Народы советского союза в борьбе с фашизмом. Как штамповали нации в ссср
СССР был многонациональной страной с провозглашенным принципом дружбы народов. И эта дружба далеко не всегда была лишь декларацией. Иначе в стране, которую населяли более 100 различных наций и народностей, было невозможно. Равенство всех народов при формальном отсутствии титульной нации - вот почва для пропагандистского мифа о «единой исторической общности - советском народе».
Тем не менее, все представители единой исторической общности в обязательном порядке имели паспорта, в которых имелась пресловутая «пятая графа» для указания в документе национальности гражданина. Как же определяли национальность в СССР?
По паспорту
Паспортизация населения страны началась в начале 30-х годов и завершилась незадолго до войны. В каждом паспорте обязательно указывалось социальное положение, место проживания (прописки) и национальность. Причем тогда, до войны, согласно секретному распоряжению НКВД национальность должна была определяться не путем самоопределения гражданина, а исходя из происхождения родителей. Милиция имела инструкции проверять все случаи несовпадения фамилии с национальностью, которую декларирует гражданин. Статистики и этнографы составили список из 200 национальностей, и, получая паспорт, человек получал одну из национальностей из этого списка. Именно на основании этих самых паспортных данных и проводились в 30-е годы и позднее массовые депортации народов. Согласно подсчетам историков тотальной депортации в СССР были подвергнуты представители 10 национальностей: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Кроме того, существовал и неявный, но вполне очевидный антисемитизм, и практика репрессий по отношению к представителям других народов, таких как поляки, курды, турки и т.п. С 1974 года национальность в паспорте указывали на основании заявления самого человека. Тогда и появились шутки наподобие такой: «Папа армянин, мама еврейка, кто будет их сын? Конечно, русский!». Впрочем, в большинстве случаев национальность все же указывали по одному из родителей.
По маме и папе
В подавляющем большинстве случаев свою национальную принадлежность гражданин определял по национальности отца. В СССР довольно сильны были патриархальные традиции, согласно которым отец определял и фамилию, и национальность ребенка. Однако, были и иные варианты. Например, очень многие в случае, если приходилось выбирать между «еврей» и «русский», выбирали «русский», даже если русской была мама. Делалось это потому что «пятая графа» давала возможность чиновникам дискриминировать представителей некоторых нацменьшинств, в том числе и евреев. Впрочем, после того, как в 1968 году разрешили выезд евреев в Израиль, иногда наблюдалась обратная ситуация. Некоторые русские выискивали среди родни какого-нибудь еврея, и предпринимали невероятные усилия, чтобы изменить надпись в «пятой графе».
Национальности и в этот период свободной национальной самоидентификации определялись по спискам официально признанных народов, проживавших в СССР. В 1959 году в списке было 126 названий, в 1979 - 123, а в 1989 - 128. При этом некоторых народов, например, ассирийцев, в этих списках не было, в то время как в СССР жили люди, определяющие свою национальность именно таким образом.
По лицу
Есть печальный анекдот о еврейском погроме. Избили еврея, а соседи говорят ему: «Как же так, вы ведь купили себе паспорт, с «пятой графой», где написано русский!». На что тот грустно отвечает: «Да, но били-то меня не по паспорту, а по лицу!».Собственно, этот анекдот довольно точно иллюстрирует ситуацию в силовых ведомствах, где учили определять национальность именно так: не по паспорту, а по лицу. И если цыгана от якута отличить, в общем, просто, то понять, где якут, а где бурят будет несколько сложнее. А как понять, где русский, а где латыш или белорус? Существовали целые таблицы с этническими типами лиц, позволявшие милиционерам, сотрудникам КГБ и других структур безошибочно различать людей «не по паспорту». Разумеется, это требовало хорошей памяти на лица и наблюдательности, но кто же говорил, что разбираться в национальности людей в стране, где живет больше 100 народов, будет легко?
