Какой сепаратизм по потенциалу сильнее: русский сепаратизм(где-нибудь на Урале, в Сибири и т.) или кавказский(чеченский и т.д.)? Участие в выборах: за и против

С 11 по 31 июля в Волоколамске будет проходить форум «Я - гражданин Подмосковья». Это мероприятие проводится уже не первый год, при этом благосклонно воспринимается губернатором МО, Андреем Воробьёвым. В рамках того же форума, только в 218 году он заявил: «Популярное, важное мероприятие. Хочу поблагодарить всех - и организаторов, и глав муниципалитетов. Думаю, что такая практика общения с молодежью очень важна. Будем ее продолжать. Был большой запрос на привлечение иностранных гостей. Думаю, что это нужно подготовить к следующему сезону».

Иностранные гости и работа с молодежью - это, конечно, очень хорошо. Только смущает название форума, которое повторяется от региона к региону и ни к чему хорошему не ведёт. Потому что нет «граждан Подмосковья», или «граждан Москвы», или «граждан Адыгеи» или граждан «Карелии», а есть граждане России.

Нет, понятно, что молодежь необходимо привлекать, в том числе и в политику. Просто потому, что если это не сделает государство, то сделает несистемная оппозиция, и дальше будут несанкционированные митинги, аресты и масса прочих неприятных вещей.

Однако говорить о «гражданах Подмосковья» - это тоже идти в политику. Только какую-то деструктивную.

Потому что, например, был (а может быть и есть) такой проект, как «Я - гражданин Татарстана». И мы тактично не вспоминаем празднование от «татарских экстремистов» завоевания Золотой Ордой русских городов. Кстати, а хоть один из них, экстремистов этих, был привлечён хотя бы к административной ответственности?

Нет, давайте-ка вспомним, что там, в Татарстане, с преподаванием русского языка в школах. Там или конфликт, или нет там русского языка, если коротко и ёмко. Граждане Татарстана в этом отношении и в этом контексте - ну, примерно, как граждане Украины. Какие угодно, только вне русской культуры и вне русского языка.

Едем дальше: «Я - юный гражданин Республики Дагестан». Отличная молодежная и школьная программа. Наверное. Только 2018-й и 2019-й показали, что выросшие из этой программы дети, которые сейчас вполне себе юноши и мужчины, идут на вооруженные столкновения, на то, чтобы «закидать федералов палками, камнями, кирпичами».

А, вот, например, программа «Я гражданин Чечни». Цели этого проекта тоже обозначены, на первый взгляд, круто: «Частники клубных формирований узнают о событиях 2000-2003 годов, произошедших на территории Чечни, о проведении контртеррористической операции на всей территории региона и конституционных реформ.

Будет открыта выставка фотографий и других публикаций, повествующих о возрождение социально-экономической сферы республики, о людях, которые восстанавливали разрушенное войной хозяйство, о том, как шло возвращение вынужденных переселенцев в Республику.

Заведующая клубом Фатима Саралиева расскажет о Конституции Чеченской Республики, об основных статьях, которые должен знать каждый гражданин Чечни».

Обратите внимание на последние строки. Не о конституции РФ, а про Конституцию Чечни будет узнавать подрастающее чеченское поколение. Ну а то, что иногда чеченская молодежь вне пределов Чечни ведет себя так, что вмешиваться приходится Рамзану Кадырову, так это, в общем, тоже известный факт.

В 2017-м была целая республиканская акция «Я - гражданин Калмыкии» в одноименной республике. Может быть и научили, после калмыцких «Гасконцев» . Благородные калмыцкие «Гасконцы» в 2006 году, чтобы было понятно, поставили себе благородной целью убивать русских. Ну, бывает, да. Но все равно конкурсы и форумы - «гражданин Калмыкии». Нет, не России, а именно Калмыкии. Наверное, в рамках укрепления многонационального единства.

