Раздел I. Введение в дисциплину «политология. Общество- это живой организм во всем его многообразии Понятие парадигмы было введено


Герберт Спенсер

Многие идеи О. Конта, прежде всего его позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе и обществе, а также его представления об обществе как целостном социальном организме воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер (1820-1903).

Как и Конт, Спенсер был широкообразованным ученым, одним из выдающихся умов своего времени. Он создал ряд фундаментальных трудов по философии, социологии, психологии и другим наукам. В своем основном сочинении - «Системе синтетической философии» - он глубоко и подробно изложил свои взгляды на эволюцию природных и социальных явлений. Эти взгляды он обосновал также в труде «Основные начала». Г. Спенсер является основателем органической школы в социологии. Свою органическую теорию общества и понимание социальной эволюции он подробно изложил в сочинении, названном «Научные, политические и философские опыты».

Суть органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Согласно этой теории, все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма проявляются подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта.

Спенсер рассматривал общество как организм, развивающийся по естественным, главным образом биологическим, законам. Он уподобил общество живому биологическому организму, обосновывая такой подход с помощью следующих доказательств: 1) как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе; 2) те и другие усложняются; 3) их части приходят во все большую зависимость друг от друга; 4) те и другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы (скажем, люди в обществе и клетки в живом организме) постоянно появляются и исчезают.

Легко заметить, что система приводимых доказательств сходства общества с живым организмом целиком опирается на естественные обстоятельства и не принимает во внимание специфические социальные качества общества. В подтверждение разрабатываемой им органической теории общества Спенсер приводит ряд любопытных сравнений. Так, правительство в государстве уподобляется им мозгу человека: подобно тому, как мозг «руководит» жизнедеятельностью организма, правительство руководит жизнедеятельностью общества, исчисляя и балансируя интересы взаимодействующих между собой сословий и других социальных групп, а также политических партий. Торговля в обществе сравнивается с кровообращением в живом организме, а кровяные тельца - с деньгами. Телеграфные провода, несущие информацию и способствующие жизнеобеспечению общества, сравниваются с нервной системой живого организма. «Проводя сравнение до мелочей, - писал Спенсер, - мы находим, что эти крупные (приведенные выше. - Авт.) аналогии влекут за собой множество мелких, гораздо более тесных, нежели можно ожидать».

Представляет интерес теория эволюции Г. Спенсера, в том числе социальной. В эволюции он выделил следующие основные моменты: переход от простого к сложному (интеграция); переход от однородного к разнородному (дифференциация); переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка). «Что такое социальная эволюция?» - ставит вопрос Спенсер. И отвечает на него в том духе, что социальная эволюция есть прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, прежде всего политических. Он показывает объективную обусловленность социальной эволюции потребностями людей. Это, пишет он, наблюдается во всех областях общественной жизни, в том числе в области развития государственной власти. «Правительственная эволюция является результатом социальных потребностей.… Конституции не создаются, они сами вырастают», - утверждает он, подчеркивая обусловленность развития политических процессов потребностями и интересами людей.

С точки зрения Г. Спенсера, в процессе социальной эволюции увеличивается значение коллективной деятельности людей и разного рода социальных институтов. Он писал: «Прогресс в человеческих обществах всегда происходит в направлении поглощения индивидуальных действий действиями корпоративных органов». В ходе социальной эволюции, совершающейся совместными усилиями людей разных поколений, изменяются многие функции общества, которые в свою очередь «возрастают в размере, в разнообразии, в определенности и сложности».

Г. Спенсер далек от фаталистического понимания эволюции как абсолютно неподвластной человеку. Напротив, он постоянно подчеркивал, что социальная эволюция совершается людьми в процессе их деятельности, ставил и решал вопросы мотивации социального поведения и деятельности людей. Более того, он заявлял, что общество не будет развиваться, если не создать условия для нормальной физической и духовной деятельности индивидов. В то же время каждый гражданин должен смотреть на себя с точки зрения не только объективной исходя из своих желаний и стремлений, но и объективной, понимая свое место в обществе как «одной из многочисленных общественных единиц». Как член общества он должен действовать в направлении улучшения социальной жизни, альтруистические действия так же необходимы, как и эгоистические.

Нельзя обойти вниманием взгляды Г. Спенсера на проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе, которые до него ставил и решал О. Конт. Социальное равновесие истолковывалось Спенсером как результат приспособительных действий, гармонии интересов, а также компромиссов в действиях людей и социальных институтов. Равновесие устанавливается как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей и выступает как фактор стабильности общества. Спенсер анализирует многочисленные проявления социального равновесия, в том числе равновесия между эмоциями людей и их образом действий, между народонаселением и средствами существования, между спросом и предложением, наконец, между функционированием государственных учреждений и поведением граждан, обществом и личностью. Со времен Конта и Спенсера эта проблема постоянно решается в западной социологии.

