Элективный курс - это дополнительные возможности. Элективные курсы и подготовка в вуз

Министерство образования

Российской Федерации

(Минобразование Росси)

Департамент общего

и дошкольного

образования

№ 14-51-277/13 от 13.11.2003

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации

Департамент общего и дошкольного образования направляет информационное письмо об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Приложение: на 3 л.

Руководитель Департамента А.В. Баранников

Элективные курсы в профильном обучении

Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличии от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы- обязательны для старшеклассников.

В соответствии с одобренной Минобразованием России «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач.

По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов . Одни из них могут являться как бы «надстройкой» профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы: «Математическая статистика» для школьников, выбравших экономический профиль, «Компьютерная графика» для индустриально-технологического профиля или «История искусств» для гуманитарного профиля. Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовится к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне. Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы «Делопроизводство» или «Деловой английский язык», курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания и т.д. Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих «внепредметный» или «надпредметный» характер. Примером подобных курсов могут служить элективы типа «Основы рационального питания» или «Подготовка автолюбителя».

Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.

Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.

Вводя в школьное образование элективные курсы необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение – это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс.

Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в 10-11 классах на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.), станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам.

Предлагаемая организация обучения обуславливает необходимость разделения класса, как минимум, на две подгруппы.

Элективные курсы как наиболее дифференцированная, вариативная часть школьного образования потребует новых решений в их организации. Широкий спектр и разнообразный характер элективов может поставить отдельную школу в затруднительное положение, определяемое нехваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения. В этих случаях особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Сетевые формы предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.

Особую роль в успешном внедрении элективных курсов сыграет подготовка учебной литературы по этим курсам.

Министерство проводит в настоящее время работу в этом направлении. По заданию Министерства Национальный фонд подготовки кадров провел конкурс учебно-методических пособий по элективным курсам. В результате конкурса подготовлены программы, учебные и методические материалы по 8-10 элективным курсам по каждому учебному предмету. В ближайшие месяцы готовится публикация сборника программ по этим элективам, которые будут разосланы в органы управления образованием субъектов Российской Федерации. Заканчивается работа авторских коллективов над рекомендациями учебных и методических пособий и в начале 2004 года планируется их издание.

Подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.

Опыт ряда регионов, участвующих в эксперименте по профильному обучению, показывает, что в институтах повышения квалификации, педагогических вузах, в школах на местах создаются собственные варианты элективных курсов. Многие из них представляют интерес и заслуживают поддержки. В этой связи можно рекомендовать региональным и муниципальным органам управления образованием создавать банки данных по элективным курсам, организовать информационную поддержку и обмен опытом введения элективных курсов.

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.

Создание элективных курсов – важнейшая часть обеспечения введения профильного обучения. Поэтому их разработка и внедрение должны стать частью Региональных программ перехода к профильному обучению.

Опыт создания и внедрения элективных курсов, вопросы учебно-методического обеспечения элективов будет широко освещаться в педагогической печати, прежде всего, в учрежденном Минобразованием России и Российской академией образования, журнале «Профильная школа».

Ученики 10-11 классов являются абитуриентами, более того, в 9, а то и в 8 классе дети стремятся установить для себя не только круг личностных, но и круг профессиональных интересов. Конечно, сначала это касается областей знания, а уже потом формируется конкретное представление о роде занятий или об учебном заведении.

Но в какой бы стадии ни находился процесс, целью учеников указанных классов бывает учеба с ориентацией на последующий профессиональный выбор.

В текущем учебном году школы предлагают ребятам разнообразные элективные курсы для 5х-11х классов по нескольким предметам: биологии, географии, математике, языкознанию и т.д. Так как я являюсь филологом и учителем старшей школы, остановлюсь подробно на элективных программах лингвистического профиля, предлагаемых учащимся старшего школьного возраста в нашей школе.

Определимся со значением понятия «элективный курс». Элективный (от лат. elektus - избранный) - избирательный. Отсюда, элективные - это те курсы, которые могут быть выбраны детьми разных классов в зависимости от их интересов, запросов, возникающей перед ними необходимости.

