Христианские церкви в тульчине. Историческое значение монашества и урегулирование жизни его со стороны Церкви. Прямо напротив дома юриста Потоцкой — очень даже неплохой особнячек. Жаль не знаю чей


Налюбовавшись дворцом в Тульчине, в следующий свой приезд сюда мы посвятили городу. Как я уже говорил, сам город Тульчин имеет очень интересную историю и архитектурные объекты. Итак — город Тульчин.

Въезд в столицу "Потоцкого королевства"

Перед воротами речка Сильница — вдалеке виден собор

Тульчин на карте Шуберта (конец XIX века) Справа вверху — Суворовское укрепление. Над Тульчином — село Нестерварка.

Когда мы были в нем первый раз город справлял 400- летие

Как мы помним датой рождения Тульчина считается 1607 год когда мы первый раз тут были, город как раз отмечал свое 400-летие. Правда очень скромно. Но когда именно появился на свет Нестервар (первое название Тульчина) — доподлинно неизвестно. Внекоторых исторических документах не достаточно убедительно рассказываются события начала XV ст. в укрепленном поселении под разными названиями, идентичными названию современного предместья Тульчина, — села Нестерварки. Во время ремонта местного католического костела рабочие нашли керамическую плитку с выбитыми на ней цифрами 1599, которые, возможно, указывают на дату сооружения одной из ранних зданий Тульчина. Католический кладбищенский костел — одно из первых зданий Тульчина, где был похоронен умерший 1805 г. граф Станислав Потоцкий. Большая история Тульчина все же началась после 1609 года, когда польский магнат Валента Калиновский стал обладателем города и перенес, вероятно, самый первый центр поселения с северного берега реки Солонки (где теперь село Нестерварка) ближе к реке Тульчинке, а уже его сын Адам, получив Тульчин в наследство, около 1630 года строит здесь мощную крепость, костел и монастырь, в микрорайоне современных зданий обувной фабрики и средней школы №1. Отсюда началась перестройка города во всех направлениях и славная его история. Уже тогда через Тульчин проходил торговый тракт в направлении Луцк — Подолье — Молдавия — Крым. В 1629 году собиратели «подымного» налога зарегистрировали в городе 751 «дым», что было основанием предусматривать его население в количестве около 4000 человек. 20 июня 1648 года начался жестокий штурм крепости казаками Богдана Хмельницкого. Они хотели уничтожить находящихся в тульчинской крепости остатки польских отрядов. Три атаки были отражены и отброшены к пределам современного села Кинашев, но повстанцы с такой силой и яростью штурмовали крепость, что перепуганные поляки, наконец, согласились на перемирие и на требования казаков выдать им всех защитников из числа евреев в количестве (по неточным данным) около 2-х тысяч человек, отказавшихся принять христианскую веру. Повстанцы завладели крепостью и ее сокровищами, а почти всех защитников жестоко вырубили. Это событие прогремевшее на всю Европу не один век будоражило сознание европейского сообщества, вызывая печаль и осуждение. Возле нынешней обувной фабрики, или средней школы № 1, когда-то стояли грозные и величественные стены Тульчинской крепости.
После упомянутых событий и гайдамачины, тульчинская земля в 1665 году испытывает опустошительное нападение татар, а впоследствии большое турецкое войско 1672 года захватывает подольские города, в том числе и Тульчин, сжигая их в знак мести за убитого в Ладыжине сына турецкого султана. Город в течение нескольких десятилетий приходит в упадок. С угасанием рода Калиновских Тульчин около 1726 года переходит в собственность к их родственникам — Потоцким, одного из самых богатых и вельможных родов Польши, а в 1775 году граф Станислав Феликс (Щенсний) Потоцкий делает Тульчин своей родовой резиденцией, сполна удовлетворяя собственные амбиции и претензии на исключительное величие и славу. Город начинает буйно расцветать и строиться, успешно торгует и становится известным. В Тульчине появляются мощные фабрики, заводы и мастерские, разводятся новые породы скота, завозятся лучшие сорта фруктовых и декоративных деревьев, растений, цветов.

Дворцовая улица и Тульчинский собор в конце нее. Тогда и сейчас.

