История. Архитектурная судьба Павла I Заговор и смерть

В середине XVIII в. преобладающим архитектурным стилем было барокко. Крупнейшим российским архиетктором этого времени был выходец из Италии Бартоломео Растрелли. Он построил Зимний дворец, ансамбль Смольного монастыря, дворец Строганова в Петербурге, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе.

Во второй половине XVIII в. классицизм возобладал и в архитектуре. На смену пышным постройкам барокко пришли подчеркнуто лаконичные здания, строго симметричные, лишенные второстепенных деталей. В стиле классицизма строились и столичные дворцы, и дома провинциальных помещиков.

Крупнейшими архитекторами второй половины XVIII в. были В.И. Баженов, М.Ф. Казаков и И.Е. Старов.

Знаменитейшее произведение Баженова - Пашков дом в Москве (старое здание Российской Государственной библиотеки). Он же разработал проект Михайловского замка в Петербурге. Крупнейшие проекты Баженова - Большой Кремлевский дворец и дворец в усадьбе Царицыно - не осуществились.

Творческая судьба М.Ф. Казакова была более счастливой. По его проектам построены здание Московского Университета, Сената в Кремле, Голицынская (1-я Градская) больница в Москве, Благородное собрание, целый ряд усадеб и церквей.

Вторая половина XVIII в. - период расцвета русской живописи, прежде всего портретной. Подъем портретного искусства был вызван стремлением знати увековечить себя на полотнах художников. Крупнейшими портретистами XVIII в. были Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский.

Наряду с портретом в русской живописи XVIII в. появились пейзаж и жанровые сцены. Писались и картины на исторические темы, например, избрание на царство Михаила Романова, Александр Невский на Чудском озере и т.п.

Выдающимся мастером скульптуры был Ф.И. Шубин, создавший целю галерею скульптурных портретов государственных деятелей и полководцев России. Но самую знаменитую скульптуру России создал француз Э. Фальконе - автор "Медного всадника".

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА РУБЕЖЕ XVIII-XIX ВЕКОВ

1. Правление Павла I

К концу XVIII в. во внутренней политике России накопилось множество нерешенных проблем, главными из которых были крепостное право и отсутствие какого бы то ни было ограничения царской власти представительными органами или законом. Единственной гарантией против превращения монархии в деспотию являлась личность просвещенного монарха - Екатерины II. В последние годы жизни императрица много работала над новым законодательством, стремясь закрепить в законе гражданские права подданных и сформулировать полномочия монарха, что уже явилось бы некоторым ограничением самодержавной власти. Однако под влиянием Французской революции Екатерина медлила с воплощением задуманных реформ, опасаясь потрясений в России. Осуществить свои планы она не успела.

В 1796 г., после смерти Екатерины II, русский престол занял Павел I. Воспитанный в просветительских идеалах, он с годами совершенно разочаровался в них под влиянием конфликта с матерью. Павел романтизировал средневековое рыцарство, считая его образцом чести и благородства. Если эпоха Просвещения выдвинула принципы естественных прав и общественного договора, то Павел считал долгом подданных беспрекословно подчиняться монарху, который повелевает ими как отец - детьми. Ненавидя мать, Павел считал все сделанное ею вредным и заслуживающим уничтожения.

Придя к власти, Павел постарался разрушить созданную Екатериной систему власти. Он восстановил упраздненные в ходе губернской реформы коллегии, уничтожил сословное самоуправление в городах и губерниях (городские думы и губернские дворянские собрания), ограничил права уездных дворянских собраний. Жалованные грамоты дворянству и городам были отменены. Рассматривая дворянство как рыцарское сословие, главное дело которого - служба монарху, Павел настойчиво ограничивал сословные привилегии для неслужащих дворян. Дворянство лишилось даже свободы от телесных наказаний.

Павлу было свойственно мелочное вмешательство в частную жизнь подданных: он лично определял, какой следует носить покрой платья, когда обедать, какие танцы танцевать и т.п. Конечно, Павлу было в этом отношении далеко до Петра I, но за прошедшие десятилетия дворянство привыкло к гораздо большей свободе. То, что в начале XVIII в. воспринималось как тяжелая, но неизбежная повинность, в конце столетия выглядело недопустимым попранием прав. К тому же политика Павла была противоречивой и непоследовательной. Царь был раздражителен, нередко без серьезной вины подвергал придворных и офицеров аресту, ссылке, заключению в крепость. Никто в окружении Павла не мог быть уверен в завтрашнем дне. Все это крайне раздражало дворян.

Дворянство было недовольно и политикой Павла I по крестьянскому вопросу. Впервые при Павле крепостные приносили присягу новому императору наряду с вольными. Этим подчеркивалось, что они в первую очередь подданные не барина, а царя. Было запрещено продавать крестьян с аукционов. Весной 1797 г. вышел указ об ограничении барщины тремя днями в неделю. Правда, манифест носил, главным образом, рекомендательный характер и, как правило, не выполнялся.

Однако это все же была первая попытка государственной власти ограничить эксплуатацию крестьян. Все это еще не позволяет говорить о политике Павла как антидворянской. Царь стремился подчеркнуть, что монарх - покровитель и защитник всех подданных, независимо от сословной принадлежности. По словам В.О. Ключевского "Павел превращал равенство прав в общее бесправие". Наряду с попытками несколько ограничить крепостной гнет, Павел совершил немало шагов, укреплявших крепостное право. Он широко раздавал помещикам государственных крестьян, вновь разрешил заводчикам-недворянам покупать крестьян для работы на мануфактурах.

Насмешки вызывала необычайная любовь Павла к муштре и параду. Царь восхищался порядками Пруссии и пытался переделать русскую армию по прусскому образцу, причем начал с введения прусского военного мундира и обучения войск прусскому парадному шагу. В армии это расценили как насмешку над боевым опытом екатерининских времен, тем более, что многие боевые генералы прежнего царствования были уволены в отставку.

Наконец, крайнее недовольство вызвал внешнеполитический поворот, совершенный Павлом в 1800 г., - заключение союза с Наполеоном. Дело было не только в том, что Первого консула в России считали узурпатором законной королевской власти. Разрыв с Англией был невыгоден русскому дворянству и купечеству, поскольку именно эта страна была главным потребителем русского льна, леса и хлеба и поставщиком промышленных товаров на русский рынок.

Все это привело к дворцовому перевороту 11-12 марта 1801 г. В заговоре приняли участие многие высокопоставленные сановники. О подготовке переворота знал и наследник престола Александр. С его молчаливого согласия заговорщики (генерал - губернатор Петербурга граф Пален, генерал Л.Л. Беннигсен, последний фаворит Екатерины Платон Зубов с братьями и др.) ворвались в покои императора в Михайловском замке, куда Павел переехал из Зимнего дворца, считая его недостаточно безопасным. Царь был убит. Официальная версия гласила, что он скончался от апоплексического удара. На трон вступил Александр I.

«.. и говорит Его Величеству Авель со смирением, – Ни цари, ни народы не могут менять волю Божию, поэтому зрю в замке преждевременную гробницу Твою, благоверный Государь. И резиденцией потомков Твоих, как мыслишь, он не будет".


Такими словами от иеросхимонаха Авеля , который жил во времена Павла I , была определена судьба и императора российского престола, и самого Михайловского замка.


В.Л. Боровиковский.. Портрет Павла I


Говорят, что Павел безоговорочно верил этому старцу, постольку последним была точно предсказана гибель его матушки – Екатерины. В ответ на вопрос о своей собственной жизни самодержец Павел услышал - "Число лет Твоих подобно счету букв изречения над вратами Твоего замка, в коем воистину обетование и о Царственном роде Твоем".


Речь шла о девизе, выбитом медными буквами над портиком Михайловского замка: "ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ". Это немного измененный текст псалма Давида - "Дому Твоему подобаетъ святыня, Господи, въ долготу дний" (Пс. 92:6).



