Почему наша планета земля маленькая. Сочинение-рассуждение на тему: "Наша планета Земля". Придумай способ собрать с поля более высокий урожай

1 4 2 3 4 3

– Итак, нас интересует, когда человек отделился от экосистемы и стал воздействовать на неё.

– Просмотрите с. 118–119 и скажите, какие достижения человечества нам пригодятся.

Дети просматривают данные .

(Мы считаем, что нам пригодятся пункты с 1 по 13. Но многое здесь пропущено.)

– Вспомните, что именно пропустили.

– Что сначала мы должны сделать? (Мы должны включить дополнительные события.)

– Ребята, разместите данные карточки на игровом поле. Дети получают по 3–4 карточки на команду и распределяют их по игровому полю у доски.

Карточки :

* Человек – плохо приспособленный вид. Он может жить в узких климатических рамках: от +15 до +350 С. Не способен более пяти суток обходиться без воды. Не обладает развитой мускулатурой. Скорость передвижения – 10–15 км/ч. Нет инструментов защиты или нападения: клыков, ногтей, защитного панциря. Не очень развиты органы чувств: плохо видят ночью, обоняние и слух намного слабее, чем у других млекопитающих. За год рождается один, реже два детёныша.

* В течение долгих тысячелетий своей истории добычу предков человека составляли лишь больные, ослабевшие животные. Он не способен был наносить особый ущерб стадам диких животных. Предки человека были всеядны и питались в значительной степени растительной пищей.

* 15 тыс. лет назад человек научился новому способу охоты. Он освоил технологию массовой загонной охоты. Большое количество людей, действуя слаженно, окружали стадо копытных или мамонтов и, пугая их криками и огнём, гнали в сторону огромной ямы-ловушки или оврага. Там добивали ослабевших животных. Охотники стали добывать самых крупных и красивых животных, большая часть которых использовалась не только как пища. Из костей мамонтов и их детёнышей делались огромные жилища.

* Земледелие и скотоводство (сельское хозяйство) появилось примерно 10 тыс. лет назад. Для этого человеку важно было освободить от леса большие участки суши. На месте степей и прерий проще всего можно было устроить пастбище или поле.

* Примерно 5 тыс. лет назад древние люди начали путь дальних странствий. Причиной их чаще всего выступали поиски новых плодородных земель и их завоевание или торговля с дальними странами.

* 700 лет назад Марко Поло совершил свой удивительный поход в Китай и Индию и вернулся морским путём в Италию.

* Уже 600 лет назад в Европе исчезли буковые леса. Вместо них человек стал разводить дубравы. Жёлуди шли на корм свиньям.

* 500 лет назад совершил свой пеший поход в страны.

* Около 500 лет назад Васко да Гама открыл морской путь вокруг Африки к берегам Индии.

* Более 400 лет назад Магеллан совершил кругосветное путешествие.

* Почти 400 лет назад конкистадоры стали осваивать просторы Америки. Они подчиняли себе местных жителей. Расчищали места для пастбищ и полей, завозили привычных для них животных. Вместе с этим из Африки в Америку везли в качестве рабов негров, устраивали охоту ради забавы на животных Африки и Америки. Привозили в Европу новые растения и животных, у которых на этой территории не было естественных врагов.

* Менее 400 лет назад Янцзон впервые очутился около северного берега Австралийского континента. После него Тасман и Кук продолжили исследование южной земли. Осваивать австралийские земли стали по тому же сценарию. Новые жители привезли множество животных и растений на эту землю.

* Менее 400 лет назад Семён Дежнёв совершил своё плавание по Северному Ледовитому океану и прошёл между Азией и Америкой. Началось более активное освоение Сибири.

* 300 лет назад Европу завоевал картофель. Он же был и универсальным кормом для животных. Бук оказался более пригоден для обогрева жилища. Вместе с тем потребовались сосна и ель как более пригодные материалы для строительства.

* Менее 200 лет назад Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев впервые ступили на землю Антарктиды.

