Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква Э. Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук Усвоение произношения сложных слов


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.





Назад Вперёд

Цели:

  • Познакомить детей со звуком и буквой Э.
  • Учить соотнесению звука с буквой и символом, познакомить с нормой артикуляции звука Э.
  • Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
  • Обогащать словарный запас слов со звуком Э.
  • Формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, чтения слогов.
  • Воспитание любви и уважения к близким людям.

Оборудование: Зеркало для каждого ребёнка, картинки: ЭСКИМО, ЭКРАН, КАРАТЭ, ПОЭТ, карточка (вклеивается в тетрадь каждого ученика) (Приложение 2), карточки-вкладыши для звукобуквенного анализа для каждого ребёнка с цветными кружками, “Волшебный мешочек” с пластмассовыми буквами.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Куда вы сейчас пришли, на какое занятие? (К логопеду). Зачем ходите к логопеду? (Чтобы правильно произносить звуки, правильно говорить.) Откуда приходите в школу? (Из дома). Кто живёт у вас дома? (Мама, папа, и т.д.) Кто ждёт вас со школы дома? (Семья.) Расскажите мне о ваших семьях.

2. Знакомство с темой занятия через звуковой анализ . (Презентация 1)

1. Введение в тему. (Слайд 1).

– Сегодня на занятии мы будем учиться правильно, чётко и красиво говорить. Сегодня мы отправимся в гости к одной интересной семье. А чем она интересна вы мне сами расскажите. (Слайд 2).
– Посмотрите и расскажите, как зовут маму? (Эмма.) Папу? (Эрик.) Братика? (Эдик.) Сестру? (Эля.)
– Кто заметил что-то интересное? (Есть собачка –Эльф) . Давайте хором прочитаем фамилию этой интересной семьи. (Семья Эпиковых). Какой звук слышим в начале каждого имени? ([Э])
– Правильно, сегодня мы учимся правильно произносить звук Э и обозначать его на письме буквой Э. А семья Эпиковых нам в этом поможет.

3. Артикуляция звука э.

1. Знакомство с нормой артикуляции. (Зеркала.)

Правильная артикуляция звука [э] – рассматриваем профиль. (Слайд 3).

Логопед: Давайте посмотрим на наш профиль, и вы расскажите мне, что видите.

– Что происходит с губами? (Губы растянуты в улыбке.)

– Где находится язык? (Язык чуть впереди, он приподнят.)

Логопед: Язык немного продвинут вперед и приподнят. Кончик языка находится у нижних зубов, спинка языка приподнята. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Струя воздуха свободно проходит через носовую или ротовую полость. Голосовые связки напряжены и сдвинуты, они работают, горло дрожит (есть голос). Пробуем произносить с детьми звук э.

– Есть ли преграда при произнесении звука? Дрожит ли горлышко? (Да.)

– Значит звук Э какой? (Он поётся, тянется). Пробуем пропеть, протянуть.

Если звуки поются и тянутся мы называем их..? (Гласными.)

1-й ребёнок читает стихотворение:

Воздух свободно идёт через рот,
Нет преград разных,
Голос участвует, голос зовёт,
Звук называется – ГЛАСНЫЙ.

– Как мы будем обозначать звук Э, каким цветом? (Красным, потому, что он гласный.)

(Слайд 4).

2. Логоритмика. Покажи звук Э.

Логопед: Давайте встанем, покажем звук э.

(Слайд 5).

(И.П.– Руки впереди, подняты на уровне диафрагмы. Пальцы округлены, локти не выпрямляем до конца. Движения – при произнесении (Э) руки разводятся в стороны, слегка поднимаются вверх, кончики пальцев опускаются на плечи, локти немного опускаются вниз. Подбородок вначале приподнимается, а в конце – опускается.(Э) произносится с нарастанием в начале, а затем – в диапазоне затухания.
Динамика – в начале незначительное мышечное напряжение, затем в напряжение, затем – полное расслабление.)

Логопед показывает движения и просит повторить детей, выполняя упражнения вместе с детьми 5–6 раз.

4. Знакомство с буквой э.

Логопед: Звуки мы слышим и произносим, а на письме мы их обозначаем буквами, которые видим и пишем. Давайте просмотрим на букву э.

1. Рассматривание стилизованной буквы Э. (Слайд 6).

Логопед:

– Буква Э с огромным ртом
И огромным языком.
Эге – гей! – крикун кричит.
Изо рта язык торчит!

– Посмотрите и расскажите из каких элементов состоит буква Э?

(Правый полуовал и палочка посередине.) (Слайд 7).

Вправо смотрит полукруг,
В середине язычок, мой друг.

– Выбери элементы, которые необходимы для буквы Э. (Слайд 8).

1–2 ребенка выходят к доске, объясняют какие элементы нужны и почему.

Логопед: Мы произносили звук э, давайте теперь покажем букву э с помощью пальцев. (Слайд 9).

– Построим из пальцев букву э.

Правую руку направим влево.
3 пальца прямо направим умело:
Указательный с большим
В полукруг объединим.
Поглядим на построенье –
Буква Э наше творенье.

2. Игра “ Найди букву Э”.

