Рассказ о водных богатствах смоленского края. Смоленская область. Гидрография и водные ресурсы Смоленского края

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Водоёмы Смоленской области

Какие водоёмы Смоленской области вы знаете? Какое значение в жизни человека они имеют?

На Смоленщине много разных водоёмов: рек, озёр, прудов, родников, ручьёв. Водоёмы края – наше богатство. Их нужно беречь и охранять. Законом строго запрещается загрязнять речные и озёрные воды всякими отбросами и нечистотами. Около 40 озёр нашего края являются ПАМЯТНИКАМИ ПРИРОДЫ: истоки ряда рек, отдельные источники (ключи, родники), искусственные пруды.

Реки Река – водный поток, текущий в определённом направлении по руслу. На Смоленщине протекает более тысячи рек. Главная река области – ДНЕПР. Он берёт начало в 1,5 км от д. Дудкино Сычёвского района в северо-восточной части нашей области.

Реки Самыми крупными притоками Днепра являются реки Сож и Десна. Днепр протекает по территории 9 районов области. Город Смоленск стоит на берегах этой огромной реки. Днепр впадает в Чёрное море. В великую русскую реку Волга из нашей области несёт свои воды её приток ВАЗУЗА, в которую впадает река ГЖАТЬ. На берегах реки Гжать расположен г. Гагарин. Эти реки несут свои воды в Каспийское море. В северо-западной части области протекают реки: Западная Двина, Каспля, Гобза и другие. Западная Двина несёт свои воды в Балтийское море.

Озёра Озеро – природная впадина (озёрная котлавина0 на поверхности суши, заполненная водой. В Смоленской области более 150 больших и глубоких озёр. Происхождение большинства котловин наших озёр ледниковое. Озёра различаются по: величине, глубине, форме, рельефу дна, прозрачности воды, растительности, рыбным богатствам.

Озёра Самое большое озеро – Акатовское. Его площадь – 655 гектаров, а глубина 10 метров. Расположено в Демидовском районе. В этом же районе находятся озёра: Баклановское, Сапшо, Чистик, Рытое. Самое красивое озеро – Сапшо. Его площадь – 304 гектара, глубина – 14 метров. По нему с запада на восток протянулось 6 островов. Озеро – Сапшо

Озёра Самое глубокое озеро – Баклановское. Его глубина – 30 метров, площадь – 221 гектар. Форма озера напоминает букву «Н», это как бы два озера соединённых в одно. Озеро Чистик отличается удивительно прозрачной и чистой водой. Его площадь – 57 гектаров, глубина – 21 метр. Озеро Баклановское.. Фото Олег а Глебова. Сергей Гурский Облака над озером Чистик.

Искусственные водоёмы Водохранилище – большоё искусственный водоём с объёмом воды, превышающим один миллион кубических метров. Самое крупное – Вазузское водохранилище. Его площадь- 106 кв.км., глубина 30 метров. Яузское водохранилище занимает второе место. Его площадь – 51 кв.км. Третье место занимает Деснинское, площадью 40 кв.км. На территории области к искусственным водоёмам относятся пруды и водохранилища. В нашем крае более 500 прудов и 13 водохранилищ. Пруд – небольшой построенный водоём площадью не более 1 кв.км.

Домашнее задание Соверши экскурсию к местному водоёму. Подготовь о нём сообщение по плану: Вид водоёма. Название. Местонахождение водоёма. Форма водоёма. Растения водоёма. Животные – обитатели водоёма. Использование водоёма людьми. Как охраняется водоём? Впечатления от увиденного. Составь памятку с правилами поведения у водоёма. Ответь на вопросы: Какие виды водоёмов есть в нашей области? Какое значение они имеют в жизни человека? Для чего построены пруды и водохранилища в нашем крае? Как люди используют водоёмы в нашей местности? Почему к водоёмам надо относиться бережно?

Исток Днепра - http://blog.i.ua/user/2243128?p=46 , http://zenanews.ru/news_1320264724.html Озеро Сапшо - http://www.ustoichivo.ru/photo/view/4/19.html Сергей Гурский. Облака над озером Чистик - http://forum.diveplanet.ru/underwater-photo/diver_366/10943/50935/ Озеро Баклановское.. Фото Олег а Глебова - http://vkurse.ru/article/3219707/


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Иванова Оксана Леонидовна

Школа: Никольский филиал МКОУ Юшинской ОШ

№ урока по теме: 5

Тема урока: Водные богатства

Тип урока: урок усвоения новых знаний учащимися

Цель деятельности учителя: создать условия для активного усвоения новых знаний, для проявления познавательной активности, для формирования первоначальных представлений детей о водоемах, частях реки, о бережном отношении к природе

Цель урока: формирование опорной системы знаний по изучаемой теме.

