Материал к уроку по творчеству Б. Пастернака: "Жизненно – творческий «метасюжет» любовной лирики Б. Пастернака.". Мотивы и темы лирики Б. Л. Пастернака Борис пастернак основные мотивы лирики

Имя Б. Пастернака стоит в ряду величайших художников слова 20 столетия. Его перу принадлежат как многие стихотворные шедевры, так и великолепные произведения в прозе. За свой роман “Доктор Живаго” Пастернак получил Нобелевскую премию.
Но судьба этого писателя была трагична, как судьба любого талантливого человека в тоталитарном государстве. Произведения Пастернака были объявлены антинародными и антикоммунистическими. Этого писателя обвиняли в формализме и отсталости мировоззрения. Его отказывались печатать, просто игнорировали.


Конечно, Пастернак переживал все это очень тяжело. В письме к Ольге Ивинской он писал: “Я подавлен всей идущей кругом жизнью, полетом, огромным количеством честных людей, живущих, как надо, как требуется временем, и только я один подозрителен сам себе, и не собираюсь исправляться и буду чем дальше, тем все хуже”.
В 1958 голу этому писателю присудили Нобелевскую премию, но советские чиновники буквально вынудили его отказаться от этой, очень высокой, награды. В стихотворении “Нобелевская премия” Пастернак пишет:
Что же сделал я за пакость,
Я, убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Стихотворное наследие Бориса Пастернака достаточно велико. Оно отличается многообразием тем и глубиной философского осмысления. Большое место в поэзии Пастернака занимает тема любви. Одним из самых знаменитых произведений этого поэта является стихотворение “Любить иных – тяжелый крест… ” Казалось бы, это стихотворение – обращение лирического героя к любимой женщине, восхищение ее красотой:
Любить иных – тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
В этом стихотворении поэт разграничивает два мира – мир природной, естественной красоты и мир людей, повседневных дрязг, “словесного сора” и мелочных мыслей. Символичен здесь образ весны как времени возрождения и перерождения: “Весною слышен шорох снов и шелест новостей и истин”. И сама лирическая героиня подобна весне, она “из семьи таких основ”, она как свежее дыхание ветра, является проводником из одного мира в другой, мир прекрасного и естественного. В этом мире есть место только для чувств и истин. Ключом к этой новой и прекрасной жизни является красота.
В лирике Пастернака невозможно четко выделить какую-то одну тему. Конкретное переходит у этого поэта в отвлеченное, в осмысление мира и человека, в познание законов Вселенной. Так, жизнь и природа – вещи неразделимые в поэзии Пастернака. “Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе Расшиблась весенним дождем обо всех… ” – написал поэт в одноименном стихотворении.
Поэт наделяет природу философским смыслом. Интересно, что у него нет разделения на живую и неживую природу, ведь в мире все едино. Автор наделяет весь окружающий мир свойствами, равноправными с человеком. Поэтому мир перестает быть пассивным объектом описания. Он – без человека, он самобытен.
Пастернак показывает единство мира, собирает его разрозненные детали в единое целое. Предметы и явления переплетаются между собой, временами даже срастаясь.
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Также природные явления помогают автору передать философские размышления по поводу вечных человеческих проблем. Показательно стихотворение “Снег идет”. Сперва нам кажется, что в нем говорится об обыденных вещах – снегопаде за окном, лестнице, перекрестке. Но автор сравнивает падающий снег с годами человеческой жизни. Тем самым он напоминает о мимолетности нашего существования. Поэт уподобляет человеческую жизнь густому потоку снежинок, где каждая – это один из нас:
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятеньи…
Тема поэта и его предназначения – одна из важнейших тем в творчестве Пастернака. По мнению поэта, художник не должен зависеть о мнения толпы: “Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь”. Пастернак осуждает внимание к “шумихе”, “успеху”, внешнему благополучию, потому что все это только мешает.
Рассуждая о творчестве, автор выводит его основную, главнейшую задачу: “Цель творчества – самоотдача… ” Художник прокладывает свой одинокий путь “в тумане”, где “не видать ни зги”, слыша впереди только “будущего зов”. Он должен оставить “живой след” в современности, который продолжат “другие”.
Лирическое творчество Бориса Пастернака проникнуто любовью к жизни и человеку. В своих стихотворениях поэт пытался проникнуть в тайны мироздания, одной из которых была тайна человеческой души. Творчество Пастернака – это его “картина мира”, его ответы на вечные вопросы бытия…

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Творчество Лермонтова – отражение романтического мировоззрения, которое сформировалось в николаевскую эпоху. В поэзии Лермонтова присутствует основной конфликт романтизма – противоречие...
  2. Ни один по-настоящему талантливый поэт не может писать на одни и те же темы, это касается и великого писателя позапрошлого...
  3. Одной из отличительных особенностей творчества А. С. Пушкина является необыкновенная разносторонность его творческого дарования. Глубоко искренняя реалистическая лирика поэта –...
  4. М. Ю. Лермонтов – великий русский поэт. Все, о чем болела его душа – его размышления о своем поколении, о...

