Проверяем знания по окружающему миру. Викторина по окружающему миру «Времена года» для учащихся начальной школы Что мы наблюдаем зимой

Эти дидактические материалы помогут ребенку быстрее выучить и запомнить названия времен года и месяцев. Скачайте и распечатайте картинку-календарь, его нужно будет повесить на видном месте таким образом, чтобы ребенок часто встречал календарь глазами в течение дня. Он невольно будет прокручивать в памяти названия времен года, зимних, весенних, летних и осенних месяцев.

Естественно, перед этим необходимо ребенка с этими временами года ознакомить. Начните свой рассказ с зимы. Обязательно расскажите приметы, что происходит в это время года в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе полную картину сезона.

Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник - Новый год.

Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Самые известные праздники весны - это 8 марта и первомай.

Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.

Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает урожай овощей и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник - день знаний.

И снова наступает зима...

Не забудьте обсудить и само понятие "времена года", что такое год. Детки часто путают "время года", "время суток", "неделя", "месяц" и просто "время", сразу разграничьте эти понятия. Помогут в этом загадки:

В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? (год)

Птицы эти вереницей летят,
И не воротятся больше назад.
В каждой стае птичек - семь,
Вам они известны всем! (Дни недели.)

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Но друг друга не обгоняют. (Месяцы.)

Протянулся мост
На семь вёрст,
А в конце моста -
Золотая верста. (Неделя.)

Ежегодно приходят
К нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года.)

Предложите ребенку самому придумать рассказ про времена года.

Не забудьте сказать ребенку, что год состоит из 12 месяцев , и на каждое время года приходится по 3 месяца.

Календарь времена года

Далее знания можно углубить, разбив происходящее в природе на месяцы, как изображено на картинках. Задавайте ребенку вопросы: "когда опадают листья с деревьев?", "когда мы поедем купаться на реку?" и тому подобные, чтобы хорошо закрепить в памяти материал.

В продаже бывают календари с подвижной стрелкой для изучения времен и месяцев года. Такой календарь можно смастерить и своими руками, просто распечатав рисунок и прикрепив стрелку из картона.

Хорошо помогут детям в закреплении знаний о временах года карточки, рисунки-раскраски и загадки.

Карточки

Нужно разрезать по линиям.

В детском саду или дома можно сделать аппликацию из цветной бумаги на тему времен года. Шаблон:

Как с ребенком выучить названия месяцев

Запомнить месяцы поможет простое стихотворение:

По сугробам шёл январь, всех морозов зимних царь!
Догонял его февраль - потерял из вьюги шаль.

Прибежал на смену март, зазвенел: "Весна, на старт!"
По ручьям приплыл апрель, он в кармане нёс капель.

Шелестел листвою май: "Куртку тёплую снимай!"
Одуванчик нёс июнь. Хочешь чуда? Просто дунь!

А в июле, а в июле мы на море отдохнули!
Август пчёлами гудел, да грибом в лесу сидел.

В золотистом сентябре мы забыли о жаре!
Ветер дунул октябрём: листьев жёлтых наберём!

Нас ноябрь заморозил, первый снег на землю бросил.
Вот декабрь к нам идёт, завершая длинный год!

(с) Ирина Гурина

Или еще одно стихотворение:

Выучили названия месяцев и их порядок, теперь можно рассказать ребенку секретик, как определить/посчитать количество дней в месяце по кулачкам:)

Не забудьте рассказать и про високосный год!

Тридцать дней всегда в сентябре,
В апреле, июне и ноябре.
На день больше в месяцах прочих,
Только февраль подравняться не хочет.
В нём всего двадцать восемь дней,

Участниками экологической викторины являются дети, обучающиеся в учебных объединениях "Юный натуралист".

Экологическая викторина "Времена года" проводится в актовом зале. Участникам перед проведением экологической викторины было дано задание подготовить выступление на тему: "Любимое время года".

Приглашаются участники в актовый зал, чтобы занять свои места.

Участники викторины выходят и рассаживаются на стулья под аплодисменты зрителей.

Мы сегодня собрались с Вами в этом зале, чтобы подвести итоги нашей работы, проверить свои знания, посмотреть, кто из вас лучше запомнил пройденный материал. Ребята, а кто мне скажет какое сейчас время года? Правильно, весна. Но мне хочется поговорить с вами сегодня не только о весне, но и о других временах года. Какие времена года вы знаете? (Лето, осень, зима, весна). Правильно. Поэтому мы назвали нашу экологическую викторину "Времена года".

А начнем мы нашу викторину с домашнего задания. Наши участники подготовили номера. Посмотрим, что же они нам приготовили.

1 группа "весна"

2 группа "лето"

3 группа "осень"

Конкурс №1. "Загадки о временах года".

В этом конкурсе участникам нужно загадать загадки о временах года.
Ответ засчитывается тем, кто поднял руку первым и дал правильный ответ. За каждый правильный ответ участник получает по 1 жетону.

Выросло дерево
От земли до неба.
На этом дереве
Двенадцать сучков.
На каждом сучке
По четыре гнезда.
В каждом гнезде
По семь яиц.
А седьмое - красное.
(Год, месяцы , недели, дни)

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
(Месяцы)

Протянулся мост
На семь верст,
А в конце моста,
Золотая верста.
(Неделя)

Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днём терял он вес
И наконец совсем исчез
(Календарь)

Четыре ковра рукодельницы ткут
Один за другим их на землю кладут
Белый зеленый, пестрый и желтый.
Ответ здесь мудреный.
Его не нашёл ты?
(Времена года)

Пришла, улыбнулась - утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели,
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев за работу взялись трактора.
И птицы пропели: "Вить гнезда пора!"
(Весна)

Прошла по лугам, по полям и лесам,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: "За мною нагрянет зима!"
(Осень)

Тройка-тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
(Зима)

Оно за весною к нам в гости идет.
С собою приносит немало забот.
Горячие, долгие дарит деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски.
Велит нам обильный собрать урожай.
Румяный, душистый испечь каравай.
(Лето)

Яростью река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель
Кто же к нам пришел?
(Апрель)

На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
(Декабрь)

Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горласгый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(Март)

Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег,
А еще похолодало-
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле оземь ржи.
Что за месяц? Подскажи!!!
(Ноябрь)

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадет
Не вода уже, а лед.
Тут каникулы идут.
(Январь)

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На город налетели,
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон,
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)

В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Дождик льет и гром грохочет.
Месяц этот угадай и конечно это....?
(Май)

Дождика тяжелые капели,
Листья клена пожелтели.
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, Подскажите!!!
(Август)

Опустел колхозный сад,
Крупные дождинки к нам летят.
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
(Сентябрь)

Месяц сей начало лета,
Теплым дождиком земля согрета.
В полдень - крохогная тень.
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника,
Что за месяц подскажи-ка?
(Июнь)

Все мрачней лицо природы.
Загянули тучей небосводы.
Оголяются леса,
Молкнуг птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
(0ктябрь)

Конкурс №2. "Угадай дерево"

Ведущий показывает картинку с листочком определенного дерева, а участники должны назвать это дерево.

За каждый правильный ответ участники получают жетоны.

Конкурс №3. "Фенологические приметы".

Ведущий читает небольшие рассказы о явлениях в природе, а участники должны найти фенологические ошибки (явления, которые не характерны для этого времени года.)

