Личные, притяжательные, указательные местоимения. Склонение местоимений Упражнения местоимение welche в немецком языке

Рассматривая склонение местоимений (мест.) в немецком языке, необходимо понимать, что разные классы местоимений склоняются по-разному, поэтому мы будем их рассматривать по группам.

В немецком языке различают , взаимные, притяжательные, указательные, вопросительные и относительные, неопределённые местоимения.

Склонение личных мест.

К личным мест. (Personalpronomen) относятся мест. ich, du, er, sie, es, wir, ihr, sie. Личные местоимения имеют те же падежи, что и существительные, и отвечают на те же вопросы.

Kasus
Frage:
Singular Plural

1. Person sing.

2. Person sing.

3. Person sing.
maskulinum

3. Person sing.
femininum

3. Person sing.
neutrum

1. Person pl.

2. Person pl.

Nominativ
Wer oder was?
ich du er sie es wir ihr sie
Genitiv
Wessen?
meiner deiner seiner ihrer seiner unser euer ihrer
Dativ
Wem?
mir dir ihm ihr ihm uns euch ihnen
Akkusativ
Wen oder was?
mich dich ihn sie es uns euch sie

Возвратное мест. sich используется в предложениях, когда субъект и объект действия являются одним лицом. Например, я расчёсываюсь = я расчёсываю себя – Ich käme mich. Возвратное мест. sich употребляется только в Дательном и Винительном падежах. Причём для мест. ich, du, wir, ihr в качестве возвратных форм используются обычные падежные формы личных мест., а для er, sie, es, sie — форма sich. Какой падеж местоимения нужно использовать, зависит от глагола и от вопроса к объекту, который можно поставить: Ich wasche mich (Wen wasche ich? – Akkusativ). Ich wasche mir die Hände (Wem wasche ich die Hände? – Dativ).

Pronomen sich

Dativ

Akkusativ

1. Person sing. – ich
2. Person sing. – du
3. Person sing. Maskulinum – er
3. Person sing. Femininum – sie
3. Person sing. Neutrum –es
1. Person pl. – wie
2. Person pl. – ihr
3. Person pl. – sie

Однако, как видим, различия в Винительном и Дательном падеже существуют только в первом и втором лицах ед.ч., т.е в местоимениях ich и du.

Класс взаимных местоимений в немецком языке представлен только одним словом – einander . Это местоимение не склоняется, т.е. все падежи совпадают с формой именительного падежа.

Склонение притяжательных мест.

Притяжательные мест. выражают принадлежность предмета какому-то лицу. К этому классу местоимений относятся mein, dein, sein, ihr, unser, euer, ihr. Поскольку этот предмет может быть мужского, женского или среднего рода или их может быть несколько, то притяжательные мест. также имеют род и число: mein Freund, meine Karte, mein Auto, meine Verwandten и т.д. Склоняются они, как прилагательные.

Singular

Plural

maskulinum

femininum

neutrum

für alle Genera gleich

Nominativ

Genitiv

Dativ

Akkusativ

Подобным образом склоняются и указательные мест. dieser (diese, dieses, diese), jener (jene, jenes, jene), solcher (solche, solches, solche), der, die, das, die (не путать с артиклями), selbst, derjenige (diejenige, dasjenige, diejenige), derselbe (dieselbe, dasselbe, dieselbe) . Они также изменяются по родам, числам и падежам.

Склонение указательных мест. der, die, das, die.

Singular

Plural

maskulinum

femininum

neutrum

für alle Genera gleich

Nominativ

Genitiv

Dativ

Akkusativ

Использование формы Родительного падежа мн.ч., т.е deren/derer, зависит от расположения слова, к которому относится указательное мест.: если определяемое существительное предшествует указательному местоимению, то используется форма deren, если же определяемое существительное стоит после мест., то используется derer:

Mein Freund und deren Eltern kommen nächste Woche nach Berlin.

Die Zahl derer , wer unter Mangel an Trinkwasser leidet, wird immer mehr steigen.

Склонение местоимений dieser , jener .

Singular

Plural

maskulinum

femininum

neutrum

für alle Genera gleich

Nominativ

Genitiv

Dativ

Akkusativ

Особое внимание нужно обратить на склонение мест. derselbe и derjenige , так как первая часть их склоняется как артикль, а вторая – как прилагательное.