По велению сердца
«Пятую графу» отменили в 1991 году. Теперь в паспорте и в иных документах национальность не указывается или указывается в специальных вкладышах, исключительно по желанию. И списков национальностей, из которых должен выбирать гражданин, теперь тоже нет. Снятие ограничений на национальную самоидентификацию привело к занятному результату. Во время переписи населения 2010 года некоторые граждане указывали свою принадлежность к таким народам, как «казак», «помор», «скиф» и даже «эльф».
Материалы первой всесоюзной переписи населения 1926 года, более ранней всероссийской переписи 1897 года, а также дореволюционные этнографические исследования отражали существенно большее количество народностей, чем позднейшие всесоюзные переписи 1970 и 1979 годов.
Некоторые народы были ассимилированы, другим «помогли» это сделать органы государственной власти, не включив их в очередную перепись и присоединив к большему по численности этносу.
Мишари (мещеряки)
Есть гипотеза, что этот народ ведет свое начало от летописного племени мещёра, которое, спасаясь от русской колонизации, ушло в Волжскую Болгарию (или позже в Казанское ханство). Впрочем, в точности никто не знает, как он сформировался.
Как бы то ни было, мишари чётко отделяли себя от татар. Это особенно хорошо видно по тому факту, что, живя зачастую по соседству с татарами, они не смешивались с ними этнически. Отделяли их и дореволюционные этнографы. Мишари жили спорадическими группами на обширной территории от Нижегородской губернии до Уральских гор. Большинство из них исповедовали ислам (125 тыс. в 1897 г.), были и православные (35 тыс.).
При проведении первой всесоюзной переписи населения в 1926 году мишарями назвались 242,6 тыс. человек. Однако ко времени второй переписи 1939 года мишари… исчезли. Волевым решением они были включены в состав татарского народа, поскольку диалект мишарей не обладает признаками, позволяющими выделить его в отдельный язык.
В СССР начиная с 1930-х годов национальная идентификация производилась только по лингвистическому признаку, всякие другие национальные особенности игнорировались. На примере мишарей – одного из самых многочисленных народов России – это видно отчётливо.
Переписываемые народы отвечали на это по-своему. Так, многие мишари не захотели быть записанными как татары, и поскольку практически все они владели русским языком (чаще он был их единственным, реже - вторым), стремились записаться как русские. Однако при этом этническое самосознание у мишарей было развито и сохраняется до настоящего времени.
Другие народы Поволжья и Урала
В похожей ситуации оказались кряшены – крещёные (то есть православные) татары. Жили они разбросанно, в том же обширном Волго-Уральском регионе, что и мишари. Во время переписи 1926 года кряшенами идентифицировали себя 101,4 тыс. человек.
Крупным (120 тыс. в конце XIX в.) народом были тептяри, проживавшие в основном на территории современного Башкортостана. Перепись 1926 года зафиксировала всего 27,4 тыс. тептярей. В дальнейшем они были, что называется, поделены между татарами и башкирами.
Дореволюционная этнография выделяла близкий удмуртам малый народ бесермяне (бесерманы). В 1926 году они насчитывали 10 тысяч человек. Потом их произвольно причислили к удмуртам. Это было признано на официальном уровне в 1992 году.
Сибирские татары
В соответствии с советской национальной политикой все народности, говорящие на языках, близких к татарскому, записывались как татары, без каких-либо различий. И если в отношении крымских татар этот номер не прошел, то сибирским татарам в отдельной идентичности было отказано изначально. И это несмотря на то, что до сих пор лингвисты не могут определить, является ли язык сибирских татар диалектом татарского. Большинство специалистов склонны считать, что это всё-таки отдельный язык, а также, что татары - общее название различных тюркоязычных народов.
До 1968 года при обучении татарскому языку в школах в районах Сибири, где жило значительное количество татарского населения, учитывались местные лингвистические особенности. Однако затем преподавание было унифицировано в соответствии с нормами диалекта волжских татар. Вопрос о признании сибирских татар отдельной национальностью при проведении переписей не ставился.