Свято-Рождества Христова Кафедральный Собор г.Тульчин строился на средства графа Станислава Потоцкого в 1786-1817 годах как католический доминиканский костёл с монашескими келиями. Строили его английские архитекторы и напоминать он должен был собор Св. Петра в Риме в миниатюре. Напоминает?.. Собор был построен с монашескими кельями. Но уже в 1832 году после подавления польского восстания, в силу того, что Подолия окончательно вышла из-под польского влияния был передан в православное ведомство. Высочайшим повелением были закрыты "излишнее монастыри католические, не соответствовавшие своему назначению как по незначительному числу монахов так и по недостатку средств для существования". Одной из веских причин обращения доминиканских монастырей в Каменце, Смотриче, Летичеве, Виннице, Баре, Тульчине, Сокольце, Тырове в приходские католические, а иногда и в православные храмы послужило активное участие католического духовенства в польском восстании на Подолии. В октябре 1835 года бывший костел был освящен Преосвященнейшим Кириллом, архиепископом Подольским и Брацлавским в православную церковь Рождества Христова. Сведения эти были начертаны на медной доске, которая хранилась в храме. Позднее на средства вдовы действительного статского советника Александра Абазы в западном приделе был устроен престол, который был освящен во имя Святой Троицы 20 августа 1867 года.На 1872 год в Храме насчитывалось 928 душ прихожан обоего пола.
В большом трёхпрестольном храме Богослужения проводились до 1928 года, когда "по ходатайству трудящихся Тульчина" церковь, как молитвенный дом была закрыта и переоборудована под театр. Во время немецко-румынской оккупации города (1941-1944 г.г.) строение было передано под церковь но уже 8 сентября 1945 года постановлением Исполкома Винницкого облсовета №1029 здание Христо-Рождественской церкви было отдано назад под городской театр и дом культуры, а церковное имущество передано в Свято-Успенскую церковь. Позже в здании храма располагалась детско-юношеская спортивная школа.Вновь храм заработал в 1991 году. Во втором приделе 11/24 ноября 2004 г. был освящен престол в честь Святого Мученика Царя Николая и всех Царственных мучеников страстотерпцев и всех Новомучеников Российских.
Интересно что есть легенда, по которой Щенсны Потоцкий ездил в собор в карете по … подземному ходу! Он был прорыт от дворца к собору.

Внутреннее убранство храма

Стратегически выгодное географическое расположение Тульчина на карте Российской Империи обусловило дислокацию в городе российских войск на юго-западных ее границах. В марте 1796 года великий полководец, фельдмаршал России Александр Васильевич Суворов (1730-1800), назначается главнокомандующим 80-тысячной группировки российских войск на Подолье со штабом в городе Тульчине. Здесь он создает и обучает самую мощную армию мира, которая уже тогда была готова предотвратить нашествие Наполеона на Россию. Квартировал полководец в одной из комнат флигеля дворца Потоцкого. Из комнаты была вынесена вся дорогая мебель Потоцких — Суворов предпочитал крайне простую обстановку — он спал на топчане, покрытом соломой. Именно в Тульчине Суворов завершает свой знаменитый труд «Наука побеждать», классические положения которого не один век служат военнослужащим всего мира. Тульчин свято хранит все, что здесь связано с Александром Васильевичем Суворовым: учебные укрепления, названные тогда «Пражками» и построенные суворовскими чудесными богатырями, которые готовились к будущим победам, а также выкопаны ими колодцы, посажены дубы, построены дома, где бывал полководец. Однако, "новые веяния" уже докатились и до Тульчина. На сайте www.tulchin.net.ua уже можно прочесть про реки крови которые обожал "любимый москалями" полководец и прочее.
В центре города установлен памятник Генералиссимусу, а одна из центральных улиц носит имя Суворова, в музеях собрана ценная и интересная экспозиция предметов, оружия, знамен, одежды тех времен.