* Менее 100 лет назад Руал Амудсен и Роберт Скотт, соревнуясь, отправились к Южному полюсу. Первым пришёл Амудсен. А Скотт с остатком своей экспедиции погиб на обратном пути.

– Давайте проверим, что же у нас получилось. (Дети проверяют выполнение задания .)

– Теперь надо понять, как это связано с экосистемой. Важно решить, когда человек перестал быть её участником. (Мы считаем, что до того, как человек не придумал новый способ охоты, он жил по законам экосистемы.)

– Попробуем определить некоторые общие шаги в развитии человечества, анализируя новый способ охоты.

Можно предложить детям из нескольких вариантов ответов выбрать те, которые соответствуют задачам их группы. В данном случае можно разделить класс на группы:

1-я группа – что происходит с людьми;

2-я группа – что происходит с животными;

3-я группа – что происходит с растениями;

4-я группа – что происходит с почвой.

1-я ситуация . Новый способ охоты .

– Люди начали организованно охотиться на копытных и мамонтов. (1-я группа )

– Исчезли копытные и мамонты. Нечего есть хищникам.

(2-я группа)

– Растения никто не ест и не разносит их семена.

(3-я группа)

– Мусорщики не справляются с уборкой умерших животных и растений. (4-я группа)

– Людям не на кого охотиться. Они ищут новое место охоты. (1-я группа)

– Природа залечивает раны. (Все группы)

2-я ситуация . Возникновение сельского хозяйства .

– Люди вырубают леса или жгут их. Животные поедают траву и вытаптывают всходы. (1-я группа)

– Негде жить диким животным. (2-я группа)

– Погибают дикие растения. (3-я группа)

– Мусорщики не успевают восстанавливать плодородие почв. Почвы истощаются. (4-я группа)

– Люди ищут новые земли. (1-я группа)

– Природа залечивает раны. Появляются пустыни и начинают разрастаться. (Все группы)

3-я ситуация . Освоение новых земель .

– Люди привезли новые виды животных и растений. (1-я группа)

– Вытеснение коренных животных. (2-я группа)

– Вытеснение коренных растений. (3-я группа)

– Нарушение экосистемы. (Все группы)

– Люди начинают бороться с привезёнными животными и растениями с помощью завоза их естественных врагов. Осознают наличие законов экосистемы и свою роль в этом процессе: более 100 лет назад появилась наука экология.

(1-я группа)

– Сможем ли мы ответить на вопросы, которые вызвали у нас затруднение?

1. Всегда ли человек не являлся участником экосистемы?

2. Когда он начал нарушать жизнь экосистемы?

3. Сразу ли человек понял, что он влияет на природу и вмешивается в жизнь экосистемы?

Дети совещаются и приходят к выводу .

1. От 20 млн лет назад до 15 тыс. лет назад человек являлся участником экосистемы. Он охотился, как другие хищники, и занимался собирательством, как травоядные.

2. 15 тыс. лет назад человек научился новому способу охоты и перестал жить по законам экосистемы.

3. Более 100 лет назад появилась наука экология. Теперь человек начал осознавать законы экосистем и свою роль во взаимодействии с природой.

– Проверьте наши выводы материалом учебника. Какая ещё проблема там обсуждается? (С появлением городов и промышленности появилось много мусора. Человек стал загрязнять и неживую природу.)

– Что вы предлагаете сделать, чтобы улучшить обстановку? (Люди должны защищать и охранять природу , потому что мы можем жить только в природе, используя её богатства.

– Каждый человек может научиться помогать природе: вовремя выключать свет, кран в ванной, беречь деревья.

– Если правила бережного отношения к природе выполняли бы все люди, природа была бы сохранена.)

– Проверьте себя текстом на с. 92–93 учебника.

Максимум

– Теперь нам осталось завершить оформление игрового поля. Это можно сделать и после урока.

