Тест на общую ориентацию в окружающем мире. Методика "общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний". Вопросы для IV-V классов

Описание. Этот вариант методики предназначается для детей, поступаю­щих в школу. Для оценки общей ориентировки в окружающем мире детей с I по V классы и для выяснения запаса их бытовых знаний используются другие перечни вопросов, которые следу­ют далее. Процедуры обработки ответов на них, выведения оцен­ки в баллах и оценивания на этой основе уровня психологичес­кого развития ребенка идентичны.

Общая ориентация детей, только поступающих в школу, в ок­ружающем мире и оценка запаса имеющихся у них бытовых зна­ний производятся по ответам на следующие вопросы:

1. Как тебя зовут?

(Называние фамилии вместо имени не является ошибкой.)

2. Сколько тебе лет?
3. Как зовут твоих родителей?

(Называние уменьшительных имен не рассматривается как ошибка.)

4. Как называется город, в котором ты живешь?

5. Как называется улица, на которой ты проживаешь?

6. Какой у тебя номер дома и квартиры?

7. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие и какие домашние?

(Правильным считается тот ответ, в котором названы не ме­нее двух диких и не менее двух домашних животных.)

8. В какое время года появляются и в какое время года опа­дают листья с деревьев?

9. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обе­даешь и готовишься ко сну?

10. Назови предметы одежды и столовые приборы, которы­ми ты пользуешься.

(Правильный ответ - тот, в котором перечислены не менее трех предметов одежды и не менее трех разных столовых приборов.)

Вопросы для I класса

1. Как твои фамилия, имя и отчество?

2. Сколько лет твоей маме и твоему папе?

3. Как зовут твою бабушку и твоего дедушку?

4. Как называется столица того государства, в котором ты живешь?

5. Как называется улица, на которой живут твои родственники? (В ответе на этот вопрос необходимо правильно назвать хотя

бы одну улицу и сказать, кто из родственников живет на этой улице.)

6. Каковы номер дома и номер квартиры, где живут твои род­ственники или знакомые?

7. Как называются птицы, которых можно встретить в окре­стностях твоего дома?

(Здесь необходимо назвать хотя бы две разные птицы.)

8. В каком месяце обычно появляется снег и когда он начи­нает таять?

9. В котором часу ты обычно уходишь в школу и приходишь из школы?

(Правильный ответ включает указание как на часы, так и на минуты.)

10. Назови инструменты, которые есть у вас в доме.

(Правильный ответ на этот вопрос - тот, в котором пере­числены не менее трех разных инструментов.)

Вопросы для II класса

1. Каковы фамилия, имя и отчество твоих родителей -- папы и мамы?

2. Сколько лет твоему брату и/или сестре?

(Если родных братьев или сестер у ребенка нет, то он может назвать двоюродных и т.д.)

3. Каковы фамилия, имя и отчество кого-либо из твоих бли­жайших родственников?

(Можно назвать любого из них, кроме мамы, папы, бабушек и дедушек, родных братьев и сестер.)

4. Как называется главный город в той области, где ты живешь?

5. Как называются город и улица, где живут твои родствен­ники или знакомые?

6. Каковы номер дома и номер квартиры, где живут твои дя­дя или тетя?

(Для правильного ответа достаточно назвать адрес хотя бы одного из них.)

7. Как называются те животные (звери), которые живут в лесу?
(Для правильного ответа необходимо назвать не менее че­тырех из них.)

8. В каком месяце появляются почки на деревьях и в каком месяце здесь, у вас, начинают желтеть листья?

9. В котором часу возвращаются обычно с работы твои мама и папа?

(Для правильного ответа на этот вопрос достаточно назвать только час без указания минут.)

10. Назови все приборы, которые есть у вас дома.

(Правильный ответ предусматривает название не менее трех разных приборов.)

Вопросы для III класса

1. Каковы фамилия, имя и отчество твоей бабушки и твоего дедушки?

2. Сколько лет твоей бабушке и твоему дедушке?

(Если их нет в живых, то сколько лет им было в последний год жизни?)