В 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия за “выдающиеся достижения в области современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы”.

Вслед за эти решением Нобелевского комитета в нашей стране разразился настоящий политический сандал, ведь наиболее значительное прозаическое произведение Пастернака “Доктор Живаго” к тому времени увидело свет в Италии и многих других странах мира, но фактически было запрещено к публикации в СССР.

Пастернаку объявили по сути не только политическую

Блокаду, вынудив подписать составленное за него заявление, но и блокаду экономическую: были остановлены все издания его переводов. Он лишился заработка и на седьмом десятке лет вынужден был думать, как прокормить себя и семью. Вот и представьте – с одной стороны всемирная слава, с другой – слава почти что врага народа на собственной Родине, отсутствие всяких средств к существованию.

Не удивительно, что на все, происходящее с ним, Борис Пастернак откликается стихотворением, которое так и называется – “Нобелевская премия”. В нем рисуется безотрадная картина – загнанный в угол писатель,

У которого, несмотря на все горести, еще не исчезла вера в хороший конец всего того, что с ним происходит сейчас:

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони.

Мне наружу хода нет…

…Но и так, почти у гроба,

Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Дух добра… Он всегда присутствовал в творчестве Бориса Пастернака, начиная от первого его стихотворения “Февраль. Достать чернила и плакать!” до последнего цикла “Когда разгуляется”.

Стихи Пастернак действительно слагал “навзрыд”, только не случайно. Трудолюбие поэта неиссякаемо. Он много лет работал по жесткому расписанию, не давая себе поблажки даже в дни всенародных праздников. Отличительной чертой его лирики, на мой взгляд, является подлинность переживания героев. Я восхищаюсь удивительной гаммой чувств, присутствующих в одном из поздних стихотворений Пастернака “Без названия”:

Недотрога, тихоня в быту,

Ты сейчас вся огонь, вся горенье.

Дай, запру я твою красоту

В темном тереме стихотворенья.

Мудрые говорят, что культура мужчины определяется по его отношению к женщине. У Пастернака это чувство всегда возвышенно. Даже в шестьдесят шесть Борис Леонидович пишет:

О женщина, твой вид и взгляд

Ничуть меня в тупик не ставят.

Ты вся, как горла перехват,

Когда его волненье сдавит.

(“Ева”, 1956 г.)

Но не следует думать, что любовная лирика была единственным мотивом поэтического творчества Пастернака. Нет, ему не чужды и другие темы. Всегда влекла его природа, много стихов о поэзии и поэтах. А вот как Пастернак говорит о роли поэта в нашей стране и в жизни.

Он вырвется, курясь, из прорв

Судеб, расплющенных в лепеху,

И внуки скажут, как про торф:

Горит такого-то эпоха.

(“Марине Цветаевой”, 1929 г.)

Действительно, так уж случилось в России, что все мало-мальски известные поэты творили на пепелище эпох. У Пастернака есть две поэмы о революции 1905 года. Одна так и называется “Девятьсот пятый год”, а вторая, “Лейтенант Шмидт”, посвящена одному из героев первой русской революции. Но, если честно, мне обе поэмы не особенно нравятся.

А может, это хорошо, что поэзия Пастернака вызывает неоднозначную реакцию даже у одного читателя? Значит, творчество его сейчас нам нужно! А закончить мне хочется словами художника, под которыми готов подписаться и я: “Жить и сгорать у всех в обычае. Но жизнь тогда лишь обессмертишь, когда ей к славе и величию своею жертвой путь прочертишь”.