По недавним исследованиям оказалось, что первоначально этот девиз должен был быть у Воскресенского Новодевичьего монастыря, но эти пророческие буквы попали на Исаакиевскую церковь, а после и на сам Михайловский замок.



Так вот, количество этих букв – 47, и мы знаем, что Павел I умер на 47 году жизни . Вообще с судьбой этого самого загадочного императора России связано много мистики, например, можно проследить магию числа «4» .


Paul I by A.F. Mitrokhin


Общий срок царствования Павла - 4 года, 4 месяца и 4 дня . Этот замок, который должен был стать главной парадной резиденцией императорского дома на смену Зимнему дворцу, но главное, полностью обезопасить своего хозяина от врагов, строился 4 года . А прожить в нем удалось императору лишь загадочные 40 дней .


Император Павел I. Неизвестный художник. Конец XVIII


Еще интересно, что Михайловский замок был поставлен вместо «обветшалого» Летнего дворца Елизаветы и северной своей частью выходящий на Летний сад . До этого на этом самом месте стоял дворец жены Петра – Екатерины , который был снесен для постройки дворца Елизаветы.


Летний дворец, третья четверть XVIII века



Летний дворец Елизаветы Петровны. Гравюра А. А. Грекова с рис. М. И. Махаева. 1753 г.



Летний дворец, вид с южной стороны


Свое название замок получил в честь Архангела Михаила – небесного покровителя дома Романовых. По легенде, которую поддерживал сам Павел, чтобы оправдать новое строительство в глазах общества, Архангел Михаил явился часовому, стоявшему на карауле в Летнем дворце, и предсказал возведение на этом месте нового дворца и храма в его честь.


Степан Семёнович Щукин. Павел I


Именно в этом растреллиевском доме и родился Павел . На месте снесенного им дома он и принял мученическую смерть в замке, который меньше всего подходит общей архитектуре С.-Петербурга своим романтическим настроем и больше схож на средневековые крепостные постройки . Именно эта его «отстраненность» от всего города и империи впоследствии стала восприниматься и как символ его личности, которой владели идеи мессианства русского государства и богоустановленности самой императорской власти.


Портрет великого князя Павла Петровича в детстве



Портрет Павла Петровича в детстве. Неизвестный художник. 2-я половина 18 века. Кострома



Virgilius Erichsen (1722 – 1782, Danish). Grand Prince Pavel Petrovich In His Study



Антропов Алексей Петрович. Портрет великого князя Павла Петровича, впоследствии императора Павла I, в детстве 1765



Портрет великого князя Павла Петровича в детстве (Ф. Рокотов, 1761)



Stefano Torelli. Великий князь Павел Петрович, Президент Адмиралтейств-коллегии, в мундире генерал-адмирала русского флота



Неизвестный художник - Портрет великого князя Константина Павловича


Образ собственного замка, воплотившийся в личных эскизах Павла, занимал его воображение с 1784 года, и общий срок «проектирования» Михайловского занял около 12 лет, причем к началу строительства эта идея обросла уже 13тью вариантами.



Известно, что этот мистический замок «русского Гамлета» начал строиться сразу после вступления Павла на трон и работы проводились с чрезвычайным «поспешанием» круглые сутки, в ночное время при свете факелов и фонарей. Одновременно на строительной площадке находилось до 6 тыс. человек, а в целях экономии времени сюда перебрасывали стройматериалы с других объектов. Так, например, в Михайловский замок из Таврического дворца был отдан наборный паркет, из Академии художеств и Царскосельских дворцов – скульптуры, фризы, колонны и декоративные облицовочные камни, из Исаакия – печально известный фриз с пророчеством.



Собственно, это, наверно, было обычной практикой, поскольку после кровавых событий смерти Павла и оставление Михайловского замка венценосными Романовыми серебряные ворота церкви этого замка по приказу Александра I переплавлены в роскошный сервиз свадебного подарка для сестры, а при Николае I для здания Нового Эрмитажа из Михайловского «добывали» мрамор. Впрочем, богатств в Михайловском замке хватило на множество художественных коллекций, разошедшихся впоследствии по различным музеям и дворцам.


Перед зданием, в котором находится Тронная Марии Федоровны расположен памятник императору Павлу I.



Памятник императору Павлу I.


В плане замок представляет квадрат со скругленными углами, внутрь которого вписан центральный восьмиугольный парадный внутренний двор. Главный въезд в замок находится с юга. Три расположенных под углом моста соединяли здание с находящейся перед ним площадью. Через ров, окружавший площадь Коннетабля с памятником Петру I в центре, был переброшен деревянный подъёмный мост, по обеим сторонам которого стояли пушки. За памятником - ров и три моста, причем средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов и вёл к главному входу.


Генеральный план, рисунок В.Бренна


Российский император, задумывая его возведение, отталкивался от распространенной в европейских столицах схемы построения прямоугольного в плане замка с прямоугольным же внутренним двором и круглыми угловыми башнями.


Макет замка


Здание расположено у истока реки Мойки из Фонтанки. Изначально оно было со всех сторон окружено водой: с севера и востока реки Мойка и Фонтанка, а с юга и запада каналы Церковный, и Вознесенский (ныне засыпанные) отделяли замок от остального города, превращая территорию замка в искусственный остров. Попасть в него можно было только через мосты, охранявшиеся часовыми.


Вид Михайловского замка в 1800-1801 годах. Гравюра А.И. Даугеля с акварели 1800 года, принадлежащей собранию гравюр, литографий и рисунков Петра Александровича Ефремова



Кваренги Джакомо (1744-1817) Михайловский замок в Петербурге. 1800



Михайловский замок со стороны наб. Фонтанки.Бенжамен Патерсен.



Михайловский замок со стороны площади Коннетабля. Раскрашенная гравюра Г.Л. Лори-отца с оригинала Б. Патерсена. 1804 г.



Михайловский замок. Начало XIX века.



Федор Алексеев. Вид на Михайловский Замок в Петербурге со стороны Фонтанки



Военный парад у Михайловского замка. А.Бенуа



Лебяжий канал. А.Болотов



Неизвестный художник. Михайловский замок. Кабинет в антресолях


Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался лишь для членов императорской семьи. За ними находилась широкая прямая аллея, по которой были построены здания конюшен и манежа (экзерциргауз). Она заканчивалась у трёхэтажных павильонов кордегардий, за которыми начинались предзамковые укрепления.

В комплекс сооружений замка входили:

Дворец



Воскресенский канал (засыпан, восстановлена часть под Трёхчастным мостом)


Воскресенский канал


Трёхчастный мост


Трёхчастный мост


Горнверк , на котором был установлен памятник Петру I (современная площадь Петра Великого, ранее площадь Коннетабля)



Кленовая улица


Кленовая улица


Два павильона Кордегардий Михайловского замка



Архитектура дворца нехарактерна для Санкт-Петербурга XVIII века. Строгим изяществом своего стиля замок скорее напоминает средневековую крепость, он является единственным в России дворцовым сооружением в стиле романтического классицизма.



Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. Однако, именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца - императора Павла I


Южный (главный) фасад


Центральная часть южного фасада контрастно выделена поднятым на высокий цокольный этаж портиком из четырех сдвоенных ионических колонн красного мрамора с богато украшенным скульптурным фронтоном и аттиком над ним.



Его украсил барельеф «История заносит на свои скрижали славу России», выполненный скульптором П. Стаджи. Также на этом фасаде была расположена изменённая библейская цитата (изначально отнесённая к Богу, а не к монарху) - Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней.



Подчеркнуто монументален, репрезентативен главный южный фасад. Торжественный строй его колонн и гигантские обелиски напоминают колоннаду Лувра и ворота Сен-Дени в Париже.



Противоположный главному северный фасад, обращенный Летнему саду, разработан как парковый.



В его центре расположена широкая украшенная скульптурой лестница, ведущая в лоджию входа с парной мраморной колоннадой тосканского ордера, поддерживающей террасу. Фасад завершен богато декорированным аттиком.



