Правописание парных звонких и глухих согласных. План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова Правописание парных звонких и глухих согласных

В этой статье мы поговорим о том, как проверить:

  • правописание глухой или звонкой согласной в корне слова. Например, в словах: болотце, глаз или походка.
  • правописание непроизносимых согласных в корне слова. В таких словах, как свистнет, тростка или бессовестный.
  • правописание слов с удвоенными согласными. Например: коллекция, русский или аккуратный.

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Для того, чтобы проверить правописание глухой или звонкой согласной в корне слова следует изменить проверяемое слово или подобрать родственное слово, таким образом, чтобы за проверяемой согласной следовала гласная или согласные л, р, м или н .

Например:

прос ьба – прос ить

низ кий – низ ок

лёд – лед овый

А каким образом можно изменить слова?

В некоторых случаях, если проверяемое слово – существительное в единственном числе, достаточно изменить это слово, представив его во множественном числе:

глаз – глаз а

цеп ь – цеп и

сосед – сосед и

берег – берег а

Иногда изменение существительного не дает возможности проверить правописание согласной, тогда можно представить слово во множественном числе, но в другой форме:

блуз ка – блуз ки – (много) блуз ок

шляп ка – шляп ки – (много) шляп ок

Также для проверки некоторые существительных можно их представить в уменьшительно – ласкательном виде:

шап ка – шап очка

подуш ка – подуш ечка

берез ка – берез онька

игруш ка – игруш ечка

Или наоборот:

блюд це – блюд о

погод ка – погод а

трав ка – трав а

Бывают слова, в которых правописание согласных нельзя проверить предложенным способом.

Например, такие слова как вокзал, футбол, оптом .

Правописание таких слов следует запомнить, а в случае сомнений воспользоваться орфографическим словарем.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Для того чтобы проверить правописание непроизносимой согласной в корне слова, надо подобрать такое родственное слово, чтобы в нем эта согласная четко произносилась. В этом слове проверяемый согласный звук должен оказаться перед гласным звуком.

Например:

уст ный – уст а

здрав ствуй – здоров ый

капуст ный – капуст а

Но если при проверке в корне слова проверяемой буквы не оказывается, то эта буква в слово не вставляется.

Например:

чудесн ый – чудеса

опасн ый – опасаться

ужасн ый – ужасы

Но есть слова, правописание которых не проверить предложенным способом, эти слова являются словарными, их правописание следует запомнить:

чув ствовать

лест ница (но лесенка)

ск лянка (но стекло)

блесн уть (блестеть)

словесн ый

яств а

ровесн ик

наперсн ик

Правописание слов с удвоенными согласными в корне слова

К сожалению, нет правила позволяющего проверить правописание слов с удвоенными согласными в корне слова. Правописание таких слов надо запомнить. Слова, в которых слышится долгий согласный звук, пишутся с удвоенной согласной:

суббота, коллекция, касса

Перенос таких слов осуществляется по слогам, как и других, но сдвоенные буквы делятся:

суб-бота, те-ле-грам-ма

Итак, мы с вами отправимся в «Сказку парных согласных звуков».

А теперь слушайте сказку. Слайд

Живёт себе Зимушка, живёт, не тужит. Землю лёгким пуховым одеялом укутывает, согревает. Деревья в белоснежные одежды наряжает: чистые, сверкающие. Развешивает бахрому на ветви елей. Создаёт покой и уют в лесном царстве. (Слайды?)

Но не ходит Зима одна, с ней её верные помощники. Угадайте, кто они.

Возьмите в руки вееры

Белое покрывало

Землю покрывало

Солнце припекло

Одеяло утекло…(Снег)

Как по зеркалу качусь,

На коньках кручусь-верчусь,

Разгонюсь, как самолёт -

Под ногами что же? (Лед)

Невидимкой осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

Сделайте вывод: Чтобы проверить парный согласный на конце слова, нужно….

Придумайте предложение с одним из слов.(выслушать разные варианты ответов)

Запишите предложение: На реке треснул лёд.

Подчеркните главные члены предложения.

Это предложение распространённое или нераспр.? Докажи.

Самостоятельная работа.

Работа с классом (связь с жизнью)

Правила поведения на льду. Слайд

На реке треснул лёд. А ведь это может быть опасно.

Давайте вспомним правила поведения на льду.

Молодцы, ребята, запомните эти правила и всегда их выполняйте.

Проверка работы на доске (1 вариант проверяет у одного ученика, а 2 - у другого)

Дополнительные вопросы:

Почему в слове лёд слышится звук т?