В первое воскресенье сентября собрался Коля с дедушкой в лес по грибы. Хорошо осенью в лесу. Накануне прошел дождь, и солнце блестит на цветах и листьях черемухи. В небольших водоемах резвятся головастики. Скоро они превратятся в лягушек. Набрал Коля с дедушкой грибов-рыжиков, земляники полное лукошко и, довольный, пошел обратно домой.

Хорош лес в конце апреля! На согретых солнцем косогорах появились первые цветы: мать-и-мачеха, фиалка, ветреница. В воздухе чувствуется сладковатый запах цветущей липы. А вот и первые грибы - сморчки, подосиновики. Вот из кустов раздалось мелодичное пение. "Это галка, -закричал Ваня, - она только на днях прилетела из теплых краев".

В солнечный летний день Катюша возвращалась из леса с полным лукошком земляники. Вышла из леса к полю и увидела - высоко в небе стремительно пролетают ласточки. "Видно, к дождю", - подумала Катя. На опушке леса пчелы спешили спрятаться в цветки. Пчелы перелетали с цветка на цветок, выбирали место получше. "Нужно поспешить", - решила Катя.

Хорош лес в сентябрьскую пору. Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пестрые листья. Прячет осень под пестрым ковром грибы. Вот белеют грузди, краснеют подосиновики. А вот дружная семейка опят на старом пне. Слышно в лесу кукование кукушки, поет, заливается зяблик, из кустов доносятся трели соловья. Хорошо в лесу!

Мне нравится лето. Летом много цветов. Летом поют соловьи, прилетают птицы и начинают вить гнезда. В лесу животные воспитывают свое потомство, бегают, прыгают. Летом можно купаться в озере, загорать. Летом много ягод: земляники, малины, рябины. Можно набрать грибов: груздей, опят, сморчков, подберёзовиков.

Миша и Коля заблудились в лесу. Нужно возвращаться на станцию. Но куда идти? Где север? Где юг? "Я знаю! Южная сторона муравейника более крутая, чем северная!", - сказал Миша. "Юг там! Мхи и лишайники растут больше на южной стороне - там теплее!", - ответил Коля. "Да, и ветвей на дереве больше с северной стороны", - подтвердил Миша.

Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик",- возразила Маша.

Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится
равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка" - сказал Петя.

Ребята у нас сейчас весна. А вы знаете какую-нибудь песенку о весне?

Дети поют песню о весне.

Конкурс № 4. "Зима в лесу"

Ведущий показывает разные картинки с животными и птицами, а участники должны ответить: какое животное спит зимой? За каждый правильный ответ участники получают жетоны.

Конкурс № 5. "Узнай растение по описанию".

1. Сегодня полянка золотисто-желтая от этих цветов, завтра - бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые головки, а с головок слетают белые пушинки. (Одуванчик).

2. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков-красная ягода. Не бери ее в рот - она ядовита. (Ландыш).

3. Это растение появляется ранней весной, только на проталинах сойдет снег. Первыми появляются цветы - ярко-желтые, похожие на одуванчики. Позже покюываются листья- широкие, плотные, темно-зеленого цвета. Очень необычные эти листья. Верх гладкий, блестящий, холодный, а низ листа мягкий, покрытый пушком, теплый. Отсюда и название этого растения. А вы догадались, как оно называется? (Мать-и-мачеха)

4. Это растение с широкими листочками с жилками. Листик почти круглой формы. Летом это растение цветет: выбрасывает длинные, жесгкие "стрелы" с мелкими, невзрачными цветочками. Это растение любит расти вдоль дороги, за что и получило свое название. А нам оно помогает лечить раны, останавливать кровь. Догадались, что это? (Подорожник).

5. Цветы згого дерева обладают целебными свойствами. Не случайно их пыльцу очень любят пчелы. Цветет дерево в конце июня. Цветочки бледно-желтого цвета собраны в соцветия- кисточки и очень сильно и приятно пахнет. Их собирают, сушат и заваривают зимой вместо чая от простуды и кашля. А мёд с цветов этого дерева считают самым душистым и лечебным. (Липа)

6. А в этом растении в ход идет все: и "вершки", и "корешки". Выращивают его на грядке. Белые дольки-"зубчики" сидят в земле. А над землей видны зеленые стрелы. Их можно добавлять в салат. У растения горький вкус и резкий запах, которые убивают вредных болезнетворных микробов. Особенно полезно есть "зубчики" зимой, чтобы защитить себя от гриппа. В них также много витаминов. Узнали, что это? (Чеснок)

Конкурс № 6. Аукцион "Четыре сезона".

Давайте вспомним, какую одежду носят летом, весной, осенью, зимой. Назовем предметы одежды, обуви, головные уборы можно по очереди, а условие аукциона такое: выигрывает тот, кто называет слово последним.

Жюри подводит итоги экологической викгорины.

Побеждает дружба.

Вручение памятных призов.

Ведущий: Ребята, сегодня у нас победила дружба.

А, кто из вас знает песню про дружбу?

Участники поют песню про дружбу.

Викторина о временах года с ответами для младших школьников

Викторина по окружающему миру «Времена года»

Учитель: Петрюк Елена Владимировна
Филиал МОУ СОШ № 17 – СОШ № 3 г. Карталы

Цель:
Систематизировать и расширить знания детей о сезонных изменениях в природе.
Активизировать познавательную деятельность детей, внимание и память.
Развивать зрительное восприятие, связную речь, умение обобщать и систематизировать представления о временах года.
Развивать логическое мышление.
Оборудование: картины времена года, рисунки детей, поделки из природного материала, музыкальное сопровождение, дерево с магнитами.

Ход занятия

Звучит музыка «Времена года». Выходит дети в костюмах «Осени», «Зимы», «Весны», «Лета» и читают стихотворение С. Чёрного

Зимою всего веселей
Сесть к печке у красных углей,
Лепешек горячих поесть,
В сугроб с голенищами влезть,
Весь пруд на коньках обежать
И бухнуться сразу в кровать.

Весною всего веселей
Кричать средь зеленых полей,
С барбоской сидеть на холме
И думать о белой зиме,
Пушистые вербы ломать
И в озеро камни бросать.

А летом всего веселей
Вишневый обкусывать клей,
Купаясь, всплывать на волну,
Гнать белку с сосны на сосну,
Костры разжигать у реки
И в поле срывать васильки...

Но осень еще веселей!
То сливы срываешь с ветвей,
То рвешь в огороде горох,
То взроешь рогатиной мох...
Стучит молотилка вдали -
И рожь на возах до земли...

Но тут влетает Кикимора (в руках у неё волшебное дерево) и кричит:
- Что у вас тут праздник? Мы посоветовались с кланом Кикимор и решили, что не бывать Осени, Весне, Зиме и Лету. И мы украли всех 12 месяцев! Вот так-то!

Ведущий: - Что нам делать теперь? Давайте, свяжем Кикимору, пока она нам не отдаст всех месяцев.