Шапсуги
До русского завоевания шапсуги жили вдоль всего Черноморского побережья нынешнего Краснодарского края, а также в низовье Кубани. После шапсуги остались на прежнем месте, но стали селится и среди русского населения.
Советская власть поначалу признала право шапсугского народа на самоопределение. До 1945 года в окрестностях Туапсе существовал Шапсугский национальный район (в виде двух анклавов). Численность оставшихся на Кавказе шапсугов до революции не превышала 5 тысяч, в советское время, пока они ещё учитывались в переписях, составляла 3,4 тыс. человек. В 1992 году Россия признала право на восстановление Шапсугского района, однако это решение не было реализовано.
Талыши
Первая советская перепись насчитала 77,3 тыс талышей в юго-восточной части Азербайджана, на границе с Ираном. Это народ иранского корня. Во времена мусаватистского правительства Азербайджана (1918-1920 гг.) талыши участвовали в восстании русских колонистов края, провозгласивших Муганскую советскую республику (май-июль 1919 г.). Неудивительно, что в дальнейшем, несмотря на декларируемый интернационализм, азербайджанские власти стремились к ассимиляции данного народа.
Ещё в 1939 году вторая всесоюзная перепись населения насчитала 88 тысяч талышей, но уже в 1959 году зафиксировали всего 159 человек, а из последующих переписей они просто исчезли. Правда, в настоящее время власти Азербайджана признали существование этого этноса и его право на культурную автономию.
В СССР проживает более 100 наций и народностей. Все они независимо от численности отличаются самобытными национальными признаками. Большинство их имеет свою государственность - от автономного округа до союзной республики. В состав СССР входят 15 союзных, 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных округов.
Преобладающая часть населения СССР относится к четырем языковым семьям (имеется в виду только коренное население).
I. Индоевропейская семья самая многочисленная, на языках этой семьи говорит в СССР свыше 204 млн. человек (данные 1979 г.).
Группы: 1) славянская - около 189,3 млн., в том числе русские - 137,4 млн., украинцы - 42,4 млн., белорусы - 9,5 млн. человек;
2) летто-литовская - 4,3 млн., в том числе литовцы - 2,9 млн., латыши - 1,4 млн.;
3) иранская - 3,6 млн., в том числе таджики - 2,9 млн., осетины - 0,5 млн.;
4) романская - 2,9 млн. человек молдаване;
5) самостоятельную группу Индоевропейской семьи составляют армяне - 4,1 млн. человек.
II. Алтайская семья - 40 млн. человек.
Группы: 1) тюркская - около 39 млн. Народы этой группы живут в нескольких историко-этнографических областях:
Средняя Азия и Казахстан - 23,2 млн. человек, в том числе узбеки - 12,5 млн., казахи - 6,5 млн., туркмены - 2 млн., киргизы - 1,9 млн., каракалпаки - 0,3 млн.;
Урало-Волжский район - всего около 9,5 млн. человек, в том числе татары - 6,3 млн., чуваши - 1,8 млн., башкиры - 1,4 млн.;
Сибирь - всего около 650 тыс. человек, в том числе якуты - 328 тыс., тувинцы - 166 тыс., хакасы - 71 тыс., алтайцы - 60 тыс., шорцы -16 тыс., долгане - 5 тыс.;
Кавказ - всего около 6 млн. человек, в том числе азербайджанцы - 5,4 млн., кумыки - 230 тыс., карачаевцы - 131 тыс., балкарцы - 66 тыс., ногайцы - 60 тыс. В Молдавии живут гагаузы - 173 тыс.;
2) монгольская - около 500 тыс. человек, в том числе буряты - 300 тыс., калмыки - 140 тыс.;
3) тунгусо-манчжурская - всего 55 тыс. Самый многочисленный народ этой группы эвенки - 28 тыс. Сюда же относятся эвены, нанайцы, ульчи, орочи.