По языкознанию предложены программы «Теория и практика сочинения по литературе», «Логика синтаксиса», «Риторика». Прошедший учебный месяц показал их востребованность: большинство детей сочло возможными занятия на всех трех курсах (при этом свое дальнейшее проф. обучение с филологией и языкознанием они в большинстве случаев не связывают). Чем же обусловлен такой выбор? Конечно же тем, что «слово - одежда всех мыслей». Обучение языку способствует интенсивному развитию речевых и мыслительных, интеллектуальных и творческих способностей, духовно-нравственных и эстетических качеств личности. Как помогут ребятам именно эти курсы?

«Риторика» даст возможность лучше (эффективнее) и легче думать, понимать потребности аудитории, свободнее общаться с людьми, научиться делать доклады, участвовать в деловой беседе, доказывать и убеждать. Без этих умений и навыков не обойтись современному человеку.

«Теория и практика сочинений по литературе». Может показаться, что курс имеет, прежде всего, практическую направленность и необходим желающим преуспеть на уроках литературы. Хотелось предостеречь от такого поверхностного взгляда! Занятия развивают навыки правильной письменной речи, учат правильной аргументации, учат анализировать и редактировать текст, эффективно искать и использовать полученную из разных источников информацию. Все перечисленное структурирует мыслительные процессы. И применять эти способности абитуриент может в любой области.

«Логика синтаксиса» поможет становлению вербально-логического мышления, научит видеть за каждым словом образ или действие, поможет избавиться от так называемых речевых и пунктуационных ошибок.

Все три электива послужат хорошим подспорьем и для текущего учебного процесса, и для сдачи ЕГЭ, и для дальнейшей профессиональной подготовки.

Обратим особое внимание на подготовку к ЕГЭ. Сдавая часть «С», необходимо продемонстрировать хорошие коммуникативные навыки, а их формирование - процесс длительный, невозможно научиться создавать текст за несколько дней и недель. К сожалению, нужно констатировать, что в повседневной жизни отсутствуют условия для формирования навыка связной речи. Но на экзамене именно он становится предметом оценки. Поэтому система творческих заданий, элективные курсы, самостоятельная работа - основные средства отработки коммуникативных навыков и условие достойной подготовки к ЕГЭ.

Статью подготовила учитель русского языка
школы «Лучик» Крупенникова Е. Г.

Выходные данные сборника:

О РОЛИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Евгений Владимирович Дорохов

зав. кафедрой нормальной физиологии, канд. мед. наук, доцент Воронежская государственная медицинская академия им. Бурденко Н.Н., РФ, г. Воронеж

Анна Владимировна Карпова

доцент кафедры нормальной физиологии, канд. мед. наук Воронежская государственная медицинская академия им. Бурденко Н.Н., РФ, г. Воронеж

Вера Алексеевна Семилетова

доцент кафедры нормальной физиологии, канд. биол. наук Воронежская государственная медицинская академия им. Бурденко Н.Н., РФ, г. Воронеж

Ольга Ивановна Тюнина

ассистент кафедры нормальной физиологии Воронежская государственная медицинская академия им. Бурденко Н.Н., РФ, г. Воронеж

ABOUT THE ROLE OF ELECTIVE COURSES OF THE NATURAL AND SCIENTIFIC CYCLE OF TRAINING OF STUDENTS OF MEDICAL SCHOOLS

Evgeny Dorokhov

department chair of normal physiology, candidate of medical sciences, assistant professor The Voronezh state medical academy of Burdenko N.N., Russia, Voronezh

Anna Karpova

candidate of

Vera Semiletova

assistant professor of normal physiology, candidate of medical sciences The Voronezh state medical academy of Burdenko N.N., Russia, Voronezh

Olga Tyunina

assistant to department of normal physiology The Voronezh state medical academy of Burdenko N.N., Russia, Voronezh

АННОТАЦИЯ

В статье представлена необходимость введения в учебную программу элективных курсов в медицинских вузах. Важность такого направления обуславливается возможностью самостоятельного создания индивидуальной траектории обучения студента в течение учебного года. Указаны основные задачи элективных курсов, их виды, построение занятий с использованием различных дидактических материалов на примере элективного курса для студентов второго курса лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультета «Физиологические основы актуальных медицинских проблем» на кафедре нормальной физиологии.

