Где и как живут кеты. Органы управление и самоуправление. Образ жизни и система жизнеобеспечения

КЕТЫ (самоназвание - кет, кето - человек, множественное число денг - народ; устаревший - остяки, енисейские остяки, енисейцы, азиатцы), народ в России. Живут по среднему и нижнему Енисею (посёлки Ворогово, Сумароково, Бахта, Верхнеимбатск, Канготово, Верещагино, Бакланиха, Туруханск, Горошиха) и его притокам - рекам Елогуй (с центром в посёлок Келлог), Турухан (пос. Фарково), Курейка (посёлки Серково и Мундуйка на озере Мундуйское), в низовьях реки Сургутиха (пос. Сургутиха) в Туруханском районе Красноярского края; река Подкаменная Тунгуска (посёлки Суломай, Байкит и Полигус) на юго-востоке Эвенкийского района (до 2007 - автономный округ), а также в Енисейском (пос. Ярцево) и Игарском районах Красноярского края. К кетам иногда ошибочно причисляли кетских (по реке Кеть) и сымских (по реке Сым) селькупов. Численность 1,5 тысячи человек, в том числе в Красноярском крае 1,2 тысячи человек, Эвенкийском районе 211 человек (2002, перепись); около половины живут в городах (Красноярск, Енисейск, Игарка, Норильск, Светлогорск и др.). Говорят в основном по-русски, часть сохраняет кетский язык. Официально с 17 века были православными, с конца 20 века распространяется протестантство.

Кеты - самый северный из народов, говоривших на енисейских языках. Их раннюю историю связывают с культурами бронзового века (2-е тысячелетие до нашей эры) горно-таёжной зоны в междуречье верховьев Оби и Енисея (в том числе с комплексом Самусь 4 - смотри в статье Самусьская культура). В начале нашей эры входили в зону гуннского и тюркского влияния. Предки собственно кетов жили в основном в Кузнецко-Минусинской котловине. Возможны их контакты с тюрками и южными самодийцами. В период тюркской экспансии (9-13 века) кеты продвинулись из Саяно-Алтая по Иртышу через Обь в Васюганье, на Тым, Сым, в верховья Елогуя; по Томи - через Обь и Кеть в левобережье Енисея. Остальные енисейскоязычные группы к середине 19 века вошли в состав хакасов, тувинцев, шорцев, северных алтайцев.

Контакты с русскими с начала 17 века. Кеты проживали в Мангазейском (северные, или инбатские, кеты, включавшие группы: инбаки - в низовьях рек Верхний Имбак и Елогуй; богденцы - в низовьях реки Бахта; земшаки - в низовьях Подкаменной Тунгуски) и Енисейском (южные кеты: закаменные остяки - по рекам Дубчес и Сым; дюканы, или юги, - в низовьях рек Сым и Кае; кузнецкие кеты - в районе Енисейского острога, современный Енисейск, и др.) уездах. В 18 веке мигрировали вниз по Енисею до рек Турухан и Курейка, образовались смешанные (в том числе кетско-селькупские) территориальные группы: шайхинская (подкаменнотунгусская), бахтинская, елогуйская, фиганская, кангатовская, нижнеинбатская, туруханская, курейская. Термин «кеты» утвердился с 1920-х годах. По переписи 1926 года насчитывали 1,4 тысяч человек. В середине 20 века возникли национальные посёлки: Суломай, Келлог, Сургутиха, Пакулиха, Серково.

Традиционная культура типична для народов таёжной зоны Западной Сибири (смотри раздел Народы и языки в томе «Россия»). Занимались рыболовством, охотой и собирательством; с приходом русских основным занятием стал пушной, у кетов, живших по реке Курейка, - рыболовный промысел. Кетские (так называемые остяцкие) сложные луки (кыт) были предметом обмена по всему Енисейскому Северу; огнестрельное оружие появилось в 19 веке. Каждая патронимия имела свои охотничьи угодья («дорога», или канг). Осенью и до середины зимы жили в землянках (бангусь). В январе мужчины охотились в тайге («малая ходьба»), середину зимы пережидали в стойбище. В январе всей семьёй покидали стойбище и охотились, двигаясь по «дороге» («большая ходьба»), летом объединялись в стойбища на рыболовных угодьях по рекам, охотились на водоплавающую дичь. Жилищем во время зимнего охотничьего и летнего рыболовного промыслов служил чум (кусь); жерди кетского чума на высоте около 1,5 м скреплялись обручем (теп), опорные шесты соединялись с помощью развилки. Лыжи (асьленг), подшитые камусом, эвенкийского типа. Охотники использовали ручную нарту (суль) и волокушу из лосиной шкуры. Держали небольшое количество оленей (более всего оленеводство было развито у левобережных и курейских кетов; у подкаменнотунгусских кетов, напротив, отсутствовало). Летом олени свободно паслись в тайге. У ненцев и энцев переняли нарты, у эвенков - верховую езду. Существует гипотеза о саянских корнях оленеводства у кетов. По рекам передвигались на долблёных (ветка, дыльти), дощатых и крытых (илимка, асель) лодках, которые тянули, идя по берегу, люди и собаки. Нижняя одежда - рубаха (сойат) с прямыми поликами, ластовицами, вшивными рукавами с манжетами, прямым разрезом и стоячим воротником; у женских рубах длинный, слегка присборенный подол из ткани другой расцветки (с конца 19 века женская рубаха носилась как платье) и штаны (аленг). Верхняя одежда енисейского типа (с боковыми сгибами, швами на плечах, вшивными рукавами и запахом налево): зимняя - меховая парка (кат), летняя - из сукна (котлям) и ровдуги (хэлтам) или стёганая на меховой подкладке (бесям). Названия деталей кетской одежды и особенности покроя сближают её с одеждой скотоводов-кочевников (качинцы, тувинцы). Женщины подпоясывались длинными (до 3 м) и широкими (до 20 см) поясами (кут) из красной или тёмно-синей ткани, обёртывая их несколько раз (сходные пояса известны у таёжных хакасов, северных алтайцев). У оленных кетов была известна также глухая одежда - малица и сокуй приуральского типа. Мужчины и девушки заплетали волосы в одну косу, в неё вплетали ровдужные полоски с тремя бусинными подвесками (думсьут), замужние женщины - в две косы, вплетая в них концы затылочного украшения (тыданг) из ровдуги, расшитой бисером и подшейным волосом оленя. Развиты резьба по дереву (характерны курительные трубки с зооморфным скульптурным чубуком), бересте, кости, роспись по дереву, коже и бересте, аппликация по ткани, вышивка оленьим волосом и бисером. Для орнамента характерен вильчатый мотив.