III. Кавказская семья - около 6,5 млн. человек. Группы: 1) картвельская (грузины) - 3,5 млн.;
2) абхазо-адыгейская - около 600 тыс., в том числе абхазы - 91 тыс., абазины - 29 тыс., кабардинцы - 322 тыс., адыгейцы - 109 тыс., черкесы - 46 тыс.;
3) нахско-дагестанская - около 2,3 млн., в том числе чеченцы - 756 тыс., ингуши - 186 тыс. и народности Дагестана - 1,4 млн. человек, из которых наиболее крупные аварцы - 483 тыс., лезгины - 383 тыс., даргинцы - 287 тыс., лакцы - 100 тыс., табасараны - 75 тыс. человек и ряд малочисленных народов - рутульцы, цахуры, агулы и др.
IV. Уральская семья - 4,2 млн. человек.
Группы: 1) финская - более 4 млн., в том числе марийцы - 622 тыс., коми и коми-пермяки - 500 тыс., в том числе
последних - 150 тыс., карелы - 138 тыс.; саами - 1,5 тыс.;
2) угорская - ханты, манси - около 30 тыс.;
3) самодийская - около 35 тыс., в том числе ненцы - 30 тыс. и малые народы Сибири - селькупы, нганасане.
Языки некоторых малых народов Восточной Сибири и Дальнего Востока нельзя отнести ни к одной из этих названных семей и групп. На языках чукотско-камчатской семьи говорят чукчи - 14 тыс., коряки - 8,0 тыс. и ительмены. Здесь же живут эскимосы, алеуты, а также малочисленные палеоазиатские народы - юкагиры, нивхи.
Выходцы из других стран, проживающие в СССР, принадлежат к различным языковым семьям, наиболее многочисленные из них немцы - 1,9 млн., евреи - 1,8 млн. и поляки - 1,2 млн. человек.
Представители отдельных народов, тесно общающиеся длительное время с другими народами, воспринимают от них язык, который нередко становится их родным. По данным переписи населения 1979 г., около 28% населения СССР свободно владеют в качестве второго языком других народов страны, в том числе 24% - русским. Часть людей считают своим родным язык другой национальности, например русский, его назвали много евреев, мордвы, татар, армян, чувашей и большая доля башкир.
Национальный состав населения СССР в целом и особенно в отдельных республиках изменяется, что обусловлено разными темпами воспроизводства отдельных народов и степенью их ассимиляции. С 1970 - 1979 гг. население СССР увеличилось на 8,7%, но рост численности отдельных народов существенно отличался от среднесоюзного показателя (табл. 7). За это время количество мордвы и карел уменьшилось, а латышей, эстонцев, удмуртов, коми осталось на уровне 1970 г. В целом же численность народов Индоевропейской языковой семьи увеличилась на 5%, Алтайской на 21, Кавказской на 8%, а Уральской не изменилась.
Народы СССР формировались на протяжении длительного времени из многочисленных разноязычных племен, относящихся к различным расовым типам. Процессы этнического развития отдельных народов до социалистического периода протекали очень сложно, нередко в острой борьбе за свою территорию и независимость. Одним из них удавалось сохранить целостность этнической территории и компактность расселения в ее пределах, другие же, оттесненные сильным противником или гонимые нуждой, были вынуждены селиться на новых местах, создавая отдельные поселения или крупные ареалы компактного расселения. Таким путем возникали зоны чересполосного расселения отдельных народов.
В период социалистического строительства миграции приобрели иной характер, масштабы их увеличились, а степень участия в них разных народов сильно возросла. Это привело к расширение ареалов расселения ряда народов, например русских, украинцев, узбеков, казахов, азербайджанцев, и усложнению структуры национального состава отдельных районов страны.