3. Каковы фамилия, имя и отчество кого-нибудь из твоих
далеких родственников? Назови сначала того, о ком ты собира­ешься говорить.

(Правильный ответ на данный вопрос предусматривает на­зывание ребенком хотя бы одного дальнего родственника).

4. Как называется тот район города, в котором ты живешь?
(Этот вопрос можно содержательно несколько изменить,

включив в него формулировку названия населенного пункта или какой-либо его части).

5. Как называется город (местность и т.п.), где родились твои
родители?

(Правильный ответ предусматривает точное название мес­та рождения хотя бы одного из родителей ребенка).

6. Какой номер телефона в квартире ваших родственников? (Для правильного ответа достаточно назвать только один номер).

7. Как называются рыбы, которые живут в реке?

8. В каких частях света, странах не бывает зимы или лета?

9. В котором часу ты обычно завтракаешь и ужинаешь? (Правильный ответ предполагает название как часа, так и минут).

10.Как называются различные виды транспорта? (Правильный ответ предполагает называние не менее трех разных видов транспорта).

Вопросы для IV-V классов

1. Каковы фамилия, имя и отчество твоего дяди и твоей тети?
(Достаточно назвать фамилию, имя и отчество хотя бы од­ного из указанных родственников).

2. Сколько лет твоему дяде и сколько лет твоей тете?
(Правильный ответ предполагает называние возраста хотя

бы одного из указанных родственников).

3. Каковы фамилия, имя и отчество кого-нибудь из ваших
соседей по дому?

(Для правильного ответа достаточно назвать хотя бы одно­го из соседей).

4. Как называются столицы тех государств, которые грани­
чат с твоей республикой?

(В правильном ответе на данный вопрос должно быть на­звано не менее трех столиц разных государств).

5. Как называются города, в которых родились твоя бабуш­
ка и твой дедушка?

6. Как позвонить в тот город, где живут твои родственники?
(Правильный ответ предусматривает указание того, как по­
звонить хотя бы в один город).

7. Как называются животные, которые живут в море?
(Для правильного ответа достаточно назвать хотя бы двух

таких животных).

8. В каких странах мира холоднее всею и теплее всего?

(Правильный ответ предусматривает называние хотя бы од­ной такой страны, которая расположена в зоне экватора, и хотя бы одной страны, которая располагается близко к Северному по­люсу).

9. В котором часу по субботам и по воскресеньям по телеви­дению начинаются твои любимые передачи?

(Для правильного ответа необходимо назвать время в часах и минутах хотя бы двух таких передач).

10. Где можно прочесть что-либо интересное?

(Имеются в виду книги, газеты и журналы. Правильный от­вет предусматривает называние не менее трех разных печатных изданий).

За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребенок получает 1 балл. Максимальное количество баллов, ко­торое может получить один ребенок по данной методике за пра­вильные ответы на все вопросы, составляет 10.

Для ответа на каждый из вопросов ребенку отводится по 30 сек. Отсутствие ответа в течение этого времени квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов.

Обработка:

Полностью психологически готовым к обучению в школе (по данной методике) считается тот ребенок, который правильно от­ветил на все вопросы, т.е. в итоге получил 10 баллов. В течение времени, отводимого на ответ, ребенку можно задавать допол­нительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие пра­вильный ответ.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА

К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ И ДИАГНОСТИКА

УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Выяснение общей ориентации детей в окружающем мире и имеющегося у них запаса бытовых знаний

Под общей ориентацией детей в окружающем мире и запасом бытовых знаний понимаются сведения, которые ребенок имеет о себе, о близких и дальних родственниках, о местности, где он жи­вет, об окружающей природной среде, о предметах домашнего обихода, о пространстве и времени, об инструментах и материа­лах. Предполагается, что с возрастом эти знания у ребенка по­степенно расширяются и становятся глубже.