(No Ratings Yet)

  1. Поэзия Бориса Пастернака представляет собой явление, совершенно новое в русской литературе вообще и в литературе серебряного века в частности. Стихи Пастернака оригинальны и по форме, и по содержанию. В знаменитом...
  2. Константин Дмитриевич Бальмонт был широко известен как поэт-символист, переводчик, эссеист и историк литературы. В России он пользовался огромной популярностью последние 10 лет ХIХ века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось...
  3. Поэтический мир Бориса Пастернака предстает перед нами во всем своем богатстве – богатстве звуков и ассоциаций, которые открывают нам давно знакомые предметы и явления с новой, порой неожиданной стороны. Поэзия...
  4. Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли...
  5. Я б разбивал стихи, как сад. Б. Пастернак В ряду великих художественных открытий русской литературы XX века поэтическая система Бориса Пастернака по праву занимает одно из первых мест наряду с...
  6. В каких еще произведениях русской лирики звучит мотив жертвенности судеб русских поэтов и в чем оригинальность творческой позиции Б. Л Пастернака? В своем ответе покажите, что в стихотворении “Памяти Добролюбова”...
  7. Поэзия Александра Твардовского стала одной из ярких страниц истории русской литературы XX века, сама судьба этого человека и поэта глубоко символична. А. Твардовский вошел в литературу в середине 20-х годов....
  8. Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!) Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. М. Цветаева План I. Трагичность судьбы поэта. II. Исповедальность...
  9. В личности Афанасия Фета удивительным образом сошлись два абсолютно разных человека: огрубелый, сильно тертый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый буквально до последнего вздоха (а умер он в возрасте 72...
  10. Некрасов отдал дань романтизму сборником стихотворений “Мечты и звуки” (1840), жестоко осужденным, даже высмеянным тогда же Белинским. Зрелый Некрасов, начиная со стихотворения “В дороге” (“Скучно? скучно!.. Ямщик удалой…”), является продолжателем...
  11. Г. Р. Державин. Стихотворение “Памятник” Темы, мотивы Основой искусства, содержанием его Державин считает истину, в разъяснении которой состоит предназначение поэтов и художников. Поэт для Державина – существо особое, значительное. Вера...
  12. МИР ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ Б. Л. ПАСТЕРНАКА Б. Пастернак – один из самых сложных поэтов рубежа Х1Х-ХХ веков. Его произведения отмечены остротой чувства, яркостью образов и метафор, своеобразным видением мира...
  13. A. H. Островский Драма “Гроза” Темы, мотивы, символы В “Грозе” соединились и получили новую жизнь многие важнейшие мотивы творчества А. Н. Островского. Противопоставив “горячее сердце” – молодую, смелую и бескомпромиссную...
  14. “Вечные” темы, мотивы и образы в художественной литературе “Вечные” темы – это те темы, которые всегда, во все времена интересуют человечество. В них заложено общезначимое и нравственное содержание, но каждая...
  15. А. С. Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию и непосредственно жизнь. Горячо и страстно он не только жил, но и писал. Пушкин – самое драгоценное, что есть у...
  16. Выдающийся русский лирик Федор Иванович Тютчев был во всех отношениях противоположностью своему современнику и почти ровеснику Пушкину. Если Пушкин получил очень глубокое и справедливое определение “солнца русской поэзии”, то Тютчев...
  17. Валерий Яковлевич Брюсов в начале ХХ века стал вождем русского символизма. Он был поэтом, прозаиком, литературным критиком, ученым, энциклопедически образованным человеком, помог многим молодым поэтам войти в литературу. В начале...
  18. Как поэт и гражданин Михаил Юрьевич Лермонтов формировался в эпоху после разгрома декабристского восстания, которое произошло в декабре 1825 года. Прогрессивная часть дворянской молодежи не могла принять жесткого николаевского режима,...
  19. Наверное, нет человека, который, прочитав хоть один раз стихи Тютчева, останется к ним равнодушным. Поэзия Тютчева дышит свежестью и чистотой, земной красотой и космическим совершенством. Тютчев умеет описать то простое,...
  20. Н. С. Гумилев – представитель плеяды великих русских поэтов, живших и творивших свою бессмертную славу в то время, которое получило название Серебряного века поэзии. Этот период подарил отечественной и мировой...
  21. В творчестве Тютчева раскрыты многие темы, которые прошли через его стихи горячими волнами любви и чувства, участия и непревзойденного дара сопереживать. Тютчев многогранен и каждая грань его творчества идет от...
  22. Лирика Фета по тематике не очень разнообразна. Это в основном темы любви, природы, личностные переживания – темы, которые присущи практически всем поэтам. Но у каждого есть то, что отличает его...
  23. С именем Лермонтова открывается новая страница в истории русской литературы. Не будет преувеличением сказать, что поэт был зеркалом эпохи 30-х годов девятнадцатого века – эпохи безвременья. После поражения декабристов на...
  24. Но все-таки узнают голос мой, И все-таки ему опять поверят. А. Ахматова План I. “Я научила женщин говорить”. II. Основные темы и мотивы лирики А. Ахматовой. 1. Особенности любовной лирики....
  25. Поэт Николай Алексеевич Некрасов был самым известным и популярным в России в середине XIX века. Его поэзия разнообразна, но имеет общий корень – идет от самого сердца и не может...
  26. Белинский назвал Лермонтова поэтом, в котором выразился исторический момент русского общества. И в самом деле, в своем творчестве Лермонтов, как никто другой, отразил идеи и настроения молодежи 30-х годов XIX...
  27. ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Б. ПАСТЕРНАКА Размышляя о природе поэтического творчества, Б. Пастернак писал: “Современные течения вообразили, что искусство – как фонтан, тогда как оно губка. Они решили,...
  28. Есть ли в мире человек, который познакомившись с творчеством великого русского Поэта Федора Ивановича Тютчева, останется равнодушен к его поэзии. Он замечает и описывает очевидные вещи так, что каждый глядя...
Мотивы и темы лирики Б. Л. Пастернака

