Что такое глас вопиющего в пустыне. "Глас вопиющего в пустыне": значение фразеологизма, его происхождение. Смотреть что такое "Глас вопиющего в пустыне" в других словарях

    Из Библии. Ветхий Завет (Книга пророка Исайи, гл. 40, ст. 3): «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему». Встречается также в Евангелии от Матфея (гл. 3, ст. 3), Евангелии от Марка (гл. 1, ст … Словарь крылатых слов и выражений

    См. речь... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 … Словарь синонимов

    ГЛАС ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ

    - (иноск.) которого не слышно Ср. Где не существует (уверенности в восприимчивости читателя), литературная деятельность представляет собою не что иное, как поле... на котором бесцельно раздается глас вопиющего в пустыне. Салтыков. Мелочи жизни.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Глас вопиющего в пустыне - Книжн. Экспрес. Напрасный призыв к чему либо, остающийся без ответа, без внимания. В годину мрака и печали, Как люди русские молчали, Глас вопиющего в пустыне Один раздался на чужбине (Огарёв. Предисловие к «Колоколу»). Выражение идёт от… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Гласъ вопіющаго въ пустынѣ (иноск.) котораго не слышно. Ср. Гдѣ не существуетъ (увѣренности въ воспріимчивости читателя), литературная дѣятельность представляетъ собою не что иное, какъ поле... на которомъ безцѣльно раздается гласъ вопіющаго въ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Глас вопиющего в пустыне - крыл. сл. Выражение из Библии (Исаия 40:3; цитируется: Матф., 3, 3; Марк, 1, 3; Иоанн, 1, 23), употребляется в значении: напрасный призыв к чему нибудь, остающийся без внимания, без ответа … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    глас вопиющего в пустыне - книжн. призыв, остающийся без всякого ответа. Происхождение оборота связывают с библейским сюжетом: пророк Исайя взывает к израильтянам из пустыни уготовить путь к Богу, но остается неуслышанным. По другой версии, здесь имеется в виду Иоанн… … Справочник по фразеологии

    глас вопиющего в пустыне - книжн. О призыве, остающемся без ответа, без внимания … Словарь многих выражений

    ГЛАС ВОПИЮЩИЙ В ПУСТЫНЕ - что Страстный, горячий призыв, выражение отчаяния, без надежды на отклик. Имеется в виду, что чьи л. слова (p) остаются без ответа, не получают должной реакции. Говорится с неодобрением. книжн. ✦ Р глас вопиющего в пустыне. Обычно в роли именной… … Фразеологический словарь русского языка

Книги

  • Глас вопиющего в пустыне , Бевир Джон. Бог восстанавливает пророческое помазание, чтобы обратить сердца Своего народа к Себе. Однако очень часто пророческое служение ограничивают только предсказаниембудущего, забывая, что пророки…
  • Глас вопиющего в пустыне, Op. 77 , Е. Елгар. Репринтное нотное издание`Une voix dans le d?sert, Op. 77`. Жанры: Stage Works; For narrator, orchestra; Scores featuring the voice; Scores featuring a narrator; Scores featuring the…
Выражение "глас вопиющего в пустыне" - обозначает напрасные призывы, уговоры, к которым никто не прислушивается, безответную просьбу, мольбу, обращение, воззвание.
Впервые подобное словосочетание появилось в труде Исайи (Йешаяху) (родился в 765 году до Р. Х.). Доподлинно неизвестно, когда была написана книга Исайи (в канонической Библии она занимает 23 позицию), исследователи относят дату её создания в период 778 - 732 годов до Р. Х.

<...>
"Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу,
прямыми сделайте в степи стези Богу нашему"

(книга Исайи 40, 3)
<...>

Нет никакого сомнения, что в наше время слова пророка Исайи трактуются неправильно. Исайя в своей книге утверждает "Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу". Однако с течением времени знак препинания двоеточие перестало ставиться, и в итоге фраза стала читаться слитно "Глас вопиющего в пустыне". То есть первоначальный смысл был утерян в веках.
Поскольку с образованием в те времена было "туго " и люди по большей части были неграмотны, либо частично грамотны, то эту ошибку почти сразу же допустили первые последователи и ученики пророка Иисуса, которых называют апостолами.

Марк писал: "Глас вопиющего в пустыне: создайте путь Господу, проторите прямую дорогу Ему" (1, 3)

Матфей писал: "Он возвестил: я глас вопиющего в пустыне: улучшите тропу Господу, как говорил пророк Исаи" (3, 3)

Кто такой пророк Исайя?

