Племя гереро. Гереро: затерянные в песках Калахари. Последствия и их оценка

Фиксировались антропологические типы близкие по своим признакам к современным койсанским народам. Это люди так называемых "боскопского" и "флорисбадского" антропологических типов. Единственное существенное отличие от современных представителей койсанской расы - это более высокий рост и очень большой объём головного мозга (1600 куб. см., что больше чем у современных представителей Homo sapiens).

На территории Намибии археологические и антропологические находки показывают присутствие кой-коин и сан уже в первых веках новой эры.

Предки современных готтентотов мигрировали на территорию Намибии из района Великих Африканских озёр приблизительно в это же время, оттеснив или смешавшись с предками нынешних бушменов. Ряд учёных высказывают и более экзотические гипотезы: например, французский археолог Брейль утверждал, что Южная Африка была заселена выходцами из Египта (он ссылается на некоторые анатомические особенности койсанских народов и древних египтян).

В отличие от сан готтентоты уже одомашнили скот и владели навыками плавки и обработки металлов. К моменту появления европейцев на южной оконечности Африки (17 век) кой-коин уже переходили к оседлости и осваивали земледелие.

Примерно спустя тысячелетие (в 16 веке) этим же путём с севера и северо-востока в Намибию начали проникать племена банту, первыми из которых были предки гереро. Они смогли оттеснить койсанов с левобережья Кунене, но дальнейшее их продвижение было преостановлено.

Однако, в последующем основным каналом общения с внешним миром стал южный коридор - от мыса Доброй Надежды через нагорья Намакваленда.

В течение 17-19 веков готтентотские племена, населявшие южную оконечность Африки, были практически уничтожены. Так исчезли племена готтентотов - кочоква, горингайиква, гайноква, хесеква, кора, жившие в районе нынешнего Кейптауна . Остальная часть готтентотов в ходе контактов с европейцами в значительной мере утратила свою самобытность. В ранний период колонизации сожительство белых колонистов с готтентотскими женщинами носил массовый характер. В результате образовались многочисленные метисные группы (бастеры) - "рехоботские бастеры", "бетанские бастеры", "орлам" , "цветные" Южной Африки .

В 19 веке из остатков распавшихся племён образовались новые объединения, связанные стремление отстоять хоть долю независимости. Наиболее значительные из них - орламы в Намибии и гриква в ЮАР. В 18-19 веках племенное объединение орлам (потомки племён гочоква, дамаква и др.), вытесненное белыми поселенцами, пересекло реку Оранжевая и двинулось на север. Орлам уже были христианами, говорили на языке буров, пользовались лошадьми и ружьями. Орлам включали витбоев - готтентотов осевших в районе Гобабис, Берсеба и Бетани, а также африканеров (буров), скитавшихся в поисках скота и земли под предводительством вождя орлам - Йонкера Африканера.

Процесс образования государства готтентотов нама начался с установления гегемонии племени орлам. Вождь племени Йонкер Африканер сформировал регулярную двухтысячную армию (первую в регионе) и создал кавалерию, как род войск. Около 1823 года Йонкер основал поселение и свою ставку Винтерхук (по названию места рождения на севере Капской колонии), ставшую в последствие столицей страны - г. Виндхук. Йонкер Африканер на своих землях содействовал развитию земледелия, ремёсел и торговли. Всё это, как и покорение части соседних племён гереро (к 40-м годам 19 века под властью нама была вся южная и часть центральной части страны), вело к формированию первого централизованного государства на юге Африки.

Могила Йонкера в Окахандже стала объектом поклонения - там каждый год собираются готтентоты со всей страны.

В 1865 г. на Центральное плато Намибии пришли рехоботеры , согнанные англичанами со своих земель на левом берегу р. Оранжевой.

В 70-х годах 19 века вслед за рехоботерами в Намибию двинулись африканеры, после того как владельцами Капской колонии стали англичане. Это переселение африканеров получило название "Трек в страну жажды". "Трекеры" двигались на север по пути, проложенному орлам, пользуясь источниками воды, открытыми своими предшественниками, и, как правило, оседали близ этих источников. Вплоть до конечного района их миграции - плато Планалту в Анголе - африканеров сопровождали их проводники рехоботеры и нама.

На севере Намибии в 60-х годах 19 века было создано ещё одно крупное межплеменное объединение гереро под руководством вождя Магереро. Гереро - это негроидное племя, пришедшее в Юго-Западную Африку в 16 веке, но их продвижение на юг прервали готтентоты племени топнар. Они столкнулись с ними в кровопролитной войне на реке Свакоп. После этого два племени разделили зоны влияния, но соперничество сохранялось, которое проявлялось в периодических стычках.

В середине 19 века в Намибию стали проникать германские колонизаторы, первоначально в лице христианских миссионеров. В ЮЗА особенно широко действовала Рейнское миссионерское общество (с 1842 года среди нама, с 1844 года среди гереро).

В 1850 году Йонкер изгнал миссионеров из Виндхука и объявил себя главой местной афро-христианской церкви - стал сам совершать богослужения.

По всей территории нынешней Намибии Рейнское миссионерское общество создавало опорные пункты германского влияния в виде миссионерских станции, над одной из которых ещё в 1864 году был поднят прусский флаг. Кроме того, германские торговые и транспортные компании приступили к созданию коммуникаций и сети факторий вдоль всего западного побережья Африки.

Так, опираясь на "рейнцев", агент бременского коммерсанта Людерица Г. Фогельзанд на основании договора от 1 мая и 25 августа 1883 г. обменял у вождя нама Й. Фредерикса бухту Ангра-Пекен (современный Людериц) с окрестностями и земли в глубине страны на 260 винтовок и 600 ф. ст. Затем обманным путём немцы забрали в свои руки почти все земли этого вождя, обозначив в документах размеры покупаемой территории в географической, или немецкой, миле, которая в 5 раз больше английской, известной нама на тот момент.

К началу колониального захвата немцам противостояли главным образом две этнические общности - гереро (80 тыс. чел.) и нама (20 тыс.).

После смерти Й. Африканера миссионерам "рейнцам" удалось вооружить обе стороны и спровоцировать между ними войну, которая продолжалась с перерывами с 1863 по 1892 годы.

В течение первого этапа колонизации (1884-1892) немцы вовлекали в сферу своего юридического и фактического контроля всё новые области. На востоке к береговой полосе шириной 100 км примыкали земли племён нама, которые согласились заключить с немцами договоры о протекторате: бетанийцев, топнар, берсеба, руй-наси, а также рехоботеров и гереро. Владения другой части нама - витбоев, бондельсвартов, вельдшундрагеров, франсманнов и кауа, отказавшихся от заключения таких договоров, оставались вне германской администрации. В 1888 году от договора о протекторате отказались гереро, посчитав, что союз с немцами не помогает им в борьбе против нама.

К началу второго этапа существования Германской Юго-Западной Африки (1893-1903) колониальные власти уже располагали значительными силами и средствами, чтобы подавить сопротивление африканцев и приступить к созданию переселенческой колонии.

