Продленка в школе для многодетных платная или бесплатная. Льготы по продленке в школе Продленка для детей из многодетных семей

Группа Продленного Дня – три слова, которые вне сомнения, волнуют большинство работающих родителей. Почему для одних детей и родителей «продленка» — это действительно решение массы проблем, а для других – самая большая проблема периода младшей школы?

Давайте разберемся, как будут работать ГПД в 2019 году, и какой формат должна иметь «продленка» в условиях современной школы.

Нужна ли «продленка»?

Когда отзвенит первый звонок, в небо улетят разноцветные воздушные шары и первоклассники с радостью и трепетом переступят порог класса, начинаются школьные будни. Уже 2 сентября новоиспеченные первоклашки должны сесть за парты, тогда как их родителей ждет стандартный рабочий день. Рабочее время родителей не корректируется с учетом того, что кроха покинул такой удобный для всех и работающий до 18-19 часов детский сад и пошел в школу, где 4 урока закачиваются еще до 12 часов дня.

Как выйти из ситуации?

  • привлечь к воспитанию малыша бабушек и дедушек;
  • нанять няню;
  • оформить ребенка в группу продленного дня.

Третий вариант – оптимальное решение и не только из финансовых соображений. Находясь в стенах школы после уроков, дети получают возможность:

  • ближе познакомиться и подружиться с одноклассниками;
  • принимать активное участие в различных мероприятиях на уровне класса и школы;
  • посещать кружки и секции;
  • дополнительно заниматься с учителями;
  • провести свободное время с пользой, познавая мир и играя в увлекательные игры.

Сколько обойдется пребывание ребенка в ГПД в 2019 году

Многие родители помнят, что ГПД в свое время была бесплатным дополнением к комплексу образовательных услуг, оказываемых школами. Сегодня ситуация несколько изменилась и пребывание ребенка в школе после окончания уроков – это дополнительная платная услуга, стоимость которой устанавливается непосредственно учебным заведением.

В качестве бесплатного предложения для родителей многие школы предоставляют бесплатный формат ГПД с 2-хчасовым пребыванием ребенка в школе. Конечно, проблему работающих до 5-6 а иногда и 7 вечера родителей такая «продленка» не решит, а это значит, что альтернативы платным услугам и в 2019 году нет.

Единого ответа на вопрос, сколько стоит или должна обходиться продленка в школе в 2018-2019 учебном году, нет и быть не может, ведь на образование цены влияет множество факторов, в числе которых:

  • количество детей в группе;
  • меню и количество приемов пищи;
  • насыщенность и разнообразность программы;
  • квалификация воспитателя (учителя), работающего с детьми;
  • уровень учебного заведения;
  • длительность пребывания ребенка в группе.

Средняя стоимость таких услуг в регионах России в 2017-2018 учебном году составляла:

Курская обл.

Свердловская обл.

Воронежская обл.

Тамбовская обл.

Хабаровский край

Московская обл.

Хабаровская обл.

Ивановская обл.

Владимирская обл.

Волгоградская обл.

Белгородская обл.

Семьи, имеющие право на определенные социальные льготы (малообеспеченные, многодетные, матери-одиночки) имеют право обратиться к руководству учебного заведения с просьбой уменьшить стоимость ГПД. Возможно, в вашей школе в 2018-2019 учебном году для данной категории учащихся продленка будет предоставляться совершенно бесплатно. Так тоже бывает.

Что должен и не должен делать воспитатель ГПД

Поскольку услуга платная, многим родителям хотелось бы, как говориться, получить «по максимуму». Но, тут тоже существует ряд нюансов. Вести группу продленного дня может как сам учитель, работающий в классе (как правило, этот вариант выбирают, если в продленку ходит почти весь класс), либо приглашенный воспитатель.

Во втором случае важно понимать, что «воспитатель ГПД» и «учитель начальных классов» — это на самом деле разные профессии. Хотя, нередко воспитатели вполне успешно справляются с ролью репетиторов и активно помогают детям разобраться с домашними заданиями. Но, тут все зависит от человека и объема обязанностей, прописанных в контракте или уставе школы.

Минимум, на который могут рассчитывать родители – это:

  • обеспечение безопасности каждого ребенка;
  • организация досуга детей;
  • прогулки на свежем воздухе в хорошую погоду;
  • сопровождение малыша до кабинета, в котором проходят занятия кружка или секции.