Но все больше кажется, что самые смелые концепции антиутопий воплощаются в жизнь. Теперь с подачи господина Воробьёва у нас есть «граждане Подмосковья». Наверное, дальше будут граждане Твери, Урала, потом в отдельную общность и народ объединятся казаки. И чем дальше, тем веселее.

Хотя у России есть то, что никогда её не предаст. «В отделе ЗАГС Суоярвского района 10 июня состоялся праздник «Я - гражданин Карелии, я - гражданин России!». Его главными героями стали 14 четырнадцатилетних жителей города и поселков Суоярвского района. В торжественной обстановке каждый из них получил документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации».

И, собственно, вопрос - все это происходит после десятков встреч в Кремле и тренингов администрации президент с заместителями губернаторов по политике. Интересно, не замечать такой идеологический сепаратизм перед трансфертом власти - это некомпетентность или что-то пострашнее?

На данный момент, потенциально опаснее сепаратизм в национальных республиках. Это не только кавказские регионы (Чечня, Дагестан, Кабардино-Балкария, Ингушетия и тд.), но также республики в центре европейской части (Удмуртия, Коми, Марий Эл, Чувашия и Мордовия), в особенности, Татарстан, Башкортостан, где очень сильный сепаратистские настроения.

Дальневосточные республики (Якутия, Тыва, Бурятия) и часть республик прикаспийского региона (Калмыкия и Адыгея) в идеи национального сепаратизма слабы из-за плохой автономности местных элит, сложного географического положения и экономической зависимости от федерального центра.

Для движения сепаратизма нужна идея национального самосознания :

  • Этнокультурная особенность региона (язык, религия, культурные традиции и индивидуальный уклад жизни, история).
  • Экономическая автономность от центра.
  • Развитость инфраструктуры.
  • Противопоставление региона другим субъектам федерации.
    У национальных республик это большая часть из этого уже есть, каждый представитель национального меньшинства России ощущает свою связь и привязанность к общности определённой группы людей по национальному признаку.

В таком случае, возникает много вопросов к русскому сепаратизму в регионах, как формированию отдельной национальной группы. Для русских это будет сложнее, и образование другой нации будет идти дольше. Создание этнокультурных особенностей, географического положения и обособленной автономии от другой части русских потребует серьёзных затрат во времени и культивировании этой идеи. При желании, конечно, это можно воплотить.

Например, распространять тему северорусских и южнорусских этнографических групп, как двух разных народов. Тогда восточнославянских народов у нас не три (русский, украинский, белорусский), а 4 (северорусский, южнорусский, украинский, белорусский). Вспомнить про диалектические особенности (окающий говор у северян, акающий у южан); особенности строительства (словенский тип домов у северян, половецкий у южан); разные орнаменты оформления одежды; уклад жизни; географическое положение (Новгородская область, Псковская, Карелия, Архангельская, Вологодская, Ярославская, Тверская, Ивановская, Костромская, Свердловская, Пермская, Кировская области у северян; Рязанская область, Пензенская, Калужская, Тульская, Липецкая, Тамбовская, Воронежская, Брянская, Курская, Орловская и Белгородская у южан), религиозный раскол: распространённость старообрядчества у северян и никонианства у южан; даже можно накопать историческую преемственность северян от Новгородской, Псковской и Вятской республик; Владимиро-Суздальского, Рязанского и части Черниговского княжеств у южан - и мы готовы к построению двух народов с разным национальным самосознанием. Однако, формирование двух наций с разным национальным самосознанием - процесс сложный, а эти идеи ещё в массы внедрить надо. Поэтому реальный исход разделения маловероятен.

Власти Калмыкии пытались сорвать II Cъезд ойрат-калмыцкого народа, заявили его организаторы. Из-за того что владельцы кафе, с которыми были предварительные договоренности, в последний момент отказались предоставить помещения для проведения съезда, участникам мероприятия пришлось собраться у памятника "Исход и возвращение". Съезд выразил недоверие действующему руководству республики и принял решение выдвинуть своих кандидатов в депутаты на сентябрьских выборах в Народный хурал.