Потомки инбаков составляли экзогамную половину (хуготпыль) Кэнтан (с подразделением Ольгыт), потомки богденцев и земшаков - половину Богдэйгет (с подразделением Конан), объединявшие патронимии (бисьниминг). Был распространён авункулат, практиковались матрилатеральные кросскузенные браки, брачный выкуп (кит). Система терминов родства характеризуется сочетанием описательных конструкций, генерационности, линейности, генерационного скоса типа «омаха» и скользящего счёта поколений (старший брат и старшая сестра отождествляются со старшими кузенами по отцовской линии, а также с младшим братом отца и младшей сестрой отца - по-видимому, под селькупским влиянием). Сиблинги называются общим термином с добавлением показателей относительного возраста, хотя отношения по относительному возрасту не получили такого развития, как в соседних уральских и алтайских системах родства.

Кеты поклонялись верховному небесному божеству Есь; его бывшая жена Хоседам олицетворяла злое начало, была хозяйкой подземного мира. Почитали хозяина зверей Кайгусь, хозяйку родового святилища, Холай, женских духов-хранителей очага («старухи» аллэл), изображения которых в виде деревянных кукол в меховой одежде наследовались родственниками. Верили во вредоносных духов (Дотэт, Литысь, Кэлбэсам) и т.д. Покойника хоронили головой на восток, у могилы оставляли его одежду, сломанные нарты, лук, ружьё в повреждённом виде, иногда убивали его собак или оленя. Были известны воздушные погребения (шаманские), в древесных пнях (детские). По случаю охоты на медведя устраивали медвежий праздник; в образе медведя принимали явившегося к ним в гости умершего родственника. Шаманство кетов отличают развитые представления о даре (кут), передающемся среди сородичей, семикратном цикле (по три года) становления шамана. Шаманы (сенинг) во время камлания принимали образ оленя, стрекозы, медведя и др., надевали особую парку, нагрудник и железный головной убор (у шамана-оленя - с рогами), использовали бубен (хась) саяноенисейского варианта южносибирского типа и посох (тауксь). Сохранялась память о легендарном (первом, великом) шамане Доге. Существовали также враждебные шаманам прорицатели и знахари (бангос), чаще женщины.

Устное творчество включало мифы и тексты мифологического происхождения, героические и исторические предания, сказки (фантастические, бытовые, о животных и т.д.), рассказы и легенды, загадки. Мифоэпическая традиция (аськет) представлена поющимися либо чередующими речь и пение повествованиями (в том числе о человеке-птице Пикуля; у курейских кетов сюжет «Пикуля» существовал также в виде детской сказки и колыбельной). Известны мифы о сотворении мира, эпического сказания о трёх братьях - Бальнэ, Белегэне и Торэте. Для шаманской традиции характерны: личные песни шамана; непременно участвовавший в камланиях помощник шамана вторил ему во время призывания духов, за которыми были закреплены индивидуальные мелодии. Для шаманских напевов-формул обычны 3-5-ступенные узкообъёмные звукоряды, ангемитонная пентатоника, сочетание разных типов интонирования, тембровые контрасты. Шаманы могли выступать также в качестве сказителей. Основу песенной традиции (иль) составляют личные песни (у одного человека их могло быть до 6 и более), основанные на 4-ступенном диатоническом звукоряде с субквартой, полной и неполной ангемитонной пентатонике, различных 7-ступенных звукорядах. Для приветственного пения характерны начальный возглас и непрерывное глиссандирование, возможна также специфическая высотная и громкостная вибрация. Инструментальная музыка представлена главным образом наигрышами на пластинчатом варгане. В прошлом были известны музыкальный лук и смычковый лютневидный инструмент. Сказки [о животных, о Хозяине зверей Кайгусе, магические сказки (усесь аськет) и др.] можно было рассказывать только по окончании осенней охоты, в середине зимы.

Современные кеты занимаются в основном пушной охотой, огородничеством и рыболовством; сформировалась интеллигенция. Предпринимаются попытки по сохранению

традиционной культуры. С 1995 года существует Ассоциация коренных малочисленных народов Туруханского севера, этнокультурный центр с музеем в Туруханске, с 2004 - Красноярская региональная общественная организация коренных малочисленных народов Севера «Ассоциация кетов».

Лит.: Долгих Б. О. Кеты. Иркутск, 1934; Алексеенко Е. А. Кеты (историко-этнографические очерки). Л., 1967; Кетский сборник. М., 1969. Вып. 2: Мифология, этнография, тексты; Айзенштадт А. У кетов и селькупов // Музыка Сибири и Дальнего Востока. М., 1982. Вып. 1; Кетский сборник. Антропология, этнография, мифология, лингвистика. Л., 1982; Николаев Р. В. Фольклор и вопросы этнической истории кетов. Красноярск, 1985; Дорожкова Т. Ю. Кеты и селькупы // Музыкальная культура Сибири. Новосиб., 1997. Т. 1. Кн. 1; Кривоногов В. П. Кеты на пороге III тысячелетия. Красноярск, 1998; Мифы, предания, сказки кетов / Сост., предисл. и прим. Е. А. Алексеенко. М., 2001; Народы Западной Сибири. М., 2005.

Е. А. Алексеенко; Г. В. Дзибель (система терминов родства), Н. М. Кондратьева (устное творчество).

Все представители семейства лососевых ценятся за нежную мякоть и вкусную крупную икру. Не является исключением и кета – проходная рыба, добываемая в промышленных масштабах и особо любимая народами Дальнего Востока.

Описание кеты

Известны 2 типа кеты, различаемые сезоном хода: летняя (вырастающая до 60–80 см) и осенняя (70–100 см). Летняя кета растет заметно медленнее, чем осенняя, из-за чего в целом уступает второй в габаритах.

Важно! Проходными рыбами называются те, кто проводит одну часть своего жизненного цикла в море, а другую – во впадающих в него реках (при нересте).

Внешний вид

У кеты большая коническая голова с небольшими глазами, с узкой, прямой и длинной верхней челюстью . Корпус слегка сжат с обеих сторон и удлинен. Плавники (как анальный, так и спинной) от головы отдалены больше, чем от хвоста.

Больше всего кета похожа на горбушу, но, в отличие от нее, имеет крупноватую чешую и меньше жаберных тычинок. Также у кеты нет характерных черных пятен на хвостовом плавнике и теле. Да и вторичные половые признаки у кеты (на фоне горбуши) выражены слабее.

В морских водах массивное, удлиненное тело рыбы блестит, отливая серебром. В это время у кеты плотное и ярко-красное мясо. По мере приближения нереста начинаются ощутимые физиологические изменения, более заметные у самцов.

