Какие существуют подходы к классификации методов. Классификация методов обучения

Глава 3.Методы обучения

Понятие «метод обучения»;

Методы обучения

метод обучения

Классификация методов



Табл. 3.1.

Методы обучения в преподавании предмета «Окружающий мир»

(по З.А. Клепининой)

Данная классификация имеет большое значение в практике преподавания предмета «Окружающий мир», она является наиболее популярной у учителей. Однако это не означает, что данная классификация отвечает современным тенденциям в методике обучения.

В конце 1970-х – начале 1980-х г.г. была предложена иная классификация методов обучения (М.Н.Скаткин И.Я.Лернер): объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. В основе классификации: характер познавательной деятельности учащихся. В преподавании «Окружающего мира» эта классификация, к сожалению, не получила должного распространения и внимания.

Понимание сущности каждого метода позволяет учителю не только сконструировать урок, но и оценить его развивающий потенциал. Например, при подготовке к уроку учитель задумывается о том, с какими средствами обучения будут работать школьники на уроке, какими видами деятельности они овладеют.

С другой стороны, выбор методов обучения с различным характером познавательной деятельности «внутри», позволяет определить характер познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, оценить вклад каждого урока (или даже этапа урока) в развитие школьника. Так обучение предмету «Окружающий мир» приобретает развивающий характер.

Изучение практики школы, мнений учителей и методистов показывает, что в практике обучения естественнонаучным дисциплинам в начальной школе более ярко о себе заявляют словесные, наглядные и практические методы.

В современной школе учащийся должен научиться учиться. Поэтому применение того или иного метода обучения целесообразно рассматривать с точки зрения того, какие универсальные учебные действия будут сформированы у детей, как они будут способствовать развитию активной познавательной деятельности школьников. Методы обучения, отбираемые учителем при проектировании урока, должны быть нацелены приобретение детьми знаний, опыта в ходе самостоятельной деятельности, т.е методы обучения должны помогать школьникам научиться учиться. Учащиеся должны овладевать методами познания окружающего мира посредством самостоятельной деятельности.

Характеристика методов обучения.

Классификация методов обучения по источникам знаний.

Словесные методы обучения

К словесным методам обучения относят рассказ, беседу, лекцию и объяснение

(инструктаж).

Рассказ

Что такое «рассказ»? Каким критериям должен отвечать рассказ? На какие «моменты» необходимо обратить внимание при его составлении?

Рассказ – это монологическое последовательное изложение нового учебного материала. Как правило, применяется при отсутствии опорных знаний у школьников.

Каким должен быть рассказ учителя на уроке по предмету «Окружающий мир»? Прежде всего, он должен отражать научные основы предмета. Поэтому учителю при подготовке к рассказу необходимо изучить не только материалы учебника, но и дополнительную научную литературу. К рассказу можно подготовить отрывки из научно-популярной литературы, журналов, художественной литературы. В этом случае желательно продемонстрировать учащимся эти книги, журналы, что позволит, возможно, заинтересовать школьников их изучением.

Надо подготовиться к возможным «детским» вопросам. Например, школьники могут задать вопрос: почему на вершинах высоких гор лежит снег? (Этот вопрос может стать основой для конструирования проблемной ситуации). Ответ требует знания причинно-следственных связей в природе (закономерностей изменения температуры воздуха с высотой). « Почему некоторые птицы осенью улетают в теплые края?» «Почему происходит смена дня и ночи?».

Рассказ должен иметь воспитывающий потенциал. Содержание конкретного урока влияет на воспитательные цели рассказа. Контекст уроков по предмету «Окружающий мир» обладает огромным потенциалом для формирования нравственных качеств личности, духовно-нравственного воспитания в целом (изучение животных, растений, природы своей страны и своего края, знакомство с традициями и культурой народов и пр.).

Рассказ учителя должен быть хорошо иллюстрированным. Важно отобрать те средства обучения, которые в большей степени помогут достижению цели урока, например, сформировать целостное представление, образ, взаимосвязи и пр. В этом помогают различные средства обучения (звуки живой природы, музыка, яркая иллюстрация). Обращаем внимание и на то, что информацию об окружающем мире человек получает и через звуковые анализаторы, поэтому на использование аудиозаписей советуем обратить внимание.

Мастерство учителя состоит в том, чтобы просто, доступно, ярко и красочно рассказать школьникам об окружающем мире. При этом речь учителя должна быть не только грамотной, выразительной, но и правильно интонированной. Все это создает особый эмоциональный настрой на уроке.

Кроме того, рассказ должен быть эмоционально окрашенным, что невозможно осуществить без особого эмоционального отношения самого учителя к рассматриваемому вопросу (проблеме). Эмоциональный рассказ повышает мотивацию к изучению предмета, развивает эмоциональную сферу школьника, формирует эмоционально-ценностное отношение к миру.

