Почему физкультура в школе приносит вред детям? Правила поведения учащихся на уроках физической культуры Что делать с физра 1 уроком

17 ноября 2016 года в Академии социального управления города Москвы проходил региональный методический семинар с темой «Организационно-методическое сопровождение уроков физической культуры и внеурочных занятий в условиях низкой пропускной способности школьной спортивной инфраструктуры».

Актуальность темы не вызывает сомнения. Повсеместно, нехватка спортивных залов. Материально-техническая база образовательных учреждений на низком уровне. Загруженность в течение учебного дня школьных спортивных залов так велика, что просто удивляешься педагогическим способностям и мастерству наших учителей. Как можно провести полноценный урок, когда в спортзале одновременно занимаются 2-3 класса, и при чем, не всегда одного возраста?

Я не стану утверждать это про все школы страны. Современные, новые школы оснащены всем необходимым: несколько спортивных и тренажерный залы, плавательный бассейн и хореографические кабинеты. А в старых школах и, в особенности, сельских учреждениях, уже приспосабливать кабинеты под физическую культуру нет возможности из-за роста численности занимающихся. Но выходить победителем из создавшейся ситуации необходимо.

На семинаре я выступил с видео презентацией. Тема: «Организация процесса обучения на уроках физической культуры в условиях неудовлетворительной материально-технической базы в общеобразовательном учреждении».

Как же проводить уроки физической культуры или внеурочные мероприятия в условиях низкой пропускной способности школьной спортивной инфраструктуры?

Поделюсь своими соображениями и примерами из собственного опыта работы.

Первое, что хочется предложить – это заниматься физкультурой как можно больше и дольше на открытом воздухе. Лет 20 назад повсеместно, в нашей стране, проводился час здоровья. Думаю, некоторые из Вас помнят это. На открытом воздухе, в рекреации, коридорах и в спортивных залах учащиеся образовательных учреждений занимались физической культурой и спортом в течение часа в середине учебного дня. И, ведь, получалось не плохо.

А в школе, но не в спортивном зале, рекомендую широко использовать лестничные марши между этажами (можно придумать массу упражнений на развитие быстроты, силы, ловкости и координации движений). Мое спортивное становление начиналось на стадионе, и я помню беговые и прыжковые упражнения на старых, деревянных трибунах.

В рекреации или в маленьком кабинете на гимнастических матах целесообразно выполнять упражнения с элементами акробатики, борьбы и даже подвижными играми.

Я не буду акцентировать Ваше внимание на упражнениях со скакалкой и на занятиях аэробикой (очень много есть методических разработок и упражнений).

Давайте познакомимся с нетрадиционными формами занятий, которые применяются на нашей сельской школе.

Игра «Резиночка». Ох, как она была популярна в Советское время. Помните? И на переменах, и на открытом воздухе во внеурочное время. В нашей школе мои коллеги возродили эти увлекательные и полезные упражнения. С интересом занимаются учащиеся младших классов и среднего звена и не только девочки.

Напомню, что длина резинки 3 метра.

Состоит комплекс из 6 упражнений.

Высоту натянутой резинки изменяют по мере выполнения всего комплекса упражнений.

Год назад меня осенила мысль заменить мяч на волан при метании на дальность. Техника одна и та же, что при метании мяча и волана. Только волан не улетает далеко, как мяч. И можно заниматься практически везде. Выполнять метание волана можно как дальность, так и на точность (в цель).

Я уже успел провести ряд открытых уроков с использованием этого снаряда. И отзывы специалистов (тренеров по легкой атлетике) только положительные.

Ну, а это психологический тренажер под названием «Дружба» на воспитание чувства локтя, коллективизма и сплочение команды. Благодаря этому тренажеру можно легко определить лидера в группе, коллективе.

На полу установлена платформа, на которой лежит теннисный мяч. К платформе прикреплены 6 веревок одинаковой длины (1 метр). Каждому участнику, необходимо взявшись за конец веревки, натягивая к себе, приподнять платформу так, чтобы мяч не упал. Далее, пройти 2-3 метра и в условленном месте опустить на пол. Задача: во время выполнения задания, мяч все время должен находиться на платформе и придерживать его нельзя.

В этом учебном году я заинтересовал учащихся младшего и среднего звена игрой из моего детства «Колесо». Моя затея превзошла все ожидания. Во внеурочное время и во время прогулок на открытом воздухе это занятие стало одним из любимых. Смысл упражнения-игры «Колесо» заключается в катании колеса-обода при помощи проволоки-руля. Инвентарь состоит из проволоки, загнутой определенным образом на конце и колеса, обода от велосипеда. Диаметр колеса не имеет значения, но более маневренными являются диаметром 20-30 см. Можно катать, даже, гимнастический обруч.
Особый статус в моей педагогической практике имеет стретчинг. Не скажу, что сейчас я его часто использую на уроках, но интерес к нему у меня более 10 лет. Периодически я использую его на уроках физической культуры. И вас призываю заинтересоваться им.