Серебристый цвет трансформируется в желто-бурый, на боках проявляются яркие лиловые пятна, кожа утолщается, а чешуя становится грубее. Тело растет в ширину и как бы сплющивается, у мужских особей изгибаются челюсти, на которых отрастают внушительные изогнутые зубы.

Чем ближе нерест, тем чернее рыба (как снаружи, так и внутри). Черный цвет приобретают основания жаберных дуг, язык и небо, а мякоть становится дряблой и беловатой. Кету в таком состоянии называют зубаткой – ее мясо не годится человеку, но вполне употребимо собаками в виде юколы.

Это интересно! Официальным рекордсменом по величине стала кета, выловленная в западной провинции Канады, Британской Колумбии. Трофей потянул на 19 кг при длине 112 см. Правда, хабаровчане уверяют, что из местной реки Охота они не раз вытаскивали кету по 1,5 метра.

Поведение рыбы

Жизнь кеты делится на две половины: нагул (морской период) и нерест (речной). Первая фаза длится до полового созревания. При нагуле рыба резвится и активно набирает вес на морских просторах, подальше от береговых границ. Фертильность наступает, как правило, на 3–5 году жизни, реже в 6–7 лет.

Как только кета вступает в репродуктивный возраст, кардинально меняется не только ее внешний вид, но и образ жизни. У рыбы портится характер и появляется агрессия. Кета сбивается в огромные стаи, чтобы мигрировать к устьям рек, где происходит нерест.

Средний размер отправляющейся на нерест рыбы: летняя разновидность – 0,5 м, осенняя – от 0,75 до 0,8 м. Косяки всегда разделяются на половозрелых и неполовозрелых особей . Те, кто не готов к икрометанию, возвращаются к южным побережьям. Половозрелые экземпляры продолжают свой путь к районам нереста, откуда им не суждено вернуться.

Летняя кета входит в реки (что логично) раньше осенней, прекращая свой ход к началу хода осенней разновидности. Летняя обычно мечет икру дней на 30 раньше осенней, но зато последняя превосходит ее количеством своих икринок.

Продолжительность жизни

Считается, что жизненный срок кеты укладывается в интервал 6–7, максимум 10 лет.

Ареал, места обитания

Среди остальных тихоокеанских лососей кета выделяется самым протяженным и широким ареалом. На западе Тихого океана она обитает от Берингова пролива (север) до Кореи (юг). На нерест заходит в пресноводные реки Азии, Дальнего Востока и Северной Америки (от Аляски до Калифорнии).

В большом количестве кета водится, в частности, в реках Амур и Охота, а также на Камчатке, Курильских островах и на Сахалине. Область распространения кеты охватывает и бассейн Северного Ледовитого океана, в реках которого (Индигирке, Лене, Колыме и Яне) рыба мечет икру.

Рацион, питание

Когда рыба массово идет на нерест, она прекращает есть, из-за чего органы пищеварения атрофируются.

Во время нагула меню взрослых особей состоит из:

  • ракообразных;
  • моллюсков (небольших);
  • реже – мелкой рыбы (песчанки, корюшки, сельди).

Чем старше становится кета, тем меньше в ее рационе рыбы, на смену которой приходит зоопланктон.

Мальки едят очень много, прибавляя за день от 2,5 до 3,5% собственной массы . Они активно пожирают личинок насекомых, водных беспозвоночных (мелких) и даже разлагающиеся трупы своих старших сородичей, включая родителей.

У неполовозрелой кеты (30-40 см), гуляющей в море, свои гастрономические предпочтения:

  • ракообразные (веслоногие и разноногие);
  • крылоногие моллюски;
  • оболочники;
  • криль;
  • гребневики;
  • рыбешки (анчоусы, корюшка, молодь камбалы/бычков, песчанка, сельдь);
  • молодь кальмара.

Это интересно! Кета нередко попадает на крючковые снасти при ловле на живца и блесну. Так она защищает свое потенциальное потомство от рыбной мелочи, поедающей кетовую икру.

Размножение и потомство

Летняя кета нерестится с июля по сентябрь, осенняя – с сентября по ноябрь (Сахалин) и с октября по ноябрь (Япония). Кроме того, путь до места нереста у летней разновидности намного короче, чем у осенней. Например, летом на Амуре рыба преодолевает 600-700 км вверх по течению, а осенью – почти 2 тысячи.

Еще дальше от устья заходит кета в американских реках (Колумбии и Юконе) – на расстояние около 3 тыс. км. Для нерестилищ рыба ищет участки со спокойным течением и галечным дном, с оптимальной для икрометания температурой (от +1 до +12 градусов Цельсия). Правда, в крепкие морозы икра нередко гибнет, так как нерестилища промерзают до дна.

Прибывая на место нереста, рыбы делятся на стайки, состоящие из нескольких самцов и одной самки. Самцы отгоняют чужих рыб, защищая собственные кладки. Последние представляют собой ямки с икрой, укрытые слоем песка. В ширину кладки занимают 1,5–2 м, в длину – 2–3 м.

В одной кладке находится приблизительно 4000 икринок . Обустройство гнезда и икрометание длится от 3 до 5 дней. Чуть больше недели самка еще охраняет гнездо, но спустя максимум 10 дней погибает.

Это интересно! У кеты крупные икринки насыщенного оранжевого цвета и диаметром 7,5–9 мм. Красящий пигмент отвечает за насыщение личинки кислородом (на протяжении 90-120 дней), пока она не превратится в полноценного малька.

Еще 80 суток уходит на рассасывание желточного мешочка, после чего мальки устремляются по течению, чтобы достичь морских вод (прибрежных). До следующего лета мальки кормятся в заливах и бухтах, а взрослея, уплывают в океан, подальше от нерестовых речушек и рек.

Промысловое значение рыбы кета очень важно, рыбу добывают в широких масштабах

Общая информация

Кеты - коренной народ, живущий в среднем течении Енисея. Самоназвание – кет («человек»). Русские называли кетов в прошлом остяками, енисейскими остяками, енисейцами. Отдельные группы кетов были известны в ХVII веке как инбаки, югунь, земшаки и богденцы.