Съезд под открытым небом

Начало съезда ойрат-калмыцкого народа было назначено на 10.00 19 мая. Местом проведения должна была стать столовая завода "Одн". Однако руководство завода не пустило делегатов, сославшись на проблемы с электричеством. Отказались предоставить помещение и в одном из кафе на выезде из Элисты, с владельцем которого, как рассказали организаторы съезда корреспонденту, также была предварительная договоренность.

Ойраты - народность, представителями которой на территории России являются калмыки. В 1920 году на землях калмыков была образована Калмыцкая АО, в 1935 году преобразованная в Калмыцкую АССР. В 1943 году автономия ликвидирована, а калмыки оттуда выселены. В 1957-1958 годах, с восстановлением этой АССР, калмыки смогли вернуться на их этническую территорию.

В результате примерно в 11.00 собравшиеся, около ста человек, двинулись колонной в город, к памятнику депортированным "Исход и возвращение", возле которого и был проведен съезд, передает корреспондент " , присутствовавший на мероприятии.

На хозяев помещений было оказано административное давление, заявил один из организаторов съезда, главный редактор газеты "Современная Калмыкия" Валерий Бадмаев .

"У нас был предварительный договор со столовой и кафе, мы даже заплатили деньги. Но к ним приехали из СЭС и сказали, что их закроют, если там будет проводиться съезд. Потом позвонили пожарные и тоже пригрозили, что пришлют комиссию", - рассказал Бадмаев.

Он предупредил собравшихся, что мероприятие на площадке перед памятником "будет расценено как несанкционированный митинг", но участники единогласно проголосовали за то, чтобы провести съезд.

Бадмаев огласил повестку, которую также поддержали все собравшиеся: "Оценка деятельности республиканской власти, формирование исполкома, выборы председателя исполкома, вопрос об участии активистов съезда в сентябрьских выборах в Народный хурал".

Главред "Современной Калмыкии" напомнил, что "первый Чуулган решил проводить съезд раз в два года". "Чуулган – Съезд ойрат-калмыцкого народа" прошел в Элисте 12 декабря 2015 года. В ходе мероприятия была принята резолюция, ставящая ряд задач "во имя сохранения и дальнейшего развития ойрат-калмыцкого народа". Главным пунктом резолюции является принятие новой Конституции Калмыкии, поскольку действующая, по мнению участников съезда, "не отвечает потребностям" калмыцкого народа.

"Прошло немного больше времени. Мы проводим этот съезд в мае, потому что в сентябре будут выборы в Народный хурал. Нам надо сегодня сформировать исполком из деятельных людей, которые смогут договориться с одной из партий, чтобы съезд мог выдвинуть от них своих кандидатов. По действующему у нас закону мы можем баллотироваться только от партий", - добавил Бадмаев.

Письмо полпреду ЮФО

Отметив, что "из-за жары" придется ограничить количество выступающих и время выступлений, Бадмаев предоставил слово политику и экономисту Владимиру Бамбаеву (в конце 1980-х – начале 1990-х секретарь калмыцкого обкома партии и депутат Верховного совета Калмыкии, в 1993 году, будучи руководителем ассоциации фермеров Калмыкии, баллотировался на пост президента республики, – прим. "Кавказского узла" ).

В свою очередь Бамбаев сказал, что из-за сжатого регламента лишь зачитает свое письмо, направленное в конце апреля на имя полпреда президента России в ЮФО Владимира Устинова.

В обращении к полпреду калмыцкий политик утверждает, что к нему "неоднократно обращались офицеры правоохранительных органов", которые, "рискуя своей головой, собирали документы", указывающие на преступления, нанесшие бюджету многомиллионный ущерб.

Согласно этим документам, заявляет Бамбаев, оказались похищены 70 миллионов рублей, направлявшихся из федерального бюджета на фитомелиоративные работы по восстановлению зоны Черных земель.