Рассказ учителя может развивать воображение ребенка, способствовать развитию творческого мышления.

Технология подготовки рассказа следующая.

1. Определение цели, тематики и места рассказа на уроке.

2. Сбор информации по теме (поиск информации в энциклопедиях, учебниках, методических пособиях и пр.)

3. Подбор зрительного ряда, создание мультимедийной презентации.

4. Разработка различных методических приемов, повышающих эффективность усвоения нового материала посредством рассказа.

5. Разработка плана-схемы рассказа, конспекта.

Почему рассказ занимает столь значительное положение на уроках окружающего мира? Несмотря на ряд недостатков этого метода обучения, он обладает некоторыми преимуществами.

Рассказ позволяет за короткое время изложить достаточно большой по объему материал. При этом рассказ создает целостное восприятие объектов, явлений, процессов, т.е. создает полную, обобщенную «картину». А в беседе, напротив, учащиеся постигают знания в дробной форме. Монологическая речь учителя является образцом для младшего школьника.

Рассказ применяется при формировании представлений и понятий, когда с его помощью формируется образ объекта или явления, выделяются их существенные черты.

Однако нередко в практике массовой школы рассказ учителя бывает формальным, невыразительным, а также не вызывает эмоционального отклика у учащихся, поскольку часто используется на уроках.

Для достижения эффективности рассказа, необходимо активизировать внимание учащихся посредством вопросов, проблемных ситуаций, постановкой риторических вопросов. Учителя используют различные приемы обучения (действия в составе метода) для этого. Например, перед началом рассказа на доске записывается его тема, а также вопросы, на которые должен ответить ученик после прослушивания рассказа учителя. Заранее на доске написаны основные понятия (термины), с использованием которых построен рассказ (Заметим, что надо обратить внимание учащихся на правильное написание новых терминов, по возможности объяснить их значение).

Рассказ не должен быть продолжительным (7 мин.), т.к. учителю необходимо учитывать психофизиологические особенности младшего школьного возраста.

Известный методист, автор учебников по методике преподавания начального естествознания и учебников для начальной школы З.А.Клепинина, указывает, что рассказ (устный и письменный) может быть представлен, изложен по-разному, а именно: рассказ-объяснение, рассказ-рассуждение, рассказ – повествование, рассказ – описание, рассказ-характеристика. Рассказ может применяться с различными дидактическими целями.

Беседа

В процессе обучения предмету «Окружающий мир» беседе (диалогическое общение) уделяется большое внимание. Беседа – это способ получения информации на основе словесной (вербальной) коммуникации. В практике преподавания предмета «Окружающий мир» беседа является «излюбленным» методом обучения.

В каких условиях обучения целесообразнее использовать беседу? Беседа предполагает, что у учащихся уже имеются опорные знания, они владеют способами действий по изучаемой теме.

Применение беседы на уроках способствует формированию УУД.

Беседы различаются по дидактическим целям, а также по характеру познавательной деятельности.

1. Дидактическая цель.

Вводная беседа проводится в начале урока, преследует цель актуализации знаний, умений, обобщения ранее изученного материала.

Беседа проводится на этапе изучения нового материала, т.е. она занимает центральное место на уроке.

В конце изучения нового материала в целях его закрепления, обобщения и систематизации знаний также может проводиться беседа.

Любая беседа завершается формулировкой вывода, который делает учитель.

Табл.3.2.

Дискуссия

Термин «дискуссия» происходит от латинского discussio – рассмотрение, исследование. Дискуссия – это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого, а по возможности и общезначимого ее решения.

Дискуссия крайне редко применяется на уроках по предмету «Окружающий мир», т.к. младшие школьники, как правило, ни организационно, ни содержательно не готовы к ней. Поэтому ограничимся краткими комментариями.

Опыт проведения дискуссий позволяет определить ее технологию.

Технология проведения дискуссии схожа с технологий проведения игровых занятий.

При планировании дискуссии следует учитывать, что не все учащиеся смогут в ней участвовать, т.к. не имеют навыков выступления, слушания, оценивания и пр. Поэтому перед проведением дискуссии необходимо «потренироваться» в проведении ролевых игр, мини- обсуждений

Табл.3.3.

Наглядный метод обучения

Наглядный метод обучения предполагает, что источником знаний является информация, «заключенная» в средствах обучения. Основная функция наглядного метода – создание образа предмета, объекта или явления, что служит основой для формирования представлений и понятий.

«Окружающий мир» - удивительно благодатный материал для использования наглядного метода. В процессе ознакомления с окружающим миром развивается наглядно-образное мышление. Известно, что учащиеся лучше осваивают материал, если «задействованы» зрительные анализаторы, зрительная память. Использование средств наглядности помогает развивать наблюдательность, познавательный интерес к предмету. Современные средства обучения создают возможность увидеть, услышать явления природы именно в таком виде, как они происходят в природе. Например, волнение моря, закат и восход Солнца, землетрясения, пожар, внутреннее строение растения, жизнь птиц в гнезде и пр. Использование наглядного метода не только развивает умственные способности, исследовательские умения, но и способствует духовно-нравственному, эстетическому воспитанию школьников.