– Давайте посмотрим, кто из нас самый внимательный и найдёт букву э в разных алфавитах. По очереди ученики выходят к доске и показывают букву.

(4 разных изображения алфавита.) (Слайд 10, 11, 12, 13).

3. Прописываем букву Э. (Слайд 14).

(Логопед объясняет, как пишется буква Э.)

Ученики в тетрадях прописывают заглавную и строчную букву э.

4. Игра “Волшебный мешочек” (с буквами).

Логопед: Ребята, у меня есть для вас интересная игра– “Волшебный мешочек”.

В этом мешочке лежат буквы, которые мы изучили, опускаете руку в мешочек, не смотрите, нащупываете букву и говорите:

–Это буква…

Подойти с мешочком к каждому ребёнку.

5. Фонетическая зарядка. (Слайд 15).

Логопед: В нашей дружной семье все любят весело проводить время и петь. -Так как э– гласный поётся и долго тянется, давайте попробуем его пропеть вместе с членами нашей семьи.

– Каждый член семьи поёт свою песенку, помогите по очереди спеть маме, папе и детям, но будьте внимательны, не запутайтесь – найдите и пропойте свой звук, в зависимости от того, кому принадлежат эти предметы. (Например, выходит 1-й ученик, он поет с мамой Эммой – Э – М)
– Что вы пропели? (Слоги.) (Слайд 16).

Затем каждый ребёнок называет прямой и обратный слог. Ёще раз читаем хором слоги.

  • ЭМ МЭ
  • ЭН НЭ
  • ЭК КЭ
  • ЭС СЭ

6. Физкультминутка.

– В нашей семье Эпиковых все дети любят не только петь, но и заниматься спортом. Мальчик Эдик предлагает нам что-то изобразить, а что это, вы мне скажите потом.

– Эдик любит физкультуру,
Нам покажет он фигуру.
Ногу левую вперёд,
А потом её назад,
А потом опять вперёд
И немножко постоим.
Ногу правую, смотри,
В сторону ты отведи,
Поставь на пятку, вверх носок
И тяни её дружок.
Руку правую согну, поперёк её держу.
Ну, а левую, друзья вверх, повыше,
Как и я.
Наша ладонь словно флажок,
Помаши-ка мне дружок.
Это кнопка и шнурок –
Электрический звонок.
Мы позвоним влево, вправо,
Вот такая вот забава.

Логопед: Что хотел показать нам Эдик? (Букву Э.)

7. Закрепление.

1. Место звука в слове.

Раздать каждому ученику 1 картинку, дети называют предметы, изображённые на картинках. Ученик, получивший картинку, делает звукобуквенный анализ в виде схемы в тетраде. Устно делим на слоги, определяем место звука в слове: в начале, в середине, в конце, затем каждую схему проверяем индивидуально.

(ЭСКИМО, ЭКРАН, КАРАТЭ, ПОЭТ).

2. Работа в тетраде – задание “Найди букву э в словах”.

Логопед: У вас следующее задание: помогите маленькому Эдику найти все буквы Э, обведите э в кружок красным карандашом. Раскрась понравившуюся картинку.

8. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: Мы много работали и устали, поможем нашим пальчикам отдохнуть.

“Семья”.

Вот и встретилась семья.
Рад тебя увидеть я.
Всех мы в гости пригласили.
Всех здороваться учили.
В знак приветствия кивать
Может пальчик номер 5.
Безымянный может ниже.
Средний – силой не обижен,
Этот – знает всё на свете.
А вот этот любят дети!

(Поочерёдно сгибаем пальцы на двух руках навстречу, начиная с мизинца, и заканчивая большими пальцами).

9. Закрепление.

1. Развитие речи.

Логопед: Девочка из нашей семьи – Эля Эпикова любит загадки, она и вам одну приготовила. Внимательно слушаем, стараемся отгадать.

Оно в горах встречается,
С тобой, со мной, общается,
Не спорит в разговоре –
Что скажешь, то и вторит. (Эхо.)

Составляем схему слова на карточках – вкладышах, устно делаем звуковой анализ слова. (Приложение 1 )

Работаем над грамматическим строем речи. Каждый ребёнок составляет словосочетания и предложения.

– Каким бывает эхо? (Громким, тихим, смешным и т.д.)
– Составьте своё предложение про эхо. (Я и Эдик слушали эхо. В лесу я услышал громкое эхо. И т. д.)

2. Развитие фонетического восприятия.

В семье Эпиковых все ведут активный и правильный образ жизни, Эпиковы любят путешествовать, сегодня они отправились в горы. Но там произошла такая ситуация.

(Слайд 17).

Логопед читает стихотворение:

– ЭРИК С ЭДИКОМ ОТСТАЛИ,
ЭДЕЛЬВЕЙС ОНИ ИСКАЛИ.
ЭЛЯ – ЗВАТЬ, В ОТВЕТ – ЛИШЬ
ЭХО,
ЭЛЕ ВОВСЕ НЕ ДО СМЕХА.

– Что произошло в лесу? Кто заблудился? Что такое эдельвейс? Кому совсем не смешно? Почему? Кто может помочь?
– В семье важно жить дружно, помогать в беде, слушаться старших.