Открытую террасу этого фасада поддерживает мраморная колоннада, использована и широкая лестница, украшенная статуями Геркулеса и Флоры.



Западный и восточный фасады, согласно проекту Баженова, были трактованы однотипно как подчиненные.


Западный фасад



Восточный фасад


В сторону Садовой улицы выступает фасад дворцовой церкви, которая увенчана типично петербургским шпилем.



Известный своей требовательностью к показному эффекту в дворцовой жизни и парадам, Павел буквально «нашпиговал» Михайловский роскошью и богатством. Они источаются как от самих интерьеров (малахит, разные породы мрамора, лазурит, яшма), сочетающих монументальную роспись и деревянную резьбу, изумительную лепку и бархатную обивку с серебряным шитьем, так и от произведений искусств наличествовавших в этих стенах.



8 ноября 1800 г., в день святого Архангела Михаила, состоялось торжественное освящение замка и его церкви, а в феврале 1801 г. Павел вместе со своей семьей переехал из Зимнего дворца в Михайловский замок.


Великий князь Павел Петрович и Великая княгиня Мария Федоровна с сыновьями Александром и Константином; предположительно К.Хойер, 1781 г.



Герард фон Кюгельген. Портрет Павла I с семьёй. 1800



Иоганн Баптист Лампи-младший Конный портрет императора Павла I c сыновьями Александром и Константином, а также палатином Венгерским Иосифом. 1802 г


Мари́я Фео́доровна ; до перехода в православие - София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская (нем. Sophia Marie Dorothea Augusta Luisa von Württemberg; 14 октября 1759, Штеттин - 24 октября 1828, Павловск) - принцесса Вюртембергского дома, вторая супруга российского императора Павла I. Мать императоров Александра I и Николая I.


Александр Рослин. Портрет Великой княгини Марии Федоровны



Мария Фёдоровна вскоре после свадьбы. Портрет Александра Рослина



М.Ф.Квадаль. Коронование Павла I и Марии Фёдоровны



Maria Fedorovna by Élisabeth Vigée-Lebrun (1755–1842)



Владимир Боровиковский (1757–1825) Портрет Великой княгини Марии Федоровны (1759-1828)



Вуаль Жан Луи - Портрет великой княгини Марии Фёдоровны



Доу Джордж (1781-1829) Портрет императрицы Марии Федоровны


Чуть больше месяца замок был царской резиденцией. "Здесь я родился, здесь хотел бы и умереть" – этим словам императора Павла I суждено было стать пророческими. 11 марта 1801 г. император Павел I был убит в своей спальне в Михайловском замке, став жертвой дворцового заговора. Утром следующего дня августейшая фамилия вернулась в Зимний дворец.


Убийство императора Павла I, гравюра из французской исторической книги, 1880-е годы



Мария Фёдоровна во вдовьем наряде



Надгробие Павла I и Марии Фёдоровны в Петропавловском соборе


Михайловский замок полон легенд и загадок. Поговаривают, что после убийства в нем гулял призрак убиенного императора , которому монах Авель пророчествовал также о судьбе всего рода Романовых и державе Российской. Конверт с этим пророчеством надлежало вскрыть по завещанию Павла в день столетней годовщины его смерти , и хранился он в другом замке – в Гатчине , пригородной резиденции императора.



В течение двух десятилетий Михайловский замок использовался для проживания частных лиц, здесь были обустроены казенные квартиры для ведомственных чиновников, находились различные учреждения.


Павел I на портрете работы С. Щукина


В 1822 г. указом Александра I здание было передано Главному инженерному училищу, давшему замку новое название – "Инженерный". На протяжении целого столетия училище перестраивало бывшую императорскую резиденцию для своих нужд. В середине XIX в. по приказу Александра II на месте бывшей спальни Павла была устроена церковь святых апостолов Петра и Павла, частично сохранившаяся до наших дней.


Портрет императора Павла I - Николай Аргунов


В стенах Инженерного военного училища получили образование Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович, И.М. Сеченов, Ц.А. Кюи и многие другие.


В.Л. Боровиковский. Портрет Павла I


В 1991 г. здание Михайловского замка было передано Государственному Русскому музею . С этого времени ведется комплексная реставрация единственного в своем роде архитектурного памятника.


Владимир Лукич Боровиковский


Одна из легенд Михайловского замка связана с цветом его стен: согласно одной из версий, он был выбран в честь перчатки фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной) . По другой - это был традиционный цвет мальтийского ордена. Вслед за выбором царя цвет вошел в моду, и на некоторое время фасады некоторых петербургских дворцов перекрасили в тот же цвет.


Анна Лопухина (Гагарина) - фаворитка императора


Когда Русский музей занялся реставрацией дворца, стены замка были кирпично-красного цвета, к которому давно привыкли горожане, считая именно его первоначальным, тем более, что он совпадал с цветами Мальтийского ордена. Но остатки первоначальной краски реставраторы обнаружили под штукатуркой дворцового фасада, и этот трудно определяемый цвет (розовато-оранжево-желтый) сильно отличался от привычной расцветки, подтверждая историю о перчатке.


Павел I в короне, далматике и знаках Мальтийского ордена. Художник В. Л. Боровиковский


В 2001–2002 гг. проведена уникальная по сложности реконструкция части фортификационных сооружений, ранее окружавших замок, – открыты фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста, сохранившиеся под землей. Научно-исследовательские и археологические работы позволили осуществить реконструкцию инженерно-технического комплекса XVIII в. – одного из центральных архитектурных ансамблей Петербурга времен Павла I.


С. Тончи Портрет Павла I в одеянии гроссмейстера Мальтийского ордена


В отреставрированных залах теперь расположены постоянные экспозиции, проходят временные выставки.


Павел I - Владимир Боровиковский

Российский император Павел I Петрович (1 октября 1754--23 марта 1801) -- император России (1796--1801) из династии Романовых, сын Екатерины II и Петра III. Правление с 1796 г.

Проводил централизацию и мелочную регламентацию во всех звеньях государственного аппарата; в армии ввел прусские порядки; ограничил дворянские привилегии. Выступал против революционной Франции, но в 1800 заключил союз с Бонапартом. Убит заговорщиками-дворянами.

Ранние годы

Павел Петрович не получил сколько-нибудь серьёзного образования, коим руководил Никита Иванович Панин, который имел решающее влияние на формирование характера и взглядов будущего императора. С детства отличаясь слабым здоровьем и более чем небогатыми способностями, рос крайне нервным, впечатлительным и непомерно вспыльчивым, подозрительным к окружающим его людям. Матерью, имератрицей Екатериной II, был ненавидим как ребёнок от нелюбимого мужа -- Петра III. Отстранённый ею от вмешательства в решение каких-либо государственных дел, он, в свою очередь, бесповоротно осуждал весь образ её жизни и не принимал той политики, которую она проводила. Павел считал, что эта политика опирается на славолюбие и притворство, мечтал о водворении в России под эгидой самодержавия строго законного управления, ограничения прав дворянства, введения строжайшей, по прусскому образцу, дисциплины в армии. В 1780-е увлёкся масонством.

Павел был дважды женат. В 1773, не достигнув и 20 лет, женился на гессен-дармштадтской принцессе Вильгельмине (в православии -- Наталье Алексеевне), но через три года она умерла от родов, и в том же 1776 Павел женился вторично, на принцессе вюртембергской Софии-Доротее (в православии -- Марии Фёдоровне).

Всё время обострявшиеся взаимоотношения Павла с матерью, которую он подозревал в соучастии в убийстве своего отца -- Петра III, привел к тому, что Екатерина II подарила сыну в 1783 Гатчинское имение (то есть «отселила» его от столицы). Здесь Павел завёл обычаи, резко отличные от петербургских. Но за неимением каких-либо иных забот сосредоточил все свои усилия на создании «гатчинской армии»: нескольких батальонов, отданных под его командование. Офицеры в полной форме, парики, теснейшие мундиры, безупречный строй, наказания палками или шпицрутенами за малейшие упущения и никаких штатских привычек -- такова была павловская Гатчина.