Кикимора : Не надо. Вам предстоит сложная работа. Вы должны быть сильнее нас и отгадать викторину. Тогда наши чары превратятся в пыль и месяцы к вам вернутся. Тогда я вам ещё дам подарки

Ведущий: 1 этап – осенние вопросы

1.У каких деревьев самый поздний листопад? (У дуба и осины)

2.Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я... (Капуста)

3.И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом... (Картошка)

4.Круглый бок, желтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репка)

5.Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а... (Лук)

6.Куда осенью прячутся бабочки? (В кору деревьев)

7.Отгадайте народную загадку. Этот месяц является родным внуком сентября, сыном октября и батюшкой зимы. (Ноябрь)

8.Что осенью называют «тихой охотой»? (Сбор грибов)

9.Кого, согласно известной пословице, по осени считают? (Цыплят)
10.Какой день называют днем «осеннего равноденствия»? (23 сентября)

Выходят осенние месяцы и читают четверостишия (Дети с надписью месяцев на груди)
СЕНТЯБРЬ:
Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря -
И открылась школа.
ОКТЯБРЬ:
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
НОЯБРЬ:
Мерзнет ветер в ноябре,
Холодом простужен:
Он на утренней заре
Встретился со стужей.

Ведущий: проходите и садитесь со своею Осенью


2 этап – зимние вопросы
1. Бегут по дорожке
Доски да ножки. (Лыжи.)

2. Один человек
На двух лошадях сразу едет. (Лыжник.)

3. Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы. (Санки.)

4. Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед
И мелькают огоньки.
Что несет меня? (Коньки.)

5. Вырос лес,
Белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не выехать. (Морозный узор на окне.)

6. Летит - молчит,
Лежит-молчит,
Когда умрет,
Тогда заревет. (Снег.)

7. В новой стене,
В круглом окне
Днем стекло разбито.
За ночь вставлено. (Прорубь.)

8. Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью оживает. (Лед.)

9. Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром. (Зимние месяцы.)

10. С одной стороны лес,
С другой - поле. (Шуба.)

ДЕКАБРЬ:
Дверь распахнула и вошла,
Укутав белым покрывалом
Деревья, улицы, дома...
Декабрь - и зима настала!
ЯНВАРЬ:
Как обычно в январе
Много снега во дворе,
Но беда невелика –
Слепим мы снеговика!
ФЕВРАЛЬ:
В феврале, в феврале
Вьюга мчится на метле,
Заметает все пути,
Чтобы марту не пройти,
Не пройти - не придти
И весну не привести!.

Ведущий: проходите и садитесь со своею матушке Зиме

3 этап – весенние вопросы


1.Какой сок собирается весной? (Березовый)
2.Что согласно пословице весенний день кормит? (Год)
3.В каком месяце наступает весна в Австралии? (В сентябре)
4.Наши предки считали появление этой птицы в апреле символом прихода весны. (Кукушка)
5.Какая часть растений первой отзывается на потепление весной? (Корни)
6.Существует ли в природе перелетные звери? (Да, существуют. Многие летучие мыши на зиму улетают на юг)
7.Какой весенний месяц в старину назывался травник? (Май)
8.Какую птицу, согласно пословице, нужно встречать вместе с весной? (Грач)
9.Какой из весенних цветков меняет свой цвет целых четыре раза? (Медуница. Когда цветок распускается, то становится розовым, потом пурпурным, затем фиолетовым, а в конце синим)
10.Какой весенний месяц должен быть холодным, чтобы не быть голодным, согласно народной мудрости? (Май)

Выходят зимние месяцы и читают четверостишия (Дети с надписью месяцев на груди)

МАРТ:
Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.
АПРЕЛЬ:
Горихвостка прилетела,
И с утра звенит капель,
И малиновка запела:
«Здравствуй, звонкий друг, Апрель!»
МАЙ:
Распустился ландыш в мае
В самый праздник - в первый день.
Май цветами провожая
Распускается сирень.

Ведущий: проходите и садитесь со своею матушке Весне

4 этап – летние вопросы:


1. Как зовут меня, скажи?
Часто прячусь я во ржи.
Скромный полевой цветок,
Синеглазый…
(василек)
2. Вот полянка, вся в цветочках,
Словно в светло-синих точках.
Соберу здесь для Анютки
Голубые …
(незабудки)
3. Ой, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
(колокольчик)
4.Кто живет весною
С желтой головою?
Солнце ярче греет,
Голова белеет.
Ветер налетает, пух с него срывает.
(одуванчик)

5.На цветке цветок пьет цветочный сок. (Бабочка)
6.Как называется слабый дождь, при котором на небе нет туч, и часто светит солнце, после которого начинают расти грибы? (Грибной дождь)
7.Если вокруг муравейника много муравьев, какая погода, согласно народным приметам, нас ждет? (Хорошая, без дождя)
8.Этот месяц называет закатом лета. Какой? (Август)
9.Продолжите пословицу: «Каково лето, таково и …» (Сено)
10.Какой летний цветок вырастает на месте лесных пожарищ? (Иван-чай)

Выходят летние месяцы и читают четверостишия (Дети с надписью месяцев на груди)

ИЮНЬ:
Пришел июнь.
"Июнь! Июнь!" -
В саду щебечут птицы.
На одуванчик только дунь -
И весь он разлетится.
ИЮЛЬ:
Сенокос идет в июле,
Где-то гром ворчит порой.
И готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.
АВГУСТ:
Лето быстро пролетает,
Календарь листки роняет,
Пролетел так незаметно год.
Снова август наступает,
И грустить нас заставляет,
За собою осень он ведет.

Ведущий: проходите и садитесь вместе с Летом.

Давайте, ребята, отпустим Кикимору в лес.

Кикимора: Я теперь знаю, что все месяцы года и времена года нужны и важны! Давайте дружите все вместе!
Ведущий: Ребята, вам понравилось наше мероприятие?
Кикимора нам обещала подарки.

Сейчас встанут все ребята и взрослые, которые родились в зимние месяцы и подойдут к волшебному дереву и снимут с него магнит с Зимой;


-Далее встанут все ребята и взрослые, которые родились в зимние месяцы и подойдут к волшебному дереву и снимут с него магнит с Весной;


- Потом встанут все ребята и взрослые, которые родились в зимние месяцы и подойдут к волшебному дереву и снимут с него магнит с Летом;

Скажите пожалуйста, как Вы провели эти выходные? Катались на велосипеде, загорали на солнышке или играли в снежки, лепили снежную бабу? А какую одежду вы надеваете перед выходом на улицу?

Оказывается, столько всего интересного мы делаем каждый день, исходя из времени года. Летом отдыхаем на природе, осенью собираем гербарий из листьев, зимой катаемся на коньках и лыжах, а весной сбрасываем теплую одежку и радуемся ласковому солнцу. Каждое время года приносит что-то другое и новое. Каждый сезон меняет наш образ жизни, вид одежды, влияет на прогулки и развлечения. Вспомните школьный урок на тему времена года по предмету природоведение.

Немного сложновато?
Тогда сюда: Времена года для детей +3 до>7

Четыре времени года:

Времена года состоят из четырех сезонов: лето, когда дни наиболее длинные, а солнце поднимается высоко над горизонтом; зима - дни короткие, а ночи длинные; межсезонные времена года весна и осень, на которые приходится период переходной смены сезонов лета и зимы.

(для умеренного пояса, центральной части России)

Лето, сменяет прохладная осень, потом наступает зимняя стужа и после приходит долгожданная весенняя оттепель - и так бесконечное количество раз, из года в год. В чём же таинство этого природного явления и почему происходит смена времен года на Земле?