Singular

Plural

maskulinum

femininum

neutrum

für alle Genera gleich

Nominativ

Genitiv

Dativ

Akkusativ

При склонении мест. solcher нужно быть очень внимательным. Данное мест. обычно используется с неопределённым артиклем ein. Если оно стоит перед артиклем, то не склоняется:

Ich träume von solch einem Auto.

Mein Bruder hat solch ein Handy.

Если же оно стоит после артикля, то спрягается как прилагательное в аналогичной позиции:

Ich träume von einem solchen Auto.

Mein Bruder hat ein solches Haus.

Мест. selbst, selber не склоняются вообще.

К относительным мест. относятся der (die, das, die), welcher (welche, welches, welche) . Необходимо отличать указательные мест. der (die, das, die) от аналогичных относительных. Указательные мест. подчёркнуто указывают на какой-то предмет, обычно стоят перед существительным, относительные же мест. описывают какой-то предмет, обычно стоят после существительных и образуют придаточные предложения. Но склоняются они одинаково, за исключением формы Родительного падежа мн.ч.

Singular

Plural

maskulinum

femininum

neutrum

für alle Genera gleich

Nominativ

Genitiv

Dativ

Akkusativ

При изучении форм мест. welcher обратите особое внимание на Родительный падеж.

Singular

Plural

maskulinum

femininum

neutrum

für alle Genera gleich

Nominativ

Genitiv

Dativ

Akkusativ

Очень многочисленную группу представляют собой неопределённые мест.: man, jemand, irgendwer, irgendjemand, niemand, etwas, nichts, alles, einer (eines, eins, eine), keiner (keine, keins, keine), aller (alle, alles, alle), jeder (jede, jedes, jede), mancher (manche, manches, manche), mehrere.

Мест. man, jemand, irgendwer, irgendjemand, niemand употребляются только в отношении одушевлённых объектов.

Nominativ

Genitiv

Dativ

Akkusativ

Мест. etwas, nichts, alles используются только по отношению к неодушевлённым субъектам. Они не склоняются. Иногда в значении неопределённого мест. может использоваться мест. welch-, но только в Именительном и Винительном падежах и только в разговорной речи.

Nominativ

Akkusativ

Местоимения einer (eines, eins, eine), keiner (keine, keins, keine), aller (alle, alles, alle), jeder (jede, jedes, jede), mancher (manche, manches, manche), mehrere могут относиться как к одушевлённым, так и к неодушевлённым существительным.

Singular

Plural

maskulinum

femininum

neutrum

für alle Genera gleich

Nominativ

Genitiv

Dativ

Akkusativ

Singular

Plural

maskulinum

femininum

neutrum

für alle Genera gleich

Nominativ

Genitiv

Dativ

Akkusativ

Singular

Plural

maskulinum

femininum

neutrum

für alle Genera gleich

Nominativ

Genitiv

Dativ

Akkusativ

Singular

Plural

maskulinum

femininum

neutrum

für alle Genera gleich

Nominativ

Genitiv

Dativ

Akkusativ

Местоимение mehrere существует только во множественном числе.

Plural

Nominativ

Genitiv

Dativ

Akkusativ

Рассматривая склонение местоимений в немецком языке, стоит упомянуть о вопросительных мест., но углубляться здесь не придётся. Их всего несколько: wer, was, wem, wen, was für einen(eine, ein), wessen . Они употребляются только в этих указанных нами формах, которые, по сути, уже являются падежными формами, поэтому не склоняются. Мест. welchen (welche, welches, welche) , используемое в качестве вопросительного, склоняется так же, как и относительное (см. выше).

Относительные местоимения немецкого языка, или Relativpronomen, служат для связывания главного предложения с придаточным. В предложении они заменяют действующее лицо или предмет. К таким местоимениям относятся:

  • der — который, die — которая, das — которое, die — которые
  • wer — кто, was — что
  • welcher — который, welche — которая, welches — которое, welche — которые

В разговорной речи чаще используются относительные местоимения der /die /das . Местоимения welcher /welche /welches обычно применяют, чтобы избежать повторения.

Как вы уже поняли из примера, относительные местоимения склоняются по падежам.