В 1892 году в ответ на требование имперского комиссара Г. Геринга (отца будущего рейхсмаршала) - прекратить междоусобные войны - нама и гереро впервые в истории заключили между собой мир, осознав, что фронт борьбы следует направить против германцев.

В апреле 1893 года по мере продвижения в глубь страны немецкие войска напали на резиденцию верховного вождя нама Хенрика Витбоя в Хорнкранце.

Под угрозой уничтожения верховные вожди гереро С. Магереро и нама Х. Витбой вынуждены были подписать договоры о протекторате: в 1890 г. вождь гереро, а в 1894 г. вождь нама. Вооружённое сопротивление немцам отдельных племён продолжалось и в последующие годы, которое в последствие перешло в крупнейшее совместное восстание гереро и нама в 1904 - 1907 годах. Первыми в борьбу в январе 1904 года вступили гереро и нама бондельсварты под руководством Яна Моренги. Х. Витбой вступил в борьбу в октябре того года, провозгласив при этом себя духовным вождём всех нама (ещё в 1887 г. он по примеру Й. Африканера основал местную афро-христианскую церковь и изгнал миссионеров).

Особенно эффективны были выступления нама совместно с гереро, в результате чего генерал Л. фон Трота вынужден был в 1905 г. предложить переговоры о мире, но получил категорический отказ.

Восстание нама пошло на убыль после того, как 29 октября 1905 г. Х. Витбой был ранен в перестрелке у местечка Фальграс и скончался от потери крови.

Наиболее упорно до осени 1906 г. сражался отряд Моренги, за поимку которого Вильгельм II назначил награду в 20 тыс. марок. Лишь 31 марта 1907 г. Я. Моренга был убит при стычке с полицией Капской провинции.

И только объединившись с англичанами немцы подавили это восстание. Многие отряды (племена) уходили из Намибии на сопредельные территории. Последним это сделал в 1909 году Симон Коппер, прорвавшийся со своими соплеменниками через немецкие пограничные посты в южные районы Калахари (Бечуаналенд).

Надо отметить, что воины гереро и нама вели войну по моральным правилам: щадили женщин, детей, миссионеров, торговцев. Их цельё было не уничтожение немцев, а изгнание их со своей земли. В результате политики геноцида со стороны немецких войск численность гереро снизилась на 80%, а нама на 50% (согласно переписи 1911 года).

В начале Первой мировой войны на территорию Германской Юго-Западной Африки вступили южноафриканские войска. С этого момента и до конца 20 века территория Намибии находилась под южноафриканским контролем. Немецкое население страны, несмотря на благосклонное к нему отношение властей Южно-Африканского Союза, частично эмигрировало в Германию (из 15 тыс. немцев, проживавших там в 1913 году, к 1921 г. осталось лишь 8 тыс.).

В то же время власти ЮАС (с 1915 года) проводили политику переселения "бедных белых" с территории Южной Африки на территорию Намибии - с целью наделения их землёй (за счёт африканцев). Уже в 1921 году численность южноафриканских поселенцев в стране в 1,5 раза превысила число немцев, составив 11 тыс. человек.

Во второй половине 30-х годов в страну стали возвращаться немцы, надеявшиеся на восстановление германского колониального господства.

Политика южноафриканских властей в отношение коренного населения мало чем отличалась от германской. Довоенный период также отмечен рядом выступлений намибийцев.

В 1924 году рехоботеры предприняли попытку провозгласить независимость. В 1932 году восстали овамбо на севере страны. В 1922 году нама-бондельсварты, занимавшиеся скотоводством и охотой, отказались платить налог на собак, которые им были необходимы в хозяйстве, и укрылись в горах во главе с вождём Я. Кристианом. Власти послали против бондельсвартов конных стрелков и самолёты, которые подвергли лагерь восставших обстрелу и бомбардировке.

В послевоенный период власти ЮАР проводили на территории Намибии ту же политику сегрегации, что и у себя в стране.

Был провозглашён принцип раздельного проживания каждого народа: страна была поделена на девять хоумлендов и большую "белую зону" для проживания европейского меньшинства. В пределах "белой зоны" африканцы могли селиться только с разрешения властей. Города также делились на кварталы по национальному признаку.

Такой характер расселения во многом сохраняется и в настоящее время. После провозглашения независимости численность европейского населения в стране сократилась, многие земли были возвращены африканцам.

Картины геноцида трудно вместить человеческому сознанию: обугленные скелеты в печах крематориев, вспоротые животы беременных женщин, размозженные черепа детей…

Вытеснение этих картин из памяти, из сознания -- естественная защитная реакция психики. Однако забвение истории создает возможность ее повторения.

Термин «геноцид» вошел в политический обиход вскоре после второй мировой войны в связи с расследованием преступлений фашизма и широко использовался в документах ООН. Но сама практика геноцида, вероятно, существовала во все известные периоды истории. Она, в частности, нашла отражение в библейских текстах (например, уничтожение древними евреями племен ханаанцев и т. п).

Геноцид племён гереро и нама в 1904--1907 годах

Одним из первых проявлений акта геноцида в истории человечества является геноцид племен гереро и нама, произошедший в 1904- 1907 годах, когда войсками Германии было уничтожено 65000 тысяч представителей африканского племени гереро и 10000 тысяч человек из племени нама, это происходило на фоне разгоревшегося на территории Западной Африки народного восстания. Германия объявила Намибию страной-протекторатом сразу же после того, как поняла, что не заинтересована в ее территориях, после этого стал активно использоваться рабский труд жителей Намибии, а также произошел захват их земель с целью использования природных ресурсов. На начальном этапе было убито около 60 немецких поселенцев, под предводительством С. Магареро и Х. Виттбоя племена гереро и нама убили 120 немцев, в число которых входили женщины и дети. Под командованием Лотара фон Трота немецкие войска приступили к подавлению восстания, численность немецкой армии составляла 14000 человек. Экспедиция была профинансирована Deutsche Bank и снаряжена фирмой «Вурманн». В октябре 1904 фон Тротом был выдвинут ультиматум ««Все гереро должны покинуть эту землю… Любой гереро, обнаруженный в пределах немецких владений, будь он вооружён или безоружен, с домашними животными или без, будет застрелен. Я не буду принимать больше ни детей, ни женщин. Я буду отправлять их обратно к своим соплеменникам. Я буду стрелять в них»». В битве при Ватерберге немецкие войска разбили основные силы восставших, потери которых составили 3-5 тысяч человек. Британия предложила восставшим убежище в Бечуаналенде на территории современной Ботсваны, и несколько тысяч человек начали переход через пустыню Калахари. Оставшихся заключили в концлагеря, заставляя работать на немецких предпринимателей. Многие погибли от непосильного труда и истощения. Как отмечало в 2004 году немецкое радио Deutsche Welle, «именно в Намибии немцы впервые в истории применили метод содержания заключенных мужчин, женщин и детей в концлагерях. В ходе колониальной войны племя гереро было почти полностью истреблено и составляет сегодня в Намибии лишь небольшую долю населения». Есть также сведения, что оставшиеся женщины племён были изнасилованы и принуждены к занятию проституцией. Согласно докладу ООН от 1985 года, немецкие войска уничтожили три четверти племени гереро, в результате чего его численность сократилась с 80 тысяч до 15 тысяч истощённых беженцев. Однако этот факт был отнесен к геноциду лишь в 1985 году, когда о нем было упомянуто в очередном докладе ООН, в котором данное деяние сравнивалось с геноцидом евреев и только в 2004 году совершение геноцида на территории Намибии было признано самой Германией. в октябре 1904 фон Тротом был выдвинут ультиматум, основной идеей которого являлась цель заставить все племя гереро покинуть немецкую землю, а любой представитель этого племени при невыполнении приказа попросту подвергался расстрелу. Немецким войскам удалось разбить силы восставших, при этом потери составили свыше пяти тысяч человек.