ABSTRACT

Need of introduction to the training program of elective courses for medical schools is presented in article. Importance of such direction is caused by possibility of independent creation of an individual trajectory of training of the student within academic year. The main tasks of elective courses, their types, construction practice using different didactic materials on the example of an elective course for second-year students of medical, pediatric and medical-prophylactic faculty Physiological basis of actual medical problems" at the department of normal physiology.

Ключевые слова : элективный курс; медицинский вуз; естественно-научный цикл.

Keywords: elective course; medical school; natural-science cycle.

В современном мире учебный процесс требует постоянного развития и совершенствования, поскольку главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и быстрота принятия решения. В связи с этим, акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого в огромной мере зависит от познавательной активности самого студента и от того, как усваивается предмет.

Элективные курсы представляют собой новую форму обучения студентов в различных вузах, в том числе и медицинского профиля. В настоящее время действующим Федеральным государственным образовательным стандартом по додипломному высшему медицинскому образованию определено введение дополнительных занятий по профильным предметам . Цель таких курсов - акцентирование на медицинскую направленность теоретических дисциплин с элементами профилизации , углубление и расширение знаний студентов по выбранному ими направлению. Важность этого направления в системе многоуровневого образования связана с целым рядом трудностей, которые сопряжены с организацией и методикой проведения таких занятий.

Неопределенность и возможность выбора, способность к которому является жизненно важным качеством каждого человека, особенно молодежи, характеризует неустойчивость состояния нелинейной образовательной среды.

Элективный курс - это обязательный учебный предмет по выбору студентов из образовательной программы вуза. Из всего перечня элективных учебных дисциплин, предлагаемого кафедрами вуза на каждый семестр, студент выбирает ту, которая отвечают его интересам или помогает более углубленно изучить обязательные. Таким образом, реализуется возможность самостоятельного создания индивидуальной траектории обучения, которая закрепляется в индивидуальном учебном плане студента на весь учебный год.

В момент выбора на студента действуют многие факторы: срочность (насущные дела); социальное зеркало (то, что одобряется и приветствуется окружающими); собственные ожидания и ожидания других людей; глубинные и текущие ценности (то, чего человек считает важным в долгосрочной или ближайшей перспективе); фундаментальные потребности и сиюминутные желания, самосознание.

Следует учитывать, что студентам нельзя навязывать пути их развития, а необходимо способствовать раскрытию их собственных тенденций развития и стараться выводить их на эти пути. Отход от жестких учебных программ, подчеркивание важности импровизации, интуиции, способности изменить весь сценарий своего обучения при реализации свободы выбора индивидуальной траектории обучения создаёт оптимальные условия для саморазвития, самореализации личности студента и повышает возможность его свободного и творческого самовыражения, построения индивидуальной стратегии самоопределения в жизни. При этом развивается творческое воображение студентов.

В тоже время необдуманная свобода выбора элективных дисциплин из компонента по выбору профилирующих дисциплин принципиально может нарушить целостность специализации и профильной подготовки студента, что может привести к профессиональной некомпетентности. Вместе с тем право свободной записи обучаемых на элективные дисциплины общеобразовательного цикла остается незыблемым .

Перед элективными курсами ставятся следующие задачи:

· дополнить базовый или профильный учебный курс материалом, расширяющим и углубляющим его содержание;

· способствовать формированию общемедицинской компетентности, которая обеспечивает готовность студентов к самоактуализации, активному изучению последующих предметов по специальности, будущей врачебной деятельности, а также профессиональную мобильность медицинских работников в новых социально-экономических условиях;

· ликвидировать пробелы школьной подготовки по заданной дисциплине;

· ответить на запросы работодателей конкретного региона, что позволит решить вопросы трудоустройства будущих врачей;

· содействовать проектной деятельности студентов, ориентированной на будущую специальность;

· способствовать удовлетворению познавательных интересов студентов в различных сферах профессиональной деятельности.

