Понятие биосоциальное существо. Человек как биосоциальное существо. Смысл жизни человека как философская проблема. Отличительные особенности человека

Человек- существо биосоциальное. Я считаю, что человек биосоциальное существо, в нем с роду присущие биологические и социальные качества. Какие качества человек приобрел от природы, а какие индивидуальны и неповторимы? Человек является неотъемлемой частью природы.Человек как любое живое существо должен удовлетворять свои фундаментальные потребности.

Человек как биосоциальное существо для удовлетворение своих неограниченных потребностей использует ограниченные ресурсы. В живой природе лишь человек биосоциальное существо. Так как и любому животному, необходимо пить, есть, спать, защищать себя и своё потомство. Как и любое животное человек зависит от окружающей среды. Все люди на планете похожи, но все же мы разные. Каждый из нас – личность, но похожая на остальных. Человек рождается человеком, но он не рождается личностью, а становится ею. Каждый из нас имеет свой характер, мысли. Эти признаки конечно во многом заложены природой, но понятие личности формируется только в обществе. Ребёнок рождается в семье, его воспитывают, родители заботятся о нём, учат его навыкам необходимым в жизни. А что если человек оторван от общества? Например, дети, которые из за жизненных обстоятельств оказались оторваны от общества. Таким людям очень тяжело приспособиться к жизни в обществе. Человек – высшее звено в развитие живых организмов на Земле. Человек, обладая биологической природой, создаёт свою культуру, может изменить природные условия. Человек не может существовать без природы, зависим от неё, но может приобразовывать природные условия. Человек, выросший в изоляции от общества, является лишь биологическим существом. Человек это существо социальное. Он рождается среди людей, живет среди людей и умирает среди людей. В обществе человек получает знания необходимые ему в жизни, культурные нормы и ценности. Человек это сочетание биологических и социальных качеств. Человек обладает даром речи, мышления способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства, способность создавать свою культуру. Человек как биосоциальное существо, способен создавать орудия труда и благодаря этому может пользоваться ими в ходе общественной деятельности. В процессе труда у человека также развивается мышление, и приходят новые навыки.

Жизнь человека невозможно представить без его общественной жизни, без общения с другими людьми. Так как человек постоянно взаимодействует с другими людьми, то его жизнь является социальной – в школе, на работе, во время отдыха. Человек живет в мире ограниченных возможностей редких и платных благ постоянно приходиться делать выбор из имеющихся вариантов,свободный выбор труден для человека т.к приходится от чего то отказываться.

Понятия «общество» и «социальные отношения».