Назовите в этом стихотворении все слова, которые начинаются со звука Э. Сколько таких слов? (Эрик, Эдик, Эля, эдельвейс, эхо– 5 слов).

10. Развитие пространственной ориентации

Игра “Что изменилось?” (Презентация 2.) (4 слайда, 4-й– проверка.)

– Расскажите, что изменилось? (Вспомните, как зовут членов семьи Эпиковых и расскажите, кто находится слева, справа, по середине и т.д.)

11. Итог урока. (Слайд 18).

– С какой буквой познакомились? (Э) Что делали на занятии? (Учились правильно и красиво говорить, произносили звук Э.)

Кто нам помогал? (Семья Эпиковых.)

Литература:

  1. Кожевникова Д.В., Кожевников П.В. Домашний логопед. Практическое пособие.– СПб: Наука и Техника, 2009.
  2. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. Изд-во: ГНОМ и Д., 2008.
  3. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. – М., АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ: 2009.
  4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков (пособие для логопедов) – Гуманит. Изд-во ВЛАДОС, – М., 1999.

Предмет: Обучение грамоте

Класс: 1 класс

Тип урока: вводный (урок получения новых знаний)

Технологическая карта изучения темы «Буква гласного Э»

Тема

Буква гласного Э.

Цель

Познакомить обучающихся с буквой Э,э.

Задачи

Образовательные: учить выделять звук [э] в словах; давать ему характеристику, познакомить с буквенным обозначением этого звука в сильной позиции; отрабатывать умение производить звуковой анализ слова.

Воспитательные: воспитание любви к родному краю, трудолюбия, активности, коммуникативной культуры.

Развивающие: расширять представления учащихся об окружающем мире; обогащать словарный запас; развивать устную речь, внимание, память, фонематический слух.

Основные понятия

Звук, буква

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А..Букварь. Часть 1

Звуковая касса

Наборное полотно

Презентация

Тетрадь для печатания

- «светофорики» (для самооценки)

Технология проведения

Ход урока

Планируемые результаты УУД

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Предметные

УУД

I . Мотивация к учебной деятельности (2 мин).

Цель

Нас ждёт много интересной работы. Мы будем узнавать новое, исследуя старое; доказывать и спорить, радоваться вместе нашим победам, а с неудачами справляться вместе.

Настраиваются на работу, желают друг другу добра, обещают поддержку.

Уметь совместно договариваться о правилах общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД ).

II . Постановка учебной задачи (3 мин).

Цель – организация условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность и постановки цели урока.

Ребята, какую учебную задачу решаете на уроках? (Учим букв ы)

Слайд 2.

А теперь скажите, кто из вас любит путешествовать? Кому нравятся экскурсии? А что такое экскурсия? ( Экскурсия - это коллективное посещение определенных объектов с познавательной или научной целью. )

Тогда сегодняшний урок вас порадует, потому что прямо на уроке мы отправимся на экскурсию. Но отправимся не просто так что-то посмотреть, а за новыми знаниями. Давайте определим, что должны будем узнать.

Мы отправляемся на экскурсию. Вы будете экскурсантами, а я – экскурсоводом. Какой первый звук вы слышите в этих словах?

Значит, какие слова будут нас интересовать?

Какую учебную задачу будете решать?

Да, сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком э и познакомимся с буквой этого звука.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

Ставят учебную задачу на урок.

Представление о букве как значке для обозначения звука.

Уметь слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД ).

Проявлять интерес к новому учебному материалу.

(Личностные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

(Познавательные УУД ).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД ).

III . Открытие детьми нового знания. Введение буквы Э,э (8 мин)

Цель - организация работы по введению буквы для обозначения [э].

А теперь отправляемся на экскурсию. Выходим на улицу. Какие дома вы увидели на улице? (Многоэтажные, трехэтажные, одноэтажные.)

Слайды 3-5.

Если в доме девять этажей, значит, дом … (Девятиэтажный)

Сосчитаем этажи в этом доме. (Первый этаж,…, четвертый этаж.) Слайд 6.

– Этот дом … (четырехэтажный).

Какой этаж находится выше – второй или четвертый?

Дополните высказывания. В доме много … (этажей). Мы поднялись на пятый …(этаж). Спустились с пятого … (этажа). В строящемся доме растут … (этажи).

Посмотрите, как строят дома.

Слайды 7-8.

Какая это машина? (Экскаватор) . Кто управляет экскаватором? (Экскаваторщик)

Слайд 9.

Придумайте ему имя со [э]. (Эдик)

Звуковая модель слова Эдик.

Введение буквы Э,э.

Слайд 10.

Эдик спрашивает: куда мы идем? (На экскурсию)

Физминутка «Светофор».

Слайд 11.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания.

Составляют звуковую модель слова.

Знакомятся с буквой Э,э.

Дети хором читают стихи и выполняют движения.

Умение определять после-довательность звуков в слове, характеризовать гласные и согласные звуки.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД ).

(Познавательные УУД)

Уметь управлять поведением партнера, выражать согласие и несогласие.