Чтобы в полной мере визуально представить картину как это происходит, стоит рассказать, как движется земной шар в космосе.

Этих движений два:

  • 1) Земля вокруг своей оси (условной линии, проходящей через центр северного и южного полюсов) совершает за сутки полный оборот. Благодаря этому астрономическому явлению день сменяет ночь. Когда на континентах, обращённых к Солнцу, горячий полдень, на неосвещаемых континентах - глубокая ночь.

  • 2) Земля перемещается по эллипсовидной траектории вокруг Солнца, совершая полный оборот в течение 1 года.

От чего же происходит смена времен года?

Орбита Земли эллиптическая, а не круговая, и есть на этой орбите ближайшая к Солнцу точка (перигелий), где до Солнца примерно 147 млн км, и самая дальняя (афелий 152 млн км). Эти 3% разницы в расстоянии приводят к примерно 7% разницы в количестве солнечной энергии, которую Земля получает в перилегии и афелии. Однако есть большое заблуждение, что чем ближе Земля к Солнцу, тем теплее, и наоборот, чем дальше, тем холоднее. Это неправильно! Как раз на перигелий в Северном полушарии приходится январь, середина самого холодного время года зимы.

Интересно, что положение Земли вообще не имеет никакого отношения к смене времен года. Ключевую роль играет угол наклона оси Земли, который составляет 23,5°. При движении Земли вокруг Солнца в течение года оказывается обращено то Северное полушарие, то Южное. Именно на том полушарии, которое ближе обращено к Солнце наступает лето, так как оно получает в 3 раза больше солнечного света и тепла. А на другом, обращенном дальше от Солнца, и получающем меньше тепла и солнечных часов, в это время идет зима.

Если бы не было угла наклона и земной шар перемещался вокруг Солнца в строго вертикальном положении, времена года отсутствовали бы вовсе, поскольку любые точки земного шара на освещаемой стороне были бы одинаково удалены Солнца, вследствие чего и воздух бы прогревался равномерно.

Как выглядит смена времен года для северного полушария


Лето

Во время того как Земля перемещается в течение года по орбите, северное полушарие из-за угла наклона оси оказывается расположено ближе к Солнцу и там наступает сезон лета. Светлое время суток по продолжительности увеличивается, а в районах, расположенных ближе к полюсу, даже в полночь на улице светло.

Зима

Далее, в процессе своего перемещения по орбите Земля оказывается на другой стороне по отношению к Солнцу, и теперь уже угол наклона удаляет северное полушарие от тёплых солнечных лучей и там наступает зима. Тёмное время суток увеличивается, а световой день становится коротким. А в это время на континенты южного полушария приходит лето.

Вот как выглядит смена времен года на материках Земли:

Интересно, что жители экваториального и тропических поясов знают о наступлении холодов понаслышке. Здесь сезонные перемены происходят настолько плавно, что практически не ощущаются, потому что экватор в независимости от положения планеты на орбите практически всегда одинаково удалён от Солнца.

Периоды равноденствий:

  • Весеннее равноденствие - 20 - 21 марта. Солнце переходит из южного полушария в северное.
  • Осеннее равноденствие - 22 - 23 сентября. Солнце переходит из северного полушария в южное.

Именно поэтому сезоны для Северного полушария противоположны сезонам в Южном полушарии. В период между месяцами март и сентябрь в течение суток большую часть времени к Солнцу обращено Северное полушарие и оно получает больше тепла солнечных лучей, чем южное полушарие земли. Это период лета в Северном полушарии, когда дни становятся длиннее, а ночи короче.

Через полгода положение земли к солнцу меняется, а наклон остается. Теперь в Южных широтах полушария Земли дни становятся длиннее, а солнце поднимается выше, в то время, как в Северных широтах полушария наступает зима. Этого цикла времени в течение года хватает, чтобы нагреть или охладить определенные участки планеты. Именно поэтому сезоны постепенно изменяются и делятся на времена года.

Земля состоит из климатических поясов, которым соответствует определенный климат. Это связано с различными физическими свойствами поверхности земли и воды в различных участках земного шара. Поэтому на разных континентах климатические сезоны начинаются по-разному по отношению к астрономическим временам года.

Так, на одном континенте выпадение снега может приходиться на зиму, а дожди на лето, а на другом континенте и вовсе может не быть снега и дождей в течение большого промежутка времени, зато сезон проливных дождей будут приходиться на строго определенный сезон года.

Климатические пояса на Земле:

  • Экваториальный пояс - на весну и осень приходятся сезоны засухи, в то время как лето и зима отличаются повышенной дождливостью.
  • Тропический пояс - большую часть года держится сухая, жаркая погода и только в один раз в год, в сезон дождей, выпадает большое количество осадков. также этот сезон является относительно холодным сезоном года.
  • Умеренный пояс (Западная Европа, Центральная часть России) весна и лето относительно сухие с кратковременным выпадением осадков, осень и зима характеризуются выпадением множества осадков и устойчивого снежного покрова.
  • Арктика и Антарктида - времена года сменяются только в виде смены полярного дня и ночи, изменения погодных условий практически не прослеживается и температура остается всегда ниже нуля.

А вот так увидел времена года норвежский фотограф Eirik Solheim, совместив отснятые кадры с одного и того же места в 40 секунд уникального видео смены сезонов:

(One year in 40 seconds. Eirik Solheim )

Уникальный видеоролик про смену времен года. Все сезонные изменения природы за целый год всего за 40 секунд. Автор делал по одной фотографии почти каждый день в течении года, результатом стало сведение необычного эксперимента в короткий видеоролик, наглядно демонстрирующий, как меняется природа проходя через все четыре времени года.

Подытожим: лето наступает в тот момент, когда полушарие в котором мы живем больше обращено к Солнцу и получает больше тепла, а когда в нашем полушарии Солнце светит меньше, то идет зима. Это не зависит от расстояния Земли до Солнца, а происходит из-за наклона земной оси в 23,5°.

Рабочая тетрадь "Окружающий мир" за второй класс, часть вторая, УМК "Перспектива", авторы тетради - Плешаков, Новицкая. Если первая часть была полностью посвящена осени, логично, что вторая должна охватить зиму, весну и лето. Да, о зиме и весне страниц много, но темы в точности повторяют 1 часть рабочей тетради.

Немного не понятно, зачем 3 раза за учебный год учить созвездия звездного неба или одних и тех же птиц, но авторы учебника распорядились именно так. Про лето и вовсе только пара страничек, хотя, согласитесь, это время года чуть ли ни одно из самых замечательных и примечательных.

Наш решебник содержит все гдз, ответы на задания ко второй части рабочей тетради по окружающему миру за 2 класс по Перспективе. Все ответы проверены учителем начальных классов. На многие задания вы сможете найти расширенный ответ, доклад или презентацию на страницах нашего сайта.

Ответы ко 2-й части рабочей тетради за 2 класс

Кликайте по номерам страниц, чтобы посмотреть ответы на задания.

Зима

Страница 3-5. Зимние месяцы

Задание 1. В первом столбце прочитай вслух названия зимних месяцев и древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий зимних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.

1 столбец: децембер, януариус, фебруариус.

2 столбец: декабрь, январь, февраль. Названия по звучанию похожи на римские.