Задачи урока:

Предметные:

Знакомство учащихся с разнообразием водоёмов, частями реки,

Знакомство с правилами поведения на водоёмах,

Расширение представлений о водоёмах естественного и искусственного происхождения.

Формирование навыков работы с научно-познавательной литературой (словарями, энциклопедиями);

Формирование умение осуществлять поиск, отбор необходимой информации в разных источниках (книги, Интернет);

Метопредметные:

1) Регулятивные УУД:

Овладение способностью принимать и сохранять учебную задачу;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

2) Познавательные УУД:

Осуществление поиска необходимой информации в учебнике;

Сравнение и группировка предметов, объектов по нескольким основаниям; нахождение закономерностей;

Наблюдение и формулировка самостоятельных простых выводов,

Осуществлять взаимный контроль.

3) Коммуникативные УУД:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения, распределять роли в парах, и выполнять соответственно ролям и функциям;

Формирование умения работать в информационно-образовательной среде, осуществлять выбор партнёра, материалов.

Личностные:

Воспитывать умение учиться - способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач;

Воспитание чувства любви к родной природе, родному краю;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

Развивать коммуникативные качества обучающихся через организацию совместной работы;

Формирование аккуратности и умения организовывать свое рабочее место.

Основные термины и понятия: Искусственный и естественный водоемы, устье, исток, приток, русло.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.

Технологии: личностно-ориентированная технология

Формы работы (по организации деятельности) на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная.

Методы (по типу познавательной деятельности) работы: репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый.

Приёмы: составление кластера, проблемный вопрос, работа с деформированным текстом, составление памятки.

Планируемый результат:

Познавательные УУД: знать понятия искусственный и естественный водоемы, устье, исток, приток, русло, формировать умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, кластер, учебник, словарь.

Коммуникативные УУД: повышать активность учащихся на уроках, уметь работать в группах, в парах, развивать умение осуществлять совместный поиск решения.

Регулятивные УУД: улучшать результат обучения, повышать навыки планирования и самоконтроля, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Личностные УУД: понимать и принимать нравственные ценности и идеи воспитывать любовь к родному краю, чувство бережного отношения к его природным «богатствам».

Методическое оснащение урока:

1.Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

2.Дидактическое обеспечение: учебник – Окружающий мир. 2класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: в 2 частях: ч. 2 / А.А.Плешаков.-3-е изд. –М.:Просвещение,2012.с.82-85; рабочая тетрадь- Окружающий мир. 2класс в 2 частях: ч. 2 / А.А.Плешаков–М.:Просвещение,2016 с.51-53; Окружающий мир. 2класс.Тесты. А.А.Плешаков, Н.Н.Гара, З.Д. Назарова–М.: Просвещение,2013; мультимедийная презентация по теме урока; карточки (рефлексия);кроссворд по теме урока; карточки для составления кластера.

3. Программное обеспечение: Windows, PowerPoint, Word.

Этап урока

Время (мин.)

Действия учителя

Действия обучающихся

Универсальные учебные действия

Организация урока.

Цель этапа:

Организовать направленное внимание на начало урока;

Проверка готовности рабочих мест;

Создание положительного

эмоционального настроя учащихся на урок

Начинаем урок ознакомления с окружающим миром.

На парте всё в образцовом порядке.

Подарим улыбки,

Гостям, мне, друзьям,

свободно вздохнём

И, не волнуясь, урок наш начнём.

Я желаю вам удачи и плодотворной работы на уроке.

Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Чтобы урок был именно таким необходимо…?

А ещё в любом деле необходимо поставить цели и стремиться к их достижению.

Давайте составим план работы.

1)проверка домашнего задания,

2) изучение новой темы,

3)работа с глобусом и картой,

4)работа с книгой и тетрадью,

5) учиться отвечать на вопросы.

6) работать со словарём.

7) работать в группе, в паре.

8) работа с дополнительной литературой

Подготовка класса к работе. Ученики включаются в урок, во взаимодействие с учителем.

Физминутка (выполнение дыхательных упражнений для улучшения мозговой деятельности).

Быть внимательными, активными

Дети составляют совместно с учителем план Ответы учеников: продолжим изучать тему «Путешествие»познакомимся с новым материалом; цели - проверить домашнее задание, изучить новую тему; учиться находить информацию в дополнительной литературе; создавать проект…)

Коммуникативные:

Умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем

Личностные:

Проявление положительного эмоционального настроя, готовности к учебно-познавательной деятельности

Познавательные:

Активное слушание

Проверка домашнего задания

Цель этапа:

Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания;

Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях

Работа по карточкам тест «Формы земной поверхности».

Самооценка(светофор)

Работа с глобусом.