Уже на этапе начального образования можно и нужно постепенно обучать школьников целенаправленному восприятию изучаемого предмета, знакомить с технологией « считывания» информации с него.

Репродуктивный метод

Репродуктивный метод предполагает такую организацию деятельности учащихся, когда они действуют по образцу, применяя ранее полученные знания и умения в знакомой учебной ситуации. Таким образом, назначение этого метода научить школьников применять знания и умения в знакомой ситуации. Признак этого метода воспроизведение и повторение способа деятельности. Этот метод целесообразно применять для повторения, закрепления и контроля знаний. Деятельность учителя заключается в организации работы детей по воспроизведению знаний и способов действий. Школьникам предлагаются типовые, повторяющиеся из темы в тему задания, способ решения которых им известен связей. Их решение также реализуется посредством репродуктивного метода.

Однако следует заметить, что при выполнении заданий всегда присутствует элемент творчества, что повышает их развивающий потенциал.

Проблемное изложение

Назначение этого метода – показать учащимся образец доказательного решения проблемы, раскрыть путь научного познания. Реализация проблемного изложения как метода происходит следующим образом. Учитель формулирует проблему и сам ее решает, демонстрируя при этом путь решения проблемы. Таким образом, демонстрируется путь научного познания, научного рассуждения. Однако познавательная деятельность учащихся заключается в том, что они следят за логикой рассуждения, усваивая этапы решения проблем

Опыт использования проблемного изложения свидетельствует о том, что его целесообразно применять при изучении сложных вопросов, когда проблема интегративны по содержанию и пр.

Частично-поисковый метод

Назначение частично-поискового метода – постепенное приобщение школьников к творческой деятельности. Это достигается с помощью использования проблемных или творческих заданий, способ решения которых учащимся заранее неизвестен. При применении частично-поискового метода учитель сообщает ученикам задание. После этого он расчленяет задание на несколько задач или вопросов. Это позволяет направить познавательную деятельность в нужном направлении для выполнения задания в целом. Деятельность учащихся состоит в том, что они осмысливают задание в целом и последовательно решают все задачи.

Исследовательский метод

Назначение исследовательского метода состоит в приобщении школьников к исследовательской деятельности. В отличие от частично-поискового метода, школьник решают проблему (задачу) полностью, исследуя все ее аспекты. Выполнение таких заданий предполагает исследование, нахождение новых знаний, новых путей поисков их решений. Этот метод помогает учащимся овладеть методами научного исследования. Деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом. Функция учителя заключается в конструировании и предъявлении школьникам проблемных заданий.

Рис.3.2. Классификация методов обучения (по И.Я. Лернеру, М.Н. Скаткину).

К настоящему времени предложено большое количество классификаций методов обучения. Целесообразно упомянуть одну из них, где основаниями являются дидактическая цель, задача и деятельность учителя (В.А. Онищук). Выделяют методы: коммуникативные (беседа, рассказ, оценивание), познавательные (наблюдение, моделирование), преобразовательные (упражнения), систематизирующие(обобщение), контрольные.

Термин «интерактивные методы обучения» часто используется в научно-методической литературе, педагогической и практике школы. С одной стороны, нередко термин подразумевает использование информационно-коммуникативных средств. С другой стороны, многие методисты подразумевают под этим термином активную коммуникацию, взаимодействие между участниками учебного процесса (учитель и ученики, ученики – ученики).

Творческий подход учителя к деятельности основывается на умении отбирать адекватные методы обучения для проектирования урока с учетом конкретных условий обучения (уровня подготовленности учеников, целей урока, его содержания). Методы обучения в реальной практике реализуются через приемы обучения, которые, в свою очередь, являются «визитной карточкой» творческого учителя. Живая, яркая и образная речь учителя, умение «рисовать словами» - эффективный путь формирования представлений и понятий, развития познавательного интереса к предмету «Окружающий мир». Постановка проблемных вопросов, внедрение элементов исследований - также убедительно доказали эффективность применения. Применение различных методов обучения и форм обучения – вот «методические ключи» к успехам в работе учителя.

Методический комплекс

Вопросы

1. Что называется методом обучения?

2. Какие классификации методов обучения вам известны? Какой классификации вы предпочитаете придерживаться?

3. Раскройте сущность классификации методов обучения по источникам знаний.

4. Раскройте сущность методов обучения по характеру познавательной деятельности.

Практические задания для самостоятельной работы студентов

1. Посетите сайт « Учителя вызывали?» (intrerneturok.ru). Изучите 2-3 урока по любой теме. Определите, какие методы обучения были использованы на уроке.