Различают следующие виды элективных дисциплин в медицинском вузе:

· «углубляющие» курсы, помогающие студентам более подробно изучить какой-нибудь раздел или разделы базового или профильного курса;

· «коррекционные» курсы, помогающие студентам, которые по каким- либо причинам решили сменить профиль, а также имеющие пробелы знаний по выбранному предмету;

· «общекультурные» курсы, направленные на развитие общего кругозора, повышение культурного уровня студентов;

· «ориентационные» курсы, помогающие освоиться в выбранной профессии.

Элективный курс должен содержать код дисциплины, её название, цель, краткое описание курса, ожидаемые результаты и количество кредитов. Технология разработки элективных курсов для студентов медицинских вузов, понимание их роли в учебно-образовательном процессе и методика их преподавания требуют обобщения опыта работы различных кафедр медвузов.

Роль физиологии как стрежня, на котором держатся все медицинские науки, была определена К. Бернаром (XIX век) и И.П. Павловым (ХХ век). Однако новый образовательный стандарт существенно уменьшил, сравнительно с другими теоретическими дисциплинами, количество часов для изучения физиологии, что затрудняет образование теоретического базиса врача и требует реорганизации учебного процесса по этой дисциплине с целью оптимального баланса основных компонентов обучения .

Кафедра нормальной физиологии ВГМА им. Н.Н. Бурденко в 3-4-ом семестре 2014/15 учебного года предлагает студентам элективную дисциплину «Физиологические основы актуальных медицинских проблем».

По каждой данной дисциплине предусмотрено:

· Чтение лекций;

· Проведение практических 3-х часовых занятий;

· Компьютерный зачет в конце семестра.

Исходя из нашего опыта элективные занятия должны содержать следующий дидактический материал:

1. Специально составленные тесты для проверки исходных (остаточных) знаний по теме. Такой тип контроля современен и адекватен . Он имеет ряд несомненных достоинств: быстрота (тестирование идет не более 10 минут), полный охват группы, стандартизация опроса.

2. Установочная (вводная) лекция, беседа.

3. Практическая часть занятия.

4. Решение ситуационных задач, заполнение рабочих тетрадей.

5. Проведением итогового теста с выставлением оценки в журнал.

Важным моментом является выделение исходного уровня знаний, который мы должны получить от предшествующих дисциплин, для которых эти знания являются остаточными знаниями. Педагогическое обоснование выделения остаточных знаний связано с тем, что отдельная дисциплина (особенно невыпускающих кафедр) является только информационной «частичкой» в той специальности (лечебное дело, педиатрия и др.), которую получает выпускник (эта «частичка» составляет материал учебника размером 400-700 страниц.) В дипломе выпускника отражены результаты изучения около сорока дисциплин, что выводит студентов-медиков по информационной нагрузке на первое место среди студентов других вузов. В связи с этим отбор материала по предмету в рамках примерной Программы и выделения в нем материала остаточных знаний, обеспечивающих выживаемость знаний, является важнейшей задачей повышения качества образования.

Остаточные знания - это та часть знаний при изучении дисциплины, которая перешла в долговременную память и может сохраняться месяцами, годами и даже всю оставшуюся жизнь. Это те «педагогические мостики», которые соединяют нашу дисциплину с предшествующими и последующими дисциплинами. Именно они делают общую структуру учебного процесса в вузе прочной, рациональной и эффективной. В связи с этим качество остаточных знаний ничуть не менее важно, чем других знаний в пределах примерной Программы. Напротив, уменьшенное их количество позволяет улучшить их качество, если под качеством знаний понимать путь от запоминания к пониманию и использованию их в практической деятельности.

