Внешняя политика во второй половине XVII века. Внутренняя и внешняя политика России во второй половине XVII века _____ курса ______ группы

Внешне он удался на славу. Единственной, но крайне существенной (а может быть, и решающей) для всех участников «помаркой» было то, что в одном из залов дворца король обнаружил портрет Луизы де Лавальер, своей возлюбленной. Слухи о том, что добрая Луиза, несмотря на искреннюю любовь к своему Луи, согрешила также и с тщеславным Фуке, живо восстали в раздраженном сознании повелителя…
Через месяц Фуке арестуют, осудят; он закончит свои дни в крепости Пиньероль. Во-ле-Виконт конфискуют. Лучшее из обстановки замка, включая апельсиновые деревья в серебряных кадках (они до сих пор очень ценны и дороги на рынке флоры) король заберет для своего строящегося дворца. Туда же перекочует и команда гениев, создавших Во-ле-Виконт.
Им предстоит создать еще более прекрасный и грандиозный по размерам шедевр – знаменитый дворцово-парковый ансамбль в Версале.

Кто вы, король Людовик?

Людовик Четырнадцатый любил повторять, что ему нравятся люди веселые и добродушные. Каким же был сам король, которого то называли великим и солнцем, то поверхностным и заурядным себялюбцем, то гуманным, то бездушным? Людовик прожил 77 лет, из которых был на троне 72 года. Находясь всю жизнь в центре внимания современников, мог ли он скрыть от них свое истинное лицо?
Вот и мы протестируем личность Людовика по нескольким показателям.
ИНТЕЛЛЕКТ. Людовик не получил почти никакого образования. Детство у него было довольно трудным, – во всяком случае, скудным. Он рано лишился отца, а возможный отчим Мазарини был так скуп, что, по рассказам некоторых современников, ребенком Людовик спал на продранных простынях. Тогда вовсю бушевала Фронда, положение матери и регентши Анны Австрийской было шатким, – короче, образованием Людовика никто не озаботил себя занять. Даже и в старости он не любил читать, используя для этого дар Расина, который не только с листа переводил ему римских авторов, но и облекал это с ходу в изысканный французский язык. Тем не менее, невежественный Людовик был человеком остроумным, от природы тонким, а главное, умело и успешно осуществлял политику гегемона Европы в течение нескольких десятилетий. Не имея образования, он был превосходно воспитан, не имея выучки, действовал умно и логично. Можно сказать, Людовик был практиком до мозга костей и человеком, который сам себя сделал. Впрочем, он владел и теорией вопроса, то есть имел непоколебимые убеждения по поводу своих прав как абсолютного монарха и по поводу божественного происхождения королевской власти. Даже религиозность его приобретала в связи с этим несколько гротескные черты. Так, узнав об одной проигранной битве, он меланхолично заметил: «Как видно, господь забыл все то хорошее, что я для него сделал!» Эти, уже несколько архаичные представления, и «помогли» ему совершить ряд политических ошибок в старости. Однако вряд ли умственно ограниченный человек способен на самокритику. Людовик умел раскритиковать себя, – в юности он просил министров указать ему, если они обнаружат, что какая-либо дама его сердца начнет влиять на политику, и обещал, что расстанется с этой особой в тот же час, а умирая, сказал с глубокой грустью: «Я слишком любил войну…»
МУЖЕСТВЕННОСТЬ, СИЛА ВОЛИ. Говорят, что чувство, которое король внушал тем, кто впервые видел его, был страх. Высокий, величественный, немногословный, он сперва подавлял людей. Возможно, они чувствовали именно давление особой, «монструозной» физики этого человека. Людовик родился с двумя зубами во рту, так что больше месяца никакая кормилица у его колыбели не выдерживала. А после смерти короля-солнца обнаружилось, что желудок и кишечник у него в два раза больше обычных человеческих. (Отсюда и его зверский аппетит). От природы он был чрезвычайно вынослив, и пока придворные спасались от сквозняков Версаля, кутаясь в медвежьи шкуры, как маркиза де Рамбулье (Рамбуйе), он распахивал настежь окна в комнате, где находился. Людовик не понимал и не учитывал хворей окружающих, но свои переносил с огромным мужеством. Ему были удалены свищ, а также часть верхнечелюстной кости (отчего пища иногда лезла через ноздри наружу), но во время этих чудовищных из-за отсутствия анестезии операций король-солнце не только не «пикнул», но даже сохранил ровный пульс!.. А ведь операция по удалению свища продолжалась шесть часов, – столько, сколько длилась казнь через колесование…
