Лещинский побежал за ними. Виды и значения знаков препинания. Знаки препинания при прямой речи

№65 Расставьте знаки препинания, разграничив простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения.

1. Солнце село и тусклые тучи висели над темной степью. 2. Через полчаса мы сидели дома пили чай и рассказывали давно ожидавшим товарищам свои приключения. 3. Был морозный солнечный день и ему все нравилось: обилие лыжников и скрип свежего снега, который еще не успели убрать в Москве. 4. Разговор показался ему интересен и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли. 5. Пугачев дал знак и меня тотчас отпустили и оставили. 6. Какие же технологии и услуги влияют на цену жилья и определяют его элитность? 7. Восходил месяц и красным столбом отражался на другой стороне пруда. 8. Ефимова села на краешек холодного кресла и посмотрела сквозь бронзовый забор чернильного прибора на Семена Еремеевича. 9. Это было неестественно и с лакейской точки зрения абсурдно. 10. Сейчас же мы набрали жизненный опыт и постараемся сделать так, чтобы при появлении коммерческих изделий никто не оказался в проигрыше. 11. Фитотерапию часто относят к народной медицине и на этом основании делают вывод, что это ненаучный метод лечения. 12. Подделанные бюллетени были изъяты и на ход голосования не повлияли. 13. Трещит мороз и пылью серебристой ложится снег на гладкой мостовой. 14. Разработчики говорят о прорыве на рынке киноиндустрии и рассчитывают получать миллиардные прибыли от голливудских гигантов. 15. Тогда Михаил засел за компьютер и с помощью обычных программ вроде Adobe Photoshop стал искать числовой алгоритм. 16. Громадные тюки и бочки под оглушительный шум и лязг цепей и лебедок подавались на берег и укладывались правильными рядами. 17. Темнеет и странная тишина царит в селе.

№66 Расставьте знаки препинания, укажите предложения, в которых запятая при сочинительном союзе не ставится.

1. Через десять лет эти показатели сравняются и справиться с этой ситуацией будет очень сложно. 2. В углу висел репродуктор и играло радио для развлечения ожидающих. 3. Когда она наконец пришла и он увидал близко ее лицо и фигуру, он просто сказал: «Ну-ну!» 4. Экономические реалии стали другими и идеология старой программы уже неадекватна. 5. В глубине стоял широкий письменный стол с бронзовыми чернильницами и перед ним два кожаных кресла. 6. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. 7. Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах, когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извозчика. 8. Ведь цена металла в виде изделия возрастает многократно и компания зарабатывает дополнительные деньги. 9. Когда из-за туч появилась луна, все вокруг посветлело и на море появилась серебристая дорожка. 10. На углу недавно поставили новый киоск и теперь там продают газеты. 11. Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет бойкая рыба и слабо зашумит прибрежный тростник. 12. Когда наступал ветерок и от нагретой земли исходило теплое парение, такая наступала кругом благодать, что ни во что не верилось. 13. Но ведь и в будничной жизни бывают такие нечаянные часы, когда человек реализует себя с необычайной полнотой и когда невесть откуда нахлынут силы и ум заострится и вскипит воображение. 14. Полина окликнула меня и я вышел к ней на крыльцо. 15. Кто в детстве не искал запрятанные Стивенсоном на таинственном острове сокровища и кто не помогал Маугли в непролазных дебрях Индостана? 16. Полина доверчиво держала меня за руку и от этого она казалась мне маленькой девочкой. 17. Как только в начатой вещи появляются люди и как только эти люди по воле автора оживают, вещь начинает развиваться по своей внутренней логике. 18. В наших краях знают толк в пении и недаром село Сергиевское славится по всей России особенно приятным напевом. 19. Цветов с каштанов было так много, что во время дождей плотины из них задерживали сток дождевой воды и некоторые улицы превращались в мелкие озера.