Вот опять связь с Одессой — наш памятник Екатерине Великой и тульчинский монумент Суворову — приндлежат одному автору! Б. Эдуардс создал памятник Суворову, который птом был торжественно установлен в 1913 году на Рымникском поле сражения в селе Тыргул Кукулуй, где Суворов одержал свою блестящую победу и получил приставку к своей фамилии Суворов-Рымникский. Однако тот памятник простоял не долго — началась Великая война, наступали немцы, памятник решили разобрать и перевести в Одессу. Все было сделано под присмотром самого скульптора и конная статуя Суворова пролежала почти десять лет на литейном дворе Эдуардса. Позже памятник был установлен возле Одесского Художественного музея.
В 1946 году по просьбе граждан города Измаила памятник был перевезен в Измаил и установлен у остатков стен покоренной Суворовым турецкой крепости, где он стоит и по сей день в таком виде, в каком он был воздвигнут в 1913 году в Тыргул Кукулуй. Утеряны только поводья уздечки лошади полководца и нет барельефов, украшавших его цоколь. Часть из них находится в музеях Советского Союза.
Именно по модели нашего одесского скульптора Эдурдса в 1954 году был отлит и воздвигнут памятник Суворову в Тульчине.

Суворов, сидя на коне, смотрит прямо на дворец Потоцких. Он там бывал..)

Тульчинская пожарная часть на фоне собора

В 1797 году Суворов впал в немилость у нового Императора Павла I был отстранен от командования и отправлен в свое новгородское имение. В некоторых исторических источниках утверждается факт прощания Суворова с солдатами любимого им фанагорейского полка в центре города Тульчин, когда полководец вышел к солдатам в простом гренадерском мундире при всех своих наградах и обратился с волнующими словами прощания, от которых на глазах мужественных и храбрых воинов появились слезы. Солдаты трогательно и с любовью прощались со своим любимцем как с отцом и другом. Дальнейшая история города также была тесно связана с русской армией. В 1806 году в Тульчине стоял 2-й корпус генерала от кавалерии барона К.И. Мейендорфа, назначенный для войны с турками и занятия Молдавских княжеств. Адъютанотом у Мейендорфа былкрасивый и статный 37-летний поручик Сиверского драгунского полка, известны й писатель Когда началась русско-турецкая война, полк, в котором он служил, был отправлен на театр военных действии; здесь Котляревский в течение всей войны вел по поручению полкового начальства "Журнал военных действий" (рукопись этого "Журнала" дошла до нас), принимал участие в осаде Бендер и Измаила, а в декабре 1806 года ездил, рискуя жизнью, склонять буджакских татар к мирному присоединению к России. За этот подвиг он был награжден орденом Анны 3-й степени; далее в течение той же войны Котляревский "отличил себя неустрашимостью" при двукратной осаде крепости Измаила, за что два раза удостоился получить монаршее благоволение. Автор знаменитой "Энеиды" теперь считается украинским писателем, о чем он наверно и не догадывался. Сразу после написания "Энеиды" его избирают почетным членом Харьковского, а затем и Санкт- Петербургского товариществ любителей… российской словесности. Сам же Котляревский первое авторское издание поэмы, к тому времени уже знаменитой благодаря "пиратским" печатаниям, назвал “Виргилиева Энеида, на малороссийский язык переложенная И.Котляревским”. А следующее издание сопровождалось “Словарем малороссийских слов, содержащихся в Энеиде». За свою литературную и просветительскую деятельность Иван Петрович получил от «ненавистного режима» алмазный перстень, был произведен в чин майора и избран председателем малороссийского дворянского (а отнюдь не «шляхетского», как учат детей) собрания. Только при жизни автора "Энеида" была издана 27 раз. Экземпляр "Энеиды" с дарственной надписью автора хранил Александр I. А без автографа - его менее удачливый оппонент Наполеон Бонапарт. Не писал бы, да как почитаешь современные учебники, становится тошно