Что нужно сделать, чтобы правильно написать парный согл. на конце слова?

Физминутка Слайд

А теперь все тихо сели

На меня все посмотрели

Работа с учебником

Зимушка приготовила для вас задание, но разгулялась метель и некоторые буквы потерялись.. Поможем Зимушке собрать их!

Найдите упр 37 стр. 18 . Прочитай, ….., задание.

Комментирует с места……

Учитель следит за осанкой

А теперь послушайте стихотворение, которое прочитает …. и ответьте на вопрос:

О ком идёт речь в этом стихотворении?

– Я знаком с одним моржом.

Ест он кашу, пьет боржом,

Очень любит эскимо,

Вместе ходим мы в кино.

Он среди моржей один

Не видал огромных льдин,

Не видал он даже моря.

Этот морж – Морковин Боря,

Он спортсмен, приятель мой,

Он купается зимой.

Так о ком идет речь в стихотворении?

Кто такой морж?

Слайд

– Что вы можете сказать об этом слове?

Правильно. А почему я выбрала для сегодняшнего урока именно его?

Продолжите фразу…

Чтобы проверить парный согласный на конце слова, нужно….

Послушайте, как звучит это правило в стихотворном виде.

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг!

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

Повторите последние строчки.

Гимнастика для глаз

Руки на колени, расслабьтесь

Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного. Упражнения для глаз с использованием офтальмотренажёра и схемы для глаз.

Работа с текстом Слайд

- Внимание на слайд . Зимушка приготовила для вас текст. Но он заколдованный, замороженный . В нём есть пропущенные буквы и не расставлены границы предложений. Давайте исправим ошибки

Что такое предложение? Как пишутся предл? Что может стоять в конце предл?

Иди к доске, ……. , исправь ошибки .

Зимний лес

Ле… оделся в зимний наря…. Сне.. укутал деревья ду… надел пушистый шар….

В нём не страшен моро….

Сколько предложений в этом тексте?

………….выпишет слова с п/с из 1 предл. ……….- из 3 предл., подбирая провер слова.

2 предлож. комментирует у доски ……….

Пальчиковая гимнастика (мы повесили замок …) Руки! На месте…. И т.д.

Завели как- то, Мороз и Холод спор: кто знает больше слов с парной согласной на конце.

Давайте поможете нашим героям!

Игра "Цепочка слов " Возьмём в помощь веер парных согласных. Будем придумывать слова с п.с. на конце. Я назову слово. Вы должны молча применить правило, показать букву, на которую заканчивается это слово и придумать своё.

Например: Зуб – бант-танк- карандаш- шарф- флаг-год- друг-гараж-жираф .

Вот вы и справились ещё с заданием. Помогли нашим героям.

Каким правилом вы пользовались?

Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с (и соответствующие мягкие), к, ш на конце слова и перед глухими согласными могут передаваться соответственно буквами п или б , ф или в , т или д , с или з , к или г , ш или ж . Теми же буквами могут передаваться парные звонкие согласные звуки б, в, д, з (и соответствующие мягкие), г, ж перед парными же звонкими согласными (кроме в ). Чтобы правильно написать в этих случаях согласную букву, нужно подобрать другую форму того же слова или другое слово, где в той же значимой части слова (том же корне, приставке, суффиксе) проверяемый согласный находится перед гласным или перед согласными р, л, м, н, в (и соответствующими мягкими). Например:1) на конце слова: дуб (ср. дуба, дубок ), глуп (глупа, глупый ),грабь (грабить ), сыпь (сыпать ), нос (носы ), воз (возы ), год (года ),крот (крота ), женат (женатый ), рукав (рукава ), кровь (крови, кровью ), штраф (штрафы, штрафовать, штрафной ), вымок (вымокать, мокнуть, мокрый ), синяк (синяки ), мог (могут, могла ),малыш (малыша, малышня ), монтаж (монтажа, монтажный ), дрожь (дрожи, дрожать ); изморозь (изморози, морозы, морозить ) и изморось (измороси, моросить ); 2) перед согласными: а) перед глухими: дуб ки (ср. дубы, дубок ), тряп ка (тряпок, тряпочка, тряпица, тряпьё ), куп ца (купец ), ов ца (овец ), лов кий (ловок ),рукав чик (рукава ), шкаф чик (шкафы ), низ кий (низок ), мис ка (мисок ),Вась ка (Вася ), Кузь ка (Кузя, Кузьма ), кад ка (кадок ), мет кий (меток ),ког ти (коготь ), лок ти (локоть ), бег ство (бегу, беглый ), лож ка (ложек, ложечка ), комнатуш ка (комнатушек ), крылыш ко (крылышек );вперемеж ку (перемежаться ) и вперемеш ку (перемешать ), суп чик (супы ) и суб чик (субъект ); б) перед парными звонкими (кроме в ): молоть ба (молотить ),свадь ба (свадеб, свадебный ; не проверять словом сватать ), ходь ба (ходить ), прось ба (просить ), резь ба (резать ), волш ба (волшебный ),бож ба (божиться ), враж да (вражеский ), ж гу (жёг, обжигать ),ж дать (поджидать ). Исключения: в словах отверстый и разверстый пишется с , хотя имеются глаголы отверзать (ся ), отверзнуть (ся ) и разверзать (ся ),разверзнуть (ся ). В словах абстракция, реакция, коррекция пишется к (хотя абстрагировать, реагировать, корригировать ), в словетранскрипция пишется п (хотя транскрибировать ); в этих случаях на письме отражаются чередования согласных в языке?источнике (латинском). В некоторых словах буквой г передается звук х : бог (бога, боги ), лёгкий, легче (лёгок ), мягкий, мягче (мягок, мягонький ). Слова мягкий, мягче, размягчить и т. п. не следует проверять словами типа мякоть, размякнуть, размякать .