Спенсер излагает свое видение проблемы распада общества как процесса, обратного социальному равновесию, гармонии и стабильности. Распаду общества предшествует его упадок, -писал он. Этот процесс совершается прежде всего под воздействием внутренних причин, а также внешних. Последние характеризовались Спенсером как некое «новое движение извне». Распадение общества начинается с прекращением эффективной деятельности государственных институтов, включая институт власти, армию, прогрессивные в прошлом организации. Становится малоэффективной деятельность «промышленных классов», движению масс мешают единицы, прежде всего из числа политиков. При распадении общества, продолжает Спенсер, происходит «уменьшение интегрированных движений (экономической и политической интеграции - сказали бы мы сегодня - авт.) и возрастание движений дезинтегрированных (центробежных)». Растет беспорядок, правительство часто предпринимает неподготовленные и даже нелепые действия, «прерывается течение промышленных и торговых процессов, находящихся в тесной связи со всем политическим организмом».

Стоит оценить актуальность данных высказываний Спенсера, глубину и четкость его суждений. Картина распада (распадения) общества отражена им всесторонне и глубоко и дает немало для понимания современных процессов, происходящих также и в нашем обществе. Можно с полным основанием сказать, что многие суждения и взгляды Г. Спенсера могут помочь нашим современникам глубже разобраться в содержании сегодняшней жизни. Это касается его органической теории общества как целостной системы, обоснования путей достижений социального равновесия, гармонии и стабильности, его учения о социальной эволюции как закономерного и прогрессивного развития общества, а также решения многих проблем более частного характера.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта www.studentu.ru

A) результаты политологических и исторических исследований

B) эффективность различных методов политологического исследования

C) результаты политологических и социологических исследований

D) однотипные политические явления и процессы, выявляет их общие черты и специфику

Великий английский политический мыслитель-создатель идейно-политической доктрины либерализма -

A) Дж. Локк

B) Дж. Ст. Милль

C) №3Дж. Остин

D) Т. Гоббс

П.И. Пестель, глава Южного общества декабристов, являлся автором

A) «Истории Государства Российского»

B) «Энциклопедии законоведения»

C) «Философских писем»

D) «Русской правды»

Трактовка политической сферы как надстройки над экономическим базисом характерна для

A) консерватизма

B) марксизма

C) буржуазного либерализма

D) юридического позитивизма

Полагал, что политическая жизнь есть борьба и смена, «циркуляция» элит

B) М. Вебер

C) В. Парето

D) А. Бентли

Слова «Человек - существо политическое» принадлежат

A) Аристотелю

B) И. Канту

C) М. Веберу

D) В. Парето

Леворадикальное направление марксистской мысли, связанное с деятельностью В.И. Ленина в России, называется

A) социал-демократизмом

B) большевизмом

C) анархизмом

D) меньшевизмом

Город Солнца» принадлежит перу

B) Г. Гроция

C) Т. Кампанеллы

D) Т. Гоббса

Наилучшей смешанной формой государства Аристотель считал

A) монархию

B) аристократию

C) демократию

D) политию

Г. Спенсер являлся одним из ведущих представителей

A) утопического социализма

B) социологического позитивизма

C) буржуазного либерализма

D) революционного народничества

D) государю

Главный труд французского политического философа Ш.Л. Монтескье, опубликованный в 1748г., называется

A) «О духе законов»

B) «О праве войны и мира»

C) «Права человека»

D) «Левиафан»

Противопоставлял «град божий» - церковь «граду земному» - созданному людьми государству



B) Цицерон

C) Ф. Прокопович

D) Аврелий Августин

М. Вебер, Р. Михельс, Г. Моска и В. Парето являются родоначальниками политической

A) антропологии

B) истории

C) социологии

D) философии

Наиболее известным трудом Н. Макиавелли является

A) «Государство»

B) «Государь»

C) «Политика»

D) «О духе законов»

Уподобляют общество живому организму сторонники

A) консерватизма

B) органической школы в социологии

C) марксизма

D) либеральной политической теории

Родоначальником фашизма является

A) Ф. Франко

B) Г. Геббельс

C) А. Гитлер

D) Б. Муссолини

Понятие парадигмы было введено

A) 3. Бжезинским

B) Т. Куном

C) М. Вебером

D) Д. Беллом

А. Токвиль относится к политическим мыслителям

C) Франции

D) Германии

Системный подход впервые разработали в 50-60-е гг.

A) Д. Белл и 3. Бжезинский

B) В. Парето и Г. Моска

C) Т. Парсон и Д. Истон

D) Л. Гумплович и Г. Еллинек

Т. Мор и Т. Кампанелла, Сен-Симон, Фурье и Оуэн, К. Маркс и Ф. Энгельс дали теоретическое обоснование

A) популизма

B) социализма

C) анархизма

D) либерализма

Н. Макиавелли считал, что вся полнота власти в государстве должна принадлежать

A) государю

B) законодательной власти в лице парламента

C) наследственной аристократии

Беззаветная преданность идеологии и вождям, исполнительность, скромность в потребностях, готовность идти на любые жертвы ради общей цели - это характерные черты личности при

B) либеральной демократии

C) догосударственной стадии развития общества

D) тоталитаризме

Положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства

A) конфуцианство

C) либерализм

D) марксизм

Передача суверенитета народу означает полное отчуждение всех прав человека в пользу общины, считал