"Кавказский узел" сообщал, что единственная в Европе антропогенная пустыня образовалась в регионе Черных земель в результате неурегулированного выпаса скота и распашки песчаных земель.

В письме к Устинову Бамбаев также напомнил об аресте первого вице-премьера Петра Ланцанова, который, по его словам, стал возможен "только после того, как дело было доведено до Следственного комитета России", поскольку местные следователи "успешно похоронили" уголовное дело по агрохолдингу "Мраморное мясо Калмыкии".

9 июля 2016 года следствие сообщило об аресте заместителя министра сельского хозяйства Калмыкии Эрдни Кектышева, а также первого вице-премьера Калмыкии Петра Ланцанова. Ланцанов обвинен в том, что по его поручению сотрудники Минсельхоза Калмыкии вынудили свыше 400 сельхозтоваропроизводителей перечислить часть полученных субсидий холдингу "Мраморное мясо Калмыкии". Арест Ланцанова является большим провалом кадровой политики Алексея Орлова и может быть хорошо подготовленным ударом по главе республики, заявили опрошенные "Кавказским узлом" калмыцкие журналисты.

Кроме того, Бамбаев отметил, что к письму приложены документы, указывающие на то, что "были украдены два из пяти миллиардов, выделенных на строительство водопровода из Левокумского месторождения до Элисты".

"Работы осуществлены с нарушением проекта и норм строительства. Из пяти запланированных станций по подъему воды, построены всего две. Двумя насосами воду на Ергенинскую возвышенность не поднять", - зачитал Бамбаев очередной отрывок.

После его выступления Валерий Бадмаев предложил сэкономить время и больше не заслушивать выступления с оценкой власти. Съезд единогласно выразил недоверие действующему руководству республики.

Чиновники предложили собравшимся разойтись

Во время выступлений Бадмаева и Бамбаева к месту проведения съезда подъехали полицейские и люди в штатском, которые принялись снимать происходящее на видео.

Представитель администрации Элисты Кермен Бадмаева призвала собравшихся "прекратить мероприятие и провести его в установленном порядке".

"В соответствии с законом публичные мероприятия могут проводиться при условии уведомления администрации Элисты. Администрация города не была уведомлена", - пояснила Бадмаева, чем вызвала возмущение участников съезда.

Бадмаеву поддержал заместитель начальника полиции по охране общественного порядка УМВД России по Элисте Александр Амтеев .

"Данное мероприятие не согласовано, поэтому содержит признаки состава административного правонарушения", - заявил он, пытаясь перекричать собравшихся.

Участников съезда, вступивших в спор с представителями полиции и администрации Элисты, успокоили организаторы: "Они нас предупредили – мы их выслушали. Продолжаем".

Участие в выборах: за и против

Гражданин Бельгии Павел Мацаков , приехавший в Калмыкию для участия в съезде, посетовал, что в Калмыкии "с 1994 года время остановилось". "Как собирались одни и те же 200 человек, так и собираются. Другое дело, что вы все стареете. Многие уже умерли", - сказал Мацаков.

Он также выразил несогласие с предложением участвовать в выборах "через какую-то партию". По его мнению, съезд должен работать над созданием "национальной организации".

"Я был в прошлом году в Америке, выступал на конференции перед молодыми калмыками. Ребята не хотят назад. Там восемь тысяч калмыков – и они уже не вернутся. Даже без документов они чувствуют себя там более полноправными членами общества, чем на родине. Если бы была национальная, демократическая организация, многие с удовольствием помогали бы. Без создания такой организации выборы и все остальное не имеет смысла", - резюмировал Мацаков.

Председатель калмыцкого отделения партии "Яблоко" Батыр Боромангнаев в своем выступлении сосредоточился на критике региональной политики федерального центра, которая, на его взгляд, привела к "ужасающей деградации социально-экономической ситуации и дефициту кадров" в Калмыкии.