В остальном же требования к воспитателю ГПД практически не отличаются, ведь ему предстоит найти общий язык с воспитанниками, составить план мероприятий и грамотно организовать работу ребят.

В самых дорогих ГПД дети не просто гуляют на территории, играют в классе, занимаются любимым хобби и посещают различные секции. В программу продленки могут быть включены:

  • посещения театра, кино, зоопарка, музеев и выставок;
  • мастер-классы по рукоделию;
  • встречи с интересными для ребят людьми;
  • организации соревнований и различных праздников;
  • дополнительные занятия с педагогами;
  • медицинские процедуры (в школах, имеющих специально оборудованные кабинеты).

Домашнее задание и продленка

Учить ли в продленке уроки – решение сугубо индивидуальное. Если ребенок пребывает в школе после уроков всего 2 часа, уроки он точно будет делать уже дома. Если же в продленке он находится до 6-7 часов вечера, то выполнение домашнего задания – очевидная необходимость.

Эффективность обучения в таком случае будет зависеть от умения воспитателя (учителя) правильно организовать работу над домашним заданием, его готовности уделить должное внимание каждому малышу и, конечно, особенностей самого ребенка. Кто-то быстро и легко справляется с заданиями самостоятельно, а кому-то для успешного обучения необходим рядом взрослый, всегда готовый помочь и подсказать, а также абсолютная тишина и отсутствие отвлекающих моментов.

Опасности ГПД

Считаете, что самая большая опасность – это попасть в плохую группу продленного дня? Но, представьте себе, что для детей и родителей опасность таится как раз в хорошем учителе, который в полной мере берет на себя ответственность за обучение ребенка в 1-4 классе. Что же получается дальше? Уже с первых дней 5-го класса родители открывают для себя огромное количество домашних заданий, с которыми ранее ребенок справлялся каким-то образом без них. Но, рядом нет привычного педагога-помощника, что нередко стает причиной стресса и для ребенка и для родителей.

Какой выход? Не перекладывайте все на плечи воспитателя. Всегда находите время для ребенка, пусть даже это будет выполнение какого-то не самого сложного задания. Если точно знаете, что не готовы к такому испытанию, заблаговременно найдите хорошую няню, готовую взять на себя часть хлопот, или частную «продленку» для учеников средней школы.

Да, такая возможность предусмотрена условиями программы материнского капитала (МСК), начиная с сентября 2014 года. Но сделать это можно только в том случае, если младшему ребенку, на которого выдавался сертификат, уже исполнилось 3 года . Для начала приведем ответ на этот вопрос об оплате содержания ребенка в группе продленного дня (ГПД) непосредственно от директора одной из московских школ:

Теперь об оплате продленки материнским капиталом более подробно. В соответствии с изменениями , внесенными постановлением Правительства от 14 июля 2014 г. № 648 в «Правила использования материнского капитала на образованнее детей и осуществление иных расходов, связанных с получением ребенком образования» , сертификат МСК можно использовать не только непосредственно на получение образования, но и на оплату услуг по присмотру и уходу за ребенком в образовательных организациях - причем (детские сады), но и начального, основного и среднего общего образования (то есть в школах, гимназиях, лицеях).

Внесение этих изменений было связано со вступлением в силу в 2013 году нового закона «Об образовании в РФ» . В статье 66 этого закона, регламентирующей начальное, основное и среднее общее образование в России, пунктом 7 была предусмотрена возможность создания в школах условий «для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня» .

За оказание соответствующих услуг учредитель учебного заведения (обычно это муниципальные органы власти) имеет право самостоятельно устанавливать родительскую плату и ее размер . В этом случае с родителями составляется договор об оказании на платной основе услуг по присмотру и уходу в группе продленного дня (ГПД), содержащий:

  • перечень обязательств школы по присмотру и уходу за ребенком;
  • расчет размера родительской платы за оказание соответствующих услуг;
  • требования о сроках и периодичности уплаты в соответствии с графиком платежей;
  • реквизиты банковского счета, на который должна перечисляться оплата.

Помимо договора никакие дополнительные документы из образовательной организации для оплаты продленки материнским капиталом не потребуются.