Кто из поэтов не писал о любви? И кажется, что все уже сказано. Но открываешь стихи Б. Пастернака и понимаешь: «Когда любит поэт,/ Влюбляется Бог неприкаянный». Поэт вовлекает в свое чувство весь мир, ибо любовь - высшее проявление его законов. Так появляются строчки:

Любить иных - тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен.

Мир прекрасен, но он еще прекраснее, если в нем есть любовь. Ею освещено и освящено все вокруг. Иногда поэт говорит о присутствии любимой как о событии не­бывалом, величественном:

Но нежданно по портьере Пробежит вторженья дрожь. Тишину шагами меря, Ты, как будущность, войдешь.

И весь мир вокруг как бы существует во имя этого прихода, волнующего, ожидаемого и в то же время внезапного. Иногда это ощущение бытия в одном мире:

Ты здесь, мы в воздухе одном. Твое присутствие, как город.

История сердца, рассказанная в лирических стихах Б. Пастернака, не называет имен, но в то же время она убедительна силою чувства. Стихи о любви у этого поэта очень своеобразны. Чаще всего они содержат описание: городского пейзажа, осеннего или зимнего дня, впечатлений от увиденного случайно - а затем небольшой штрих, несколько строчек о том, почему все это вокруг кажется таким великолепным. Все освещено светом любви. И февральская метель предстает стихией чувств:

И падали два башмачка Со стуком на пол, И воск слезами с ночника На платье капал.

И когда читаешь знаменитое «свеча горела на столе, свеча горела», то воспринима­ешь это как символ. Стихи Б. Пастернака о любви отнюдь не картинка с изображением счастливых влюбленных, это строки о сложных перипетиях чувств человека высокой духовной культуры, о тонких движениях человеческой души. Его стихи о любви возвы­шают, рождают мысль о величии и красоте настоящей любви. И это делает его стихи о любви бессмертными.

Имя Б. Л. Пастернака стоит в ряду величайших художников слова 20 столетия. Его перу принадлежат как многие стихотворные шедевры, так и великолепные произведения в прозе. За свой роман «Доктор Живаго» Пастернак получил Нобелевскую премию.

Но судьба этого писателя была трагична, как судьба любого талантливого человека в тоталитарном государстве. Произведения Пастернака были объявлены антинародными и антикоммунистическими. Этого писателя обвиняли в формализме и отсталости мировоззрения. Его отказывались печатать, просто игнорировали. В 1958 голу этому писателю присудили Нобелевскую премию, но советские чиновники буквально вынудили его отказаться от этой, очень высокой, награды. В стихотворении «Нобелевская премия» Пастернак пишет:
Что же сделал я за пакость, Я, убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Стихотворное наследие Бориса Пастернака достаточно велико. Оно отличается многообразием тем и глубиной философского осмысления. Большое место в поэзии Пастернака занимает тема любви . Одним из самых знаменитых произведений этого поэта является стихотворение «Любить иных – тяжелый крест…» Казалось бы, это стихотворение - обращение лирического героя к любимой женщине, восхищение ее красотой:
Любить иных – тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен. В этом стихотворении поэт разграничивает два мира – мир природной, естественной красоты и мир людей, повседневных дрязг, «словесного сора» и мелочных мыслей. Символичен здесь образ весны как времени возрождения и перерождения: «Весною слышен шорох снов и шелест новостей и истин». И сама лирическая героиня подобна весне, она «из семьи таких основ», она как свежее дыхание ветра, является проводником из одного мира в другой, мир прекрасного и естественного. В этом мире есть место только для чувств и истин. Ключом к этой новой и прекрасной жизни является красота.