Это история путешествия Евгения Рафаловского в племя гереро. Он много путешествовал по Африке и однажды оказался в глухих краях, у масаев. Эти люди его настолько поразили, что он решил: все, в следующий раз нужно отправиться жить в другие племена Африки, для чего он выбрал удивительную страну Намибию. О ней вы можете прочитать в предыдущей экспедиции «Познавая Намибию».

Я искал в ней не цивилизацию, а исчезающие племена, отголоски старой Африки, и я их нашел. А это, поверьте, не так легко. Чтобы попасть к ним, нужно быть готовым по нескольку дней ждать машину, долго ходить пешком, экономить еду и воду, голодать. А главное - искать, ведь их селений не существует на карте. Меня спрашивают: И как, там тебя не съели? - Да не едят они нас, мы для них генномодифицированый продукт, а они - за здоровое питание!)

Мой путь в племена всегда начинается с самого бедного района столицы Намибии Виндхука, из африканских трущоб - Катутура. Название зловещее и переводится как: «место, где мы не хотим жить». Там стоит побывать, чтобы понять, что есть еще и другая Африка, где нет ни света, ни воды, ни канализации. Зато в округе - идеальнейшая чистота. Поверьте, у нас такую редко найдешь даже в центре Киева

В племя едешь не просто так, мол, привет братцы, я у вас поживу! Могут ведь раздеть, разуть и выпустить на природу - хочешь, - живи! Заранее оформляю в министерствах бумаги, разрешение на съемку и письма на языке тех племен, в которых решил пожить. Очень важно «взять языка» или первым делом найти, так сказать, «Пятницу», чтоб он смог рассказать, кто ты такой и что ты пришел вовсе не нефть искать и не алмазы! Но если на совете тебя приняли, то ты полноправный член племени.

Первыми, к кому я отправился, были гереро. Занесло меня в глухой поселок Ошияра, находящийся на западе страны, недалеко от ботсванской границы. Здесь чувствуется близость Калахари и хотя это бушменские земли, хозяевами здесь давно стали гереро. Сюда их вытеснили немцы в период кровопролитной войны 1904-1907 годов. Тогда племя гереро немцы истребили на 80%, в живых осталось всего 15-16 тысяч. Но как говорят гереро: «Дайте нам две коровы и через пару лет у нас их будет сотня.»

Это племя скотоводов осело здесь лишь в 17 столетии, а пришли они сюда из Восточной Африки, района Великих озер. Часть гереро поселились на северо-западе страны, они не поменяли традиций и сейчас их называют химба. А часть отправилась аж за Оранжевую реку (ЮАР), где они столкнулись с бурами и миссионерами. Так гереро переняли европейскую одежду XIX век а . Сейчас она смотрится очень экзотично, тем более в Африке. Правда, они внесли некоторые изменения, убрав корсет и добавив более яркие цвета, зато гереро изменили головной убор - из треуголки сделали двухуголку: эти два угла напоминают рога коровы. Женщины гереро рогоносицы, чем длиннее и больше эти головные уборы в виде рогов, тем богаче муж. Кстати, мужчины гереро носят вполне нормальную европейскую одежду.

Но вернемся в Ошияра, где меня принял самый богатый род в деревне - Купангва. Его глава, Монди Агим, разбогател на стройке в Лондоне. У многих это вызовет изумление, как он туда попал? Да, Монди не знает английского, но он весьма влиятелен в роду Купангва, который насчитывает по всей Намибии, а теперь уже и Британии, 170 человек! В Ошияра теперь живет лишь 30 человек, хотя это их колыбель. Агим купил себе трактор, пробил скважину, открыл единственный в деревне магазин и теперь может наслаждаться жизнью кулака-магната. Он очень большой, наверное, таким и должен быть глава рода, а лицо у него очень доброе, даже несмотря на то, что у него выбит один глаз, такой себе африканский гангстер - «Ганнибал».

Я поставил палатку у него на просторном дворе, вечером нас посетил деревенский староста, на нем красовалась военная форма времен первой мировой войны. Эта форма - наследие войны с немцами, и гереро ее надевают только в торжественных случаях. Разговор свелся к цели визита, хорошо, что какой-никакой переводчик нашелся - Шанана, племянник Агима. Так началось мое изучение деревни. С виду Ошияра незаметна, хотя здесь проживает около 600 человек, 4 - 6 тысяч коров и около 5-6 тысяч коз. Для такого обилия скота нужно пространство для пастбища. Вот деревня и разделена на хутора по 10-15 километров, хотя это всего 47 дворов, зато животным не тесно. Здесь самый распространенный вид транспорта - осел. Хотя есть и лошади, мне показали одного молодого гереро, который прискакал в Ошияра на лошади, проехав больше 1500 километров.

Так как здесь очень чувствуется близость Калахари, то главная проблема - это вода. На все село 4 скважины, из них три частные, причем две в распоряжении у Агима и одна у председателя. Так что правильней сказать, что скважина всего одна, в центре села, общая. Оттуда и таскают воду, кто на осликах, а кто на горбу. Хотя Агим в воде никому не отказывает, несмотря на то, что из его скважин она подается за счет дизеля. Коровы и козы имеют бесперебойный доступ к воде, сначала за счет пересыхающих речек после сезона дождей, а потом благодаря озеру, где эта вода накапливается. Если вдруг пересохнет озеро, то задействуют скважины. Но это бывает теперь редко, так как после пары серьезных засух, жители деревни собрались и углубили озеро.

Любое утро для гереро начинается на улице, у костра. Здесь встречают рассвет за чашкой чая с молоком, после чего женщины принимаются готовить еду. Затем в течение дня они трясут калебасы, делая из молока масло, выпускают на пастбище коз и коров, ухаживают за детьми, убирают, стирают, шьют и, в перерывах, готовят еду. Но это не значит, что они вкалывают как «кузины белошвейки» или как «золушки». Много работы за них выполняют бушмены. У тех ведь вообще ничего нет - дичь давно всю на своих землях выбили. А остальные земли частные, пойдешь охотиться на чьих-то коров или коз, до конца жизни не расплатишься. Вот поэтому бушмены теперь вынуждены, чтобы с голоду не умереть, работать на гереро за миску еды.