3 столбец: студень, сечень, снежень.

2. Запишите названия зимних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны с


2) с явлениями живой природы;
3) с трудом людей.

Выбрать варианты вы можете на страничке Названия зимних месяцев, связанные с явлениями живой и неживой природы, с трудом людей >>

Задание 3. Велика Россия. Поэтому и зима приходит в разные ее края в разное время. И длится ее владычество разные сроки. Запиши даты, когда зима приходит в ваш край и когда уходит.

Зима на Урале и в Сибири – самое продолжительное время года. Она начинается обычно в конце октября, когда устанавливается постоянный снежный покров и отрицательные температуры воздуха. Заканчивается зима в этих краях в 20-х числах марта. Снежный покров лежит около 5 месяцев и достигает толщины в среднем 30-40 см.

Зима в Европейской части России примерно совпадает с календарной: с начала декабря по конец февраля.

Зима в Краснодарском крае короткая, в ноябре еще может стоять плюсовая температура. Зима начинается в середине декабря, а к началу февраля уже уступает место весенним явлениям природы.

Задание 4. Рассмотри фотографию. Сочини к ней стихотворение, присловье, загадку (на выбор) о красавице-зиме. Запиши.

Белая вата весь лес согрела. (Снег).

Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег).

Намело, навьюжило.
Все деревья в кружеве!
Снег на соснах, на кустах,
В белых шубках ели.
И запутались в ветвях
Буйные метели.

Задание 5. Помести фотографии или рисунки родного города (села), сделанные зимой. Придумай и напиши к ним подписи.

Городской сад зимой

Площадь Ленина зимой

Храм Василия Блаженного зимой

Храм Христа Спасителя зимой

Страница 6-7. Зима - время науки и сказок

Задание 2 . Запиши народные приметы на урожай в твоем крае.

Ответ: Если в Сретение (15 февраля) по дороге несет снег – жди хорошего урожая.
При большом снеге и хлеба будет много, а при малом и хлеба мало.
Ясный новогодний день - к богатому урожаю хлеба, к нему же на Новый год сильный мороз и снегопад.
Если лед на реке ровный, значит хлеба будет мало, а если лед становится грудами – хлеба будет много.

Выбрать еще приметы вы можете со странички Народные приметы на урожай >>

Задание 3. Вспомни сказку народов твоего края про животных. Нарисуй к ней рисунок.

Вспомним сказку "Зимовье зверей". Рисунок:

Задание 4. Подбери и запиши пословицу, выражающую смысл сказки, к которой нарисован твой рисунок.

Пословица: Готовь сани летом, а телегу зимой.

Страница 8-9. Зима в неживой природе

Задание 1. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца зимой. Объясни свой выбор.

Ответ: самый крайний рисунок справа, потому что на нем солнце ниже всего и видны признаки зимы: снег, деревья без листьев.

Задание 2. Составьте список зимних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Солнце в небе поднимается низко. Короткий день. Мороз. Снегопад, метель. Лед на водоемах. Оттепель и гололедица. Изморозь на деревьях.

Задание 3. Запиши даты:

Задание 4. Понаблюдайте за погодой зимой. Каждый месяц ведите наблюдения в течение одной недели (примерно в середине месяца). Результаты заносите в таблицы, пользуясь условными знаками.

Если вы не смогли понаблюдать за погодой, то вам поможет сайт архив погоды сайта гисметео (gismeteo.ru), на нем есть дневник погоды для школьников. Выписываем погоду за нужные дни и перерисовываем те же условные обозначения.

Страница 10-11. Звездное небо зимой

Задание 1. Найди на рисунке Полярную звезду и подпиши ее. Объясни (устно), как тебе удалось отыскать эту звезду среди других.

Полярная звезда - самая яркая звезда созвездия Малая Медведица (малый ковш), находится на конце ковша.

Задание 2. Придумай сказку о созвездии Малая Медведица и Полярной звезде. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

Далеко далеко от земли жила Полярная звезда, которая хотела очень многое узнать о Земле. И задумавшись, не удержалась она на небе и упала в лес, да не просто в лес а прямо на хвост медвежонку - маленькой медведице, которая гуляла по лесу. Медведица удивилась и спросила:
- Кто ты?
- Я - Полярная звезда! Я упала с неба - ответила гостья.
- Зачем ты прилетела сюда?
Звезда не задумываясь ответила:
- Чтобы посмотреть, что такое земля.
Тогда маленькая медведица с восторгом предложила ей всё показать, и они отправились гулять по лесу. Они любовались замечательными красивыми растениями и не менее красивыми животными. Звёздочке всё понравилось и она пригласила медведицу в гости к себе на небо. Они в миг очутились на небе, и гостье так там понравилось, что она решила остаться на небе. Теперь они неразлучные друзья и называются Малая медведица и Полярная звезда.

Задание 3. Впиши названия сторон горизонта.

Если встать лицом к Полярной звезде, то впереди будет север, сзади - юг, слева - запад, справа - восток.

Задание 4. С помощью иллюстрации учебника соедини звезды на рисунке (с.11) так, чтобы получился фрагмент созвездия Орион. Найди на рисунке звезду Сириус и подпиши ее. Объясни (устно), что тебе помогло отыскать эту звезду.

Если по поясу Ориона провести прямую справа налево, то первая яркая звезда на этой прямой и будет Сириус.

Задание 5. Запиши названия созвездий и звезд, которые удалось увидеть на зимнем небе.

Созвездия: Орион, Большой и Малый пес, Телец, Близнецы, Единорог, Рак.

Звезды: Полярная звезда, Сириус, Капелла, Бетельгейзе.

Страница 12-13. Зима в мире растений

Задание 1.

Ответ слева направо: липа, ясень, клён, рябина, вяз.

Задание 2.

Ответ слева направо: ель, лиственница, сосна.

Задание 3. Догадайся, какое растение изображено на фотографии.

Ответ: можжевельник.

Задание 4. Во время прогулки постарайтесь определить несколько деревьев и кустарников в зимнем наряде (по силуэтам, плодам, шишкам и другим признакам). Запиши названия растений и нарисуй признаки, по которым вы определили эти растения.

Примеры рисунков:

Рябину можно определить по плодам, собранным в грозди.

Шиповник определим по красным вытянутым плодам.

Березу определим по белому стволу.

Ясень определим по вытянутым семенам, собранным в метелки.

Страница 14-15. Зимние праздники

Задание 1. Поздравь своего одноклассника рождественской песенкой-колядкой.

Коляда, коляда!
Выходила коляда из Нова-города.
Как искала коляда Машенькиного двора.
Нашла коляда Машин двор.
Машин двор не мал, не велик,....
Счастья, радости тебе, Машенька!

Задание 3.

Ответ: закрашиваем кружок у ангелочка, лебедя и лимона. Можно отметить шишку на ваше усмотрение.

Страница 16-17. Растения в домашней аптечке

Задание 2. Практическая работа "Лекарственные растения".

Название растений - Какие части используются

шиповник - плоды
зверобой - цветки, листья, стебель
цикламен - клубни
ромашка аптечная - цветы
можжевельник - плоды
календула - цветы

Задание 2. Разгадайте кроссворд с помощью текста учебника.

1. Валериана

3. Календула
4. Липа
5. Подорожник
6. Тысячелистник

Задание 3. Запиши названия лекарственных растений домашней аптечки.