В лирике Пастернака невозможно четко выделить какую-то одну тему. Конкретное переходит у этого поэта в отвлеченное, в осмысление мира и человека, в познание законов Вселенной. Так, жизнь и природа – вещи неразделимые в поэзии Пастернака. «Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе Расшиблась весенним дождем обо всех…» - написал поэт в одноименном стихотворении. Поэт наделяет природу философским смыслом. Интересно, что у него нет разделения на живую и неживую природу, ведь в мире все едино. Автор наделяет весь окружающий мир свойствами, равноправными с человеком. Поэтому мир перестает быть пассивным объектом описания. Он – без человека, он самобытен. Пастернак показывает единство мира, собирает его разрозненные детали в единое целое. Предметы и явления переплетаются между собой, временами даже срастаясь.

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит. Также природные явления помогают автору передать философские размышления по поводу вечных человеческих проблем. Показательно стихотворение «Снег идет». Сперва нам кажется, что в нем говорится об обыденных вещах – снегопаде за окном, лестнице, перекрестке. Но автор сравнивает падающий снег с годами человеческой жизни. Тем самым он напоминает о мимолетности нашего существования. Поэт уподобляет человеческую жизнь густому потоку снежинок, где каждая – это один из нас:

Снег идет, снег идет,

Снег идет, и все в смятеньи…
Тема поэта и его предназначения – одна из важнейших тем в творчестве Пастернака. По мнению поэта, художник не должен зависеть о мнения толпы: «Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь». Пастернак осуждает внимание к «шумихе», «успеху», внешнему благополучию, потому что все это только мешает.
Рассуждая о творчестве, автор выводит его основную, главнейшую задачу: «Цель творчества – самоотдача…» Художник прокладывает свой одинокий путь «в тумане», где «не видать ни зги», слыша впереди только «будущего зов». Он должен оставить «живой след» в современности, который продолжат «другие».
Лирическое творчество Бориса Пастернака проникнуто любовью к жизни и человеку. В своих стихотворениях поэт пытался проникнуть в тайны мироздания, одной из которых была тайна человеческой души. Творчество Пастернака – это его «картина мира», его ответы на вечные вопросы бытия…

10 .Концепция истории и революции в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».
На волне эмоционального подъёма, связанного с героической самоотверженностью народа во время Великой Отечественной войны Пастернак пишет главный труд своей жизни – роман «Доктор Живаго» .Автор поставил перед собой грандиозную задачу – осмыслить исторический опыт России в первой половине ХХ столетия Это означало, что писателю необходимо было рассказать о тревожном начале века, о Первой мировой войне, революциях, Гражданской войне.Писатель долго подбирал название для произведения: первоначальное – «Мальчики и девочки» в процессе заменялось другими: «Рыньва» ,«Свеча горела», «Опыт русского Фауста» .Смысл названия неоднозначен : во-первых , автор называет не только фамилию главного героя (Живаго – тот, кто воплощает и несёт живой дух), но и указывает на его профессию (доктор), во-вторых , Пастернак подчёркивает политический нейтралитет героя по отношению к войнам (не разрушитель, а создатель, не убийца, а спаситель жизни и духовный лекарь).произведение охватывает события, происходившие в России на протяжении полувека (начиная с 1902 года, когда герой хоронит свою мать, передаёт первое пятилетие века, революцию 1905 года, последующие трагические события в стране, голод и нэп, катастрофический 1929 год). Заканчивается книга рассказом о Великой отечественной войне и послевоенном времени, когда друзья Юрия читают его стихи и живут ожиданием «победы разнообразия» в духовной жизни России. обширен и пространственный обхват в романе: действие его разворачивается от границы с Венгрией до Дальнего Востока, включая Москву и уральский город Юрятин.Все эти многообразные события полувека и различные пространственные зоны книги цементируются общим сюжетом (сложным и разветвлённым) и единым героем, чьё имя вынесено в заголовок произведения. для автора приоритетным явился показ духовных поисков и эволюции в мироощущении не только российской интеллигенции, но и представителей различных социальных слоёв в переломные моменты российской истории .Центральной проблемой романа становится незащищённость свободолюбивой, ответственной творческой личности, утверждающей, а не разрушающей жизнь.к «Доктору Живаго» нельзя относиться только как к роману в прямом смысле этого слова, а скорее это развёрнутая авторская исповедь-монолог, генетически связанная с эпосом, и с драмой .Главный герой романа Юрий Живаго был воспринят советской критикой как противник революционной эпохи. Юрий Живаго (как и сам Борис Пастернак) уклоняется от прямого социального выбора, предпочитая строить свою жизнь как жизнь частного лица . Живаго, как и сам автор, не политический герой революции, а свидетель времени, воспринявший революцию как художник. Юрий Живаго – представитель русской интеллигенции.Главный герой романа, с одной стороны, человек не гуманитарной профессии (врач), а с другой стороны – личность гуманистических убеждений и гуманного поведения. С этим связано определённое понимание героем своего долга, оказывающегося сильнее личных симпатий: доктор с одинаковой заботой выхаживает раненых партизан и добровольца колчаковской армии, видя в них, прежде всего, страдающих людей.Жизнь и поведение Юрия Живаго построены на соблюдении христианской морали, но основной парадокс заключается в том, что мир живёт по иным законам, по законам революции и социалистического строительства. Трагедия главного героя заключается в том, что он не в состоянии изменить ход истории . Поэтому основной задачей доктора Живаго становится стремление вернуть в мир жизнепонимание, основанное на христианских ценностях, даже жертвуя собственной жизнью.Его профессия заствила его отправиться на фронт, лечить в лазаретах, что дает возможность встречаться и общаться с разными дюдьми. Будучи доктором, Живаго должен попытаться лечить людей не только физически, но и духовно. Проблематика романа: носит философский характер: торжество жизни над смертью, роль личности в истории, цель и смысл человеч.жизни, тема революции, осуждение войны. Стихи Живаго составляют целостный смысл и образуют 17 часть романа.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Основные темы, идеи лирики Б.Л. Пастернака