Этот человек появился на свет в городе Иерусалим в богатой семье. Когда ему исполнилось двадцать лет, к нему в видении пришёл Бог Саваоф, окружённый ангелами. В своих речах Исайя делает акцент на идеях социального равенства и социальной справедливости. Он постоянно твердил своей пастве, что нравственность важнее, чем буквальное, бездуховное почитание Бога.

"Зачем вы приносите в жертву множество животных? Господь наш пресыщен кровавыми убийствами скота...перестаньте творить злодеяния, попробуйте научиться делать добро: вступайтесь за вдову, защитите сироту, ищите правду, спасите угнетённого"
(Книга Исайи 1:11; 16-17)

Исайя начинает критиковать сильных мира сего за их неправедный образ жизни, за жестокость и сребролюбие. Этот пророк стал первым среди почитателей Иисуса, который проповедовал раздвинуть национальные рамки и претворить заповеди и слова Бога во всемирном масштабе.

"...и станет он осуждать страны и обличит множество народов; и перекуют они свои копья на серпы, а мечи на орала, и станут жить мирно"
(Книга Исайи 2:2-4)

Использование фразеологизма "глас вопиющего в пустыне" в литературе


"Рассаживайтесь на свои места! Не надо так громко разговаривать! Показалось, что это был глас вопиющего в пустыне: ученицы перестали галдеть только тогда, когда их учитель стал диктовать"
(А. Шеллер-Михайлов)

"Безусловно, это нарочито двусмысленные и осторожные предложения так и остались гласом вопиющего в пустыне"
(Владимир Ульянов-Ленин)

"Где нет уверенности, что читатель всё воспримет правильно, литература представляет собой глас вопиющего в пустыне..."
(Салтыков-Щедрин)

5 января 2016

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов - появляются благодаря историческим событиям и лицам, художественной литературе, народным высказываниям и другим факторам. Немало таких выражений пришли в нашу речь из Библии. Например, «глас вопиющего в пустыне».

Значение фразеологизма, его происхождение и употребление мы рассмотрим в этой статье. Узнаем его толкование с помощью надежных источников - толкового и фразеологического словарей известных лингвистов.

«Глас вопиющего в пустыне»: значение фразеологизма

В толковом словаре С. И. Ожегова дается следующее определение этому выражению: «безответный призыв, неуслышанная мольба». Стоит стилистическая пометка «книжное».

Во фразеологическом словаре под редакцией М. И. Степановой приводится такое толкование выражения: «страстный призыв к чему-либо, оставшийся без ответа вследствие равнодушия или непонимания людей». Также стоит пометка «книжное».

В словаре устойчивых оборотов Розе Т. В. тоже имеется определение выражения «глас вопиющего в пустыне». Значение фразеологизма в нем касается бесполезных призывов, остающихся без внимания.

Происхождение выражения «глас вопиющего в пустыне»

Для этимологического обзора также воспользуемся указанными нами словарями. В толковом отмечается, что выражение пришло из евангельской притче об Иоанне Крестителе, который в пустыне перед непонимающим его народом призывал открыть пути и души Иисусу Христу.

Розе Т. В. также приводит историю происхождения фразеологизма в своем словаре. Она сообщает читателям следующее.

Существует библейское сказание об одном древнееврейском пророке, призывавшем из пустыни израильтян готовиться к встрече с Богом. Для этого он, пишет в своем словаре Розе Т. В., предлагал проложить дороги в степи, горы понизить, поверхность земли выровнять и проделать множество других работ. Но пророк-отшельник не был услышан.

С того момента оборот «глас вопиющего в пустыне» значение имеет такое, как напрасные уговоры и призывы, не воспринимаемые никем всерьез.

Библейское значение фразеологизма

Указанные в словарях определения не совсем верны. Библейское значение этого выражения отличается. Иоанн Креститель призывал к покаянию. Его глас (голос) раздавался на берегах Иордана. Люди, которые слышали его, распространяли весть о нем, и его приходили слушать и другие. Толпами собирались возле него. Иоанн крестил людей иорданской водой, чтобы омыть их от грехов, и проповедовал.

Путь Иисуса был проложен по человеческим сердцам, которые были каменными, гнездили в себе змей. По такой дороге Христу было трудно идти. Поэтому этот путь ангел Божий Иоанн подготавливал, пытался сделать его прямым. Он исправлял кривизну людских сердец. Поэтому рассматриваемое нам выражение стоит толковать также как призыв к покаянию и исправлению.