"Мы находимся в чрезвычайно невыгодных условиях. Самая худшая вода, ее еще и мало, – в Калмыкии. Самая худшая земля – в Калмыкии. В Яшалтинском районе, где более-менее хорошая земля, калмыцкое население выдавливают. Мы здесь не самостоятельные. Посмотрите, кто руководит у нас федеральными ведомствами. Это приезжие, мигранты. Им наплевать на нашу судьбу", - заявил Боромангнаев и призвал собравшихся принять активное участие в выборах в Народный хурал.

"Только когда мы возьмем власть в свои руки, мы изменим ситуацию", - подытожил он.

Затем участники съезда заслушали платформу предвыборной программы, которую представил Владимир Бамбаев, и договорились обсудить и доработать ее позже, в рабочем порядке.

В завершение мероприятия был сформирован исполком, председателем которого съезд единогласно выбрал Валерия Бадмаева.

Бадмаев заявил, что члены исполкома "обязуются объехать все районы, чтобы договориться с партиями о выдвижении активистов съезда". "Если наши кандидаты пройдут в хурал, мы возьмем с них письменные обязательства отстаивать интересы калмыцкого народа. В случае невыполнения этих обязательств будем их отзывать", - заявил он.

"Со времени проведения первого Чуулhн – Съезда ойрат-калмыцкого народа, прошедшего 12 декабря 2015 года, прошло два года и пять месяцев. Резолюция первого Чуулhн со всеми рекомендациями исполкома была вручена главе Республики Калмыкия весной 2016 года. Ни один пункт этой резолюции за прошедшее время не был выполнен. Власть Калмыкии проигнорировала требование первого Чуулhн – вернуть выплаты компенсаций жертвам политических репрессий на федеральный уровень и увеличить размер самих компенсаций до уровня выплат "чернобыльцам" или размера средней пенсии по России. Не выполнено предложение съезда о специальном законе "Об использовании ойрат-калмыцкого языка как государственного языка Республики Калмыкия". Многократные попытки членов исполкома первого Чуулhн заставить республиканскую власть действовать в интересах ойрат-калмыцкого народа не находили и не находят понимания", – говорится в резолюции второго Съезда ойрат-калмыцкого народа, принятой 19 мая.

Известный калмыцкий блогер Лари Илишкин продолжает отвечать на популярные вопросы о двух родственных народах. Он историк по образованию и поэтому знает, как много общего между нашими народами.

Предыдущие интервью читайте на нашем сайте: 1 часть , 2 часть , 3 часть .

Лари, в начале XIX века академик И.И. Лепехин писал о калмыках: «они занимают пустые степи, ни к какому обитанию неугодные. В них мы имеем, кроме других военных служб, хороших и многочисленных оберегателей наших пределов от набегов киргиз-кайсаков и кубанцев». Что имел в виду академик?

Лепехин писал о волжских ойратах (калмыках). До прихода Хо Орлюка в этих степях кочевали лишь ногайцы. И то лишь на части Ставропольского плато. Обширные безводные полупустынные территории. В то время здесь не было ни Волгограда, ни Ростова, ни других современных городов. Даже деревень не было никаких, и оседлая жизнь теплилась лишь в небольшой округе близ Астрахани. Места были действительно непригодны для проживания для многих народов. Но не для калмыков. Именно с продвижением калмыков на юг вслед за ними двинулись и землепашцы из российских, а затем и украинских губерний. При Аюке хане по договору с русским правительством между ханством и русскими землями существовала 10-верстная нейтральная зона, где не могли кочевать калмыки и не имели права селиться крестьяне. По сути, это была межгосударственная граница. Когда русские нарушали договор, калмыки сжигали поселения и уводили в неволю их обитателей.

Кстати, Лепехин также писал, что от калмыков Россия получает наилучший убойный и рабочий скот. Судя по тому, как калмыцкая порода крупнорогатого скота через Бурятию распространяется далее на восток огромной страны, выводы академика актуальны и по сей день. А о том, как военный потенциал калмыков обеспечил безопасность южных рубежей государства, известно всем и подробно останавливаться на этой теме, наверное, нет смысла.