№67 1. Минута – и стихи свободно потекут. 2. Вот крик – и снова все вокруг затихло. 3. Мгновение – и я никогда уже не увижу этого солнца, этой воды, этого ущелья. 4. Он знак подаст – и все хлопочут. 5. Сухой треск ракетницы – и в небе вспыхивают два рассыпчатых зеленых огня. 6. Вот затрещали барабаны – и отступили басурманы.

№68 Расставьте знаки препинания, графически обозначая границы придаточных предложений.

I 1. Седой старик в годы войны которому было только девятнадцать лет рассказывал подробности этого сражения. 2. Все что нынче держим мы в руках мне с каждым днем становится дороже. 3. Тот домашний уют создавать который пришлось очень долго в один день был разрушен приездом Ивлевых. 4. У меня похолодало под сердцем при одной только мысли что возвращение на родину может по какой-либо причине задержаться хотя бы на несколько дней и я не успею к открытию мемориала. 5. Каждый писатель является психологом в задачи которого входит понимание мотивов поступков героя и раскрытие его души. 6. Он всюду видел поэзию какой бы скромной на вид она ни была и умел незаметно втягивать людей в круг поэтических ощущений и в мир богатого своего воображения которым он щедро делился. 7. В 80-е годы XIX века Шишкин создает много картин в сюжетах которых он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей. 8. В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памятник князю Владимиру во времена княжения которого состоялось крещение Руси.

II 1.Ученик не мог вспомнить ни как называется произведение ни кто его автор. 2. Он обещал вернуться но не уточнил когда. 3. Важно теперь выяснить не что он уже сделал а что он собирается еще сделать.

№69 Расставьте знаки препинания, учитывая особенности пунктуации при стечении союзов.

1. Я зачитался до того что когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце не сразу понял кто это звонит и зачем. 2. Глаза у нее были молодые блестящие и когда она во время работы надевала очки то глаза становились совсем круглыми и даже чуть озорными как у подростка. 3. Весть о предстоящем повышении зарплаты принимают с радостью но когда узнают о разном проценте повышения для врачей и среднего медицинского персонала, начинают искать в чём тут подвох. 4. Подали что-то такое белое я принял это за манную кашу но когда попробовал то понял что я буду есть это всю свою жизнь по три раза каждый день. 5. Была она подтянута разумом богата стремительна характером резка и хотя с виду не красавица но мужчины задерживали на ней взоры. 6. Она появилась очень поздно и хотя я видел её издали и только со спины я именно по этой спине по опущенным плечам понял что случилось несчастье. 7. Лещинский побежал за ними и когда был уже близко около шоссе услышал другой выстрел. 8. Мы вступаем в открытое море но если хорошо приглядеться то на горизонте уже виднеются синие тени земли на море.


Похожая информация.


Лиза, слегка замедлив шаг, перешла на другую сторону шоссе. А сзади нее выходил на шоссе Павел.

Повернув вправо по дороге к дому, он тоже увидел идущих. Ноги приросли к земле. В переднем он сразу узнал Жухрая.

«Так вот почему он не вернулся!»

Жухрай приближался. Сердце Корчагина заколотилось со страшной силой. Мысли бежали одна за другой, их нельзя было схватить и оформить. Слишком мал был срок для решения. Одно было ясно: Жухрай погиб.

И, смотря на подходивших, Павел затерялся в рое охвативших его чувств.

«Что делать?»

В последнюю минуту вспомнил: в кармане револьвер. Как только пройдут мимо, выстрелить в спину вот этому, с винтовкой, и тогда Федор свободен. И от мгновенного решения прекратилась пляска мыслей. Крепко, до боли сжались зубы. Ведь только вчера Федор говорил ему: «А для этого нужна братва отважная…»

Павел быстро оглянулся назад. Улица, ведущая в город, была свободна. На ней не было ни души. Впереди торопилась пройти женская фигурка в весеннем коротком пальто. Она не помешает. Второй улицы вбок от перекрестка он видеть не мог. Лишь вдалеке по дороге на станцию виднелись человеческие фигуры.

Павел подошел к краю шоссе. Жухрай увидел Корчагина, когда тот был от него на расстоянии нескольких шагов.