2. Изучите научно-методическую литературу (в т.ч. электронные версии журналов). Определите трактовку понятия « интерактивные методы обучения». Прокомментируйте ее. Выскажите свою точку зрения.

3. Составьте фрагмент урока с использованием рассказа. Объясните причины, почему вы выбрали данную тему для разработки рассказа.

4. Разработайте фрагмент урока с использованием репродуктивного метода.

5. Разработайте фрагмент урока, предусматривающий работу с любым средством обучения (по вашему выбору). Приведите примеры использования проблемного и объяснительно-иллюстративного методов при работе с ним.

6. Проведите анализ содержания учебника (УМК, класс, тема – по выбору студента) по одному из параграфов. Продумайте, какие методы обучения вы могли бы применять при проведении этого урока. Далее изучите содержание методических рекомендаций для учителя. Сравните полученные результаты. Какой вариант урока вы считаете наиболее удачным? Ответ обоснуйте. Ход исследования можно отразить в таблице.

Вопросы для обсуждения

1. Эвристическая беседа используется в процессе обучения со времен античности. Можно ли назвать ее современным методом обучения?

2. Методисты отмечают, что эвристическая беседа является ярким выражением частично-поискового метода. Согласны ли вы с таким утверждением?

3. Согласны ли вы с мнением, что методы обучения должны развивать, обучать и воспитывать учащихся. Обоснуйте свою точку зрения.

Тесты

1. Система способов скоординированного взаимодействия учителя и учащихся по достижению образовательных целей

1) метод обучения

2) способ обучения

3) средство обучения

2. При отсутствии опорных знаний учащихся, как правило, применяется

1) дискуссия

2) рассказ

3. Установите соответствие «цель – вид беседы»

А) актуализация знаний, умений и опыта

Б) изучение нового материала

В) применение знаний в новой ситуации, их обобщение

1.Итоговая

2.Вводная

4. Определите по описанию, об использовании какого метода идет речь.

«Учитель излагает проблему и показывает ход ее решения. Учащиеся следят за логикой построения, развертывания познания ситуации».

1) частично- поисковый

2) проблемное изложение

3) репродуктивный

4) объяснительно-илллюстративный

5. Выберите признак использования объяснительно-иллюстративного метода.

1) Учащиеся самостоятельно находят информацию

3) В ходе творческой работы учащиеся « открывают» знания


Клепинина З.А,. Методика преподавания предмета»окружающий мир»:учебник для студ. учреждений высш.проф. образования/З.А.Клепинина,Г.Н.Аквилева. – 2-е изд.,перераб.и доп.-М.: Издательский цетр «Академия»,2013.- 336с.(сер. Бакалавриат) С.166

Клепинина З.А,. Методика преподавания предмета»окружающий мир»:учебник для студ. учреждений высш.проф. образования/З.А.Клепинина, Г.Н.Аквилева. – 2-е изд.,перераб.и доп.-М.: Издательский центр «Академия»,2013.- 336с.(сер. Бакалавриат) С.167

Клепинина З.А,. Методика преподавания предмета»окружающий мир»:учебник для студ. учреждений высш.проф. образования/З.А.Клепинина, Г.Н.Аквилева. – 2-е изд.,перераб.и доп.-М.: Издательский цетр «Академия»,2013.- 336с.(сер. Бакалавриат) С.167

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред пед. учеб. заведений. - М.:Издательский центр «Академия»,2001.С15

Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ Е.Ф Козина, Е.Н.Степанян.- М.: Издательский центр « Академия», 2004.- 496с. С.105

Глава 3.Методы обучения

В результате изучения главы студент должен

Понятие «метод обучения»;

Многообразие взглядов и подходов к классификации методов обучения;

Методы обучения, отвечающие современным подходам к обучению.

Давать характеристику методам обучения;

В процессе подготовки к уроку осуществлять отбор методов обучения, адекватных целям урока и конкретным условиям обучения;

Использовать теоретические знания для решения прикладных задач.

Навыками проектирования учебного процесса на основе использования различных методов обучения.

Классификации методов обучения

Методика обучения любого предмета должна ответ на вопрос: как учить? С помощью каких методов? Какие из них являются наиболее эффективными? При каких условиях их целесообразно применять? Учитель является «навигатором» для учащегося в образовательной среде, поэтому проблема выбора методов обучения становится особенно актуальной. Методы обучения, применяемые учителем, обуславливают достижение целей обучения.

Метод обучения – это многогранное понятие. В педагогической литературе рассматриваются различные взгляды на трактовку понятия « метод обучения». Например, Н.М. Верзилин полагал, что это способ передачи знаний учителем и одновременно способ их усвоения учащимися.

Приведем пример определения понятия «метод», предложенный Ю.К.Бабанским. Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.

Исследуя различные точки зрения на понятие «метод», можно обобщая сформулировать: метод обучения – эта система способов скоординированного взаимодействия учителя и учащегося по достижению образовательных целей и всестороннего развития школьника.