Вы знаете, как превратить бар в пар? А жар в шар? Нужно заменить звонкий согласный парным глухим. Это была бы забавная игра, если бы эти согласные не оказывались на конце слова или перед другим согласным. В этом случае мы можем допустить ошибки в написании слов. Избежать подобной неприятности поможет данный урок.

Тема: Повторение изученного в начальных классах

Урок: Правописание глухих и звонких согласных

Все согласные звуки различаются по участию голоса и шума в процессе образования звука. По этому признаку выделяют сонорные согласные звуки, отличающиеся наличием в большей мере голоса, а не шума: [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], , - и шумные, которые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие согласные (при образовании первых наряду с шумом участвует и голос, при образовании вторых - только шум); к звонким относятся: [б], [б"], [д], [д"], [г], [г"], [в], [в"], [з], [з"], [ж]; к глухим относятся: [п], [п"], [т], [т"], [к], [к"], [ф], [ф"], [с], [с"], [ш], [х], , [ц], [ч"], [щ"].

Озвончение и оглушение согласных

Для современного русского произношения характерно озвончение и оглушение некоторых согласных. Мы оглушаем звонкий согласный в абсолютном конце слова (например, в слове пруд конечный согласный произносится глухо - пру[т]) и перед глухим согласным (ре[с]кий, но ре[з]ок). Глухой согласный озвончается перед звонким согласным (например, в слове косить произносим - коить, а слове косьба - [з"] - ко[з"]ба). Написание согласных в этих позициях (они называются слабыми позициями) необходимо проверять.

Как проверить написание согласных?

Для того чтобы проверить написание согласных, нужно подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы согласный оказался перед гласным или перед р, л, м, н : пруд - пруды, молотьба - молотить, узкий - узок, мог (могу), мок (мокнуть), просьба (просить), резьба (резать). Эти позиции называются сильными. Мы различаем звонкие и глухие в словах злой и слой (перед сонорным л ), бой и пой (перед гласным). Исключением является слово свадьба (от сватать ).

В некоторых иноязычных словах парный по глухости-звонкости согласный нельзя проверять однокоренным словом: абстрак ция (абстрагировать), транскрип ция (транскрибировать).

Написание слов с непроверяемыми согласными рекомендуется запомнить или определять по орфографическому словарю: варежка, ветчина, вокзал, зигзаг, здание, здесь, космонавт, потчевать, сдоба.

Домашнее задание

1.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.

Фура...ка, впереме...ку (беспорядочно), теле...ка, изморо...ь (осенняя), зама...ка, сне...ки, меховая шу...ка, веселая шу…ка, про…ка, варе...ка, ве...чина, пого...ка.

2.Упражнение №42, 43 (Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012).

1. Правила русской орфографии и пунктуации. Правописание глухих и звонких согласных ().

2. ОРФО - система проверки правописания ().

Литература

1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.

3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.

Цель: учить правильно, подбирать проверочные слова.

Предметные :

  • создать условия для уточнения детьми понятия: «орфограмма», «парные звонкие и глухие согласные в середине и на конце слова»
  • подвести учащихся к самостоятельному формулированию правила о написании парных звонких и глухих согласных в середине и на конце слова и использованию полученных знаний для решения практических задач;
  • продолжать наблюдение за употреблением в тексте слов в прямом и переносном значении;

Метапредметные :

  • создавать учебные ситуации, которые позволят овладевать способностью, принимать и сохранять учебные задачи;
  • учить контролировать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле;
  • побудить учащихся к ведению диалога, изложению своего мнения, аргументации своей точки зрения;
  • учить анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • формировать коммуникативные навыки (построение монологического высказывания, владение диалогической формой коммуникации, учет мнения и позиции другого, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве).