Граф Пётр Христианович Витгенштейн.
Портрет работы Ф. Крюгера

В 1814-1815 годах из Европы на Подолье возвращается овеянная славой побед над Наполеоном Вторая Российская армия. В 1818 она переходит под командованием генерала от инфантерии графа Петра Христофоровича Витгенштейна со штабом, который базируется в Тульчине. Петр Витгинштейн, "Спаситель Петрбурга" — именно он в 1812 году разбил маршала Удино в бою под Клястицами, направлявшегося к Северной столице. Позже в 1812 году он разбил маршала Сен-Сира а потом соединенные силы Сен-Сира и маршала Виктора. Признавая его победы в Отчественной войне, Александр I назначает его, после смерти Кутузова, главнокомандующим все Русской армией. Будучи тяжело раненым в одном из боев он оставил командование в том же году. В 1818 он принял командование II-й армией и приехал в Тульчин, где очевидно пробыл до 1828 года, когда уехал на войну с Турцией. В 1826 Николай I присвает ему звание Генерал-фельдмаршала. "Во время командования Второй армией он жил более в своем поместье, находившемся в 70 верстах от Тульчина, и с увлечением занимался хозяйством, уделяя неохотно самое короткое время на дела служебные. Вообще его все любили, и он готов был всякому без исключения делать добро, нередко даже со вредом службе" — писал адъютант начальника штаба Второй российской армии декабрист Николай Басаргин
Бывал в Тульчине и знаменитый Денис Давыдов, герой 1812 года. Вот что можно узнать о его пребывании в Тульчине: — "… Иную обстановку Денис Васильевич видел пока лишь в Тульчине, в главной квартире Павла Дмитриевича Киселева. (Начальника Штаба II-й армии, приятеля Дениса Давыдова — С.К.)
Здесь вокруг либерально настроенного начальника собрались деятельные, высокообразованные и обладающие незаурядными способностями офицеры, среди которых обращали на себя внимание своими познаниями и прочими достоинствами адъютант главнокомандующего большелобый подполковник Пестель, награжденный за сражение при Бородине золотою шпагою с надписью "За храбрость"; старший адъютант Киселева, капитан квартирмейстерской части Иван Григорьевич Бурцов, которого Давыдов несколько знал по Петербургу; волоокий красавец кавалергардский ротмистр Ивашев; сосредоточенный и вдумчивый, недавно прибывший в армию юный прапорщик Николай Басаргин. С ними со всеми Давыдов сошелся на удивление быстро. И откровенные беседы с ними, и оживленные споры были истинною отрадою для его души.
И тем тягостнее было Давыдову возвращаться в Кременчуг, где на него вновь наваливалась унылая сумрачность изрядно опостылевшей казенно-бумажной службы. Близких его убеждениям и интересам людей в 3-м корпусе как-то не находилось. " *

* Г. Серебряков. Денис Давыдов. МОСКВА, "Молодая Гвардия" 1985

Здание казарм II-й Армии

Здание, известное больше как Казармы II-й Российской армии в Тульчине. В изестном 4-х томнике «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР» (под редакцией Жарикова) написано что это Новый дворец Потоцкого, постройки 1782 года. Флигели изначально были одноэтажными. А из Нового дворца в Старый ранее шел подземный ход. И пишется, что именно тут и жил Суворов. Получается Суворов жил и в Старом дворце, и в Новом, и в Тимановке… Каков пострел, везде поспел. Да простит меня Александр Васильевич). Кому верить и где же всетаки жил Суворов, когда был в Тульчине?…
Теоретически можно предположить что Щенсны Потоцкий передал один из своих дворцов для нужд Русской армии, чтобы подчеркнуть свою лояльность России. Они были перестроены пленными французскими солдатами в 1815 в казармы, по указу Александра I. Поэтому первоначальная планировка не сохранилась.

Перед входом установлен бюст Генералиссимуса Суворова

Теперь тут — ветеринарный (!) техникум…

Тогда же в Тульчине появляется и полковник Павел Пестель. Участвуя в Отечественной войне, он был ранен под Вильной (1812); по выздоровлении поступил в адъютанты к графу Витгенштейну, отличился в сражениях при Лейпциге, при Бар-сюр-Обе и при Труа; позже вместе с графом Витгенштейном проживал в Тульчине, откуда ездил в Бессарабию для собирания сведений о возмущении греков против турок и для переговоров с господарем Молдавии (1821). В 1822 г. он был переведён полковником в совершенно расстроенный Вятский пехотный полк и в течение года привел его в порядок. Сам Александр I, осматривая его в сентябре 1823 г., выразился: «превосходно, точно гвардия», и пожаловал Пестелю 3000 десятин земли. Но это ли главное в Пестеле? Участвуя ещё с 1816 года в масонских ложах, Пестель был одним из учредителей «Союза спасения», но вскоре перенёс свою деятельность в Южное тайное общество. Обладая большим умом, разносторонними познаниями и даром слова (о чём единогласно свидетельствуют почти все его современники), Пестель скоро встал во главе общества. В Тульчине была организована Тульчинская управа тайного общества. Именно Пестель был автором "Русской правды" — манифеста декабристов. Когда начался мятеж декабристов, у Пестеля был четкий план действий — В эти дни Пестель встречается с генералом Сергеем Волконским, и они решают, что 1 января 1826 года можно начинать действовать. В этот день Вятский полк должен был заступить в караул при главной квартире в Тульчине. Маршрут на Петербург был уже проложен, продовольствие было запасено, и 1 января можно было, арестовав командующего и начальника штаба 2-й армии, двигаться на Петербург. Но в Тульчин приехал генерал-лейтенант Александр Иванович Чернышев, бывший разведчик во Франции в 1810-1812 годы, участник Отечественной войны, дипломат, принимавший участие в работе конгрессов Священного союза, и 13 декабря Пестель был арестован по дороге из села Карносовка в Тульчин. Некоторое время он содержался в келье того самого тульчинского костела — собора.