* Важная часть работы – заполнение игрового поля, т. к. детям надо будет продумать распределение стрелок на игровом поле. Но можно оставить и имеющиеся стрелки.

– Что мы делали?

– Какое умение формировали?

Описание темы: Чтобы донести покупки от магазина до дома, пластиковый пакет используется 20 минут, а чтобы природе его переработать потребуется 400 лет.

Так что сочинение будет по теме: Об экологии и бережном отношении к природе, а именно, пересмотр отношения всех людей к нашей планете, которая является для всех единой и родной.

"Нужно быть мудрее, а не моднее"

Наша земля — уникальная планета во вселенной, единственный наш дом. Каждый человек должен заботиться об окружающей среде и не надеяться на другого. Это, как помыть за собой посуду, должно войти в привычку.

Экология Земли с каждым днем страдает сильнее и сильнее. Строятся новые заводы, появляется все больше автомобилей на дорогах, запускаются ракеты и спутники. Это приводит к загрязнению воздуха, глобальному потеплению, таянию ледников, появляются озоновые дыры. Вымирают целые виды животных из-за вырубки лесов, многие водные млекопитающие и рыбы давно находятся под угрозой исчезновения из-за загрязнения водоемов, ведь многие автолюбители экономят на автомойках и моют своих железных коней в природных источниках, используя бытовую химию.

В больших городах люди страдают заболеваниями дыхательных путей из-за плохой экологии. За чертой города вырастают кучи мусора, потому что пакеты и бутылки не перерабатываются, а выбрасываются. Такие «мелочи», о которых мы не думаем, приводят к размножению грызунов и появлению новых болезней, которые потом они приносят в города.

Чтобы защитить нашу Землю от гибели, каждый должен начать с себя. В первую очередь, должно быть бережное отношение к природе, растениям, которые дают нам воздух. Не стоит загрязнять города мелким мусором, который не сложно донести до урны, бросать вдоль тротуаров окурки, бумажки от конфет, пробки от бутылок.

Если каждый заглянет в себя и вспомнит, сколько вреда он причинил природе, а после этого постарается быть мудрее и заботливее, то наша «Голубая планета» просуществует на сотни лет дольше, вместе с нашими правнуками и их потомками.

Цели урока:

1-я линия развития – знакомство с целостной картиной мира.

  1. Показать детям, что могущество человека стало так велико, что природа на Земле оказалась в опасности из – за действий людей.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру.

  1. Беречь богатства природы в повседневной жизни.
  2. Оценивать правильность поведения в природе.

Оборудование: учебник по окружающему миру “Наша планета Земля” 2 кл., ч.2-ая. А.А.Вахрушев, рабочая тетрадь к учебнику, рисунки, иллюстрирующие примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе, природоохранные плакаты, рисунки растений и животных Красной книги.

Организационный момент.

– Сегодня на уроке мы будем решать настоящие мировые проблемы. Вы много всего узнали, сделали великолепные работы, стали лучше понимать законы природы. Сегодня мы подведём итог нашей работы.

Встаньте ближе друг к другу, возьмитесь за руки, хором повторите слова

“Природа – сад, и люди в нём – цветы,
Не сбережёшь её – не будешь жить и ты”

Актуализация знаний и постановка проблемы.

– В течение всего учебного года мы с вами говорили об окружающей нас природе. Вспомните, что такое экосистема?

(Экосистема – это содружество живой и неживой природы на Земле, в котором все обитатели чувствуют себя как дома. Всё в природе взаимосвязано, ничего не пропадает, используется всё; каждый организм выполняет свою роль.)

– Кто выполняет роль кормильцев в экосистеме? Почему?

(Растения, так как умеют создавать органические вещества, из которых состоят все живые организмы.)

Какая роль в экосистеме у животных?

(Животные в экосистеме выполняют роль едоков.)

– А кто является мусорщиками?

(Мусорщики – это грибы, бактерии, некоторые насекомые.)

– Скажите, нужна ли в экосистеме помощь со стороны человека?