A) Ж.-Ж.Руссо

B) Дж. Локк

C) Ш. Монтескьё

D) К. Маркс

61. Тоталитарной партией ("монопартией") в фашистской Германии являлась

A) национал-социалистская рабочая партия Германии

B) социалистическая единая партия Германии

C) социал-демократическая партия Германии

D) христианско-демократический союз

Трактует свободу как пассивное индивидуальное право быть огражденным от вмешательства со стороны государства и других людей

A) социализм

B) тоталитаризм

D) либерализм

Центральной идеей трактовки демократии у Руссо является идея

A) защиты меньшинства от подавления его большинством

B) прав человека

C) представительной власти

D) народного суверенитета

Форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство, называется

A) унитарным государством

B) федерацией

C) республикой

D) конфедерацией

Теория, которая в начале XX в. объясняла природу лидерства, исходя из индивидуальных качеств лидера, называлась теорией

B) харизмы

D) ситуационной

Первым, кто уподобил политическую систему кибернетической машине и указал на ведущую роль информации в развитии социальной системы стал, американский политолог

A) Д.Истон

B) Г.Алмонд


В недалеком прошлом некоторые философы и социологи сравнивали общество с механизмом, составные части которого признавались существующими автономно, независимо друг от друга. Другие уподобляли общество живому организму, функционирование которого обеспечивается взаимосвязью и взаимодействием составляющих его структурных элементов. Современные философия и социология рассматривают общество как самоорганизующуюся, целостную, устойчивую, динамичную, функционирующую и развивающуюся систему. Раскроем этот тезис более подробно.
Общество - это самоорганизующаяся система. Данное утверждение надо понимать в том смысле, что общество возникает и существует в силу действия причин, присущих езду самому. Причины эти кроются не в боге, не в мировом разуме или в чем-то ином, находящемся вне общества, а во взаимодействии элементов самой социальной системы, в частности, таких, как экономика, политика, культура, право, нравственность, церковь и т.д. В процессе функционирования и развития общества повышается уровень его организации.
Общество - это целостная система. Общество, иначе говоря, представляет собой образование, состоящее из множества разнообразных элементов, каждый из которых выступает как составная часть единого целого и которые находятся между собой в определенных взаимосвязях и взаимодействиях. Общество всегда имеет ту или иную структуру, фиксирующую отношения между его компонентами.
Общество - динамичная система. Это значит, что оно не представляет собой чего-то застывшего, раз и навсегда данного, неизменного. Будучи относительно устойчивой, стабильной системой, оно вместе с тем находится в постоянном движении, меняя свое состояние во времена. Невозможно зафиксировать ни одного момента, в течение которого общество находилось бы в абсолютно неизменном положении, в равновесии, в покое. В нем постоянно происходят изменения того или иного рода. Эти изменения приводят к тому, что общество становится все более масштабной и сложной системой. А чем сложнее организована система, тем выше она находится на эволюционной лестнице.

Общество - функционирующая система. Это говорит о том, что общество представляет собой нечто действующее, работающее. Действуют его составные части, такие, как люди, социальные группы, политические партии, государство и его структуры, экономика, культу-ра, наука, церковь, право, нравственность и т.д. и т.п. Действие составных частей обеспечивает функционирование а самого общества. Правда, при этом надо иметь в виду, что результатом санкционирования общества далеко не всегда бывает то, что ожидают субъекты, люди, на что они рассчитывают, на что надеются.
Общество, как и любая система, имеет определенную структуру, которую образуют элементы, из которых эта система состоит, и те связи и отношения, которые между ними существуют. Структура общества достаточно сложна. Выявить все элементы социальной системы, все те связи и отношения, которые между ними существуют, в силу их чрезвычайно большого многообразия едва ли возможно. Не претендуя на это, все же можно в обществе выделить ряд подсистем, в роли которых выступают сферы общественной жизни людей. Обычно выделяют четыре сферы общественной жизни; экономическую, социальную, политическую и духовную. Каждая из этих сфер имеет свою специфику, свой набор составляющих элементов, свою структуру. Дадим им хотя бы краткую характеристику.
Основу, базис общественной жизни людей образует материальное производство, законы его функционирования и развития, составляющие экономическую сферу жизни общества. К экономической сфере относится все то, что связано с деятельностью ладей по производству, обмену, распределению и потреблению материальных благ, материальных условий их жизни. Каковы ее параметры экономической сферы, какие составные элементы она в себя включает?
Основу экономической сферы образует труд, производственная деятельность, посредством которой люди создают материальные и духовные блага, необходимые им для существования, для жизни. Понятое "производство" как раз и отражает то факт, что трудовая деятельность носит производительный характер, что в процессе труда создаются вещи, предметы, продукты, способные удовлетворить те или иные потребности людей.