Система социальных отношений Общество есть выделившаяся из природы и надстроенная над нею искусственная реальность («вторая природа»), единственно в которой возможна и реально происходит жизнеобеспечивающая деятельность вышедших из природы и неотделимых от нее людей. Генетически общество «происходит» из природы и не может игнорировать законы, но, однажды выделившись из нее, развивается затем на собственной основе и согласно собственной логике. В ходе деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми. При этом отношения, будучи порождением деятельности, выступают ее необходимой общественной формой. Вообще любое взаимодействие людей неизбежно принимает общественный характер. Общественные отношения можно определить как формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между социальными группами, а также внутри них. Эти отношения -- и материальные, и духовные -- обладают высокой степенью абстрактности. И деятельность, и взаимодействие, и общественные отношения направлены, прежде всего, на устойчивое жизнеобеспечение, во всех его многообразных измерениях, т.е. на создание необходимых и достаточных условий и средств функционирования общества и воспроизведения составляющих его людей как родовых существ, а также дальнейшего их развития. Поскольку философский смысл и понимание общества состоят в определении типа связей, объединяющих индивидов в социальную целостность, его природа и сущность наиболее зримо раскрываются в понятии система. Системный характер общества есть проявление системности окружающего мира. Он не оспаривался и не оспаривается никем из мыслителей прошлого и настоящего. Более того, развитие представлений о социальной системе можно считать одним из теоретических достижений XIX--XX вв. Общество как система есть упорядоченная, самоуправляющаяся и саморазвивающаяся совокупность связей и отношений, которые образуют качественную целостность и носителями которых являются действующие люди и образуемые ими группы. Представляя собой систему, общество обладает, во-первых, сложной и иерархической структурой, поскольку включает различные элементы и уровни; во-вторых, интегративным системообразующим качеством -- отношениями деятельных людей; в-третьих, свойством самоуправляемости, которое отличает только высокоорганизованные системы. Общество представляет собой открытую систему. Это означает, что, несмотря на автономность по отношению к внешнему миру, оно испытывает на себе его активное воздействие, воспринимает и перерабатывает информацию, реагирует на изменяющийся контекст. Общество есть адаптивно-адаптирующая система, т.е. способно не только приспособиться к окружающей среде, но и изменять ее в силу возможностей соответственно своим интересам. Социальная сфера общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии. К таким общностям (взятым по разным основаниям и измерениям) можно отнести народы, нации, классы, сословия, страты, касты, социально-демографические и профессиональные группы, трудовые коллективы, неформальные образования и т.д. В этой сфере осуществляется взаимодействие по поводу условий жизни, быта, производства; проблем здравоохранения, образования, социальных защиты и обеспечения; соблюдения социальной справедливости; регулирования всего комплекса этнических, национальных, социально-классовых и групповых отношений. Социализация есть процесс интегрирования, «встраивания» субъекта в общество в соответствии с принятыми в нем правилами. В ходе социализации индивид подключается к социальному опыту -- символико-семиотическому, коммуникативному, культурному. Феноменология социализации включает множество процедур и приемов, однако за исключением элементарного подражания иные ее формы «поставляют» истины, которые, как правило, не декларируются, не демонстрируются, не выставляются. Они вытекают из способа жизни, принятого людьми мироотношения.

Смысл жизни -- философская проблема, которую каждый человек решает для себя по-своему. Как правило, данное понятие относится к оценке всей жизни человека, затрагивает проблему воздействия отдельного человека на окружающую действительность и вопросы о постановке человеком целей, выходящих за рамки его жизни. Неопределённость вопроса происходит от слова «смысл», что позволяет интерпретировать вопрос по-разному.

Категория «смысл жизни» -- это одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. От того, какую жизненную стратегию выберет человек, зачастую зависит жизнь не только его самого, но и его окружения, а иногда и всего человечества. Вопрос о смысле своей жизни в определенный период посещает каждое мыслящее существо, желающее понять и познать себя, свое предназначение и место в этом мире. Жизнь обязательно принуждает человека дать ответ на вопросы: «Для чего я живу?», «В чем смысл моей жизни?» Каждый ответственный за свою судьбу и судьбы других человек не может и не хочет жить без цели, определенной задачи или же мечты, а всегда ищет то «достойное», чем можно было бы занять свою жизнь, сделать ее более значительной. Четкое представление о смысле и назначении своей жизни является основной движущей силой бытия человека, стратегическим орудием, позволяющим не покориться, а, наоборот, преодолеть все трудности и испытания на жизненном пути. Но для этого нужно, чтобы человек сам определил, сам сообщил тот или иной смысл своему существованию, нашел свое назначение согласно своим способностям, сделал свою жизнь максимально плодотворной, полезной, нужной. Под смыслом жизни мы понимаем осознание индивидом основного содержания своей жизнедеятельности, как прошлой и настоящей, так и будущей, которое определяет его место и значение в жизни общества и придает человеку уверенность в том, что его индивидуальная жизнь нужна и ему самому, и окружающим, и обществу.

Как подчеркивают исследователи, смысл жизни человека как живого существа -- это «телеономное понятие, ибо оно выражает некоторую целенаправленность деятельности и жизнедеятельности вообще».

Ценностную основу смысла жизни составляет «жизненно важная, эмоционально приемлемая цель, которая не только объективно целесообразна, но и субъективно утверждена, лично приемлема и признана в качестве таковой... Обретение смысла жизни предполагает свободное целеполагание индивида, поэтому его необходимым условием является свобода как человеческая форма самодетерминизации (самообусловливания) бытия».