Для того чтобы исследовать из возраста в возраст и далее срав­нивать общую ориентировку детей и запас бытовых знаний, для детей всех возрастов в данном комплексе методик, начиная с 6-7-летнего возраста и вплоть до 10-11 лет, т.е. для детей, поступаю­щих в школу и оканчивающих соответственно I, II, III и IV клас­сы, предложены идентичные вопросники по десять вопросов в каждом. Из возраста в возраст вопросы повторяются по смыслу, но становятся сложнее - поиск правильного и исчерпывающего ответа требует от ребенка все более точных и обширных знаний. Если, например, детям, только поступающим в школу, задается простой вопрос: «Как тебя зовут?», то аналогичные вопросы, предназначенные для детей более старшего возраста, звучат ина­че: «Каковы твои фамилия, имя и отчество?» (I класс), «Каковы фамилия, имя и отчество твоих родителей, папы и мамы?» (II класс), «Каковы фамилия, имя и отчество твоей бабушки и твоего дедушки?» (III класс), «Каковы фамилия, имя и отчество твоего дяди и твоей тети?» (IV класс).

Заметим, что в данной методике вопросы сформулированы и подобраны таким образом, чтобы правильно и полностью на них могли ответить только способные дети. Это сделано вполне со­знательно и по следующим причинам. Во-первых, для того, что­бы иметь возможность выявить действительно способных детей. Во-вторых, для того, чтобы более точно разделить детей на груп­пы по степени их общей ориентированности и запасу бытовых знаний. Предполагается вместе с тем, что любой ребенок сред­них способностей хотя бы частично сможет ответить на некото­рые из предложенных вопросов, и ему, следовательно, можно бу­дет по данной методике приписать определенный балл.

В следующем варианте методики предусмотрены только два способа количественной оценки ответов: 0 баллов и 1 балл. Прак­тика, однако, показывает, что двух вариантов ответов недоста­точно. Иногда дети дают частично правильный ответ, который нельзя оценить в 0 или в 1 балл. Кроме того, в некоторых из пред­лагаемых детям вопросов, например в тех, которые отмечены но­мерами 6, 7, 8, 9, содержится фактически не один, а два подво-проса. На один из этих подвопросов ребенок может ответить, а на другой - нет. В этой связи для частично правильного или не­полного ответа ребенка рекомендуется использовать иногда оцен­ку в 0,5 балла.

Встречаются такие ситуации, когда на предложенный воп­рос ребенок не может дать ответа не потому, что не знает его, а по той причине, что ответить на данный вопрос ребенку невоз­можно. Например, у опрашиваемого ребенка может не быть род­ственников (вопрос 6 для учащихся первого класса; вопрос 5 для учащихся второго класса; вопрос 2 для первоклассников; вопрос 9 для второклассников и ряд других). Подобные вопросы необ­ходимо корректировать в ходе обследования ребенка и считать ответы на них правильными и в том случае, если они касаются родственников, которые у данного ребенка действительно есть. Допускается также замена в вопросе слова «родственники» на слово «знакомые» (см., например, вопрос 6 для первого класса и вопрос 5 для второго класса).

Этот вариант методики предназначается для детей, поступаю­щих в школу. Для оценки общей ориентировки в окружающем мире детей с I по V классы и для выяснения запаса их бытовых знаний используются другие перечни вопросов, которые следу­ют далее. Процедуры обработки ответов на них, выведения оцен­ки в баллах и оценивания на этой основе уровня психологичес­кого развития ребенка идентичны.

Общая ориентация детей, только поступающих в школу, в ок­ружающем мире и оценка запаса имеющихся у них бытовых зна­ний производятся по ответам на следующие вопросы:

1. Как тебя зовут?

(Называние фамилии вместо имени не является ошибкой.) " 2. Сколько тебе лет?


3. Как зовут твоих родителей?

(Называние уменьшительных имен не рассматривается как ошибка.)

4. Как называется город, в котором ты живешь?

5. Как называется улица, на которой ты проживаешь?

6. Какой у тебя номер дома и квартиры?

7. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие и какие домашние?

(Правильным считается тот ответ, в котором названы не ме­нее двух диких и не менее двух домашних животных.)

8. В какое время года появляются и в какое время года опа­дают листья с деревьев?

9. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обе­даешь и готовишься ко сну?

10. Назови предметы одежды и столовые приборы, которы­ми ты пользуешься.