Вот один из комплексов индивидуальных упражнений. Коротко познакомьтесь и оцените. Комплекс упражнений предназначен для растягивания мышц (развития их эластичности) и повышения гибкости и подвижности в суставах. Он может использоваться в любой части урока.




Инструкция

Начинайте урок с построения и организационных вопросов. Учитель должен поддерживать дисциплину в классе, поэтому нельзя считать построение и сдачу рапорта формальностью.

Начните с разминки. Это обязательный элемент тренировки каждого спортсмена и обязательное условие
обучения.Разминку можно поделить на две части. В первой части мы преследуем цель – разогреть организм, в общем. Сюда подойдут плавный бег, конечностей, туловища, наклоны.Вторая часть разминки заключается в подготовке дыхания и кровообращения. В этой части можно делать ускорения, рывки, более интенсивные упражнения.

Переходите к основной части. Здесь учитель должен уже вести работу с учениками, показать какую-то новую технику, например можно учить бежать с . Это упражнение подходит и для и для девочек. Кроме просмотра техники со стороны, учащиеся должны опробовать новую технику. Также им следует пробежать короткую дистанцию с низкого старта. Если у кого-то, не получается выполнить упражнение правильно, следует сразу же провести работу над ошибками, если позволяет время.

Переходите к общей физической подготовке. Для мальчиков подойдут отжимания и подъём туловища, лёжа на спине. Девочкам же больше подойдут прыжки на скакалке вместо отжиманий, но подъём туловища будет полезен и для них.

Подведите итоги. Обычно в конце занятия, учитель выстраивает учащихся в шеренгу и подводит итоги проведённой работы. Если требуется, то учитель должен дать домашнее задание перед роспуском учеников.

Практически любой учитель стремится к тому, чтобы его урок стал любимым школьным предметом. Преподаватель физкультуры - не исключение. Ведь он должен не только заинтересовать ребят, но и объяснить, что регулярные занятия физкультурой полезны для здоровья.

Вам понадобится

  • - бумага;
  • - ручка;
  • - спортивный инвентарь.

Инструкция

Тщательно к уроку. Составьте конспект занятия, сформулируйте его тему и поставьте задачи. При планировании учтите, где будете проводить урок: в зале или на улице. Четко распишите, какие упражнения собираетесь проводить с детьми в той или иной части урока. Перед уроком позаботьтесь о необходимом для занятия инвентаре: мячах, скакалках, обручах, гимнастических снарядах и т.п.

Начинайте урок с решения организационных задач и построения. Постройте таким образом, чтобы они видели вас и не мешали друг другу при движении. Например, поставьте учащихся по росту, учитывая уровень их физического развития. С младших приучайте ребят к построению, расчету и выполнению команд. Это поможет вам поддержать дисциплину в , а детям настроиться на урок.

В первой части урока проведите разминку. Она подготовит организм к дальнейшим физическим нагрузкам. Подберите упражнения, направленные на общее развитие и несложные в плане координации, например, ходьба, бег, наклоны и повороты туловища, приседания и т.д. Начиная с 3-го класса, в разминку можете включить комплексы упражнений с мячами, гимнастическими палками и другим спортивным инвентарем.

«В здоровом теле - здоровый дух» - знакомая всем поговорка, которая особенно актуальна в современном обществе.

Что такое физкультура

Физкультура - это воспитание культуры тела посредством физических нагрузок и гимнастики. Она развивает не только тело, а также нервную систему человека. Нагрузки на тело способствуют нормализации деятельности психической системы. Особенно это важно для детей, ведь они каждый день впитывают огромные потоки информации. Спорт помогает мозгу снять напряжение и вернуть голове ясность.

Физкультура может быть лечебной и адаптивной. помогает восстановить организму человека некоторые функции, которые были повреждены во время травмы или серьёзного психологического потрясения. Адаптивная физкультура применима для людей, которые имеют отклонения в развитии.

Спорт в жизни детей

Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт воспитывает в ребятах такие качества, как сила воли, упорство, сдержанность. Эти черты характеры, усвоенные с детства, будут сопровождать человека на протяжении всей последующей жизни.

Давно доказано, что люди, занимающиеся спортивной деятельностью, намного чаще добиваются успеха. Этот факт объясняется тремя причинами:

1. Здоровье.