В 1794 императрица решила устранить своего сына от престола и передать его старшему внуку Александру Павловичу, но не встретила сочувствия со стороны высших государственных сановников. Смерть Екатерины II 6 ноября 1796 открыла Павлу дорогу на трон.

Внутренняя политика

Своё царствование начал с ломки всех порядков материнского правления. Отменил петровский указ о назначении самим императором своего преемника на престоле. Указом о «трёхдневной барщине» запретил помещикам отправление барщины по воскресным дням и более трёх дней в неделю. Закон никогда не применялся на практике, но вызвал негодование помещичьей России. Не зная истинного состояния российских сословий, Павел счёл, что положение помещичьих крестьян-крепостных лучше, чем участь крестьян казённых, и роздал 600 тысяч душ казённых крестьян в частное владение, чем вызвал ненависть с их стороны

Существенно сузил права дворянского сословия по сравнению с теми, что были пожалованы Екатериной II, а порядки, заведённые в Гатчине, были перенесены на всю российскую армию. Жесточайшая дисциплина, непредсказуемость и произвол императорских капризов привели к массовым увольнениям дворян из армии, особенно офицерского состава гвардии (из 182 офицеров конногвардейского полка в 1786 к 1801 остались только двое).

В правление Павла I возвысились гатчинские выходцы, подхалимы и карьеристы, -- Аракчеев, Кутайсов, Обольянинов.

Недовольство во всех слоях общества нарастало. Не чувствуя и не понимая этого, Павел I запретил выезд молодых людей за границу на учёбу, из-за границ был закрыт ввоз книг, вплоть до нот, закрыты частные типографии. Дошло до того, что устанавливалось время, когда в домах полагалось тушить огни. Из русского языка изымались слова «гражданин», «отечество» и др.

Подозрительность и недоверчивость Павла достигли апогея, он не верил даже членам своей семьи и собирался передать престол племяннику Марии Фёдоровны, вюртембергскому принцу Евгению, устранив наследника -- своего сына Александра.

Следует отметить, что в целом короткое царствование Павла I, его политика и личность некоторыми историками оцениваются совершенно иначе. Например, Натан Эйдельман считает Павла умным, последовательным и прогрессивным политиком, не понятым своим временем. Большинством современных историков эта точка зрения не разделяется.

Внешняя политика

Отличалась бессистемностью и произволом. Россия меняла союзников в Европе как перчатки. Незадолго перед смертью Павел послал в поход на Индию войско Донское -- 22 507 человек без обоза, припасов и какого-либо стратегического плана. Поход был отменён сразу после гибели Павла

Заговор и смерть

Павел I был задушен в собственной спальне 11 марта 1801 в Михайловском замке. В заговоре участвовали Аграмаков, Н. П. Панин, вице-канцлер, Л. Л. Бенингсен, командир Изюминского легкоконного полка П. А. Зубов (Фаворит Екатерины), Пален, генерал-губернатор Петербурга, командиры гвардейских полков: Семеновского -- Н. И. Депрерадович, Кавалергардского -- Ф. В. Уваров, Преображенского -- П. А. Талызин.).

Культура России в XVIII в.

Зарождение высшего образования принято связывать с именем Петра Великого, с учреждением им Навигацкой школы в Москве в 1701 г. В 1725 г. был основан Петербургский университет, в 1755 г. -- Московский, в 1783 г. появилось Горное училище (ныне Горный институт в Петербурге) -- первое высшее техническое учебное заведение России. При Екатерине II впервые возникла стройная система народного образования, в основе которой были начальные училища. Священников стали готовить в духовных семинариях, а светское гражданское образование получали в гимназиях. Образование носило сословный характер. Смольный институт давал образование преимущественно дворянским девочкам. Для основной массы населения получение образования было весьма проблематичным. В 1725 г. была основана Академия наук. Первым музеем стала Кунсткамера. В области техники русские изобретатели работали в русле общеевропейских, особенно английских усилий. Иван Ползунов изобрел паровую машину. Иван Кулибин придумал массу оригинальных механизмов и конструкций, которые использовались царским двором. Выдающимся изобретателем оригинальных станков, механизмов был А. К. Нартов. Печатное слово обретало все большую значимость. При Петре I появились первая газета -- «Ведомости», журнал, новые типографии. Во второй половине XVIII в. в поэзии заметный след оставили Г. Р. Державин, М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, в прозе -- Д. И. Фонвизин, М. Новиков, А. Н. Радищев. Публицистом и литератором была Екатерина II. При ней был составлен словарь русского языка. В новой столице -- Санкт-Петербурге -- велось крупномасштабное строительство по единому архитектурному замыслу. Детальная разработка первого плана Северной столицы осуществлена П. М. Еропкиным. Еще при Петре I Д. Трезини построил Петропавловскую крепость, здание Двенадцати коллегий, Летний дворец. В 1703-1760-х гг. в архитектуре преобладал роскошный, яркий, в чем-то вычурный стиль барокко. В этом стиле крупнейшим мастером Ф. Б. Растрелли были построены Зимний дворец и Смольный монастырь, Екатерининский дворец в Царском Селе и Большой дворец в Петергофе. С 60-х гг. XVIII в. до 40-х гг. XIX в. преобладал классицизм. В. И. Баженов построил Пашков дом в Москве, Инженерный замок в Петербурге. М. Ф, Казаков в этом стиле выстроил старое здание Московского университета и Дворянского собрания с Колонным залом в Москве. В Петербурге классиком классицизма являлся Д. Кваренги. В XVIII в. плодами культуры, поверхностной вестернизации пользовалась меньшая часть общества.

Глава восьмая КАЗАРМЫ, ПЛАЦЫ, ХРАМЫ

Военный Петербург павловской эпохи характеризуется не только вахтпарадами, смотрами и маневрами, но и широкомасштабным военным строительством. Впрочем, Павел активно занимался возведением различных зданий и сооружений военного назначения в своих резиденциях, прежде всего в Гатчине, еще будучи Великим Князем. Так, в 1793–1796 гг. при въезде в Гатчину со стороны Петербурга была построена маленькая крепость Ингербург (авторами ее проекта были архитектор В. Бренна и сам Павел), возводившаяся под руководством известного русского военного инженера Ф. И. Герарда. Первоначально планировалось обнести крепость валом и рвом, но в окончательном проекте от этого отказались. Интересно, что план Ингербурга точно повторял план знаменитой Королевской мануфактуры Гобеленов в Париже. В архитектуре крепости сочетались влияния средневековой европейской фортификации и французской архитектуры конца XVII–1-й половины XVIII в. К концу царствования Павла Ингербург представлял собой законченный архитектурный комплекс, включавший в себя казармы, школу, ратушу и дома многих приближенных Павла. Увы, крепость не сохранилась (ныне на ее месте находятся бывшие казармы 23-й артиллерийской бригады), и памятью о ней служат лишь Ингербургские ворота (1830–1832 гг., арх. В. А. Глинка), находящиеся на месте главных ворот крепости и охраняющие въезд в Гатчину с севера 1. В 1793–1795 гг. неподалеку от дворца, вдоль Большой Пороховской дороги (Большой улицы, Большого проспекта; ныне – проспект Императора Павла I 2, главная магистраль Гатчины), вероятно, по проекту В. Бренны, возводится госпиталь для чинов Гатчинских войск, придворных и обывателей (сейчас в этом здании, перестроенном в 1820-х гг. А. Е. Штаубертом, находится городская администрация) 3. В начале 1790-х гг. в Мариенбурге, неподалеку от реки Колпанки, было построено 7 казарм, а в 1794 г. – здание Военно-сиротского дома. В 1792–1796 гг. по проекту В. Бренны на Большой улице, в месте поворота с нее к дворцу, создается площадь Коннетабля, представляющая собой миниатюрное четырехлучевое укрепление, состоящее из невысокой каменной бастионной стенки с амбразурами, окруженное валом и сухим рвом. В центре площади возвышается 33-метровый обелиск Коннетабля. В амбразурах бастионной стенки при Павле располагались шесть небольших артиллерийских орудий 4.