Показать формы земной поверхности.

Какие вы знаете горы России?

Какие формы земной поверхности есть в нашем крае? Проверка в тетради рисунков, представление фотографий гор.

Ребята рассказывают, что изобразили.

Выполняют тест.

Показывают на глобусе формы земной поверхности.

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные:

Умение точно выражать свои мысли;

Взаимодействие с учителем во время выполнения задания.

Личностные:

активизация имеющихся знаний по данной теме;

Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности;

Умение слушать в соот­ветствии с целевой установкой.

Регулятивные:

Контролируют правильность ответов обучающихся;

Адекватное восприятие оценки учителя.

Познавательные:

Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.

Целеполагание

Цель этапа:

Определить цели урока;

Настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний;

Создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Выход на тему, постановка учебных задач в сотворчестве с детьми.

СЛАЙД 6С помощью презентации представлена фотография Планета Земля.

Прием. Проблемный вопрос. Почему Землю называют голубой планетой?

Предлагается выделить какого цвета в изображении планеты больше, почему. По сделанным выводам предлагается сформулировать тему урока, цель и задачи урока формулируются с помощью учебника.

Как вы думаете: какова тема сегодняшнего урока?

Прием.работа с учебником Проверим в учебнике. Подскажет муравей Вопросик.

Что составляет водные богатства планеты?

Узнаем из каких частей состоит река

Научимся замечать и ценить красоту природы.

Выдвижение различных гипотез.

Синтез объектов, обобщение.

Определение темы урока. Целепологание.

Регулятивные:

Определять и формулировать учебные цели на уроке с помощью учителя

Познавательные:

Формулирование собственных ожиданий;

Активное слушание

Личностные:

Желание сотрудничать в совместном достижении целей

Актуализация знаний обучающихся

Цель этапа:

- организовать актуализацию изученных способов действий, необходимых для изложения нового знания;

Актуализировать мыслительные операции, необходимые для

изложения нового знания;

Предъявить задания, близкие жизненному опыту детей, способствующие постановке проблемного вопроса перед изучением нового материала

Что мы уже знаем о водоемах

Прием. Составление «кластера»

Итак, быстро называете свои опорные слова. Я их выношу на доску

Давайте подумаем, на какие группы можно разделить или разбить все эти слова?

Может быть, что-то можно объединить, добавить или убрать лишнее? (Появляется кластер «Водоёмы»).

естественные

искусственные

животные

Польза для человека

водохранилище

растения

Прием. Проблемный вопрос.

Что такое водоем? (работа со словарем. Объяснение лексического значения слова)

Словарная работа.

С. Ожегов. Место скопления или хранения воды (озеро, бассейн и т.п.)

Д. Ушаков. Вместилище воды, бассейн, источник снабжения водой

Почему эти водоему разделены на две группы?

Каких знаний у вас недостаточно? Какие водоемы знаете? Какие не знаете?

Р абота с информацией в презентации, владение диалогической речью, анализирование и взаимопроверка. Межпредметные связи. Формулирование вывода о происхождении водоемов, их значении.

Каждый называет то, что не сказали другие ребята. Например, «Это вода. Там водится рыба. Растут растения. Водоёмы нужны человеку и всему живому» и т.п.)

Отвечают на вопросы.

Регулятивные:

Развитие мышления учащихся при закреплении умений сравнивать и обобщать новые знания и ранее изученный материал.

Познавательные:

Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

Развитие умения добывать новые знания из различных источников, находить ответы на вопросы, выделять существенную информацию из текстов.

Личностные:

Повторение раннее изученного материала;

Активизация имеющихся знаний по данной теме.

Усвоение нового материала

Цель этапа:

Организовать подводящий диалог и создать эмоциональную атмосферу перед ознакомлением с новым материалом;

Познакомить с понятием водоем и понятиями естественный и искусственный водоемы

Первичное усвоение новых знаний.

Ребята, как вы думаете, что общего между всеми водоёмами первого столбика? (Создала природа) Как можно назвать такие водоёмы? А второго столбика? (добавляем к кластеру новые понятия – естественный, искусственный) А зачем люди создают искусственные водоёмы?

Прием. Работа с учебником.

Проверка по учебнику стр.82. Какими бывают водоёмы? (естественные, искусственные)

Прием. Работа в тетради

Прием Работа с деформированным текстом

Учитель предлагает сформулировать вывод о значении разных групп водоемов.

Систематизация знаний.

Давайте попробуем подвести итог первой части урока и с помощью нашего кластера составть устный связный ответ о водоёмах.

Работа с электронным приложение к учебнику

Просмотреть, какие бывают водоемы.