Что касается ухода за коровами и козами, то тут нет разделения обязанностей по половому признаку, ими занимаются все. Даже мне довелось поучаствовать в выпасе и дойке коров, лечении коз и отбору козлят. За своим и даже чужим скотом гереро следят очень бережно. И цель тут не мясо и молоко, так заведено: коровы - это богатство, которое нужно приумножать, - живой капитал, с которого капают проценты в виде молока и телят. А еще - это деньги, на базаре корова стоит не меньше тысячи баксов!

В Ошияре царит преимущественно натуральный обмен. Так гереро своим соседям бушменам меняют молоко на орехи и разнообразные плоды. Если проходит хороший сезон дождей, то высаживают маис и кукурузу, хотя это бывает редко. Правда у Агима, благодаря собственной воде, есть приличное кукурузное поле. Кукуруза на окраинах Калахари - настоящий деликатес. При мне сварили всего 2 початка кукурузы, одну поднесли мне, другую съел Монди. А еще староста села показал мне настоящую достопримечательность - гордость Ошияры. Это был его поливаемый огород, находящийся за исполинским забором. Там было всего пару грядок моркови, пару - буряка, несколько кустов помидоров и чахлое дерево манго. Но здесь, в Ошияра, это настоящие сады Семирамиды.

Очень интересно посещать отдаленные роды гереро, которые живут на расстоянии 10-15 километров от односельчан. У них у всех под боком бушменские поселения, такие себе «спутники». В таких поселках всегда ярко выраженны традиции и даже свои таинства. Так, употреблять в пищу кислое молоко женщины не могут. Это напиток мужчин, символизирующий мужское семя. Во всех герерских мазанках стоят разные деревянные фетиши, которые отгоняют злых духов. Внутри находится и очаг, он обогревает, служит освещением и плитой, а его дым защищает от насекомых. Оригинален способ выпекания хлеба. Для этого используют железную бочку. В ней сбоку выпиливают дверку, а внутри размещают металлические полочки. На них и пекут хлеб. Причем, подкладывая угли под дно бочки и сверху, чтобы хлеб пропекался равномерно со всех сторон. У здешних гереро коровы пасутся в буше по нескольку дней, и даже не возвращаются. Я спросил, кто их выпасает? - Они у нас умные, прекрасно ориентируются на местности, поэтому пасутся сами. - А как же хищники? - Единственные для коров хищники у нас - бушмены. Только они могут охотиться на них, поэтому мы стараемся контролировать бушменов. Я заметил, что здесь слово бушмен и голод давно стали синонимами. Ведь у здешних бушменов вообще ничего нет - крупную дичь выбили, земли стали частными, пойдешь охотиться на чьих-то коров или коз, то если поймают - до конца жизни не расплатишься. Вот поэтому бушмены вынуждены, чтоб с голоду не умереть, работать на гереро за миску еды.

Гереро говорят, что если бы не они, то бушмены уже давно бы умерли с голоду. Может, это и так, поскольку им действительно есть нечего. Но и гереро немного лукавят, потому что они опасаются за своих коров и коз. Часто бывали случаи, что бушмены из-за голода просто идут в буш и убивают чью-то корову, терять им, кроме жизни, уже нечего. Съедят ее, а ты потом пойди найди, кто ее сел. Так что эти своего рода подкармливания - хоть какая-никакая гарантия, что коровы целы будут, а в доме чисто и убрано. Таким образом, получается, что «и волки сыты, и овцы целы».

Я видел, как бушменские дети целыми днями коровий навоз месили, а гереро из него дом строили. В этом строительстве я тоже принял участие и даже руку приложил, учился производить отделочно-навозные работы под чутким руководством гереро. Гереро дом строят сами, бушменам не доверяют, опыта строительства у тех нет. А начинается все с вкапывания четырех небольших стволов деревьев - это стены, на них крепится переплетенный деревянный каркас из веток поменьше. Сверху крепится соломенная или жестяная крыша, после чего строятся стены. Процесс трудоемкий, стройка продолжается ровно столько, на сколько хватает навоза. Навозно-земляные стены тщательно наносятся на деревянный каркас, снаружи, посередине и изнутри. Итого три слоя. Это надо видеть: работают профессионалы, без мастерка, одними руками, но получается так, словно дом штукатурили. Молодцы!

Кстати, в Ошияра появилось и очень модное строительное ноу-хау - дома из самодельного кирпича песчаника.

Я себя тоже успел испытать в этом процессе. А добывается он так: несколько людей, объединившись в коллектив, начали работать. Сняли слой дерна, оголили породу, потом тяжелым, заточенным ломом в виде долота, они начинают рубить камень. После чего, этим же ломом разбивают его на куски. Это предварительные заготовки кирпичей. Дальше натачивают мачете, и с его помощью обтесывают и выравнивают углы. Правда, стандарта нет - один кирпич больше, другой меньше. Три человека за день таким образом делают 120-160 кирпичей. И продают их по 1 намибийскому доллару. В день на человека это состовляет 5-8 долларов США. или 25-35 гр. При этом, для села это достаточно неплохие деньги. Теперь представьте, что таким бизнесом в селе занимаются всего 3 человека! Хотя в деревне 80% безработных. Я спрашивал у мужиков и здоровых парней: Что вы целыми днями делаете? - Спим, работы ведь нет! Понятно, откуда она возьмется? Лучше спать у печи, чем добывать кирпичи.

По воскресеньям много семей гереро собираются на службу. Служба проходит в центре деревни, под дереовм, а не в храме - его просто нет. Дерево и выложенный под ним круг из камней и есть церковь. Гереро говорят: Главное не стены, пусть лучше их не будет, зато сердце будет открытым. Даже некоторые бушмены приходят, ведь дерево и камни для них символ природы и поэтому вполне понятны, а что там читают Евангелие, так им до этого дела нет. Специально для нарядного председателя и «уважаемых» гереро, таких как Агим, приносятся стулья. Остальные в перерывах между молитвами располагаются на земле. Гереро знали, что через пару дней я их покину, поэтому устроили мне незабываемый концерт народных песен и танцев. Песни, как у нас в деревне, как затянут! Только на языке ошигереро. Очень интересные танцы, они не быстрые - попробуй в 5-10 огромных юбках потанцевать. Зато ритмом служат не инструменты и не барабаны, а обыкновенные доски, которые матроны гереро привязывают к одной ноге и стучат ими об землю, получается что-то вроде громких ритмичных хлопков.

Мне довелось пожить среди удивительного и гордого племени гереро, но впереди меня ждали химба и бушмены. Больше фотографий о жизни и экспедиции в племени гереро вы можете увидеть в подразделе «Фото Африка». Кроме того, вы можете принять участие в моих экспедициях!

Сравнивая его с нацистским геноцидом евреев . В 2004 году Германия признала совершение геноцида в Намибии .