Понимание смысла жизни предполагает существование устойчивых планов и программ на будущее, которые, несмотря на всевозможные временные трудности, неуклонно будут вести человека вперед. Согласно К.С. Станиславскому, смысл жизни можно соотнести со «сверхзадачей» человеческой жизни, которая объединяет в себе все мелкие жизненные цели: «Цель жизни в этом случае можно рассматривать как ствол целого «древа целей», который объединяет и направляет все частные и конкретные цели на осуществление смысла жизни

Среди животных человека выделяет качественно новый характер взаимодействия с окружающей средой - помимо пассивного приспособления к изменяющимся внешним факторам человек активно влияет на них, повышая комфортность среды в соответствии со своими потребностями.

Некоторые учёные утверждают, что Человек - повелитель Природы. Это совсем не так. Человек лишь неотъемлемая часть Природы. Его предназначение жить в гармонии с Природой, но отнюдь не подчинять её себе и не повелевать ею. Все попытки человека вмешаться в Природу, в её естественный ход приводят к негативным последствиям, прежде всего для самого человека. Опустынивание, обезлесование, засухи, катастрофические затопления и т.п. - всё это плоды неразумного вмешательства человека в Природу.

К настоящему времени из-за неразумной деятельности человека с планеты Земля исчезли 35% всех видов морских животных. За последние 60 лет на планете исчезли 77 видов животных и несколько сот видов растений, 26 видов птиц. На планете ежегодно исчезают около 17 млн. га леса, а всего истреблено более 65% девственных лесов, являющихся местообитанием многих видов флоры и фауны. За последние 25 лет биологическое разнообразие Земли сократилось на треть.

Природа жестоко мстит человеку за его вмешательство в естественные процессы. Так за последнее десятилетие значительно возросло количества и сила стихийных бедствий: землетрясений, ураганов, наводнений и др. Из-за безумной человеческой деятельности огромные площади земли стали непригодны для проживания и возделывания на них сельскохозяйственных культур. Возникла реальная угроза затопления территорий многих государств: Англии, Голландии, Японии и др. Исчезли или стали непригодными для питья многие источники пресной воды. Природа настойчиво напоминает человеку его место: он часть Природы, а не творец и хозяин её. И если человечество не опомнится, то оно рискует исчезнуть с Земли. Человек должен научиться жить в согласии с природой, а не управлять ею.

Человек высший продукт Природы. В отличие от всех других живых существ на планете, человек имеет возможность заниматься интеллектуальной деятельностью. Человек избавлен от ежедневной борьбы за существование. Ему предоставлена возможность наслаждаться прекрасным. Этого человек добился за долгое время своего существования в борьбе с живой и неживой природой. И в настоящее время человек может значительную часть своей жизни посвятить любимому делу - науке, искусству, ремеслу. К сожалению, не все люди осознают то, как прекрасно быть человеком. Многие не могут побороть свои низменные животные инстинкты, а некоторые и вообще опускаются до животного состояния. Конечно, каждый может выбрать кем быть - человеком или животным в человечьем обличье, но всё же гораздо лучшее, полезнее и приятнее быть Человеком, а не животным.

Ещё один отличительный признак человека - социальность. Человек - сложноорганизованное социальное существо. Его поведение зависит как от биологических факторов (физиологические потребности, инстинкты), так и от множества небиологических - культура общества, законы государства, личные моральные убеждения, нравственность, мировоззрение, религиозные взгляды и др. Степень влияния этих факторов различна как для отдельных индивидов, так и для отдельных популяций.

Проблема человека – центральная проблема обществознания.

Существуют разные концепции происхождения человека. Наиболее ранняя – теологическая (религиозная), которая наделяет человека душой – проявлением божественного, что и делает человека человеком. Естественнонаучная концепция, выдвинутая Ч. Дарвином в работе «Происхождение человека и половой отбор», выдвигает гипотезу о происхождении человека от животных в процессе эволюции. Эту теорию развивает Ф. Энгельс в своей работе «Роль труда в превращении обезьяны в человека».

Исследования Луи Пастера, который доказал невозможность самозарождения жизни, повлекли новые поиски. В результате появилась теория палеовизита, т.е. внеземного происхождения жизни.