( Коммуникативные УУД ).

IV . Закрепление новых знаний (7 мин)

Цель - усвоение детьми нового знания с проговариванием во внешней речи .

V . Включение нового знания в систему знаний. (12 мин)

Цель - использование предметных действий с моделями, схемами.

Слайд 12.

Повторите это слово. Кто-нибудь знает, от какого слова оно произошло? (От слова электричество.)

Что такое электричество? нергия, используемая для народнохозяйственных и бытовых целей. )

А вот и электростанция.

Слайд 13.

Здесь вырабатывается электрический ток. По каким проводам идет ток? (По электрическим.)

Какая лампочка горит над нами? (Электрическая.)

– Искры … (электрические). Приборы, машины … (электрические).

Значит, кто устраняет поломки, когда гаснет свет? (Электрик.)

Какие электрические приборы есть у вас дома?

Почему их называют электроприборами?

Игра «Четвертый лишний» (один предмет, не относящийся к электроприборам).

Слайд 14-15.

Продолжим экскурсию. В чем мы едем? (В электричке.)

Слайд 16.

Посмотрите направо.

Слайд 17.

Это элеватор. Повторите. Здесь хранится зерно.

Мы приехали на Кавказ. Там увидели гору Эльбрус.

Слайд 18.

Перед тем, как подняться на нее, пойдем на эстрадное представление. Вот это эстрада.

Слайд 19.

Артисты готовы к выступлению? Идет цирковое представление. Выступают эквилибристы.

Слайд 20.

А теперь выступают танцоры.

Слайд 21.

Физминутка.

Нам пришла телеграмма с севера Чукотки.

Слайд 22.

Посмотреть Север нас приглашают эскимосы. Повторите это слово.

Им в подарок отвезем эскимо. Слайд 23.

Вы пробовали эскимо? Какое оно? (Сладкое, вкусное, холодное.)

На Север полетим в аэробусе.

Слайд 24.

Повторите это слово. Это очень большой самолет. Аэробус отправляется с аэродрома.

Слайд 25.

Аэродром расположен в аэропорту. Давайте построим свой аэропорт.

Составление звуковой модели слов, обозначение гласных звуков буквами.

Какие слова с э встретились? (Аэробус, аэропорт, аэродром.)

Какая общая часть у этих слов? (Аэро.)

«Аэро» – значит воздух. Представьте, что мы летим в аэробусе. Приземлились. Нас встречают Эмма и Эрик.

Слайд 26.

С какого звука начинаются их имена?

Ребята хотят выяснить, а хорошо ли вы запомнили букву, которой можно обозначить этот звук.

Эмма и Эрик из семьи эскимосов. Чем мы их угостим? (Эскимо.)

Слово эскимо не изменяется. Мы купили много … (эскимо.) Эскимосы угощают нас кофе. Это слово тоже не изменяется. Одна чашка … (кофе) , много чашек … (кофе).

Эмма и Эрик хотят узнать название самой большой птицы. Это эму. Что-нибудь знаете об этой птице?

Слайды 27-28.

Эму живет в Австралии. А смог бы он жить на Севере?

А теперь Эмма и Эрик хотят послушать, как вы умеете составлять высказывания.

(Дифференцированное задание по составлению высказываний.)

Слайд 29.

Научим ребят сочинять чистоговорки.

Слайд 30.

Мо-мо-мо – купили детям … (эскимо) .

Ли-ли-ли – на Севере мы … (были) .

Ой-ой-ой – нам пора … (домой) .

Пора возвращаться домой.

Обучающиеся слушают и выделяют из речи слова с буквой э, повторяют их, обращают внимание на значение.

Рассматривают предметы, исключают лишний, объясняя свой выбор.

Звучит «Танец маленьких утят». Дети выполняют движения.

Обучающиеся слушают и повторяют слова с буквой э, объясняют их значение.

Составляют звуковую модель слова, обозначают звуки буквами.

Дети на листе бумаги цветным карандашом закрашивают все участки с буквами Э,э.

Обучающиеся рассказывают, что им известно об эму.

Дети составляют предложения с опорой на схему, оценивают свою работу.

Договаривают слово в чистоговорку.

Умение определять последовательность звуков в слове, характеризовать гласные и согласные звуки и обозначать звуки буквами.

Знание изученных гласных букв.

Представление о комму-никативной и номинативной функции слов.

Умение подбирать слова по модели, составлять предложения с опорой на схему.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

(Познавательные УУД ).

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

( Познавательные УУД )

( Коммуникативные УУД ).

Уметь проговаривать последовательность действий

( Регулятивные УУД ).

Уметь пользоваться символами, моделями. (Познавательные УУД)

Уметь оценивать правильность выполнения действия

( Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

( Коммуникативные УУД ).

Уметь пользоваться моделями, схемами.

(Познавательные УУД)

VI . Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Цель:

- осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности.

Вот и закончилась наша экскурсия.

На чем мы путешествовали?

С кем познакомились?

Отправляясь на экскурсию, что хотели узнать? Достигли поставленной цели?

– Как это сделали?

Слайд 31.