«…Единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас» - так понимал природу искусства Борис Пастернак, и этим словам он оставался верен всю жизнь.

Пастернак родился в семье людей творческих (отец - известный художник, мать - пианистка), и его мировоззрение сформировалось под влиянием живописи, музыки, философии. Не сразу нашел он свое призвание, но обстановка родного дома помогла развить творческую личность поэта. Давнее увлечение поэзией стало делом всей его жизни.

В 1914 году выходит первая книга его стихов - «Близнец в тучах»; в 1917-м - книга «Поверх барьеров»; в 1922-м - книга стихов «Сестра моя - жизнь».

Творчес кая и гражданская позиция поэта

Пастернак был убежден, что поэзия всегда остается «высотой, которая валяется в траве под ногами», «органической функцией счастья человека, переполненного блаженным даром разумной речи». Искусство не копирует жизнь, чтобы выявить ее смысл, а вбирает в себя лежащие в ее основании Истину и Добро. Искусство всегда реально.

В лирике Пастернака 20-х годов предстает мир, утративший устойчивость; это объясняется как самой эпохой, так и положением искусства в ней. Место человека в истории - одна из важнейших проблем в творчестве поэта. В цикле стихов «Темп и вариации» (1923) Пастернак в творчестве ищет источник силы, способной противостоять стихии разрушения, бушующей в современном мире.

Место чело века в истории. Родство с миром

В поэме «Девятьсот пятый год» (1926) революционные события оказываются важнейшим моментом в духовном становлении героя поэмы, в развитии его мировоззрения. Принимая величие революции, поэт ощущает свое нравственное неслияние с теми ее проявлениями, которые названы им «обличительными крайностями». В этом и состоит конфликт художника и революционной эпохи.

В 1927 году выходит в свет поэма «Лейтенант Шмидт», где Пастернак все более проникается мыслью, что герой века - одновременно его жертва. Постепенно в поэте крепнет уверенность в противостоянии разрушительным силам, убежденность в спасительной для жизни мощи творчества, искусства. Мир для поэта - свидетель и равноправный участник того, что происходит:

Поэзия, не поступайся ширью,

Храни живую точность:

точность тайн.

Не занимайся точками

в пунктире

И зерен в мире хлеба не считай.

Пастернак был убежден в независимости искусства: «…искусство должно быть крайностью эпохи… и…напоминать эпоху…» Поэт не собирался вступать в конфликт со своей эпохой, но хотел лишь найти место в ней художнику. У поэта должна быть внутренняя свобода. И об этом Пастернак говорит в стихотворении «Стансы», где утверждается стремление «смотреть на вещи без боязни». От века поэт себя не отделял, приветствуя «счастье сотен тысяч»:

И разве я не мерюсь пятилеткой,

Не падаю, не подымаюсь с ней?

Но как мне быть с моей грудною клеткой

И с тем, что всякой косности косней?

Но приятие настоящего было для поэта насилием над собой:

Мы в будущем, твержу я им, как все, кто

Жил в эти дни. А если из калек,

То все равно: телегою проекта

Нас переехал новый век.

Он постоянно вступал в спор с теми, кто выдавал желаемое за действительное, кто «удивлялся тому, что уже не удивляет»:

Ты рядом, даль социализма.

Ты скажешь - близь? - средь тесноты,

Во имя жизни, где сошлись мы, -

Переправляй, но только ты.