ГУМАННОСТЬ. Говорят, король не желал и слышать о нищете и бедствиях народа. Думается, однако, это не из-за черствости, а из-за ощущения собственного бессилия изменить что-то в лучшую сторону. Был ли Людовик жесток? Вряд ли. Во всяком случае, это убедительно опровергает новая версия о том, кто же скрывался за «железной маской», выдвинутая французскими историками и приводимая в книге: С. Цветков. Узники Бастилии. – М.. 2001. – С. 180–194. Оказывается, во-первых, маска была не железной, а из черного бархата. Во-вторых, очень убедительно доказывается, что самый загадочный узник короля-солнца не мог быть его братом или родственником. По новейшим исследованиям, им мог оказаться, скорее всего, граф Эрколе Антонио Маттеоли, министр Карла Четвертого, герцога Мантуанского. Он был свидетелем и участником политического конфуза Людовика Четырнадцатого, которому при посредничестве Маттеоли вечно нуждавшийся в деньгах герцог Мантуанский продал один из своих городов. Город считался ключом к Северной Италии. Маттеоли проболтался о сделке, Европа встала на уши, справедливо видя в действиях французов незаконную аннексию, а Людовику пришлось срочно сделать вид, что никакой сделки вовсе и не было. Маттеоли, однако, схватили и, вероятно, доставили во Францию, где ему предстояло десятилетиями носить на лице маску и умереть в Бастилии. Маску же он носил потому, что это был практиковавшийся в венецианских тюрьмах обычай (сделка произошла в Венеции), а также потому, в первую очередь, что в тюрьмах, где он был, находились узники итальянцы, которые хорошо знали Маттеоли, – а ведь французский посол объявил и гибели графа во время дорожной катастрофы! Кроме того, маска должна была напоминать ему о его предательстве. В скором на расправу 20 веке все эти бархатные укоры совести кажутся детской шалостью. Но Людовик, вероятно, просто еще не дорос до кадровой политики мудрого Сталина, утверждавшего: «Нэт чэловэка – нэт и проблэми!» Потому и «пррэдатэль» Маттеоли, даже находясь в застенке, питался из золотой и серебряной посуды…
АРТИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ВКУС. Один из родственников иронически назвал Людовика «монархом сцены» (см.: Н. Митфорд), а великий министр финансов Кольбер писал о своем патроне, – писал в отчаянии: «Знаете ли вы так же хорошо, как я, человека, с которым мы оба имеем дело? Знаете ли вы его пристрастие к эффектам, оплаченным любою ценой?» (цит. по: Ж. Ленотр, с. 68). Людовик и впрямь был наделен утонченным вкусом (который развил в нем страстный коллекционер Мазарини), тонким чувством языка, талантом танцовщика, – почти до сорока лет король выступал в придворных балетах. Он не слишком любил театр, особенно в старости, потому что театральным действом была вся его жизнь, наполненная церемониями и интригами, и нескончаемым, слепящим блеском золота и бриллиантов. Страсть к великолепию, страсть играть роль монарха и сиять, подобно земному солнцу, была в Людовике так велика, что и в глубокой старости, за семь месяцев до смерти, он в последний раз вышел на сцену в роли монарха, когда дал аудиенцию персидскому послу зимой 1715 года. Бриллиантов на одеянии Людовика была такая пропасть, что он едва ноги передвигал. И перед кем же он так старался? Перед каким-то полуавантюристом, который сгинул в своей Персии (а может, еще и в России), ничего так и не сделав для интересов Франции… (См: Ж. Ленотр, с. 104–110).
ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ. В отношениях с людьми король был сама любезность. Говорят, за всю жизнь он только трижды вышел из себя, и из этих трех раз лишь однажды позволил себе ударить человека: лакея, который стащил бисквит со стола, – однако нервы сдали уже у Людовика-старика и разгневался он, собственно, не на лакея, а на своих родственников. Людовик ценил таланты, но превыше всего он ценил себя и заметно ревновал к чужой славе. Вот почему своих по-настоящему талантливых родичей он постоянно держал в тени. Любимцем Людовика был ничтожный паяц герцог дю Мэн, его сын от маркизы де Монтеспан, – остроумный, но пустой человек. Однако дю Мэн был хром, а к больному ребенку отец относится иначе, чем к здоровому, так что по-человечески здесь все очень даже понятно. Придворных он называл по титулу и фамилии, что придавало его обхождению налет официальности. Зато с простым народом Людовик церемонился меньше и держал себя порой почти запросто. С этим связан известный анекдот. Как-то король вошел в комнату и увидел человека, который залез на стремянку и отвинчивал от стены дорогие часы. Король вызвался подержать лестницу. Когда же человек ушел, выяснилось: Людовик помогал вору, которого он принял за придворного механика!.. Анекдот этот вполне правдоподобный, если учесть, что парки и парадные покои Версаля были открыты для посещения всех желающих круглые сутки. Когда во время французской революции женщины Парижа пошли на Версаль, гвардейцы попытались затворить ворота парка, но тщетно: за сто с лишним лет петли всегда открытых ворот проржавели намертво…
О других нюансах отношений короля с людьми мы скажем чуть позже.
А пока вынесем свой ВЕРДИКТ:
Людовик Четырнадцатый не был ни тираном, ни деспотом. Он был, прежде всего, талантливым эгоцентриком с хорошо развитым чувством долга, которое, впрочем, воспринимал как фанфарный глас королевской судьбы.