Педагогика ХХI века развивается под знаменем интерактивной модели обучения, в которой студент из объекта воздействия становится субъектом взаимодействия . Интерактивное обучение, в полном соответствии со своим названием, основано на взаимодействии не только преподавателей и студентов, но и студентов друг с другом (все обучают каждого и каждый обучает всех). При этом трансляционная форма обучения заменяется диалоговой формой, основанной на взаимодействии и взаимопонимании, активность педагога не доминирует над активностью студентов, а создает условия для их инициативы. При интерактивном обучении знания студент получает от преподавателя не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности. Педагог создает условия, при которых студент сам будет приобретать и создавать свою конструкцию знаний. С позиций интерактивного обучения безграмотными надо считать не тех, кто не умеет читать и писать, а тех, кто не умеет учиться и переучиваться .

Не менее важным является и другое свойство интерактивного обучения: происходит обмен знаниями, идеями, способность критически мыслить, вести дискуссию, развивается способность к взаимопониманию и взаимодействию, работе в коллективе при решении общих задач. В целом это повышает коммуникабельность и интеллектуальную состоятельность студента. Среди различных форм интерактивного обучения наиболее органически вписывается в преподавание физиологии круглый стол с тематическими дискуссиями по реферативным докладам, обсуждение результатов опытов, решение ситуационных задач.

Особо следует отметить дидактическую ценность ситуационных задач . Они позволяют при крайне напряженном временном режиме значительно повысить глубину фундаментальных теоретических знаний и профессиональную мотивацию обучающихся. На кафедре нормальной физиологии создан и постоянно обновляется банк ситуационных задач. Они интегрируют логическую структуру курса нормальной физиологии с доступными для понимания второкурсника клиническими примерами. На наш взгляд вполне допустимо и даже желательно введение в текст задачи несложной медицинской терминологии с краткой расшифровкой, что способствует постепенному формированию у студента профессионального понятийного фонда. Задачи содержат эталоны ответов и могут использоваться для обучения и контроля.

В ходе элективного курса преподаватели стремятся к формированию положительной мотивационной установки на систематическое и целеустремленное приобретение знаний и умений в процессе учебы в медицинском вузе.

Конечно, мы не считаем, что один элективный курс способен решить все заявленные выше задачи, но такой подход будет способствовать успешной адаптации студентов к учебному процессу в вузе, формированию активной позиции у студентов в приобретении знаний и умений.

Таким образом, элективный курс - шаг вперед в период обучения студента на кафедре нормальной физиологии. Он является составляющей учебного процесса, направлен на всестороннее развитие личности, углубление профессиональных навыков и знаний будущих врачей.

Список литературы:

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального медицинского образования. М., 2000.
  2. Дорохов Е.В. Перспективы использования активных методов обучения на кафедре нормальной физиологии медицинского вуза / Е.В. Дорохов [и др.] // Вестник Авиценны («Паеми Сино»). - 2014. - № 2 (59). - С. 140-144.
  3. Кови С. Главное внимание - главным вещам: Жить, любить, учиться, оставить наследие / С. Кови, Р. Меррилл, Р. Меррилл. М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 324 с.
  4. Морозов А.В. Креативная педагогика и психология / А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский. М.: Академический проект, 2004. - 560 с.
  5. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент / А.П. Панфилова. СПб.: СПбИВЭСЭП «Знание», 2003. - 536 с.
  6. Плотникова И.Е. Проблемы и перспективы гуманизации высшего медицинского образования / И.Е. Плотникова, А.А. Филозоп, Л.В. Бут // Современная педагогика. - 2014. - № 2 (15). - С. 3.
  7. Плотникова И.Е. Проблемы и перспективы профессиональной подготовки врачей в условиях перехода на образовательные стандарты третьего поколения / И.Е. Плотникова // Культура физическая и здоровье. - 2013. - № 4 (46). - С. 99-101.
  8. Погорелов Ю.В. Медицинская направленность преподавания гистологии для студентов педиатров. Опыт учебно-методической и воспитательной работы со студентами педиатрического факультета / Ю.В. Погорелов, С.Ю. Виноградов, Л.А. Томилина. Иваново: Медицинский институт, 1995. - 53 с.
  9. Сериков Э.А. Система высшего технического образования Казахстана: взгляд изнутри / Э.А. Сериков. Алматы: АИЭиС, 2010 - 184 с.