В обществе фактически на любом этапе его развития существуют не только отдельные люди, но и их остальные объединения (социальные группы, социальные общности), между которыми складываются определенные отношения. Основу социальной сферы составляют устойчивые социальные группы людей, социальные общности, закономерности их возникновения, существования, функционирования и развития, система связей я отношений между ними, их социальное поведение.
В обществе наличествует множество различных по масштабу и социальной роли групп и общностей. Это общины, племена, народности, нации, классы, городское и сельское население, производственные коллективы, профессиональные объединения, половые и возрастные группы, малые социальные группы и т.д. Необходимость управлять экономической и социальной сферами, их структурными элементами привела к тому, что в обществе -на определенном этапе его развития появляются политические институты, учреждения и организации, которые и образовали политическую сферу общественной жизни людей. К числу этих институтов, учреждений и организаций от-носятся государство, политические партии, профессиональные союзы, молодежные, культурные, религиозные организации и т.д. Их деятельность, отношения между ними составляют политическую жизнь общества.
Самым древним и развитым политическим институтом является государство.
Еще более богатой и многообразной делают общественную жизнь ладей духовные ценности, на основе которых складывается духовная жизнь общества.
Специфика духовной сферы проявляется прежде всего в той, что ее образуют производство и потребление духовных ценностей, таких, как научные идеи и теории, нравственные нормы поведения, художественные, эстетические представления и взгляды, религиозные чувства и т.д. Производство духовных ценностей основывается на умственном, интеллектуальном труде, который открывает широкие возможности для творчества человека, для его самодеятельности. Специфика духовной сферы заключается такие и в особенностях потребления духовных ценностей. В процессе потребления духовные ценности не "исчезают", а превращаются в богатство духовного мира человека. Процесс потребления духовных ценностей, кроме того, представляет собой одновременно и процесс производства. Ведь зритель, слушатель, читатель не просто пассивно воспринимает информацию извне, а он переживает, осмысливает духовные ценности под углом зрения своего жизненного опыта.
Духовной сфере в общественной жизни людей принадлежит совершенно особая роль. Дело в тон, что духовная сфера, как никакая другая, непосредственно влияет на жизнь и развитие человека, на формирование его потребностей и интересов, на проявление его талантов и способностей.

Материальная сфера жизни общества содержание критерии и значение

Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.

Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.

При более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три основных элемента.

§ Собственно предметный мир, созданный человеком, - здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира артефактов, «одомашнивании» среды обитания человека. Жизнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств - компьютера, телевидения, мобильных телефонов и т.д., которые лежат в основании современной информационной культуры.

§ Технологии - средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности.

§ Техническая культура - это конкретные навыки, умения, способности человека. Культура сохраняет эти навыки и умения наряду со знаниями, транслируя из поколения в поколение как теоретический, так и практический опыт. Однако в отличие от знаний навыки и умения формируются в практической деятельности, обычно наличном примере. На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки.

Рассматривая право в объективном и субъективном смысле, мы видели, что право есть общественное явление, не могущее осуществляться вне общества, что общество немыслимо без права, как и право немыслимо без общества. Рассматривая позитивное право как порядок, установленный общественным авторитетом, мы должны были ввести понятие общества в само определение права. Весьма распространенное воззрение, представителями кᴏᴛᴏᴩого будут в Англии - Герберт Спенсер,43 а в Германии - Лилиенфельд,44 рассматривает общество как организм.

Некᴏᴛᴏᴩые из новейших сторонников ϶ᴛᴏго учения считают его весьма новым. Впрочем, так думают не одни его сторонники: профессор Коркунов, например, кᴏᴛᴏᴩый полемизирует против органической теории, полагает, что она возникла не ранее конца XVIII столетия. При этом такое мнение ошибочно, потому что органическое воззрение на общество не было чуждо и древним. Еще Аристотель сравнивал государство с живым телом и на ϶ᴛᴏм основании отрицал возможность существования человека как существа изолированного. Как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут вести самостоятельного существования, так и человек не может существовать вне государства. Наконец, самому профессору Коркунову известно, что Платон уподобляет общество человеческому телу в ϲʙᴏем диалоге "Государство". Сравнение государства с организмом напрашивается само собой, а потому в древности оно было в обращении не только среди философов: известно, что патриций Менений Агриппа45 воспользовался данным сравнением, ɥᴛᴏбы убедить плебеев возвратиться в Рим, когда они, возмущенные поведением децемвиров, удалились на Священную гору. В древних христианских произведениях, начиная с Посланий апостола Павла, беспрестанно встречается сравнение церкви с телом: глава церкви - Христос, а верующие - члены церкви - тела Христовы. Древним хорошо было известно, что между отдельными членами существует разделение труда, как и между органами тела. Профессор Коркунов находит, что все данные сравнения чрезвычайно далеки от органической теории в том смысле, как она понимается ныне. В действительности, однако, древние не знали только терминов "организм", "органический" в том смысле, как они употребляются теперь; но они сравнивали общество с живым телом, и за данным сравнением скрывается воззрение, в существенных чертах сходное с тем, кᴏᴛᴏᴩое высказывается новейшими сторонниками органической теории.