Склонение относительных местоимений в немецком языке — таблица
N der
который
die
которая
das
которое
die
которые
wer
кто
was
что
G dessen deren dessen deren
derer
wessen
чей
чья
чьё
чьи
wessen
чей
чья
чьё
чьи
D dem der dem denen wem
кому
A den die das die wen
кого
was
что
N welcher
который
welche
которая
welches
которое
welche
которые
G
D welchem welcher welchem welchen
A welchen welche welches welche
Упражнение на употребление относительных местоимений
  1. Wie heißt das Buch, von ___ du mir gestern erzählt hast?
  2. Das ist der Lehrer, ___ ich letzte Woche kennengelernt habe.
  3. Kennst du die Leute, ___ das grüne Haus gehört?
  4. Zu meinem Geburtstag hat meine Großmutter eine riesige Sahnetorte gebacken, ___ sofort aufgegessen wurde.
  5. Ich fahre übermorgen zu meiner Freundin, ___ schon lange in Kroatien lebt.
  6. Kennst du die Nachbarn, ___ Haus so groß ist?
  7. Ist das das Kind, ___ du eine tolle Puppe geschenkt hast?
  8. Gestern habe ich einen Film gesehen, in ___ es um berühmte Schriftsteller geht.
  9. Auf dem Festival war auch Hanna, ___ Mutter bei der Post arbeitet.
  10. Das war der Student, ___ mir gut gefallen hat.
  11. Wir hatten kürzlich Herrn Holz bei uns zu Besuch, ___ Schwester in Brasilien arbeitet.
  12. Ist das der Mann, an ___ Monika immer denkt?
  13. Das sind die Nachbarn, ___ Auto immer am Eintritt steht.
  14. Das ist der Junge, ___ mich eingeladen hat.
  15. Wer ist die Frau, mit ___ du dich so lange unterhalten hast?
  16. Siehst du den Polizist, ___ mit Journalisten redet?
  17. Wir treffen uns vor dem Kino, ___ neu eröffnet hat.
  18. Kann ich die Tasche umtauschen, ___ ich kürzlich gekauft habe?

Следует особо отметить тот факт, что относительные местоимения в немецком языке формально не формируют отдельную группу единиц. Как таковые здесь функционируют, прежде всего, местоимения, обычно рассматриваемые в качестве указательных das, der, die, (которая, который, которое). Именно они считаются наиболее распространенными относительными местоименными единицами в немецком. — Die Katze, d ie du sicherlich gerne hättest. (Кошка, которую ты, конечно, хотел бы иметь).

В качестве относительных местоимений также могут использоваться и такие единицы, как welcher — который (welches (ое), welche (ая)), was и wer (что, кто). — Wer nicht schreiben will, muss sprechen. (Кто не хочет писать, должен говорить). Данные местоимения также иногда рассматривают в качестве относительно-вопросительных, так как они могут выполнять функции и вопросительных и относительных разрядов местоимений (Welches Journal hat er gelesen? Какой (который) журнал он прочел?- Das Journal, welches er gelesen hat. Журнал, который он прочел.). При этом, хотя использование welcher (который) по стилистическим показателям, как относительного, рассматривается в качестве не вполне удачного, но его применение иногда помогает избегать ненужных повторов. —

Das Mädchen, welches die fixe Idee so viel Zeit widmet… — Девушка, которая так много времени уделяет идее фикс…..(сравните: Das Mädchen, das die fixe Idee so viel Zeit widmet…)

Склонение относительных немецких местоимений происходит по аналогии с указательными и вопросительными вариантами. Однако, в качестве относительного местоимения welcher (es, e) не обладает формой родительного падежа.:

Таблица. Склонение относительных местоимений das (der, die) и welcher (welches, welche)

Singular Plural
Maskulin Neutrum Feminin Maskulin/Neutrum/Feminin
Nom-v welcher, der, welches, das welche, die welche, die
Gen-v -, dessen -, dessen -, deren -, deren
Dat-v welchem, dem welchem, dem welcher, der welchen, denen
Akk-v welchen, den welches, das welche, die welche, die

Особенностью же местоимений was и wer,является отсутствие у них каких-либо форм рода, а также числа. Отличаются же они тем, что was (что) относится к неодушевленным предметам (объектам, вещам и т.д.), а wer (кто) характеризует одушевленных лиц. Кроме этого, was не имеет формы в Дативе.