Еще в пору создания стихов, составивших книгу «Сестра моя - жизнь», Пастернак утверждал: «Неотделимые друг от друга поэзия и проза - полюса… начала эти не существуют отдельно».

Назначение поэта и поэзии

Много лет Пастернак не расставался с замыслом романа, в центре которого должна быть революционная эпоха. В этом романе Пастернак хотел «дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие…» (роман не сразу будет назван «Доктор Живаго»). В нем история предстает как драматическое действие, в центре которого оказывается художник. Цикл стихов Юрия Живаго открывает стихотворение «Гамлет». В стихотворении «Гамлет» лирический герой чувствует себя актером на сцене жизни среди всеобщего «сумрака ночи». Он нравственно противостоит власти лжи и мрака:

пастернак поэт пейзажный творческий

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить - не поле перейти.

Наделив своего героя поэтическим даром, Пастернак тем самым отдал ему самое дорогое, чем сам обладал. Поэзия вписывается в жизнь героя, оказывается ее составной, необходимой частью:

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Поэзия воспринимается как активное начало жизни, как средство утверждения в ней человечности:

Зачем же плачет даль в тумане

И горько пахнет перегной?

На то ведь и мое призванье,

Чтоб не скучали расстоянья,

Чтобы за городскою гранью

Земле не тосковать одной.

В стихотворении «Быть знаменитым некрасиво…» поэт определяет цель творчества как «самоотдачу, а не шумиху, не успех». Поэтому художнику «быть знаменитым некрасиво», так как знаменитым может быть только само творчество. А жить надо

…без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

…живым и только,

Живым и только до конца.

Пейзажная и философская лирика

Все стихи Пастернака проникнуты верой в жизнь, радостным удивлением перед ее красотой. В одном из ранних стихотворений он говорит:

Февраль! Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд.

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Высшей формой проявления жизни, носительницей ее смысла была для поэта природа. Она - на равных с человеком:

…У плетня

Меж мокрых веток с ветром бледным

Шел спор. Я замер. Про меня!

(«Душная ночь» )

Написав в 1922 году книгу стихов «Сестра моя - жизнь» и взяв за основу сюжета любовный роман, Пастернак проводит своих героев через времена года. Начавшись весной, роман бурно развивается летом, а осень становится для влюбленных порой расставания. Все это - приметы мира, в котором живет, любит, испытывает счастье, страдает человек. Мир и человек в восприятии поэта предстают как единое целое. Пейзаж здесь едва ли не главный герой, а лирический герой не центр, а связующее звено в стихотворном потоке. Природа у Пастернака чаще всего оказывается не объектом, а субъектом лирического переживания. Не поэт видит деревья, а деревья видят его, не поэт замечал, а

…облака замечали: с воды похудели

Заборы - заметно, кресты - слегка…

Пастернак предпочитает, чтобы сам мир говорил за него и вместо него. Например, о зиме:

Она шептала мне: «Спеши!» губами, белыми от стужи…

Поэзия Пастернака - это не стихи о мире, а сам мир, живущий по законам поэзии. Мир, где поэтические строчки декларирует чердак, где «в заплатанном салопе сходит наземь небосвод», где «тоска пассажиркой скользнет по томам», где «предгрозье играет бровями кустарника…».

Любая деталь этого мира - частичка мирозданья, любой миг - частичка вечности:

И через дорогу за тын перейти

Нельзя, не топча мирозданья…

……………………………………….

Мгновенье длится этот миг,

Но он и вечность бы затмил…

Поэт не отдает предпочтения ни временному, ни вечному. Он ощущает себя живущим в тысячелетиях: «Какое, милые, у нас тысячелетье на дво ре?» Но при этом не уходит от повседневного. В соседних строчках мирно уживаются у него «пространства беспредельные», «подвалы и котельные». Его поэзия как бы приобщает «мелочи жизни» к времени и пространству бесконечного и вечного мира. Способность видеть в капельках воды бе з граничный океан, именуемый жизнью, - важнейшая черта поэтического дарования Пастернака. Мир Пастернака - это не окружающий нас мир и не наш внутренний мир, это единство того и другого. Его слова - это не новые слова и не старые слова, это старые слова, звучащие по-новому.

Стихи из тетради Юрия Живаго (роман «Доктор Живаго») - стихи о сокровенном. Не раз вспомнит герой романа свечу, что горела за окном московского дома, где была та, которую он встретил и полюбил. И среди написанного им останется «Зимняя ночь»:

Мело, мело по всей земле,

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

В бескрайнем просторе мира свеча становится точкой притяжения для человеческой души, превращается едва ли не в вечный источник света, не в комнате, а в мире мерцает и не гаснет этот одинокий свет. Тени на потолке вполне реальны и вместе с тем наводят на мысль о судьбе, ее игре, ее силе.