Спорт улучшает и укрепляет здоровье. Люди, имеют больше сил и энергии, которые необходимы для работы в любой сфере.

2. Волевые качества.

Как уже было сказано, спорт воспитывает человека. Он делает его упорным и внимательным.

3. Психологическая разрядка.

Физкультура - это отличный способ Обычно люди склонны копить негативные эмоции в себе, тогда как спортивное общество всегда знает, куда выплеснуть накопившийся эмоциональный груз. Это бережёт психическое здоровье, повышает стрессоустойчивость и продуктивность решения конфликтных ситуаций.

Спорт сопровождает нас на всех этапах созревания. В средних общеобразовательных школах физкультура - это обязательный предмет. Ведёт урок бывший спортсмен или преподаватель предлагает стандарты спортивных достижений, которые ребёнок должен достичь на каждом этапе своего развития. Для того чтобы он успешно окончил год, необходимо качественно сдать нормативы. Естественно, они рассчитаны только на здоровых детей. Также благодаря нормативам можно узнать и контролировать уровень развития ребёнка. Детская физкультура предназначена для развития культуры тела во время обучения.

Если ученик имеет отклонения в здоровье, то он может быть частично или полностью отстранён от занятий. Место проведения физических нагрузок зависит от возможностей конкретной школы. Помимо гимнастики, стандартная программа физкультуры включает в себя: бег, плавание, бег на лыжах, прыжки в длину и высоту, футбол, баскетбол, волейбол, акробатику, аэробику, активные игры.

Занятия физической культурой проходят в специально оборудованных для этого классах или на спортплощадках (в тёплое время года).

Она подразумевает небольшие нагрузки, целью которых не есть достижение определённых результатов в спорте. Чаще всего дети занимаются ЛФК - лечебной физической культурой. Физкультура направлена на поддержание тела в здоровом состоянии, при этом нагрузки минимальны. Они помогают ребёнку растянуть мышцы, почувствовать динамику упражнений, но не тратить все силы организма.

ЛФК очень распространена среди детей, которые имеют проблемы в развитии или со здоровьем. По этой причине они не могут заниматься спортом вместе с основной группой. Большое внимание на ЛФК уделяется правильному дыханию, которое помогает сохранять контроль над телом. Ещё одной целью ЛФК является профилактика болезней и их обострений. ЛФК очень полезна не только для школьников, но и для детей младшего возраста.

Влияние физических нагрузок на организм

Переоценить влияние физических нагрузок на организм человека очень трудно. Полезность физкультуры для растущего организма неоценима. Молодое тело нуждается не только в стимулировании тканей, которые формируются очень быстро. Физкультура нужна для того, чтобы ребёнок вырос психологически уравновешенной и цельной личностью.

Физические нагрузки комплексно воздействуют на весь организм. Рассмотрим подробнее, как реагирует тело человека на умеренные нагрузки:

  • активизируются обменные процессы тканей, сухожилий и мышц, что является отличной профилактикой ревматизма, артрозов, артрита и других дегенеративных изменений двигательной функции организма;
  • улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обеспечивая кислородом и полезными веществами весь организм;
  • физические упражнения активизируют выработку гормонов, что ведёт к стабилизации работы обменных процессов;
  • стимулируется нейрорегуляторная функция мозга.

Подводя итог, можно сказать о том, что физкультура и спорт должны быть неотъемлемой частью жизни любого взрослого и растущего человека. Занимайтесь спортом сами и прививайте это детям. Физкультура - это «вечный двигатель» жизни, который делает активными, жизнерадостными и полными энергии для новых свершений.

В последнее время такая тема как «Смерть на уроках физкультуры» набирает огромные обороты. Конечно, возникает немало вопросов. Кто виноват, как это случилось, кто будет отвечать и еще много других, так и оставшихся без ответа.

Самое неприятное, что взрослые все время стараются найти крайнего, и перекладывают вину друг на друга. Врачи, учителя, родители. Кто готов взять ответственность за детей, и кто же все-таки должен это сделать? Так ли необходима физкультура в школе? Сегодня мы попробуем в этом разобраться.

Масштаб проблемы

Статистика вещь упрямая. По ее данным за последние годы внезапные смерти детей и подростков на уроках увеличиваются. За один год ушли из жизни 211 российских детей. Все происходит быстро и неожиданно. На физкультуре школьник бегает, прыгает, потом резко падает и не может встать. Приехавшая через какое-то время «Скорая», к сожалению, уже бессильна. Все факты говорят о том, что пора бить тревогу и принимать особые действия для решения этой проблемы.