Портрет Павла Пестеля
работы его матери, Елизаветы Ивановны Пестель 2 мая 1813 года).

Дом Пестеля в Тульчине. Не сохранился

Это здание постройки 1820 года — Офицерское собрание Второй Российской армии. Именно здесь проводились встречи декабристов Южно-Русского общества. Теперь здесь находится краеведческий музей.

Вход в Офицерское собрание охраняют две пушки.

Софья Станиславовна Потоцкая (1801-1875), муза Александра Сергеевича

Еще одно место в Тульчине, где можно найти герб Потоцких — дом персонального юриста графини Софии Потоцкой Сваричевского

Теперь тут детская музыкальная школа имени М. Леонтовича. Сам композитор Леонтович работал в этом здании в 1920-м году.

Прямо напротив дома юриста Потоцкой — очень даже неплохой особнячек. Жаль не знаю чей

Тульчин. Старое фото (не знаю откуда оно у меня))

Тульчин, как я уже говорил, активно занимался торговлей. Люди за годы накопили большие капиталы. Теперь у них в будках на цепях у них сидят сплошь долматинцы. Голливуд отдыхает))

Перестроенный католический кладбищенский костел — одно из первых строений в Тульчине. Именно тут был похоронен умерший в 1805 году Станислав Щенсны Потоцкий.

Тульчин тогда принадлежал Мечиславу Потоцкому (1799-1878), последнему владельцу Тульчина из этого славного рода. Однако Мечислав к славным представителям этого рода врядли относится. Про то что выставил свою мать из Тульчина, перед этим забрав все ее брильянты, я писал на страничке о тульчинском дворце. А вот его управляющим был генерал А.А. Абаза, дом которого сохранился в Тульчине. Кстати шикарный дворец другого Абазы — в Одессе, это ныне Музей Западного и восточного искусства. В семье Абазы была дочь — Гликерия — высокообразованная и мудрая женщина — будущая мать украинского писателя Михаила Коцюбинского. Позднее в доме Абазы находились коммерческое училище и мужская гимназия. В бурные годы октябрьского переворота 1917 года в здесь был революционный комитет.
История Тульчина как имения графов Потоцких закончилась в 1865 году, когда имение было передано Военному министерству.

Дом генерала Абазы

Этот же дом в бытность в нем гимназии. Надпись на фронтоне — "Тульчинаская мужская гимназия с правами для учащихся В.Ф. Машкевича"
Фотграфия прислана Владиславом Вигуржинским

Одной из основных архитектурных достопримечательностей Тульчина безусловно является этот особняк.

Особняк был построен для лесоторговца Гликлиха в 1912 году. На фотографии — задний двор.

Двери особняка хорошо сохранились.

Лестница, высокое окно, позолота…

Внутри как ни странно, интерьеры во многих местах сохранились. Нас даже угостили чаем и рассказали о доме.

Успенская церковь

Другое интересное историческое место это Успенская церковь. Построена в 1789 году. В этой церкви бывали два российских Императора — Александр I и Николай I , здесь бывал Суворов и великий Пушкин и Котляревский, декабристы и другие известные гости Тульчина.

Церковь из внутреннего двора. Внизу сохранившиеся водостоки. В церкви мы встретили как вы думаете кого? Конечно же, одесситку с Раскидайловской!)

Успенская церковь. Снимок очевидно 60-70 годов ХХ века.