Оценивают с помощью светофориков

Я хочу сказать, что мне понравилось быть вашим экскурсоводом. Спасибо за то, что внимательно меня слушали, помогали вести экскурсию и хорошо отвечали на вопросы.

Оценивают свою работу на уроке, используя «светофорики».

Рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности.

(Познавательные УУД)

Умение проговаривать последовательность действий на уроке.

(Регулятивные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

( Личностные УУД ).

Верюжская Марина
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук [э]»

Задачи : познакомить детей со звуком и буквой Э , учить выделять звук из потока гласных звуков . упражнять в определении места звука [э] в словах , в проговаривании слов сложной слоговой структуры и делении на слоги. Упражнять в образовании относительных прилагательных. Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое мышление. Воспитывать умение слушать инструкцию педагога.

Оборудование : предметные картины, символ звука [Э] , фасоль.

Ход занятия:

Вводная часть.

I Организационный момент :

Игра «Узнай звук по артикуляции » .

У, И, О, У, А, И, У, О, У.

II. Основная часть.

Знакомство со звуком [Э] .

Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке :

Живет без тела,

Говорит без языка.

Никто его не видит,

А всякий слышит. (Эхо)

Педагог показывает и объясняет детям артикуляцию звука [Э] :

Губки в улыбке;

Зубки сближены;

Широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята;

Горлышко «работает» .

Педагог показывает детям символ звука [Э] и дает характеристику звука . Звук [Э] – гласный , его можно петь, обозначается красным цветом.

Хоровое и индивидуальное проговаривание звука [Э] .

Д/у «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Э] » :

Э, а, у, э, о, э, и; эх, ах, ух, эх; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.

Д/у «Речевая зарядка» (дети повторяют цепочку слогов ) :

птэ – ктэ – бдэ – гдэ

ктэ – бдэ – гдэ - птэ

Д/и «Четвертый лишний»

автобус, эхо, апельсин, арбуз;

этаж, электровоз, экран, улитка;

Эмма, Элеонора, Элла, Эдик.

Физкультминутка

Эскалатор вверх везет – поднять руки вверх

Эскалатор вниз спускает – присесть

Раз этаж, два этаж – встать, поднимая перед собой согнутые в локтях руки

Эскимо купи у нас – развести руки в стороны

Д/ игра с мячом «Где живет звук . Определение позиции звука [Э] в слове . поэт, экран, эмблема, этажерка, эскимо.

Д/у «Повтори» . Проговаривание слов сложной слоговой структуры , деление на слоги, объяснение значение слова : эскадра, эквилибрист, электросварщик, экипаж, электроприборы, экскурсовод,эвкалипт, элеватор.

Д/и «Чего не стало?» (по предметным картинкам со звуком [э] : эскимо электричка, страус эму, эмблема, экскаватор).

Знакомство с буквой Э

Буква Э на С дивится,

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка,

Только нету языка!

На что похожа буква Э?

Выкладывание буквы из фасоли.

Составление предложений со словом «Эскимо» . Подбор определений.

III. Заключительная часть.

Итог занятия .

С каким звуком , и с какой буквой мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звука [Э] . Что больше всего понравилось? Какое задание было самым интересным? Какое задание было самым трудным? Вы молодцы!

Список литературы

Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям : Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической. стороны речи у старших дошкольников . - СПб.: Детство-Пресс, 2004.

В этом слове есть уже известный нам гласный звук [у] . Про него вы уже можете рассказать, что этот звук - гласный. Он легко произносится, поётся и говорится без участия шумов. А почему же так получилось, что звук [у] хотел нас запутать? Оказывается, гласные звуки нашего языка различаются не только названием и произношением, но и силой произношения. Такие звуки, которые произносятся более сильно (голос как бы ударяет по ним), называются ударными . Ударим голосом по звуку [э] в слове эму и послушаем его. Произнесите слово эму , ударяя голосом по звуку [э] .

Звук [э] - гласный, произносится легко. Во время произношения звука рот приоткрылся, губы растянулись. Этот звук можно пропеть или прокричать. Шумов никаких не слышно. Вот доказательства того, что это - гласный звук.

Кто же из вас сегодня скажет, что урок про букву его имени?

  • Э дик
  • Э львира
  • Э мма
  • Э лла
  • Э дита

Продолжите ряд имён сами.

Каких сказочных героев, имена которых начинаются на букву Э и на звук [э] ,вы можете назвать?

Э лли, которая отправляется в Изумрудный город (рис. 2).

Рис. 2. Девочка Элли ()

А в этом городе живут волшебные э льфы.

Героев совсем немного, потому что на букву Э в нашем языке слов тоже немного.

А теперь поучимся узнавать звук [э] в словах. Для этого представим, что мы отправляемся на э кскурсию, а э кскурсоводом будет звук [э] . Тех, кто слушает э кскурсовода, называют э кскурсанты. Вместе с вами на э кскурсию на э лектричке отправятся зверята. Если услышим звук [э] в названии животного, разрешаем посадку в э лектричку. Нет звука [э] - не сажаем. Произнесите вслух названия животных и определите наличие звука [э] .

Медве дь. Слышен звук [э] в середине слова (рис. 3).