(Экосистема может существовать как угодно долго без помощи человека.)

– А человек может обойтись без природы?

(дети высказывают свои предположения)

– А был ли человек раньше членом экосистемы? Мы уже говорили на эту тему.

(Да, сначала он жил по тем же законам, что и все живые существа планеты.)

(Трудно ответить на этот вопрос, надо разобраться.)

– Чему будет посвящен наш урок?

(Как человек был связан с природой в прошлом и как влияет на неё теперь. И почему планета Земля маленькая)

– Как называется тема урока?

(Наша маленькая планета Земля.)

Совместное открытие знаний (работа в группах).

– Чтобы разобраться в этом трудном вопросе, нам необходимо разбиться на 4 группы и ответить на вопрос:

Как человек был связан с природой в прошлом?

Карточка № 1, рисунки и с.89 учебника. (1 группа.)

Когда человек являлся членом экосистемы?

В течение долгих тысячелетий от 20 млн. лет до 15 тыс лет назад добычу предков человека составляли лишь больные и ослабевшие животные. Он не мог наносить особый ущерб стадам диких животных. Предки человека были всеядны и питались в основном растительной пищей, занимаясь собирательством трав, ягод, грибов.

Карточка № 2 и рисунки: “Охота на мамонтов”, “Древнее жилище человека” и др. (2 группа.)

– Когда он начал нарушать жизнь экосистемы?

15 тыс. лет назад человек научился новому способу охоты. Большое количество людей, действуя дружно, окружали стадо копытных или мамонтов и, пугая их криками и огнём, гнали в сторону ямы – ловушки или оврага. Там добивали ослабевших и раненых животных. Охотники стали добывать самых крупных и красивых животных. Мясо употребляли в пищу, из шкуры шили одежду, а из костей мамонтов и их детёнышей строили жилища.

Карточка № 3 и рисунки, с.89 учебника. (3 группа.)

Земледелие и скотоводство (сельское хозяйство) появилось примерно 10 тыс. лет назад. Для этого человеку важно было освободить большие участки суши, поэтому лес беспощадно вырубали. Диким животным стало негде жить. Большие стада домашних животных вытаптывали и съедали траву в степях. Погибали дикие растения. Чтобы собирать богатый урожай, земледельцам приходилось бросать истощённые земли и осваивать новые. Скотоводы перегоняли стада на новые пастбища, уничтожая степи и прерии.

Карточка № 4 и с. 90 учебника. (4 группа.)

– Как он начал нарушать жизнь экосистемы?

Примерно 5 тыс. лет назад древние люди начали путешествовать. Причиной чаще всего были поиски новых плодородных земель. 7оо лет назад Марко Поло совершил свой удивительный поход в Китай и Индию. 500 лет назад совершил вой пеший поход в страны Востока Афанасий Никитин. Более 400 лет назад Магеллан совершил кругосветное путешествие. Почти 400 лет назад европейцы стали осваивать просторы Америки. Они расчищали места для пастбищ и полей, завозили привычных для них животных. Устраивали ради забавы охоту на животных Африки и Америки. Привозили в Европу новые растения и животные, у которых на этой территории не было естественных врагов. А потом стали бороться с привезёнными животными с помощью завоза их врагов, вытесняя местных животных.

– Теперь попытаемся ответить на трудные вопросы, которые у нас возникли.

– Когда человек являлся членом экосистемы?

(1-я группа. От 20 млн. лет до 15 тыс. лет назад человек являлся участником экосистемы. Он охотился, как другие хищники, и занимался собирательством, как травоядные.)

– Когда он начал нарушать жизнь экосистемы?

(2-я группа. 15 тыс. лет назад человек научился новому способу охоты и перестал жить по законам экосистемы. Исчезли копытные и мамонты. Дикие растения никто не ел и не разносил их семена. Людям не на кого охотиться. Они ищут новые места для охоты.)

– Как он начал нарушать жизнь экосистемы?

