Агрессия психологический. Агрессивное поведение. Что нужно для этого сделать

В ежедневных сводках постоянно мелькают события, которые происходят из-за человеческой агрессивности. В повседневной жизни любого сопровождают ссоры, конфликты, крики и так далее. В современных реалиях агрессия воспринимается как негативное явление, поэтому подвергается осуждению. Однако это никак не влияет на существование вражеских группировок.

Для того чтобы понять, как сдерживать агрессию, нужно более подробнее разобраться в причинах ее появления, а также в самом понятии.

Что такое агрессия?

Для того чтобы разобраться с понятием “агрессия”, необходимо проанализировать данный термин. В психологии это явление представляет собой совершение разрушающих действий, которые способны нанести вред как психологический, так и физический предметам или живым существам.

Если рассматривать анализы различных ученых, то следует заметить - агрессию называют не только специфическим поведением, но также состоянием человека.

Известный психотерапевт Зигмунд Фрейд отмечал, что данное явление представляет собой предрасположенность каждого объекта. Чем она выше, тем больше будет тенденция к проявлению агрессии. Поэтому описываемую реакцию можно считать естественной на различного рода стрессы и провоцирующие факторы. Агрессия способна быть деструктивной, а также конструктивной. В первом случае она является ответной, а во втором - позволяет человеку сохранить свою индивидуальность, самоутвердиться или же повысить самооценку. Помимо сказанного, агрессия - это способ снять напряжение.

Описываемое явление может быть как эмоциональным проявлением, так и показателем социального поведения. Агрессией можно назвать любое действие, которое способно каким-либо образом нанести вред. Жертвой может быть как неодушевленный предмет, так и человек (животное).

Некоторые психологи ставят агрессию на уровне с жестокостью, однако нужно понимать, что не всякое действие с описываемым явлением можно классифицировать как тяжкое. Агрессивность воспринимается как свойство личности, когда человек способен совершить какие-либо подобные действия в рамках защиты своих интересов и для того, чтобы добиться определенных результатов.

Данное явление можно рассматривать в двух вариантах: форма враждебности и характеристика адаптивности. В первом случае человек будет обижаться на всех, затевать ссоры или драки, наносить разрушающие “удары”. Во втором варианте личность пытается защитить себя, свои права и сохранить независимость.

Таким образом, агрессивность может рассматриваться как негативное явление, так и условие, позволяющее человеку развиваться и реализовываться. Любому лидеру нужно иметь хотя бы малую долю агрессии, чтобы контролировать других.

Характеристика агрессии

Как уже было сказано выше, проявление агрессии следует рассматривать в двух аспектах. Один из них заключается в желании причинить вред, а второй - в необходимости, что позволяет гармонически развиваться.

В научной литературе указывается то, что при отсутствии агрессивности человек может стать пассивным и, как следствие, его индивидуальность будет стираться, а существование станет невыносимым. Данное явление есть у каждого человека, однако оно имеет различный уровень и особенности. То, насколько сильная агрессия, а также как долго она длится, полностью зависит от многих нюансов. Подобные негативные явления следует рассматривать еще со стороны факторов, которые воздействуют на человека, то есть ситуационные, психологические, физиологические и так далее. К этому нужно добавить, что агрессия - это реакция человека на какую-либо неудовлетворенность, связанную с окружающей действительностью. Она может иметь скрытый характер либо же явный, быть прямой или непрямой, пассивной или активной, вербальной или физической. Рассмотрим классификацию подобных действий. Выделяется 5 разных форм.

Формы агрессии

Рассмотрим более подробно виды агрессии.

  • Существует физическая. Она заключается в проявлении силы к любому живому организму.
  • Непрямая форма говорит о том, что человек ведет себя агрессивно не по отношению к причине раздраженности. Эти эмоции проявляются в сторону другого. Иногда человек в такой ситуации может выражать агрессию, хлопая дверями, постукивая по столу и так далее.
  • Словесная агрессия проявляется криками и ссорами, а также нередко люди используют брань, нецензурные слова, угрозы и прочее.
  • Негативизм характеризуется тем, что возникает агрессивное поведение к старшим по возрасту, а также по социальному положению людям. То есть, в таком случае вспышка агрессии будет проявляться только в сторону авторитета.
  • Последняя форма - это склонность человека к раздражению. То есть объект становится агрессивным даже при самой маленькой степени возбудимости: он очень вспыльчив, резок и груб.

Причины

Любая агрессия, как правило, проявляется вследствие каких-либо факторов. Именно они провоцируют человека на возникновение такой реакции. Следует рассмотреть основные причины, которые могут быть.

  • Особенности характера, темперамента.
  • Факторы поведенческого, социального, психологического типа и так далее.
  • Ненависть, которая проявляется по отношению к моральным убеждениям, а также попытка агрессивно утвердить в обществе свои идеалы.