- Как на калмыцком называются соседние народы и правда ли, что название «чечен» монгольского корня?

Среди чеченцев гуляет версия монгольского происхождения их самоназвания «нохчо». Но я не вижу ничего монгольского в этом слове. Кстати, калмыки всех кавказцев именовали «черкес» вне зависимости от их реальной принадлежности к тому или иному этносу. Татар до сих пор называют «мангуд», казахов - «хасыг». Очень интересно на калмыцком именуются евреи - «хар гуйр». В дословном переводе «черная мука». Откуда взялось это название, история умалчивает. Но из всех монголов только калмыки так именуют иудеев. Значит, название родилось здесь, на Волге.

- Какие у вас отношения с ногайцами? Они действительно имеют монголоидную внешность?

Ногайцы - ближайшие родственники казахов, и естественно, что они имеют азиатскую внешность. Сегодня отношения ровные. Но наверняка у ногайцев сохранились исторические обиды, хотя они их и не озвучивают в общении с нами. Ведь именно калмыки обескровили Ногайскую орду. Однако если быть до конца справедливыми, то необходимо вспомнить, что поводом для столь радикального отношения калмыков к ногайской элите (она больше всего и пострадала) стало предательство последних. Изначально калмыки и ногайцы выступали чуть ли не единым фронтом в отношениях с кавказскими горцами. Но когда Хо Орлюк решил покорить Кабарду, то «союзники» фактически ударили в спину. Калмыки в горах попали в засаду, потеряв много своих людей, в том числе и своего предводителя. Между прочим, Хо Орлюк погиб в бою, когда ему было 92 года. Победители обезглавили его труп. Такого унижения калмыки не могли простить и в двух карательных походах уничтожили практически всю ногайскую аристократию. Как видим, и у нас есть причины для обид. Только калмыки тем и отличаются от многих, что обидами особо не мучаются.

- Какие отношения с крымскими татарами?

В прошлом крымские татары были для калмыков главными конкурентами в борьбе за влияние на территории между Черным и Каспийским морями. Сегодня мы не имеем возможности соприкасаться с ними и потому говорить о каких-либо взаимоотношениях нельзя.

- Ваше отношение к знаменитому Амурсане и подробнее расскажите историю его захоронения в Бурятии.

Амурсана - личность противоречивая. Для большинства в монгольском мире он является символом борьбы ойратов за независимость. И таковым он был долгое время. Мой отец журналист Наран Илишкин первым (по крайней мере, в Калмыкии) признал негативную роль Амурсаны в ойратской истории. Тем не менее его личность заслуживает внимания. Амурсана родился в Калмыцком ханстве. Позже его семья перекочевала в пределы Джунгарии. Захоронен в Бурятии. Так получилось, что Пекин хотел воочию убедиться в смерти своего самого опасного на тот момент врага и потребовал у российских властей предъявить доказательства. Тело Амурсаны было доставлено ближе к границе, где и продемонстрировано представителям Поднебесной. Маньчжуры потребовали выдать тело, но получили отказ. Амурсана был перезахоронен в Бурятии. Я рассматриваю это как знак. Родился в калмыцких степях, захоронен в Бурятии. Своей судьбой показывает нам, во что обходится раскол и личные амбиции. Вот почему имя Амурсаны нельзя предавать забвению.

- Откуда версия о калмыцких корнях химика Менделеева и Ленина?

По Менделееву скажу, что, когда у меня есть сомнения, я особо не вникаю в тему. А о том, что у вождя мирового пролетариата бабушка была калмычка, написала Мариэтта Шагинян. Говорухин также упоминал об этом на страницах, кажется, газеты «Аргументы и факты».

- Ваше видение личности Джа-ламы?