О т нежного сердца герцогини де Лавальер к « черным мессам » маркизы де Монтеспан

И все же образ короля-солнца в трудах историков двоится и зыбится. Время неумолимо загоняет его под те своды нашей памяти, где исторические лица блуждают, подобно смутным теням героев мифов. Даже сведения об его внешности выглядят противоречиво. Во всяком случае, в книге: А.Г. Сергеев. Светские и духовные властители Европы за 2000 лет. – М., 2003, утверждается, что Людовик «имел рост всего 1.59 м и поэтому ввел в мужскую моду туфли на высоком каблуке. Кроме того, имея от рождения огромную шишку на голове, он всегда носил высокие шапки» (с. 481). Вполне естественно, что король хотел и умел выглядеть выше окружавших его людей, – отчего многим мемуаристам он и казался отменно высоким. Но, если указанный рост соответствует реалу, то брат короля Филипп Орлеанский (о котором дружно пишут, что он был почти в два раза ниже Людовика) до метра значительно не дотягивал, даже с кепкой!.. Однако карликом Филипп все ж таки не считался.
Столь же противоречивы и сведения о событиях личной жизни великого короля. Бесспорным остается лишь то, что он, как и большинство Бурбонов, отличался повышенным либидо. На женщин Людовик начал заглядываться еще ребенком, а мужчиной стал в 15 лет в объятьях сорокалетней придворной дамы. Мужскую силу король сохранил до старости, – его вторая жена набожная де Ментенон жаловалась духовнику, что вынуждена заниматься «этим делом» с Людовиком каждый день! Королю было тогда около семидесяти лет…
У Людовика была масса мимолетных увлечений и больше десятка незаконных детей. При этом король почитал своим долгом дважды в месяц разделять постель с нелюбимой (но страстно любившей его) королевой.
Историки делят его царствование на три периода, по фамилиям трех его главных фавориток: период Лавальер (1661–примерно 1675), Монтеспан (1675–примерно 1683) и Ментенон (1683–1715). Мы пишем «примерно», поскольку король любил держать при себе как только что вошедшую в фавор, так и уже почти отставленную любовницу. Бедная королева была вынуждена все это терпеть. Например, как-то на войну Людовик отправился сразу с женой, а также с Лавальер и Монтеспан, причем все три женщины не только сидели в одной карете (и толпа сбегалась посмотреть на «трех королев Франции»!..), но и в походном королевском шатре из шести комнат каждая имела свою отдельную спальню…
Историки дружно приводят формулу одной мемуаристки, которая написала, что Лавальер любила Людовика как человека, Монтеспан – как короля, а Ментенон – как мужа. Есть и другой вариант этой формулы: Лавальер любила его как любовница. Монтеспан – как госпожа, а Ментенон – как гувернантка.
В этой главке мы расскажем о первых двух.
Луиза де Лавальер – имя этой чистой душой, бескорыстной дамы осеняет молодость короля. Она не была слишком красива: рябовата и немного хромала. Она не шла ни в какое сравнение с блистательными красавицами, эта скромная провинциальная дворяночка, фрейлина Генриетты Английской (Генриетта была дочерью Карла Первого Английского и женой Филиппа Орлеанского). Генриетта сама влюбилась в Людовика, но он предпочел ей милую Лавальер, которая страстно, нежно и беспомощно смотрела на него из толпы придворных.
Так «красиво» Людовик никого не любил, – ни до, ни после. Рассказывают, что однажды гроза застала их под открытым небом. Влюбленные укрылись под деревом, и король два часа прикрывал Лавальер от дождя своей шляпой. Они поклялись не затягивать никакую ссору между собой до следующего дня. И когда король однажды ее «затянул», Луиза бежала в монастырь. Монарх бросился в погоню. Нечего говорить, что ссора завершилась бурным, неистовым примирением.
Лавальер подарила Людовику четырех детей, из которых двое дожили до зрелых лет. Однажды Луиза рожала в муках. Всем казалось, что она умирает. «Верните ее мне и возьмите все, что у меня есть!» – вскричал Людовик сквозь слезы.
Сперва любовники скрывали свои отношения от королевы-матери и королевы-жены. На следующий день после родов Лавальер уже устремлялась на бал, чтобы их величества ничего не узнали о рождении ребенка от короля. Но обе «испанки», обе «их христианнейшие величества», всё очень скоро поняли. «Эта женщина – любовница короля!» – сказала по-испански Мария-Терезия своей фрейлине, когда Лавальер проходила мимо. А Анна Австрийская стала читать сыну мораль. «Когда нас утомит любовь, когда мы пресытимся ею и состаримся, тогда и мы в свой черед ударимся в ханжество и пустимся в нравоучения», – парировал Людовик (цит. по: 100 великих любовниц. – М., 2004. – С. 294). Он почти напророчил. «Почти» – потому что без секса так и не смог до последнего обойтись…
А бедная Лавальер страдала, – угрызения совести терзали ее, ведь связь с королем (женатым человеком) была очень большим грехом.
Терзал ее и ветреный «сир». Существует красивая легенда, будто Версаль он задумал как памятник своей любви к Лавальер. Но король все же так широко не мыслил: Версаль с самого начала задумывался как памятник лично ему, королю-солнцу. Когда в 1667 году Лавальер был дарован герцогский титул, придворные увидели в этом знак охлаждения Людовика. Он задаривал любовницу, словно чувствуя свою вину перед ней. Она его любила, а он ее – уже нет. Сердцем короля овладела другая женщина – Франсуаза-Атенаис, маркиза де Монтеспан.

В 1555 г. Карл V отказался от власти и передал Испанию вместе с Нидерландами, колониями и итальянскими владениями своему сыну Филиппу II (1555-1598). Филипп не был сколько-нибудь значительным человеком. Оставив старые резиденции испанских королей Толедо и Валья-долид, Филипп II устроил свою столицу в маленьком городке Мадриде. Были приняты суровые меры против морисков, многие из которых продолжали втайне исповедовать веру своих отцов. Доведенные до отчаяния мориски в 1568 г. восстали под, лозунгом сохранения халифата. С большим трудом" правительству удалось подавить восстание. Жестокое угнетение крестьян и общее ухудшение экономического положения страны вызывали неоднократные крестьянские восстания. Одним из самых сильных было восстание в Арагоне в 1585 г. Политика беззастенчивого ограбления Нидерландов и резкого усиления религиозных и политических преследований привела в 60-х годах XVI в. к восстанию нидерландцев, переросшему в буржуазную революцию и освободительную войну против Испании. Начиная с середины XVI в. и в XVII в. Испания переживала длительный экономический упадок, который охватил сначала сельское хозяйство, затем промышленность и торговлю. Говоря о причинах упадка сельского хозяйства и разорения крестьян (начало