Вскинул на него одним глазом. Вздрогнули густые брови. Узнал и от неожиданности задержал шаг. Его спина наткнулась на конец штыка.

– Ну, ты, шевелись, а то прикладом огрею! – взвизгнул конвоир резкой фистулой.

Жухрай зашагал шире. Он что-то хотел сказать Павлу, но сдержался и как бы в знак приветствия махнул рукой.

Опасаясь привлечь внимание рыжеусого, Павел, пропуская мимо себя Жухрая, отвернулся в сторону, как будто ему было безразлично все происходящее.

Но голову сверлила тревожная мысль: «Если я выстрелю в него и промахнусь, то пуля может попасть в Жухрая…»

Разве можно было думать, когда петлюровец уже был рядом?

И случилось так: с Павлом поравнялся рыжеусый конвоир; Корчагин неожиданно бросился к нему и, схватив винтовку, резким движением пригнул ее к земле.

Штык с лязгом скребнул о камень.

Петлюровец не ожидал нападения и на миг оторопел, но сейчас же рванул винтовку к себе изо всех сил. Наваливаясь всем телом, Павел удержал ее. Бабахнул выстрел. Пуля ударила о камень и, взвизгнув, отскочила рикошетом в канаву.

От выстрела Жухрай отпрянул в сторону и обернулся. Конвойный остервенело рвал винтовку из рук Павла.

Он крутил ее, выворачивая юноше руки. Но последний не выпускал винтовку. Тогда разъяренный петлюровец резким движением свалил Павку на землю. Но и эта попытка освободить винтовку не удалась. Падая на мостовую, Павел увлек за собой и конвоира, и не было сил, которые заставили бы его выпустить оружие в такую минуту.



В два прыжка Жухрай очутился рядом. Железный кулак его, описав дугу, опустился на голову конвоира, а через секунду, оторванный от лежащего на земле Корчагина, получив два свинцовых удара в лицо, петлюровец тяжелым мешком свалился в канаву.

Те же сильные руки подняли с земли Павла и поставили на ноги.


Виктор, отошедший от перекрестка на сотню шагов, шел, насвистывая «Сердце красавицы склонно к измене». Он был еще под влиянием встречи с Лизой и ее обещания прийти завтра на свиданье к заброшенному заводу.

Среди заядлых ухажеров гимназии ходили слухи о Лизе Сухарько как о смелой в вопросах любви девушке.

Наглый и самоуверенный Семен Заливаной однажды рассказал Виктору, что он овладел Лизой. И хотя Лещинский не совсем верил Семке, все же Лиза была очень интересным и заманчивым объектом, и завтра он решил узнать, правду ли говорил Заливанов.

«Если только придет, то я буду решителен. Ведь позволяет она себя целовать. И если Семка не врал…» Его мысли прервались. Он посторонился, пропуская мимо двух петлюровцев. Один из них ехал верхом на куцехвостой лошадке, помахивая брезентовым ведром, – видимо, поить лошадь. Другой, в короткой поддевке, в широчайших синих штанах, держась рукой за колено верхового, что-то весело рассказывал.

Лещинский побежал за ними и, когда был уже близко около шоссе, услышал другой выстрел. Из-за поворота на Виктора ошалело метнулся верховой. Он бил лошадь ногами и брезентовым ведром и, заскочив в первые ворота, закричал находившимся во дворе: – Хлопцы, в ружье, там нашего убили! Через минуту со двора выбежало несколько человек, щелкая затворами.

Виктора арестовали.

На шоссе собралось несколько человек. Среди них и Лиза, которую задержали как свидетельницу.

От испуга она осталась на, месте, когда мимо нее пробежали Жухрай и Корчагин. Она с удивлением узнала в напавшем на петлюровца юноше того, с которым ее хотела познакомить Тоня.