На территории церковного двора есть две могилы — Марии Ефимовны Даниловой (ум. 1873, фото вверху) и генерал-майора Сергея Григорьевича Давыденкова (ум. 1856, нижнее фото)

Обелиск в честь приезда Короля Польского Станислава Августа Понятовского. Не ищите его. Нет его.

Несмотря на похороны, обезображенные польскими националистами, в Тульчине Станиславу Щенсному Потцкому даже поставили памятник. Но его тоже искать не нужно. Его тоже нет.

Свято-Рождества Христова Кафедральный Собор г.Тульчин строился на средства графа Станислава Потоцкого в 1786-1817 годах как католический доминиканский костёл с монашескими келиями. Но уже в 1832 году в силу того, что Подолия окончательно вышла из-под подольского влияния был передан в православное ведомство. Высочайшим повелением были закрыты "излишнее монастыри католические, не соответствовавшие своему назначению как по незначительному числу монахов так и по недостатку средств для существования". Одной из веских причин обращения доминиканских монастырей в Каменце, Смотриче, Летичеве, Виннице, Баре, Тульчине, Сокольце, Тырове в приходские католические, а иногда и в православные храмы послужило активное участие католического духовенства в польском восстании на Подолии.

В октябре 1835 года бывший костел был освящен Преосвященнейшим Кириллом, архиепископом Подольским и Барцлавским в православную церковь Рождества Христова. Сведения эти были начертаны на медной доске, которая хранилась в храме.

Позднее на средства вдовы действительного статского советника Александры Абазы в западном приделе был устроен престол, который был освящен во имя Святой Троицы 20 августа 1867 года.

На 1872 год в Храме насчитывалось 928 душ прихожан обоего пола.

С 1 октября 1862 года, по распоряжению епархиального начальства, двухэтажные церковные корпуса были переданы вместе с половиною церковной земли под помещение духовного училища, переведенного из местечка Крутых.

Успенская церковь

Успенская церковь в центре Тульчина является уникальной реликвией. Это здание пережило две мировые войны. На нем нет никаких разрушений, целая высокая колокольня и красивый фигурный купол. А в 20 веке, когда большинство храмов были переоборудованы под хозяйственный нужды, Успенская церковь оставалась закрытой, сохраняя внутри расписной интерьер и нарядный декор стен.

Церковь в стиле классицизма, кирпичная, крестовая в плане с очень короткими ветвями по оси север - юг, одноглавая (барабан и верх деревянные). К восточной части с обеих сторон примыкают узкие боковые помещения. Внутреннее пространство широко благодаря высотно раскрытой центральной части.

Колокольня расположена с северной стороны. Церковь построена вместо бывшей деревянной в середине XIX в. Кирпичная, двухъярусная.

Первый ярус квадратный в плане, двухэтажный с прямоугольным пристройки по обеим сторонам (Лестничная клетка, привратное помещение) и арочным проходом, верхний ярус представляет узкий восьмигранный объем, увенчанный шлемом. Памятник отличается стройным столпообразным силуэтом. Кирпичная ограда построена в 1872 г.

История храма тесно связана с историей самого Тульчина. В конце 18 века в городе проживал знаменитый граф Станислав Потоцкий, который принес здешним местам заметное процветание. На средства этого горожанина был построен Успенский храм в 1789 году. В течение долгих лет потомки графа имели непосредственное отношение к руководству церкви и назначали священнослужителей по особому принципу. Наиболее значимые священники и прихожане имели право быть похороненными на территории двора церкви. Согласно архивным данным, здесь находится более 50 захоронений, но до наших дней сохранились только два могильных креста,на которых подробно описывают кто под ними похоронен.

Храм считается одним из главных святынь современного Тульчина. Здесь проводят регулярные реставрации и поддерживают красоту вокруг здания. Успенская церковь имеет почетное звание памятника архитектуры, построенного более 200 лет назад и сохранившего свой первозданный вид.

г. Тульчин

Доминиканский Костел

Построен примерно в 1780 г. Сооружение перестроено в 1874 г.

Костел в стиле раннего классицизма представляет кирпичную, трехнефную, восьмистолпную с полуциркульной апсидой, однокупольную базилику с трансептом.

Интерьер выполнен в системе полного коринфского ордера. Главный свод и арки кессонированы (с розетками). Лепка отличается высоким профессиональным уровнем исполнения.