Классификация методов обучения имеет большое научное и практическое значение. Она служит ориентиром для конструирования содержания и форм обучения, оценки эффективности методов обучения. Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку система методов. В настоящее время в педагогической науке представлены различные подходы к классификациям, и не существует единой, унифицированной классификации методов обучения.

В середине ХХ в. была принята классификация по источникам знаний. Все методы обучения делились на три группы – словесные, наглядные и практические. (Н.М. Верзилин (1903-1984г.).

Словесные методы обучения предполагают, что источником знаний в процессе обучения является слово. Оно может быть выражено устно или письменно. «Слово учителя» может реализовываться в форме рассказа, беседы, дискуссии. Работа с «письменным словом» предполагает работу с книгой, прежде всего, учебником.

Наглядный метод подразумевает, что источником знаний является т.н. «наглядность», т.е используются различные средства обучения (картины, таблицы, карта и пр.).

Практическая деятельность учащихся реализуется в практическом методе (наблюдения, опыты, эксперименты, практические работы).

Сущность этих методов кратко изложена в табл.4.1.

Методы лежат в основе всего учебного процесса. Поставленные цели достигаются через правильно выбранный путь, соотнесенные с ним формы и средства достижения цели. Изменение целей всегда влечет за собой и изменение методов обучения.

Слово «метод» греческого происхождения и в переводе на русский язык означает «путь, способ исследования или познания; путь продвиже­ния к истине». Метод - это совокупность относительно однородных при­емов, операций практического или теоретического освоения действитель­ности, подчиненных решению конкретной задачи.

В педагогике имеется множество определений понятия «метод обуче­ния». К ним можно отнести следующие: «методы обучения - это спосо­бы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на ре­шение комплекса задач учебного процесса» (Ю. К. Бабанский); «под мето­ дами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И. П. Подласый); «методы обучения - это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач» (В. А. Сластенин); «методы обуче­ ния - это система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами са­мообразования и самообучения»

Методу обучения можно дать и такое определение-это способ упорядо­ченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания. И тем не менее большинство авторов имеют точку зрения, согласно которой метод обучения - это способ организации учебно-познавательной деятельности. Уже в этих определениях метод выступает как многомерное явление, как серд­цевина учебного процесса. Он выступает механизмом реализации поставлен­ных целей, во многом определяет конечные результаты учебного процесса. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, педагог должен профес­сионально владеть методами деятельности. Методы обучения должны спо­собствовать активизации познавательной деятельности учащихся, должны быть правильно подобраны, не допускать перегрузки учащихся на уроке.

В методе обучения находят, таким образом, воплощение особенности Работы по достижению цели в соответствии с дидактическими законо­мерностями, принципами и правилами, содержанием и формами учебной работы, а также способами обучающей работы педагога и учебной работы детей, обусловленные личностными и профессиональными свойствами и качествами педагога, совокупностью различных особенностей учащих­ся и условиями протекания учебного процесса.

Прием обучения - это составная часть метода, единичное действие, конкретный способ, частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Одни и те же приемы могут входить в состав разных методов обучения. Или один и тот же метод может включать разные приемы, исхо­дя из уровня мастерства педагога. К ним можно отнести: показ учителя, сообщение плана работы, запись учащимися базовых понятий, прием сравнения и т. п. Приемы используются в целях активизации восприятия детьми учебного материала, углубления познания, стимулирования познавательной деятельности.

Приемы обеспечивают решение задачи, выполняемой тем или иным методом. В обучении имеют место возможные переходы методов в прие­мы и наоборот (метод - в прием, прием - в метод), вызванные специфи­кой обучения.

В педагогике проблема разработки методов обучения и воспитания и их классификации выступает как одна из основных. Мы отвечаем на «вечный» дидактический вопрос: «Как при разумном использовании возможностей детей достичь максимально возможного усвоения ЗУНов, способов мышления и деятельности?»

В связи с тем, что методы обучения имеют много сторон, их можно группировать в системы. Классификация методов обучения является од­ной из самых острых проблем в современной дидактике. Известны десят­ки классификации. Наличие различных точек зрения на эту проблему от­ражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о методах обучения.

В связи с тем что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций. Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку их система.

В практической деятельности учителя сочетают все классификации мето­дов обучения - они постоянно замещают, дополняют и развивают друг друга.

Вот наиболее разработанные из них:

♦ Е. И. Перовский, Е. Я. Голант, Д. О. Лордкипанидзе и др. считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать те ис­точники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе они вы­деляли три группы методов:

а) словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, инст­руктаж, дискуссия, диспут);

б) наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение);

в) практические (опыты, упражнения, учебно-производственный труд).

Эта классификация считается традиционной. Она основана на издавна су­ществующих трех источниках: практике, наглядности, слове. И действительно, слово, наглядные пособия и практические работы широко используются в учебном процессе.