Один за другим они перепрыгнули через забор чьей-то усадьбы, и сейчас же на шоссе вылетел конный. Увидя убегавшего с винтовкой Жухрая и конвоира, силившегося подняться с земли, он погнал лошадь к забору. Жухрай обернулся, вскинул винтовку и выстрелил в него. Конник шарахнулся обратно.

Еле шевеля разбитыми губами, конвоир рассказал о том, что произошло.

– Что же ты, балда, с-под носу упустил арестанта? Теперь получишь двадцать пять шомполов по задней части.

Конвоир озлобленно огрызнулся:

– Ты очень разумный, я вижу. Упустил с-под носу! Кто же его знал, что та стервятина на меня кинется, як скаженна!

Задание 24

Образуйте кратк. формы прил. муж. рода ед.ч. Если возможны две формы, приведите обе, отметив, какая из них является нормой для современного русского языка. Составьте предложения с краткими прилагательными.

Мужественный - мужествен, невежественный - невежествен, неприкосновенный - неприкосновен, несомненный - , откровенный - откровен, обыкновенный - обыкновен, определенный - определён, ответственный - ответственен, родственный - родственен, свойственный - свойственен, сдержанный - сдержан, соответственный - соответствен, существенный – существен, таинственный - таинствен, тождественный - тождествен.

Задание 25

Простую сравнительную степень имеют только качественные прилагательные а относительные и притяжательные степеней сравнения не образуют.

Полумягкий (нет), престарелый (нет), проворный (нет), сверхвысокий (нет), сверхдальний (нет), свеженький (свежее), скромный (скромнее), слабенький (слабее), старческий (нет), усталый (нет), черноокий (нет).

Задание 26 .

    Никем не замеченный приятель – «заметить». Запутанные заячьи следы – пров. сл. “путать”. Усыпанные листьями аллеи прибрежного парка – пров.сл. “насыпать”. Обиженная кем-то девчонка – пров.сл. “обидеть”. Потерянное время – пров. сл. “потеря”. Снег растаял неожиданно. Не обидевший никого.

Задание 27.

Спите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах -ова, -ева, -ыва, -ива.

Оклеива ть, опаздыва ть, опрокидыва ть, поскрипыва ть, потребова ть, приказыва ть, присваива ть, провеива ть, размётыва ть, сдваива ть, следова ть, соскальзыва ть, стерилизова ть, стороже вать, уродо вать, утаива ть, утрамбовыва ть, чередова ть.

Задание 28.

Вставьте пропущенные буквы.

Оправдывае мый, отмечае мый, переброше нный, пристреля нный (олень), пристреле нное (ружьё), расстреля нные (предатели), разброса нный, рассея нный, слыши мый, стелю щийся, таща щий, таю щий, теряе мый, увенча нный.

Задание 29.

Вместо точек вставьте пропущенные буквы. Объясните, почему в одних случаях пишем н , в других- нн .

Кое-как рассованные вещи, развешанные в платяном шкафу, о целинном урожае, девочка весьма образованна, даль туманна, провести ломаную линию, серебряные и позолоченные украшения, раненый человек, тяжело раненный боец, на утренней заре.

Задание 30.

Жить по-новому, по-осеннему холодный дождь, свистеть по-птичьи, идти потихоньку, поступать по-своему, идти потихоньку, упасть навзничь, открыть окно настежь.

Задание 31.

Объясните слитное или раздельное написание отрицательных наречий, сравните правописание отрицательных наречий и местоимений.

В отрицательных местоименных наречиях под ударением пишется приставка не- , а без ударения ни- .

Никуда не ездить, ниоткуда не получать писем, неоткуда позвонить по телефону, нисколько не волноваться, приобрести несколько книг, ничуть не тревожиться.

Задание 32.

    Навсегда запомнить, перенести на послезавтра, отложить до завтра, жить напротив, видеть насквозь, свести на нет, сохранить доныне, сложить вдвое, разделить на двое.

Задание 33.

Объясните правописание слов с пропущенными буквами. К каким частям речи относятся эти слова.