г. Тульчин

Костел Потоцких

Главная достопримечательность Печеры - костел-мавзолей семьи Потоцких. Возведен он был по заказу Константина и Янины Потоцких известным архитектором В.В. Городецким в 1904 году.

Для строительства костела Городецкий использовал различные природные и искусственные материалы: гранит, песчаник, бетон, дуб, и тому подобное. Лепные украшения и декоративный камень для облицовки выполнены из цемента. Пол склепа и костела устланы метлахскими изразцами производства харьковской фабрики Е.Е. Бергенгейма, окна были заполнены стеклоблоками фирмы Фальконьер. Двери выполнены из более традиционного материала - они дубовые. Над воротами можно увидеть герб Потоцких.

Семейный склеп находится под апсидой храма, большинство ниш так и не была изпользована, но некоторые захоронения, которые прикрыты мраморными надмогильными плитами, были осуществлены. Прах самого основателя, графа Константина Потоцкого, потомки перевезли в Польшу.

В советское время здесь был устроен клуб, а сейчас снова действует костел.

с. Печера

Церковь Рождества Богородицы

Находится на месте замка, построенного здесь в период 1682– 1685 гг. В 1838 г. к церкви с запада, а в 1869 г.к центральному срубу с юга пристроили кирпичные притворы, акцентированные четырехколонными деревянными портиками с треугольными фронтонами.

Деревянная, трехсрубная, трехглавая. Все срубы восьмигранные в плане со значительным наклоном стен внутрь, перекрыты шатровыми главами на восьмериках с одним заломом, увенчаны декоративными главками. В интерьере эффект высотного раскрытия внутреннего пространства иллюзорно усиливается благодаря резкому за* лому, очень узким боковым граням восьмерика и наклону стен внутрь. Бабинец соединяется с центральным объемом двухъярусной аркой- вырезом. Верх украшен альфрейными росписями XIX в.

Компоновкой масс с преобладанием вертикальных членений, строгим силуэтом, совершенными пропорциями памятник относится к характерным произведениям подольской школы народной деревянной архитектуры.

В ансамбле с церковью сооружена кирпичная, двухъярусная, восьмигранная в плане колокольня, не имеющая завершения.

Историческое значение монашества и урегулирование жизни его со стороны Церкви.

Еще с V-го в. монашество становится громадной реальной силой в жизни Церкви, это в эпоху её догматической борьбы. Всем известна та роль, которую сыграл авва Далмаций в деле Кирилла Александрийского. Со времени так называемого «разбойничего Ефесского Собора» 449 г. монахи, в силу особого рескрипта императора Феодосия II, получают право представительства на Вселенских Соборах. (На Ефесском Соборе 449г. таким - первым представителем был авва Варсума). Роль, какую сыграли монахи в истории догматических и иконоборческих споров - одно из главных и ярких явлений тех веков (V-VIII в.). Достаточно упомянуть такие светлые личности, как Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, чтобы проникнуться полным уважением пред этим великим, морально крепким институтом.

Однако, громадная сила монашества, выступавшая мало дисциплинированной, почти стихийной /Правда, еще Василий Великий, а раньше Пахомий, организовал монашество. Но отношения его к внешнему миру еще оставались не затронутыми/, встревожила высших представителей Церкви. Вот почему Халкидонский Собор 451 г. обратил на монахов строгое внимание и в 4-ех канонах (4, 8, 23 и 24) старался регламентировать их жизнь. По смыслу этих канонов, монастыри и все вообще монахи подчинялись епископу данной области. Без епископского разрешения не мог быть построен ни один монастырь. Невольники не должны были делаться монахами без разрешения своего господина, и пр. В связи с Халкидонскими Соборами издал законы о монастырях император Юстиниан I (527-565 г.). Он пытался институт монашества ввести в государственный организм и координировать его со всеми другими частями и отраслями государственной жизни. Впоследствии, в конце VII-го в., Собор Трулльский счёл нужным еще раз постановить новые каноны - 40-49 и 35 - относительно жизни монашествовавших. Потом, в конце VIII-го в. VII-ой Вселенский Собор опять издал несколько правил о монашестве, 2, 17-11. Нужно упомянуть еще о «Студийских Постановлениях» - Constitudones Studitanae (Migne. Patr. r. t. XCI a), которые хотя и не писаны рукой Феодора Студийского, но к нему возводятся. Кроме того, в древнем периоде церковной истории мы встречаемся с монашеским вопросом на двукратном Соборе 861 г. пр. 1-7. Наконец, к истории древнего монашества и к его развитию относится новелла 964 г., изданная Никифором Фокою (963-969 г.), которою устанавливались преграды чрезмерному умножению монастырей и увеличению монастырских владений. Данное указание было отменено новеллою Василия II Болгароктона в 988 г.