Отвечают на вопросы

Заполняют таблицу в тетради

2 – 3 человека составляют ответ. Например, «Водоём – это. Водоёмы бывают естественные. К ним относятся… И искуственные. К ним относятся … Водя в водоёмах бывает … В водоёмах растут растения и водятся различные животные. Все водоёмы приносят пользу. Человек должен беречь их.

Регулятивные

Осуществление контроля своей деятельности, выделение того, что уже известно и то что необходимо усвоить.

Познавательные

Анализируют объекты, выделяя их существенные признаки

Коммуникативные:

Владеют диалогической речью

Физкультминутка

Цель этапа:

Снятие мышечного напряжения;

Снятие напряжения

К речке быстрой мы спустились,

(Ходьба на месте)

Наклонились и умылись.

(Наклоны вперед)

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

(Хлопки в ладоши)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

(Круговые движения руками)

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один –

Плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой

(Прыжки на месте)

И отправились домой.

(Ходьба на месте )

Ребята выполняют движения

Беседа по теме «Охрана водоемов»

- Вы любите купаться, гулять около реки?

Как вести себя у воды? поведение у воды.

1.Купаться только в специально оборудованных местах (пляжах или бассейнах).

2.Не ходить на реку без взрослых.

3.Не заплывать за буйки.

4.Не хватать друг друга за руки и ноги во время игр на воде.

5.Не подплывать близко к катерам и судам.

6.Не прыгать (не нырять) в неизвестном вам месте.

7.Не выходить на лед рек.

8.Не загрязнять водоёмы и берега, не рвать растения на водоёмах, не ловить лягушек, головастиков.

9.Не приводить с собой собак и других животных.

10.Не плавать на досках, брёвнах, автомобильных камерах, надувных матрацах.

11.Если тонет человек:

Сразу громко зовите на помощь: «Человек тонет!»

Попросите вызвать спасателей и «скорую помощь».

Бросьте тонущему спасательный круг, длинную веревку с узлом на конце.

12.Кататься на коньках разрешается только на специально оборудованных катках.

13. Не мыть автотранспорт и велосипеды около речки и пруда.

Ребята составляют памятку «Поведение у воды»

Коммуникативные:

Владеют диалогической речью

Части реки.

Прием. Проблемный вопрос.

Учитель ставит проблемный вопрос (Откуда в реке берется вода).

Составление плана.

В учебнике с.83 – учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию и выделить части реки (ИСТОК, УСТЬЕ, РУСЛО, ПРИТОК)

Работа в группах. На схеме надо найти и указать части реки. Диск

Работа с электронном приложением к учебнику

Работа в тетрадис.51 №2,3

Ребята составляют план.

1.начало с гор.

2. начало из родников.

3.из озер.

Анализируют объет «Схема реки»

Самостоятельная работа

Регулятивные:

Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные

Умение работать в группе

Высказывание предположений учеников, анализ информации. Владение диалогической речью, управление поведением, учебное сотрудничество.

Использовать модели и схемы.

Динамическая пауза

Игра на внимание «Собери части реки»

«Исток» - руки вверх, «Притоки» - в стороны, «Устье» - вниз

Проблемный вопрос. Бывал ли кто- нибудь на море?

Работа с книгой чтение текста с.84 «Красота моря»

Работа с иллюстрациями

Просмотр видео Красота моря

Ребята рассказывают о впечатлениях

Закрепление изученного

Цель этапа:

Усвоение учащимися знаний по теме;

Применение знаний для решения учебных задач

Водоемы Смоленской области (Сычевский район)

работа с атласами смоленской области

озера

реки

водохранилища

Ребята находят на карте реки, озера, водохранилища Смоленско области

Познавательные

Умение работать с картой

Коммуникативные:

Умение работать в паре

Итог урока

Цель этапа:

Подвести итог урока, систематизировать знания;

Проверить степень достижения поставленных целей

Работа с кроссвордом

4. Водоём, который имеет исток, устье.

5. Небольшие реки, которые впадают в главную реку.

7. Вокруг вода, а пить ее нельзя.

8. Идет, идет, а до берега дойдет – сразу пропадет.

9. Углубление, по которому течет постоянно река.

По вертикали:

1. Место выхода подземных вод на поверхность земли.

2. Место, где начинается река.

3. Место, где река впадает в море, озеро или другой водоем.

6. Водоем, возникший в природной впадине на поверхности Земли.

Работа с кроссвордом

Коммуникативные:

Развитие умения применять знания в совместной практической деятельности;

Умение выполнять задание самостоятельно;

Умение оценить свои знания и результат своей работы;

Умение слушать и принимать мнение других, сотрудничать в группах.

Регулятивные:

Самоконтроль выполнения задания;

Взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность.

Личностные:

Осмысление, запоминание учебного материала;

Применение на практике полученных знаний.