Элективный курс (курс по выбору) обязателен для старшеклассников. Он играет важную роль в структуре профильного образования старшей ступени школы . Подобные курс ы, главным образом, связаны с удовлетворением индивидуальных интересов, склонностей и потребностей каждого школьника.Элективные курс ы являются важнейшим средством для построения индивидуальных образовательных программ, так как, в наибольшей степени близки к выбору каждым школьником элементов содержания образования в зависимости от собственных способностей, интересов, жизненных планов.Среди элективных курс ов выделяют следующие типы: предметные, интегративные (межпредметные), курс ы, которые не входят в базисный учебный план. Основной задачей предметных курс ов выступает задача: расширение и углубление знаний по предметам , являющихся составной частью базисного учебного плана школы.Главная цель межпредметных элективных курс ов - интеграция знаний учащихся об обществе и природе.Элективные курс ы по предметам, которые не входят в базисный учебный план, посвящены социальным, психологическим, искусствоведческим, культурологическим проблемам и дают представление учащимся о более широком спектре всевозможных направлений применения собственных сил в будущем.Основные требования, предъявляемые к элективным курс ам:1. Их многообразие (направлений должно быть много);2. Кратковременность (от 6 до 16 часов);3. Оригинальность названия и содержания;4. Нестандартизированность курс а.5. Окончание курс а должно быть отмечено какой -либо работой (проект, творческое сочинение и т.п.);6. Проект элективного курс а может разрабатывать непосредственно педагог.Успешный элективный курс отвечает следующим критериям: 1. Содержание программы курс а достаточно актуально в современном мире;2. Мотивационный потенциал курс а находится на высоком уровне;3. Содержание курс а соответствует поставленным целям и имеет логическое построение.

Интеграция – объединение, сплочение каких-либо общественных структур в рамках определенных регионов страны или мира. Различают политическую, экономическую, социальную и системную интеграцию, которая может охватывать различные сферы жизнедеятельности человека на национальном и наднациональном уровнях.

Инструкция

Экономическая интеграция определяется как взаимосвязь стран в экономической сфере, которая приводит к объединению рынков, капиталов, рабочей силы и услуг. В конце образуется единое рыночное пространство с единой валютной, финансовой и правовой системой, которая регулируется совместно с политикой.

Различают 5 форм экономической интеграции. Первым типом является появление зоны свободной торговли, в рамках которой устраняется ограничение во взаимной торговле , но сохраняется определенная автономность рынков. Затем образуется таможенный союз, который устраняет барьеры взаимной торговли. Третий этап – формирование общего рынка, который содействует свободному передвижению капитала, товаров, услуг и лиц, которые участвуют в данном обмене. Четвертая форма – валютный и экономический союз (введение единой социальной и экономической политики, введение общей валюты). И наконец наступает полная интеграция, в которой формируется единое пространство и наблюдается проведение общей внутренней и внешней политики.

Во время политической интеграции сближаются две или более политические структуры, которые направляют свои действия в сторону общего и взаимного сотрудничества . В более узком понимании это формирование определенных политических систем на уровне государств. Существует межгосударственная политическая интеграция, или интернационализация, которая наблюдается после распада социализма, который позволил создать многополярную систему мира. Это дает различным государствам найти свое место в сообществе. И внутригосударственная интеграция, которая наблюдается на уровне отдельных субъектов страны.

Социальная интеграция – процесс установления каких-либо связей между самостоятельными объектами в обществе (социальные классы, группы, индивидуумы). В дальнейшем эти объекты превращаются в единую систему, в которой они взаимосвязаны на основе общих интересов и стремлений.