Язык - кетский. Диалекты – имбатский и сымский, которые значительно отличаются друг от друга в области фонетики, морфологи и лексики. Некоторые исследователи даже считают их отдельными языками. Подавляющая часть современных кетов говорит на имбатском диалекте, который подразделяется на говоры. Кетский язык относится к числу изолированных среди языков всех других народов Сибири. Лингвисты указывают на общие черты в основных принципах его построения с некоторыми языками кавказских горцев, басков и североамериканских индейцев. Письменности у кетов не было, она формируется в настоящее время на основе русской графики. Все современные кеты говорят на русском языке, некоторые владеют селькупским и эвенкийским языками. Принято считать, что предки современных кетов сформировались в эпоху бронзы на юге междуречья Оби и Енисея в результате смешения европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. Примерно в 1 тысячелетии новой эры они вступили в контакты с тюркским и самодийско- угроязычным населением и в результате миграций оказались на Енисейском Севере.

Территория расселения и численность

В начале 17 века кетские племена занимали обширную территорию по рекам Кан (правый приток Енисея), Усолка, Она (левобережье низовий Ангары), по Енисею от современного Красноярска до устья реки Тубы. К первой половине 19 века почти все они утратили свой язык, слившись с русскими, эвенками, с предками современных хакасов. И только самые северные кеты, жившие ниже по Енисею и его притокам Касу, Сыму, Дубчесу, Елогую и Бахте сохранили свои язык и этнические признаки.

В настоящее время основная часть кетов живет в Туруханском, Северо- Енисейском и Енисейском районах Красноярского края, а также в Байкитском районе Эвенкийского автономного округа. Они сосредоточены в основном в 13 селах. Живут здесь совместно с русскими, селькупами, эвенками и другими народами. В селах Келлог, Фарково, Мадуйка и Советская Речка они являются преобладающей частью населения. В поселках Сургутиха, Бакланиха, Горошиха их доля составляет около 30 %. В других селах кеты представлены незначительно: от 5 до 15 %.

Общая численность кетов по переписи 2002 г. составляла 1494 человека.

Образ жизни и система жизнеобеспечения

Традиционный хозяйственный комплекс кетов, характерный для охотничьего населения таежной зоны, сложился задолго до переселения предков современных кетов на Енисейский Север. В результате взаимодействия со своими самодийско-язычными соседями у большинства кетов появилось таежное оленеводство. Основным занятием большинства кетов в XIX веке были охота и рыболовство. Охота давала мясо для пищи и шкуры для одежды и обуви. Большое значение имел промысел копытных – лося и оленя, а также водоплавающей и боровой дичи. С приходом русских выросло значение пушной охоты. У северных (курейских) кетов рыболовство преобладало над охотой. Добывали рыбу круглый год. Оленеводство было подсобной отраслью. Оленей использовали исключительно как транспортное средство во время зимнего охотничьего промысла. За последние десятилетия в образе жизни кетов произошли существенные изменения. Хозяйственные реорганизации советских лет (коллективизация, преобразование колхозов в государственные промысловые хозяйства, переселение в крупные многонациональные поселки и др.) привели к сокращению занятости кетов в охоте и рыболовстве. Полностью утрачено оленеводство. Изменилась социально-профессиональная структура. Значительная часть кетов стала работать в новых отраслях – звероводстве, молочном животноводстве, огородничестве. Появилась собственная интеллигенция. Около 15 % всех кетов является городскими жителями. Однако и поныне важную роль в обеспечении семей кетов продуктами играет таежный промысел. Из-за трудностей со снабжением его значение в жизнеобеспечении даже выросло. Особенно значимым стало рыболовство.

Этно-социальная обстановка

Как и в других северных регионах, этно-социальную обстановку в Туруханском районе определяют проблемы безработицы и связанный с этим низкий уровень жизни коренного населения, состояние здоровья кетов, низкий уровень развития социальной сферы. В ходе рыночных реформ в районе практически разрушена экономическая база сельхозпредприятий, обеспечивавшая наибольшую занятость кетов. К концу 90-х гг. работы не имело 58 % кетов. Не смогли решить проблем занятости коренного населения и появившиеся в последние годы семейно-родовые хозяйства. Большинство из них к концу 90-х гг. из-за экономических трудностей прекратили свою работу. Несколько кетско-эвенкийских семейно-родовых хозяйств работает только в Байкитском районе Эвенкийского автономного округа. В национальных селах Туруханского района в целом удалось сохранить социально-культурные учреждения. В каждом кетском селе имеются фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), школы, клубы, детские сады, однако многие из них не работают из-за отсутствия специалистов. В селе Келлог большинство предметов ведут учителя без специального образования. С большими перебоями работает школа в п. Мадуйка. По этой же причине не работают фельдшерско-акушерские пункты в Сургутихе, Советской Речке, где живет значительная часть кетов. В целом по району из 18 ФАПов заведующие имеются только в 9. Отсутствие медработников на местах ведет к нерациональному расходованию средств на санитарную авиацию. В 1998 г. только на санзадания до Советской Речки администрация района израсходовала почти 1 миллион рублей. У кетов района продолжает сохраняться достаточно высокая рождаемость – 21,4 на 1000 человек (общая по району – 11,7), однако и смертность заметно выше общерайонной – соответственно 12,7 и 10,8 на 1000 человек. В структуре смертности коренного населения преобладает смертность, связанная с травматизмом и несчастными случаями – 59 %. Среди умерших по этим причинам лица в возрасте до 40 лет составляют более 73 %. Особую озабоченность вызывает состояние здоровья молодежи.

Этно-культурная ситуация

Бытовой уклад кетов в селах ничем не отличается от русского населения. Некоторые черты традиционного быта сохраняются лишь в период нахождения на промысле, которым занимается незначительная часть кетского населения. Из традиционной материальной культуры сохраняются ставшие межнациональными транспортные средства (лодки, лыжи, ручные нарты), зимняя обувь, а также некоторые орудия труда. В большей мере сохраняются отдельные элементы традиционной духовной культуры – религиозные воззрения, семейно-родовые и погребальные культы, изобразительное искусство, устное, особенно песенное народное творчество. В 1989 г. кетский язык считали родным 48,8 % кетов. В период между переписями 1979-1989 гг. доля считающих кетский язык родным сократилась почти на 12 %. В настоящее время восстановлено прерванное в конце 30-х гг. преподавание кетского языка в начальных школах, в поселке Келлог его учат в старших классах как факультатив. Созданы букварь и другие пособия на родном языке, учебные кетско-русский и русско-кетский словари. Принятые в этом отношении меры способствовали тому, что темпы сокращения родного языка несколько замедлились. Предпринимаются меры по организации сельских музеев. На средства федерального бюджета ведется строительство двух этнокультурных центров – в поселках Келлог и Фарково.