Рефлексия учебной деятельности

Цель этапа:

Самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности.

Закончи предложение Сегодня на уроке…

Мне было интересно…

Я задумался…

Я понял, что…

Мне захотелось..

На столах у учащихся карточки разного цвета:

Прикрепляю на доску:

Зеленый- работал на уроке, все получалось

Желтый - работал на уроке, но что-то не получалось

Красный- не работал на уроке

Самооценивание, рефлексия деятельности.

Регулятивные:

Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Подведение итогов своей учебно-познавательной деятельности

Коммуникативные:

Выражение своих эмоций по поводу урока;

Формирование умений полно и точно выражать свои мысли.

Домашнее

СЛАЙД 13.Стр. 82-85, отвечать на вопросы.

Р.Т.задание творческого характера 1.Сообщения:

Самые крупные реки России.

Реки Смоленского края

Записывают домашнее задание

Познавательные:

Активное слушание; выбор задания

1.3 Гидрография и водные ресурсы Смоленского края

Территория Смоленской области является водоразделом для трех крупных речных систем Европейской части страны - Волжской, Днепровской и Западнодвинской.

На территории области протекает 1 149 больших, средних, малых и мельчайших рек протяженностью 16,7 тыс. километров, 68 рек являются пограничными и трансграничными. Главные реки Смоленской области - Днепр с притоками Сож, Десна, Вопь, Вязьма и протекающая на северо-западе река Западная Двина с притоком Каспля. К бассейну Волги относятся реки Вазуза и ее приток Гжать, а также приток Оки река Угра.

На территории области находится несколько сотен озер. Из них особенно красивы ледниковые на северо-западе (более 160 с площадью зеркала не менее 1 га): Каспля, Свадицкое, Велисто и др. Самое крупное из них Акатовское (655 га), самое глубокое Баклановское (28 м). Самое крупное карстовое озеро - Калыгинское.

На водотоках построено 716 прудов и водохранилищ, в которых аккумулируется 1 313,31 млн. куб. метров воды, из них в водохранилищах -1 221,61 млн. куб. метров. Вазузское и Яузское водохранилища на северо-востоке являются источниками питьевого водоснабжения Москвы. Смоленское водохранилище на севере поселка Озерный и Десногорское водохранилища на юге области около города Десногорск - источниками технического водоснабжения и охлаждения циркуляционной воды Смоленской АЭС, ГРЭС и ТЭЦ-2. Водоохранные зоны являются одним из видов экологических зон, создаваемых для предупреждения вредного воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты.

Многолетний речной сток превышает 15 млрд. куб.метров. На 1 кв. км территории удельные водные ресурсы составляют 284,2 тыс. куб. метров, на 1 жителя -12,1 тыс. куб. метров. Открыты и широко используются запасы сульфатно-кальциево-магниевых минеральных вод. В озерах области имеются значительные запасы сапропелей (более 150 млн. куб. метров). Реки и озера богаты щукой, судаком, лещом, окунем, налимом, другими видами рыб. Все это создает предпосылки для организации спортивной охоты, рыболовства, кратковременного отдыха.

География туризма в Республике Бурятия

Водные ресурсы Республики Бурятия представлены поверхностными и подземными водами. Всего на ее территории протекает более 30 000 рек общей протяженностью около 150 тыс. км. Из них лишь 25 относятся к категории больших и средних...

Инфраструктура туризма Кубы

Реки на Кубе коротки и немноговодны. Из всех 600 рек и ручьёв 2/5 текут на север, остальные -- на юг, в Карибское море. Среди многочисленных прибрежных болот наибольшую площадь имеет болото Сапата...

Объекты культурного наследия России как фактор развития внутреннего туризма на примере Краснодарского края

Помимо описанных выше факторов, определяющих популярность внутреннего туризма в целом, специфическими факторами привлекательности Краснодарского края являются следующие...

Природный рекреационный потенциал Западного района

Главные реки Калининградской области - Неман с притоком Шяшупе и Преголя с притоком Лава, они объединены системой каналов. Имеется свыше 100 озер. Наиболее крупным является Выштынецкое...

Проект комплексного обоснования перспектив туристского потенциала на территории Уральского Прикамья

Реки. С западного склона Северного Урала берут начало многочисленные полноводные реки, несущие свои воды в Каспийское и Баренцево моря. Основные реки, стекающие с западного склона хребта -- притоки Камы -- Косьва, Яйва, Вишера...

Рекреационные и туристские ресурсы Канады

Речная сеть Канады очень густая и полноводная. Около 2/3 бассейнов рек страны относятся к бассейну Северного Ледовитого океана. Питание рек в основном снего-дождевое...