Ответ: шиповник, зверобой, мята, ромашка, тысячелистник, шалфей, календула.

Страница 18-19. Зимняя жизнь птиц и зверей

1. Узнайте птиц по клювам. Соедините линиями рисунки и названия.

Задание 2. Узнай зверей по описаниям. Напиши названия.

Задание 3. Что изменилось в поведении птиц, за которыми вы наблюдали осенью?

Птицы все чаще стали прилетать к жилью человека. Синички даже могут залететь на балкон, если открыть окно. Они ищут корм.

Каких еще птиц вам удалось увидеть?

Синицы, снегири.

Понаблюдайте за птицами у кормушки.
По результатам наблюдений напиши рассказ. Проиллюстрируй его рисунком.

Мы смастерили из дощечек кормушку. Папа повесил ее на дереве в парке. Мама насыпала в нее семечки и зернышки. Но птицы долго не прилетали. Наконец, однажды мы обнаружили, что корм исчез! Это означало, что птицы нашли наш подарок! Мы стали приходить чаще и приносить свежий корм.

Страница 20-21. Невидимые нити в зимнем лесу

Задание 1. Как связаны между собой ель и лесные животные?

Клест, дятел, белка, мышь, заяц кормятся семенами ели и распространяют их. Весной семена, которые уронили эти животные, прорастут, из них вырастут новые ели.

Задание 2. Прочитайте в учебнике рассказ "Как животные друг другу помогают". Соедините рисунки стрелками так, чтобы показать связи в зимнем лесу.

Страница 22-23. В феврале зима с весной встречается впервой

1. Составь короткий устный рассказ о феврале, используя в нем слова "межа", "граница", "рубеж".

Рассказ о феврале.

Февраль - последний месяц зимы, межа между зимой и весной. Между февралем и мартом проходит граница или рубеж между холодом и теплом. Говорят, что в феврале зима с весной встречаются. Это значит, что становится теплее, и ощущаются первые признаки весны. Снег еще не сошел, но солнце пригревает, образуются проталины.

Нарисуй картинку к своему рассказу.

Задание 2. Отгадай загадку.

Висит за окошком кулек ледяной.
Он весело плачет и пахнет весной.

Отгадка: СОСУЛЬКА.

Задание 3. Узнай домашний рецепт приготовления блинов, запиши его и расскажи о нем одноклассникам.

2 яйца, 3 столовые ложки сахара, 1 литр молока, половина чайной ложки соли, муки столько, сколько вберет тесто (оно должно получиться жидким), растительное масло.

Смешать яйца с сахаром, добавить муку, соль, молоко. Хорошо размешать тесто, чтобы не было комочков. В тесто можно добавить 3-4 ложки растительного масла.

Жарить на горячей сковороде, смазанной растительным маслом.

Задание 4. Подбери и приклей фотографию зимнего праздника по старинному календарю народов твоего края.

Сретение означает встреча. Этот праздник пришел к нам с Библейских страниц. Одному старцу по имени Симеон было обещано Богом, что он не умрет, пока не увидит обещанного Мессию (Христа). И вот однажды, когда он был в храме, Мария и Иосиф принесли Младенца Иисуса, чтобы исполнить закон. Симеон взял Младенца Иисуса на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.". В честь этого события и празднуют праздник Сретение.
Считается, что в Сретение зима с весной встречается.

Страница 24-25. Зимний труд

Задание 1. Расскажи (устно) о старинном женском труде в зимнюю пору.

Зимой женщины занимались рукоделием, пряли пряжу, ткали, шили и вышивали. Еще они ухаживали за домашними животными.

Задание 2. Заполнить пропуски в тексте самостоятельно или с помощью учебника.

Хорошие условия для хранения зерна люди создают в зернохранилищах - элеваторах.
Домашних животных зимой держат в помещениях. Там должно быть тепло, сухо, светло.
Четвероногим друзьям зимой надо добавлять в пищу витамины.
После оттепели, в гололедицу дороги и тротуары посыпают песком.
Комнатные растения зимой поливают редко.

Задание 3.

Ответ слева направо: лук, фиалка, декабрист, лимон.

Страница 26-27. Будь здоров

Задание 1.

Задание 2. Подумай и запиши, какие качество развивают игры, в которые ты любишь играть зимой.

Зимние игры на снегу закаляют мое здоровье, развивают выносливость, ловкость и силу. А при строительстве фигур из снега - фантазию.

Задание 3. Зимняя игра народов вашего края.

Приз на столбе

У многих народов, в том числе и у русских, была такая зимняя забава. Посреди площади устанавливали большой столб. Его обливали водой. На морозе вода превращалась в лед, и столб становился очень скользким. На верхушке столба вешали ценный приз, например, красные сапоги. Вот тут и начиналась игра! Любой парень или мужчина мог попробовать взобраться на самый верх и снять сапоги. Но подняться по скользкому столбу удавалось только самым сильным и ловким.

Качества, которые развивает эта игра: ловкость, силу, сообразительность, смелость.

Страница 28-29. Охрана природы зимой

1. Нарисуй кормушку, в которой ты подкармливаешь птиц. Можно наклеить фотографию.

2. Напиши, какие еще пернатые гости бывали в твоей "столовой".

Ответ: Голуби, сорока, ворона.

3. Напиши, каким кормом ты подкармливаешь птиц.

Ответ: просо, семечки, сухарики.

4. С помощью учебника раскрась животных из Красной книги России и подпиши их названия.

Амурский тигр, филин.

5. Напиши рассказ о каком-либо животном, внесенном в красную книгу России (желательно живущем в твоем крае). Можно дополнить рассказ рисунком.

Ласка - самый маленький хищник, обитающий в нашем крае. Ласка уничтожает огромное количество мышей. Она живет в полях и лесах, а также по берегам рек и озер. Этот зверек ценится своим мехом. Летом у ласки шубка коричневая с белой грудкой, а зимой полностью белая.

Страница 30-31. Зимняя прогулка

Задание 1. Рассмотри фотографии. Подумай, в каких регионах России зимой людям требуется такая теплая одежда.

Ответ: в северных регионах России.

Задание 2.



Весна и лето

Страница 32-33. Весенние месяцы

1. В первом столбце прочитай вслух названия весенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий весенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце...

Узнай у старших и запишт в третий столбец названия весенних месяцев в языках народа твоего края.

1 столбец: мартиус, априлис, майус
2 столбец: март, апрель, май
3 столбец (на украинском): зимобор, снегогон, травень.

2. Запиши названия весенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:

а) с явлениями неживой природы -
б) с явлениями живой природы -
в) с трудом людей -

3. Помести фотографию или рисунок родного города (села), сделанные весной. Придумай и напиши подпись.

4. Вернись к с.6 и заверши проверку народных примет на урожай по дням святого Николая. Для этого проследи, сколько травы вырастет к 22 мая. Запиши свои зимние и весенние наблюдения:

Народный прогноз оправдался.

С. 34-35. Весна в неживой природе

1. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца весной. Объясни свой выбор.

Ответ: рисунок справа, потому что на нем солнце выше, в природы видны признаки весны: ледоход на реке, прилет птиц.

Составь список весенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Ответ: потепление, таяние снега, ледоход, полноводие рек, половодье, первая гроза

3. Запиши дату.

