природой не существует. Современное материалистическое естествознание полностью подтверждает эти положения диалектического материализма.

Достижения материалистической биологии, химии, физики и др. наук ярко свидетельствуют о несостоятельности виталистических идей.



Как говорит Википедия, витализм – это учение про жизненную силу, которая управляет разнообразными процессами в живых организмах. Виталисты же – это люди, которые являются приверженцами данного учения.

Теория витализма совершенно идеалистическая, и она допускает, что некая нематериальная сила жизни содержится в каждом организме.

Все процессы находятся в зависимости от данной силы, и их никак нельзя объяснить через научные законы. В этой статье мы поговорим подробно о том, чем является витализм, как развивалась виталистическая теория в разные исторические периоды и как она повлияла на современную психологию и педагогику.

История развития витализма

Данное учение развивалось на протяжении разных эпох. Так, его черты прослеживаются в ряде традиций:

  • Это «прана» и «ци» в учениях Востока.
  • Гиппократ называл это термином «гуморы».
  • Аристотель в своем учении говорил о сущности всего живого, которая выносилась за пределы контекста физики.
  • Традиция буддизма указывала на источник всего живого, определяя его как Абсолют.
  • Традиция христианства также рассматривала источник всего сущего.
  • Ганс Дриша интерпретировал энтелехию в различных данных, взятых из экспериментов. Ее направленность является антимеханической.

В результате того, что такие науки, как химия, биология и физика, накопили значительный объем данных опытным путем, витализм начал попросту терять свое значение и влияние. Так, сейчас его относят к теориям неакадемического характера.

Истоки подобных воззрений нужно искать в древности. Тогда предпринимались попытки придумать определенную модель мира и жизни всех живых существ.

В те времена появилось предположение о том, что материя имеет разные формы, которые отличаются своим отношением к такому фактору, как теплота. Форм жизни было две, их назвали органической и неорганической материей.

Последнюю можно вернуть назад, в ее первичное состояние, в том случае, если она нагревается, а затем нагрев прекращается. А вот все органические структуры в результате такого нагрева спекаются и переходят в другие формы, которые не восстанавливаются до прежних значений.

И вот таким образом среди ученых шли споры о том, что является причиной различий этих двух форм жизни. Был сделан вывод, что существует некая сила жизни, которая присутствует лишь в органической форме существования.

Когда в XVI столетии была разработана теория причин разных заболеваний (в качестве такой причины в ней рассматривались микробы), влияние витализма на западную медицину уменьшилось. Также стало более очевидным и функционирование разных органов в живых организмах, благодаря чему ученые начали постепенно отказываться от мистических теорий объяснения жизненных феноменов.

Однако ряд ученых еще долгое время пытался развивать данные идеи в своих работах. Тем не менее в XIX столетии Якоб Берцелиус отверг объяснение витализма с мистической точки зрения. Этот ученый считается «отцом» химии как современной науки. В то же время среди других ученых велись споры о том, существует сила в материи или нет.

Позднее было введено понятие «сила Одина», которое объясняет энергию жизни, пронизывающую все живые организмы. Автором этой теории был Карл Рейхенбах. Данная концепция не получила большой популярности, даже несмотря на авторитет изобретателя. С тех пор термин «витализм» начал использоваться в качестве уничижительного наименования.

Но даже в 2002 году Эрнст Майр, несмотря на то, что он со своими коллегами разработал синтетическую теорию эволюции и был явным критиком витализма, говорил, что высмеивать виталистов неисторично и ненаучно. Так, если прочитать работы некоторых выдающихся виталистов, например Дриша, то приходится соглашаться с теориями о том, что ряд биологических проблем невозможно объяснить при помощи философии Декарта, в рамках которой организм воспринимается как обычный робот.

Виталистическая теория в педагогике

Отдельно следует остановиться на влиянии витализма на педагогику и психологию. Здесь сразу же стоит вспомнить талантливого итальянского педагога и теоретика воспитания дошкольников – Марию Монтессори. Она была первой женщиной в истории Италии, которая получила степень доктора медицинских наук.

Мария Монтессори проводила работы вначале в психиатрической клинике для детей. Она разрабатывала методики воспитания малышей и затем включила их в свою практику. В итоге ее система развития дошкольников стала популярной по всему миру.

В течение всей жизни эта женщина постоянно пропагандировала разработанный ею метод. Ее работы стали невероятно популярными в детских учреждениях ряда стран мира.

Мировоззрение Монтессори соотносимо с субъективным идеализмом. Она противопоставляла душу и человеческое тело и являлась последовательницей виталистической философии. Педагог считала, что есть некая постоянная жизненная сила, которая имеет мистический характер и является двигателем в развитии каждого индивида.

Женщина была противницей материализма и его взглядов на природу мира и человека, а также на сам процесс воспитания ребенка. Ею были разработаны вопросы антропологического подхода в педагогике и поставлен ряд экспериментов в сфере воспитания дошкольников.

Монтессори полагала, что как мы не можем влиять на тело ребенка, на его форму и внешность, так же мы не способны понять, каковы его внутренняя сущность и потребности, как и в какое время ребенку может понадобиться то или иное для его развития. Все это привело ее к принципам ненасилия над ребенком и уважения его личности.

В итоге была выведена теория о недопустимости активной роли воспитателя, о выдвижении на первый план принципов самообучения и самовоспитания детей. В процессе практики педагогом изучалась психология малышей, проводились постоянные антропологические измерения различных показателей.

Для того чтобы дети имели возможность самостоятельно обучаться, были сделаны различные изменения в оснащении комнат детских учреждений. Так, парты заменили легкой мебелью, стали использовать удобное оборудование.

Впрочем, Монтессори не смогла избежать ряда противоречий. Так, хотя она и говорила о том, что невозможно познать те законы, которые управляют развитием малыша и руководить ими, все же она сама ставила эксперименты и продумывала средства, которые способствовали бы раскрытию детских жизненных сил. Она говорила, что воспитание – это активное содействие обычным процессам развития малыша.

Так что следует отметить, что виталистическая теория до сих пор играет важную роль в развитии общества, особенно если это касается педагогических вопросов, и подтверждением этому служит распространенность педагогики Монтессори в практике воспитания. Автор: Наталья Зорина



Похожие публикации