(Правильный ответ - тот, в котором перечислены не менее трех предметов одежды и не менее трех разных столовых приборов.)

За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребенок получает 1 балл. Максимальное количество баллов, ко­торое может получить один ребенок по данной методике за пра­вильные ответы на все вопросы, составляет 10.

Для ответа на каждый из вопросов ребенку отводится по 30 сек. Отсутствие ответа в течение этого времени квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов.

Полностью психологически готовым к обучению в школе (по данной методике) считается тот ребенок, который правильно от­ветил на все вопросы, т.е. в итоге получил 10 баллов. В течение времени, отводимого на ответ, ребенку можно задавать допол­нительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие пра­вильный ответ.

Вопросы для I класса

1. Как твои фамилия, имя и отчество?

2. Сколько лет твоей маме и твоему папе?

3. Как зовут твою бабушку и твоего дедушку?


Часть 1. Психологическая диагностика

4. Как называется столица того государства, в котором ты живешь?

5. Как называется улица, на которой живут твои родственники? (В ответе на этот вопрос необходимо правильно назвать хотя

бы одну улицу и сказать, кто из родственников живет на этой улице.)

6. Каковы номер дома и номер квартиры, где живут твои род­ственники или знакомые?

7. Как называются птицы, которых можно встретить в окре­стностях твоего дома?

(Здесь необходимо назвать хотя бы две разные птицы.)

8. В каком месяце обычно появляется снег и когда он начи­нает таять?

9. В котором часу ты обычно уходишь в школу и приходишь из школы?

(Правильный ответ включает указание как на часы, так и на минуты.)

10. Назови инструменты, которые есть у вас в доме.

(Правильный ответ на этот вопрос - тот, в котором пере­числены не менее трех разных инструментов.)

Вопросы для II класса

1. Каковы фамилия, имя и отчество твоих родителей -- папы и мамы?

2. Сколько лет твоему брату и/или сестре?

(Если родных братьев или сестер у ребенка нет, то он может назвать двоюродных и т.д.)

3. Каковы фамилия, имя и отчество кого-либо из твоих бли­
жайших родственников?

(Можно назвать любого из них, кроме мамы, папы, бабушек и дедушек, родных братьев и сестер.)

4. Как называется главный город в той области, где ты живешь?

5. Как называются город и улица, где живут твои родствен­ники или знакомые?

6. Каковы номер дома и номер квартиры, где живут твои дя­дя или тетя?

(Для правильного ответа достаточно назвать адрес хотя бы одного из них.)


Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников

7. Как называются те животные (звери), которые живут в лесу?
(Для правильного ответа необходимо назвать не менее че­
тырех из них.)

8. В каком месяце появляются почки на деревьях и в каком месяце здесь, у вас, начинают желтеть листья?

9. В котором часу возвращаются обычно с работы твои мама и папа?

(Для правильного ответа на этот вопрос достаточно назвать только час без указания минут.)

10. Назови все приборы, которые есть у вас дома.

(Правильный ответ предусматривает название не менее трех разных приборов.)

Вопросы для III класса

1. Каковы фамилия, имя и отчество твоей бабушки и твоего дедушки?

2. Сколько лет твоей бабушке и твоему дедушке?

(Если их нет в живых, то сколько лет им было в последний год жизни?)

3. Каковы фамилия, имя и отчество кого-нибудь из твоих
далеких родственников? Назови сначала того, о ком ты собира­
ешься говорить.

(Правильный ответ на данный вопрос предусматривает на­зывание ребенком хотя бы одного дальнего родственника).

4. Как называется тот район города, в котором ты живешь?
(Этот вопрос можно содержательно несколько изменить,

включив в него формулировку названия населенного пункта или какой-либо его части).

5. Как называется город (местность и т.п.), где родились твои
родители?

(Правильный ответ предусматривает точное название мес­та рождения хотя бы одного из родителей ребенка).

6. Какой номер телефона в квартире ваших родственников? (Для правильного ответа достаточно назвать только один номер).

7. Как называются рыбы, которые живут в реке?

8. В каких частях света, странах не бывает зимы или лета?