Описание провоцирующих факторов

Для того чтобы вести борьбу с агрессией, необходимо знать, какие факторы способствуют повышению уровня такого явления. Рассмотрим их по отдельности.

  • Поведенческие. Речь идет о действиях, которые направлены на остановку развития человека. Сюда же следует отнести отсутствие стремления к саморазвитию, а также такие трудности, как вандализм или бесцельность самого существования.
  • Социальные. На человека могут влиять такие факторы, как политика, экономика самого государства. В том случае, когда в обществе проявляется какой-либо культ насилия или враждебности, а также какие-то вещи начинают резко пропагандироваться СМИ, то любой может проявлять агрессию. Следует также отметить влияние людей, которые окружают человека, а еще низкое социальное положение в самом обществе.
  • Личностные факторы. Речь идет о характере человека. Например, агрессивным будет тот, у кого повышенная тревожность, раздражительность, депрессивность, проблемы с развитием, самооценкой, с проявлением эмоций, гендерными ролями, имеются различные зависимости, трудности при общении в социуме.
  • Ситуативные. Сюда нужно отнести условия температурного и климатического типа, влияние культуры, стрессовые ситуации, ожидание какой-либо мести или же приступа агрессии со стороны другого человека.

Проявления в разных возрастных категориях

То, как человек проявляет свою агрессивность, зависит от большого количества факторов. Среди них нужно отметить индивидуальное развитие, возрастную категорию, опыт, нервную систему, а также воздействие вышеописанных нюансов на жизнь человека. Особая роль при выяснении причин агрессии отводится системе воспитания и социальному окружению. В различном возрасте агрессивность может проявляться по-разному.

  • Если речь идет о малышах, то они плачут, кричат, не улыбаются, не хотят идти на контакт с родителями. Помимо этого ребенок может причинять вред младшим и животным.
  • В дошкольном возрасте проявление агрессии становится более разнообразным. Дети используют не только крик и плач, но также могут кусаться, плеваться, употребляют обидные слова и так далее. Как правило, в таком возрасте подобная реакция несет только импульсивный характер.
  • Агрессия школьников зачастую проявляется причинением вреда слабым детям. Они могут издеваться над другими, оказывать давление, насмехаться и влезать в драки.
  • В подростковом периоде агрессивность может проявляться из-за воздействия со стороны сверстников. Как правило, в таком возрасте данное явление является способом утвердиться в коллективе, а также занять особое место в обществе. Следует отметить, что часто агрессия у подростков возникает не только из-за ситуации, в которую он попал, но и также считается проявлением характера.
  • Отдельно нужно отметить появление агрессивности уже во взрослом возрасте, так как на человека будет воздействовать большее количество факторов, учитывая то, что характер уже является сформированным. Следует выделить наличие страха, который направлен на то, что общество может не принимать и не признавать, сильной раздражительности, импульсивности, подозрительности, зависимости от различных примет. Такие люди, как правило, испытывают только страх и обиду. Они не способны чувствовать вину и ответственность. Им также очень тяжело адаптироваться в новом обществе.

Условия формирования

Следует разобраться, что провоцирует агрессию у ребенка и взрослых людей. Наиболее значимыми условиями, которые формируют такое проявление, нужно выделить влияние СМИ, семейных факторов, агрессию со стороны окружающих, а также индивидуальные, возрастные и половые особенности.

Что касаемо масс-медиа, то в психологии этот фактор под вопросом. Рассмотрим условия, которые способны вызвать агрессию у ребенка или взрослого.

Почему появляются негативные эмоции? Причин тому несколько:

  • то, что пропагандируют масс-медиа, принимается человеком как проявление агрессии;
  • принятие себя как негативного героя из ролика или фильма;
  • отождествление себя как объекта, способного причинить вред какой-либо жертве;
  • показываемые ситуации выглядят слишком реалистично. Они могут существенно оказывать влияние на эмоциональную сферу человека.

Диагностика

Очень важно правильно провести диагностику агрессии для того, чтобы полностью ее побороть. Учитывая то, что данное явление у каждого человека развито по-разному, нужно точно изучать все особенности психотипа конкретного пациента. Необходимо не просто наблюдать за поведением, но и также провести диагностику, состоящую из различных методик. Они позволят не только понять всю ситуацию с субъективной стороны, но и еще объективно подтвердить результаты, которые были выявлены.

Внутреннюю агрессивность рассмотреть с медицинской точки зрения довольно сложно, так как большая часть методик направлена только на выявление внешних проявлений. На данный момент врачи используют опросник Басса-Дарки, тест Ассингера, а также некоторые другие методики. Они позволяют понять, что человек чувствует и каковы же причины агрессии. Рассмотрим отдельно каждую методику.