Национальный состав населения определенной территории может быть однородным (гомогенным) и смешанным (гетерогенным). В союзных и автономных республиках СССР он, как правило, неоднороден, но даже в
этом случае сельское население более монолитно в этническом отношении, чем городское. Обычно города отличаются многонациональным составом населения, который тем сложнее, чем крупнее город, разнообразнее его функции и внешние экономические и культурные связи. Изучение этнической структуры отдельных территорий и городов имеет большое значение, поскольку она оказывает влияние на демографические процессы, разнообразие форм материальной и духовной культуры, этническое развитие отдельных народов. На важность этих исследований обратил внимание этнографов и географов В. В. Покшишевский (1969).
Л. Ф. Моногарова (1972), использовав логическую модель анализа мозаичности, созданную В. В. Покшишевским, предложила формулу для определения индекса
где m – количество национальностей;
то имеет место ситуация, характеризующаяся максимально возможной мозаичностью национальностей в j -м городе, когда доли всех национальностей в нем одинаковы.
Пример. Определим мозаичность национального состава г. Душанбе в 1970 г.
Условие. Таджики - 26%, русские, - 42, узбеки - 11, татары - 5, прочие народы - 16%.
Индекс мозаичности национального состава населения республик, краев и областей страны рассчитал Б. М. Эккель по выведенной им формуле (1976). Самым высоким он оказался в Казахстане, республиках Средней Азии, Латвии, Эстонии и в автономных республиках Северного Кавказа. Более монолитен национальный состав на Украине, в Армении, Азербайджане, в автономных республиках Европейского Севера СССР. Характер размещения отдельных народов по территории страны может быть определен с помощью двух показателей: степени распространения народа на территории СССР и доли проживающих за пределами своей национальной территории (табл. 8). По этим признакам выделяют три группы народов. Первая отличается компактностью расселения в пределах своей национальной территории и незначительной долей живущих вне ее (ряд народов Кавказа, Прибалтики, Сибири). Ко второй группе относятся славянские народы, особенно русские, которые расселяются по территории СССР повсеместно, но большинство их живет в своих национальных республиках. Третья группа народов (татары, мордва, чуваши и др.) отличается рассредоточенным расселением, при этом большая часть их (особенно татары) живет вне своих республик, во многих административных подразделениях страны.
Источник---
Ковалев, С.А. География населения СССР/ С.А. Ковалев [и д.р.]. – М.: Издательство МГУ, 1980.- 287 с.
СССР был многонациональной страной с провозглашенным принципом дружбы народов. И эта дружба далеко не всегда была лишь декларацией. Иначе в стране, которую населяли более 100 различных наций и народностей, было невозможно. Равенство всех народов при формальном отсутствии титульной нации – вот почва для пропагандистского мифа о «единой исторической общности – советском народе».
Тем не менее, все представители единой исторической общности в обязательном порядке имели паспорта, в которых имелась пресловутая «пятая графа» для указания в документе национальности гражданина. Как же определяли национальность в СССР?
По паспорту
Паспортизация населения страны началась в начале 30-х годов и завершилась незадолго до войны. В каждом паспорте обязательно указывалось социальное положение, место проживания (прописки) и национальность. Причем тогда, до войны, согласно секретному распоряжению НКВД национальность должна была определяться не путем самоопределения гражданина, а исходя из происхождения родителей. Милиция имела инструкции проверять все случаи несовпадения фамилии с национальностью, которую декларирует гражданин. Статистики и этнографы составили список из 200 национальностей, и, получая паспорт, человек получал одну из национальностей из этого списка. Именно на основании этих самых паспортных данных и проводились в 30-е годы и позднее массовые депортации народов. Согласно подсчетам историков тотальной депортации в СССР были подвергнуты представители 10 национальностей: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Кроме того, существовал и неявный, но вполне очевидный антисемитизм, и практика репрессий по отношению к представителям других народов, таких как поляки, курды, турки и т.п. С 1974 года национальность в паспорте указывали на основании заявления самого человека. Тогда и появились шутки наподобие такой: «Папа армянин, мама еврейка, кто будет их сын? Конечно, русский!». Впрочем, в большинстве случаев национальность все же указывали по одному из родителей.