♦ И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин разрабатывали методы обучения исхо­дя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по ов­ладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли сле­дующие методы:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептив­ ный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация кар­тин, кино- и диафильмов и т. д.;

б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический метод;

д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необхо­димые методы и пользуясь помощью учителя.

♦ Ю. К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы, которые, в свою очередь, могут быть подразде­лены на входящие в них отдельные методы:

а) методы организации и осуществления учебно-познавательной дея­ тельности (по источнику: словесные, наглядные, практические; по логи­ке: индукция, дедукция; по типу мышления: репродуктивные, проблемно- поисковые; по управлению: методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя.);

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной дея­ тельности (методы стимулирования и мотивации интереса к учению: по­знавательные игры, учебные дискуссии, эмоциональные стимулы; мето­ды стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении: поощрение, порицание, предъявление требований);

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-по знавательной деятельности (методы устного контроля и самоконтроля; методы письменного контроля и самоконтроля; методы лабораторно- практического контроля и самоконтроля).

♦ М. А. Данилов и Б. П. Есипов подразделяют методы в зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения:

а) методы приобретения новых знаний (устное изложение, показ, самостоятельная работа и др.);

б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике (самостоятельная работа, показ, упражнения, игры и др.);

в) методы по применению знаний на практике (практическая работа, самостоятельная работа и др.);

г) методы закрепления (обсуждение, дискуссия, упражнения и др.);

д) методы творческой деятельности;

е) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обу­чения и помогает лучшему пониманию их функционального назначения.

♦ Есть классификации, в которых сочетаются методы преподавания с соответствующими методами учения: информационно-обобщающие и исполнительские, объяснительные и репродуктивные, инструктивно- практические и репродуктивно-практические, объяснительно-побуждаю­щие и частично-поисковые, побуждающие и поисковые (М. И. Махмутов).

Различные точки зрения на проблему классификации методов отра­жает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Все более четко обозначается многосторонний и комплексный подход к характеристике их сущности.

Вопросы выбора методов обучения представляют важнейшую сторо­ну деятельности учителя. При выборе методов обучения следует руковод­ствоваться такими критериями:

    соответствие целям и задачам развития;

    соответствие содержанию урока;

    соответствие реальным учебным возможностям школьника;

    соответствие имеющимся условиям и отведенному для обучения времени;

    соответствие возможностям самих учителей.

Все названные классификации не лишены недостатков и в то же время имеют много положительных сторон. Универсальных классификаций нет и не может быть. Учебный процесс - динамичная конструкция, это следует понимать. В живом педагогическом процессе и методы получают свое развитие, принимают новые свойства.

Методы обучения выполняют свои функции в учебно-воспитательном процессе. К ним относятся: обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая (мотивационная), контрольно-коррекционная функции. Знание функциональных возможностей тех или иных методов позволяет осознанно применять их.

Содержание
Введение
1 Классификация методов обучения
1.1 Классификация методов обучения по уровню активности учащихся

1.3 Классификация методов обучения по дидактической цели
1.4 Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся
процессу обучения
1.6 Бинарные и полинарные классификации
2 Активные и интенсивные методы обучения
Заключение
Список литературы

Введение
Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.
Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. Существуют и другие определения методов обучения.
Методы обучения есть способы работы учителя и учащихся, с помощью которых достигается усвоение последними знаний, умений и навыков, а также формирование их мировоззрения и развитие познавательных сил (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).
Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития (Ю. К. Бабанский).
Методы обучения - это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом (И. Ф. Харламов).
Методы обучения - система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения (Г. М. Коджаспирова).
Методы являются одним из механизмов, способов осуществления педагогически целесообразного взаимодействия преподавателя и учащихся. Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся.
Таким образом, понятие метода обучения отражает во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения.