В 1884 году после того, как Британия дала понять, что не имеет заинтересованности в территориях Намибии, Германия объявила их протекторатом. Колонизаторы использовали рабский труд местных племён, захватив земли и ресурсы страны (алмазы) .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ [русские субтитры] - О признании в Бундестаге геноцида армян

Субтитры

Сатирическая программа "Шоу "Сегодня" (Heute Show), Второй канал немецкого телевидения (ZDF) Со вчерашнего дня закреплено на бумаге: тот, кто убивает до полутора миллионов армян, тот совершает геноцид. Так со вчерашнего дня совершенно официально называет Бундестаг то, что сделали турки в 1915 году под надзором Германской Империи. Тут был большой вопрос, вы наверняка за ним следили: не захлопнем ли мы таким образом дверь в отношениях с Турцией? Но сегодня надо признать: вау, да мы смелые! Мы и правда назвали геноцид геноцидом! По-моему, мы были вообще первыми! После Франции, Швейцарии, Кипра, Словакии, Литвы, Нидерландов, Швеции, Италии, Бельгии, России, Ватикана, Канады, Чили, Аргентины, Венесуэлы и Уругвая. Да, и Уругвай тоже, понял я! Все, кроме Земли Така-Тука и Атлантиды! Кстати, канцлер, вице-канцлер и министр иностранных дел не смогли прийти вчера на это голосование по резолюции о геноциде. К сожалению, у них были запланированы другие дела. Штайнмайеру, например, срочно понадобилось лететь в Южную Америку. Хотя сбегать из-за геноцида в Южную Америку -- это тоже в некотором роде немецкая традиция. Да! А у Габриэля была встреча со строительной индустрией, тоже очень важно! Вообще это была бурная история. Турецкие объединения в преддверии голосования писали депутатам письма с угрозами. Там стояло нечто вроде: "Еще раз скажешь "геноцид", и я своих братанов позову!" Ну или сестёр. Мы требуем у всех депутатов парламента быть справедливыми и признать, что они не имеют права судить исторические события. Во-первых, эта штука перед тобой -- микрофон, и не надо так кричать! А во-вторых, ты сейчас случайно сами признала, что речь идёт об исторических событиях. Конечно, сегодняшняя Турция не виновна в убийствах более чем сто лет назад, но примирение и отрицание невозможно проводить одновременно. В турецких учебниках геноцид действительно до сих пор полностью отрицается. По-моему, для младших классов там пишут, что армяне -- это народ, который когда-то счастливо и довольно жил в Османской Империи, но в один прекрасный день все армяне заблудились в лесу и пропали с тех пор. Конец. Так ведь тоже не пойдёт, друзья! Единственное, что стоит критиковать -- это время, выбранное для этой резолюции. Почему так поздно? Теперь конечно, складывается впечатление, будто депутаты непременно хотели доказать, что они не семенят на полусогнутых перед этим Эрдоганом. Конечно, турки жутко недовольны! Они настаивают на том, что это никак не мог быть геноцид, ведь... Ведь до 1948 года не было юридического определения геноцида. Таким образом то, что случилось до этого -- не может быть геноцидом, потому что не было такого состава преступления. Что? Всё, что случилось до 1948 года, не было геноцидом? Вот так да! Будем знать! Вчера Турция перво-наперво отозвала своего посла из Берлина, вместо того, чтобы признать, что именно у нас, немцев, с исторической точки зрения можно очень многому поучиться. Добро пожаловать на дополнительный урок истории у доктора Бирте Шнайдер! Тихо! Итак, вопрос классу: Кто устроил первый геноцид в двадцатом столетии? Кто-нибудь ещё? Ну хорошо, тогда толстый гиперактивный мальчик в первом ряду. Я знаю! Это была Турция! Вчера по телеку видел в Бундестаге, но Фениксу! Ага, дурачок случайно переключился с "Дома 2" на "Феникс" и думает, что что-то узнал! Класс! Оливер, из-за того, что 1904 год по моему летоисчислению был раньше 1915-го, первый геноцид, разумеется, идёт в зачёт Германии. "Чё?! Это где ещё?! Не понимаю!" Мы тогда в колонии Германская Юго-Западная Африка практически полностью уничтожили племена гереро и нама. Всего три недели назад объедения жертв официально подали на нас в суд в Гааге. Чего?! Подали в суд на Германию? Я вообще ничего об этом не слышал! Да и не могли услышать. Почти никто никто об этом не сообщил. Немецкие СМИ, к сожалению, были заняты более важными темами, например, игрушечной железной дорогой Хорста Зеехофера или планирующейся свадьбой Даниэлы Катценбергер. Ужасно. Ужасно. Спрашиваешь себя, кто в здравом уме согласится жениться на Катценбергер? Так, дружок, слушай сюда: с 2007 года только в Бундестаге было 5 предложений наконец признать преступления над гереро геноцидом. И каждый раз их отметали, и с каким же аргументом? Ни за что не догадаетесь! Не догадаюсь! Судебная норма "геноцид" появилась только в 1948 году, и поэтому на более ранние события распространить её нельзя. И нельзя вывести из них правовых претензий. Постой-ка! Да это же в точности аргумент турок! Отлично! Оли, я тебе сейчас маленькое солнышко в дневник нарисую! Смотри, оно даже улыбается немного! "Оливер кое-что понял. Ура!" Единственная немецкая политик из правительства, которая когда-либо извинилась перед жертвами, была в 2004 году Вичорек-Цоль из СДПГ. Она даже заплакала! А потом ей от члена ХСС Рука пришлось выслушивать, что это, цитата: "...был недешёвый всплеск эмоций. Миллиардные иски против Германии не нужно снабжать лишними боеприпасами." И, по-моему, "боеприпасы" в этом контексте -- особенно удачно выбранная метафора. Вы понимаете? У турок, по крайней мере, речь идёт о чести, а Германия просто хочет сэкономить деньги. Нууу, так уж мы тоже не надо! Кроме того, президент Роман Херцог ещё раньше, кажется, в 1989 году, сказал, что то, что Германия сделала с гереро, цитата, -- "было нехорошо". Оливер, если меня после двух банок Редбула и сосисок вырвет в лифте -- вот это будет нехорошо. А изгнание целого народа в пустыню и оставление его там умирать -- это называется геноцидом. "Не хорошо" "Геноцид" Есть кто дома? Итак, теперь весь класс сто раз пишет предложение: "Я никогда больше не хочу объяснять другим, как правильно признавать геноцид, прежде чем я правильно не признаю все свои собственные геноциды. Вопросы есть? Есть! Я хотел еще раз вернуться к Катценбергер... Это была Бирте Шнайдер! Сатирическая программа "Шоу "Сегодня" (Heute Show), Второй канал немецкого телевидения (ZDF). Перевод -- YouTube.com/igakuz Не понимаю, у меня ведь по истории всегда пятёрка была!