Слитное и раздельное написание производных предлогов: пишутся слитно вследствие = по причине; наподобие, вроде = подобно; насчет; ввиду, вместо, несмотря на. Пишутся раздельно производные предлоги: в течение, в продолжение, по причине, в целях, со стороны.

Отсутствовать на занятиях в течение недели, наблюдать изменения в течении реки, болеть в продолжение месяца, читать о судьбе героя в продолжении романа, отменить экскурсию вследствие дождя.

Задание 34.

Объясните слитное/ раздельное написание.

  1. Подложили цепи под колёса вместо тормозов, чтобы они не раскатывались.
  2. Чтобы ни говорили, а я выполню эту работу.
  3. Надо было дождаться утра, во что бы то ни стало.

Задание 35.

Объясните слитное/ раздельное написание НЕ с прилагательными.

НЕ пишется слитно:

- прил. без не не употребляется (невинный, неугомонный)

- не является приставкой, прил. можно заменить синонимом недобрый = злой

- есть слова, обозначающие степень признака (очень, весьма, совершенно, почти).

НЕ пишется раздельно:

- в предложении есть противопоставление с союзом а

- есть слова: совсем не, далеко не, вовсе не

- к прилагательному относятся слова с ни (ничуть, никому, ничему).

Неизвестный писатель. Совершенно неизвестный писатель. Совсем не известный писатель. Отнюдь не известный писатель.

Задание 36.

    Поступок, задуманный им, но несовершенный . Все интересовались еще не описанным экспериментом. Зрители пришли в неописуемый восторг. Неслыханный и невиданный в мире успехов спортсменов. Материал не подходящий нам по качеству. Не определенный по звучанию.

Задание 37.

Перепишите, согласуя сказуемое с подлежащим.

  1. В ауле множество собак встретило нас громким лаем.
  2. С Пиладом мой Орест грызётся , лишь только клочья вверх летят.
  3. Несколько лодок валялось на брегу.
  4. Вместе с нами ехала публика самая разнообразная.

Задание 38.

Перепишите, расставляя знаки препинания и объясняя случаи обособления определений.

  1. Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч, покрывающих небо, и вдруг багряным светом осветило лиловые тучи, зеленоватое море, покрытое кораблями и лодками, колыхаемое ровной широкой зыбью, и белые строения города, и народ, движущийся по улицам.
  2. Они вступили в коридор узкий и темный.

Задание 39.

Перепишите, расставляя знаки препинания и объясняя случаи обособления приложений.

  1. С ним был лохматый сильный пес по кличке Верный.
  2. Мне, как моряку, понятны эти убийственные взмывы волн, этот лязг железной громады и стонущей в буйных объятиях стихии.
  3. Возница - киргиз сидит неподвижно.

Задание 40.

Объясните пунктуацию при соседстве союзов.

  1. Лещинский побежал за ним и, когда был уже близко около шоссе, услышал другой выстрел.
  2. Хотя день был очень хорош, но земля до такой степени загрязнилась, что колеса брички, захватывая ее, сделались скоро покрытыми ею, как войлоком, что значительно отяжелило экипаж, к тому же почва была глиниста и цепка необыкновенно.

Задание 41.

Перепишите, расставляя знаки препинания.

  1. Ковшов не замечал того, что ясно видел коренной житель Адуна: весеннее обновление природы уже началось.
  2. Счастливы сосны и ели, вечно они зеленеют, гибели им не приносят метели, смертью морозы не веют.

Задание 42.

Напишите заявление, расписку, доверенность, докладную записку, содержание которых связано с вашей производственной деятельностью, и автобиографию .

Управление строительства Директору ООО АСКБ «Столица»

Н.П.Сальникову

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

26.11.07. №122

О переводе на должность

Довожу до вашего сведения, в связи с расширением структуры Управления и укрупнением отделов происходит перераспределение функций сотрудников.

Прошу назначить начальника участка №4 Г.Г.Сафиуллина с объекта ОПР «Затонский» в зам.директором по строительной части с последующим внесением изменений в штатное расписание.

Начальник управления ______________ А.Е.Назаров

автобиография.