упадка сельского хозяйства относится к середине XVI в.), источники подчеркивают три из них: тяжесть налогов, существование максимальных цен на хлеб и злоупотребление месты. Были установлены фиксированные размеры арендной платы за пастбища. Крестьянские общины не могли расторгнуть заключенные ранее соглашения об аренде, так как существовал закон, по.которому земли, рендованные членом Месты, закреплялись за ним навечно и могли передаваться только от одного члена Месты к другому. Ряд указов запрещал распашку. Значительно возросли права разъездных судебных чиновников Месты. Во второй половине XVI в. в Испании продолжала усиливаться концентрация земельной собственности в руках крупнейших феодалов. Почти вся Эстремадура оказалась в руках двух крупнейших феодальных сеньоров. Андалусия стала владением четырех крупнейших магнатов. Все дворянские владения пользовались правом

майората,т.е. передавались по наследству лишь старшему "сыну, огромные пространства неотчуждаемых земель принадлежали "церкви. Купить землю было очень трудно. Привозимые из Нового Света

драгоценные металлы попадали в руки дворян, в связи с чем полностью пропадала заинтересованность последних в хозяйственном развитии своей страны. Это определило не только упадок сельского

хозяйства, но и производства, тканей. Уже в начале XVI в. в Испании наблюдалось разрушение ремесла и массовое разорение ремесленников. Наиболее крупным центром мануфактурного производства была Сеговия. Уже в 1573 г. кортесы жаловались на упадок производства шерстяных тканей в Толедо, Сеговии,



Куэнке и других городах. Подобные жалобы понятны, так как, невзирая на растущий спрос американского рынка, ткани, изготовленные за границей из испанской шерсти, стоили дешевле, чем испанские. Испанская промышленность теряла рынки сбыта в Европе, в колониях и даже в собственной стране. Торгово-промышленные Нидерланды рассматривались Испанской монархией как часть Испанского государства.

Продолжала процветать только колониальная торговля, монополия которой по-прежнему принадлежала

Севилье. Наивысший ее подъем относится к последнему десятилетию XVI и первому десятилетию XVII в. Однако, поскольку испанские купцы торговали преимущественно товарами иностранного производства, золото и серебро, привозившиеся из Америки, в Испании не задерживалось, оно утекало в другие страны в

уплату за товары, которыми снабжалась сама Испания и ее колонии.

Филипп II несколько раз объявлял государственное банкротство. Одной из особенностей

Испании XVI в. была слабость буржуазии, которая в XVII в. не только не окрепла, но совершенно разорилась. Испанское дворянство, наоборот, было очень сильно. Дворянство жило исключительно грабежомнарода своей страны и народов зависимых от Испании народов.

Внеш. Политика. Еще до вступления на испанский престол Филипп II был женат на английской королеве Марии Тюдор. Карл V, устроивший этот брак, мечтал не только восстановить католицизм в Англии, но и, соединив силы Испании и Англии, продолжить политику создания всемирной католической монархии. В 1558 г. Мария умерла, а брачное предложение, сделанное Филиппом новой королеве Елизавете, было отвергнуто, что диктовалось политическими соображениями. Англия не без оснований видела в.Испании свою самую опасную соперницу на море. Воспользовавшись Нидерландской революцией и войной за независимость, Англия всячески стремилась обеспечить свои интересы в Нидерландах в ущерб испанским, не останавливаясь перед открытым вооруженным вмешательством.в 1581 году к испании была присоединена Португалия. Вместе с Португалией под власть Испании перешли и португальские колонии в Ост- и Вест-Индии. Подкрепленный новыми ресурсами Филипп II стал поддерживать в Англии католические круги, интриговавшие против королевы Елизаветы и выдвигавшие вместо нее на престол католичку - шотландскую королеву Марию Стюарт. Но в 1587 г. заговор против Елизаветы был

раскрыт, а Мария была обезглавлена. Анг. Адмирал Дрейк уничтожил испанские суда в порту в 1587г. конфликт вооруженный м\у испанией и англ. Гибель непобедимой армады-испанцев в 1588. Вмешилсь испанцы также в гражданскую войну во франции. В 1571 г. соединенный испанско-венецианский флот под командованием побочного сына Карла V дона Хуана Австрийского нанес решительное поражение турецкому флоту в заливе Лепанто. Однако победители не сумели воспользоваться плодами своего успеха; даже Тунис, захваченный доном Хуаном, вновь перешел к туркам.

С вступлением на престол Филиппа III (1598- 1621) начинается длительная агония Испании. В 1609 г. по требованию архиепископа Валенсии в интересах католицизма был издан эдикт, согласно которому мориски подлежали изгнанию из страны. В течение трех дней под страхом смертной казни они" должны были сесть на суда и отправиться в Берберию, имея при себе только то, что могли унести на руках. Всего было изгнано около 500 тыс. человек, не считая жертв инквизиции и лиц, убитых во время изгнания. Таким образом Испании и ее производительным силам был нанесен еще один удар, который только ускорил и углубил ее дальнейший экономический упадок. Когда Филипп III вступил на престол, война в Европе еще продолжалась. Англия действовала в союзе с Голландией против Габсбургов. Голландия отстаивала с оружием в руках свою независимость от испанской монархии. Испанские наместники в Южных Нидерландах - эрцгерцог Альберт и его жена Изабелла (старшая дочь Филиппа II) -не располагали достаточными военными силами и пытались заключить мир с Англией и Голландией, но эта попытка была сорвана, поскольку испанское правительство предъявило другой стороне непомерные притязания.