Лиса (рис. 4). Нет звука [э] .

Жираф (рис. 5). Нет звука [э] .

Ле в (рис. 6). Слышен звук [э] в середине слова.

Рис. 6. Лев и львята ()

Зе бра (рис. 7). Слышен звук [э] в середине слова.

Верблюд (рис. 8). Нет звука [э] .

Оле нь (рис. 9). Слышен звук [э] в середине слова.

Шимпанзе (рис. 10). Звук [э] слышен в конце слова.

Рис. 10. Шимпанзе ()

Э му. Звук [э] в начале слова.

Звук [э] в словах чаще встречается в середине слова, а вот в начале и конце - гораздо реже.

Отправимся на экскурсию в страну слов. Там мы узнаем слова, которые начинаются на букву Э.

Э верест - самая высокая гора в мире (рис. 11). Слышны два звука [э] в её названии. У этой горы есть второе название - Джомолунгма , что означает «богиня, мать земли» .

В нём почти сто метров роста:

На него залезть непросто!

Из Австралии был он

К нам когда-то завезён.

У него одна работа -

Осушение болота.

Это самое высокое дерево - эвкалипт (рис. 12). Звук [э] только в начале слова.

Рис. 12. Дерево эвкалипта ()

Э йфелева башня - самый узнаваемый символ Парижа, одно из самых высоких сооружений в мире. Звук [э] в начале слова (рис. 13).

Рис. 13. Эйфелева башня ()

Это - лесенка большая,

Но ступеньки едут сами.

И катают быстро всех

Вверх и вниз, вниз и вверх.

Что за лесенка, ребята?

Это просто - эскалатор.

Слово эскалатор похоже по звучанию на слово экскаватор . Даже начинаются они одинаково - на Э , но не путайте эти слова. - это машина, которая роет землю (рис. 14).

Э кскаватор - крану брат.

Ворошит такие глыбы,

Что, пожалуй, сто лопат

Их осилить не смогли бы.

Рис. 14. Экскаватор ()

Э кватор - линия на глобусе, которая показывает середину нашей планеты и делит её на две части - северное полушарие и южное полушарие.

Повторите слова, с которыми вы познакомились. Произнесите их вслух и сосчитайте все звуки [э] :

Э верест

Э вкалипт

Э скалатор

Э кскаватор

Э кватор

Э йфелева башня

Получилось семь звуков [э] .

Все эти слова были длинными и сложными в произношении. Все дело в том, что они пришли в наш язык из других языков. А вот древние русские слова на Э - короткие. И их совсем немного:

  • Э тот
  • Э -ге-ге
  • Э -хе-хе

Чтобы все эти слова записать, потребуется буква Э .

Печатные большая и маленькая буквы похожи и отличаются только размером (рис. 15).

Мы разломим О , как бублик -

В правой части буква будет.

Нос добавим на лице -

Вот и выйдет буква Э .

Рис. 15. Буква Э ()

А теперь будем фантазировать и представлять, на что похожа буква Э .

Буква Э - большая пасть,

Можно в ней совсем пропасть.

Буква Э - как ни взгляни -

Увидишь клещи и клешни.

Над лугами в синеве пролетает буква Э .

Это ласточка весной возвращается домой.

Букву Э легко превратить в ласточку, месяц, лук индейца, ухо человека.

А хотите узнать, о чем мечтает буква Э ? Прочитайте сказку.

Буква Э недовольна

- Э-э-э, - ворчливо протянула буква Э, - поставили меня чуть ли не в самый конец алфавита. - Эк, меня занесло туда! Эх, мне бы в начало, на первое место! Эй, буквы. Пропустите-ка меня вперед!

Но буквы сказали:

- Стой, где стоишь. И не болтай понапрасну длинным своим языком. Не все ли равно, на каком месте стоять? Важно быть полезной.

А.А. Шибаев

Из этой сказки понятно, что буква Э находится в конце нашего алфавита.

Чтобы букву Э лучше запомнить, попробуйте её сделать из какого-нибудь материала (пластилина, верёвочек) или сложите её из бусинок. Нарисуйте забавный рисунок. Сделайте выставку своих работ.

Прочитайте буквы:

1. ауэ, эуа, оуаэ, аоэу

2. ау́э, э́уа, оуа́э, а́оэу

Над буквами во втором ряду появилась чёрточка - это знак ударения . Он говорит: «Выделяй голосом звук, когда читаешь букву, более сильно» . Прочитайте буквы еще раз, выделяя их голосом.

Рассмотрим письменные буквы Э ,э . От печатных они отличаются тем, что написаны с наклоном (рис. 16).

Рис. 16. Печатные и письменные буквы Ээ ()

Попробуем написать заглавную букву Э . В этой букве два элемента - правый полуовал и маленькая горизонтальная палочка, которую называют язычком буквы Э (рис. 17).

Рис. 17. Написание заглавной буквы Э ()

Начинаем писать заглавную букву Э . Слева направо прописываем овальную линию, коснувшись дополнительной линии; ведём букву вниз, закругляем влево, коснувшись нижней линейки; отрываем руку и посередине буквы пишем горизонтальную чёрточку, соединяем её с полуовалом.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

Рассмотрите возможные ошибки при написании заглавной буквы Э : полуовал получился очень широким (круглым), наклон вышел в другую сторону.