Очень неоднозначная личность. Фамилия его Санаев. Он уроженец Малодербетовского улуса Калмыкии. Во время революции в Китае оказался в Западной Монголии, где живут ойраты. Назвал себя Амурсаной. Дело в том, что среди монголов в то время было популярным предсказание о перерождении Амурсаны в России и возвращении в Монголию, где он должен был вырезать всех китайцев. И он вернулся. И, действительно, сумел организовать сопротивление и выбил китайцев из Западной Монголии. По требованию Пекина все-таки его вывезли на территорию России. Известно, что Джа-лама появлялся среди калмыцкой интеллигенции в Астрахани. Но когда в России грянула революция, он исчез и появился в Монголии, где стал фактически диктатором. По моему мнению, Джа-лама был агентом царской секретной службы. Об этом говорят некоторые факты. До революции был управляем. После революции 1917 года действовал уже сам и исключительно в собственных интересах. Был уничтожен, кстати, командированными в Монголию калмыками.

Понятно, что из-за огромных расстояний и 400 лет проживания вдали от монгольского мира калмыцкий язык неизбежно обрел отличия. Хотя понять основной смысл можно. Вам понятен бурятский язык? Какие у нас основные отличия в языках?

По мнению ученых, калмыцкий язык наиболее сохранил в себе идиомы древнего языка монголов именно благодаря многовековой изолированности. Поэтому скорее отличия появились не у нас. Сейчас основная задача - сохранить язык. Мы обязаны это сделать. И чтобы отличий было меньше, нам необходимо больше общаться внутри монгольского мира. Человек, хорошо владеющий бурятским, поймет калмыцкий, и наоборот. Один бурят в 2012 году рассказывал, что, когда был маленьким, не знал русского. К ним приезжали калмыки с детьми, и дети как-то понимали друг друга и, как сейчас бы сказали, вообще не парились.

Ваш великий просветитель Зая Пандита создал ойратскую письменность, получившую известность как «тодо бичиг», т.е. «ясное письмо». Им был определен и установлен литературный язык ойратов. Чей это диалект и почему лег в основу литературного калмыцкого языка?

Зая Пандита был из племени хошут. Тодо бичиг нельзя отнести к какому-либо диалекту. В этом его уникальность. А вот когда в советское время перешли на кириллицу, литературным стал торгудский диалект. Наверное, потому что исторически торгудов на Волге было подавляющее большинство и их диалект преобладал. После ухода большей части торгудов в 1771 году их численность здесь уменьшилась. Сегодня, наверное, торгудов и дервюдов в Калмыкии примерно равная численность. Но по традиции диалект торгудов стал литературным. Повторюсь, сегодня стоит проблема сохранения языка и совсем не важно, в каком диалекте.

Ичкерия (ЧРИ), провозглашённая бывшим советским генералом Джохаром Дудаевым и его сторонниками в результате регионального государственного переворота в октябре 1991 года, не была официально признана ни одним государством.

Кто признал Ичкерию

Имели место только два акта признания республики со стороны лиц и организаций, не являвшихся субъектами международного права. Так, свергнутый в начале 1992 года и бежавший в Грозный первый президент Грузии Звиад Гамсахурдия в марте 1992 года подписал указ о дипломатическаконный президент Грузии Эдуард Шеварднадзе заявил, что Грузия к этому документу не имеет никакого отношения. Все последующие грузинские правители также не придали легальный статус представительству Ичкерии.

Кроме того, в январе 2000 года, во время Второй чеченской войны, президент Ичкерии Аслан Масхадов открыл официальное представительство ЧРИ в Исламском Эмирате Афганистан (ИЭА) - таком же самопровозглашённом государственном образовании, созданном исламистскими боевиками движения «Талибан» * на большей части территории Афганистана. ИЭА получил признание только со стороны нескольких мусульманских государств.