Как теперь, так и в древности те, кто сравнивал общество с "живым телом" или организмом, хотели данным сказать, что как члены живого организма по природе связаны в одно целое и вне единства ϶ᴛᴏго живого целого существовать не могут, так и человек по природе составляет часть живого целого высшего порядка - общественного тела или организма: человек, отрешенный от всяких общественных связей, так же немыслим, как рука или нога, отсеченная от тела, - в ϶ᴛᴏм заключается

II Зав. ]* 245 161

тот элемент органического воззрения на общество, кᴏᴛᴏᴩый был известен уже древним.

В истории философии органическому воззрению на общество противополагалось механическое воззрение. Которое из двух воззрений древнее, решить трудно. Не подлежит сомнению тот факт, что уже софисты, против кᴏᴛᴏᴩых полемизировал Сократ, были сторонниками чисто механического воззрения; Сократ же противопоставлял им воззрение органическое. А именно софисты учили, что общество - искусственное создание, произвольное установление людей. Первоначально люди жили разрозненно, впоследствии же, ввиду невыгод такого изолированного состояния, они вошли в соглашение между собой, образовали общество и государство, создали законы и власть. Словом, софисты понимали общество как искусственный механизм, созданный человеком: с их точки зрения, человек так же возможен в изолированном, как и в общественном состоянии.

Такого же механического воззрения придерживался Эпикур,4* так же понимали общество и многие мыслители Нового времени. Ряд теоретиков естественного права XVII и XVIII века придерживались того мнения, что общественному состоянию человечества исторически предшествовало состояние естественное, когда люди жили разрозненно; общество и государство были искусственно созданы людьми посредством общественного договора: осознавши в определенный момент невыгоды изолированного естественного состояния, люди согласились выйти из него - составили общество, установили власти, создали весь юридический порядок.

В XVII и XVIII столетиях господство такого воззрения на происхождение общества было тесно связано с верой во всемогущество человеческого разума, в его творческую способность. Старым теоретикам естественной школы вообще чужда была идея преемственной связи поколений, Стоит отметить - они верили, что человечество может совершенно отрешиться от всех исторически сложившихся преданий. Общество, как механически скрепленное здание, может быть разрушено до основания, разобрано на части и затем вновь построено в любом стиле.

Как только в начале XIX века возникает реакция новейшего историзма против рационализма старой естественной школы, на смену механическому пониманию общества будет органическое воззрение. В начале XIX столетия целый ряд противников естественной школы - богословствующие юристы, реакционеры всех возможных оттенков и, наконец, корифеи исторической школы сходятся в одном общем положении, что общество не есть искусственное создание людей. Не общество есть продукт ϲʙᴏбодного творчества человека, а, наоборот, человек есть продукт исторически сложившихся общественных условий, определенной исторической среды, часть социального организма, подчиненная законам целого. Сегодня чисто механическое воззрение на общество, можно сказать, окончательно сошло со сцены. Этому спо-

собствовали, с одной стороны, успехи новейшей исторической науки, а с другой стороны - новейшие психологические исследования.

Исторические исследования XIX века неопровержимо доказали, что общественный строй не есть продукт ϲʙᴏбодного творчества человеческого разума, а представляет результат необходимого закономерного развития человечества. Развитие человеческого общества так же, как и развитие животного организма, подчиняется необходимым законам, коих не властна уничтожить или изменить человеческая воля. Культурная работа каждого нового поколения составляет необходимое продолжение культурной работы предшествующих поколений. Между отдельными поколениями существует теснейшая связь исторического преемства. Сами потрясения и революции составляют необходимый результат предшествовавшего исторического развития. Словом, исторические исследования показали, что как между современниками, так и между сменяющими друг друга поколениями существует тесная органическая связь.

К гому же результату привело изучение психологии. В XVII и XVIII веках в психологии боролись две одинаково несовершенные теории - эмпириков и нативистов. Нативисты утверждали, что в душе человека есть определенный запас врожденных идей. Эмпирики, напротив того, учили, что не существует никаких врожденных идей, что душа человека в момент рождения представляет tabula rasa - белый лист, кᴏᴛᴏᴩый может быть заполнен каким угодно содержанием. В борьбе друг с другом оба эги воззрения постепенно видоизменялись и совершенствовались, но данные частные изменения не устранили основных заблуждений того и другого.

На самом деле одинаково неверно утверждение эмпириков, что в нашей душе нет ничего врожденного, и мнение нативистов старой школы, будто запас врожденных идей в душе человека представляется от века неизменным. Новейшие психологические исследования доказали существование закона наследственности в области духа: психическая деятельность каждого человека, как и каждого животного индивида, будет продолжением психической деятельности ряда предшествовавших поколений Мы наследуем от наших предков не только анатомическую структуру их тела и физиологическую их организацию, но также и психологические особенности, так как психическая сторона нашего существа находится в теснейшей связи с его физиологическим строением. Психологические наблюдения установили тот факт, что у каждого человека и животного есть целый ряд представлений и инстинктов, унаследованных от предков. Тот инстинктивный страх, кᴏᴛᴏᴩый испытывает цыпленок, впервые увидевший коршуна, не есть результат индивидуального опыта, а результат опыта предшествующих поколений, установившего неразрывную ассоциацию между представлением большой птицы и представлением угрожающей опасности. Как у животного, так и у человека существует множество таких представлений - инстинктов, а следовательно, в чем совершенно правы нативисты, - существуют врож-