Рекреационные ресурсы и туристские центры Ставропольского края

На территории Ставропольского края много больших и малых рек, каналов, озёр, водохранилищ, т.е. поверхностных естественных и искусственных водотоков и водоёмов, вода которых используется на питьевые и бытовые нужды, в промышленности и с/х...

Рекреационный потенциал Краснодарского края

Одним из важнейших природных богатств края являются воды. Воды края находятся в тесной взаимосвязи с окружающей природой и хозяйственной деятельностью человека. Краснодарский край омывается водами двух морей...

Туристическая страноведческая характеристика Нидерландов

Все реки на территории Нидерландов принадлежат бассейну Северного моря, часть из них впадает в озеро Эйсселмер. Нидерланды имеют очень большое количество рек. Большая часть Нидерландов расположена в дельте Рейна, Мааса и Шельды...

Туристические ресурсы Китая

В Китае большое количество рек. Бассейны более полутора тысяч рек превышают 1000 кв.км. Истоки главных рек находятся на Цинхай-Тибетском нагорье, откуда их воды устремляются на равнины...

Туристско-географическая характеристика Республики Адыгея

(составлено автором на основании 15) Название Длинна (км) Площадь водосбора (км2) Река Лаба 214 12500 Река Ходзь 88 1250 Река Фарс 197 1450 Река Гиага 87 401 Река Белая 265 5990 Река Пшеха 139 2090 Река Курджипс 108 780 Река...

Туристско-географическая характеристика Центральной России

В Центральной России наблюдается неравномерное распределение водных ресурсов, некоторые части полностью ими обеспеченны, некоторые испытывают нехватку...

Туристско-рекреационные ресурсы Таиланда

Речная сеть Таиланда густая. Для рек характерны резкие изменения водности в течение года и высокие половодья в сезон муссонных дождей. Почти все реки начинаются в горах северных районов и впадают в Сиамский залив...

Характеристика государства Индонезия и возможности развития туризма

Особенности климата и рельефа благоприятствуют образованию густой речной сети. Благодаря обилию атмосферных осадков реки полноводны почти круглый год и играют большую роль в системе ирригации...

Характеристика туристско-рекреационного потенциала Швейцарии

Реки такой небольшой страны как Швейцария принадлежат бассейнам трех морей: Северного, Средиземного и Черного. В Альпах начинаются такие крупные европейские реки, как Рейн и Рона, берут начало приток Дуная река Инн...

Разделы: Начальная школа

Цель: сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

  • ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;
  • развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать;
  • прививать бережное отношение к природе;
  • воспитывать любовь к родной земле.

Оборудование: глобус, карта Смоленской области, схема реки, карточки с заданием и кроссвордом, компьютер, мультимедийный экран.

Урок сопровождается презентацией. Приложение 3 .

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по родному краю. Сначала я хочу проверить, как вы усвоили прошлый материал.

II. Проверка домашнего задания.

Как образуются овраги и перечислите способы борьбы с ними.

Надо ли охранять земную поверхность?

Я надеюсь, когда вы вырастете, то постараетесь сделать так, чтобы наш родной край стал еще краше, чтобы не было таких мест, от которых обидно и больно на душе.

III. Работа над новой темой.

1. Повторение ранее изученного.

Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода.
Чтоб тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать!

Кроссворд на карточке у каждого ученика. Приложение 2 .

(Ответы: 1. Равнина. 2. Овраг. 3. Подошва. 4. Склон. 5. Чёрное. 6. Холм. 7. Зоны. Ключевое слово: водоемы ).

  • Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим)
  • Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему? (Синего. Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода)
  • Одинакова ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая)
  • Какая вода в водоемах нашего края? (Пресная)
  • Где вода соленая? (В морях и океанах)
  • Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей)
  • Давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению. Водоёмы созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные).
  • Запишем в тетрадях такую таблицу №1с.49:
  • Сегодня на уроке мы изучим водоёмы Смоленской области.

    2. Рассказ учителя о водоёмах Смоленской области.

    Наша область богата водоемами. На территории области есть как естественные водоемы, так и искусственные.

    Река - водный поток, текущий в определенном направлении по руслу.

    Вспомните схему реки. Как называют место, где река берет свое начало? (Исток.)

    А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро? (Устье.)

    Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, у нее есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми.)

    А как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева - левый берег и левые притоки.)

    На территории Смоленской области протекает более тысячи рек общей протяженностью более 12 тыс. км. Основная река – Днепр с притоками Сож, Десна, Вопь, Вязьма. Протяженность реки Днепр 2201 км. Она берет начало в Сычевском районе Смоленской области возле села Дудкино и несет свои воды в Чёрное море. Слайд 2

    В великую русскую реку Волгу из нашей области несут свои воды Вазуза и Гжать.