На данный момент основной является естественнонаучная концепция, на основе которой родилась концепция биосоциальной природы человека.

Человек по своей природе – биосоциальное существо , так как одновременно является частью природы и, вместе с тем, неразрывно связан с обществом.

Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии, геноме, являющемся носителем наследственной информации. Биологическое влияет на процессы деторождения, общую продолжительность жизни человека и сказывается также на развитии его некоторых способностей – формах реакции на внешний мир.

Под социальным в человеке понимают такие свойства, как сознание и разум, способность практически действовать, свобода и ответственность, гражданская позиция и др.

В решении вопроса о соотношении биологического и социального в человеке сложились две крайние позиции: биологизаторская и социологизаторская.

Общей чертой биологизаторских концепций является истолкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Их представители стремятся объяснить социальные действия человека его биологическими и генетическими характеристиками и видят ключ к пониманию человека в молекулярной генетике.

Социологизаторские концепции абсолютизируют значение общественных отношений. Представители данного направления считают, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играет общество. Такое понимание человека было широко распространено среди сторонников марксизма.

Большинство ученых в решении биосоциальной проблемы стремятся избегать крайностей и рассматривают человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал. Они считают, что родившейся ребенок представляет собой биологическую живую систему, еще не обладающую мышлением и речью. Его физиологическая организация лишь располагает потенциальными возможностями при определенных социальных условиях реализовать способность к мышлению и речи. Однако подчеркивается, что такие качества, как способность мыслить и практически действовать, имеют социальное происхождение.



Для исследования человеческой сущности в философии существует многообразие понятий, важнейшими из которых являются человек, индивид, индивидуальность, личность. Эти понятия характеризуют отдельного человека с различных сторон.

Понятие человек отражает общие черты (биологическую организацию, сознание, язык, способность трудиться), присущие всему человеческому роду. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Понятие индивид обозначает человека как единичного представителя человеческого рода. Это обобщенный образ конкретного человека. В понятии индивида не фиксируются какие-либо особенные свойства человека.

Понятие индивидуальность характеризует самобытность, неповторимость, оригинальность индивида. Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью (темперамент, способности)

Способности – психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Способности бывают общие (интеллектуальные) и специальные.

Уровни способностей:

Задатки – врожденные физиологические особенности (например, сильнее среднего развит зрительный анализатор мозга)

Одаренность – интегральный уровень развития специальных способностей (художественная одаренность)

Талант – это совокупность способностей, развивающаяся в результате деятельности, позволяющая получить особый, уникальный продукт деятельности.

Гениальность – высшая степень развития способностей, возможность создание качественно нового творения.

В понятие личность вкладывается еще более узкий смысл. Личность - это индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, моральные убеждения и др.). Понятие «личность» отражает все социально значимое в человеке.

Внутренняя структура личности:

1. Темперамент . Определяется генетически. Выделяют четыре типа темперамента: флегматик (психологическая устойчивость, уравновешенность и настойчивость в достижении цели); холерик (неуравновешенный, поверхностный человек); сангвиник (впечатлительный, быстрый, упорный, но только, когда ему интересно); меланхолик (впечатлительный, постоянно анализирует и критикует себя).

2. Характер . В переводе с греческого «характер» – это «чеканка», «примета». Действительно, характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т. д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.

Характер– это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека.

Любая черта характера - есть некоторый устойчивый стереотип поведения. Однако черты характера не могут быть вырваны из типичных ситуаций, в которых они проявляются, в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Поэтому любая черта характера – это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями.

Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания. В совершении характерного поступка включены волевые механизмы, задействованы чувства.

Формирование черт характера не может быть оторвано от формирования мотивов поведения. Мотивы поведения, реализуясь в действии, закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Путь к формированию черт характера лежит, поэтому, через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

Наиболее общие свойства характера располагаются по осям:

сила – слабость;

твердость – мягкость;

цельность – противоречивость;

широта – узость.

Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности в достижениях целей, неустойчивости взглядов и т.д.