Причины народных выступлений во второй половине XVII века

XVII столетие современники не случайно назвали «бунташным веком»: именно на этот период приходятся две Крестьянские войны, стрелецкие восстания, городские бунты, Соловецкое сидение. Несмотря на разнородный состав участников движений - крестьяне, посадские люди, казаки, старообрядцы - причины их выступлений имели общие корни:

- политика закрепощения властей. На протяжении второй половины XVI - первой половины XVII вв. происходило формирование системы крепостного права. Серия указов поступательно ограничивала права свободы крестьянского и посадского населения и завершилась принятием в 1649 г. Соборного уложения Алексея Михайловича.

- злоупотребления властей. В 40-е гг. XVII в. правительство в 3-4 раза увеличило цены на соль. Соль была тем продуктом, без которого не представлялось возможным заготовить еду впрок. Дорогой соли было продано меньше прежнего, и казна понесла значительные убытки. Народ начал голодать, в то время как тысячи пудов рыбы сгнили на Волге: рыбопромышленники из-за дороговизны соли не смогли ее засолить. В конце 1647 г. соляной налог отменили, но предотвратить Соляной бунт правительство не смогло. В том же 1647 г. оно объявило о взыскании недоимок с населения за 3 предыдущих года.

В 50-е гг. XVII века царское правительство вело махинации с хлебом: передавало хлебные запасы Швеции в счет погашения русских долгов.

В 60-е гг. XVII века в условиях затянувшихся военных действий с Польшей правительство провело неумелую денежную реформу. Не имея запасов серебра, власти выпустили медную монету с принудительным курсом к серебряным деньгам. Сначала медные деньги пользовались полным доверием, но затем реформа превратилась в настоящую аферу: денежные мастера с Монетного двора не вынесли соблазна, покупали медь и производили для себя монеты. «Воровские» деньги наполнили страну, началось падение их цены. В начале 1662 г. за рубль серебра платили 4 медных рубля, в середине 1663 г. - 15 медных рублей. От резко обесценившихся денег страдали, прежде всего, люди, получавшие денежное жалование, солдаты и стрельцы, а также ремесленники и торговцы.

- войны во второй половине XVII в., которые неизбежно сопровождались ухудшением экономической ситуации в стране, ростом налогов, увеличением набора в армию «даточных» людей.

- церковный раскол, вызвавший движение старообрядничества и раскольничества как своеобразную форму социального протеста против властей.

Городские восстания

Центром движения посадских людей была Москва. 3 июня 1648 г. в Москве грянул Соляной бунт. Народ штурмовал ворота Кремля, разграбил двор главы царского правительства и инициатора денежной реформы боярина Б.И. Морозова, потребовав над ним расправу. В Кремле решили пожертвовать начальником Земского приказа Л. Плещеевым, который 4 июня был выведен палачом на Красную площадь и растерзан толпой. Царю удалось спасти лишь Б.И. Морозова, срочно отправив его в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь.

Восстание в Москве приобрело большой резонанс - волна движения летом 1648 г. охватила многие города: Козлов, Соль Вычегодскую, Курск, Устюг Великий и др.

Самые непримиримые и продолжительные восстания вспыхнули летом 1650 г. в Пскове и Новгороде, известные как «хлебные бунты». В обоих городах власть перешла в руки земских старост. Однако выборные власти в Новгороде не проявили ни стойкости, ни решительности и открыли ворота карательному отряду князя И.Н. Хованского. Псковичи же оказали правительственным войскам сопротивление. Осада Пскова длилась три месяца. В городе действовала Земская изба, распределявшая среди горожан хлеб, изъятый из боярских житниц. В связи с восстаниями был созван специальный Земский собор, утвердивший состав делегации для уговора псковичей. Они прекратили сопротивление только после того, как добились прощения всем участникам восстания.

Восстание в Москве в 1662 г., известное как Медный бунт, также сопровождалось погромами домов бояр и богатых купцов. Возбужденная толпа посадских людей, солдат и стрельцов осадила село Коломенское, где находился царь. Три стрелецких полка, защищавших царя и осуществлявших расправу с восставшими, стали своего рода гвардией и в последующие годы пользовались разнообразными царскими пожалованиями.

Крестьянская война под предводительством С.Т. Разина (1670-1671)

Городские восстания свидетельствовали о кризисном состоянии страны. Вершиной его стала Крестьянская война под предводительством Степана Тимофеевича Разина (1670-1671). Зачинателями крестьянских войн и их предводителями с этого времени были представители донского казачества.

Уклад жизни на Дону имел свои особенности. Здесь отсутствовало землевладение, а следовательно, и помещики. Отсутствовали также воеводы: войском управляли выборные. Донская вольница привлекала внимание беглых из южных и центральных уездов Российского государства. Правительство, нуждаясь в услугах донских казаков, избегало конфликтов с ними и мирилось с неписаным законом: «С Дона выдачи нет », то есть беглых крестьян не возвращали их владельцам.

Жизненные ресурсы казаки черпали из рыбных промыслов и охоты. Кроме того, они получали от правительства хлебное жалование и порох. Это была своеобразная плата за оборону границ - казаки принимали на себя удары от набегов крымских татар и ногайцев. Казаки широко пользовались еще одним источником пополнения своих ресурсов: организовывали «походы за зипунами». Объектами их нападений являлись Крымский полуостров и южное побережье Черного моря. Во второй половине XVII в. возможностей для «походов за зипунами» стало значительно меньше. После ухода казаков из Азова, которым они владели пять лет (1637-1642), турки сделали крепость неприступной и закрыли выход в Азовское и Черное моря. В 50-60-е гг. XVII века казаки пытались перенести свои набеги на Волгу, Каспийское море, где грабили казенные и купеческие караваны, а также иранские владения. Так, в июне 1669 г. казаки под предводительством С.Т. Разина разбили иранский флот. Их добычей стали Дербент, Баку, Решт, Фарабат, Астрабат. Захваченные ценности разинцы обменивали на русских пленных, пополнивших их ряды.