Таблица. Склонение относительных местоимений was, wer

Неодуш. Одушевл.
was wer
Nominativ was wer
Genitiv wessen wessen
Dativ wem
Akkusativ was wen

Wen ihr respektiert, den müsst ihr und Wunsch befriedigen. — одуш. лицо. (Кого ты уважаешь, того тебе и ублажать).

Основной функцией относительных местоимений в речи является введение придаточных предложений, где они функционируют в качестве союзных слов (Das Journal, welches er gelesen hat, ist interessant. — Журнал, который он прочел, интересный. (welches — союзное слово, которое указывает на объект (журнал), который упоминается в главном предл.) , а также членов предложения. Так, находясь в Nominativ, относительное местоимение будет играть роль подлежащего.:

Zeige mir den Student an der Universität,der das Prüfung zum ersten Mal vernichtet hat. (Покажи мне студента университета, который сдал (букв. уничтожил) экзамен в первый раз.)

При этом, родовая форма относительных местоимений будет зависеть от определяющего слова в главном предложении, а их падеж будет определяться сопровождающими их словами в придаточном.

Ich sehe ein M ädchen (ср.р.), mit dem (ср.р. Dat.) ich vertraut bin. (Я вижу девушку, с которой я знаком.)

1. Füllen Sie die Lücken aus, indem Sie das Personalpronomen im richtigen Kasus gebrauchen / Заполните пропуски, в которых употребите личное местоимение в правильном падеже:

  1. Verstehst du etwas nicht? Wir können … helfen. Frag … , wenn du etwas nicht verstehst.
  2. Ich komme wieder zu spät, hoffentlich bestraft … der Lehrer nicht.
  3. Sie sind so hilfsbereit, Herr Körner, ich danke … .
  4. – Sind Hanna und Fritz da? – Nein, ich habe … nicht gesehen. – Schade, ich muss … etwas Wichtiges sagen.
  5. Liebe Kinder, ich gratuliere … zum Anfang des Schuljahres.
  6. Renate ist schon da, hilf … bitte beim Auspacken.
  7. Das Baby weint, ich gebe … ein Fläschchen und lege … ins Bett.
  8. – Soll ich … zum Bahnhof bringen, Frau Lembke? – Nein, danke, bestellen Sie … lieber ein Taxi.
  9. Hallo, Freunde, wie geht es …? Habt … heute Abend Zeit?
  10. Haben Sie auch Husten, Herr Peters? Dann verschreibe ich … Hustensirup. In der nächsten Woche untersuche ich … noch einmal.

a) Ergänzen Sie die Personalpronomen / Вставьте личные местоимения:

  1. Ich habe … lange nicht geschrieben.
  2. Du wirst denken, ich habe … ganz vergessen.
  3. Aber glaube …, ich denke sehr oft an … .
  4. Dein Arzt sagte mir, dass er … an die Seeluft geschickt hat.
  5. Wie geht es …? Erfrischt … die Seeluft oder schadet sie …?
  6. Wenn sie … nützt und … gesund macht, dann bleib dort recht lange.
  7. Wenn du … brauchst, werde ich … sofort besuchen und … helfen, soviel ich kann.
  8. Antworte … recht bald. Ich wünsche … gute Besserung und grüße …herzlich.

Dein Freund Milan.

b) Stellen Sie den Brief in die Mehrzahl / Поменяйте обращение в письме на множественное число:

„Liebe Freunde!“…

c) Schreiben Sie diesen Brief auf folgender Weise/ Напишите это письмо со следующим обращением:

„Sehr geehrter Herr!“…

a) Ergänzen Sie die Personalpronomen / Добавьте в пропущенные места личные местоимения:

  1. Das Kind liebt seine Mutter; es gehorcht … und folgt …;
  2. es braucht … und vertraut …;
  3. es kann nicht leben ohne …;
  4. es ist immer bei …;
  5. wenn es von … getrennt ist, ruft es nach …, möchte zu … eilen und … umarmen.
  6. Es tut alles für … und möchte … nie betrüben.
  7. Es ist … dankbar und erfreut …, wo es kann.

b) Fangen Sie so an / Начните так:

Das Kind liebt seinen Vater; …

c) Und jetzt noch einmal / А теперь еще раз:

Das Kind liebt seine Eltern; …

Ersetzen Sie die Substantive durch die Personalpronomen im Akkusativ und Dativ / Замените существительные на личные местоимения в винительном и дательном падежах:

MUSTER: Ich werfe dem Bruder (Dat.) den Ball (Akk.) zu. — Ich werfe ihn (Akk.) ihm (Dat.) zu.