Часть 1. Психологическая диагностика

9. В котором часу ты обычно завтракаешь и ужинаешь? (Правильный ответ предполагает название как часа, так и минут).

10. Как называются различные виды транспорта? (Правильный ответ предполагает называние не менее трех разных видов транспорта).

Вопросы для IV-V классов

1. Каковы фамилия, имя и отчество твоего дяди и твоей тети?
(Достаточно назвать фамилию, имя и отчество хотя бы од­
ного из указанных родственников).

2. Сколько лет твоему дяде и сколько лет твоей тете?
(Правильный ответ предполагает называние возраста хотя

бы одного из указанных родственников).

3. Каковы фамилия, имя и отчество кого-нибудь из ваших
соседей по дому?

(Для правильного ответа достаточно назвать хотя бы одно­го из соседей).

4. Как называются столицы тех государств, которые грани­
чат с твоей республикой?

(В правильном ответе на данный вопрос должно быть на­звано не менее трех столиц разных государств).

5. Как называются города, в которых родились твоя бабуш­
ка и твой дедушка?

6. Как позвонить в тот город, где живут твои родственники?
(Правильный ответ предусматривает указание того, как по­
звонить хотя бы в один город).

7. Как называются животные, которые живут в море?
(Для правильного ответа достаточно назвать хотя бы двух

таких животных).

8. В каких странах мира холоднее всею и теплее всего?

(Правильный ответ предусматривает называние хотя бы од­ной такой страны, которая расположена в зоне экватора, и хотя бы одной страны, которая располагается близко к Северному по­люсу).

9. В котором часу по субботам и по воскресеньям по телеви­
дению начинаются твои любимые передачи?


Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников

(Для правильного ответа необходимо назвать время в часах и минутах хотя бы двух таких передач).

10. Где можно прочесть что-либо интересное?

(Имеются в виду книги, газеты и журналы. Правильный от­вет предусматривает называние не менее трех разных печатных изданий).

_________________________________________________________________________

______________________________________________________

и) Знаешь ли ты буквы? _________________________________ к) Умеешь ли читать? ___________________________________

4. Назови одним словом:

Стол, стул, диван - это __________________________________

Платье, шапка, брюки - это ______________________________

Яблоко, виноград, банан - это ____________________________

Какое число стоит между тройкой и пятеркой? _____________

Какое число стоит между восьмеркой и шестеркой? _________

Примечание:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КГУ «Степная средняя школа»

Карта психологического развития

«Общая ориентация детей в окружающем

пространстве и запас бытовых знаний»

ученика(цы) 0 класса

___________________________

___________________________

2013-2014 учебный год

1. Что знает ребёнок о себе?

а) Назови своё имя и фамилию? _______________________

___________________________________________________

б) Сколько тебе лет и дата твоего рождения?____________

___________________________________________________

в) Знаешь ли ты имена твоих родителей? _______________

______________________________________________________________________________________________________

г) Знаешь ли ты свой домашний адрес, название своего города? ____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

2.Отношение к школе.

а) Нравится ли тебе ходить в школу? ___________________

___________________________________________________

б) Что больше всего нравится в школе? ________________

______________________________________________________________________________________________________

3.Ориентирование в окружающем мире

а) Какие школьные принадлежности ты знаешь? _________

______________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________

б) В какое время года появляются и в какое время года опадают листья_____________________________________

___________________________________________________

в) Когда лежит снег, а когда жарко? ____________________

______________________________________________________________________________________________________

г) Как называется то время дня, когда ты:

просыпаешься _______________________________________

обедаешь ___________________________________________

и готовишься ко сну?_________________________________

д) Определи назначение следующих предметов:

зонтик _____________________________________________

___________________________________________________

тарелка________________________________________________________________________________________________

веник ______________________________________________

___________________________________________________

часы _______________________________________________

___________________________________________________

стул___________________________________________________________________________________________________

е) Какие ты знаешь цвета? ____________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ж) Каких ты знаешь животных диких ___________________

______________________________________________________________________________________________________

Какие домашние? ____________________________________

___________________________________________________



Похожие публикации