Органы управление и самоуправление

В структуре Туруханской районной администрации имеется специалист, курирующий проблемы коренных малочисленных народов района. Весьма заметное место занимают их проблемы и в деятельности районной администрации в целом. Кеты возглавляют ряд сельских администраций в национальных поселках. Интересы кетского населения, других коренных народов района в последние годы защищает Ассоциация кетского народа Туруханского района, созданная в начале 90-х гг. Она имеет свои отделения в национальных селах.

Правовые документы и законы

Законодательно-правовая база по кетам отсутствует. В Уставе Красноярского края о кетах даже не упоминается, в нем содержится лишь несколько малозначащих общих фраз о содействии сохранению и развитию национальных и этнических обычаев и традиций всех народов, населяющих край. На краевом уровне не принято пока ни одного документа, гарантирующего права кетского народа на самостоятельное развитие. Но разрабатываются новые проекты региональных законов, в которых будут отражены права коренных народов Севера.

Современные проблемы окружающей среды

Экологическая ситуация ухудшается. В последние годы в Туруханском районе ведутся активные геолого-разведочные работы, открыто ряд перспективных месторождений полезных ископаемых, в связи с чем администрация района уже ставит вопрос о компенсации ущерба неизбежно причиняемого местному населению при разведке и добыче минеральных ресурсов.

Перспективы сохранения кетов как этноса

Кеты, как этническая система, безусловно, находятся в «зоне риска». Невысокая численность, усиление ассимилятивных процессов (более половины семей – смешанные в национальном отношении) делают их этническое будущее трудно предсказуемым. Вместе с тем, этническое самосознание кетов отличается стабильностью. Растет интерес к своему историческому прошлому, национальной культуре. Концентрация кетов в границах одного административного района, статус коренного народа, рост самостоятельности в решении своих внутренних проблем также способствуют этнической стабильности. Представляется, что будущее кетского этноса будет во многом зависеть от успешного решения социально-экономических проблем района.

Большинству россиян кажется естественным, что Сибирь является неотъемлемой частью нашей страны. Однако еще четыре века назад русские были чужаками на этой территории, а населяли ее коренные (кеты, ненцы, эвенки и прочие), живущие рыболовством и охотой. К сожалению, многие из них в настоящий момент находятся на грани исчезновения и уже давно утратили свои культурные традиции, язык и историю. Народ кетов относится к самым малочисленным и малоизученным коренным группам Сибири. Поэтому данному народу посвящена наша статья, проливающая свет на его жизнь и происхождение.

Кеты: кто они такие?

Кеты - народ, который проживал на территории современной Сибири еще в первом тысячелетии нашей эры. Появились они, по предположениям ученых, в результате смешения европеоидной и монголоидной рас. Антропологи долго относили их к уральскому типу, но в последнее время склоняются к версии о том, что кеты могут считаться самостоятельным енисейским типом.

Как возникло название "кеты"?

  • Курейки.
  • Пакулихи.
  • Сургутихи.

Стоит отметить, что этническими группами живут далеко не все кеты. Народ отличается некоторой замкнутостью и обособленностью, поэтому еще до прихода в Сибирь русских первооткрывателей представители племени могли жить семьями, находясь на тысячи километров от основных поселений своего народа. В настоящее время незначительная часть кетов проживает в русских деревнях Туруханского района. Обычно кеты избегают крупных городов, но известно, что несколько групп обосновались в Красноярске.

Кеты (народ): численность

К сожалению, у ученых нет достоверных данных о том, какова была численность кетов в семнадцатом веке. Поэтому сейчас довольно сложно отследить динамику их развития. Перепись населения, проводящаяся один раз в несколько лет, позволяет делать выводы о том, насколько пагубно влияют современные условия жизни на сохранение численности этого этноса.

По данным на 2010 год кеты - народ, численность которого не превышает 1200 человек. Хотя еще в 2002 году перепись населения показывала на 300 человек, относящих себя к этой национальности, больше. Ученые связывают этот факт с тем, что большинство кетов отходят от традиций предков, постепенно теряя себя. Ведь даже язык этого сибирского народа уже является умирающим.

Язык кетов

В данный момент кетский язык - последний из богатой енисейской языковой семьи. Кеты - единственные его носители, другие народы, разговаривающие на схожих наречиях, окончательно лишились своего родного языка еще в 18-19 вв.

Уже пятнадцать лет назад ученые утверждали, что только 30 процентов кетов могут говорить на своем языке, а остальная часть народа (преимущественно молодежь) предпочитает общаться на русском.

Лингвисты с огромным удовольствием изучают хотя он и отличается сложностью и имеет три диалекта. Однако разница между ними не является слишком заметной. К сожалению, прогнозы ученых неутешительны - уже через несколько лет на Земле не останется ни одного человека, который сможет произнести хотя бы одно слово на кетском.

Национальный костюм кетов

Кеты еще в конце 18 века выделялись тем, что шили одежду из покупных материалов. Но также часто использовались шкуры диких и домашних животных. С этой целью идеально подходили олени, зайцы и белки.

Из сукна кеты шили плотные и удобные халаты с запахом и широкие штаны. Обязательным атрибутом костюма были шерстяные чулки, они доходили до колена и плотно облегали голень. Обувь преимущественно шилась из кожи и окрашивалась в разные оттенки красного.

Зимой костюм дополнялся верхней одеждой из шкур и обязательными охотничьими лыжами. Их всегда проклеивали камусом и смазывали животным жиром.

Религия исчезающего сибирского народа

Религиозные верования кетов относились к весьма примитивным. Основой религии служил анимализм, который характерен для всех народов, занимающихся охотой и рыболовством. Параллельно у кетов были некоторые представления о загробной жизни, они делили весь мир на три составляющие. Верхними пределами правило доброе божество в мужском облике, средний мир был населен людьми, а нижнее подземное царство находилось во власти злой и жестокой богини.

Быт кетов

Так как народ практически всегда обитал в тайге, то и быт его был предельно прост и удобен для охотников. Самыми распространенными были два вида жилища:

1. Чум

Он выстраивался из длинных жердей и накрывался берестой. В случае, когда необходимо было срочно поменять место жительства, чум можно было легко разобрать и перевезти.

2. Землянка

Такие сооружения редко переносились, ведь обустраивать новое жилище было весьма затратно по времени. Землянка обычно была небольшой и выстилалась берестой со свежими пихтовыми ветками. Внутри кеты устанавливали несколько столиков из березы, за которыми питались члены семьи.

Практически вся изготавливалась из березы или рога, в основном это были чашки, поварешки и некое подобие пиал для бульона. На рыбалку кеты отправлялись на легких лодках, изготовленных из выдолбленного дерева. Иногда использовались большие суда, которые могли принять на борт до четырех тонн груза.