  1. Ich zeige dem Freund das Bild.
  2. Ich sende den Eltern eine Nachricht.
  3. Der Diplomat verrät den Feinden kein Geheimnis.
  4. Der Arzt gab dem Kranken eine Spritze.
  5. Die Bank borgt den Kunden Geld.
  6. Der Student zeigt dem Ausländer die Universität.
  7. Er hat der Mutter eine Neuigkeit mitgeteilt.
  8. Der Briefträger bringt den Leuten Briefe und Zeitungen.
  9. Die Schneiderin näht der Frau ein Kleid.
  10. Der Photograph entwickelt dem Vater die Aufnahmen.

Setzen Sie das entsprechende Possessivpronomen ein / Вставьте соответствующие притяжательные местоимения:

  1. Diese Kinder! Immer lassen sie … Spielsachen in der Küche liegen!
  2. Antonio hat schon wieder … Kuli verloren.
  3. Ihr müsst zuerst … Zimmer aufräumen.
  4. … Lehrer gibt uns immer zu viele Hausaufgaben.
  5. Sag mal, wo ist denn … Tasche?
  6. Die Oma sucht … Brille. Habt ihr sie gesehen?
  7. Das Tier kann … Schüssel (f) nicht finden.
  8. Sabine verabschiedet sich von … Eltern und verlässt … Wohnung.
  9. Wie war denn … Reise? – Schön, wir haben viel erlebt. Hier ist … Reisefotoalbum (n).
  10. Kommt … Familie auch zum Fest, Frau Stobbe? – Nein, … Kinder sind im Ausland und … Mann ist bei … Eltern.
  1. dir, uns
  2. Ihnen
  3. sie, ihnen
  4. ihnen
  5. ihm, es
  6. Sie, mir
  7. euch, ihr
  8. Ihnen, Sie
  1. dich,
  2. mir, dich,
  3. dich,
  4. dir, dich, dir,
  5. dir, dich,
  6. mich, dich, dir,
  7. mir, dir, dich.

b) Liebe Freunde!

Ich habe euch lange nicht geschrieben. Ihr werdet denken, ich habe euch ganz vergessen. Aber glaubt mir, ich denke sehr oft an euch. Euer Arzt sagte mir, dass er euch an die Seeluft geschickt hat. Wie geht es euch? Erfrischt euch die Seeluft oder schadet sie euch? Wenn sie euch nützt und euch gesund macht, dann bleibt dort recht lange. Wenn ihr mich braucht, werde ich euch sofort besuchen und euch helfen, soviel ich kann. Antwortet mir recht bald. Ich wünsche euch gute Besserung und grüße euch herzlich.

Euer Freund Milan.

c) Sehr geehrter Herr!

Ich habe Ihnen lange nicht geschrieben. Sie werden denken, ich habe Sie ganz vergessen. Aber glauben Sie mir, ich denke sehr oft an Sie. Ihr Arzt sagte mir, dass er Sie an die Seeluft geschickt hat. Wie geht es Ihnen? Erfrischt Sie die Seeluft oder schadet sie Ihnen? Wenn sie Ihnen nützt und Sie gesund macht, dann bleiben Sie dort recht lange. Wenn Sie mich brauchen, werde ich Sie sofort besuchen und Ihnen helfen, soviel ich kann. Antworten Sie mir recht bald. Ich wünsche Ihnen gute Besserung und grüße Sie herzlich.

Ihr Freund Milan

  1. Ich zeige es ihm.
  2. Ich sende sie ihnen.
  3. Der Diplomat verrät es ihnen.
  4. Der Arzt gab sie ihm.
  5. Die Bank borgt es ihnen.
  6. Der Student zeigt sie ihm.
  7. Er hat sie ihr mitgeteilt.
  8. Der Briefträger bringt sie ihnen.
  9. Die Schneiderin näht es ihr.
  10. Der Photograph entwickelt sie ihm.
  1. seinen
  2. unser
  3. deine/meine
  4. seine
  5. ihren, ihre
  6. eure, unser
  7. Ihre, meine, mein, seinen.


Похожие публикации