10.11.07.

    Я, Шарих Елена Александровна, родилась 14 апреля 1987г. в г.Уфа. Семейное положение не замужем.

    Отец, Шарих Александр Иванович,- бригадир каменщиков Су-10 ОАО

    «БНЗС».

    Мать, Шарих Наталья Викторовна,- директор ООО парикмахерской «Фиалка».

    В 1994г я поступила в среднюю гимназию №111 г.Уфы.

    В 2004г. поступила на строительный факультет БСК и в 2007г., закончила колледж в 2007г. с отличием.

В июне 2007г устроилась на работу инженером-сметчиком в строительную фирму ООО «АСКБ «Столица».

Владею немецким и английским языком.

Люблю танцевать и играть на гитаре.

Е.А. Шарих

РАСПИСКА

Я, Шарих Елена Александровна, паспорт 8006 №286831, выдан Отделом УФМС России по РБ в Калининском районе г. Уфы 9.07.2007, получила от Прокофьева Игоря Николаевича, паспорт 8001 №286856, выдан Отделом УФМС России по РБ в Калининском районе г. Уфы 20.06.2007сумму в размере 20 (двадцать) тысяч рублей. Обязуюсь вернуть 15.01.2008

Е.А.Шарих

Вариант 1.

а) запятую; г) тире;

в) двоеточие;

1. Вот наконец мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись (?) на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею.

2. Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце (?) капли, падая с них, звонко ударяли о лёд.

3. Могучее дерево даже в бурю стоит и только ветвями поводит (?) высокое тонкое, качается все.

4. Он ждал расспросов (?) она молчала и смотрела за окно, где все так же однотонно шумел дождь.

5. Тут открылась картина довольно значительная (?) широкая сакля, крыша которой опиралась на два закопченных столба, была полна народу.

6. Край неба алеет (?) в березах просыпаются, неловко перелетывают галки, воробьи чирикают около темных скирд.

7. Выбрав в лесу хорошую ореховую палку, мы иногда обделывали ее на свой манер, а именно (?) очищали от кожуры и обжигали на пламени костра.

8. Матушка сидела в гостиной и разливала чай, одной рукой она придерживала чайник, другой (?) кран самовара.

9. Всю ночь Василиса Егоровна не могла заснуть (?) и никак не могла догадаться, что бы такое было в голове ее мужа, о чем бы ей нельзя было знать.

10. Павел Петрович недолго присутствовал при беседе брата с управляющим (?) высоким и худым человеком со сладким чахоточным голосом и плутовскими глазами.

1) сложноподчинённое 2) сложное бессоюзное

3) сложносочинённое 4) простое, осложнённое

Новые храмы теперь освещались естественным светом, льющимся сквозь прозрачные или мозаичные стёкла.

1) сложноподчинённое 2) простое, осложнённое

Все научные сочинения тогда были написаны в основном на этом языке, хотя он и не был понятен большинству народов.

1) сложноподчинённое 2) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

3) сложносочинённое 4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями

Однако в паводок, когда бурные потоки талых вод смывают большие количества грязи, дозу хлора приходится увеличивать, а полностью улетучиться он не успевает.

5. Укажите верную характеристику предложения.

1) сложное с сочинительной и бессоюзной связью 2) простое с однородными членами

3) сложносочинённое 4) сложное бессоюзное

К 1941 году здание было закончено, и во время войны в нём хранились коллекции эвакуированных из Москвы и Ленинграда музеев: Третьяковской галереи, Павловского дворца и других.

Пора было уезжать (1) и (2) когда за нами пришли из города автобусы (3) мы поняли (4) как жаль расставаться с озером

1) 1, 3 2) 2, 3 3) 1,4 4) 1, 2, 3, 4

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В воображении писателя теснились самые разные замыслы (1) и (2) если он усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало.

1) 1,2,3,4 2) 1, 3 3) 1, 3, 4 4) 2, 3, 4

8.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Остаток дня тянулся для Захара нестерпимо долго (1) и (2) когда солнце зашло (3) серьге тени стали гуще закрывать землю (4) он почувствовал облегчение.