Потренируйтесь писать букву в тетради сами. Помните о правильном положении тетради. Держите правильно ручку.

Теперь рассмотрим, как написать маленькую букву э . Элементы у маленькой буквы такие же, как и у заглавной (рис. 18).

Рис. 18. Написание маленькой буквы э ()

Начинаем писать ниже верхней линейки рабочей строки. Слева направо ведём вверх до рабочей строки, округляем, коснувшись верхней линейки рабочей строки, ведём вниз до нижней линии; закругляем влево, коснувшись нижней линии рабочей строки. Отрываем руку и пишем короткую горизонтальную линию слева направо в середине полуовала.

Направление стрелок.

Обведите букву в воздухе. Напишите букву обратной стороной ручки на ладошке. Попробуйте написать её в тетради.

Возможные ошибки написания строчной буквы э : очень широкий скругленный полуовал; буква висит в воздухе, не касаясь линий рабочей строки; неправильный наклон.

Соединяются и большая, и маленькая буквы Ээ с другими буквами с помощью дополнительной прямой линии, которая ведется вверх до верхней линии рабочей строки при верхнем соединении, или немного выше линии верхней рабочей строки при нижнем соединении. Соединительные линии приписываются отдельно.

После этого урока потренируйтесь писать заглавную и строчную буквы Ээ в тетрадях. Только пишите так, чтобы про вас не сказали: «Пишет, как курица лапой» . Так наши предки говорили о тех, кто пишет неаккуратно и очень грязно.

Сегодня на уроке вы познакомились со звуком [э] и буквой Э . Вы узнали, что буква Э - нечастая гостья в русских словах. Дело в том, что эта буква очень молодая. Была введена она в наш алфавит при Петре I . А вот звук [э] очень уважают другие буквы нашего алфавита, потому что он помогает называть их имена. Произнесите названия букв и послушайте, как они звучат:

Б - произносится как [бэ] В - произносится как [вэ] Г - произносится как [гэ] Д - произносится как [дэ] Л - произносится как [эль] М - произносится как [эм] Н - произносится как [эн]

А еще звук [э] и буква Э очень любознательны. Знаете почему? Потому что так начинается название книги «Энциклопедия» .

Энциклопедия - это книга-справочник, которая расскажет обо всем на свете и ответит на все вопросы.

На букву Э начинается еще одно очень интересное слово - «эврика» , которое в переводе с греческого языка означает «нашёл, открыл» . Произносите чаще это слово.

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. - М.: Баллас.
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Skazochnyj-domik.ru ().
  2. Liveinternet.ru ().
  3. Nsportal.ru ().

Домашнее задание

  • Потренируйтесь в написании буквы Э . Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Ээ (большие и маленькие).
  • Найдите слова, в которых слышен звук [э] . Посчитайте, сколько звуков [э] в каждом слове.

Эскимо, зеркало, эклер, дуэт, крем, энергия, пешеход.

  • Отгадайте загадку:

Эта буква роет ямы,

Вторит окрику упрямо

И на палочке потом

Шоколадным тает льдом.

(Ответ: Буква Э - экскаватор, эхо, эскимо)

Открытый урок по обучению грамоте (чтение)

в 1 классе «Б»

Тема урока: Звук [э]. Буквы Ээ

Подготовила и провела: учитель начальных классов

Агаркова Нина Борисовна

Астана 2014г.



Тема урока : Звук [э]. Буквы Э э
Цели: Познакомить с новым гласным звуком [э] и буквами Э э ; научить читать слова с этими буквами. Задачи урока: Образовательные.

    Дать понятие о новом гласном звуке, научить выделять его в словах. Научить распознавать буквы Ээ среди других букв. Формировать умение читать слоги-слияния и слова с буквами Э э . Совершенствовать навык правильного, выразительного чтения,
умение работать с текстом. Развивающие.
    Развивать фонематический слух, мышление, речь. Расширять кругозор учащихся. Обогащать словарный запас учащихся.
Воспитательные. Воспитывать интерес к учёбе, аккуратность, усидчивость, доброжелательное отношение друг к другу. Формы : коллективная, индивидуальная, самостоятельная. Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый. Тип урока : объяснение нового материала. Оборудование: рисунки с изображением предметов на букву Э, карточки со словами, букварь(авт. В.К.Павленко, Т.К.Абенова), Ход урока: I. Организационный момент.
Прозвенел звонок.
Начинается урок. Повернулись, гостям улыбнулись Друг на друга поглядели И тихонько дружно сели. - Ребята, сегодня по дороге в школу почтальон отдал мне бандероль от феи по имени «Грамота». Откроем бандероль и посмотрим, что там лежит. Смотрите, ребята, здесь письмо и конверты.
-Денис, прочитай, пожалуйста, письмо. «Здравствуйте, ребята! Я, фея «Грамота», прислала вам конверты с заданиями. Сегодня к вам на урок пришли гости, и я хочу, чтобы вы справились со всеми моими заданиями и показали свои знания». II. Актуализация знаний 1. Ну, что, ребята, откроем первый конверт? Задание: « Знаете ли вы буквы?» Мальчики показывают согласные, а девочки гласные буквы. Я называю звук, а вы показываете букву. С, А, М, О, Ы, Ш, Й, Л, И,Т (Коллективная работа.) Учитель: - Молодцы, все справились с заданием.