Для зимы охотники изготавливали волокуши и нарты, в ход шло дерево и шкуры оленей. Такой способ позволял доставить до поселка иногда до пяти туш животных одновременно.

В настоящее время историки и лингвисты активно изучают кетов, но даже старики не могут открыть ученым многие из своих традиций по причине незнания. Уже много лет назад народ фактически потерял свои корни и в ближайшем будущем может полностью исчезнуть как отдельная этнографическая группа.

Александр Владимирович Дорожкин (1958 г.р.),
пос. Сургутиха (у протоки по левому берегу Енисея, близ 64
° с.ш.) ,
лето 2005 г. Фото НИВЦ МГУ.lingsib.unesco.ru

Нина Харлампьевна Тыганова (Бальдина) (1928 г.р.),
пос. Келлог (100 км к З от Енисея, ок. 63
° с.ш.) ,
лето 2005 г. Фото НИВЦ МГУ. lingsib.unesco.ru

Мария Бальдина с дочерью Миланой.
Поселок Келлог, Туруханский р­н, Красноярский край,

лето 2003 г. Фото Андрея Рудакова. agency.photographer.ru

Жительница поселка Сургутиха ,
лето 2001 г. Фото Алексея Воеводина (Красноярск).
Photosight.ru

Ареал

Кеты живут вдоль Енисея, примерно от 61° с.ш. до полярного круга. Вдоль Енисея - не значит по Енисею. На самой великой реке кетов, жизнь которых издавна базировалась на енисейском рыболовстве, теперь совсем немного. С «магистральной» реки их три века назад начала вытеснять русская колонизация, конкурируя за биоресурсы Енисея. Те кеты, кто остался жить на енисейских берегах, ныне очень сильно обрусели. «Настоящие» кеты живут в поселках, стоящих в основном в стороне от самого Енисея: в низовьях его притоков.

Природная среда кетов. Правобережье Енисея. Река Мадуйка.
Район пересечения Енисеем Северного полярного круга
.
Фото kureika-foto.narod.ru

Большая часть кетов России живет на территории Туруханского р-на Красноярского края. Главный кетский поселок - Келлог (более 200 кетов). Есть кеты в пос. Мадуйка, Горошиха, Бакланиха, Сургутиха, Верещагино, Верхнеимбатск, Бахта. В начале 90-х годов несколько десятков кетов переехало в районный центр Туруханск (при впадении Нижней Тунгуски в Енисей) и в крупный поселок на юге Туруханского района - Бор (близ впадения Подкаменной Тунгуски в Енисей).

Мадуйка - одно из самых северных мест обитания кетов, чуть севернее полярного круга, в 50 км к В от Енисея . На самом Енисее примерно на этой широте, и по сибирским масштабам недалеко отсюда, - знаменитая Курейка, место, где в 1914-1916 гг. в ссылке был И.В.Сталин.
Фото kureika-foto.narod.ru

Единственный поселок с компактно проживающим кетским населением за пределами Туруханского р-на - это Суломай, расположенный на территории Эвенкийского р-на на Подкаменной Тунгуске.

Часть кетов живет в Красноярске.

Большинство населения кеты составляют только в пос. Келлог, Мадуйка и Суломай. Это «настоящие» кетские поселки.

Слово происходит от кет - человек. Название «кеты» утвердилось в русском языке с 20-х годов ХХ в. До этого кеты были известны под наименованиями «енисейские остяки », «енисейцы».

Фритьоф Нансен, путешествовавший по Енисею в 1913 г., в середине сентября в русском поселке Сумароково отметил массу «остяков» (кетов) с традиционными, крытыми берестой, лодками-илимками. Туземцы запасались здесь продуктами и снаряжением, готовясь к зимнему промысловому сезону.

Сами современные кеты чаще именуют себя кето , решая тем самым и проблему образования этнонима женского рода. Этнографические словари, однако, слово кето трактуют как «местную неправильную».

Язык

Кетский язык - изолированный. Он не родствен ни одному языку соседних народов и, соответственно, не входит ни в одну группу языков Северной Азии. Это позволяет исследователям и фантастам строить самые разнообразные версии происхождения народа.

Ведется преподавание кетского языка в школах. Письменность - на основе русской графики. В 80-е годы созданы букварь и другие пособия на кетском. В начале 90-х годов многие учителя отнеслись к преподаванию кетского языка с большим энтузиазмом, надеясь, что школа оживит в кетских детях интерес к своей культуре и поможет сдержать процесс вытеснения кетского языка из всех сфер общения. Однако они столкнулись с суровой действительностью, и энтузиазм начал постепенно затухать. (indigenous.ru)

Реально сегодня кетским языком владеет не более 150 человек. Это почти исключительно представители старшего поколения. Дети и молодежь в подавляющем большинстве кетского языка не знают, разве что несколько слов. При этом все кеты владеют русским языком либо в качестве родного, либо в качестве второго. Среди представителей старшего поколения в енисейских поселках до сих пор распространено кетско-селькупско-русское трехъязычие, а на севере можно встретить и кетско-эвенкийско-русское трехъязычие.

Поселок Мадуйка, 130 км к ЮВ от Игарки. Север кетского ареала.
Фото kureika-foto.narod.ru

Некоторые представители среднего поколения пользуются кетским языком в разговоре со старшими родственниками и знакомыми, между собой предпочитая говорить по-русски; на кетский язык они переходят только тогда, когда хотят скрыть содержание беседы от окружающих, например от детей. Несколько лучше, чем в других местах, кетский язык сохраняется в Келлоге. Однако естественная передача языка внутри семьи от родителей к детям прервана повсеместно. Уже не первое поколение родителей, независимо от степени владения кетским языком, говорит со своими детьми исключительно по-русски. (Лаборатория автоматизированных лексикографических систем Научно-исследовательского вычислительного центра МГУ им. М.В. Ломоносова)

Юноши охотнее и чаще говорят по-кетски, чем девушки, а во время охоты в лесу кеты разного возраста общаются преимущественно на родном языке.