  • Тест Ассингера. Он необходим для того, чтобы выявить агрессию в отношениях. Благодаря ему можно разобраться, какой уровень негативных эмоций возникает у человека при разговоре с кем-то другим. Таким образом, становится понятным, легко ли ему дается общение, как он строит контакты с окружающими людьми и так далее.
  • Тест Айзенка. Благодаря ему можно проверить психическое состояние пациента. Имеется 4 шкалы. Они описывают различные состояния психики: фрустрацию, тревожность, ригидность и непосредственно агрессию.
  • Опросник Басса-Дарки. Он состоит из 8 шкал и позволяет определить то, какая агрессия у человека доминирует. Также можно понять по подсчету индекса, насколько выражена враждебность.

Нужно отметить, что эти методики не являются универсальными. Поэтому понять лишь по одному тесту, почему агрессия у человека появляется слишком часто, не получится. Диагностика должна всегда состоять из целого комплекса, что позволяет говорить про реальные результаты.

Корректировка состояния

Невозможно говорить о полном излечении от агрессивности, потому что она заболеванием не является. Данное явление - это свойство личности, которое может усиливаться или же, наоборот, подавляться. Все зависит от самосознания, саморегуляции и особенностей конкретного человека. Ученые также говорят о влиянии генетических условий на формирование агрессии. Однако она больше зависит все-таки от навыков социального общения, а также тех факторов, которые влияют на человека ежедневно. Поэтому для лечения проявления агрессии у ребенка или взрослого важно использовать коррекционные методы. Они снижают уровень враждебности. Следует заметить, что проявление такой эмоции не является неизбежной формой реагирования психики на различные трудности.

Уже давно доказано: если правильно работать над собой, а также создать комфортные условия для существования, то можно не только научиться контролировать подобные приступы, но и полностью прекратить их появление. Коррекцию агрессивности может осуществлять психолог либо же психотерапевт. К психиатру следует обращаться в том случае, если агрессия подростков или более взрослых людей дошла до критичной ситуации, когда человек способен навредить или себе, или другим живым существам.

Среди основных методов борьбы следует отметить гипноз, психодраму, психоанализ, тренинговые программы, а также аутогенную тренировку.

Очень интересным многие психологи считают тренинг, который позволяет человеку научиться общаться в социуме и приобрести определенные навыки. На нем специалист моделирует ситуации, в которых максимально показывается, что человек может спокойно отреагировать на любой конфликт либо же проявление агрессивности со стороны других людей. Устраиваются ролевые игры, что позволяет с максимальной безопасностью для психики человека переживать различные стрессовые ситуации. На тренинге также учат, как переносить полученные умения и навыки в свою жизнь.

Что делать с агрессивным ребенком?

Следует понимать то, что агрессия - это эмоции, которые дети часто испытывают. Главный шаг в борьбе с ней - внимание к ребенку. Если родители хорошо знают свое дитя, то они могут предотвратить внезапные вспышки. Если речь идет о физической агрессии - ее подавить будет проще, чем вербальную. Когда ребенок начинает выражать свои эмоции какими-либо способами, его нужно отвлечь. Можно придумать какое-то интересное занятие. Если ребенок стал причинять вред другому, то за такое его следует наказать.

Когда малыш не понимает, что ему нужно остановиться, рекомендуется максимально доступно объяснить ему ошибку и дать наказание. При этом объект вражды надо окружить вниманием и заботой. Тогда ребенок поймет, что его поведение является проигрышным и нужного результата он не добьется.

Сначала он будет проявлять больше агрессии, отказываться убирать за собой, следовать советам и так далее, однако уже через время осознает, что подобная тактика невыгодна. Важно дать понять малышу, что несет ответственность за свои поступки, в том числе и за агрессию. После того как ребенок выполнил необходимые действия, которые были сделаны в качестве наказания, он должен быть поощрен.

Игры для агрессивных малышей

Агрессия - это явление негативного характера, которое нужно вовремя купировать. Если речь идет о ребенке со слишком импульсивным и вспыльчивым характером, то следует придумать методы, помогающие ему бороться с агрессией. Психологи рекомендуют выбирать те упражнения, которые позволят ему понять, что не обязательно издеваться над младшими, чтобы выплеснуть эмоции. Можно заниматься с ребенком при помощи игр. Хорошим вариантом будет покупка боксерской груши, выбивание подушек, бег или занятия на игровой площадке (в секции). Ребенку можно положить в карман бумагу, которую он будет рвать при стрессе. Именно так малыш сможет ликвидировать свои негативные эмоции и перестанет проецировать их на младших.

Информация к размышлению

В качестве итога необходимо подчеркнуть все, что было написано выше. Агрессией принято считать проявление характера человека, которое может быть воспринято как в позитивном свете, так и в негативном. Подобное явление позволяет лидерам сохранять авторитет. Агрессия также дает возможность контролировать людей. Благодаря ней можно утвердиться в социуме. Однако она хороша только в меру.