Во время ежегодного медицинского осмотра возможно определить состояние здоровья школьника. И здесь необходимо быть ответственным всем: и родителям, и врачам. К сожалению, не все вовремя это понимают. Есть родители, которые просто закрывают глаза на важность диспансеризации. Ведь, для того, чтобы ее пройти нужно потратить целый день, иногда и гораздо больше. Кто-то просто считает, что если ребенок ни на что не жалуется, значит, он здоров. Соответственно и медосмотр не нужен. И сегодня по закону родитель имеет право написать отказ от диспансеризации своего ребенка.

И со стороны медработников бывают пробелы. Если врач относится серьезно к своей работе, он понимает, что от того, насколько будет внимательным осмотр, зависит здоровье ребенка. Такой специалист никогда не работает для галочки. И помните, нет справки у ребенка о заболеваниях, значит он автоматически годен для любых физических нагрузок.

Медицинские кабинеты в школе

Они действительно имеются в каждой школе. Однако, медицинские работники появляются там либо несколько раз в неделю, либо приходят на какое-то время. И это при том, что дети учатся по 5-6 часов, а иногда остаются после уроков на внешкольные мероприятия. К сожалению, пустые медицинские кабинеты во время занятий и нехватка необходимых лекарственных препаратов, приводят к тому, что помощь оказать ребенку некому.

Урок физкультуры в расписании

Нерешенный вопрос. Каким уроком должна стоять физкультуры? Первым, последним, между математикой и другим предметом? С утра когда организм ребенка еще не проснулся, а он уже должен активно бегать, прыгать через козла, забивать мячи в корзину. Или после пятого урока? Силы на исходе. А школьник обязан сдавать бег на длинные дистанции, гонять мяч по полю. В середине расписания? Вспотевшие, возбужденные школьники идут на историю или алгебру. Где она, золотая середина?

Все-таки надо признать тот факт, что последнее время дети физически стали менее развиты. Экология, питание, компьютеры и гаджеты играют в этом немаловажную роль. Поэтому, несомненно, физкультура детям нужна. Но какая? Почему дети стараются прогулять этот урок? Причин можно найти много.

  • Остались прежние нормативы, еще с советских времен, рассчитанные на детей более здоровых. Не всем школьникам удается сдать нормы ГТО. И во избежание насмешек, им проще вообще не посещать этот предмет.
  • проводят свои уроки не всегда на профессиональном уровне. А ведь им доверяют здоровье и жизнь детей.
  • На сегодняшний день многие школы не имеют оборудованных спортзалов. Не хватает хорошего инвентаря, спортивной площадки.
  • Отсутствие душевых приводит к тому, что дети, особенно подростки, отказываются посещать уроки физкультуры.

Рассказывает Воропаева Ирина Петровна, учитель начальных классов:

«Не смотря ни на что, у большинства детей физкультура является одним из любимых предметов. Главное правильно и интересно построить урок. Иногда родители считают, что после физической нагрузки такие предметы как математика, русский, физика или химия даются детям сложнее. Мы провели с ребятами эксперимент. И оказалось, что после физкультуры мозговая деятельность даже возрастает. Очень хорошо, что уроки физкультуры можно проводить не только в зале, но и на свежем воздухе. Осенью и весной это подвижные игры, бег, прыжки. В зимнее время года, к сожалению, из-за отсутствия лыж и коньков многие ребятишки остаются не готовыми к уроку. А приобрести самостоятельно инвентарь родители не всегда имеют возможность. Я, как педагог, считаю, что физкультура нашим детям просто необходима. Для того чтобы потратить запасы накопившейся энергии, подвигаться, научиться работать в команде».

Невозможно однозначно утверждать, что на физкультуре ребенок умер именно от упражнений. Причин может быть много. Бывает такое, что родители умалчивают о каких-то заболеваниях ребенка. Хотят, чтобы он был таким, как все, и вместе с остальными учениками занимался и развивался. В этом случае остается напомнить, что никто не знает, как отреагирует организм на физические нагрузки. И такие родители в первую очередь должны думать о том, что для них важнее: жизнь собственного ребенка или «быть как все».

Иногда после перенесенного заболевания, могут возникнуть осложнения. На ранней стадии, их сложно распознать, особенно если ребенок ни на что не жалуется. Однако если организм физически слабый, любые нагрузки могут спровоцировать ухудшение состояния здоровья.

Современное поколение - это дети, которые большую часть времени проводят за компьютером и ведут сидячий образ жизни. Даже выходя на улицу, ребята собираются вместе, обсуждая телефоны и социальные сети. Движения нет. А ведь от природы в детях заложена огромная энергия. Конечно, физические нагрузки на организм в таком случае будут колоссальными, и никто не знает, как он на них отреагирует.