1)1,2,4 2)2,3 3)1,3,4 4)2,3,4

9. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?

Лещинский побежал за ними (1) и (2) когда был уже близко (3) услышал другой выстрел (4) раздавшийся справа.

1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3, 4

3)2,4 4) 1, 3, 4

Тест 10. Сложное предложение с разными видами связи.

Вариант 2.

1. Укажите, какой знак препинания нужно поставить в предложениях на месте вопросительного знака (?):

а) запятую; г) тире;

б) точку с запятой; д) не нужно никакого знака.

в) двоеточие;

1. А рядом с этим чувством было и другое (?) чувство отдыха и безумного счастья.

2. Когда шуршат в овраге лопухи и никнет гроздь рябины желто-красной, слагаю я веселые стихи (?) о жизни тленной и прекрасной.

3. Два качества Чернышевский считал обязательными для человека и как бы завещал их потомкам (?) жажду труда и чистую совесть.

4. Звонили ко всенощной, и протяжный, дрожащий вой колокола раздавался в окрестности (?) солнце было низко, и одна половина стены озарялась розовым светом заката.

5. Сверху проникает неутомимый гул надземной жизни (?) смягченный отзвук великого труда все побеждающих людей.

6. Солнце пряталось за облаками (?) деревья и воздух хмурились, как перед дождем, но, несмотря на это, было жарко и душно.

7. Опасения Ивана полностью оправдались (?) прохожие обращали на него внимание и оборачивались.

8. Как хороши были туманные и свежие утра, когда тени деревьев лежали на воде (?) и под самым берегом ходили стаями неторопливые пучеглазые голавли!

9. Это были великолепные золотые рыбки (?) таких в аквариуме не было.

10. И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул (?) мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов...

2. Укажите верную характеристику предложения.

1) сложное бессоюзное 2) сложносочинённое

3) простое, осложнённое 4) сложноподчинённое

Самое раннее изображение водолаза, обнаруженное на месопотамских надгробиях, датируется рубежом 5-го и 4-го тысячелетий до н. э.

3. Укажите верную характеристику предложения.

1) бессоюзное сложное 2) сложносочинённое

3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями 4) сложноподчинённое

Чтобы приблизить среднюю продолжительность календарного года к длительности тропического, каждые четыре года к февралю добавлялся день.

4. Укажите верную характеристику предложения.

1) сложное с подчинительной и бессоюзной связью 2) сложное с сочинительной и подчинительной связью

3) сложное бессоюзное 4) сложноподчинённое

Я не выбирал его - он сам меня выбрал, когда мне было шестнадцать.

5. Укажите верную характеристику предложения текста.

1) сложносочинённое 2) сложноподчинённое

3) сложное с сочинительной и подчинительной связью 4) сложное с сочинительной и бессоюзной связью

Русские художники ознакомились с этой книгой в изложении Н.И. Кульбина на своём съезде в 1911 году, и этот доклад позже был опубликован в нашей печати, однако сама книга была издана на русском языке только в 1967 году в Нью-Йорке Международным литературным содружеством.

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.

1)1,3 3)3,4

2)2,3 4)1,2,3,4

7 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Весной того года я окончил лицей (1) и (2) когда приехал из Москвы (3) просто поражён был (4) как изменился наш угрюмый дом.

1) 1,4 2) 1, 2, 3, 4

3) 3 4) 2, 3, 4

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Он устал и почувствовал (1) что никакая сила не сдвинет его с места (2) и что (3) если теперь он сядет (4) ему уже больше не подняться.

1)1,3,4 2)2,3,4 3)1,2,3 4)1,2,4

9.На месте каких цифр должны стоять запятые в данном предложении?

С весел капали голубые капли (1) и (2) когда они падали в море (3) то на месте их падения ненадолго вспыхивало голубое пятнышко.

1) 1, 2, 3 2) 1, 3



Похожие публикации