На данный момент в обществе негативные эмоции проявляются довольно часто. Это влияет на развитие у маленьких детей неосознанного стремления к проявлению своих чувств в агрессивной форме. Для предотвращения негативных ситуаций нужно бороться с данным явлением. Следует обращаться к психологу. Чем раньше это произойдет, тем лучше. Это связано с тем, что легче подавить агрессию только, когда она начинает проявляться, чем уже после сформировавшегося восприятия мира. Только благодаря проведению коррекционных мер можно предотвратить различные проблемы в обществе.

Психология человека - довольно сложное понятие, и агрессия считается негативным проявлением характера. Следует бороться с ней, чтобы не конфликтовать с миром и нормально общаться с социумом.

По мнению А. Басса, все многообразие агрессивных действий можно описать на основании трех шкал: физическая - вербальная , активная - пассивная , прямая - непрямая . Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий (табл. 1.1).

Другой подход к классификации агрессивных действий предложен в трудах отечественных криминологов И. А. Кудрявцева, Н. А. Ратиновой и О. Ф. Савиной (1997), где все многообразие актов агрессии было отнесено к трем различным классам на основании ведущего уровня саморегуляции поведения и места агрессивных проявлений в общей структуре деятельности субъекта.

По этим основаниям первый класс составляют акты агрессии, которые осуществляются на уровне деятельности , побуждаясь соответствующими агрессивными мотивами, а саморегуляция поведения протекает на наиболее высоком, личностном уровне. Такая деятельность субъекта является максимально произвольной и осознанной, здесь индивид обладает наибольшей свободой воли, селективностью выбора средств и способов действий. Соответственно выбор агрессивных или неагрессивных форм поведения и соотнесение его с общепринятыми нормами осуществляются на иерархически наиболее высоком - личностном уровне саморегуляции.

Тип агрессии Примеры
Физическая-активная-прямая Нанесение человеку ударов, избиение или ранение при помощи огнестрельного или холодного оружия
Физическая-активная-непрямая Закладка мин-ловушек, сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага
Физическая-пассивная-прямая Стремление физически не позволить другому достичь желаемой цели
Физическая-пассивная-непрямая Отказ от выполнения необходимых задач
Вербальная-активная-прямая Словесное оскорбление или унижение другого человека
Вербальная-активная-непрямая Распространение злостной клеветы
Вербальная-пассивная-прямая Отказ разговаривать с другим человеком
Вербальная-пассивная-непрямая Отказ давать словесные пояснения или объяснения

Второй класс, по мнению исследователей, образуют акты агрессии, релевантные уже не деятельности в целом, а соотносимые с уровнем действий. Поведение субъектов здесь находится под влиянием эмоционального напряжения, утрачивает мотивосообразность, а активность направляется аффективно насыщенными, ситуационно возникшими целями. Ведущим становится не личностно-смысловой, а индивидуальный уровень, где факторами, определяющими деяние, выступают не целостные смысловые образования и ценностные ориентации личности, а присущие субъекту индивидуально-психологические, характерологические особенности.

Третий класс образуют акты агрессии, совершенные субъектами, находившимися в наиболее глубокой степени аффекта . В этих случаях регресс достигает индивидного уровня, при этом активность теряет не только целесообразность, но подчас носит неупорядоченный, хаотичный характер, проявляющийся в форме двигательных стереотипий. Нарушение сознания достигает столь глубокой степени, что у субъекта практически утрачивается способность к адекватному отражению и целостному осмыслению происходящего, по существу полностью нарушается произвольность и опосредованность поведения, блокируется звено оценки, способность к интеллектуально-волевому самоконтролю и саморегуляции.

В настоящее время имеются следующие общепризнанные подходы к выделению видов агрессии.

Исходя из форм поведения выделяют:

  • физическую - использование физической силы против другого лица или объекта;
  • вербальную - выражение негативных чувств через вербальные реакции (ссора, крик) и/или содержание (угроза, проклятья, ругань).

Исходя из открытости проявления выделяют:

  • прямую - непосредственно направленную против какого-либо объекта или субъекта;
  • косвенную , выражающуюся в действиях, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. д.), а также действиях, характеризующихся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и пр.).

Исходя из цели выделяют враждебную и инструментальную агрессии. Фешбах видит основную разделительную черту между различными видами агрессии в том, какой характер носят эти агрессии: инструментальный или враждебный.
Враждебная агрессия направлена на намеренное причинение боли и ущерба жертве ради отмщения или получения удовольствия. Она неадаптивна по своей природе, деструктивна.

Инструментальная агрессия направлена на достижение цели, причем причинение ущерба не является этой целью, хотя и не обязательно избегается. Являясь необходимым механизмом адаптации, она побуждает человека к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Фешбах выделял и случайную агрессию, против чего справедливо возразил Кауфман, но последний сомневался и в целесообразности разделения враждебной и инструментальной агрессии.