Кетская семья. Суломай. Фото НИВЦ МГУ

В 1993 г. вышли кетско-русский и русско-кетский словари под редакцией Генриха Каспаровича Вернера, российского немца из Таганрога, в настоящее время живущего в Бонне (Германия) и являющегося ведущим специалистом по кетскому языку. В 2000 г. на кетском изданы учебники того же автора для 2-го и 3-го классов. В этом же году опубликована книга для чтения на кетском языке под редакцией Г.Х. Николаевой, в которую вошли сказки, рассказы, загадки кетов. (Л. Ю. Майорова. Санкт-Петербург )

По данным похозяйственной книги 2004 г., в Суломае проживает 226 человек. Кеты составляют около 70% жителей, остальное население - преимущественно русские (при этом в смешанных браках дети обычно записываются кетами). В качестве родного языка кетский указали 52%, при этом ответы часто сопровождались следующими ремарками: «Так вообще кетский, но говорю по-русски»; «Родным не владею, по-русски говорю»; «Я здесь вырос среди кетов и считаю себя кетом, поэтому мой родной язык - кетский». Русский язык считают родным 39% респондентов: «Больше по-русски разговариваю, хороший русский язык»... (О.А. Казакевич, И.В. Самарина и др.Кетский проект)

Кеты на Енисее и поюжнее - почти русские

Весь поселок Бор - в сплошном березовом лесу на левом берегу Енисея. А на правом берегу, тремя километрами выше, при впадении Подкаменной Тунгуски в Енисей, одноименная с рекой деревня - Подкаменная Тунгуска. Есть в Боре семнадцать семей кетов (смешанные браки). На вид - совершенно русские, и антропологически, и этнографически. Языка, конечно, не знают. «Бабушка знала» (по матери). (Иеромонах Арсений (Соколов). Дневник миссионера. 1997//missia.orthodoxy.ru)

Столица

Келлог - селение почти чисто кетское, человек около 270, на реке Елогуй, более чем в 100 км от устья. Устье Елогуя - за Верхнеимбатском. В Келлоге есть кетская школа. Завоз продуктов в Келлог сейчас раз в год, по большой воде, катерами. Воздушной связи нет вообще (раньше по четвергам летал Ми-8), только бывают из Туруханска рейсы по санвызову. Так что добраться до Келлога практически невозможно.

Через час санрейс в Келлог. Вертолет перегружен. Возьмут ли?

Вылетели из Туруханска. Полтора часа - и остановка в Верхнеимбатске. От Верхнеимбатска - 35 минут. Мы в Келлоге, «столице» кетов.

В иллюминатор было прекрасно видно, как расположен поселок. Бревенчатые дома под шиферными и железными крышами вдоль спокойной реки Елогуй, обрамленной песчаными берегами. Дети и взрослые гурьбой сбежались к делавшему посадку вертолету, большинство - кеты.

Учительница кетского языка В.И. Бондарева - метиска, наполовину кетка, наполовину русская. Ведет нас к директору школы украинке из Тернополя (муж ее был кет). Радушный прием, чай с луком и укропом.

Школа - неполная средняя. Учителей катастрофически не хватает. Из-за конфликта между приезжими учителями с Украины и местным населением первые уехали. Кроме того, само здание школы погорело, а частично было разобрано зимой на дрова. С нами прилетели четверо рабочих достраивать школу. Электричество (от местного дизеля) - несколько часов в сутки, с 18 часов, у многих телевизоры.

Вот так. Немец написал букварь кетского языка (в соавторстве с кеткой Николаевой). Чехи приезжают, изучают кетов. Также японцы. А мы, русские, что, только водку умеем продавать?

Жилища кетов в основном очень убоги. Лодки у них двух видов: старинные «ветки», вроде байдарок, и современные моторные.

Записал одну девочку на диктофон. Она спела кет­скую песню о родине. Наташа, светловолосая, с серыми глазами и вся в веснушках. Пела длинно, заунывно. Говорят, что в древности кеты были светловолосы и светлоглазы и, вообще, имели ярко выраженный европеоидный расовый тип.

Познакомились с так называемым «вождем», Михаилом Михайловичем Ириковым, внуком шамана. В поселке его все называют Мишка-шаман.

Кет Валентин (кетское имя его Пиль) предложил покататься на национальной лодке - ветке. Двулопастное весло и сама лодка-долбленка напоминают байдарку. Малоустойчивая, зато быстрая и очень маневренная.

Число 7 у кетов священное. «Доброе», как сказала Валентина Ивановна. Может быть, это связано с мифологическими представлениями о семи ступенях мироздания.

Дети от смешанных браков, как правило, по-кетски не говорят и всего кетского чуждаются. Но в паспорте записываются кетами - ради льгот. По пальцам можно пересчитать чисто кетские семьи. Хотя в школе (1-4-й классы) ведется преподавание кетского языка, все же по-кетски общаются всего процентов десять детей. Валентин-Пиль поведал, что у его родственников хранится, как он назвал, «идол», завернутый «в тряпку», который нельзя показывать.

Учительница кетского языка В.И. Бондарева с учениками.
Фото missia.orthodoxy.ru

Ходили в тайгу до Белого озера. Кругом полно грибов. Тайга на грибы, орехи, ягоды очень богата. Говорят, что на Мадуйке у кетов имеются олени, также и около Игарки. Название «Игарка» происходит от Игорка , так якобы звали некоего кета, жившего с семейством там в начале века.

Женщина кето. Фото missia.orthodoxy.ru

В настоящее время, по сведениям Валентины Ивановны, в мире около ста кетологов. Скоро будет больше, чем кетов... (Иеромонах Арсений (Соколов). Дневник миссионера.1997)

Нужны ли кетам кетологи?

В МГУ создается электронная база данных по кет­скому языку. Ее потенциальными пользователями являются лингвисты, фольклористы, этнологи, культурологи, создатели учебных пособий для вузов и школ.

Мужчины Суломая . Фото НИВЦ МГУ

Но нужна ли мультимедийная база кетам? Самое интересное, что, оказывается, нужна. Во всяком случае, такое впечатление у нас сложилось от общения с жителями Суломая. Работа лингвистов в языковой общности повышает престиж языка у большинства членов этой общности. В еще большей степени повышению интереса к этническому языку, причем и у «безъязыкой» молодежи, способствует соединение языка с новыми, «модными» технологиями - компьютером и тем более Интернетом. Даже если в поселке всего один компьютер, а ни о каком доступе в Интернет речи пока не идет, тот факт, что этнический язык представлен в Интернете, становится для молодых людей источником положительных эмоций, а таких источников в суровой жизни северных поселков не так уж много. (О.А. Казакевич, И.В. Самарина и др. Кетский проект)

Соседи

В низовьях Подкаменной Тунгуски и по нижнему течению р. Бахты проходила граница между владениями кетов и эвенков. Сохранились предания о битвах между ними. (ООПТ России)

Традиционное хозяйство

Основные виды традиционной деятельности кетов - охота и рыболовство. Основным объектом охоты была белка, реже - песец.