План крепости Ингербург

В Павловске в 1795 г., вероятно, также по проекту В. Бренны, хотя документальных подтверждений его авторства нет, на месте шведского укрепления начала XVIII в. начинается строительство маленькой крепости Бип (Мариенталь) 5. К сентябрю 1796 г. в Павловске было завершено строительство четырех офицерских и четырех солдатских казарм. Деньги на их сооружение были выделены Адмиралтейств-Коллегией, а само строительство производили по договору казенные крестьяне 6.

Бесспорно, главным архитектурным сооружением столицы павловской эпохи стал возведенный по проекту В. Бренны при активном участии самого Павла в 1797–1801 гг. Михайловский замок 7. Но Павел Петрович жил не только заботами о строительстве своего любимого детища. С восшествием на престол он активно и в возрастающих масштабах продолжил военное строительство.

Именно при Павле для размещения войск стали строить каменные казармы во многих городах России, и прежде всего, конечно, в столице. К концу XVIII в. в своих слободах в Петербурге жили только гвардейские полки, армейские же полки столичного гарнизона размещались постоем на квартирах городских обывателей, что было для последних весьма тяжелой повинностью 8.

В 1760-е гг. началась перестройка деревянных гвардейских слобод в каменные, но к моменту восшествия Павла на престол полностью строительство каменных зданий было завершено только в слободе Лейб-Гвардии Конного полка 9. Таким образом, вопрос размещения войск к концу XVIII в. стоял весьма остро. И Павел со свойственной ему решительностью взялся за дело.

«Он не только считал безусловно вредным для боевого развития солдата вызываемое постоем у обывателей постоянное участие его в домашней жизни мирных граждан, но даже и помещение в слободских домах, не отрешавшее вполне от хозяйственных забот и предприятий, казалось Павлу непригодным для образования надлежащей боевой армии. Император Павел понимал, что организация воинских помещений имеет своею задачей не только обеспечение солдату жилища, но и приспособление его к назначению и условиям жизни солдата. Только концентрированное в более или менее значительных массах казарменное сожительство являлось Павлу единственно целесообразным для развития и поддержания воинского духа и дисциплины, для изучения личности и свойств солдата, для удобства обучения и воинских экзерциций. Казарма есть не только жилище солдата, но и школа, где он воспитывается. Эту идею Павел усвоил всецело, и создание для армии повсеместно казарм сделалось главною его задачей, к выполнению которой он приложил все свои силы, всю энергию», – писал Н. Ляпидевский 10.

Уже 14 декабря 1796 г. последовало Высочайшее повеление о размещении пехотных полков только в городах и лишь «в крайней невозможности» – в ближайших к городам селениях. На постое в деревнях разрешалось оставить только кавалерию п.

Главной трудностью являлось отсутствие денег на казарменное строительство, но Павел сумел решить эту проблему в самый короткий срок довольно простым и логичным способом: «Чтобы образовать сумму, необходимую для такого крупного расхода, Император привлек к делу постройки казарм население всего государства и учредил единовременный поземельный налог по количеству земли, находящейся во владении каждого обывателя. Налог этот не был обязательным, но каждый уплативший его навсегда освобождался от военного постоя. Результаты этой меры были блестящи, и вскоре военное ведомство получило полную возможность перейти к казарменному расположению» 12.

До введения в действие в 1798 г. «Устава столичного города Петербурга» всеми вопросами строительства казарм ведал генерал-губернатор, а с введением в действие устава за постройку казарм в столице стала отвечать Контора городских строений, подчиненная Комиссии о снабжении резиденции припасами, которая представила Императору 12 сентября 1798 г. свои соображения, касающиеся военного строительства в Петербурге. Комиссией было предложено взимать «казарменный» налог со всех частей города кроме Петербургской и Выборгской, жители которых из-за бедности налога заплатить не могли, почему для них сохранена была постойная повинность. По мере поступления средств комиссия предлагала постепенно вести строительство. В первую очередь намеревались построить казармы для Лейб-Гренадерского, Кексгольмского, Лейб-Казачьего полков, Сенатского батальона, осадного и полевого артиллерийских батальонов, рекрутских партий и двух морских команд. Павел предложения комиссии утвердил, и к весне 1799 г. в Петербурге началось активное строительство.

Здесь нужно отметить, что из-за нехватки средств (поземельный налог, естественно, полностью проблему не решил) речь шла прежде всего не о строительстве новых казарм, а о перестройке под казармы старых зданий – фабрик и даже частных домов, купленных у горожан 13. Иногда, в связи с недовольством владельцами ценами за дома, предложенными государством, возникали довольно серьезные конфликты, в улаживании которых приходилось принимать участие даже Павлу 14.

Для наблюдения за производством работ учреждался особый комитет из бау-инспектора и 6 членов, который должен был докладывать о ходе строительства генерал-губернатору 15.

К концу 1800 г. были построены казармы для Лейб-Гренадерского, Кексгольмского, Кавалергардского и генерал-майора Ушакова (Сенатского) полков, артиллерийские и для морских команд 16.

Первостепенное значение, конечно, имело строительство казарм для Гвардии.

Раньше всех в Петербурге, еще в 1797 г., благодаря заботам шефа полка, Великого Князя Александра Павловича, началось строительство казарм Лейб-Гвардии Семеновского полка.

«Еще в первый год царствования Императора Павла I Великий Князь Александр Павлович… ходатайствовал у Государя о разрешении построить новые каменные казармы и представил на Высочайшее утверждение планы и чертежи предполагаемых зданий. Весь 1797 год прошел в переписке по этому предмету, тянувшейся так долго потому, что Его Величество предоставил Великому Князю изыскать средства на постройку, не обременяя… казны расходами. Это обстоятельство побудило прибегнуть к продаже последней полковой земли в Москве… Несмотря… на недостаточность сумм, в том же году приступлено было к постройке офицерского флигеля…

Видя, что казна долго не ассигнует сумм на возведение казарм, Великий Князь… испросил позволение Государя выстроить казармы для 1-го баталиона… на собственные деньги. По получении Высочайшего разрешения, в начале 1798 года, заложено было 6 каменных одноэтажных домов по линии Загородной улицы…

…Весной 1798 года место, отведенное под казармы, было очищено…

К концу 1798 года казармы 1-го баталиона и офицерские флигеля были совершенно готовы, и роты перешли в них ко дню полкового праздника. Вскоре оказалось, что поспешность, с которою производилась постройка, и недостаток сумм были причиною, что выстроенные дома далеко не соответствовали ожиданиям. Сырость и холод оказали вредное влияние на здоровье людей… Узнав об этом, Государь пожелал лично посетить казармы, которыми остался до такой степени недоволен, что приказал срыть все, исключая офицерского флигеля, до основания, и построить вновь по новому плану двухэтажные, и постройку окончить непременно в течение двух лет. Для исполнения этого составлена особая строительная комиссия…

С переходом 1-го баталиона в казармы слобода начала терять прежнее значение для полка… Только дома, занятые не переведенными в казармы частями и принадлежавшие чинам полка… сохранили прежнюю наружность… Последние части полка перешли в казармы перед походом 1805 года…» 17.

«Казармы строились по проекту Ф. И. Волкова под руководством архитектора Ф. И. Демерцова… К 1801 году были построены здания Первого батальона, а к 1803 году – остальных батальонов…

Застройка велась вокруг полкового плаца, который был устроен в 1790-е годы на месте современной Пионерской площади, по трем сторонам (нынешние Загородный проспект и Рузовская и Звенигородская улицы). Перед Обводным каналом был устроен земляной вал и организован тир под открытым небом. В комплекс вошли 12 солдатских казарм, два офицерских дома, дом командира, фуражный двор, госпиталь» 18.