Употребление

Рассматриваемое нами выражение не устарело. Его активно использовали и используют писатели, публицисты, журналисты и все те, кто для выражения своих мыслей прибегает к устойчивым оборотам.

Н. П. Огарев в предисловии к периодическому изданию «Колокол» Герцена пишет: «глас вопиющего в пустыне один раздался на чужбине». Это газета выпускалась в Лондоне и была направлена против цензуры и крепостнического права. Использованное Огаревым устойчивое выражение, которые мы рассматриваем, емко передало мысли автора.

Нередко применяют в заголовках оборот «глас вопиющего в пустыне» Значение фразеологизма помогает передать читателям информацию о том, что кто-то не может достучаться до чьих-то сердец, не находит желанного отклика.

Фразеологизмом называют устойчивую комбинацию слов.

Библия является кладезем фразеологизмов, в частности, изречение «глас вопиющего в пустыне», которое означает призыв, оставшийся без внимания, пришло оттуда.

Источниками фразеологизмов, помимо Библии, являются:

Вконтакте

  • народные высказывания,
  • исторические события и лица.

Значение и происхождение фразеологизма

  1. Если обратиться к толковым словарям, например, к словарю Ожегова, этому фразеологизму он дает такое толкование: «безответный призыв» или «неуслышанная мольба».
  2. М. И. Степанова, редактор словаря фразеологизмов, дает следующее объяснение: «страстный призыв, не получивший ответа из-за человеческого равнодушия».
  3. Сборник, в котором собраны устойчивые обороты, Розе Т. В. говорит о бесполезном призыве, оставшемся без внимания.

Книга Исайи

Самое первое упоминание данного фразеологизма встречается в книге Исайи. Достоверной информации о времени создания этого труда нет, однако исследователями называются 778−732 гг. до Р. Х. У. Исайи есть точные и сбывшиеся пророчества, касающиеся Иисуса Христа.

В настоящее время слова Исайи используются неправильно, и смысл их искажен. Первоначально это изречение выглядело так: «Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему», то есть фраза была разделена двоеточием. В наши дни этот оборот можно встретить даже в виде «крик вопиющего в пустыне».

Исайя был родом из Иерусалима, из богатой семьи. Когда ему было 20 лет, Исайе пришло видение - Бог Саваоф в окружении ангелов. Речи Исайи были наполнены идеями о социальном равенстве и справедливости. Он повторял пастве о том, что лучше быть нравственным, чем буквально и бездуховно почитать Создателя. За неправедную жизнь и жестокость важные и влиятельные лица были подвергнуты критике со стороны Исайи.

Иоанн Предтеча

Для начала нужно представить иудейскую пустыню, где прозвучала эта фраза из уст Иоанна Предтечи.

Он прожил в каменистой, безводной и сухой пустыне долгое время, после похорон своей матери - преподобной Елисаветы. Это время представляет собой загадку для ученых, так как неизвестно, как Иоанн Предтеча провел это время.

Существует версия, что его приютила община иессеев-священников в ветхозаветном храме. Эта община была против партии саддукеев из-за их занятий коммерцией, сделавших свой храм частной лавочкой. Несогласные с такими условиями священники покинули храм и поселились в пустыне, основав там свой монастырь. Иоанн Предтеча был воспитан в таких целомудренных условиях, где члены общины соединялись со своими женами только для зачатия детей, а в остальное время хранили целомудрие.

Иоанн Предтеча на проповеди произносит пророчество, которое написал Исайя. О необходимости подготовить пути для Господа, сделать прямыми тропы, наполнить все низменности, понизить горы и холмы, выпрямить кривые пути.

Иудейская пустошь как будто подтверждает правдивость этих слов, доказывая сказанное своими пейзажами. И холмы, которые «понизились», и отсутствие долин, и путь, проложенный караванами с севера на юг - совершенно прямой.

Очевидно, что эти слова имели глубокий подтекст: принятие Христа невозможно без духовной подготовки. И Иоанн Предтеча проводит эту работу . Его энергия, внешний вид, Божественный дух поражают народ. Люди считают, что он - Мессия. Иоанн Предтеча на вопросы: кто он и откуда у него права на произнесение таких речей народу, говорит, что он и есть тот «голос вопиющего», о котором написал Исайя.