Низовья Подкаменной Тунгуски. Поселок Суломай. Потомки кетов, русских, а возможно, и прежних соперников - эвенков. Фото НИВЦ МГУ

Оленеводство появилось у кетов поздно, к приходу на Енисей русских их основная масса еще не имела оленей. Олени использовались исключительно в транспортных целях и обеспечивали переезды во время охотничьего промысла, основным объектом которого была белка. Во время обследования охотничье-промыслового хозяйства Туруханского р-на в 1973-1976 гг. некоторые группы кетов еще использовали оленьи упряжки для охотничьего промысла. К настоящему времени кетское оленеводство полностью исчезло. Кеты ведут оседлый образ жизни и живут среди русского населения. Различия в промысловом природопользовании между кетами и некоренным населением невелики, а уровень жизни кетских семей значительно ниже. Подсобное крестьянское хозяйство, которое является сейчас важной поддержкой для жителей таежных деревень, у кетов развито слабо.

За годы реформ произошел значительной отток некоренного населения из кетских поселков, а нарушение транспортных связей усилило их изоляцию. Это замедлило темпы ассимиляции и создало дополнительные предпосылки для формирования национального самосознания. Однако для того, чтобы они реализовались, необходимы гарантии прав коренного населения на занимаемую им территорию и ее ресурсы. (К.Б. Клоков, доктор геогр. наук, зав. лабораторией географии общества и региональной политики НИИ географии Санкт-Петербургского государственного университета//rangifer.org)

Я живу в Горошихе. В нашей семье шестеро детей. Моя мама эвенка, папа - кето. Поселок расположен на берегу Енисея, чуть южнее полярного круга. Живут всего 140 человек, из них 57 кетов - почти половина. Представителей других коренных народов немного: эвенков - четыре, селькупов - три.

У меня много родственников в Горошихе, но не все из них живут, как наши предки, в лесу. За предыдущие 50 лет почти все коренные народы были приучены жить в поселке, и даже их детей воспитывали в интернате, а не в семье. Поэтому родители не передали своим детям то, что знали матери и отцы родителей.

Некоторые из моих родственников, воспитанников интернатов, охотятся, рыбачат и постоянно живут в тайге. Родители помогают детям посылками с рыбой, иногда деньгами. Деньги в их семье могут появиться только от количества проданной пушнины, рыбы, ягод. Но детям-то нужны папа и мама, живые и обязательно рядом.

Юра Сутлин (кето) изготавливает из прутьев снасть для ловли рыбы. Поселок Келлог. 1 июля 2003. Фото Андрея Рудакова.
agency.photographer.ru

Кроме моих дядюшек, в лесу постоянно живет Тыганов Владимир Александрович. Он приезжает в поселок только за продуктами. Вот так живут в моем поселке Горошиха кеты. (Надежда Пешкина. indigenous.ru)

Рыба всегда сопуствует кетам.
Фото kureika-foto.narod.ru

Проблемы питания

Два врага кетов в Келлоге: алкоголизм и голод. Рассказывает один из жителей Бора: «Приезжаем к ним, заходим в один из домов. Сидят несколько человек с детьми. На полу - бутылка спирта и щука. Все гложут щуку и запивают спиртом». (Иеромонах Арсений (Соколов). Дневник миссионера. 1997)

17 апреля 2001 г. Сырое мясо бурого медведя стало причиной отравления 13 жителей поселка Келлог Туруханского р-на. Все пострадавшие были на вертолете доставлены в районную больницу. Все заболели после того, как съели строганину, изготовленную из замороженного мяса трех убитых в тайге в конце марта медведей. (newcanada.com)

Я родом из кетского поселка Мадуйка, в котором живет около ста человек. Дети в безработных национальных семьях недоедают, болеют, не могут поехать учиться за пределы района. (Екатерина Дибикова. indigenous.ru)

Природно-ресурсный праздник

28 мая 2005 г. по инициативе региональной Ассоциации кетов (президент Оксана Синникова) в кетской столице Келлог состоялся Праздник реки Елогуй. В мае она вскрывается, и среди кетов бытует поверье о том, что от того, как поздороваешься с рекой во время пробуждения от зимней спячки, зависит ее благоволение к своим соседям - людям.

Суломай - поселок в Эвенкии, в низовьях Подкаменной Тунгуски, практически заново построенный после того, как старый Суломай снесло ледоходом 2001 г.: льдины таранили и давили строения .
Фото НИВЦ МГУ
Самым простым решением проблемы Суломая было бы просто переселить людей в другое место. Однако Суломай - историческое поселение кето. На чужой территории, в непривычных условиях они вряд ли смогли бы выжить. Было принято компромиссное решение: Суломай попрежнему будет существовать, однако теперь расположится подальше от реки.
Суломай, повидимому, второй по численности кетов населенный пункт России, кетский Петербург (если Келлог - столица). Слово «Суломай» (по-кетски Сулемхай) означает «красная гора».

Праздник начался с приветствия небольшой речки Елогуй, которая во все времена остается кормилицей населения поселка.

Берег тонкий, как тесьма. Лодки крепкая корма.
Я бросаю в воду сети, рыба ловится сама.
В моей лодке, что ни день, чешуей блестит таймень
И сиги лежат навалом. Выбирай, кому не лень!
На обед богат улов, от восторга нету слов,
Речка Елогуй притихла, не несет крутых валов.
Ах, речка­реченька родная, ты должна меня понять.
Где найти мне сеть такую, чтоб удачушку поймать?

Во время приветствия старейшины Нина Харлампьевна Тыганова, Ульяна Прокопьевна Котусова, Клавдия Харлампьевна Бальдина (1928-1929 г.р.) «кормили» Елогуй ухой и хлебом. (Новости АКМНСС и ДВ РФ)

Связь

Закупив партию наземных станций спутниковой связи американского производства, специалисты Краснояр­ского КБ «Искра» до конца текущего года завершат телефонизацию 20 отдаленных деревень Красноярского края. Первые такие телефоны появятся в поселках Туруханского р-на Сургутиха, Бахта и Келлог, где компактно проживают представители самой немногочисленной коренной сибирской народности кето. (СибФО. 13.11.2003)

На территории бывшего, упраздняемого в 2007 г., Байкитского р-на бывшего Эвенкийского автономного округа.

Слово «остяк», применявшееся главным образом к ханты, но распространяемое иногда и на кетов, вообще говоря, несколько обидное. Происходит оно якобы от татарского уштяк - варвар, дикий. Русские переняли этот этноним от сибирских татар, не вдумываясь в его смысл. В советское время «обидные» этнонимы старались искоренить - заменить на самоназвания народов. Есть, однако, свидетельства, что некоторые кеты сами продолжают именовать себя и соплеменников остяками (остыган) .



Похожие публикации