Берковиц пишет об импульсивной агрессии, протекающей по типу аффекта, которая есть не что иное, как экспрессивная (враждебная) агрессия по Фешбаху.

Х. Хекхаузен, разделяя враждебную и инструментальную агрессию, считает, что:

«целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства, например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита».

Х. Хекхаузен говорит также о своекорыстной и бескорыстной агрессии, а Фешбах (Feshbach, 1971) - об индивидуально и социально мотивированной агрессии.

Надо отметить, что при дифференцировании враждебной и инструментальной агрессии авторы не предлагают четких критериев, используя только различие в целях (для чего осуществляется агрессия): при враждебной агрессии целью является нанесение ущерба или оскорбления, а при инструментальной агрессии, как пишут Бэрон и Ричардсон:

«для лиц, проявляющих инструментальную агрессию, нанесение ущерба другим не является самоцелью. Скорее они используют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления различных желаний».

Но разве при враждебной агрессии желание отсутствует?

В результате, характеризуя инструментальную агрессию, Бэрон и Ричардсон вступают в противоречия с самими собой. То они пишут, что «инструментальная агрессия. характеризует случаи, когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда », то пишут, что инструментальная агрессия причиняет человеку зло:

«Цели, не предполагающие причинения ущерба, стоящие за многими агрессивными действиями, включают принуждение и самоутверждение. В случае принуждения зло может быть причинено с целью оказать влияние на другого человека или "настоять на своем"».

Апофеозом путаницы при характеристике инструментальной агрессии можно считать следующий пример, приводимый Бэроном и Ричардсон:

«Яркий пример инструментальной агрессии представляет собой поведение подростковых банд, которые слоняются по улицам больших городов в поисках случая вытащить кошелек у ничего не подозревающего прохожего, завладеть бумажником или сорвать с жертвы дорогое украшение. Насилие может потребоваться и при совершении кражи - например, в тех случаях, когда жертва сопротивляется. Однако основная мотивация подобных действий - нажива, а не причинение боли и страданий намеченным жертвам».

Кроме того, по мнению Бандуры, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлена на решение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считать инструментальной агрессией, и по сути он прав. Различие же между выделяемыми типами состоит в том, что враждебная инструментальная агрессия вызывается чувством вражды, а при остальных видах инструментальной агрессии этого чувства нет. Но тогда мы должны сделать вывод, что враждебная агрессия является одним из видов инструментальной агрессии. А если это так, то исчезает необходимость выделения инструментальной агрессии (ведь всякая агрессия инструментальна) и ее противопоставления враждебной агрессии.

Внес свой вклад в эту путаницу и Н. Д. Левитов, который противопоставил инструментальной агрессии преднамеренную. Но разве инструментальная агрессия не преднамеренная? Кроме того, он своеобразно понимает инструментальную агрессию:

«Инструментальная агрессия та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но "так пришлось" или по субъективному сознанию "было необходимо" действовать».

Исходя из причины выделяют: реактивную и проактивную агрессию. Эти виды агрессии Н. Д. Левитов (1972) называет «оборонной» и «инициативной». Первая агрессия - это ответ на агрессию другого. Вторая агрессия - когда агрессия исходит от зачинщика. Додж и Койи предложили использовать термины «реактивная » и «проактивная агрессия ». Реактивная агрессия предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. Проактивная агрессия, как и инструментальная, порождает поведение (например, принуждение, запугивание), направленное на получение (для агрессора или жертвы?) определенного позитивного результата. Авторы обнаружили, что проявляющие реактивную агрессию мальчики начальных классов склонны преувеличивать агрессивность своих сверстников и поэтому отвечают на кажущуюся враждебность агрессивными действиями. Учащиеся, демонстрировавшие проактивную агрессию, не допускали подобных ошибок в интерпретации поведения своих сверстников.

Х. Хекхаузен (2003) пишет о реактивной или спровоцированной агрессии и спонтанной (ничем не спровоцированной) агрессии, под которой он имеет в виду по сути инициативную агрессию, т. е. заранее спланированную, преднамеренную (с целью мести или вражды по отношению ко всем учителям после конфликта с одним из них; сюда же он относит садизм - агрессию ради получения удовольствия).

По существу об этих же видах агрессии говорит и Зильманн, выделяя агрессию, обусловленную раздражителем, при которой действия предпринимаются прежде всего для устранения неприятной ситуации или ослабления ее вредного влияния (например, сильный голод, дурное обращение со стороны других), и агрессию, обусловленную побуждением, которая предпринимается с целью достижения различных внешних выгод.

В ряде исследований было установлено, что если людям причиняли физические страдания, например подвергали серии ничем не спровоцированных ударов электротоком, они отплачивали тем же: тот, кто подвергался определенному числу разрядов, хотел отплатить обидчику тем же самым способом. Данные показывают также, что испытуемые оказались готовыми нанести ударов больше, чем получили сами, если полагали, что им за это ничего не будет (например, потому, что участие в эксперименте анонимно).