Восстание

14 января 1904 года гереро и нама под предводительством Самуэля Магареро и Хендрика Витбоя начали восстание, убив около 120 немцев, включая женщин и детей. На этот момент небольшой (700 человек) немецкий военный корпус находился на юге колонии, подавляя другое мелкое восстание, оставив без защиты 4640 немецких мирных поселенцев; тогда как силы восставших составляли 6-8 тысяч человек. Общая численность этнического населения колонии оценивается по разным источникам от 35-40 до 100 тысяч человек (наиболее адекватной считается оценка 60-80 тысяч), из которых 80 % составляли гереро, а оставшуюся часть - нама или, как их называли немцы, готтентоты. В мае 1904 года командование немецкими силами в Юго-Восточной Африке перешло от губернатора колонии Теодора Леутвайна к генерал-лейтенанту Лотару фон Трота , и 14 июня немецкие войска (шутцтруппе) численностью 14 000 солдат под его командованием прибыли для подавления восстания. Экспедиция была профинансирована Deutsche Bank и снаряжена фирмой «Вурманн» . Фон Трота получил приказ «подавить восстание любой ценой», что было, однако, стандартной формулировкой и само по себе не подразумевало полного уничтожения племени. Тем не менее он был настроен более бескомпромиссно, нежели Леутвайн, в частности, был против переговоров с повстанцами, что совпадало с позицией кайзера Вильгельма и послужило одной из причин этого назначения фон Трота.

К началу августа оставшиеся гереро (порядка 60 тысяч человек) со своим скотом оказались оттеснены к Ватербергу, где фон Трота планировал нанести им поражение в решающей битве согласно привычным немецким военным канонам. шутцтруппе при этом, однако, испытывали большие трудности в условиях пустынной территории, удалённой от железной дороги. Было организовано окружение, причём на западе немецкие позиции были укреплены наиболее сильно, поскольку фон Трота считал отступление гереро именно в этом направлении наихудшим сценарием, которого старался всеми силами избежать. Юго-восточное направление же было самым слабым. 11 августа состоялась решающая битва , в ходе которой из-за несогласованных действий немецких подразделений практически всем гереро удалось бежать на юго-восток и далее на восток в пустыню Калахари . Фон Трота был крайне разочарован таким исходом, однако в своём отчёте написал, что «атака утром 11 августа завершилась полной победой». Можно говорить о том, что таким образом он выдавал желаемое за действительное, и на тот момент - перед битвой - не планировал массового истребления: есть свидетельства, что он готовил условия для содержания пленных.

Преследование и массовое истребление в пустыне

Поскольку полная победа в генеральном сражении (которым должна была стать битва при Ватерберге) не была достигнута, Трота приказал начать преследование повстанцев, ушедших в пустыню, с тем чтобы вынудить их дать бой и всё-таки осуществить разгром. Однако это было сопряжено с большими трудностями для шутцтруппе, а гереро уходили дальше и дальше, так что Трота принял решение оцепить границы пригодной для жизни территории, оставив африканцев погибать в пустыне от голода и жажды. Таким образом, именно на этом этапе произошёл переход от подавления восстания к геноциду. Причиной этого послужило опасение Трота, что восстание перетечёт в вялотекущую партизанскую войну, а любой исход, отличный от полного разгрома повстанцев, будет рассматриваться немецкими властями как поражение. То есть было два пути: либо шутцтруппе инициируют сражение и одерживают в нём окончательную победу, либо вытесняют восставших за пределы своей колонии. Поскольку первого достичь так и не удалось, был выбран второй путь; возможность переговоров и капитуляции Трота решительно отвергал. У гереро была возможность получить убежище в британской колонии Бечуаналенд на территории современной Ботсваны , но большинство при попытке попасть туда погибло в пустыне от голода и жажды или было убито немецкими солдатами.

Переходный момент ознаменовался знаменитой прокламацией Трота, опубликованной им 2 октября 1904 года:

Я, главнокомандующий немецких солдат, передаю это послание людям гереро. Гереро больше не принадлежат к Германии. Они совершали грабежи и убийства, отрезали носы, уши и другие части тела раненым солдатам, а теперь из трусости отказываются сражаться. Я объявляю: тот, кто доставит пленного командира на одну из моих станций, получит тысячу марок, а тот, кто доставит самого Самуэля Магереро, получит пять тысяч марок. Все люди гереро должны покинуть эту землю. Если они этого не сделают, я заставлю их своими большими пушками (артиллерией). Любой мужчина гереро, обнаруженный в пределах немецких владений, будь он вооружён или безоружен, со скотом или без, будет застрелен. Я не буду принимать больше ни детей, ни женщин, а буду отправлять их обратно к своим соплеменникам или буду стрелять в них. И это моё слово людям гереро.

Эту прокламацию надлежит огласить нашим солдатам на перекличке, с дополнением, что подразделение, захватившее командира, получит надлежащее вознаграждение, а под «стрелять в женщин и детей» следует понимать стрельбу поверх их голов, чтобы заставить их бежать. Я уверен, что после этой прокламации мы больше не будем брать пленников-мужчин, но зверства в отношении женщин и детей недопустимы. Они убегают, если выстрелить несколько раз в их направлении. Мы не должны забывать о хорошей репутации немецкого солдата.

По факту на этот момент уже велись массовые убийства гереро, как правило, уже потерявших способность к активному сопротивлению. Об этом имеются многочисленные свидетельства, хотя большая часть их была использована Британией в конце Первой Мировой войны для дискредитации образа Германии, поэтому они не всегда полностью объективны.

Концентрационные лагеря

Губернатор Леутвайн активно возражал против линии фон Трота, и в декабре 1904 года он привёл в общении с вышестоящим руководством аргумент, что экономически более выгодно использовать рабский труд гереро, нежели полностью уничтожать их. Глава генштаба немецкой армии, граф Альфред фон Шлиффен и другие приближенные к Вильгельму II люди согласились с этим, и вскоре оставшиеся сдавшиеся или захваченные в плен были заключены в концлагеря , где их заставляли работать на немецких предпринимателей. Так, труд заключённых использовался частной алмазодобывающей компанией, а также для строительства железной дороги в районы добычи меди. Многие погибли от непосильного труда и истощения. Как отмечало в 2004 году немецкое радио Deutsche Welle , именно в Намибии немцы впервые в истории применили метод содержания заключенных мужчин, женщин и детей в концлагерях.

Последствия и их оценка

В ходе колониальной войны племя гереро было почти полностью истреблено и составляет сегодня в Намибии лишь небольшую долю населения. Есть также сведения, что оставшиеся женщины племён были изнасилованы и принуждены к занятию проституцией . Согласно докладу ООН от 1985 года, немецкие войска уничтожили три четверти племени гереро, в результате чего его численность сократилась с 80 тысяч до 15 тысяч истощённых беженцев .

Германия потеряла в ходе действий по подавлению восстания около 1500 человек. В честь погибших немецких солдат и в ознаменование полной победы над гереро в 1912 году был установлен монумент в Виндхуке , столице Намибии.