денные идеи. Ошибка же нативистов заключалась только в том, что они ϶ᴛᴏт запас врожденных идей представляли себе в виде постоянной и неизменной величины. На самом деле - как психическая жизнь индивидов, так и психическая жизнь целого рода есть величина изменяющаяся, постоянно прогрессирующая, а потому и та сумма представлений, кᴏᴛᴏᴩую отдельный индивид наследует от ϲʙᴏих предков, от рода, есть величина изменчивая, прогрессирующая.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что психологические наблюдения привели к тому же результату, что и исторические исследования - к признанию существования тесной связи между индивидуальной жизнью отдельной особи и коллективной жизнь рода, к признанию той истины, что индивидуальная жизнь отдельного человека находится в самой тесной связи с коллективной жизнью целого рода, иначе говоря, что человек будет членом общественного организма. Признавая полную справедливость ϶ᴛᴏго вывода, нужно, однако, всегда помнить, что социальный организм есть организм sui generis, коренным образом отличающийся от организмов в биологическом смысле. Говоря об обществе как организме, следует прежде всего выяснить, в чем состоит основное различие между общественным организмом и организмом порядка биологического. Это упускается из виду многими из социологов и государствоведов текущего столетия: увлечение сходством между организмами обоих порядков нередко переходит в преувеличение, результатом чего будет смешение понятий биологических и социологических. В частности, ϶ᴛᴏго недостатка не избег и Герберт Спенсер; параллели, проводимые им между обществом и организмом, большей частью чрезвычайно остроумны, но в конце концов и он впадает в преувеличение, говоря об "общности основных принципов организации" между двумя видами организмов.

Мы не станем входить в подобное изложение и разбор всех данных аналогий, проводимых Спенсером, Лилиенфельдом и другими современными социологами, и ограничимся указанием основных различий между законами жизни организмов обоих порядков. Сам Спенсер указывает на такие важные отличия, кᴏᴛᴏᴩые способны ниспровергнуть его мнение об "общности основных принципов организации". Важно заметить, что одно из главных отличий социального организма от биологического заключается, бесспорно, в том, что Спенсер называет "дискретностью" частей социального организма. Все части животного организма непосредственно, физически связаны между собой и образуют одно конкретное целое; тогда как живые единицы, составляющие общество, "дискретны", т. е. ϲʙᴏбодны от ϶ᴛᴏй физической связи, не находятся в непосредственном соприкосновении, но рассеяны в пространстве, на более или менее далеком расстоянии друг от друга. Словом, между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того, между людьми - частями социального организма - связь психическая.

Из ϶ᴛᴏго различия, кᴏᴛᴏᴩое само по себе столь важно, что не допускает отождествления социального организма с биологическим, вы-

текает другое значительное различие между организмами обоих порядков. Часть каждого растительного или животного организма не составляет сама по себе самостоятельного целого, не может жить вне ϶ᴛᴏго организма, не может отделиться от него, ɥᴛᴏбы прирасти к другому какому-нибудь организму. Член же социального организма имеет возможность отделиться от него (например, посредством эмиграции, перемены подданства) и стать частью другого социального организма. Далее, животная клеточка, с кᴏᴛᴏᴩой социологи любят сравнивать человека, может быть членом одного только организма, тогда как человек может быть одновременно членом нескольких социальных организмов. Стоит заметить, что он может быть зараз членом церкви и государства, кᴏᴛᴏᴩые даже не могут находиться во вражде между собой (как бывало в Средние века, во время борьбы императоров с Папами) Словом, физическая связь, существующая между определенным биологическим организмом и его частями, имеет характер безусловной необходимости; связь же психологическая, соединяющая человека с определенным социальным целым, такой необходимостью не обладает. Необходимость в области социологической выражается не в том, что человек должен быть членом того или другого определенного общества, а в том исключительно, что он непременно должен быть членом какого-нибудь социального организма и вне общества существовать не может. Таким образом, человек - и в ϶ᴛᴏм коренное различие между принципами социальной и животной организации - есть ϲʙᴏбодный член общественного организма: он до известной степени ϲʙᴏбоден выбирать общество, к кᴏᴛᴏᴩому он желает принадлежать.

Оставаясь в пределах того или другого организма, человек, в отличие от клеточек живого организма, сам выбирает ту функцию, кᴏᴛᴏᴩую он желает отправлять; между тем как каждый из членов животного организма отправляет какую-либо одну, строго специализированную функцию, человек - член общественного организма может отправлять сразу или поочередно множество самых разнородных функций (например, быть одновременно профессором и адвокатом, быть сначала студентом, потом солдатом, а затем уже - членом суда и т. п.)