По маме и папе
В подавляющем большинстве случаев свою национальную принадлежность гражданин определял по национальности отца. В СССР довольно сильны были патриархальные традиции, согласно которым отец определял и фамилию, и национальность ребенка. Однако, были и иные варианты. Например, очень многие в случае, если приходилось выбирать между «еврей» и «русский», выбирали «русский», даже если русской была мама. Делалось это потому что «пятая графа» давала возможность чиновникам дискриминировать представителей некоторых нацменьшинств, в том числе и евреев. Впрочем, после того, как в 1968 году разрешили выезд евреев в Израиль, иногда наблюдалась обратная ситуация. Некоторые русские выискивали среди родни какого-нибудь еврея, и предпринимали невероятные усилия, чтобы изменить надпись в «пятой графе». Национальности и в этот период свободной национальной самоидентификации определялись по спискам официально признанных народов, проживавших в СССР. В 1959 году в списке было 126 названий, в 1979 – 123, а в 1989 – 128. При этом некоторых народов, например, ассирийцев, в этих списках не было, в то время как в СССР жили люди, определяющие свою национальность именно таким образом.
По лицу
Есть печальный анекдот о еврейском погроме. Избили еврея, а соседи говорят ему: «Как же так, вы ведь купили себе паспорт, с «пятой графой», где написано русский!». На что тот грустно отвечает: «Да, но били-то меня не по паспорту, а по лицу!».Собственно, этот анекдот довольно точно иллюстрирует ситуацию в силовых ведомствах, где учили определять национальность именно так: не по паспорту, а по лицу. И если цыгана от якута отличить, в общем, просто, то понять, где якут, а где бурят будет несколько сложнее. А как понять, где русский, а где латыш или белорус? Существовали целые таблицы с этническими типами лиц, позволявшие милиционерам, сотрудникам КГБ и других структур безошибочно различать людей «не по паспорту». Разумеется, это требовало хорошей памяти на лица и наблюдательности, но кто же говорил, что разбираться в национальности людей в стране, где живет больше 100 народов, будет легко?
По велению сердца
«Пятую графу» отменили в 1991 году. Теперь в паспорте и в иных документах национальность не указывается или указывается в специальных вкладышах, исключительно по желанию. И списков национальностей, из которых должен выбирать гражданин, теперь тоже нет. Снятие ограничений на национальную самоидентификацию привело к занятному результату. Во время переписи населения 2010 года некоторые граждане указывали свою принадлежность к таким народам, как «казак», «помор», «скиф» и даже «эльф».
За истекшие пару дней несколько раз встречал в ленте перепалки "советских" и "русских" по поводу - кто таки "победил фашизм".
Как категорический противник динарства гуманитарства решил свои эмоции пригасить и обратился к первоисточникам.
- Кривошеев. Росия и СССР в войнах 20-го века. табл.121 "Безвозвратные потери"
- Всесоюзная перепись населения 1939 года. "Национальный состав населения по республикам СССР"
Численность населения СССР на 1939 г. - 170.557.093 чел.
Число безвозвратных потерь ВС СССР в ВОВ - 8.668.400 чел
Дисклаймер:
1. Учтены только 20 самых крупных национальностей СССР на 1939 год.
Включенные в таблицу народы (162.883.937 чел.) охватывают 95,50% населения СССР в 1939г.
Включенные в таблицу потери (8.415.500 чел.) охватывают 97,08% потерь ВС СССР в ВОВ.
2. В 20-ку не включены прибалты, молдаване-румыны, поляки - в связи с движением границ в 1939 году.
3. В 20-ку не включены немцы, сами понимаете почему.