Понятие "системная интеграция" широко используется в сфере информатики , оборонной промышленности и массовых коммуникаций . Извлекается прибыль на основе добавленной стоимости заказчика, которая формируется за счет объединения каких-то продуктов и снижения издержек на них. Системный интегратор занимается оказанием консультационных услуг и может помочь настроить программное обеспечение и оборудование. Системная интеграция позволяет разработать комплексные решения, автоматизирующие технологические и бизнес-процессы на предприятии .

Видео по теме



Инструкция

Элективные курсы - это обязательны элемент учебного плана, дополняющий и значительно расширяющий информативную базу основного курса. Элективные курсы могут посещаться по личной инициативе учащихся, а могут быть обязательными. Данный образовательный элемент встречается как в системе среднего, так и в системе высшего образования . Прежде чем приступить к написанию элективного курса, определите его общие цели и желаемый результат.

Вы можете ориентировать программу элективного курса на дополнение основного курса. Тогда вам нужно будет еще раз перечитать программу базового курса, выявить в нем наиболее слабо разработанные вопросы и именно их включить в свой элективный курс. Написание любого образовательного документа требует четкого соблюдения порядка изложения информации, поэтому написание элективного курса потребует от вас знания правил оформления документов.

После оформления титульного листа и содержания напишите пояснительную записку, где и обоснуете необходимость выбора данного круга тем. Далее подробно изложите цели курса, и задачи, которые будете поэтапно решать для достижения этих целей. Обязательно укажите методы работы, посредством которых вы и собираетесь реализовывать данную программу. Исходя из того, что на элективный курс выделяется гораздо меньше времени, вы должны использовать методы, позволяющие быстро воспринимать и запоминать информацию. К таким методам относятся активный и интерактивный методы с использованием большого количества наглядных пособий и технических средств обучения.

Изложив выбранные методы и указав необходимость их применения, перечислите оборудование, которое будет использоваться в ходе учебного процесса. Вам может понадобиться интерактивная доска , медиапроектор, плакаты, таблицы, графики. В программе элективного курса вы должны отразить всю материальную базу учебного процесса.

Теперь вы можете приступать к подробному поурочному планированию каждого занятия курса. Все занятия так же должны содержать свои промежуточные цели, задачи и методы, необходимые для их реализации. Это поможет вам максимально эффективно использовать все выделенное на элективный курс время и донести до учащихся необходимый объем информации.

Элективные курсы играют важную роль в системе профильного образования старшеклассников, но могут быть включены и как общеразвивающий компонент в среднее звено. Они способствуют всестороннему развитию и удовлетворению индивидуальных склонностей, интересов и потребностей каждого школьника.



Инструкция

Приступая к написанию элективного курса, определитесь с его общими целями и желаемым результатом. В зависимости от поставленных задач, программа элективного курса может быть ориентирована на дополнение базового курса. В этом случае проанализируйте учебную программу, выявите в ней наиболее слабые места и в соответствии с этими «пробелами» разрабатывайте план электива . Учитывая, что написание образовательного документа должно вестись в соответствии с четким соблюдением порядка изложения информации, следуйте структурному плану.

Оформите титульный лист, указав название элективного курса, школу и класс , для которых он разработан. Также укажите автора-разработчика программы и текущий учебный год. На втором листе составьте содержание программы, оформляя его так же, как и в реферате или какой-либо другой письменной работе.

Напишите пояснительную записку, в которой необходимо обосновать всю значимость данного курса для развития учащихся. Затем подробно осветите цели и задачи курса. Укажите методы работы, с помощью которых вы будете реализовывать данную программу. Учитывая то, что на элективный курс отводится мало времени, лучше использовать методы, которые способствуют быстрому восприятию и запоминанию информации. Использование большого количества наглядных пособий, а также технических средств обучения будут способствовать реализации данной задачи.

Перечислив выбранные методы и обосновав необходимость их применения, составьте список оборудования, которое вы собираетесь использовать в ходе учебного процесса. Это могут быть интерактивная доска, медиапроектор, таблицы, плакаты , графики. Отразите всю материальную базу данной программы.



Похожие публикации