2. Откроем второй конверт. Какое здесь задание? - Ребята, посмотрите на доску и назовите буквы. О У И Й Е Ё Ы А Работает 1 группа -Молодцы, правильно назвали. Учитель: -Какая буква здесь лишняя? (Й) Работает 2 группа. -Почему? (все гласные, а Й –согласная буква) Чем отличаются гласные звуки от согласных звуков? - Что мы можем сказать про Й? Характеристика звука Й - это согласный, звонкий, мягкий звук. Молодцы!
-Какие бывают гласные звуки? (ударные и безударные) Работает 3 группа. Они могут обозначать твёрдость и? (мягкость) согласного звука. -Назовите гласные буквы, которые обозначают мягкость впереди стоящего согласного. (и, е, ё, ю,я) - Назовите гласные буквы, которые обозначают твёрдость впереди стоящего согласного (а, у, о,ы,э) 3.Теперь можно открыть 3 конверт. Загадка « Никто его не видывал, а всякий слыхивал.»

Что записано? (загадка)

Кто знает отгадку? (эхо)

Мы можем увидеть эхо?
- Кому из вас приходилось слышать эхо, когда и где?
- Что это такое? (отражение звуковой волны)

Выделите первый звук в слове ЭХО. [э]

Артикуляция: рот открыт, язык находится внизу, слегка приподнят. - Дайте характеристику этому звуку. (гласный) Почему? (тянется, поётся, воздух не встречает препятствий). Физминутка Буратино потянулся. Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл Ключик видно не нашел. Чтобы ключик нам достать, На носочки нужно встать!
III. Сообщение темы и целей урока . - Итак, ребята, с какой буквой мы сегодня познакомимся?

Определите тему урока. (Звук [э] и буквы Ээ)

Чему мы научимся на уроке? Как вы думаете? (научимся правильно произносить звук, узнавать его среди других звуков)

На доске буквы Ээ.
Буква Э на эс дивится. Словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка. Только нету языка.
- На какую букву похожа Э? называют похожие буквы. - Покажите «дом» буквы Э в алфавите.. Назовите и покажите соседей буквы Э. Показывает ученик из 1 группы.
- Ребята, фея «Грамота» предлагает поиграть в игру: «ЭХО» -Вы были в лесу? Кто повторяет за нами? Правильно – это ЭХО. Эхо, ребята, это акустическая волна, отраженная от какого-либо препятствия. Оно повторяет последний слог. Давайте поиграем. Вы - Эхо. Я называю слово, а вы отвечайте вместо него
Лук –ук, мак – ак, дом – ом, гном –ном, это – то, май –ай, лей –ей. . Молодцы!

IV. Изучение нового материала.

    Откроем 4 конверт .
- Здесь для вас слоги. Прочитайте только с буквой э
мэ ма, лэ лу ры эр но ки эс эд эм бу гэ
    Словарная работа. Конверт №5
- Ребята, а вы знаете, что в русском языке совсем мало слов с буквой э: эй, эх, это, эти, эта, этот. Эта буква встречается в основном в словах иноязычного происхождения, они пришли к нам из другого языка. Экскаватор – строительная машина с большой лопатой. Экология – наука о защите окружающей среды. А как нужно относиться ко всему, что окружает нас с вами? Алоэ – лекарственное растение, с толстыми колючими листьями. 400 видов. В переводе с арабского языка означает «горький» Поэт – человек, который сочиняет стихи. Эму – большая птица, но не летает, а быстро бегает. Страус. - Ребята, в какой части слова спрятался звук э? (вначале, середине или в конце слова)

3.А сейчас мы откроем 6 конверт.
Выполните звукобуквенный анализ слов. 1 группа 2 группа 3 группа эхо Эдик эскимо Эмма экран экипаж

4. Физминутка. Дует ветер нам в лицо Закачалось деревцо. Ветер тише-тише-тише Деревцо всё выше-выше!

5 Конверт № 7. Работа по учебнику. 1 группа. Чтение слогов. С.52 (4уч-ка) 2 группа. Чтение текста «Это наш дом» с.52 (3 уч-ка) 3 группа. Чтение текста в Букваре (доп) с92 (4уч-ка)
V. Закрепление -Ребята, мы выполнили задания. Но я хочу дать вам последнее задание. Напиши в квадратиках букву, которую мы сегодня выучили. - А какую букву вы узнали? Букву Э. - Следующее задание – это игра «Найди меня». -Вы должны найти все буквы э и обвести их. Каким цветом? Почему?
VI. Рефлексия. -Вот и подошёл к концу наш урок. - С какой буквой мы познакомились? -Какое задание вам понравилось? - Кому на уроке было интересно, кто узнал что-то новое, похлопайте в ладоши. -Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились, можно отдохнуть.



Похожие публикации