Профессор Юрий Бузиашвили дает совет: «Во время подросткового периода, необходимо особенно следить за состоянием здоровья ребенка. Гормональную перестройку организма все переносят по-разному. Есть быстрорастущие дети. За год их рост может увеличиться на 20 сантиметров. И чтобы быть уверенным в том, что все органы успевают адаптироваться к такой резкой перестройке, нужно регулярно проходить медосмотры».

Как предотвратить трагедию

Родителям необходимо:

  • Обследовать ребенка на врожденные патологии. Не пренебрегать медосмотрами. Есть наследственные заболевания, которые внешне никак не проявляются, их можно выявить только при обследовании. Рекомендуется ежегодно проводить обследования сердца, делать электрокардиограмму. Чем раньше будет выявлено отклонение, тем быстрее кардиологи смогут оказать ребенку медицинскую помощь.
  • Проверять сердце после простуды. Мало кто знает, зачем дают после перенесенного заболевания. Ни от математики или физики, или вообще от посещения самой школы, а конкретно от физических нагрузок. Через несколько дней после простуды возможно развитие миокардита. Это воспалительный процесс в сердце. Если ребенок плохо ест, быстро устает, жалуется на неприятные ощущения в области сердца, обратитесь в поликлинику.
  • Опасаться резких ударов в грудную клетку. Конечно, дети играют и балуются, а иногда и дерутся. Нужно им объяснить, последствия таких ударов и возможность летального исхода.
  • Не позволять детям вести сидячий образ жизни. В первую очередь, родителям надо понимать, что современный век интернета, хорош в меру. Если с малых лет приучать ребенка к элементарным физическим упражнениям, то в будущем он привыкнет к нагрузкам. Даже при наличии какой-либо патологии, можно подобрать необходимый комплекс упражнений.

Подводим итог

Можно еще много говорить о том, кто же все-таки виноват в смерти детей на уроках физкультуры. Однако в первую очередь ответственность ложится на родителей. Обязательно раз в год рекомендуется посещать , сдавать необходимые анализы. Постоянные стрессы, переживания, ссоры с одноклассниками и сложная школьная программа не приводят к хорошим результатам.

Дети нуждаются в родительской любви и заботе. Правильное питание, здоровый образ жизни, совместные прогулки на свежем воздухе помогут вырастить здоровых и счастливых детей.

Узнать подробнее об .

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку в нашей статье, напишите нам об этом в комментариях. Мы обязательно ее исправим. Спасибо!

10. Со звонком на урок учащиеся собираются на построение в спортивном зале. В случаях, когда занятия проводятся на улице, учащиеся не выходят из помещения без сопровождения учителя физкультуры.

13. Учащиеся не должны мешать, учителю проводить урок, и другим учащимся выполнять упражнения на уроке.

14. Учащиеся обязаны вести себя корректно по отношению к другим учащимся. В случае возникновения конфликтной ситуации между учащимися немедленно обратиться к учителю.

15.На уроках учащиеся обязаны выполнять только те упражнения, которые разрешил выполнять учитель.

16. Во время самостоятельного выполнения упражнений (учебная игра, соревнования и проч.) учащиеся должны учитывать свой уровень физической подготовленности, состояние здоровья и место проведения занятий.

17. Запрещается самостоятельно брать спортивный инвентарь, находящийся в спортивном зале и тренерской комнате.

18. Во время выполнения упражнений с мячами (теннисный, волейбольный, баскетбольный, футбольный, набивной) учащийся обязан контролировать падение мяча, чтобы избежать умышленного травмирования других учащихся.

19. Во время проведения спортивных игр учащиеся обязаны вести себя корректно по отношению к другим игрокам.

20. Запрещается выполнение любых упражнений на перекладине и шведских стенках без разрешения учителя.

21. Не разрешается виснуть на баскетбольных кольцах и крепеже баскетбольных щитов.

22. Учащиеся обязаны соблюдать осторожность при переходе из одной половины зала в другую, когда зал разделен на две части для двух групп (классов).

23. При обнаружении поломок спортивного оборудования немедленно сообщать об этом учителю.

24. В случае плохого самочувствия на уроке учащийся должен незамедлительно

сообщить об этом учителю физкультуры. Он также обязан проинформировать учителя о травме или плохом самочувствии, которые проявились после урока физкультуры.

25.После занятий организованно одеться и уйти, сохранив частоту и порядок.

26.Освобожденным, заранее доложить учителю о причинах освобождения. Присутствовать на уроках обязательно.



Похожие публикации