Действия Разина на Волге и Каспии в 1667-1669 гг. представляли собой стихийные выступления казачества с целью материального обогащения. Однако с конца 1669 г. они приобретают организованный характер. Поход донского казачества в 1670 г. превратился в Крестьянскую войну против бояр и «начальных людей», но не против царя: царистские иллюзии среди восставших были еще сильны. Сам Разин распространял слухи о том, что с ним якобы находится царевич Алексей Алексеевич и патриарх Никон, бывший тогда в опале.

13 апреля 1670 года 7-тысячный отряд С. Разина овладел Царицыным. 22 июня в результате штурма занял Астрахань. «Начальные люди», воеводы, дворяне были убиты; документы астраханского воеводства сожжены. Управление городом было организовано по казацкому образцу: во главе управления встали Василий Ус, Федор Шелудяка и другие атаманы.

Из Астрахани через Царицын казаки двинулись вверх по Волге. Без боя сдались Саратов и Самара. По всему Поволжью расходились «прелестные письма» Разина с призывом истреблять бояр, воевод, приказных людей, «мирских кровопийцев». 04 сентября 1670 года Разин подступил к Симбирску. Осада длилась месяц. Город во главе с воеводой князем Иваном Милославским выдержал четыре штурма повстанцев. 03 октября к Симбирску подошли из Казани правительственные войска под началом Юрия Барятинского и нанесли удар разинцам. Предводитель Крестьянской войны ушел на Дон, чтобы собрать новое войско, но был схвачен казаками и выдан правительству. 04 июня 1671 года его доставили в Москву и через два дня казнили на Красной площади. Имя Разина превратилось в легенду - народная память о нем сохранила множество песен и былин.

Восстание продолжалось и после казни Разина, но под натиском превосходящих сил правительства шло на убыль. Весной и летом 1671 г. отряд Федора Шелудяки пытался овладеть Симбирском. Попытка оказалась неудачной. Не удалось ему удержать и Астрахань, которая перешла в руки правительства в ноябре 1671 года. Крестьянская война потерпела поражение - участники движения подверглись жестоким репрессиям.

Соловецкое восстание (1668-1676 гг.)

После подавления Крестьянской войны сопротивление народных масс продолжалось в разных концах страны. Много людей уходило в далекие раскольничьи скиты. Именно в эти годы начались страшные самосожжения, когда раскольники предпочитали мученическую смерть заточению в царских острогах. В Соловецком монастыре, отказавшемся признать реформу Никона, раскольническое движение приобрело массовый характер.

Настоятель обители раскольник Никанор принимал всех беглых. Толстые каменные стены, пушки и пищали охраняли монастырь - все приступы царских войск оказались неудачными. Против них выступили и монастырские крестьяне; немало среди участников соловецкого сидения было бывших разинцев. Осада продолжалась 8 лет. Пали Соловки из-за предательства: чернец Феоктист перебежал ночью на сторону врага и указал тайный вход в обитель. Стрельцы проникли в монастырь и после ожесточенного боя заняли его.

Характерные черты и причины поражения народных движений

Народные выступления второй половины XVII века обладали общими чертами, которые в конечном итоге и определили их пораженческий исход. Наиболее характерными из них были:

Локальный характер движений;

Превосходство правительственных сил;

Стихийность;

Недостаточная организация народных масс;

Слабое вооружение;

Неоднородный состав восставших и разногласия в интересах и требованиях;

Отсутствие программы действий;

Предательство;

Наивное сознание восставших: вера в доброго царя.

В искусстве происходит процесс регламентации, полного подчинения и контроля со стороны королевской власти. Созданная еще в 1648 г. Академия живописи и скульптуры находится теперь в официальном ведении первого министра короля. В 1671 г. основывается Академия архитектуры. Устанавливается контроль над всеми видами художественной жизни. Ведущим стилем всего искусства официально становится классицизм.

В классицизме второй половины XVII в. нет искренности и глубины лорреновских полотен, высокого нравственного идеала Пуссена. Это официальное направление, приспособленное к требованиям двора и прежде всего самого короля, искусство регламентированное, унифицированное, расписанное по своду правил, что и как изображать, чему и посвящен специальный трактат Лебрена.

Архитектура.

В стране создаются крупные сооружения, прославляющие короля.

Луи Лево Дворец Во-ле-Виконт. Версаль.

Жюль Адруэн Мансар. Руководил расширением дворца в Версале. Вендомская площадь. Собор Инвалидов

.

Клод Перро . Лувр.

Франсуа Блондель . Триумфальная арка

Билет 17

Искусство Византии (5-7 в) Византийское искусство - это историко-региональный тип искусства, входящий в исторический тип средневекового искусства.

658г до н.э Основан город греческии колонистами Византия на острове между бухтой Золотой рог и Мраморным морем. Вождь Визант- город Византия. Благодаря хорошему географическому положению Византия стала занимать одно из самых видных и главных мест среди греческих полисов.

Периодизация

раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I-III века); церковь Сан Апполинаре

ранневизантийский период , "золотой век" императора Юстиниана I (527-565), архитектуры храма Святой Софии в Константинополе (архитекторы Анфимий из Траал и Исидор из Милет, вершина развития арочно-сводчатых структур 527г) и равеннских мозаик (VI-VII века),скупльптураы (хороший ослик)+ иллюстрирования книг(в том числе церковных); церковсь Сан Витале 526-547, восьмиугольник в плане, энкаустическая иконопись(Христос Пантократор).