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (автор А.В.Полякова)

Ход урока

I. Уточнение понятий необходимых для усвоения материала, актуализация цели урока

II. Чистописание

1. Запишите, продолжив закономерность.

ББ б Бб в ВВ в

2. Прочитайте пословицу, объясните ее значение.

Друг познается в беде.

– Запишите, подчеркните орфограммы.

III. Работа по теме урока

В класс входит Незнайка. В руках у него учебник «Русский язык» и «Орфографический словарь».

Незнайка.

Дорогие мои ребятишки!
И я нынче взял в руки книжки.
Приглашаю я вас путешествовать,
Знанья свои совершенствовать.

– Первая наша остановка в стране «Словария».

Из расставленных на доске слов с непроверяемым написанием вы должны выбрать слова на звонкие и глухие согласные на конце слова и написать их в два столбика на темы «Город» и «Деревня».

(Работа проводится по вариантам. Слова: страна, деревня, город, колхоз, земля, огород, молоток, завод, плуг, рабочий, овес.)

Победили учащиеся, выполнившие первый вариант.

Дорогие мои победители
А в зоопарк, не хотите ли?

Вот царь зверей могучий ле...(ф, в),
А тут жира... (в, ф) с длиннющей шеей.
Ушастый ё... (ш, ж). Чем не хорош?
Ено... (д, т)-красавец смотрит вниз,
Там потянулась сладко ры...ь (з, с).
Плывёт могучий бегемо... (т, д),
Медее...ь (т, д) над нерпою ревёт.
И белый голу...ь (б, п) там летает,
После трудов отдохнуть приглашает.

А теперь представим себе, что вы попали к себе на кухню. Ух, сколько здесь разных предметов! Я показываю вам предмет, а вы называете его и к названному слову подбираете проверочное.

(Чашка, ложка, кружка, лопатка, сковородка, варежка-прихватка, салфетка.)

Назвали предметы все по порядку, Теперь приглашаю всех на зарядку. (Проводится физкультминутка.)

Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.

– Продолжаем занятие.

Внимание, внимание! Начинаем соревнование! Кто запомнит из стихотворения больше слов?

Осень шагает
В жёлтом пальтишке,
С кедров сшибает
Бурые шишки.
Трах – на опушку,
Бух – на кукушку,
Хлоп – на зайчишку
Падают шишки.
Ходит зайчишка
Весь в синяках,
Как после стрижки
Шерсть на боках.

– А сейчас почтальон Печкин приглашает, Вас. выполнить самостоятельную работу

Самостоятельная работа.

Ночью выпал сне.. . Он был мя..кий, белый, пушистый. На бере..ках и ду..ках снежные хлопья. Надеваю пальто, ша..ку, варе..ки и бегу на улицу. Хорошо во дворе! У крыльца маленький сугро.. . Беру лопа..ку и с радостью чищу доро..ку. Сколь..ко! Под сне..ком гла..кий ле.. .

– Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание орфограмм.
– Назовите восклицательные предложения.

Проверка выполнения задания.

Дети! Вы молодцы, выполнили задание успешно

Физкультминутка

На моей руке пять пальцев,
Пять держальцев, пять хватальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.

Кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в ритме потешки. На последней строчке поочередно загибаются пальцы.

IV. Закрепление изученного.

Входит Бабушка-Загадушка.

Бабушка-Загадушка. Дорогие ребятки, отгадайте загадки. – Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Маленькие зверьки,
Серенькие шу..ки,
Черненькие гла..ки,
Остренькие зу..ки. (Мыши .)

Я стою на но..ке толстой,
Я стою на но..ке гла..кой,
Под коричневою ша..кой
С белой бархатной подкла..кой. (Гриб .)

Ну и молодцы же вы, ребятки,
Быстро отгадали все загадки.
А теперь скажите скороговорку:
Из карманов у Аркашки
Вечно сыплются бумажки.
Ну и молодцы, ребята, хорошо
Потрудились и все отличились.

V. Итог урока (рефлексия)

Учитель раздает детям карточки с вопросами и фразами, которые нужно продолжить: «На уроке у меня получилось…», «Теперь я знаю…», «Я могу похвалить себя за…». Дети заполняют карточки.



Похожие публикации