В определенных обстоятельствах люди склонны «давать сдачу по-крупному». Патерсон (1976) подметил, что агрессивное поведение кого-либо из членов семьи вызвано тем, что он таким образом пытается остановить нападки другого человека. Более того, ученый установил, что если агрессия одного из родственников неожиданно усиливается, другой, как правило, прекращает свои нападки. Хотя постепенная эскалация агрессивных действий может еще больше раздуть конфликт, резко усилившийся натиск («сдача по-крупному») способен ослабить его или вовсе прекратить. Данные, полученные из других источников, соответствуют этому наблюдению. Например, когда существует явная угроза получить сдачу за агрессивное поведение, желание нападать слабеет.

Но здесь есть одно важное исключение. Когда человек очень зол, то угроза получить сдачу - даже мощную - не ослабит его желание инициировать столкновение.
Фрэнкин Р., 2003, с. 363

Исходя из направленности на объект выделяют ауто- и гетероагрессия. Агрессивное поведение при фрустрации может быть направлено на разные объекты: на других людей и на самого себя. В первом случае говорят о гетероагрессии, во втором - об аутоагрессии.

Слово «агрессия» очень часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьёзном «очищении» от целого ряда наслоений и отдельных смыслов. Различные авторы в своих исследованиях, монографиях по-разному определяют агрессию и агрессивность:

Как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории»;

Как установку к господству;

Реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность;

Агрессия, это любое поведение содержащее угрозу или наносящее ущерб другим;

Чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям;

Агрессия – попытка нанесения другим телесных или физических повреждений.

Широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию.

В английском языке термин «агрессия» подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать всё по-своему, или, может быть, что он твёрдо отстаивает свои убеждения, или возможно, без страха бросается в омут неразрешенных проблем .

В настоящее время большинством специалистов принимается следующее определение:

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Агрессивность - устойчивая черта личности - готовность к агрессивному поведению. Уровни агрессивности определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из которых - нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важны также и истолкование намерений окружающих, возможность получения обратной связи, провоцирующее влияние оружия и т.д.

Агрессивное поведение - одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.д. Психологически Агрессивное поведение выступает одним из способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, с сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением.

Некоторые агрессивные проявления могут быть признаком развивающихся психопатологических изменений личности. В формировании самоконтроля над агрессивностью и сдерживания агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации и децентрализации, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к сопереживанию им, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности.

В научной литературе выделяют следующие виды агрессии:

1. Физическая агрессия (нападение)- использование физической силы против другого лица или объекта;

2. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятие, ругань);

4. Косвенная агрессия - действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.д.), действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, битье кулаками по столу и т.д.).

5. Инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели;

6. Враждебная агрессия - выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии;

7. Аутоагрессия - проявляется в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

Выделяют также агрессию инструментальную, которая отличается тем, что цель действия субъекта, проявляющего агрессию, нейтральна, и агрессия используется лишь как средство достижения этой цели; а также реактивную агрессию, которая возникает как реакция человека на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр. Здесь выделяют агрессию аффективную, импульсивную и экспрессивную.

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие :

Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмечаются:

Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Исходя из всего вышеизложенного, можно предположить, что агрессия и агрессивность, как черта личности, присутствует в каждом человеке и проявляется в той или иной форме в зависимости от уровня воспитания и самоконтроля.

Агрессия – слово латинского происхождения (“aggredi”) и означает - “нападение, нападать”. Современный ритм жизни, психические и физические нагрузки, бессонницы и регулярные стрессовые ситуации приводят к тому, что население становится все более и более агрессивным.

Кто-то, выплескивая негативную энергию, успокаивается и идет дальше, а кто-то не может справиться самостоятельно с грузом проблем и агрессивное поведение уже становится психическим заболеванием, а не просто проявлением скверного характера или реакцией на ту или иную ситуацию. Психотерапевты считают агрессией такое деструктивное поведение человека, которое наносит людям психологический дискомфорт и физический ущерб. Кроме того, агрессивное поведение без причины может свидетельствовать о серьезных гормональных нарушениях в организме, а также том, что человек страдает от болезни Альцгеймера. В любом случае, агрессивное поведения требует тщательного обследования, откладывать которое не рекомендуется ни в коем случае. Ведь не секрет, что агрессия увеличивается с каждым годом. От нее страдают не только в неблагополучных странах, но и вполне счастливых с точки зрения экономики и уровня жизни.

Код по МКБ-10

F91 Расстройства поведения

Причины агрессивного поведения

Психотерапевты и психиатры выявляют несколько причин агрессивного поведения, среди которых можно отметить злоупотребление антидепрессантами и снотворными препаратами; психические травмы, перенесенные в детстве; проблемы в личной жизни и на работе (увольнение); усталость, накопившаяся от напряженной работы без отдыха.