Ранневизантийский период строительство разнообразных монастырских ансамблей и храмов. Наиболее характерными становятся такие виды храмов как продольно базиликальные и крестово-купольные.

Базилика - тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.

В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф - обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса

иконоборческий период (VIII-начало IX века). Император Лев III Исавр (717-741), основатель Исаврийской династии, издал Эдикт о запрещении икон. Этот период получил название «темное время» - во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы; (церковь святой Ирины 4в, стамбул) разрушены первые мозаики

период Македонского Возрождения (867-1056) Принято считать классическим периодом византийского искусства. XI век стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счёт строгой регламентации; Восстановление икон.

период консервантизма при императорах династии Комнины (1081-1185) эллинистических традиций (1261-1453). Каноничность иконописи.

Термин византийское искусство обозначает не только искусство восточной части Римской империи но и специфический стиль поскольку этот стиль вырос из определенных тенденций возникновение которых можно отнести к правлению Константина и даже более раннему времени

Кресто́во-ку́польный храм - архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V-VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объем, центр которого разделен 4 столпами на 9 ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом.



Мозаика Юстиниан со свитой.

18) ВОПРОС 1

Итальянское искусство развивалось в рамках локальных школ. В архитектуре сложились тосканская, ломбардская, венецианская школы, в стилистике которых новые веяния нередко сочетались с местными традициями. В изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, также сформировалось несколько школ - флорентийская, умбрийская, североиталъянская, венецианская - со своими неповторимыми стилистическими особенностями. Брунеллески, Донателло, Мазаччо - три флорентийских гения - открыли новую эпоху в архитектуре и изобразительном искусстве. Создав оригинальную конструкцию купола флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре приюте для подкидышей (Оспедале дельи Инноченти), церкви Сан Лоренцо
Филиппе Брунеллески (1377-1446) дал мощный импульс новаторскому развитию итальянской архитектуры. Восьмигранный купол диаметром в 42 м величественно вознесся над готическим собором, став символом мощи города и силы человеческого разума. В постройках Брунеллески во Флоренции - капелле Пацци,

в противовес устремлению здания ввысь, свойственному готике, Брунеллески впервые создал нижний этаж фасада в виде легкого портика, развернувшегося по горизонтали во всю его ширину и примыкающего к площади. Новаторством отмечены проекты Леона Баттиста Альберти: в палаццо Ручеллаи

во Флоренции он впервые применил членение трех ярусов фасада пилястрами разных ордеров,
Своеобразием отличалась венецианская архитектура Возрождения. Она складывалась позже, чем в Тоскане, в последние десятилетия XV в. Местные готические традиции сочетались в ней с ренессансными чертами. Венецианцы ценили нарядность, красочность зданий. Стоящие на сваях дворцы патрицианской знати украшались лоджиями, тонкой резьбой по камню, многоцветными инкрустациями, кирпич облицовывался привозным мрамором. Черты новой архитектуры проявлялись не только в светских постройках, но и в церковном зодчестве, ярче всего в церкви Сан Дзаккария.
Подлинным реформатором искусства ваяния стал выдающийся флорентийский скульптор Донателло (ок. 1386-1466). Он впервые создал отдельно стоящую статую, не связанную с архитектурой, был автором первого конного монумента - памятника кондотьеру Гаттамелате в Падуе,
воплотил в камне и бронзе красоту обнаженного человеческого тела (рельеф певческой кафедры Флорентийского собора, статуя Давида). Одухотворенные образы его рельефа "Благовещение"

Становление и развитие ренессансной живописи было сложным процессом. Еще в первой трети XIV в. великий художник Джотто в своих фресках в капелле дель Арена в Падуе
он помещает фигуры, обретающие объем, в трехмерное, хотя и неглубокое пространство.
Рождение новой, собственно ренессансной живописи связано, однако, с именем другого выдающегося флорентийца - Мазаччо (1401-1428/29). Его росписи капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции
стали школой для многих поколений художников. В фресках Мазаччо, изображающих изгнание из рая Адама и Евы и сцены из жизни апостола Петра,.выполненные Беато Анджелико. В его творчестве, испытавшем влияние Мазаччо, наряду с ренессансными чертами еще сохранялись традиции средневекового искусства. Создавая в палаццо Медичи свою фреску "Шествие волхвов"

Тонкие, одухотворенные образы мадонн создавал Сандро Боттичелли (1445-1510). В его творчестве они сближаются своей нежной и хрупкой красотой с образами античной богини любви Венеры. В картине "Весна"
художник изображает Венеру на фоне сказочного сада вместе с богиней плодородия Флорой, усыпанной цветами, тремя танцующими грациями и другими персонажами древней мифологии. В "Рождении Венеры"
В последние десятилетия XV в. наряду с флорентийской школой живописи складываются имеющие свой особый почерк школы и направления в Средней (Умбрия) и Северной (Ломбардия, Венеция) Италии. Начало умбрийской живописной школе положило творчество одного из крупнейших мастеров Средней Италии Пьеро делла Франческа (ок. 1420-1492). Он был автором трактата о перспективе, выдающимся монументалистом, создавшим фрески "Прибытие царицы Савской к царю Соломону"

,

и другие в церкви Сан Франческо в Ареццо, и величайшим колористом, умевшим передавать красоту цветовых гармоний в световоздушной среде. Его образы героизированы, им присуши величавость, эпическое спокойствие. Гуманистические представления художника о человеке нашли выражение в написанных около 1465 г. портретах герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорца. К умбрийской школе принадлежали также Пьетро Перуджино, прославившийся мягкой поэзией своих работ, в том числе лирическим типом мадонн, Пинтуриккьо, создавший в росписях библиотеки собора Сьены проникновенные пейзажные образы, изображения интерьеров и многофигурные композиции, Лука Синьорелли, для сурового творчества которого были характерны острое графическое начало, мастерство передачи обнаженного человеческого тела.