(3-я группа. Древним людям необходимо много пищи, и поэтому они стали заниматься земледелием и скотоводством. Люди вырубают леса. Негде жить диким животным, погибают дикие растения.

Мусорщики не успевают восстанавливать плодородие почв. Почвы истощаются. Люди ищут новые земли.)

(4-я группа . Люди привезли из далёких стран новые виды животных и растений, у которых не было естественных врагов. Потом стали завозить для этих животных естественных врагов, вытесняя местных животных. Нарушилась связь в экосистеме.)

– Итак, человек осознаёт существование законов экосистемы, начинает понимать, что нарушение этих законов приводит к непоправимым последствиям. И 100 лет назад появляется наука экология. Что она изучает?

  • (Наука экология – наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.)

– Вопрос второй. Почему планета Земля маленькая?

– Посмотрите иллюстрации на с. 88. учебника. Может ли человек всё необходимое получать из природы? (Ответы детей.)

– Наносит ли человек тем самым вред природе?

(Да, люди часто берут от природы то, что им нужно, а отдают ей мусор.)

– Растут города, человек осваивает новые незаселённые территории, т.к. растёт численность населения. Люди вырубают леса, засевают поля. Что происходит с природными экосистемами?

(Пока людей было мало, они просто переселялись на новое место. Но когда их стало больше, планета оказалась маленькой для совместного сосуществования человека и природы. Человек стал вмешиваться в жизнь экосистем. Вот откуда название нашей темы. Природные экосистемы не справляются с отходами человека. Природа не умеет перерабатывать мусор.)

Ученик.

Пора бы человечеству понять,
Богатства у природы отбирая,
Что Землю тоже нужно охранять,
Она как мы – такая же живая.

– А можно ли помочь природе?

(Люди должны защищать и охранять природу, потому что мы можем жить только в природе, используя её богатства.)

Прочитайте с. 92–93 учебника и выполните задание 5 и 6 с 73 тетради. (На доске иллюстрации Красной книги, исчезающих животных и растений.)

Игра “Редкие и исчезающие животные”.

Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы.

Ответы: кулан, джейран, выхухоль, гепард, медоед, кобра, морж, сутора.

Самостоятельное применение знаний.

– Что вы предлагаете для сохранения природных богатств, для улучшения экологической обстановки? Закончите предложения на с.93 учебника.

1) Вовремя выключенный свет – это экономия угля на электростанциях, а значит чистый воздух.

2) Закрытый кран поможет сохранению воды.

3) Отсортированный мусор легче перерабатывать. Из переработанного мусора можно сделать полезные вещи.

4) Посаженное дерево – это больше чистого воздуха.

– Какой вывод можно сделать, изучив новую тему, прочитайте его на с.93 учебника.

(На нашей маленькой планете всем хватит места, если каждый научится её беречь.)

1-й ученик.

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!

3-й ученик.

Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!

2-й ученик

В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!

4-й ученик

Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!

5-й ученик

Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
Я сберегу вас, сберегу!

Итог урока.

– Что нового узнали?

Используемая литература

  1. Программа по окружающему миру А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов и др. Москва, ООО “Баласс”, 2010.
  2. Детская энциклопедия “Что такое? Кто такой?” Москва, издательский дом “Современная педагогика”, 2004.
  3. Учебник “Наша планета Земля”, 2 класс, А.А.Вахрушев, 2011 год.
  4. Журнал “Начальная школа: плюс до и после”№7, 2010 год.
  5. Рабочая тетрадь А.А Вахрушев , 2011 год.

Жданова Наталья Васильевна,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 1»

г. Набережные Челны

Предмет: Окружающий мир (ОС «Школа 2100»).

Класс: 2.

Тема урока: «Наша маленькая планета Земля».

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии проблемного диалога Мельниковой Е.Л., технологии оценивания образовательных достижений

Д.Д. Данилова.

Задачи:

Совершенствовать предметные умения: приводить примеры обитателей экосистемы, называть их роль.