Для использования средств маткапитала в договоре может указываться соответствующий пункт, что оплата производится за счет средств по сертификату с учетом сроков, согласно которым деньги перечисляются из ПФР.

Средства материнского капитала перечисляются на указанные в договоре реквизиты школы безналичным путем .

  • Первый платеж проводится в течение 10 рабочих дней со дня принятия Пенсионным фондом решения об удовлетворении поданного , которое само рассматривается не дольше 1 месяца.
  • Последующие платежи выполняются в соответствии со сроками, указанными в договоре об оказании платных услуг присмотру и уходу за ребенком в ГПД.

4.1. Льготы по оплате за услугу присмотр и уход в ГПД устанавливаются на основании Закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании», Закона города Москвы от 23.11.2005 г. № 60 (в редакции от 19.05.2010 г.) «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве».

4.2. Родительская плата в ГПД не взымается со следующих категорий:

· дети-инвалиды;

· дети, у которых оба родителя являются инвалидами 1 или 2 группы;

· дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

4.3. Для подтверждения указанных льгот родители (законные представители) представляют следующие документы:

· копия справки об инвалидности, имеющих ребенка-инвалида;

· копия свидетельства о рождении ребенка;

· копия справки об инвалидности родителей (законных представителей), являющихся инвалидами 1 или 2 группы;

· копия постановления органа местного самоуправления о назначении опеки

4.4. Льготы по родительской плате в ГПД в Школе в размере 50% установлены для следующих категорий:

· многодетные семьи;

· малоимущие семьи.

4.5. Для подтверждения указанных льгот родители (законные представители) представляют следующие документы:

· заявление от родителей (законных представителей) о предоставлении льготы;

· копия удостоверения многодетной матери;

· справка из Отдела социальной защиты населения г.Москвы, подтверждающая статус семьи как малоимущей.

4.6. В случае предоставления неполного пакета документов, наличия в документах исправлений или неполной информации заявитель уведомляется о необходимости устранения этих недостатков в срок не более 5-ти рабочих дней со дня подачи заявления.

4.7. Предоставление льгот родителям (законным представителям) детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, производится вне зависимости от места жительства.

4.8. Льгота по частичному освобождению от родительской платы за услугу присмотр и уход в ГПД из многодетных и малоимущих семей распространяется только на граждан Российской Федерации, имеющих регистрацию в г. Москве.

4.9. Решения о предоставлении льготы оформляются приказами директора Школы.

4.10. Льгота родителям (законным представителям) предоставляется ежегодно на основании письменного заявления родителей (законных представителей) о предоставлении льгот с указанием причин и перечня прилагаемых документов. Заявление о предоставлении льготы с прилагаемыми документами подается на имя директора Школы родителями (законными представителями) ежегодно в период с 1-го до 15 сентября или при поступлении ребенка в Школу, при возникновении обстоятельств, дающих право на льготу. Льготы по родительской плате в ГПД в Школе устанавливаются с момента подачи документов, подтверждающих льготу.



4.11. При наличии у семьи права на применение нескольких льгот, применению подлежит одна льгота по выбору родителей (законных представителей).

4.12. Родители (законные представители) вправе отказаться от применения установленных льгот.

4.13. При возникновении обстоятельств, вследствие которых родители (законные представители) утрачивают право на предоставление льготы, они обязаны в месячный срок письменно сообщить о таких обстоятельствах директору Школы.

4.14. Родители (законные представители) в установленном порядке несут ответственность за достоверность представленных ими для получения льготы сведений. Школа вправе производить проверку оснований, на которые ссылается родитель (законный представитель) для получения льготы.

4.15. Льгота по оплате за услугу в Школе прекращается по следующим основаниям:

· выбытие ребенка;

· в случае, если по результатам очередного освидетельствования в органах медико-социальной экспертизы факт инвалидности не подтвержден;

· утрата статуса многодетной семьи;

· усыновление законными представителям находящихся под их опекой детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей (при предоставлении льготы по данному основанию).

4.16. Предоставление льготы за услугу присмотр и уход в ГПД приостанавливается в случае непредставления родителями (законными представителями) в установленные сроки документов, подтверждающих наличие права на льготу. Льгота, приостановленная по данному основанию, возобновляется на основании представленных документов с даты ее приостановления.