Ф. И. Волков. Проекты а ) Солдатских казарм и б ) Офицерского корпуса Лейб-Гвардии Семеновского полка. 1796 г.

Казармы полка строились частью на земле полковой слободы, частью на прилегающих к ней землях городских обывателей, которые были переселены в другие места 19.

Первые шесть каменных казарм Лейб-Гвардии Измайловского полка начали строить под руководством полкового командира генерал-лейтенанта С. С. Борщова в 1800 г., а полностью строительство казарменного комплекса было закончено уже в 1810-х гг. Роты полка начали переводить в новые казармы в 1804 г. Строительство каменных казарм шло также на землях полковой слободы, вдоль Измайловского проспекта, «а пустые места, образовавшиеся от этого, были раздаваемы частным лицам и офицерам полка для постройки частных домов» 20.

Казармы Лейб-Гвардии Преображенского полка также были возведены на месте деревянных светлиц Преображенской слободы, но при Павле там успели только начать подготовительные работы для перестройки, само же строительство началось уже при Александре I. Но сменить квартиры преображенцам пришлось еще в павловское царствование.

В августе 1797 г. Лейб-батальон Преображенского полка был помещен в специально перестроенном для этого Старом Зимнем дворце – «Лейб-Кампанском доме» (ныне – дом № 33 по Миллионной улице), где и находился до 1917 г. 2-й и 3-й батальоны полка оставались в слободе до 1799 г., когда были переведены в здание старого ломбарда на Царицыном лугу, на месте будущих казарм Лейб-Гвардии Павловского полка (ныне – здание Ленэнерго) 21.

Лейб-Гвардии Егерский батальон в первые годы своего существования размещался в так называемых Староегерских казармах (ныне – дом № 5 по Звенигородской улице). К моменту формирования полка на этом месте стояли «небольшие деревянные связи» (избы. – Е. Ю .). Несколько лет спустя на месте связей были построены три небольшие казармы (по числу рот в батальоне), похожие на стоящие неподалеку семеновские. Позднее егерские казармы перестроили, объединив их в одно здание 22.

Конногвардейцы располагались в своей слободе, недавно перестроенной в камне, но 11 апреля 1799 г. последовал Высочайший указ, многих шокировавший: «Таврический дворец всемилостивейше повелеваем отдать Лейб-Гвардии Конному полку под казармы, который и принять онаго полка командиру генерал-лейтенанту князю Голицыну» 23. В этом решении Павла можно усмотреть как проявление неприязни к бывшему владельцу дворца, Светлейшему Князю Г. А. Потемкину-Таврическому, так и одну из попыток решения казарменного вопроса. Старая слобода, даже каменная, Павла явно не удовлетворяла.

И полк перешел в один из самых роскошных дворцов Петербурга. «В пятнадцати комнатах дворца разместили пять эскадронов солдат – и холостых, и женатых. Большой зал переоборудовали в манеж, а Овальный зал – в конюшню» 24.

Впрочем, препровождая в полк этот указ, Гоф-интендантская контора присовокупила, что «Государь указать изволил, чтобы сад Таврического дворца, оранжереи и огород оставались в своем виде, а полку не передавались, для чего и подтвердить всем служащим онаго полка, чтобы они в том саду ничего не портили, гулять же ходить не запрещается, кроме огорода, в который никому входа нет» 25.

В декабре 1799 г. полк перешел в Таврический дворец, а спустя полгода началась распродажа конногвардейской слободы. «11 июня 1800 г. Великий Князь Константин Павлович объявил петербургскому военному губернатору., повеление Государя: все здания и земли, составлявшие слободу Конной Гвардии, распродать в пользу полка. Тотчас было приступлено к оценке слободских домов, и скоро большая часть слободы перешла в руки частных владельцев. Сорок четыре так называемых рейтарских дома по Воскресенскому проспекту были переданы казарменному комитету для расширения артиллерийских казарм, а каменный полковой дом продан в городское ведомство за 5000 р.» 26.

Но Таврический дворец плохо подходил под казармы, и полк решено было разместить в доме осужденного за различные махинации М. Гарновского (ныне – дом № 102/2 на углу набережной Фонтанки и Измайловского проспекта). Пока дом перестраивали под казармы, полк вывели в Царское Село (об этом было сказано выше), а 15 ноября, вернувшись в Петербург, он разместился в своих новых казармах, где и простоял до 1807 г. Причем квартиры офицеров также располагались в доме Гарновского, снимать «вольное» жилье им было запрещено. «Конный лазарет» полка разместился в доме, ранее принадлежавшем одному из екатерининских генерал-прокуроров, известному взяточнику А. И. Глебову, а потом перестроенном под суконную фабрику (ныне – дом № 90 по набережной Фонтанки) 27.

Кавалергардскому корпусу, вновь учрежденному Павлом вскоре после восшествия на престол, был определен для квартирования так называемый Боуровский дом (ныне на его месте находится дом № 2-а по Конногвардейскому переулку), в котором с 1770-х гг. размещался Генеральный Штаб. Поскольку все кавалергарды, особенно после увеличения численности корпуса, а затем и сформирования полка, в этом здании разместиться не могли, им были выделены под казармы «два дома, перешедшие в казну, находившиеся поблизости замка (Боуровского дома. – Е. Ю .)». Но и этих зданий не хватало, и часть кавалергардов поселили по обывательским домам «в Коломне, по Вознесенской и Офицерской и прилегающим к последним улицам», а часть чинов полка поместили даже в доме Глебова – казармах Лейб-Гренадерского полка. По расформировании Кавалергардского корпуса в декабре 1797 г. Боуровский дом был определен для размещения Сенатского батальона, но при сформировании в 1800 г. Кавалергардского полка кавалергарды вновь вернулись в свои старые казармы, где простояли до 1807 г. 28

Весьма разбросанными по городу оказались квартиры Лейб-Гусарского полка.

«Лейб-Гусарский полк при сформировании своем был расположен за Невским монастырем, в так называемых Кирасирских казармах и конюшнях, где и квартировал до 1798 года, когда вследствие переформирования полка в двухбаталионный, т. е. десятиэскадронный состав, помещение всему полку., оказалось недостаточным. Поэтому был куплен на Фонтанке у полковника Гарновского дом и Высочайше пожалован в непременные квартиры Лейб-Гусарскому полку. В этом доме помещалась часть Лейб-баталиона (1-го батальона. – Е. Ю.), а именно: 2 эскадрона, полковой госпиталь, полковой цейхгауз и полковой караул; 3 эскадрона были расположены у Калинкина моста, в казармах Лейб-Гвардии Гренадерского (Лейб-Гренадерского. – Е. Ю. ) полка, а оставшаяся часть Лейб-баталиона и все его офицеры помещались поблизости полкового дома (дома Гарновского. – Е. Ю.), на вольных квартирах, по отводу полицеймейстера. Второй баталион квартировал в казармах за Невским монастырем и в близлежащей деревне Смоленской-Ямской.

Для обучения рекрут и выездки молодых лошадей отводился полку манеж в 3-й Адмиралтейской части, в доме статского советника Демидова (в Новом переулке)» 29.

Постройка казарм для Лейб-Казачьего полка была намечена, но отложена, и весь период царствования Павла лейб-казаки простояли постоем по обывательским квартирам в Московско-Ямской части Петербурга (ныне – район улицы Достоевского) 30.

Гвардейские артиллеристы также не имели еще каменных казарм.

«Нижние чины роты Его Высочества (Михаила Павловича. – Е. Ю .), конной (роты. – Е. Ю.), пионерной команды и мастеровые были расположены в казенных связях на Литейной, где ныне Главный корпус казарм Л.-Гв. 1-й Артиллерийской бригады (ныне – район дома № 26 по Литейному проспекту. – Е. Ю. ), а 2-я и 3-я роты на квартирах, городской конторой строений определенных, в Литейной части» 31.