Мотивы агрессивного поведения

Различают ряд мотивов агрессивного поведения. Рассмотрим их детальнее.

  • Мотивы патологические – это психозы, бред, галлюцинации и прочее. Они являются следствием психических отклонений, заболеваний.
  • Мотивы враждебные – эмоциональный срыв, ярость, ненависть, гнев.
  • Мотивы гедонистические – здесь агрессия является инструментом получения удовольствия.
  • Мотивы авторитарные (жажда власти) – человек, проявляющий агрессию авторитарную, стремится любой ценой доминировать над другими людьми.
  • Мотивы отрицания – агрессия как способ нарушить установленные нормы и правила.
  • Мотивы психической саморегуляции – с помощью агрессии человек пытается уравновесить свое эмоциональное состояние.

Также есть мотивы защитные, мотивы достижения и приобретения, мотивы следования.

Теории агрессивного поведения

Среди наиболее популярных теорий агрессивного поведения - теории Зигмунда Фрейда, Э. Фромма, К. Лоренца.

Ученые разделяют теории агрессии на четыре категории, которые определяют агрессию как врожденное побуждение, задаток (так называемая теория влечения); потребность, спровоцированная внешними факторами (фрустрационная теория); эмоциональные и познавательные процессы; агрессия как модель социального поведения.

Причины агрессивного поведения младших школьников

Учителя и психологи отмечают, что в последние годы, учащиеся младших классов проявляют все больше агрессии как по отношению к сверстникам, так и учителям. Первой причиной специалисты называют нестабильную ситуацию в семьях, где сами родители относят агрессивно к своему ребенку и друг другу. В результате агрессия становится нормой жизни для такого ребенка. Кроме того, непоследовательность воспитания родителей (сегодня это можно, а завтра категорически нельзя) приводит к тому, что дети чувствуют себя растерянными и озлобленными

К агрессии также приводят конфликты с одноклассниками, отсталость в учебе, излишняя требовательность, нередко и предвзятость педагога.

Характеристика агрессивного поведения

Психологи отмечают, что агрессивное поведения начинает формироваться в очень раннем возрасте, когда на пути желаний ребенка возникают препятствия. Выделяют три фактора, которые провоцируют возникновения агрессивного поведения - психологический, биологический и социальный.

Биологический фактор –наследственность, злоупотребление наркотиками, алкоголем и психотропными препаратами, черепно-мозговая травма, инфекционное заболевание.

Социальный фактор - влияние семьи, друзей, коллег по работе, асоциальный круг общения.

Психологический фактор – эгоцентризм, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, тревожность, мнительность, зависимость.

Особенности агрессивного поведения

Агрессивное поведение – это такой вид поведения, при котором намеренно наносится вред, как физический, так и моральный, другому человеку. Агрессивное поведение различается по гендерному признаку.Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом). Среди особенностей агрессивного поведения можно отметить склонность к физическому воздействию, вплоть до жестоких драк; порча имущества; шантаж; унижения и оскорбления.

Психология агрессивного поведения

Напомним, что агрессия – слово латинского происхождения (“aggredi”), означающее “нападение, нападать”. Психологи отмечают, что между агрессивностью и агрессией существует различие: агрессивность – это черта характера человека, а агрессия – состояние. Кстати, Зигмунд Фрейд считал, что агрессивность – это врожденная форма поведения, которую невозможно вылечить, только ослабить.

Агрессивное поведение у детей

Психологи отмечают, что агрессивное поведение у маленьких детей (до 3 лет) естественный процесс, который не должен пугать их родителей. Причинами агрессивного подведения у ребенка может быть перевозбуждение, усталость, голод или жажда, плохое самочувствие. При правильном подходе родителей ребенок и при отсутствии биологического фактора агрессивного поведения, ребенок впоследствии перерастает агрессивное поведение.

Агрессивное поведение у ребенка 2 лет

Двухлетние дети активно познают мир, они очень любознательны и открыты. Именно в этом возрасте любые запреты и неполучение желаемого вызывает у ребенка бурную агрессивную реакцию. В этом возрасте дети не могут оценить последствия своих действий. Толкнул товарища по песочнице, тот упал и больно ударился. Ругать ребенка, проявившего агрессию, психологи и педагоги не советую. Лучше спокойно объяснить ситуацию и переключить внимание своего малыша на что-то другое. Истерика часто свидетельствует не о скверном характере, а об усталости, голоде или жажде.

Агрессивное поведение у ребенка 3 лет

Три года – это период первого возрастного криза у детей. Психологи считают, что в этом возрасте детская злость, гнев, истерика и агрессия не должны вызывать у родителей желание наказать и перевоспитать, а только помочь, понять и разъяснить. Поводом для тревоги может стать жестокое отношение ребенка к животным. Для коррекции поведения лучше обратится к детскому психологу.