    Озеро - природная впадина (озерная котловина) на поверхности суши, заполненная водой.

    В Смоленской области имеется более 150 больших и глубоких озер. Самое большое озеро - Акатовское. Оно расположено в Демидовском районе. В этом же районе находятся и другие озера: Баклановское - самое глубокое озеро, Чистик отличается прозрачной и холодной водой, Рытое, Сапшо. Сапшо - самое красивое озеро в области. По нему с запада на восток протянулись шесть островов. Слайд 3, 4

    В Смоленской области, кроме естественных озёр, имеются искусственные водоёмы.

    Пруд - небольшой построенный водоем не более 1 кв. Километра. Пруды используют для выращивания рыбы и домашней птицы. Слайд 5

    Водохранилище - большой искусственный водоем с объёмом воды, превышающим один миллион кубических метров. Воду их используют для водоснабжения промышленных предприятий, для орошения земель, для энергетики.

    На территории Смоленской области 13 водохранилищ. Самые крупные Вазузское, Яузское и Деснинское водохранилища. Слайд 6

    Разнообразна растительность водоемов и животный мир. Водоемы Смоленской области богаты различными видами рыб.

    3. Работа с учебником.

    Прочитайте по учебнику “Азбука Смоленского края” о водоемах на с.40-45.

    4. Водоемы Велижского района

    В каком районе Смоленской области мы живём? (Велижском)

    Наш район тоже имеет большое число водоёмов.

    На берегу какой реки расположен город Велиж? (Западная Двина). Слайд 7

    Река Западная Двина (Рассказ ученика о Западной Двине).

    На территории Велижского района протекает ещё множество небольших речушек, которые являются притоками Западной Двины. Это реки Межа, Велижка, Чернавка, Борожанка, Сертейка, Ржавка и много других небольших речушек и ручейков. Слайд 8

    Наш район богат и своими озерами. Это Гатчинское, Рябиковское, Чеплинское, Залюбищенское, Тинное, Хаменское и Глисное озера. Слайд 9

    Все эти озера расположены в узкой глубокой котловине образованной ледником, вытянутой с северо-запада на юго-восток. Озёра Гатчинское, Рябиковское и Чеплинское являются памятниками природы Смоленской области. Самое крупное озеро Чеплинское. Оно соединяется протоками с Тинным и Рябиковским озерами. Из озера вытекает ручей Берёзовка, впадающий в реку Чернавка, левый приток реки Западная Двина.

    Где протекает река Чернавка? (В деревне Погорелье). Слайд 10

    А теперь составьте рассказ-описание реки по плану на с. 154 вашего учебника.

    К особо охраняемым территориям Смоленской области отнесены болота "Логунский Мох", "Борковское", "Дроздовский Мох" и "Матюшинский Мох". Эти болота являются истоками ручьёв и рек, местами остановок перелетных птиц, произрастания ценных ягод, редких, лекарственных растений.

    IV. Физкультминутка

    Мы немного отдохнем,
    Встанем, глубоко вздохнем,
    Руки в стороны, вперед.
    Мы на пляже,
    Солнце жжет.

    Побежим скорее в реку,
    Окунемся, поплывем.
    Ах, какая благодать!
    Но и меру надо знать.
    Побежим скорее в класс,
    Там послушаем рассказ.

    V. Работа по теме

    1. Роль водоемов в жизни человека.

    О какой роли водоема была наша физкультминутка? Что мы делали? (Мы отдыхали, значит, водоем - это место отдыха людей)

    А еще что вы знаете о значении водоемов? (Люди берут из водоёмов воду для питья и приготовления пищи. Водоемы - это дом для растений и животных. Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики)

    Выполнить задание №5 на с.51 тетради. Составление схемы “Значение водоемов”.

    Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. Люди всегда стремились селиться около водоемов, по их берегам. Между Чеплинским и Рябиковским озерами, недалеко от бывшей д. Кисели обнаружено селище I тысячелетия н.э.

    А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема? Прочитай об этом учебнике на с.155, 5-й абзац и на с.156.

    Как взрослые так и дети должны охранять водоемы. (Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя в воду бросать мусор, оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.)

    В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова. Мы знаем, что вода - это растворитель, в ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.

    2. Работа в рабочей тетради.

    Посмотрите на карту Велижского района. Запишите в тетради водоемы нашего края.

    Рассмотрите рисунки в №6 на с.51. Какие экологические проблемы выражены этими знаками-рисунками? (Сточные воды и различный мусор попадают в водоемы и загрязняют их. Люди, отдыхающие на водоемах, бросают в них разбитые бутылки, консервные банки и др. Люди применяют удобрения или ядохимикаты для повышения урожайности. Но иногда используют больше нужного количества, тогда дождевая вода приносит часть удобрений и ядохимикатов в водоемы. Водители моют автомобили или мотоциклы в реке.)