Российский историк-африканист Аполлон Давидсон сравнивал уничтожение африканских плёмен с другими действиями немецких войск, когда кайзер Вильгельм II давал советы немецкому экспедиционному корпусу в Китае: «Пощады не давать! Пленных не брать. Убивайте, сколько сможете! <…> Вы должны действовать так, чтобы китаец уже никогда не посмел косо посмотреть на германца». Как писал Давидсон, "по приказу того же императора Вильгельма восставший против немецкого господства народ гереро огнём пулеметов загнали в пустыню Калахари и обрекли десятки тысяч людей на гибель от голода и жажды. Даже германский канцлер фон Бюлов возмутился и сказал императору, что это не соответствует законам ведения войны. Вильгельм невозмутимо ответил: «Законам войны в Африке это соответствует» .

В мировой культуре

Сложные отношения Германии с племенем гереро метафорически описаны в романе Томаса Пинчона «Радуга тяготения ». В другом его романе, «

Спустя более столетия после драматических событий, развернувшихся в начале ХХ века в Юго-Западной Африке, власти Германии изъявили готовность принести свои извинения народу Намибии и признать действия колониальной администрации Германской Юго-Западной Африки геноцидом местных народов гереро и нама. Напомним, в 1904-1908 гг. в Юго-Западной Африке германскими войсками были уничтожены более 75 тысяч человек - представители народов гереро и нама. Действия колониальных войск носили характер геноцида, но вплоть до недавнего времени Германия все же отказывалась признавать подавление восставших африканских племен геноцидом. Сейчас германское руководство ведет переговоры с властями Намибии, по итогам которых планируется совместное заявление правительств и парламентов двух стран, характеризующее события начала ХХ века как геноцид гереро и нама.

Тема геноцида гереро и нама всплыла после того, как бундестаг одобрил резолюцию, признающую геноцид армян в Османской империи. Тогда Метин Кюлюнк, представляющий в турецком парламенте Партию справедливости и развития (правящая партия Турции) заявил, что собирается представить на рассмотрение коллег - депутатов законопроект о признании геноцида Германией коренных народов Намибии в начале ХХ века. Судя по всему, идею турецкого депутата поддержало внушительное турецкое лобби в самой Германии. Теперь германскому правительству не остается иного выхода, как признать события в Намибии геноцидом. Правда, представитель германского министерства иностранных дел Савсан Шебли заявила, что признание уничтожения гереро и нама геноцидом не означает, что ФРГ будет осуществлять какие-либо выплаты пострадавшей стране, то есть намибийскому народу.

Как известно, Германия, вместе с Италией и Японией, вступила в борьбу за колониальный раздел мира сравнительно поздно. Тем не менее, уже в 1880-е - 1890-е гг. ей удалось обзавестись рядом колониальных владений в Африке и Океании. Одним из наиболее важных приобретений Германии стала Юго-Западная Африка. В 1883 г. немецкий предприниматель - авантюрист Адольф Людериц приобрел участки земли на побережье современной Намибии у вождей местных племен, а в 1884 г. право Германии на владение данными территориями было признано Великобританией. Юго-Западная Африка с пустынными и полупустынными территориями была слабо заселена, а германские власти, решив действовать по образцу буров в Южной Африке, стали поощрять миграцию немецких колонистов в Юго-Западную Африку.

Колонисты, пользуясь преимуществами в вооружении и организации, стали отбирать наиболее пригодные для сельского хозяйства земли у местных племен гереро и нама. Гереро и нама - это основные коренные народы Юго-Западной Африки. Гереро говорят на языке очигереро, относящемся к языкам банту. В настоящее время гереро проживают в Намибии, а также в Ботсване, Анголе и ЮАР. Численность гереро составляет около 240 тысяч человек. Не исключено, что если бы не немецкая колонизация Юго-Западной Африки, то их было бы намного больше - германские войска уничтожили 80% народа гереро. Нама - это одна из групп готтентотов, относящихся к так называемым койсанским народам - аборигенам Южной Африки, принадлежащим к особой капоидной расе. Нама проживают в южной и северной части Намибии, на территории Северо-Капской провинции в Южно-Африканской Республике, а также в Ботсване. В настоящее время численность нама достигает 324 тысяч человек, 246 тысяч из них живут в Намибии.

Гереро и нама занимались скотоводством, а пришедшие в Юго-Западную Африку немецкие колонисты с позволения колониальной администрации отбирали у них лучшие пастбищные земли. С 1890 года пост верховного вождя народа гереро занимал Самуэль Магареро (1856-1923). В 1890 году, когда немецкая экспансия в Юго-Западной Африке только начиналась, Магареро подписал с германскими властями договор «об охране и дружбе». Однако затем вождь понял, чем чревата для его народа колонизация Юго-Западной Африки. Естественно, что германские власти находились для вождя гереро вне зоны досягаемости, поэтому гнев вождя был направлен на немецких колонистов - фермеров, которые захватывали лучшие пастбищные земли. 12 января 1903 г. Самуэль Магареро поднял гереро на восстание. Повстанцы убили 123 человека, включая женщин и детей, и осадили Виндхук - административный центр Германской Юго-Западной Африки.

Первоначально действия германских колониальных властей по противостоянию повстанцам не были успешными. Командовал германскими войсками губернатор колонии Т.Лейтвейн, в подчинении которого находились весьма немногочисленные войска. Немецкие войска несли большие потери и от действий повстанцев, и от эпидемии тифа. В конце концов, Берлин отстранил Лейтвейна от командования колониальными войсками. Также было принято решение о разделении должностей губернатора и главнокомандующего войсками, поскольку хороший управленец - это не всегда хороший военачальник (как, впрочем, и наоборот).

Для подавления восстания гереро в Юго-Западную Африку был направлен экспедиционный корпус германской армии под командованием генерал-лейтенанта Лотара фон Троты. Адриан Дитрих Лотар фон Трота (1848-1920) был одним из опытнейших германских генералов того времени, его опыт службы на 1904 год составлял почти сорок лет - в прусскую армию он вступил в 1865 году. Во время франко-прусской войны за проявленную доблесть он получил «Железный крест». Генерал фон Трота считался «спецом» по колониальным войнам - в 1894 г. он участвовал в подавлении восстания Маджи-Маджи в Германской Восточной Африке, в 1900 г. командовал 1-й Восточноазиатской пехотной бригадой во время подавления восстания ихэтуаней в Китае.

3 мая 1904 г. фон Троту назначили главнокомандующим германскими войсками в Юго-Западной Африке, а 11 июня 1904 г. он, во главе приданных войсковых частей, прибыл в колонию. В распоряжении фон Троты находились 8 кавалерийских батальонов, 3 пулемётных роты и 8 артиллерийских батарей. На колониальные войска фон Трота не сильно рассчитывал, хотя укомплектованные туземцами части и использовались в качестве вспомогательных сил. В середине июля 1904 г. войска фон Троты начали продвижение в сторону земель гереро. Навстречу немцам выдвинулись превосходящие их силы африканцев - около 25-30 тысяч человек. Правда, надо понимать, что гереро выступили в поход вместе с семьями, то есть количество воинов было значительно меньшим. Следует отметить, что почти все воины гереро к тому времени уже имели огнестрельное , но кавалерия и артиллерия у повстанцев отсутствовали.