Агрессивное поведение у ребенка 7 лет

Семь лет – период еще одного кризиса в становлении личности ребенка. В 6-7 лет дети идут в школу, попадают в совершенно незнакомый мир рамок и ограничений, тем самым кризис становится глубже. «Семилетки» ссорятся со сверстниками, грубят родителям и нередко игнорируют авторитет педагога. Парадокс, но психологи уверены, что подавлять агрессию у детей не стоит. Зло порождает зло. Когда родитель наказывает ребенка за проявление агрессии, то тем самым только усугубляет ситуацию.Агрессию в ребенке семи лет провоцирует нервная обстановка в семье, частные ссоры между родителями; применения физического наказания к ребенку; секции борьбы, просмотр боевиков и триллеров; неправильная мотивация разрешения конфликтных ситуаций –«а ты его ударь в ответ».

Агрессивное поведение дошкольников

Причиной проявления агрессии у детей дошкольного возраста могут быть факторы наследственно-характерологические, биологические факторы, а также заболевания головного мозга, соматические.

Психологи единодушны – если в семье царит любовь и доверие, дружеская остановка, то ребенок никогда не станет проявлять агрессию. Семья, окружающие дети и средства массовой информации – эти три фактора (если ребенок физически здоров) влияют на уровень агрессии у дошкольника.

Агрессивное поведение младших школьников

Учителя отмечают, что с каждым годом число агрессивных детей неуклонно растет. Тем не менее, именно младшая школа оказывает максимальное влияние и воздействие на ребенка. То есть, квалифицированный педагог, безусловно, при участии родителей, может справиться с агрессией, проявляемой учениками 1-4 классов. В возрасте 6-10 дет происходит становление личности ребенка, определение его места в коллективе, нередко, дети пытаются доказать свою значимость посредством агрессии.

Агрессивное поведение школьников

Как известно, школа накладывает на учеников серьёзные ограничения в поведении. И если учащиеся младших классов воспринимают это как норму, то старшеклассники порой протестуют. Нередко сложности возникают, когда материальное положение ученика намного выше его педагога и ребенок знает об этом. Дети из состоятельных семей чувствуют себя особенными и требуют такого отношения, как от сверстников, так и от педагогов. Причин, которые провоцируют агрессию в школьников, достаточно много. Важно, чтобы родители и педагоги не закрывали на проблему глаза, а пытались ее решить, привлекая психологов и психотерапевтов.

Агрессивное поведение подростков

Агрессия в подростковой среде растет с каждым годом. Социально-экономическое неравенство, неблагополучная ситуация в семье, проблемы в учебе, средства массовой информации, фильмы, в которых преобладает насилие - это далеко не весь список того, что заставляет подростков проявлять агрессию.

Агрессивное поведение у педагогов

К огромному сожалению, профессионализм педагогов с каждым годом снижается. Речь идет не только о владении предметом, но и умении общаться, влиять и воздействовать на учеников, стать для них авторитетом намного сложнее, чем обучить сложным математическим расчетам. Престиж профессии учителя снижается. Нередко агрессивное поведение детей провоцирует такой же ответ со стороны педагогов. Ну а повышение голоса на учеников уже норма, а не исключение. Педагогика – сложная наука и постичь ее удается далеко не каждому учителю. Агрессивное поведение педагогов не должно оставаться незамеченным и покрываться коллективом, таким людям не место в системе образования. Чему может научить педагог, который регулярно повышает голос и оскорбляет своих учеников?

Агрессивное поведение мужчины

Чаще всего мужчины используют открытые формы агрессии. Причинами агрессии среди мужчин психотерапевты называют такие факторы, как наследственность, социально-культурный фактор, биологический. Чаще всего мужчины проявляют агрессию к членам своей семьи, женам и детям. Такая агрессия может быть, как физической, так и моральной, в том числе и экономической.Корректировать агрессивное поведение мужчин довольно сложно, так как практически в 100% случаев они считают свое поведение нормальным и не желают общаться с психологами.

Агрессивное поведение после инсульта

Агрессия после перенесенного инсульта – типичное последствие этой болезни.Пациент, перенесший инсульт, становится раздражительным, вспыльчивым, страдает от беспричинных перепадов настроения. Родственники должны запастись терпением и всячески помогать перенесшему инсульт. Так как больной нуждается в полном покое и только положительных эмоциях, от этого зависит успешность реабилитации.

Агрессия после инсульта связана с тем, что у больного изменяется психофизическое состояние.

Формы агрессивного поведения

Вербальная и физическая агрессия – это формы агрессивного поведения.

Вербальная форма – унижение и оскорбление человека при помощи слов. Этот вид агрессии бывает прямой и косвенной.

Физическая агрессия может быть также прямой (физическое унижение), косвенной (нанесения материального ущерба) и символической (угрозы и запугивания). Есть еще реальная форма агрессии, которая проявляется в нанесении физических травм.



Похожие публикации