4. Возможны ошибки по поводу "Народностей Дагестана", т.к. не уверен что в те годы подразумевалось под этим.
5. 1939 и 1941-45 это не одно и то-же, но, думаю, все в рамках статистической погрешности.
6. Напоминаю, что это потери именно военнослужащих , призванных на службу. Т.е. считаем вклад только в боевые действия.
7. Есть погрешности в связи с оккупацией немцами в первые же месяцы войны значительных территорий СССР, и как следствия невозможности полного призыва с их территорий, т.е. цифры для потерь украинцев и белорусов должны быть выше.
№№ | Национальность | Численность в СССР на 1939г. | Число погибших военнослужащих | % в населении СССР на 1939г. | % от общего числа погибших военнослужащих | % погибших военнослужащих от общей численности данной национальности |
1 | Русских | 99.591.520 | 5.756.000 | 58,39% | 66,40% | 5,78% |
2 | Украинцев | 28.111.007 | 1.377.400 | 16,48% | 15,89% | 4,90% |
3 | Белорусов | 5.275.393 | 252.900 | 3,09% | 2,92% | 4,79% |
4 | Узбеков | 4.845.140 | 117.900 | 2,84% | 1,36% | 2,43% |
5 | Татар | 4.313.488 | 187.700 | 2,53% | 2,17% | 4,35% |
6 | Казахов | 3.100.949 | 125.500 | 1,82% | 1,45% | 4,05% |
7 | Евреев | 3.028.538 | 142.500 | 1,78% | 1,64% | 4,71% |
8 | Азербайджанцев | 2.275.678 | 58.400 | 1,33% | 0,67% | 2,57% |
9 | Грузин | 2.249.636 | 79.500 | 1,32% | 0,92% | 3,53% |
10 | Армян | 2.152.860 | 83.700 | 1,26% | 0,97% | 3,89% |
11 | Чувашей | 1.369.574 | 63.300 | 0,80% | 0,73% | 4,62% |
12 | Таджиков | 1.229.170 | 22.900 | 0,72% | 0.26% | 3,37% |
13 | Киргизов | 884.615 | 26.600 | 0,51% | 0,31% | 3,01% |
14 | Народности Дагестана | 857.499 | 11.100 | 0,50% | 0,13% | 1,29% |
15 | Башкир | 843.648 | 31.700 | 0,49% | 0,37% | 3,76% |
16 | Туркмен | 812.404 | 21.300 | 0,48% | 0,25% | 2,62% |
17 | Удмуртов | 606.326 | 23.200 | 0,36% | 0,27% | 3,83% |
18 | Чечен/Ингушей | 500.088 | 2.300 | 0,29% | 0,03% | 0,46% |
19 | Марийцев | 481.587 | 20.900 | 0,28% | 0,24% | 4,34% |
20 | Осетин | 354.818 | 10.700 | 0,21% | 0,12% | 3,02% |
Средние по всем народам СССР безвозвратные потери 5,08% от всего населения (на 1939 г).
Средние по всем народам СССР безвозвратные потери за вычетом потерь русских составляют 4,1%.
Выводы каждый пусть делает свои, мои лично такие:
1. Действительно, русский народ понес боевые потери в ВОВ больше чем любой другой народ СССР (на 40% выше от среднего значения для всех остальных народов).
2. Вклад других народов также очень значителен, каждый третий погибший советский солдат - не являлся по национальности русским.
3. Любителям рассуждать о "героях ташкентского фронта" - см. строку №7 таблицы.
4. Неожиданно низкий "вклад" в потери узбеков и туркмен, мне кажется, объясняется тем что именно Узбекистан и Туркмения - места произрастания хлопка, т.е. основного компонента для производства порохов. Не призывали. Кроме того - среднеазиатов массово призывали на "трудовой фронт", где гибли тоже неслабо, если кому интересно, можно прочесть про УЗТМ (уральский завод тяжелого машиностроения ака узбек здесь твоя могила)