"Полнота познания всегда означает некоторое понимание глубины нашего неведения." Вы согласны? Роль мировоззрения в жизни человека Полнота познания всегда означает некоторое непонимание примеры

Проблема о непонимании общего смысла познания является актуальной в наши дни.

Смысл данного высказывания, я вижу в том, что порой истина отличается от того, что видит и понимает человек. Попробую рассмотреть эту мысль и доказать ее.

Но порой мы получаем информацию, которая не соответствует тому, что мы можем наблюдать.

Это можно подтвердить следующими примерами. Например, все мы знаем, что март – весенний месяц, который должен сопровождаться пением птиц, таянием снега и постепенно приходящим теплом. Но человек, проснувшись утром 3 марта, видит за окном снег и на градуснике -15. В этом случае мы убеждаемся в правоте слов Р. Миллекена.

Приведу еще один пример. Представим, что мы видим девушку с огненно-рыжими волосами. Этот цвет ей очень идет, она спокойно расчесывает волосы, но спустя какое-то время, мы замечаем, что сзади выглядывают тонкие блондинистые пряди. Этот пример опять-таки подтверждает правоту слов автора.

Таким образом, можно сказать, что прав был Р. Миллинкен в своем высказывании о том, что полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины вашего познания.

В этом эссе я проанализировал предложенную цитату автора и постарался выделить основные аспекты, которые автор хотел до нас донести используя этот афоризм в соей речи, ведь нет никаких сомнений, что столь гениальный человек не мог произнести эту мысль без скрытого подтекста.

Обновлено: 2018-03-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Сократ утверждал: «я знаю, что ничего не знаю». По форме это логически противоречивое утверждение (если человек ничего не знает, то не может знать и о том, что он не знает). По содержанию же это своеобразная попытка сформулировать принцип познавательной скромности. (Сравн.:Олкотт : «Пребывать в неведении относительно собственной невежественности - такова болезнь невежд». ИлиДж. Бруно : «Тот вдвойне слеп, кто не видит своей слепоты; в этом и состоит отличие прозорливо-прилежных людей от невежественных ленивцев»). Сократовский парадокс указывает еще на такую особенность познавательного процесса: чем больше мы узнаем, тем больше соприкасаемся со сферой незнаемого, т. е., грубо говоря, чем больше мы знаем, тем больше знаем, что не знаем. ФизикР. Милликен говорил: «Полнота познания всегда означает некоторое понимание глубины нашего неведения». Такое противоречие можно наглядно представить следующим образом: рисунок см. на сл. стр.

С познанием, т. е. увеличением круга знания увеличивается сфера соприкосновения с миром незнания. Вот что писал по этому поводу Д. Данин:

незнаниеНЕЗНАНИЕ

знание ЗНАНИЕ

познавательный процесс

«Вполне логично говорить, что научное открытие уменьшает область неизвестного. Но не менее логично утверждать, что она при этом увеличивается. По вине самого открытия и увеличивается. Когда человек идет в гору, перед ним все раздвигается горизонт, но и все протяженней становятся земли, лежащие за горизонтом. Об этом давно замеченном свойстве научного прогресса прекрасно сказал однажды Луи де Бройль:

«В большой аудитории Сорбонны на отличной фреске, созданной Пюви де Шаванном, изображены на обширной поляне фигуры, несколько стилизованные, согласно обычной манере этого художника; они символизируют человечество, наслаждающееся самыми возвышенными духовными радостями: литературой, наукой и искусством; но эту светлую поляну окружает темный лес, который символически указывает нам, что, несмотря на блестящие завоевания мысли, тайны вещей продолжают окружать нас со всех сторон.

Да, мы находимся в центре огромного темного леса. Понемногу мы освобождаем вокруг себя небольшой участок земли и создаем маленькую поляну. И теперь, благодаря успехам науки, мы непрерывно и во все возрастающем темпе раздвигаем ее границы. Однако все время перед нами пребывает эта таинственная опушка леса - непроницаемого и безграничного леса Неведомого».