4.17. Льготы по оплате за услугу присмотр и уход в ГПД могут быть предоставлены и иным категориям родителей (законных представителей) на основании решения управляющего совета Школы, по итогам рассмотрения мотивированного заявления родителей (законных представителей).

В 2010 году в Москве насчитывалось около 1800 общеобразовательных школ, в которых обучалось без малого 800 тысяч детей. При этом дошкольных учреждений было еще больше и приближалось к уровню советских времен. Несколько сотен государственных и частных высших учебных заведений столицы каждый год открывают двери для миллиона студентов. Число негосударственных образовательных учреждений не поддается никакому учету. Хорошее образование в цене, но зачастую за него приходится платить довольно высокую цену. Будет ли платное обучение лучшего качества? Как выбрать учебное заведение по средствам и при этом не прогадать? Есть довольно простые способы, которые применимы ко всем без исключения образовательным организациям.

Уточните год основания образовательного учреждения: чем старше, тем крепче традиции и слаженнее работа. Сравните количество предлагаемых курсов или услуг: количество не означает качество, но может говорить о попытке дать разностороннее образование. Есть ли у организации филиалы в разных районах города? Открытие второго филиала возможно говорит о востребованности и успешной деятельности. Налажена ли у учебного заведения обратная связь? Можно ли найти в открытом доступе в интернете все необходимые контактные данные: фамилию, имя, отчество директора, телефон для справок, адрес электронной почты? Предлагает ли организация отсрочку по оплате за обучение? Есть ли возможность посетить пробный, демонстрационный урок бесплатно? Обеспечивает ли учащихся учебными пособиями и необходимым инвентарем?

Часть 2

Выбор яслей и детского садика в Москве - дело довольно условное, так как обычно детей прикрепляют к дошкольному учреждению по фактическому месту жительства заранее. Без московской прописки раздобыть место будет ох как не просто, ведь распределение таких детей по садам идет по остаточному принципу. Ребенка с отклонениями направят в специализированный сад: логопедический, ортопедический, для детей с проблемами по зрению и т.д. Правда, последние решения департамента образования Москвы в отношении таких детских дошкольных учреждений говорят о том, что эта специализация может быть полностью свернута, а проблемы ребенка со здоровьем станут исключительно делом их родителей.

Многие считают, что частные или коммерческие детские сады более престижны, но на деле, не все так просто. Дело в том, что государственные детские сады находятся под постоянной проверкой госорганов на предмет питания, сетки занятий в группах, медицинского присмотра и так далее. Все детские сады в Москве с недавних пор прикреплены к какой-то школе и даже носят с ней один номер. Поэтому при выборе сада, узнайте к какой школе он относится. Прикрепление не обязывает родителей отдавать ребенка именно в эту школу, просто гарантирует там место. Бывает и так, что к одной школе прикреплены сразу несколько садов. Учитывая, что многие школы также своего рода "прикреплены" в вузам, вырисовывается интересная картина о прикреплении юного гражданина к учебному заведению сызмальства до зрелого возраста в рамках гражданского воспитания.

Часть 3

Прежде чем отправится на поиски школы пройдите специальные тесты для ребенка, которые расскажут о его интересах, склонностях, талантах. Посмотрите учебное заведение, которое сможет максимально раскрыть способности малыша. Изучите подробно педагогический состав школы, а также количество учеников в классах. Чем меньше, тем лучше. Помните, что в образовании нет ничего прекраснее индивидуальных занятий с хорошим преподавателем! Посетите сайт интересующей вас школы, колледжа или учебного центра. Есть ли он? Обновляется ли? Хорошая организация в одном есть признак организованности во многом. Если на сайте есть форум, посмотрите сообщения: из них вы сможете узнать многое о внутренней кухне и состоянии дел.