1. Основные тенденции искусства 20 века.

Модернизм художественных тенденций, во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе.

В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX - начала XX века, поэтому необходимо различать эти два понятия, с тем, чтобы избежать путаницы.

Абстракционизм - художественное направление, сформировавшееся в искусстве первой половины 20 века, полностью отказавшееся от воспроизведения форм реального видимого мира. Основоположниками абстракционизма принято считать В. Кандинского, П. Мондриана и К. Малевича. В абстракционизме можно выделить два четких направления: геометрическая абстракция, основанная преимущественно на четко очерченных конфигурациях (Малевич, Мондриан), и лирическая абстракция, в которой композиция организуется из свободно текущих форм (Кандинский). Абстрактный экспрессионизм - школа рисующих быстро и на больших полотнах штрихов кистей капая красками на холст.



Пит Мондриан

"Мельница в солнечном свете" 1908 Серое дерево 191 Эволюция 1911

Михаил Фёдорович Романом взошёл на престол юношей неполных 17 лет. Вельможи, ближние предстатели у трона видели в М.Ф. доброту и простоту. В 24 года Михаил женился на княжне Долгорукой. Но молодая царица вскоре заболела и через три года умерла. Год спустя монарх вступил в новый брак со Стрежневой. От неё он имел сына Алексея, будущего царя, и трёх дочерей. Умер Михаил Васильевич в 1645году в возрасте 49 лет. Получив трон по праву Алексей Михайлович исповедовал веру в богоизбранность царя, его власть. Алексей М. пережил бурную эпоху бунтов и воин, сближение и разлад с патриархом Никоном. При нём: 1)расширяются владение России на востоке, на западе и в Сибири. 2)Проводится активная дипломатическая деятельность. 3)Проводился курс на централизацию управления, укрепления самодержавия. Земские соборы помогли Михаилу Фёдоровичу и его приемнику решать самые сложные государственные дела. Но роль Земских соборов изменилась. Они стали органом представительства дворян и посадских людей. Они превратились в орган распорядительной власти. Земские соборы вызывали при Михаиле часто, чуть ли не ежегодно. В первой половине века Земские соборы рассматривали вопросы войны и мира, сбора экстренных налогов и отношений с соседними странами. Но при Алексее Земские соборы стали собирать реже. Последний З. собор был созван в 1653г. На протяжении Всего 17 в. при царе действовала Боярская дума, в ней так же произошли важные изменения: Увеличилось число людей не знатных, они получили места в думе за заслуги. К концу 17в в думу входило 94ч. она превратилась в громоздкое учреждение. И А.М стал игнорировать её.

Текущие дела царь стал решать с помощью комнатной думы. В 17в. достигла своего расцвета сила приказов. В этой системе отсутствовали единые принципы создания и чёткое распределения функций. Всего было около 80 приказов, свидетельством зарождения абсолютизма является усиление роли чиновников. Семнадцатое столетие является переломным в том числе и в развитие хозяйства. В экономике появляются новых буржуазных отношений: 1) Новое явление – складывание всероссийского рынка, т.е складываются прочные экономические связи между странами. 2) Развитие ремесла, усиление спецификаций. Ремесленники стали работать на рынок. Усиливается географическое разделение труда, усиливается спецификация отдельных районов. 3) Появляются первые мануфактуры. Мануфактура – это первое капиталистическое предприятие на котором принимается труд свободных людей, с разделением труда, пока ещё ручного. Но российские мануфактуры имели ряд особенностей: они были казёнными, на них использовался принудительный труд, т.е там работали приписные крестьяне. Количество мануфактур в России не превышало 30, главной отраслью в которой они возникали, была металлургия. В рыночное отношение втягивается и часть христианских хозяйств. Стали развиваться домашние христианские промыслы: холсты, обувь, посуда и др. Возрастающий обмен сельскохозяйственной и промысловой продукцией, развитие товарно–денежных отношений приводят к постепенному становлению внутреннего рынка. В XIV – XVI веках местные рынки были относительно изолированы. В XVI веке они прямо или через посредство других рынков оказались тесно связанными друг с другом. Торговля в XVI веке носила в основном ярмарочный характер. Росла и внешняя торговля. Из России вывозили меха, лес, смолу, дёготь, кожу, сало, хлеб и др. Она торговала с Англией, Голландией, Швецией, Польшей и тд. Торговые отношения регулировались специальными документами. В 1653г был создан Торговый Устав, который устанавливал единую торговую пошлину в размере 5% с цены продаваемого товара. Иностранцы платили 8%, а по Новгородскому уставу 1667г – 10%.

16. Петровские реформы: причины, сущность, итоги, последствия.

Петр 1 –одна из наиболее ярких фигур в рус истории. Отношение к реф Петра неоднозначно. Толи это исторический подвиг, толи меры, кот обрекли страну на разорение после реформ. Это был выдающийся полководец и гос деятель, он реализовывал идеи напористо не считаясь порой сличными интересами подданых. он создавал флот и регуллировал армию, реформировал аппарат власти брил бороды и создавал научные центры Б руководил военными действиями. Его фигура интересовала многих писателей, он был наделен чертами харизматического лидера.



Похожие публикации