И на самом деле, Иоанн Креститель - «голос», его жизнь посвящена проповедям об Иисусе Христе и мольбам к смирению. Говоря о понизившихся холмах, он подразумевает понижение холмов из человеческой гордости. Только забыв про гордость, человек может стать ближе к Христу, ведь самодостаточному и сильному человеку незачем обращаться за помощью к Христу. Наполненные долы - это вера, заполнившая душу человека. И самый распространенный Библейский образ - кривые пути. При соблюдении Божьих заповедей, кривой путь становится ровным и прямым.

Четыре столетия спустя Макарием Великим было написано, что сердце человека является бескрайней страной, в которой есть и холмы, и долы, и кривые извилистые пути с ущельями, в которых обитают драконы, скорпионы и змеи. В его словах соединились и слова Исайи, и слова Иоанна.

Неужели глас Иоанна Крестителя не был услышан, если эта фраза трактуется как призыв, не получивший ответа. Существует версия, что двоеточие поставлено неверно. «Голос вопиющего: в пустыне готовьте путь Господу…» В данном случае пустынное место - это там, где тихо и спокойно, без раздражающих факторов. Чтобы прийти к Христу нужно удалиться в пустыню сердца и молиться. А призывы Иоанна Крестителя все-таки были услышаны , так как много учеников Иоанна последовало потом за Спасителем.

Слова Пророка — Глас вопиющего в пустыне

Глас вопиющего в пустыне — призыв к чему-то, остающийся без внимания. Безответное воззвание, обращение. Тщетная мольба, просьба. Происхождением фразеологизм обязан Ветхому Завету: Книге иудейского пророка Йешаяху (Исайи) (рожд. около 765 года до нашей эры), созданной примерно в период 778 - 732 годов до нашей эры. В канонической Библии Книга Исайи находится под номером 23.

Утешайте, утешайте народ Мой,
говорит Бог ваш;
говорите к сердцу Иерусалима
и возвещайте ему,
что исполнилось время борьбы его,
что за неправды его сделано удовлетворение,
ибо он от руки Господней принял
вдвое за все грехи свои.
Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу ,
прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;
всякий дол да наполнится,
и всякая гора и холм да понизятся,
кривизны выпрямятся
и неровные пути сделаются гладкими;
и явится слава Господня,
и узрит всякая плоть (спасение Божие);
ибо уста Господни изрекли это

(Исайя 40, 3)

Совершенно очевидно, что слова Пророка воспроизводятся неверно. Исайя говорит «Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу». Но в дальнейшем двоеточие исчезло и получилась слитная фраза «Глас вопиющего в пустыне», ничего общего с источником и смыслом высказывания не имеющая. Невнимательность допустили уже первые апостолы — ученики и последователи Иисуса Христа

  • Матфей «Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаи» (3, 3)
  • Марк «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (1, 3)
  • Иоанн «Это о нём говорил пророк Исаия: «Голос раздаётся в пустыне, восклицая: «Подготовьте путь Господу, проложите Ему тропу прямую» (1, 23)

Пророк Исайя

Пророк Исайя — первый социалист

Родился в Иерусалиме. Происходил из знатной семьи. Пророчествовать начал в 20 лет с видением ему Бога Саваофа на престоле и ангелов, окружавших его. В пророчествах Исайи главное место занимают идеи социальной справедливости и всеобщего равенства. Он утверждал, что нравственнсоть угоднее богу, чем бездуховное, буквальное соблюдение культа. «К чему Мне множество жертв ваших? - говорит Господь. - Пресыщен Я всесожжениями овнов и туком откормленного скота… перестаньте делать зло, научитесь делать добро; ищите правды: спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову» (Ис. 1:11, 16–17). Исайя критикует сильных мира сего за их жестокость, алчность, неправедный образ жизни. Исайя был первым иудейским пророком, вышедшим за национальные рамки и призывающим претворять в жизнь слова Божьи и Его заповеди во всемирном масштабе.

«…И будет Он судить народы и обличит многие племена; и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои на серпы, не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:2–4)

Употребление выражения «глас вопиющего в пустыне»

- «Где не существует (уверенности в восприимчивости читателя), литературная деятельность представляет собою не что иное, как поле… на котором бесцельно раздается глас вопиющего в пустыне» (Салтыков-Щедрин)
- «Разумеется, эти осторожные и нарочито двусмысленные пожелания так и остались до сих пор «гласом вопиющего в пустыне» (В. И. Ленин)
- «Садитесь по местам! Тише, тише! Это был глас, вопиющий в пустыне: девочки перестали шуметь только тогда, когда учитель принялся за диктовку» (А. Шеллер-Михайлов)



Похожие публикации