1 Классификация методов обучения
В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. При их отборе преподаватель сталкивается со значительными затруднениями. В этой связи возникает потребность в классификации, которая помогает выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию.
Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, отдельные стороны процесса обучения. Рассмотрим наиболее распространенные классификации методов обучения.
1.1 Классификация методов обучения по уровню активности учащихся
Это одна из ранних классификаций методов обучения. Согласно этой классификации методы обучения делятся на пассивные и активные в зависимости от степени включенности учащегося в учебную деятельности. К пассивным относятся методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ , лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюдение), к активным - методы, организующие самостоятельную работу учащихся (лабораторный метод, практический метод, работа с книгой).
Рассказ. Это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме. Рассказ используется для сообщения фактических сведений, требующих образности и последовательности изложения. Применяется рассказ на всех этапах обучения, меняются лишь задачи изложения, стиль и объем рассказа . Наибольший развивающий эффект дает рассказ при обучении младших школьников , склонных к образному мышлению. Развивающий смысл рассказа в том, что он приводит в состояние активности психические процессы : воображение , мышление , память , эмоциональные переживания. Воздействуя на чувства человека , рассказ помогает понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения.
По целям выделяют:
рассказ-вступление, назначение которого состоит в том, чтобы подготовить учащихся к изучению нового материала;
рассказ-повествование - используется для изложения намеченного содержания;
рассказ-заключение - подводит итоги по изученному материалу.
К рассказу как методу обучения предъявляются определенные требования: рассказ должен обеспечить достижение дидактических целей; содержать достоверные факты; иметь четкую логику; изложение должно быть доказательным, образным, эмоциональным, учитывающим возрастные особенности обучаемых.
В чистом виде рассказ применяется сравнительно редко. Чаще он используется в сочетании с другими методами обучения - иллюстрацией, обсуждением, беседой.
Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясного и четкого понимания тех или иных положений, то применяется метод объяснения.
Объяснение - это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук. Как метод обучения объяснение широко используется в работе с людьми разных возрастных групп.
К объяснению предъявляются определенные требования: точная и четкая формулировка сути проблемы; последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; использование сравнения, аналогии, сопоставления; безукоризненная логика изложения.
Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, с вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми, и может перерасти в беседу.
Лекция- это монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения материала отличается более строгой структурой; обилием сообщаемой информации; логикой изложения материала; системным характером освещения знаний.
Лекции посвящаются крупным и принципиально важным разделам учебной программы. Они различаются по своему построению, приемам изложения материала. Лекция может применяться для обобщения, повторения пройденного материала.
Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового материала по темам или крупным разделам.
Демонстрация как метод обучения предполагает показ опытов, технических установок, телепередач, видеофильмов, диафильмов, кодопозитивов, компьютерных программ и пр. Метод демонстраций служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством. Наиболее эффективен этот метод тогда, когда учащиеся сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные измерения, устанавливают зависимости, благодаря чему осуществляется активный познавательный процесс , расширяется кругозор, создается чувственно-эмпирическая основа познания.
Особую группу составляют активные методы обучения , главное назначение которых - формирование практических умений и навыков. К этой группе методов относятся упражнения, практические и лабораторные методы.
Упражнение - многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества.
Чтобы упражнения были эффективными, они должны отвечать ряду требований. К ним относятся сознательный подход учащихся к выполнению упражнений; знание правил выполнения действий; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений; учет достигнутых результатов; распределение повторений во времени.
Лабораторный метод основан на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, т. е. с применением специального оборудования. Работа может проводиться индивидуально или в группах . От учащихся требуется большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями исследований.
Практические методы - это методы обучения, направленные на применение полученных знаний к решению практических задач. Они выполняют функции углубления знаний, умений, контроля и коррекции, стимулируют познавательную деятельность, способствуют формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, организаторские умения и т. д.

1.2 Классификация методов обучения по источнику получения знаний
Существует три источника знаний: слово , наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); наглядные методы (источниками знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); практические методы (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).
Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. Методы рассказа, объяснения и лекции были уже рассмотрены выше.
Беседа - диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи. Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику), групповые беседы (вопросы адресованы определенной группе) и фронтальные (вопросы адресованы всем). Беседа как метод обучения имеет несомненные достоинства: активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся; развивает их речь , память, мышление; имеет большую воспитательную силу; является хорошим диагностическим средством, помогает контролировать знания учащихся.
Учебнаядискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии - стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.
Работа с учебником и книгой- один из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода - возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации. При использовании программированных учебных книг, в которых, кроме учебной, содержится и управляющая информация , эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний и умений.
Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Наглядные методы условно подразделяются на две группы: метод демонстраций и метод иллюстраций.
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Главное назначение этой группы методов - формирование практических умений и навыков. К практическим методам относятся упражнения, практические и лабораторные работы.
1.3 Классификация методов обучения по дидактической цели
В данной классификации выделяют следующие методы обучения:
- методы приобретения новых знаний;
- методы формирования умений и навыков;
- методы применения знаний;
- методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков.
В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения. Такой критерий больше отражает деятельность преподавателя по достижению обучающей цели. Например, если ставится цель познакомить учащихся с чем-либо, то для ее достижения педагог, очевидно, будет использовать доступные ему словесные, наглядные и другие методы, а для закрепления предложит учащимся выполнить устные или письменные задания.
При такой классификации методов устраняется в известной степени разрыв между отдельными их группами ; деятельность преподавателя направляется на решение дидактических задач.
1.4 Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся
По этой классификации методы обучения подразделяются в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала. Характер познавательной деятельности - это уровень мыслительной активности учащихся.
Выделяют следующие методы:
объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные);
репродуктивные;
проблемного изложения;
частично-поисковые (эвристические);
исследовательские.
Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, беседа, объяснение, лекция), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (таблицы , схемы, картины, кино и диафильмы), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, способа решения задачи и т. п.).
Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет знания в готовом виде, а учащиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.
Оба эти метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Эта цель достигается другими методами, в частности методом проблемного изложения.
Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть метода проблемного изложения заключается в том, что преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Учащиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли преподавателя или заменяющего его средства (кино, телевидение , книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они учатся разрешению познавательных затруднений.
Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично поисковый (эвристический) метод.
Метод получил название частично поискового потому, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Часть знаний сообщает преподаватель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Учебная деятельность развивается по схеме: преподаватель - учащиеся - преподаватель - учащиеся и т. д.
Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение учащимися знаний. Сущность его состоит в следующем:
преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему;
учащиеся самостоятельно ее разрешают;
преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы.
Таким образом, исследовательский метод используется не только для обобщения знаний, но главным образом для того , чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни. Его сущность сводится к организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.
1.5 Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения
Согласно этой классификации, которую предложил Бабанский Ю. К., методы обучения делятся на три группы:
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Первая группа включает следующие методы:
перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);
словесные (лекция, рассказ, беседа и др.);
наглядные (демонстрация, иллюстрация);
практические (опыты, упражнения, выполнение заданий);
логические, т. е. организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.);
гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные);
самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.).
Ко второй группе методов относятся:
методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.);
методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).
К третьей группе отнесены различные методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности.
1.6 Бинарные и полинарные классификации
В основу бинарных и полинарных классификаций методов обучения положены два или более общих признака. Бинарная классификация методов обучения Махмутова М. И. включает две группы методов:
1) методы преподавания (информационно-сообщающие; объяснительные; инструктивно-практические; объяснительно-побуждающие; побуждающие);
2) методы учения (исполнительные; репродуктивные; продуктивно-практические; частично-поисковые; поисковые).