4. Понаблюдайте за погодой весной...

Актуальные данные для вашего города можно взять на сайте гисметео ру, в дневнике погоды для школьников.

Страница. 36-37. Весна - утро года

1. Запиши даты прихода весны по старинным календарям твоего края.

2. В отрывном календаре посмотри, насколько прибавился день. Запиши долготу дня:

Благовещение

Стр. 38-39. Звездное небо весной

2. ... Запиши названия созвездий и звезд, которые удалось увидеть на весеннем небе. Нарисуй одно из созвездий на с. 39.

Созвездия: Кассиопея, Лев, Большая Медведица, Малая Медведица.

Звезды: Регул, Полярная звезда, Сириус.

Созвездие, которое удалось увидеть на весеннем небе: Весы

3. Напиши рассказ об одном из созвездий весеннего неба.

Созвездие льва

Лев – это главная фигура ночного весеннего неба. Расположение ярких звёзд напоминает лежащего льва, голова и грудь которого представляют известный астеризм «Серп», похожий на зеркально отражённый вопросительный знак. Созвездие Льва очень богато на разные интересные объекты, которые очень легко рассмотреть в небольшой телескоп и даже невооруженным глазом. Его можно наблюдать с февраля по март в южной части ночного неба. Самые яркие звезды созвездия Льва: Регул, Денебола, Альгейба.

Регул - является самым главным объектом созвездия Льва. Звезда находится почти в центре созвездия и часто ассоциируется с сердцем. Это очень яркое светило, яркость которого в 160 раз выше, чем у нашего Солнца. Эта звезда располагается в 85 световых годах от нас, чем и объясняется ее высокий видимый блеск.

Денебола – второй по яркости объект, который относится ко Льву. Это крайняя звезда, которая часто именуется хвостом.

Альгейба – двойная звезда, одна из самых красивых на небе. Обозначает величественную гриву. Если присмотреться, то у слегка оранжевой звезды заметный золотистый спутник. Период обращения этой двойной системы примерно 510 лет.

4. Придумай сказку о созвездиях весеннего неба. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

Жил был в Африке могучий царь зверей - лев. Все его боялись и в страхе разбегались, когда он издавал свой грозный львиный рык. Но вот однажды ночью лев поднял вверх голову и увидел множество созвездий - там были и заяц, и медведи. Он громко зарычал на них, но ни одна звездочка не пошевелилась. Он зарычал еще громче, но никто на звездном небе не бросился от него наутек. Тогда лев захотел проучить звезды. Он прижался к земле и подпрыгнул так высоко, что попал прямиком на небо, но, посмотрев с высоты на Землю, так испугался, что замер и забыл, зачем он сюда забрался. Так и превратился могучий лев в созвездие Льва.

Страница 40-43. Весеннее пробуждение растений

Слева направо: ветреница, печёночникца, мать-и-мачеха, медуница, чистяк, хохлатка, гусиный лук.

2. Раскрась цветы. Назови их.

Слева направо: Хохлатка, медуница, гусиный лук

3. ... Соедини линиями рисунки и названия. Сделай это самостоятельно или с помощью учебника.
Названия деревьев подчеркни зелёным карандашом, кустарников - красным.

4. Понаблюдайте и запишите, когда в этом году зацвели:

Мать-и-мачеха - конец марта
Одуванчик - в мае
Ландыш - в начале мая
Черёмуха - в начале мая
Вишня - конец мая
Яблоня - конец мая, начало июня
Тополь - июнь
Берёза - в апреле
Ольха - в мае

5. Понаблюдай и запиши, когда начали распускаться листья орешника, яблони, берёзы, дуба.

Орешник: начало апреля - май.
Яблоня: конец апреля - середина мая.
Береза: конец апреля - середина мая.
Дуб: середина апреля - конец мая.

7. Напиши рассказ об одном из расцветающих растений. Воспользуйся для этого книгой "Зеленые страницы" или другой литературой (по своему выбору).

Черемуха

Это растение в народе ласково называют красавицей-невестой. Это связано с тем, что весной черемуха одевает праздничное белое одеяние и превращается в настоящее чудо.

Черемуха - это кустарник из семейства розоцветных. Ее ствол полностью покрыт корой темно-серого цвета, на котором встречаются ржаво-бурые пятна. Листья у черемухи обратнояйцевидной формы. Цветки хоть и небольшие, но очень пахучие. Они белые и собраны в очень красивую кисть.

Черемуха является санитаром леса. У цветков и листьев есть специальный аромат, поэтому и обладает фитонцидным свойством. Это и сделало дерево особенным, так как это наделило его способностью убивать насекомых и микробов. Дерево беспощадно даже для комаров и клещей.

Про черемуху написано много стихов и песен.

Стр. 44-45. Чудесные цветники весной

1. Вырежи из приложения фотографии и приклей каждую в свое окошко.

2. Раскрась цветы. Назови их (устно)

Слева направо: тюльпаны, анютины глазки, нарциссы

3. Определите несколько растений весенних цветников. Нарисуй 2-3 растения или наклей фотографию.

Примула

Ландыш

4. Напиши рассказ об одном из растений весеннего цветника, о связанных с ним поверьях, легендах.

Примулы не зря называют первоцветами – весной они зацветают раньше всех.

В скандинавских сагах примулы называли ключами богини весны Фреи. Как только сойдет снег, приходит юная прекрасная богиня на землю, чтобы украсить ее цветами и травами. И где касается ее разноцветное ожерелье - радуга земли, там и вырастет первоцвет.

Примулы - многолетние растения и цветут только один раз в году - весной.

Страница 46-47. Весна в мире насекомых

1. Знаешь ли ты названия бабочек? Вырежи рисунки из Приложения и приклей их в окошки. Проверь себя по рисунку учебника.

3. Найдите в учебнике сведения о том, чем питаются насекомые. Запишите. Сделайте вывод, приносят ли эти насекомые ущерб человеку

Гусеница крапивницы - листья крапивы.
Гусеница траурницы - листья березы, осины.
Стрекоза - личинки комаров.
Личинка стрекозы - личинки комаров.
Муравей - насекомые.

Эти насекомые не наносят ущерб человеку.

4. Используя сведения из учебника, впишите в схемы названия животных, которые питаются комарами и их личинками.

Страница 48-49. Весна в мире птиц и зверей

1. С помощью текста учебника пронумеруй рисунки в той последовательности, в какой эти птицы возвращаются из теплых краев.

2. Понаблюдай и запиши, когда тебе впервые в этом году удалось увидеть грача - начало марта, скворца - конец марта, зяблика - конец марта, ласточку - конец мая.

3. В тексте учебника найди сведения о том, чем питаются разные звери. Запиши.

Ёж - насекомые, жабы.

Медведь - ягоды, насекомые, корни растений, рыба, крупные животные (лось, олень)

Летучая мышь - насекомые.

Закрасить кружок рядом с текстом "летучие мыши" - они просыпаются позже всех, потому что питаются только летающими насекомыми, а те начинают летать поздно.

4. Наблюдение за птицами.

Недалеко от нашего дома ласточки свили гнездо. Оно находилось под крышей магазина. Каждую весну ласточки возвращаются в своё гнездо и выводят птенцов. В конце лета они покидают свое жилище и улетают в теплые края.