…То, что так велеречиво высказал ученый, суховато выразил писатель:

«Наука всегда оказывается неправой. Она никогда не решит вопроса, не поставив при этом десятки новых».

Узнается почерк Бернарда Шоу: раз общепризнанно, что на стороне науки всегда есть доказанная правота, ему нужно было убедить нас в обратном - она всегда не права.

Он подумал о науке в момент ее торжества - в момент открытия, когда она и вправду безоружна перед лицом новых «почему», обращенных ею же самой к чуть поредевшему лесу Неведомого. Нет у нее покуда ответов на эти новые «почему», которых никто и не задавал бы до состоявшегося открытия. И она в очередной раз «оказывается неправой» именно на гребне успеха. И чем масштабней открытие, тем более «неправой» оказывается она: тем больше вопросов приводит оно с собой.» 1

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2006 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (стр. 11) Часть 3 Для ответов на задания этой части (С1 – С8) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала код задания (С1 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво. C1 Перечислите любые три функции политической партии в демократическом государстве. C2 С помощью трёх примеров проиллюстрируйте процесс социализации человека. C3 Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда, изучив описания, оставленные его предшественниками, он предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив (впоследствии названный его именем) между материком и архипелагом Огненная Земля. Какие методы научного познания применил Магеллан? Укажите три метода. © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2006 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (стр. 12) Прочитайте текст и выполните задания С4 – С7. Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований <…> Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства. Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений <…> Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определённых теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привёл к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом <…> В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности <…> (И. В. Безбородова, М. Б. Буланова и др.) C4 Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки. C5 Как, по мнению авторов, изменилась структура наук? Какую причину этих изменений они указали? C6 Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы. C7 Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом современного общества. Приведите три примера влияния современной науки на общество. © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2006 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (стр. 13) Последнее задание работы (С8) – задание по выбору. Выполняя его, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите ОДНО из предложенных ниже высказываний. C8 Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществоведения, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции. C8.1 Философия «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения» (Р. Милликен). C8.2 Социальная «Семья является первичным лоном человеческой психология культуры» (И. Ильин). C8.3 Экономика «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению» (Д. Рикардо). C8.4 Социология «Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг). C8.5 Политология «Политика – это деловые решения, а не многословные речи по поводу решений» (Ф. Бурлацкий). C8.6 Правоведение «Законы должны для всех иметь одинаковый смысл» (Ш. Монтескье). В бланке ответов 2 запишите полный номер задания (например, С8.5), выбранное высказывание, а затем развёрнутый ответ. © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2006 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (стр. 14) Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по обществознанию Часть 1 Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается одним баллом. № задания Ответ № задания Ответ А1 1 А16 1 А2 3 А17 3 А3 2 А18 1 А4 4 А19 1 А5 1 А20 4 А6 2 А21 2 А7 1 А22 1 А8 1 А23 3 А9 4 А24 3 А10 4 А25 1 А11 2 А26 4 А12 4 А27 4 А13 3 А28 3 А14 3 А29 2 А15 3 А30 3 Часть 2 Задания части 2 оцениваются: (В1 – В2) – один балл, (В3 – В6) – два балла: нет ошибок; 1 балл: допущена одна ошибка; 0 баллов: допущены две и более ошибок. В1 стратификации <или > стратификация В2 восприятие В3 БАВАБ В4 356 В5 АБАБ В6 ЗЖДБВАГ © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2006 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (стр. 15) Часть 3 Задания части 3 оцениваются от двух до 4 баллов. За правильное выполнение заданий С1, С4, С5 присваивается 2 балла; С2, С3, С6, С7 – 3 балла, С8 – 4 балла. Максимально возможный балл за всю работу – 62. C1 Перечислите любые три функции политической партии в демократическом государстве. Ответ: Содержание верного ответа и указания к оцениванию Балл (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) В ответе могут быть названы следующие функции политической партии: − представление общественных интересов; − участие в формировании политической элиты; − разработка политических программ; − распространение политической информации; − участие в избирательных кампаниях; − организация массовых политических действий. Могут быть названы и другие функции. Правильно названы три функции при отсутствии неверных 2 позиций Правильно названы одна - две функции 1 Ответ неправильный 0 Максимальный балл 2 © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2006 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (стр. 16) C2 С помощью трёх примеров проиллюстрируйте процесс социализации человека. Ответ: Содержание верного ответа и указания к оцениванию Балл (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) В ответе могут быть приведены следующие примеры социализации: 1) ребенок начинает соблюдать правила