2 Активные и интенсивные методы обучения
Некоторые авторы в особую группу выделяют активные и интенсивные методы обучения.
Активные методы обучения - это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер . К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др.
Интенсивные методы обучения используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются эти методы при обучении бизнесу, маркетингу , иностранному языку, в практической психологии и педагогике.
Рассмотрим некоторые из этих методов.
Метод дидактических игр. Дидактические (обучающие) игры как метод обучения стали пользоваться большой популярностью во второй половине XX столетия. Некоторые ученые относят их к практическим методам обучения, другие - выделяют в особую группу. Для выделения дидактических игр в отдельную группу есть основания: во-первых, они, вбирая в себя элементы наглядных, словесных, практических методов, выходят за их пределы ; во-вторых, имеют присущие только им особенности.
Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Цель дидактических игр - обучение , развитие и воспитание обучаемых. Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых явлений, процессов , систем. В игре в упрощенном виде воспроизводится, моделируется действительность и операции участников, имитирующих реальные действия.
Дидактические игры как метод обучения содержат в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.
Мозговая атака (брейншторминг) - метод обучения, направленный на активизацию мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы. Предложен этот метод американским психологом А. Осборном. Суть его состоит в том, что участники выдвигают свои идеи, предложения по проблеме. Все идеи, даже самые неожиданные, принимаются и проходят групповую экспертизу, подвергаются обсуждению. Этот метод учит культуре совместного обсуждения идей, преодолению стереотипов и шаблонов в мышлении; раскрывает творческий потенциал человека.
Обучение по алгоритму как метод обучения используется в технологии программированного обучения. Алгоритм в педагогике понимается как указание по выполнению строго последовательных действий с учебным материалом, что гарантирует решение учебных задач на высоком уровне.
В настоящее время активно разрабатываются направления в педагогике, использующие скрытые возможности обучаемых: суггестопедия и кибернетикосуггестопедия (Г. Лазанов, В. В. Петрусинский) - обучение средствами внушения; гипнопедия - обучение во сне; фармакопедия - обучение с помощью фармацевтических средств. Достигнуты определенные результаты при их применении в процессе изучения иностранных языков и некоторых специальных дисциплин.

Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. Они являются одним из механизмов и способов осуществления педагогически целесообразного взаимодействия преподавателя и учащихся.
В настоящее время существует множество классификаций методов, применяемых в дидактике. Это:
1. Классификация методов обучения по уровню активности учащихся (пассивные и активные методы);
2. Классификация методов обучения по источнику получения знаний включает в себя: словесные методы, наглядные и практические методы.
3. Классификация методов обучения по дидактической цели содержит методы приобретения новых знаний; методы формирования умений и навыков; методы применения знаний; методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков.
4. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся выделяют следующие методы: объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные), репродуктивные методы, методы проблемного изложения, частично-поисковые (эвристические) и исследовательские методы.
5. Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения Бабанского включает методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирова-
ния и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
6. Бинарные и полинарные классификации, в основу которых положены два или более общих признака. Это могут быть методы преподавания и методы учения.

Похожие публикации