Как в организме животном, так и в организме социальном существует распределение разнообразных функций между отдельными органами: отсюда и возникает возможность ходячих в наше время сравнений рабочего класса с органами питания, правящего класса с мозгом и т. п. При этом сам Спенсер как раз в ϶ᴛᴏм отношении указывает на важные различия между организмами обоих порядков. В организме социальном разделение труда, или, как выражается Спенсер, дифференциация функций, не может быть доведена до той степени, как в организме животном. В животном организме, например, одна часть - мозг - становится исключительным органом мысли и чувства; в организме социальном такая концентрация представляется невозможной: всякий орган общественного организма будет носителем мысли и чувства. К сказанному Спенсером

следует добавить, что наибольшая дифференциация функций животного организма доказывает и совершенство его организации. С организмом социальным дело обстоит как раз наоборот. Общество, где умственное развитие сосредоточено только в одном классе, стоит очень низко на лестнице исторического развития сравнительно с обществом, где умственная жизнь развита во всех его слоях.

С данным связано еще и другое различие, опять-таки указанное Спенсером. В животном организме отдельный член всецело подчинен целям целого: целью организма не служит благо отдельных его членов (например, рук, ног и т. п.), а, напротив того, все данные части служат единой цели благосостояния организма как целого. Совершенно иное дело - организм общественный: тут конечной целью будет отдельное лицо: в конце концов, общество существует для ϲʙᴏих членов, а не они для него.

Всего ϶ᴛᴏго, казалось бы, совершенно достаточно для установлений той истины, что общество есть организм sui generis и что сами принципы социальной организации коренным образом отличаются от принципов организации биологической. При этом злоупотребление биологическими сравнениями вовлекло Спенсера в неверное изображение самого процесса общественного развития.

Современная критика недаром отмечает некᴏᴛᴏᴩую аналогию между Спенсером и старой исторической школой немецких юристов. Общественный организм, по мнению Спенсера, развивается совершенно так же, как и растительный и животный организмы, т. е. сам собой, помимо участия человеческого сознания и человеческой воли. Известный американский социолог Лестер Уорд справедливо упрекает Спенсера в том, что учение его не оставляет места для сознательной, целесообразной деятельности отдельных индивидов. С данным замечанием Лестор Уорд связывает такой же упрек, какой сделал Иеринг по адресу исторической школы, а именно: он считает учение Спенсера не только теоретически неверным, но и вредным. Внушая мысль, что в обществе все развивается само собой, учение Спенсера может убить в человеке всякую энергию, привести его к квиетизму и пассивному отношению к окружающей действительности. Материал опубликован на http://сайт

То, что Иеринг говорит против Савиньи об участии сознания и воли в процессе правового развития, должно быть повторено и против учения Спенсера о процессе общественного развития. Кто хочет умалять значение самодеятельности и участия сознания и воли в общественном развитии, тот поворачивается спиной к фактам. При ближайшем знакомстве с историей мы убеждаемся, что всякий прогресс человеческой культуры достигается ценой великих жертв, упорной сознательной борьбой, кᴏᴛᴏᴩая предполагает напряжение энергии, участие сознания и воли. Раз мысль и воля представляют собой существенные ϲʙᴏйства человека, они не могут не быть факторами социального развития, хотя, конечно, они и не будут его единственными факторами.

Сторонники старой механической теории думали, что общество есть всецело продукт человеческой воли и сознания. Это учение так же

односторонне, как и противоположная крайность некᴏᴛᴏᴩых сторонников органической теории, будто все развивается непроизвольно и бессознательно. В развитии общества участвует как тот, так и другой фактор: и сознательные усилия человеческой воли, и стихийная, растительная сила истории. Чтобы получить верное представление о развитии общества, нужно стать выше противоположных односторонностсй механической и органической теории и сочетать в одном учении истинные стороны той и другой. А для ϶ᴛᴏго нужно признать вместе с Гербертом Спенсером, что общество есть организм и что в развитии его участвуют стихийные, бессознательные силы; а с другой стороны, следует признать ] и то, что одними органическими факторами жизнь человеческого общества не исчерпывается.

Старые теоретики естественной школы неправильно видели в человеческом обществе единственно произведение разума, продукт человеческого сознания и воли. Но в их учении есть зерно истины: поскольку в развитии общества участвуют лица, воля и сознание будут важным фактором общественного развития. В ϶ᴛᴏм участии человеческой воли и сознания в развитии общества и заключается специальная характерная черта общественного развития и различие между общественным организмом и организмом биологическим.

Это различие и служит главной причиной, почему общественный организм должен быть охарактеризован как организм ϲʙᴏеобразный, sui generis. В отличие от клеток животного и растительного организма, люди сознают те цели, к кᴏᴛᴏᴩым они стремятся как в совокупности, так и в отдельности; они способны сознательно воодушевляться общественными идеалами и осуществлять их в действительность путем борьбы, ценой упорных усилий и тяжелых жертв. В ϶ᴛᴏм участии сознания и воли в процессе общественного развития и заключается над-органический фактор развития общества.

1. Политология – наука, изучающая

В) политику во всех ее проявлениях;

2. Политология является:

В) интегрированной (комплексной) наукой о политике.

3. Цели политологии как учебной дисциплины:

В) политическое образование и воспитание граждан.