Характер человека проявляется в системе отношений:

В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность – замкнутость, правдивость – лживость, тактичность – грубость и т.д.);

В отношении к делу (ответственность – недобросовестность, трудолюбие – леность и т.д.);

В отношении к себе (скромность - самовлюбленность, самокритичность - самоуверенность и т.д.);

В отношении к собственности (щедрость – жадность, бережливость - расточительность. аккуратность – неряшливость и т.д.).

Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви и т.д.

Классификация характеров

К. Юнг предложил классифицировать характеры таким образом:

Экстраверт. Характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, в известном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Ему свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность.

Интроверт. Для него характерна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу,

Ярко выраженные интроверты и экстраверты встречаются редко. Чаще люди являются диавертами, т.е. включают в себя черты и первых, и вторых.

3. Социальные установки, т.е. отношение к миру и к себе в этом мире.

Внешняя структура личности включает в себя:

  1. социальный статус – место человека в общественных отношениях.
  2. социальная роль – образ поведения, соответствующий социальному статусу.
  3. направленность личности (потребности и интересы)

Личностью человек становиться в процессе социализации, т.е. усвоении, восприятии норм поведения, ценностей и установок. Процесс социализации начинается с рождением человека и продолжается до смерти, проходя через начальный этап, где главным агентом социализации выступает семья и ближайшее окружение; средний этап проходит, в основном, в школе; и завершающий этап – это социализация взрослого человека (агенты – трудовой коллектив, политическая партия, общество и т.д.).

В современном обществе сложились институты социализации: образование, СМИ, государственная политика и т.д.

Люди, оставшиеся за пределами социализации, лишенные с рождения человеческого окружения называются феральными. Они не способны войти в круг нормального человеческого общения, не обладают речью, лишены эмоций. Всего в мире официально было зарегистрировано чуть больше сотни феральных людей, воспитанных животными (чаще всего волками) или искусственно изолированных от людей. Все они не смогли адаптироваться среди людей.

Задания:

1. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетиче­ски запрограммировано. Многие жеинстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственно­сти».

В чем проявляется свобода человека от «деспотизма ответствен­ности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.

Дайте определения понятиям, выделенным жирным шрифтом.

Глава 2.

Человек и общество.

Сущность сознания.

Постижение сущности сознания.

Разум, мышление, душа.

Сознательное и бессознательное.

Бытие человека.

Потребности человека.

Сущность человеческой деятельности и ее многообразие.

Трудовая деятельность и общение человека и общества.

Предназначение человека и подходы к трактовке его сущности.

Цель и смысл жизни человека.

Общение и коммуникация.

Человек, индивид, личность.

Способности и характер личности.

Социализация личности.

Свобода и ответственность личности.

Характеристика межличностных отношений.

Конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Духовный мир человека.

Мировоззрение человека.

Ценности.

Основные типы жизненных стратегий в современном обществе.

Интересы.

Человек как предмет биологической и социальной эволюции.

Взаимосвязь духовного и телесного, биологического и соци­ального начал в человеке. Бытие человека, его деятельность и творчест­во. Цель и смысл жизни человека, его жизненный выбор и образ жизни. Самореализация человека и его самопознание. Личность, ее самореа­лизация и воспитание. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Поведение, свобода и ответственность личности. Позна­вательная деятельность человека. Мировоззрение как система взглядов на мир и место человека в нем. Истина и ее критерии. Научное позна­ние. Знание и вера. Многообразие форм человеческого знания. Науки о человеке и обществе. Социальное и гуманитарное знание. Всему этому предшествовало длительное эволюционное развитие в самом человеке биологического, социального и духовного начал.

Человек как биосоциальное существо.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Онявляется частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слитывоедино, и только в таком единстве существует человек. Биологическая природа человека – это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.

Как биологическое существо человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии. Как биологический вид человек обладает кровеносной, мышечной, нервной, костнойи другими системами. Уступая животным в развитии отдельных органов, человек превосходит их по своим потенциальным возможностям. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Биологическое у человека не суще­ствует в чистом виде, оно социально обусловлено. Влияние социального испытывает на себе генетика человека, наследственность. Это проявляется, например, в акселерации детей, в сокращении рождаемости, детской смертности и др.

Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь всту­пая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу определенных причин оторванный с рождения от общества, остается животным. Поскольку человеческая деятельность может существовать только как общественная, сущность человека предстает как совокупность общественных отношений.

Человек не только продукт общественно-исторического развития, но и субъект, своей активностью воздействующий на окружающую среду.

Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно-полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Из вышеизложенного укажем на основные отличия человека от животных:

1. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Высокоорга­низованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности . Животное в своем поведении подчинено инстинкту , его действия изначаль­но запрограммированы. Человеческая деятельность целенаправленна, имеет сознательно-волевой характер. Че­ловек сам моделирует свое поведение и может выбирать, различные социальные роли. Человек обладает способно­стью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных и соци­альных процессов. Человеку свойственно ценностное от­ношение к действительности, а животное не отделяет себя от природы.

3. Животные не могут производить коренных измене­ний в условиях своего существования. Они приспосаб­ливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Человек же преобразует действитель­ность в соответствии со своими постоянно развивающи­мися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры.

3. В процессе своей деятельности человек преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически-преобразующую деятельность человек творит «вторую природу» - культуру.

4. Человек обладает высокоорганизованным мозгом, мышлением и членораздельной речью.

Взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке.

По мере развития самого человека, а также наук, изу­чающих человека, возникают и развиваются естествен­ные научные (материалистические) представления о происхождении человека. Большим достижением в этом направлении было появление во второй половине XIX века эволюционной теории Чарльза Дарвина. Его работы, особенно «Происхождение видов путем естественного отбора», «Происхождение человека и половой отбор», положили начало глубокой научной теории, где была обоснована идея появления различных видов животных, в том числе и человека, в ходе долгого эволюционного развития. В основу эволюции Ч. Дарвин положил естественный отбор. Главную причину изменчивости организмов он и его последователи видели в естественном отборе.

Изменчивость живого связывается с изменениями в окружающей среде. В соответствии с эволюцион­ной теорией человек как особый биологический вид так­же имеет естественное, природное происхождение и ге­нетически связан с высшими млекопитающими. Психи­ка человека, его способность мыслить, трудиться есть результат эволюционных процессов. Данная теория в определенном смысле растворяла человека в животном царстве. Дарвинизм не давал окончательного ответа на вопрос, что именно послужило причиной выделения че­ловека из животного мира.

Ответить на этот вопрос пытался Ф.Энгельс в своей теории происхождения человека. В качестве главной причины появления человека он называл труд. Он считал, что только трудовая деятельность свойственна человеку и выступает основой существования человеческого общества. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности.

Несмотря на существующие научные открытия, мно­гие вопросы, связанные со становлением человека, еще не имеют однозначного ответа. Проблема происхождения человека и сегодня находится в центре внимания многих наук.

Процесс становления и развития человека – антропогенез – носил длительный эволюционный характер и был неразрывно связан со становлением общества – социогенезом . Становление человека и становление общества – две тесно связанные стороны единого по своей природе процесса – антропосоциогенеза, длившегося более трех миллионов лет. Современный тип человека – Homo sapiens (Человек разумный) появился 50-40 тыс. лет назад.