Лейб-Гренадерский полк с 18 марта 1797 г. по начало ноября 1798 г. располагался постоем в домах обывателей 2-й и 3-й Адмиралтейской частей, не пожелавших платить поземельный казарменный сбор, «причем штаб полка и полковой двор были помещены на Фонтанке, за Калинкиным мостом. Сборное место полку было назначено на Царицыном лугу» 32. В ноябре 1798 г. полк был размещен постоем в домах обывателей на Васильевском острове 33.

Под казармы Лейб-Гренадерского полка был отведен дом Глебова. Но из-за ремонта и отсутствия полка в Петербурге с февраля 1799 по апрель 1800 г., в связи с нахождением его в армии графа Ласси в Белоруссии, казармы на Фонтанке лейб-гренадеры заняли только по возвращении из похода 34. «Ко дню прибытия Лейб-Гренадер в Петербург дом Глебова… был уже окончательно перестроен. Полк разместился в новых казармах… и только полковой обоз и подъемные лошади, за недостатком места, были помещены в сараях на Фонтанке у Калинкина моста» 35.

Кексгольмский мушкетерский полк в сентябре 1797 г. разместился в здании бывшей «Бронзовой фабрики при строительстве Исаакиевского собора», расположенной по набережной Невы между нынешними 19-й и 20-й линиями Васильевского острова, где и простоял до 1802 г.36

Казармы для армейских артиллерийских батальонов были построены на Выборгской стороне «на землях, издавна находившихся во владении артиллерийского ведомства и отчасти на землях Конного полка (бывшей полковой слободы. – Е. Ю .)» 37.

Из книги Правда о Николае I. Оболганный император автора Тюрин Александр

Заговор гвардейской казармы Землевладельческая олигархия - мать декабризма «Движение 14 декабря вышло из одного сословия, из того, которое доселе делало нашу историю, - из высшего образованного дворянства», - пишет В. Ключевский. Подтверждает это «деланье истории»

Из книги Когда заговорила клинопись автора Матвеев Константин Петрович

Глава IX Боги, жрецы и храмы

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги Загадки старой Персии автора

Из книги Путь Феникса [Тайны забытой цивилизации] автора Элфорд Алан

Глава 3 Пирамиды и храмы в Гизе «Усыновленные» пирамиды? После кончины фараона Снофру и его жены следующими правителями 4-й династии стали их сын Хеопс (Хуфу) и дочь Меритити. Согласно традициям Древнего Египта, ради сохранения чистоты крови царской семьи брат и сестра

Из книги 5000 храмов на берегу Иравади автора Можейко Игорь

Глава шестая Храмы и пагоды Город. «Большой» храм Ананда. Еще о «больших» храмах. «Малые» храмы Пагана. Трагедия царя Манухи. Эволюция храмов. Рассказ о пагодах. Не только храмы и пагоды. Путь к вершинам. Авторы -

Из книги Друиды автора Кендрик Томас Даунинг

Глава V Храмы По всей видимости, можно считать общим правилом, что создание величественных сооружений для отправления культа не свойственно первобытным народам, исповедующим религию, находящуюся на такой же стадии развития, как друидизм. Для таких народов сам ритуал

Из книги 100 великих узников [с иллюстрациями] автора Ионина Надежда

Узники «нумерной» казармы С самого основания Шлиссельбургской крепости ее заботливо и последовательно старались превратить в тюремную могилу. Но сначала тюремных зданий в ней не было, и для заключения узников стали использовать постройки другого назначения –

Из книги История крепостей. Эволюция долговременной фортификации [с иллюстрациями] автора Яковлев Виктор Васильевич

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Склады и военные казармы Еще дальше на запад, в районе, расположенном вдоль дворца Ксеркса и к югу от него, во время раскопок были обнаружены склады. В каждой комнате находилось по четыре деревянные колонны, от которых сохранились лишь основания. Ниши и двери выложены

Из книги Египет Рамсесов автора Монтэ Пьер

Глава XI. Храмы I. Набожность египтян Египтяне, по словам Геродота, были самыми набожными из людей. Они верили, что все на свете принадлежит богам, что боги – источник всеобщего процветания, что они знают все их помыслы и желания и могут в любой момент вмешаться в дела

Из книги Сталин против Троцкого автора Щербаков Алексей Юрьевич

Всех загоним в казармы В конце 1919 года, после поражения Деникина под Орлом-Кромами стало понятно: Белое дело проиграно. А потому перед руководителями большевиков встал вопрос: как налаживать мирную жизнь? До этого о данной проблеме как-то не задумывались – вопрос стоял о

Из книги На вахте и на гауптвахте. Русский матрос от Петра Великого до Николая Второго автора Манвелов Николай Владимирович

Глава 6. СТАЛЬНЫЕ КАЗАРМЫ Теперь поговорим об условиях жизни нижних чинов, обитавших первоначально в носовой части судна, а позже - во всех отсеках, где для них было место. Кстати, размещение матросов в носовой части корабля имело и другие причины, далекие от гальюна.Итак,

Из книги Русское старообрядчество [Традиции, история, культура] автора Урушев Дмитрий Александрович

Глава 58. Храмы Москвы Старообрядческая община Москвы всегда была наиболее многочисленной и богатой. В древней столице жили самые состоятельные купцы. Многие из них собирали старинные иконы и книги.Например, в обширнейшем собрании миллионера Степана Павловича

Из книги Нетерпение мысли, или Исторический портрет радикальной русской интеллигенции автора Романовский Сергей Иванович

Из книги Тайная хронология и психофизика русского народа автора Сидоров Георгий Алексеевич

Глава 20. Кумиры, рощи и храмы Но вернёмся к древним арийским богам - высшим космическим принципам) детям великого Рода, а точнее, к его основным ипостасям. Однако чтобы продолжить тему могучих созидательных сил Вселенной, полезно уяснить одну немаловажную вещь. Речь идёт

Вином и злобой упоенны,
Идут убийцы потаенны,
На лицах дерзость, в сердце страх...
Молчит неверный часовой,
Опущен молча мост подъемный,
Врата отверсты в тьме ночной
Рукой предательства наемной...

А.С.Пушкин

М ихайловский или Инженерный замок Санкт-Петербурга.
Это не только исторический и архитектурный памятник. Это мистический замок-дворец императора Павла I, ставший предсказателем его смерти. Вокруг него вьются легенды и предания прошлых веков и даже сейчас в замке все еще много мистического и необъяснимого.

В некоторых исторических источниках утверждается, что название связано с явлением архангела Михаила или его посланника караульному солдату на месте, где впоследствии был возведён замок (возможно в память об этом у моста стоит маленький солдатик в нише). Именно так ранее объяснялось решение государя, сразу же после начала строительства называть замок "Михайловским".

Дворец строили аврально... Павел спешил, отнимая строительные и отделочные материалы у других объектов. И вот вам первая легенда. В фундамент были заложены не только монеты (как положено на удачу). Павел лично заложил еще и памятные кирпичи из яшмы.

О строительстве замка-дворца и его истории в павловские времена и после него у меня есть отдельный пост...

8 (21) ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года. Убийство императора состоялось через 40 дней после новоселья...

В нише у моста стоят на посту и днем и ночью стойкие оловянные солдатики. Даже тень видна императора.

Некоторые считают, что это подпоручик Киже, этакий поручик Ржевский времен Павла I. Он принесет удачу, если вы попадете в его голову монеткой. Тогда он ругнется...

Слушайте внимательно, то место куда он Вас пошлет и есть для вас земля обетованная... (шутка).

Подпоручик не единственный мистический страж Михайловского замка.

Говорят призрак убитого императора Павла до сих пор ходит ночами по темным коридорам.
Это уже не шутка. Его силуэт видели сразу после его смерти, затем в годы революционных перемен. Даже в пору советского антирелигиозного махрового атеизма, призрак регулярно заставлял стучать зубами от страха.