Посетите сайт интересующей вас школы, колледжа или учебного центра. Есть ли он? Обновляется ли? Хорошая организация в одном есть признак организованности во многом. Если на сайте есть форум, посмотрите сообщения: из них вы сможете узнать многое о внутренней кухне и состоянии дел. Сколько учащихся данного учебного заведения сдали ЕГЭ на 80+ баллов? Каков был средний балл? Средний показатель ЕГЭ по России за 2015 год составил 59.47 балла. Сравните его с данными по интересующей школе и сделайте выводы. Если образовательное учреждение не афиширует результаты, полученные учениками на итоговом экзамене ЕГЭ или ОГЭ, это тоже о многом говорит. Вообще, замалчивание данных учебным заведением - фактор настораживающий. Участвует ли данная школа или гимназия в городских или районных олимпиадах? Регулярно ли? Каковы успехи?

Часть 4

Зайдите на несколько сайтов рынка труда Москвы и посмотрите подборку предлагаемых вакансий для выпускников университетов. Количество упоминаний ВУЗа на 100 вакансий даст Вам первую подсказку о востребованности учебного заведения среди работодателей. Посмотрите информацию на официальном сайте высшего учебного заведения. Разделите общий стаж 20 преподавателей вашего факультета на 20. Идеальная цифра составит от 10 до 25 лет. Если средний стаж ниже десяти, это может означать дисбаланс в сторону молодых специалистов, если выше, то, возможно, данному учебному заведению не хватает «свежей педагогической крови». Уточните средний стаж работы именно в данном институте: невысокий показатель указывает на текучку кадров.

Качество высшего образования обычно прямо пропорционально зарплате преподавателей. Если учебное заведение взимает высокую плату за образовательные услуги, и при этом оплата труда педагогов не на высоте, хорошего ждать не стоит, так как преподаватели обычно посвящают свои силы не студентам, а поиску дополнительного заработка. К сожалению, это особенно актуально для многих государственных вузов. Для негосударственных учебных заведений самая актуальная информация - это стаж работы в сфере образования. Чем меньше лет функционирует вуз, тем менее можно ожидать организованности и слаженности в образовательном процессе учебного заведения, тем менее устойчивы будут знания студентов на выходе. Во всех разделах каталога мы добавили возможность оставлять отзыв об учебном заведении, некоторые из них также помогут вам сделать правильный выбор.

Причем многие родители не смогут себе ее позволить

Перед самым началом нового учебного года родителей в самых разных школах начали огорошивать: бесплатной продленки отныне не будет! Кто не может забирать детишек сразу после занятий, извольте платить. Сколько? Это зависит от того, до которого часа ребенок будет оставаться на продленке. Если часов до четырех, то тысячи 2-3 в месяц (цены в разных школах варьируются), а если до упора, до конца обычного рабочего дня — то 4-5-6... Верхняя граница неизвестна.

Надо ли говорить, что для подавляющего большинства родителей эта новость явилась шоком. Всем понятно, что на продленку детей отдают не от хорошей жизни, а в тех случаях, когда работать маме надо, а свободных бабушек или денег на няню нет.

У жительницы улицы Народного ополчения дочка в этом году идет в первый класс ГБОУ «Лицей №138». На собрании родителей предупредили, что на всю параллель первоклашек будет только одна группа продленного дня, в которую возьмут не больше 30 детей. От родителей требуют справки с работы с точным рабочим графиком, которые должны подтвердить, что забирать ребенка из школы днем действительно никто не может.

— Такое ощущение, что все делается для того, чтобы мамы не могли работать, — говорит Юлия. — Раньше система была построена так, что после основных занятий сразу же начинались различные дополнительные секции и кружки. И даже первоклассники находились в школе до 5-6 вечера. Сейчас же группы продленного дня ликвидируют, а занятия в кружках и секциях стали начинаться около 4 часов. То есть кто-то должен прийти в школу днем, забрать ребенка, а потом опять привести его в кружок. В школе нам открыто сказали, что нужно искать любые возможности, чтобы не отдавать ребенка в продленку, так как мест там хватит только особо нуждающимся...

А Аллу, жительницу Северо-Восточного округа, вместе с другими родителями ее класса, просто поставили перед фактом: продленка отныне — только за деньги.

— На собрании перед началом учебного года нам сказали, что за продленку надо платить 6,5 тысячи в месяц — с учетом стоимости обеда. У меня двое детей «продленочного» возраста — и мне придется выкладывать ежемесячно 13 тысяч. Это для меня непосильная сумма!