Многие ученые считают, что родословная человека восходит к человекообразным обезьянам. Антропологами исследованы останки древних человекообразных обезьян. Са­мыми отдаленными в этом отношении предками являются дриопитеки, жившие 14-20 млн лет назад , далее идут рамапитеки (10- 14 млн. лет назад) . За ними следуют австралопитеки . Они, по мнению многих ученых, вплотную подошли к границе, отделяющей животных от человека. Начало антропогенеза ученые связывают с появлением Homo habilis (Человек умелый) 2.5-3 млн. лет назад. Он изготовлял примитивные каменные орудия труда и охотился на живот­ных. С этого момента постепенно начинает формироваться человеческое общество. Далее эволюция привела к появлению питекантропа (800 тыс. лет назад) , а затем и неандертальца (150-200 тыс. лет назад) . В ходе антропогенеза переход от неандертальского человека к Homo sapiens (Человеку разумному) совпал с формиро­ванием, существующих и ныне, различных человече­ских рас: европеоидной, негроидной, монголоидной. Найденные ископаемые остатки свидетельствуют, что человек является продуктом длительной эволюции жиз­ни на Земле. Важной вехой в эволюции выступает прежде всего, прямохождение, которое, изменив центр тяжести, повлекло за собой изменение всего организма обезьяноподобного предка человека. Главное - оно выс­вободило передние конечности для систематического манипулирования предметами в качестве орудий труда (человек научился обрабатывать различные предметы и использовать их в качестве орудий труда). Еще один эволюционный скачок – появление сравнительно крупного мозга. У современного человека он в среднем равен 1450 куб. см. У Человека умелого он составлял 650-680 куб см., у питекантропа - примерно 974, у неандертальца – в среднем 1350. Увеличение объема мозга было связано с расширением возможностей взаимодействия предков человека между собой и окружающим миром. Постепенно закрепляется решающее отличие человека от других животных, даже от обезьян - это труд. Трудовая деятельность способствовала развитию общения между людьми, что обусловило появление и развитие языка и речи. Развитие речевого общения было одним из важнейших факторов антропогенеза.

Существенная веха в антропогенезе и социогенезе была связана с изменениями в семейно-брачных отношениях. Стадо человекообразных существ основывалось на эндогамии - близкородственных половых связях внутри стада. Антропогенез привел к запрету близкородственных отношений и переходу к экзогамии - установлению брачных отношений с членами других общин. Эти и другие запреты (табу) явились первыми простейшими социально-нравственными запретами и ознаменовали переход человечества к нравственным ориентирам поведения, что явилось еще одним важным фактором становления человека и его отдаления от животного мира.

Завершающей стадией антропосоциогенеза была так называемая «неолитическая революция », ознаменовавшая переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, от присваивающей экономики к производящей. Развитие человеческого общества в дальнейшем было свя­зано с различными вехами в разделении труда: историчес­ки первым крупным общественным разделением труда было отделение скотоводства от земледелия, вторым - выделение ремесла, а третьим - выделение торговли в самостоятельные отрасли деятельности. Все эти изменения в хозяйственной деятельности не могли не сказаться на социальных процессах - переход к оседлому образу жизни (формирование племенных объединений), социаль­ное расслоение общества, дифференциация форм сознания и др. - и создали предпосылки для перехода человеческо­го общества из первобытного состояния в цивилизованное.

В этом движении к цивилизации большую роль сыграла культура , которая являлась с одной стороны ускорителем преобразований в материальной сфере , а с другой стороны она формировала духовную сферу человека и общества также ускоряя процесс очеловечивания человека.

Сущность сознания.

Философия определяет сознание как высшую, свойственную только людям и связанную с речью функцию мозга, заключавшуюся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности (бытия), в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Сознание - не только основное понятие философии, но и социологии, психологии, педагогики и других наук о человеке. Многие мыслители говорили о сознании как о чуде из чудес, божественном даре и вечном проклятии человека, поскольку, обладая сознанием, человек осозна­ет и свою конечность, смертность, что неизбежно накла­дывает отпечаток трагизма на всю его жизнь. Существует множество позиций и подходов к осмыслению сущности сознания.

Под сознанием понимают высшую человеческую фор­му психического отражения действительности. Незави­симо от того, на каком уровне оно осуществляется - био­логическом или социальном, чувственном или рациональном.

Сознание имеет сложную структуру. В его структуре, прежде всего, выделяются такие моменты , как осознание (познание) вещей, а также переживание, т. е. определен­ное отношение к тому что человек познает. Развитие со­знания предполагает обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Осознание получаемых знаний имеет различные уровни, глубину про­никновения, т. е. разную степень ясности понимания. Отсюда часто выделяются обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Таким образом, в структуре сознания часто выделяется его ядро, состоящее из ощущения, восприятия, представления, по­нятия и мышления в целом, а это не что иное как человечески разум. Кроме этого в структуру со­знания часто включают такие компоненты, как способность к иррациональному мышлению (вымысел, фантазии, иллюзии), к эмоциональному восприятию мира и самого себя, волевые процессы, память, интуицию и др.



Похожие публикации