общения со старшими – происходит освоение человеком социальных норм; 2) ученик приобретает экономические знания – происходит приобщение к накопленному интеллектуальному потенциалу общества; 3) человек входит в социальную группу и становится ее участником – происходит его формирование как представителя группы, носителя её норм и ценностей. Могут быть приведены и иные примеры. Приведены три примера 3 Приведены два примера 2 Приведён один пример 1 Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3 C3 Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда, изучив описания, оставленные его предшественниками, он предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив (впоследствии названный его именем) между материком и архипелагом Огненная Земля. Какие методы научного познания применил Магеллан? Укажите три метода. Ответ: Содержание верного ответа и указания к оцениванию Балл (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) В ответе должны быть названы следующие методы: 1) выдвижение гипотез (гипотеза); 2) теоретический анализ; 3) практическое исследование (наблюдение). Указаны три метода 3 Указаны два метода 2 Указан один метод 1 Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3 © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2006 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (стр. 17) Прочитайте текст и выполните задания С4 – С7. Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований <…> Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства. Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений <…> Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определённых теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привёл к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом <…> В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности <…> (И. В. Безбородова, М. Б. Буланова и др.) © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2006 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (стр. 18) C4 Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки. Ответ: Содержание верного ответа и указания к оцениванию Балл (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Могут быть приведены следующие определения науки: 1) «теоретическое систематизированное представление о мире…»; 2) «система знаний и вид духовного производства»; 3) «специфическая деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания»; 4) «отдельные отрасли научного знания». Приведены три определения 2 Приведены два определения 1 Приведено одно определение, 0 ИЛИ ответ неправильный Максимальный балл 2 C5 Как, по мнению авторов, изменилась структура наук? Какую причину этих изменений они указали? Ответ: Содержание верного ответа и указания к оцениванию Балл (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) констатацию сущности изменений в системе наук: от чёткой отраслевой структуры к комплексной, междисциплинарной; 2) указание причины: переход к проблемному подходу в выборе предмета исследования. Дан ответ, и указана причина 2 Дан ответ без указания причины 1 Ответ неправильный 0 Максимальный балл 2 © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2006 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (стр. 19) C6 Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы. Ответ: Содержание верного ответа и указания к оцениванию Балл (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Могут быть указаны такие проблемы, например: − проблема социальной сущности человека (изучают психология, социология, социальная антропология, философия, педагогика и др.); − процесс социализации личности (изучают педагогика, психология, социология, культурология, политология, правоведение и др.); − экологические проблемы (изучают биология, география, социальная антропология, экономика, политология и др.). Могут быть указаны другие проблемы. Указаны три проблемы и науки, их изучающие 3 Указаны две - три проблемы и науки, изучающие две из них 2 Указаны от одной до трех проблем и наука, изучающая одну из них 1 Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3 C7 Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом современного общества. Приведите три примера влияния современной науки на общество. Ответ: Содержание верного ответа и указания к оцениванию Балл (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Могут быть приведены, допустим, такие примеры: 1) динамично развивающаяся наука требует притока квалифицированных кадров, т.е. активно развивается сфера образования; 2) изменение социальных реалий в связи с достижениями науки, в т.ч. применение кибернетических моделей; 3) происходит изменение экономической структуры общества, в т.ч. структуры занятости. Могут быть приведены другие примеры. Приведены три примера 3 Приведены два примера 2 Приведён один пример 1 Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3 © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2006 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (стр. 20) Последнее задание работы (С8) – задание по выбору. Выполняя его, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите ОДНО из предложенных ниже высказываний. C8 Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществоведения, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции. C8.1 Философия «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения» (Р. Милликен). C8.2 Социальная «Семья является первичным лоном человеческой психология культуры» (И. Ильин). C8.3 Экономика «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению» (Д. Рикардо). C8.4 Социология «Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг). C8.5 Политология «Политика – это деловые решения, а не многословные речи по поводу решений» (Ф. Бурлацкий). C8.6 Правоведение «Законы должны для всех иметь одинаковый смысл» (Ш. Монтескье). © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

«Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию». У. Годвин

«Безусловной противоположности между традицией и разумом не существует… Сохранение старого является свободной установкой человека». Х.Г. Гадамер

«Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни». В.Г. Белинский

«В брачной жизни соединенная пара должна образовывать как бы единую моральную личность». И. Кант

«Великая тайна любого поведения – это общественное поведение… Ни в самой малой степени я не осмелился бы утверждать ничего, о том, как человек поведет себя в группе». Ф. Бартлетт

«Великая цель образования – не знания, а действия» Г. Спенсер

«Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не исчисляется его ростом». В. Гюго

«Вершина нас самих, венец нашей оригинальности – не наша индивидуальность, а наша личность». П. Тейяр де Шарден

«Все браки удачны. Трудности начинаются тогда, когда начинается совместная жизнь». Ф. Саган

«В спорах забывается истина. Прекращает спор умнейший». Л. Толстой

«Вы посмотрите на моих детей. Моя былая свежесть в них жива. В них оправданье старости моей». У. Шекспир

«Женщина, словно кариатида, подпирает семейный очаг». И.Н. Шевелев

«Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения». М. Форбс

«Корни национализма – в разделении населения на коренное и некоренное». И.Н. Шевелев

«Личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается». А.Н.Леонтьев

«Личность – это человек как носитель сознания». К.К. Платонов

«Люди рождаются только с чистой природой, и лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками». Саади

«Люди существуют друг для друга». М. Аврелий

«Мы должны всегда стараться отыскивать не то, что нас отделяет от других людей, а то, что у нас с ними общего». Д. Рескин

«Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир, таким, как он есть, и не бояться его». Б. Рассел

«Нас формируют те поступки, которые мы совершаем». Аристотель

«Независимость и свободомыслие – суть творчества». Ф. Миттеран

«Один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки, может меняться – иногда в очень значительных пределах». Ю.М. Лотман

«Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век». С. Паркинсон

«При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия». С.Л. Рубинштейн

«Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно».А. Шопенгауэр

«Простое отсутствие пороков еще не предполагает присутствия добродетели». А. Мачадо

«Процесс социализации – вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития». Б.Д. Парыгин

«Расшифровать человека, значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался мир и как он должен продолжать образовываться» П. Тейяр де Шарден

«Роль – не личность, а … изображение, за которым она скрывается». А.Н. Леонтьев

«Свой долг родителям дети отдают своим детям». И.Н.Шевелев

«Семейные интересы почти всегда губят интересы общественные». Ф. Бэкон

«Семья более священна, чем государство». Пий ХI

«Семья – это кристалл общества». В. Гюго

«Семья является первичным лоном человеческой культуры». И. Ильин

«Создает человека природа, но развивает и образует его общество». В.Г. Белинский

«Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации». Г. Лебон

«Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Конфуций

«У каждой нации – велика она или мала – есть свой неповторимый кристалл, который надо уметь высветить». И.Н. Шевелев

«Учитесь властвовать собою» А.С. Пушкин

«Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы». Демокрит

«Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает». Р. Музиль

«Человек немыслим вне контактов с окружающими его людьми». А.М. Яковлев

«Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать». Ж.П. Сартр

«Человек станет прежде всего тем, чем он запроектирован быть». Ж.П. Сартр

«Человек – это существо, которое устремляется навстречу будущему и осознает, что оно себя проектирует в будущее». Ж.П. Сартр

«Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком». Л. Фейербах
«Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера». Г. Фрейтаг

«Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом». Ж. Вольфром



Похожие публикации