    VI. Закрепление изученного.

    Ребята, а как мы должны вести себя у водоёмов?

    Давайте вместе попытаемся составить памятку “Правила поведения у водоёмов”.

    1. Не бросай мусор в воду.
    2. Не оставляй мусор на берегу.
    3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

    Работа с учебником.

    Прочитайте памятку на с.156.

    Помните, что зимой водоемы покрываются льдом. Не выходите на неокрепший лёд! Будьте осторожны!

    Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А сейчас проведем интерактивную игру “Водоемы”. Приложение 4

    VII. Подведение итогов урока.

    Какое значение в природе имеют водоемы? (Хранилище воды для быта, производства, дома, приготовления пищи; место для отдыха; перевозка грузов.)

    Чтобы водоемы оставались чистыми, что не должно попадать в них?

    Выставление оценок.

    VIII. Домашнее задание.

    С.154-156 учить по учебнику, с. по учебнику “Азбука Смоленского края”, р.т. №4 с.50.

    Источники

    1. Болотова С.А. “Азбука Смоленского края” Ч.1. - Смоленск:Русич, 2008.
    2. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”, М.: “Вако”, 2012.
    3. Качулина Л.А. “Велижский край”. - Смоленск, 2007.
    4. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. М.: “Просвещение”, 2012.

    Моря, озера, реки - главные водные богатства планеты, благодаря которым поддерживается жизнь. Благодаря им происходит круговорот воды в природе, растения и животные получают живительную влагу, а человек решает все свои хозяйственные и промышленные нужды. Водные ресурсы - это щедрый дар природы, к которому нужно бережно относиться!

    Водные богатства нашего края

    Россия - очень большая страна, которая занимает внушительную территорию материка Евразия. На этой площади расположено очень много природных и искусственных водоемов:

    • более 2,5 млн. рек, среди которых активно используется человеком 127 тыс.;
    • 2 млн. больших и малых озер;
    • 30 тыс. водохранилищ;
    • 37 самых крупных водных систем;
    • 5 тыс. месторождений с подземными водами.

    Но, несмотря на такое количество водных ресурсов, главное проблемой является их неравномерное распределение по площади страны. Это значит, что в какие-то регионы чрезвычайно богаты реками и озерами, а где-то их настолько мало, что остро чувствуется дефицит пресной воды.

    Рис. 1. Водные артерии России.

    Основные источники воды расположены на территории Сибири и Дальнего Востока. Однако в этих регионах проживает лишь 1/5 часть населения Российской Федерации, и здесь сконцентрирована наименьшая часть промышленного и сельскохозяйственного потенциала страны. В то время как в Приволжском, Центральном и Южном регионах, где проживает больше всего людей, находится только 10% от водных ресурсов страны.

    Водные богатства нашей страны, в основном, размещены на крупнейших реках:

    • в Сибири - Обь, Енисей, Лена;
    • в Якутии - Колыма;
    • в России и Казахстане - Волга;
    • в России, Монголии и Китае - Амур;
    • в Тульской области - Дон;
    • в Красноярском крае - Хатанга;
    • в Вологодской области - Северная Двина;
    • в европейской части России - Кама (самый большой приток Волги).

    Рис. 2. Река Амур.

    Главная проблема водных ресурсов

    Трудно переоценить значение пресных и соленых водоемов для природы и человека.
    Водные объекты выполняют важнейшие функции:

    • снабжают пресной водой и пищевыми ресурсами (рыба, морепродукты);
    • обеспечивают транспортные перевозки по водным артериям;
    • снабжают водой промышленность и сельское хозяйство;
    • позволяют генерировать электрическую энергию.

    С давних времен люди строили поселения поблизости от рек и озер. Со временем на берегах водных объектов вырастали большие города, а вместе с ними - фабрики, заводы, различные предприятия. Источники ценной пресной воды превратились в своего рода свалку, куда ежегодно выбрасывают тонны промышленных отходов.

    ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

    Рис. 3. Загрязнение водоемов.

    Халатное отношение человека к водным ресурсам очень пагубно сказывается на экосистеме водоемов: от загрязнения воды страдает рыба, водные животные, водоросли, водоплавающие птицы. К тому же запасов чистой пресной воды с каждым годом становится все меньше, а это может привести к серьезным последствиям для человечества.

    Что мы узнали?

    При изучении темы «Водные богатства нашего края» по программе 2 класса окружающего мира мы узнали, насколько богата наша страна водными ресурсами. Также мы выяснили, что они неравномерно распределены по территории страны, и их главной проблемой является сильное загрязнение промышленными отходами.

    Тест по теме

    Оценка доклада

    Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 231.



    Похожие публикации