Дух убитого императора пугает и религиозных людей и атеистов. Обычно он приходит ровно в полночь. Павел стучит, смотрит в окно, дергает шторами, скрипит паркетом... даже подмигивает, вселившись в свой же портрет. Некоторые видят свет от сияния свечи, которую дух Павла несет перед собой.
Ночами здесь очень часто громко хлопают двери (даже если все окна закрыты). А особенно удачливые и впечатлительные даже слышат приглушенный звук игры на флажолете - старинном музыкальном инструменте, слушать который император любил еще при жизни...

Существует поверье, что каждый год в день своей смерти Павел стоит у окна своей спальни и смотрит вниз. Считает прохожих... а душу 48-го, забирает с собой... впрочем, в панику впадать не стоит, это всего лишь легенда. И душу он может забрать только если на небе яркая Луна.

Внимание! Что бы не навлечь на себя гнев привидения, нужно при встрече опустить голову и произнести: «Спокойной ночи, Ваше Императорское Величество!». Император сразу исчезнет... в противном случае, возможны неприятности.

Шалит и портрет императора... кому интересно, смотрите видео в посте под ссылкой ниже.

Кроме того, согласно легенд в подземельях Михайловского замка спрятан ларец с великими христианскими реликвиями Мальтийского ордена, включая "Грааль". Это легенда основана не на пустом месте! Я о ней уже подробно писал, поэтому не буду повторяться.

Во время Великой Отечественной войны, руководству города от военных поступили сведения от погибшего монаха о потайном помещении под подвалами замка где находится серебряный ларец с христианскими реликвиями и неким мистическим предметом, позволявшим перемещаться во времени и заглядывать в грядущее.

После войны во дворце работала комиссия по аномальным явлениям. Являлось ли причиной желание найти ларец или частые жалобы на привидения, выяснить уже невозможно. Но комиссия состоявшая из советских ученых-атеистов насчитала в замке более 17 необъяснимых фактов и ночных необъяснимых свечений (приведений). Материалы были засекречены - пугать религиозное население и веселить коммунистов никто не собирался.

В 2003 году во внутреннем дворе замка установлен памятник Павлу I работы скульптора В. Э. Горевого, архитектор В. И. Наливайко.

Удивительно, но при проведении ремонта в нем был найден старинный плафон (огромная картина на потолок) с главного зала Екатерининского дворца. Ранее плафон считался утерянным. Сейчас он на своем историческом месте. Плафон был свернут в громадный рулон, который тихо лежал у углу заваленный разным старинным хламом. А ведь там проходили инвентаризации весь советский период! Писал об этом подробный пост на Майле, со временем перенесу.


Из светских легенд - якобы цвет стен был выбран таким в честь перчатки фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной).

Но пора перейти к главное легенде и к трагедии замка - убийству Павла I

Жестокое убийство императора Павла I в Михайловском замке породило множество легенд. По свидетельствам, за несколько дней до убийства к Павлу являлся дух Петра I, который предупреждал своего внука о грозящей ему опасности. Говорили и о том, что в день самого убийства Павел увидел в одном из зеркал отражение самого себя со сломанной шеей.

В день гибели Павел был весел. Но за завтраком вдруг погрустнел, затем резко встал и произнес "Чему быть, того не миновать!"

Некоторые исследователи считают, что Павел знал о скорой гибели и пытался ее избежать во дворце. Есть легенда, что иеросхимонах Авель назвал Павлу примерную дату его смерти. Павел верил предсказателям и именно этому старцу, потому что он точно предсказал дату смерти его матери - Екатерины Великой. Якобы Павел спросил его о своей смерти и услышал в ответ - "Число лет Твоих подобно счету букв изречения над вратами Твоего замка, в коем воистину обетование и о Царственном роде Твоем".
Надпись эта была измененным текстом псалма Давида (Пс. 92:6):

ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ

Эту надпись с медными буквами, по распоряжению Павла строители привезли от Исаакиевской церкви, а для Исаакия его "сперли" у Воскресенского Новодевичьего монастыря.

Возможно святостью теста Павел хотел снять с себя "проклятье" предсказания. А возможно просто отдал себя в руки Бога.

В надписи 47 букв, и Павел I был убит именно на 47 году жизни.

Когда заговорщики пришли убивать Павла он мог воспользоваться тайных ходом, который был в его спальне. Времени для этого было достаточно. Но почему-то Павел не захотел... о том что он прятался от заговорщиков в камине, вполне возможно, выдумки убийц.

Из Михайловского замка был прорыт подземных ход в Воронцовский дворец. 3,5 км! Это был по тем временам самый длинный подземный ход в России, а возможно и в мире. Некоторые историки считают что именно по нему заговорщики и вошли во дворец.

Вот план помещений замка. Как было совершено убийство писать не буду, Гуггл об этом расскажет не хуже меня.

Добиться от него отречения от престола заговорщикам не получилось и...

Как известно, император скончался от апокалипсического удара... табакеркой по голове (черный юмор тех времен).

Не все знают, что Павел (впервые для России) вместо изображения своего профиля приказал чеканить на серебряном рубле надпись:

"НЕ НАМ, НЕ НАМ, А ИМЯНИ ТВОЕМУ ."

К религии император относился всерьез.

Исследователи вообще считают цифру 4 магической для Павла. Общий срок царствования Павла - 4 года, 4 месяца и 4 дня. Михайловский замок (его главное и любимое детище) строился 4 года. И лишь 40 дней императору удалось в нем прожить.


Гравюра Утвайта по рисунку Филиппото.

Павел пытался сделать замок неприступным. Возможно он предвидел будущие потрясения (по некоторым сведениям ему предсказали будущее всех Романовых) и Павел хотел защитить потомков, построить для них защищенный дом-крепость. Которую бы охраняли и солдаты и пушки и сам Господь Бог.

Со всех сторон дворец был окружен водой - с севера и востока реками Мойка и Фонтанка, а с юга и запада каналами Церковный и Вознесенский. Во дворец можно было попасть только по трем подъемным мостам, очень жестко охранявшимся. Кроме штыков, Павла защищали и орудия и потайные ходы и многочисленные тайные комнаты замка.

Но все это Павлу это не помогло. Пророчество старца сбылось... а его замок, вместо защитника самодержавия в России, превратился в мистическое "грязное" место - никто более не отважился доверить замку свою жизнь, ведь он не смог защитить даже своего создателя, императора Павла.

Так случилось, что Павел I умер на том же месте, где и родился. Здание Михайловского замка он возвел на месте деревянного Летнего дворца, где 1 октября (20 сентября) 1754 года великая княгиня Екатерина Алексеевна родила его на свет...

Образ призрака активно использовался старшими кадетами Николаевского Инженерного училища, обосновавшемся в Михайловском замке, для запугивания младших.
Известность призраку Павла принёс рассказ Н.С. Лескова «Привидение в Инженерном замке».

В советское время были жалобы на хлопанье дверей, шаги, непроизвольно открывающие окна в замке в ночное время (что вело к срабатыванию сигнализации). В 1980-е годы сотрудники Комиссии по аномальным явлениям при Русском Географическом Обществе Российской Академии Наук провели ограниченное и неофициальное исследование предполагаемой аномальной активности в здании (что просто удивительно для того времени).

Исследование заключалось в подробном опросе сотрудников, съёмке помещений на плёночный фотоаппарат, измерении магнитного поля и даже исследование помещений местом "рамки" или "лозоходством". Выводы исследования держатся в секрете.

Они уже давно встретились - прадед с правнуком... уверен им было о чем рассказать друг другу. Будь жив Павел, история России точно сложилась бы по другому. И не факт что была бы менее великой, Павел готовился в союзе с Наполеоном взять Индию. По крайней мере, войны с Наполеоном уж точно удалось бы избежать, но явно пришлось бы вместе с Наполеоном воевать с Англией и захватывать Индию. Даже не знаю что лучше.

Некоторые фото и инфа (С) Википедия и др. интернет







Похожие публикации