На границе пустыни Омахеке силы противников встретились. Сражение развернулось 11 августа на склонах горного массива Ватерберг. Несмотря на превосходство немцев в вооружении, гереро успешно атаковали германские войска. Ситуация дошла до штыкового боя, на защиту артиллерийских орудий фон Трота был вынужден бросить все силы. В итоге, хотя гереро явно превосходили немцев в численности, организованность, дисциплина и боевая выучка германских солдат сделали свое дело. Атаки повстанцев были отбиты, после чего по позициям гереро был открыт артиллерийский огонь. Вождь Самуэль Магереро принял решение отступить в пустынные районы. Потери германской стороны в битве у Ватерберга составили 26 человек убитыми (включая 5 офицеров) и 60 ранеными (включая 7 офицеров). У гереро же основные потери пришлись даже не столько на битву, сколько на мучительный переход по пустыне. Немецкие войска преследовали отступающих гереро, расстреливая их из пулеметов. Действия командования даже вызвали негативную оценку со стороны канцлера Германии Бенхарда фон Бюлова, который возмутился и заявил кайзеру, что поведение немецких войск не соответствует законам ведения войны. На это кайзер Вильгельм II ответил, что законам войны в Африке такие действия соответствуют. Во время перехода по пустыне погибло 2/3 от общей численности гереро. Гереро спаслись на территории соседнего Бечуаналенда - британской колонии. Ныне это независимая страна Ботсвана. За голову Магереро была обещана награда в пять тысяч марок, но он скрылся в Бечуаналенде с остатками своего племени и благополучно дожил до старости.

Генерал-лейтенант фон Трота, в свою очередь, издал печально известный приказ «о ликвидации», который фактически предусматривал геноцид народа гереро. Предписывалось всем гереро покинуть Германскую Юго-Западную Африку под страхом физического уничтожения. Любого гереро, застигнутого в пределах колонии, приказывалось расстреливать. Все пастбищные земли гереро доставались немецким колонистам.

Однако концепцию тотального уничтожения гереро, выдвинутую генералом фон Трота, активно оспаривал губернатор Лейтвейн. Он считал, что куда выгоднее для Германии превратить гереро в рабов, заключив их в концлагеря, чем просто уничтожить. В конце концов, начальник генерального штаба германской армии генерал граф Альфред фон Шлиффен согласился с точкой зрения Лейтвейна. Те из гереро, которые не покинули колонию, были отправлены в концлагеря, где фактически использовались как рабы. Многие гереро погибли на строительстве медных рудников и железной дороги. В результате действий германских войск народ гереро был почти полностью уничтожен и сейчас гереро составляют лишь небольшую часть жителей Намибии.

Однако, вслед за гереро, в октябре 1904 г. в южной части Германской Юго-Западной Африки восстали племена готтентотов нама. Восстание нама возглавил Хендрик Витбой (1840-1905). Третий сын вождя племени Мозеса Кидо Витбооя, еще в 1892-1893 гг. Хендрик воевал против германских колонизаторов, однако затем, как и Самуэль Магереро, в 1894 г. заключил с немцами договор «об охране и дружбе». Но, в конце концов, Витбой также удостоверился - германская колонизация не несет для готтентотов ничего хорошего. Надо отметить, что Витбою удалось разработать достаточно эффективную тактику противодействия германским войскам. Готтентотские повстанцы использовали классический метод партизанской войны «бей и убегай», избегая прямых столкновений с немецкими войсковыми частями. Благодаря этой тактике, которая была более выгодной для африканских повстанцев, чем действия Самуэля Магереро, предпринявшего лобовое столкновение с германскими войсками, восстание готтентотов продолжалось почти три года. В 1905 году погиб сам Хендрик Витбой. После его смерти руководство отрядами нама осуществлял Якоб Моренга (1875-1907). Он происходил из смешанной семьи нама и гереро, работал на медной шахте, а в 1903 г. создал повстанческий отряд. Партизаны Моренги успешно атаковали немцев и даже заставили германское подразделение отступить в бою при Хартебестмюнде. В конце концов, против готтентотов выступили британские войска из соседней Капской провинции, в бою с которыми 20 сентября 1907 года партизанский отряд был уничтожен, а сам Якоб Моренга убит. В настоящее время Хендрик Витбой и Якоб Моренга(на фото) считаются национальными героями Намибии.

Как и гереро, народ нама очень сильно пострадал от действий германских властей. По оценкам исследователей, погибла треть народа нама. Историки оценивают потери нама во время войны с германскими войсками не менее, чем в 40 тысяч человек. Многие из готтентотов также были заключены в концентрационные лагеря и использовались в качестве рабов. Следует отметить, что именно Юго-Западная Африка стала первым полигоном, на котором германские власти опробовали методы геноцида неугодных народов. В Юго-Западной Африке впервые были созданы и концентрационные лагеря, в которые заключались все мужчины, женщины и дети гереро.

В годы Первой мировой войны территория Германской Юго-Западной Африки была оккупирована войсками Южно-Африканского Союза - британского доминиона. Теперь в лагерях близ Претории и Питермарицбурга оказались немецкие поселенцы и солдаты, правда власти ЮАР обошлись с ними очень мягко, даже не отобрав у военнопленных оружия. В 1920 г. Юго-Западная Африка в качестве подмандатной территории была передана под управление Южно-Африканскому Союзу. Южноафриканские власти оказались не менее жестокими в отношении местного населения, чем германцы. В 1946 г. ООН отказалась удовлетворить ходатайство ЮАС о включении Юго-Западной Африки в состав союза, после чего ЮАС отказался передавать эту территорию под управление ООН. В 1966 г. в Юго-Западной Африке развернулась вооруженная борьба за независимость, ведущую роль в которой сыграла СВАПО - Народная организация Юго-Западной Африки, пользовавшаяся поддержкой Советского Союза и ряда других социалистических государств. В конце концов, 21 марта 1990 г. была провозглашена независимость Намибии от ЮАР.

Именно после достижения независимости и стал активно прорабатываться вопрос о признании действий Германии в Юго-Западной Африке в 1904-1908 гг. геноцидом народов гереро и нама. Еще в 1985 г. был опубликован доклад ООН, в котором подчеркивалось, что в результате действий германских войск народ гереро потерял три четверти своей численности, сократившись с 80 тысяч до 15 тысяч человек. После провозглашения независимости Намибии, вождь племени гереро Рируако Куаима (1935-2014) обратился в Международный суд в Гааге. Вождь обвинил Германию в геноциде гереро и потребовал выплатить народу гереро компенсацию по примеру выплаты евреям. Хотя в 2014 году Рируако Куаима скончался, его действия оказались ненапрасными - в конечном итоге, спустя два года после смерти вождя гереро, известного своей бескомпромиссной позицией по вопросу о геноциде, Германия все же согласилась признать колониальную политику в Юго-Западной Африке геноцидом гереро, но пока без выплаты компенсаций.



Похожие публикации