В стихах, завершающих роман, и тех, которые написаны в пору работы над ним, особенно обнажился философский склад поэтического дарования поэта. Поэт все больше и больше убеждается в целостности мира во всех его проявлениях, и его задача - связать воедино природное и историческое, тем самым укрепить единство мира на основаниях добра и красоты, укрепить единство идеала и нормы. Даже снегопад позволяет ему испытать чувство приобщения к движению времени:

Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Мгновение выхвачено из вечности, но продолжает принадлежать ей.

Приобщение к природе, к миру дает возможность преодолеть и ощущение одиночества, и осознание кратковременности собственного бытия - открывает возможность видеть то, что лежит далеко впереди, за очерченным жизнью горизонтом:

За поворотом, в глубине

Лесного лога,

Готово будущее мне

Верней залога.

В «состав будущего», в жизнь, что «ежечасно обновляется в неисчислимых сочетаниях и превращениях», входит и бессмертие, о котором говорит Юрий Живаго. У Пастернака бессмертие, вечность - понятия не отвлеченные: символом вечности оказывается в одном из последних стихотворений поэта новогодняя елка:

Будущего недостаточно.

Старого, нового мало.

Надо, чтоб елкою святочной

Вечность средь комнаты стала.

Поэт роднит человека с вечностью и заставляет его задуматься и помнить о том, что

…Только жизни впору

Все время рваться вверх и вдаль.

Б.Л. Пастернак не мог смотреть на мир иначе, зная, что жизнь в себе самой несет начало вечного обновления. Вложив в уста своего героя слова: «Как сладко жить на свете и любить жизнь! Как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию…» - Б.Л. Пастернак, лауреат Нобелевской премии, видимо, глубоко в душе был убежден, что настанет время, когда он и его творчество получат истинную свободу.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Место Бориса Пастернака в русской поэзии как значительного и оригинального лирика, замечательного певца природы. Мотивы творчества поэта. Творчество как процесс, выводящий поэта к пониманию последней истины. Лирический герой в произведениях Пастернака.

    реферат , добавлен 31.08.2013

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления великого российского поэта начала XX века Василия Жуковского. Характеристика поэзии "Сельское кладбище" как первого произведения поэта, анализ любовной и эпической лирики, гуманизм Жуковского.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2009

    История жизни выдающегося русского поэта Бориса Пастернака. Детство будущего поэта, влияние отца и матери на его жизнь. Отношение к творчеству, чувственность в стихотворениях. Причастность к христианству - "предмет редкого и исключительного вдохновения".

    презентация , добавлен 20.11.2013

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления известного российского поэта Николая Гумилева. Факторы и личности, повлиявшие на формирование его творческих вкусов. Любовь к А. Ахматовой и поэзии, посвященные ей. Политические взгляды поэта.

    творческая работа , добавлен 18.05.2009

    Краткий биографический очерк жизни великого российского поэта А.А. Фета, основные этапы его личностного и творческого становления. Анализ самых ярких произведений данного автора. Особенности композиции и содержания любовной лирики Афанасия Фета.

    презентация , добавлен 05.05.2012

    Исследование раннего творчества Бориса Пастернака и музыкальной эстетики символизма. Характеристика концепции синтеза искусств Скрябина и ее влияния на творческое самоопределение поэта. Анализ образов музыкальных инструментов в лирике Б. Пастернака.

    дипломная работа , добавлен 24.04.2011

    Краткий биографический очерк жизни Н.А. Некрасова как великого российского поэта, этапы его личностного и творческого становления. Адресаты любовной лирики: А.Я. Панаева и З.Н. Некрасова. "Проза любви" в лирике Некрасова, анализ его стихотворения.

    реферат , добавлен 25.09.2013

    Краткий очерк личностного и творческого становления великого российского поэта-символиста начала XIX века В.Я. Брюсова, отличительные черты его произведений. Отражение фактов исторического прошлого России в стихах поэта. Анализ поэзии "Родной язык".

    реферат , добавлен 17.06.2009

    Краткий очерк жизни, этапы личностного и творческого становления В.В. Маяковского как русского советского поэта, одного из крупнейших поэтов XX в. Факторы, повлиявшие на формирование литературного стиля поэта. Знакомство и значение в его жизни Л. Брик.

    презентация , добавлен 25.01.2015

    Исследование жизненного пути и творческой деятельности великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Детские, юношеские годы, факторы и события, повлиявшие на становление личности поэта. Лирика разных лет и стихи Лермонтова о предназначении поэта и поэзии.



Похожие публикации