4. Предметом политологии является

Б) политическая власть;

5. Политико-практические, управленческие приложения теоретического и эмпирического политологического знания, политологической методологии и методов исследования - это сфера политологии

Г) фундаментальной.

6. Исследуя и объясняя политическую действительность, политология использует категории (понятия):

Г) общенаучные, общественных наук, политологические.

7. Такие важнейшие для политического знания понятия как «политика», «власть», «государство», «закон», «право», «республика», «демократия», «монархия», «аристократия», «олигархия», «тирания», «деспотия», «свобода» были введены в оборот в эпоху

Б) Возрождения;

8. Школа политических наук" была организована в 1880 г. при университете

А) Колумбийском;

9. Характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом ________ определения политики

А) экономические;

10. Цивилизационное развитие Республики Беларусь определяется

В) ментальностью;

11. Теологическая парадигма в политических исследованиях базируется на

Г) объяснении государственной власти божьей волей;

12. «Государство», «Политика», «Законы» являются основными трудами

Б) Платона;

    13. Становление теорий естественного права и общественного договора принадлежит периоду

А) нового времени;

14. Правильная» форма государства по Аристотелю

Б) аристократия;

15. Назвал «политией» наилучшую форму государственного устройства древнегреческий философ

Б) Аристотель;

Б) «Сумма теологии»;

17. Политические мыслители периода Возрождения и Реформации исходили в своих концепциях из

Г) идеи о равноправии власти церковной и государственной.

18. Концепция «создания по литического организма как подлинного договора между народами и правителями» принадлежит

19. Считали, что Россия шла тем же историческим путем, что и Запад, но отстала от Европы и потому должна прибегать к заимствованиям достижений цивилизации

Г) западники.

20. Основной труд Т. Гоббса -

Г) «Левиафан».

21. Чем объяснить тот факт, сто статус политологии, как учебной дисциплины был признан в Беларуси только в начале 1990-х гг.?

Г) недемократичностью советской политической системы.

Раздел II. Теория и методология политической науки

1. Политика – это:

В) сфера социальных отношений по поводу использования государственной власти;

2 . Трактуют политику как соперничество определенных общественных групп _______ определения политики

В) социологические;

3. Какие методы познания политики вы считаете наиболее продуктивными?

Г) совокупность методов общенаучных, общественных наук, политических.

4. Процесс выполнения политикой функции управления обществом включает:

Б) прогнозирование политического развития общества;

5. Власть – это:

В) возможность управлять людьми;

6. Акцентируют внимание на противоречиях, которые лежат в основе политики, ________дефиниции политики

Г) конфликтно-консенсусные.

7. Политика - это деятельность, направленная на достижение общего блага. Такая дефиниция характерна для трактовки политики

В) экономической;

8. Политическая власть – это:

Б) способность субъектов политики реализовывать свою политическую волю и интересы, используя механизм власти государства;

9. Государственная власть является высшей формой политической власти, потому что она:

В) управляет от имени всего общества, доминирует над другими видами власти.

10. Уподобляют общество живому организму сторонники

Б) органической школы в социологии;

    11. Подразумевает разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей, которые осуществляют свои функции и полномочия самостоятельно, уравновешивая друг друга, принцип

В) разделения властей;

    12. Исторически сложившаяся организация политической власти, контролирующая совместную деятельность и отношения между различными социальными группами и общностями; центральный, основной институт политической власти - это

Г) государство.

13. Антропологические определения политики делают ударение на

Г) природу человека.

В) М.Вебер;

15. По мнению Н. Макиавелли, народ - это

Г) пассивный объект государственной власти.

16. Полагал, что политическая жизнь есть борьба и смена, «циркуляция» элит

В) В. Парето;

17. Представляет из себя систему органов государственного управления, обладающую полномочиями обеспечивать действие законов и решений на всей территории страны и осуществлять функции управления всеми сферами жизнедеятельности общества _________ власть

Г) законодательная.

18. Руководители властных структур, непосредственно влияющие на принятие решений, значимых для всего государства - это_______________ элита

А) высшая;

19. Способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на поведение людей называется:

Г) властью.

20. Какой тип легитимности власти в Республике Беларусь?

Б) харизматический;

21. Всеобщая декларация прав человека была принята:

22. Ныне действующая Конституция Республики Беларусь состоит из:

А) преамбулы, девяти разделов, восьми глав;

23. «Сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти» – к какому понятию относится это определение:

Г) к понятию «классовая борьба».

24. Власть, обладающая полномочиями издавать законы, обязательные для исполнения на определенной территории и на конкретном участке деятельности - это власть

Г) законодательная.

25. Слова «Человек - существо политическое» принадлежат

В) М. Веберу;

26. Наилучшей для России формой правления Н.М. Муравьев считал

Б) парламентскую республику;

27. Н. Макиавелли считал, что вся полнота власти в государстве должна принадлежать

Б) Г. Моска;

29. Термин «элита» ввел в политологию

Г) В. Парето.

30. Процесс усвоения политического опыта называется

В) политической социализацией;

31. Какая из концепций политики обосновывает необходимость государственного регулирования экономики?



Похожие публикации