В отдельных странах, в частности в Украине , некоторые политики выступали за признание ЧРИ, но такие призывы остались без поддержки. Некоторые, согласно формулировкам Договора о мире и принципах взаимоотношений между РФ и ЧРИ, заключенного президентом РФ Б. Ельциным и президентом ЧРИ А. Масхадовым (уже после ликвидации Дудаева и подписания Хасавюртовских соглашений), расценивают данный документ как доказательство фактического признания Российской Федерацией независимости ЧРИ, так как в договоре республика выступает как субъект международного права. Но отношений на уровне послов между РФ Ельцина и ЧРИ Масхадова установлено не было.

Кто оказывал помощь

Однако неофициальная помощь Чечне оказывалась многими странами, с молчаливого согласия или даже негласного поощрения их правительств. В первую очередь - помощь военной силой. В рядах ичкерийской армии в кампанию 1994-1996 гг. воевали более тысячи иностранных наёмников. Самостоятельное подразделение численностью более 200 человек составили арабские боевики саудовца Хаттаба . Они были представителями разных государств - Саудовской Аравии, Иордании, Сирии, Египта, Судана, Омана и других, но в основном, как и Хаттаб, изгоями общества в тех странах, где родились.

Наёмники из восточноевропейских стран (числом около 800 человек) были распределены по подразделениям ичкерийской армии. Среди них было немало военных из Прибалтийских государств (преимущественно из Эстонии), но больше всего было боевиков украинской националистической организации УНА-УНСО*. Унсошники уже успели повоевать против Абхазии на стороне Грузии и в Приднестровье (что любопытно - на стороне ПМР против Кишинёва). В 1993 году УНА-УНСО* установила контакт с властями ЧРИ. Её лидер Дмитро Корчинский прибыл в Грозный, где был принят вице-президентом непризнанной республики Зелимханом Яндарбиевым и заместителем начальника (с 1994 г. - начальник) главного штаба вооружённых сил ЧРИ Асланом Масхадовым. Состоялись переговоры о вербовке украинских добровольцев в ичкерийскую армию.

Для вербовки был создан центр «Евразия», на счёт которого переводились денежные средства из ЧРИ. Возглавил центр нынешний лидер УНА-УНСО* Ондрий Шкиль. После начала военных действий в конце 1994 года из Украины в Ичкерию был отправлен первый отряд наёмников под названием «Прометей». Впоследствии был организован ещё отряд «Викинг». Впрочем, их боевые качества в целом оценивались ичкерийским командованием невысоко. Но отдельные наёмники получали высокое признание. Так, Олександр Музычко был награждён ичкерийским орденом «Герой нации». [С-BLOCK]

Одновременно Дмитро Корчинский с соратниками развернули по Украине пропагандистскую кампанию солидарности с «борющимся народом Ичкерии» через сеть «комитетов в поддержку Чечни». В украинских городах открылись отделения информационного агентства ЧРИ «Чечен-пресс»*. Уже позднее, в промежутке между двумя чеченскими войнами, Дмитро Корчинский объявил о создании «Института Кавказа», целью которого было объявлено развёртывание мощного фронта против России в этом регионе.

Грузия, хотя официально не признала ЧРИ, оказывала негласную поддержку Дудаеву. Так, разбитые отряды дудаевских боевиков уходили в Панкисское ущелье на севере Грузии, чтобы отдохнуть, набраться сил и снова вторгнуться в Чечню. Все требования России к Грузии об интернировании боевиков ни к каким результатам не приводили. В Грузии же прошли подготовку наёмники украинского отряда «Прометей». [С-BLOCK]

В общем и целом, ЧРИ получила содействие от тех мусульманских стран, в которых силён ваххабизм, исповедовавшийся Дудаевым и его сподвижниками (в странах, где преобладают традиционные направления ислама, Ичкерия такой поддержки не получила), а также со стороны тех восточноевропейских государств, где сильны русофобские настроения. Список последних наглядно показывает тех, кто путем переименования улиц и площадей и установления мемориальных досок увековечил имя Дудаева после его гибели. Это: Украина, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Босния и Герцеговина. Турция также попала в этот список - вероятно, сразу по двум мотивам.

*запрещенные организации в РФ



Похожие публикации