Формировать предметные умения: называть правила бережного отношения к природе.

Формировать УУД:

- осуществлять коррекцию; оценивать результат деятельности; осознавать уровень усвоения знаний (Регулятивные УУД);

Классифицировать по заданному основанию;формулировать проблемный вопрос с помощью учителя;выдвигать гипотезы и их обосновывать с помощью учителя; формулировать познавательную цель с помощью учителя(Познавательные УУД);

- планировать учебное сотрудничество со сверстниками (определять функции участников); с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).

- давать оценку поступкам людей (Личностные УУД).

Оборудование:

Вахрушев А.А. Окружающий мир. 2 класс. Часть 2. Стр. 88-93

Картинки с изображением растений, животных, бактерий, грибов, человека (в пакетиках на каждой парте)

Лист (формата А 4) (Приложение 1)

Клей (1 штука на парту)

Алгоритм самооценки на листочках

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (метапредметные)

I . Мотивация к учебной деятельности

(1 мин)

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Вы догадались, про какую планету говорится в стихотворении?

Вот и мы с вами сегодня поговорим о нашей планете.

Про планету Земля.

II . Актуализация знаний

(9 мин)

1. Слайд 1. (Тема урока)

Тема нашего урока «Наша маленькая планета Земля».

- В разделе «Земля – наш общий дом» мы узнали об экосистеме.

Кто нам поможет вспомнить, что такое «экосистема»?

Примечание:

Если ученики затруднятся с определением, предложить зачитать его на стр. 126.

Можно предложить учащимся найти определение на

стр. 5.

Слайд 2. (Определение экосистемы)

Как называются обитатели экосистемы, которые снабжают органическими веществами всех обитателей экосистемы?

Что мы к ним отнесём?

Каких обитателей экосистемы вы ещё знаете?

Кого мы отнесём к «едокам»?

Почему их так назвали?

Что мы отнесём к «мусорщикам»?

Какую работу они выполняют?

Примечание: в случае затруднения можно предложить ученикам найти ответ в учебнике на стр. 5-6, 9 учебника.

Экосистема – совместно обитающие живые организмы и участок земли, на котором они себя чувствуют как дома. Лес, луг, озеро – экосистемы.

Совместно обитающие организмы и участок земли, где они чувствуют себя как дома, вместе образуют экологическую систему (экосистему).

- «Кормильцы».

Растения.

- «Едоки», «Мусорщики».

- Животных.

- Они едят «кормильцев» (растения).

Грибы, бактерии.

Разрушают мусор: прошлогоднюю траву, опавшие листья, останки животных.

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).

1. Подпиши, какие организмы борются с загрязнением природы человеком.

2. Какой вид транспорта меньше вредит природе? Отметь на рисунке.

3. Придумай способ собрать с поля более высокий урожай.

Надо:

  • использовать лучшие семена,
  • вовремя рыхлить, поливать, полоть и удобрять грядки,
  • применять современную технику для обработки земли и уборки урожая,
  • заботиться о сохранении плодородия земли.

4. У тебя есть свои вещи: одежда, обувь, игрушки, учебники. При их производстве использованы природные богатства. Приведи по 2-3 примера своих вещей, для производства которых использованы:

  • полезные ископаемые: автомобиль (металл), украшения (камни);
  • лес, древесина: мебель, тетради, учебники;
  • дикие животные: мазь от простуды из барсучьего сала (барсук);
  • дикие растения: резиновый мяч (каучуковое дерево).

5. Как называется книга, в которую заносят вымирающие виды животных и растений?

Красная книга.

6. Есть участки земли, на которых запрещена всякая хозяйственная деятельность. На них даже нельзя заходить, потому что там охраняются природные экосистемы. Как называются такие участки?

Заповедники, заказники, национальные парки

7. Что наносит наибольший вред дикой природе в вашей местности?

Химические предприятия, которые выбрасывают в атмосферу вредные пары и выливают в водоёмы опасные отходы.



Похожие публикации