Из книги История Англии в Средние века автора Штокмар Валентина Владимировна

Историческое значение хартии «Великая хартия вольностей» в основном имела своей целью ограничение власти короля в интересах феодального баронства. В той мере, в какой восставшие бароны нуждались в поддержке рыцарей и горожан, хартия отражает и интересы рыцарей и

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

автора Светлов Роман Викторович

ВОЕННОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ После сокрушительного поражения в битве у Красных скал, основные драматические события которой на самом деле развернулись у Вороньего леса, Цао Цао оправился не сразу. Он считал, что его поражение – это всего лишь стечение

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

ВОЕННОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ В 751 году войска империи Тан потерпели еще два крупных поражения: тибетцы помогли разбить китайскую армию новорожденному княжеству южнокитайских племен Наньчжао, а на севере восстали подчинившиеся было кидани. В Китае начались нехорошие

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

ВОЕННОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ Взяв Пекин, монголы, однако, не завоевали империю Цзинь окончательно – обширное царство не сдавалось еще долго, чжурчжэни продолжали сопротивление в южных округах своей державы. Окончательное покорение империи произошло только в 1234 году,

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

ВОЕННОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ С точки зрения военного искусства история завоевания Хорезма Чингисханом вообще и сражение между Чингисханом и Джелал-ад-Дином в частности наглядно свидетельствуют о том, что при правильном выборе места боя численность

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ С военной точки зрения ни тактическая, ни стратегическая сторона этого столкновения не несет ничего нового. Однако оно представляет особый интерес с точки зрения истории военного искусства по двум соображениям. Во-первых, здесь наиболее

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ Хубилай был чрезвычайно раздосадован результатами битвы на берегу Тикудзэн. Тем не менее он считал, что экспедиция провалилась в основном из-за погодных условий, и продолжал дипломатическое давление на Японию. Однако с его следующими

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ Поражение Тохтамыша в июне 1391 года имело далеко идущие последствия. Пытаясь восстановить свое былое могущество, золотоордынский хан приступил к поиску новых союзников. Результатом его переговоров с Грузией стал грузинский поход Тимура.

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ Сражение при Анкаре потрясло Османскую империю. Тимур занял Бруссу и всю Малую Азию и Сулейман, наследник османского престола, был вынужден удалиться в Европу. Победа Тимура при Анкаре на несколько десятилетий отложила падение

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ После сражения Бабур стал именовать себя гази, т.е. «победитель неверных», подчеркивая значение одержанной им победы. Эта победа очень укрепила настроение могольского войска, от былой неуверенности не осталось и следа. Желая закрепить

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ Сражение при Хансандо заставило японцев отложить на неопределенное время вторжение в Китай и резко изменило весь ход войны в Корее. Японский флот не смог прорваться к западному побережью Кореи, чтобы оказать поддержку своей армии. Между

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Историческое значение Урарту В формировании народностей Закавказья и Армянского нагорья и их государств Урартское государство сыграло главную роль. Известно, что само царство Урарту было объединением, которое в своем составе имело разнородное в этническом отношении

Из книги Генералиссимус князь Суворов [том I, том II, том III, современная орфография] автора Петрушевский Александр Фомич

Глава ХХII. В Тульчине: обучение войск; 1796. Любовь Суворова к учебным занятиям с войсками. - "Наука побеждать"; время составления, её первообраз, историческое значение с уставной стороны, военно-педагогическое с внутренней. - Начала, положенные в основу "Науки побеждать". -

Из книги История православия автора Кукушкин Леонид

Из книги Ломоносов в русской культуре автора Ивинский Дмитрий Павлович

Историческое значение Итак, образ Ломоносова оказывался сложен и претендовал на ключевое положение в русской культуре: он соединял и объединял в некоторое духовное единство историю государства, общества, науки, литературы, апеллируя вместе с тем к высшим смыслам



Похожие публикации