Я не раз видела, как ласточки кормили своих птенцов. Когда мама или папа подлетали к гнезду, птенцы высовывали свои раскрытые клювы и начинали пищать, требовать корм. Мне очень нравится наблюдать за птицами.

Страница 50-51. Невидимые нити в весеннем лесу

1. С кем дружит ива?

3. Приведи пример невидимых нитей в весеннем лесу и изобрази его в виде схемы.

4. В дополнительной литературе найди сведения о жизни кукушки. В гнезда каких птиц она откладывает яйца? Напиши небольшой рассказ о кукушке.

Кукушка - перелётная птица. Она подкладывает свои яйца в гнезда других птиц, таких как: трясогузка, горихвостка, зарянка, зяблик, вьюрок. Кукушки поедают мохнатых гусениц, которых другие птицы не едят. У кукушек кукует самец, а не самка.

Страница 52-53. Весенний труд

1. Отгадай загадки о мужском весеннем труде и его старинных орудиях. Запиши отгадки.

С края на край режу черный каравай... Рогожка в окошках всё поле покрыла.

2. Отгадай загадки о женском весеннем труде. Запиши отгадки. Проверь себя по Приложению.

Гром гремит, молния сверкает, с одного берега тает, с другого замерзает (ткут полотно).

Птичка-невеличка носиком нырнет, хвостиком вильнет, дорожку проведет (вышивание)

3. Загадка.

Клочьями рвали, по полю вязали,
Били меня, колотили меня,
Крутили, ткали,
Под ключ запирали, на стол сажали.

Отгадка: лён.

4. Подбери и приклей фотографию весенних работ в твоей семье.

Страница 54-55. Старинные весенние праздники

1. Отгадай загадку. Запиши отгадку. Проверь себя по Приложению.

Лежит мост
На семь верст,
В конце моста -
Золотая верста.

Отгадка: ВЕЛИКИЙ ПОСТ И ПАСХА.

2. Прочитай текст песни, которой поздравляли молодоженов.Вместо пропусков запиши пожелания.

Еще дома ли хозяин,
Во дому ли господин?
Поздравляем с молодцом,
С Алексеюшкой!
Со вьюницей-молодицей,
Со Татьянушкой!
Сколько в лесу пеньков -
Столько желаем вам сынков!
Сколько в лугу кочек -
Столько желаем дочек!

3. Прочитай текст русской песни о берёзке. Подчеркни в тексте песни все ласковые слова. Запиши слова со значением цвета.

Ласковые слова (их надо подчеркнуть): березонька, ветерок, дождичек.

Слова со значением цвета: зеленое, зеленеть, белая, русые.

4. Подбери и приклей фотографию весеннего праздника по старинному календарю народов твоего края.

Светлая Пасха - Христос воскрес!

Стр. 56-57. Будь здоров!

1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть весной. Вместо рисунков здесь можно поместить фотографии.

2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть весной.

Ответ: Творческие способности, дружелюбие, терпение.

3. Попроси старших в семье рассказать о правилах одной из игр народов вашего края.

Городки - русская народная спортивная игра. В этой игре необходимо с определенных расстояний «выбивать» метанием биты «города» - фигуры, составленные различным образом из пяти деревянных цилиндров (чурок), называемых «городками» или «рюхами».

Для игры в городки используются 15 фигур. Победителем считается игрок или команда, затратившие на выбивание фигур наименьшее количество бит. Фигуры начинают выбивать с кона (дальней линии). Если выбить хотя бы один городок, оставшиеся выбиваются с полукона (ближней линии); фигуру «закрытое письмо» выбивают только с кона, причем сначала - городок в центре, обозначающий «марку». В каждой партии может разыгрываться 6, 10 или 15 фигур. Все фигуры, кроме 15-й строятся на лицевой линии города.

Городок считается выбитым, когда он полностью вышел на заднюю или боковые линии города. Если городок вылетит вперед к штрафной линии или за ее пределы в направлении полукона, то он ставится в пригород, против центра города: в 20 см от штрафной линии, если из фигуры выбит хотя бы один городок или в 40 см, если из фигуры не выбит ни один городок. Городок, вышедший за линию и вновь вкатившийся в город или пригород, считается выбитым.

Подумай и запиши, какие качества развивает эта народная игра.

Ответ: Ловкость, силу, глазомер, умение сосредоточиться.

Стр. 58-59. Охрана природы весной

2. С помощью учебника раскрась этих представителей Красной книги России. Подпиши их названия.

3. Напиши рассказ о каком-нибудь грибе, растении или животном, внесенном в Красную книгу России.

Гриб баран (грифола курчавая)

Гриб - баран – редкий и очень интересный вид. Обычно он выбирает для своего местообитания леса с широколиственными деревьями. Он любит селиться на кленах и дубах, реже выбирая за своего хозяина каштаны и бук. Собирают же эти грибы только в августе и сентябре, а вес одного гриба иной раз может достигать десяти килограммов.

Стр. 60-61. Весенняя прогулка

Фото с прогулки:

Грачи прилетели

Верба цветет

Первоцвет

Стр. 62-65. Лето красное

1. Названия летних месяцев.

1 столбец: юниус, юлиус, августус
2 столбец: июнь, июль, август
3 столбец (на украинском): червень, липень, серпень

2. Запишите названия летних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны с

1) с явлениями неживой природы;
2) с явлениями живой природы;
3) с трудом людей.

Выбрать можно со странички: Названия месяцев, связанные с явлениями живой и неживой природы, с трудом людей

3. В разных краях великой нашей Родины у лета свой срок. Запиши даты, когда лето приходит в ваш край и когда уходит.

Подсказка: здесь не надо искать даты праздников в старинных календарях, ведь того не требует вопрос. Просто, напишите, когда в вашем краю становится тепло. Например, в Краснодарском крае лето часто наступает в середине мая, а уходит в начале октября. На Урале и в Сибири лето приходит в июне, уходит в августе.

4. Помести фотографию или рисунок родного города (села), сделанные летом. Придумай и напиши подпись.

Парк летом

5. С помощью отрывного календаря узнай, сколько длится светлое время суток в дни летнего солнцестояния, летнего солнцеворота и в Петров день. Запиши свои наблюдения.

Примечание: Долгота дня записана для Москвы.

6. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца летом.

Ответ: на крайнем рисунке справа. Солнце на нем расположено выше всего, деревья одеты в листву.

7. Запиши даты:

8. Понаблюдайте за погодой летом. Ведите наблюдения, результаты заносите в таблицу.

* Если вы не смогли понаблюдать за погодой, то вам поможет сайт Гисметео - дневник погоды для школьников, где нужно выбрать город и дату и увидеть данные о погоде.

Страница 66-67. Летние праздники и труд

Согнута в дугу, Летом на лугу, Зимой на крюку - КОСА

Зубастые, а не кусаются - ГРАБЛИ.

3. Вырежи из приложения рисунки даров лета. Наклей их в окошки слева направо так, как идут друг за другом праздники трех Спасов в августе.

МЕД ЯБЛОКИ ОРЕХИ

Даты праздников:

4. Нарисуй условный знак к выражению "круглый год".

Стр. 68. Летняя прогулка

Поместите любые свои фотографии летом.

Если что-то не понятно, спрашивайте в комментариях.



Похожие публикации