Куда же делась эта столь востребованная и жизненно необходимая услуга? Павел Кузьмин, глава Управления образования СВАО, к которому обратилась за разъяснениями одна из пострадавших семей, всю ответственность переложил на школу:

— Это решение принимается самой организацией, Управляющим советом, который решает, будет ли это за бюджетный счет или будут вводиться какие-то платные услуги. Никакой единой позиции на уровне округа или города нет, каждая школа сама решает, какая будет сумма платы за продленку и будет ли. Все вопросы об обоснованности и правильности суммы — это к Управляющему совету. Мы даже не собираем такую информацию. Единого ценника по Москве нет и быть не может, школа сама его высчитывает. Цена зависит от того, какие услуги и какого качества на продленке предоставляются. Вы должны понимать, за что платите.


Однако, как выяснил «МК», товарищ Кузьмин недоговаривает. Решение принимается, безусловно, на уровне школы, но такую возможность ей предоставляет новый Федеральный закон об образовании. Статья 66, пункт 8 этого закона гласит:

«За осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей несовершеннолетних обучающихся. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей в определяемых им случаях и порядке...»

То есть вправе снизить — но вправе и не снижать. А главное — вправе устанавливать эту плату!

При этом в прошлом году, когда новый Закон об образовании уже действовал, в большинстве школ продленка оставалась бесплатной — родители отдавали только 50-100 рублей в день за обед. Почему же в новом учебном году по этому же закону она повсеместно становится платной?

— Государственная школа предоставляет бесплатные образовательные услуги и финансируется за счет субсидий по госзаданию. Присмотр же и уход по окончанию учебных занятий — это не образовательная услуга, согласитесь, — объяснила «МК» Надежда Перфилова, председатель межрайонного совета по развитию образования Северного округа столицы и директор школы №2098. — В прошлом году во многих московских школах сумма оплаты за группу продленного дня составляла 900 рублей в год (не считая обедов), при этом субсидирующие коэффициенты были даже больше этой суммы, поэтому школы часто вообще делали продленку бесплатной — весь год на этом ресурсе мы и прожили... Сегодня же этих коэффициентов и дотаций больше нет: госзадание дается только на образовательные услуги — соответственно, все остальное станут финансировать родители, и с этого года группы продленного дня будут оплачиваться.

Еще в мае этого года я собрала всех родителей, которым необходимы группы продленного дня для их детей, и мы договорились, что наш главбух составит смету по тарификации, которую мы согласуем с управляющим советом. Всем же нужны разные услуги — на разное время и т.д. Кто-то хочет, чтобы его ребенок оставался в небольшой группе — 5, а не 25 человек, и т.п. Родители это восприняли нормально.

— О каких суммах идет речь?

— О вполне доступных — на уровне 20-30 рублей в час. В месяц это составит примерно до 2000 рублей для тех, кто забирает ребенка часа в четыре, примерно до 4000 рублей для тех, кто заберет в семь-восемь вечера.

— А что с так называемым часом самоподготовки — это когда в группе продленного дня ребенок выполняет домашнее задание под надзором учителя?

Нам сказали, что он будет, — один час в день на такие занятия для начальной школы будет бесплатным, субсидирующимся за счет бюджета. Но это не значит, что если занятия заканчиваются, скажем, в 13.00, то до 14.00 можно иметь бесплатную продленку — дело в том, что этот бесплатный час предоставляется не в любое время (допустим, сразу после завершения занятий), а согласно распорядку группы продленного дня. И если этот час на приготовление заданий будет по расписанию, скажем, с 15.00 до 16.00, то для тех, кто посещает группу продленного дня в этом интервале, в смету оплаты его не включат...

«Социальные последствия этого решения труднопредсказуемы, — заявил «МК» член СПЧ при Президенте РФ, депутат муниципального района Отрадное Андрей Бабушкин. — С продленки будут выдавливаться не просто социально незащищенные, но и безответственные семьи, у которых, может, и деньги есть, но они предпочтут, чтобы ребенок болтался по улицам. В начале 90-х уже была попытка сделать платную продленку, и сегодняшние наркоманы — результат этого решения». Бабушкин намерен направить главе столичного Департамента образования Иосифу Калине письмо с просьбой «развернуть» ситуацию. По мнению правозащитника, у города достаточно финансовых ресурсов, чтобы не вводить плату за продленку.



Похожие публикации