Значение леонид (муравьев) в православной энциклопедии древо. Священномученик леонид муравьев - оленьково.рф

Леонид Владимирович Муравьев ( - ), священник , священномученик

– Во время коллективизации в 1931 году вы вели антисоветские разговоры о том, что кто записался в колхоз, того вешать будут?– спросил следователь.

– С моей стороны антисоветских разговоров относительно колхозного строительства не было, за исключением того, что был случай, когда говорил колхозникам, что в колхозе работать очень тяжело и что в единоличном хозяйстве жилось лучше.

– Следствию известно, что вы во время службы в церкви верующим говорили, что всякая власть от Бога.

– Действительно, с моей стороны разговор о власти был, но только согласно Священному Писанию. Это я признаю.

– Признаете ли вы себя виновным в антисоветской деятельности среди колхозников?– задал следователь последний вопрос.

– Виновным себя в антисоветской агитации не признаю, этого с моей стороны не было.

16 июля года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения. Врач, освидетельствовавший его, назвал болезни, добавив в заключение, что священник здоров. Отец Леонид был отправлен в Мариинские лагеря в Кемеровской области.

Его пребывание в лагерях оказалось недолгим. По семейному преданию, в лагере его сразу раздели уголовники. Он был очень стар, сторожил огород и довольно быстро умер.

ЛЕОНИД (МУРАВЬЕВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

См. Муравьев Леонид Владимирович

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЛЕОНИД (МУРАВЬЕВ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МУРАВЬЁВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
    Возможно несколько вариантов происхождения этой фамилии и родственных ей: Муравей, Муравлёв, Мурахин, Мурашев, Мурашин, Мурашка, Мурашко, Мурашкевич, Мурашкин, Мурашков, Мурашов …
  • МУРАВЬЁВ в Энциклопедии фамилий:
    Возможно несколько вариантов происхождения этой фамилии и родственных ей: Муравей, Муравлёв, Мурахин, Мурашев, Мурашин, Мурашка, Мурашко, Мурашкевич, Мурашкин, Мурашков, Мурашов. …
  • ЛЕОНИД в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Leonidas, ????????). Спартанский царь (491—480 гг. до Р.Х.) При вторжении персов, он взял на себя защиту узкого ущелья Фермопил. Он …
  • ЛЕОНИД в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Царь Спарты, сдерживавший в течение двух дней натиск персидских завоевателей во главе с Ксерксом на проходе к Фермопилам. После того …
  • МУРАВЬЕВ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Михаил Артемьевич (1880-1918). Офицер царской армии, подполковник. Во время Октябрьской революции предложил свои услуги Советскому правительству и был назначен начальником …
  • ЛЕОНИД в Краткой биографической энциклопедии:
    Леонид - епископ Рязанский (XVI век). Участвовал на соборах: 1578 г. - о прославлении преподобного Иосифа Волоколамского, 1580 и …
  • МУРАВЬЕВ
    (Карский) Николай Николаевич (1794-1866) российский генерал от инфантерии (1853). Брат А. Н. и М. Н. Муравьевых. Сторонник отмены крепостного права. …
  • ЛЕОНИД в Большом энциклопедическом словаре:
    (508/507-480 до н. э.) спартанский царь с 488. В греко-персидских войнах в 480 возглавил греческое войско против персидского царя Ксеркса. …
  • ЛЕОНИД
    (Leonidas) (508/507, Спарта, - 480 до н. э., Фермопилы), спартанский царь в 488-480 до н. э. (Древняя Греция). В период …
  • МУРАВЬЁВ
    Муравьёв (Никита Михайлович, 1796 - 1843) - декабрист, братАлександра Михайловича М., женат был на графини Чернышевой,последовавшей за ним в Сибирь; …
  • ЛЕОНИД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    до монашества Лев Васильевич Краснопевков — деятель русской церкви (1817-76). Учился в горном кадетском корпусе, служил во флоте, но скоро …
  • МУРАВЬЕВ
    МУРАВЬЁВ (Карский) Ник. Ник. (1794-1866), гос. и воен. деятель, ген. от инфантерии (1853). Брат А.Н. и М.Н. Муравьёвых. Сторонник отмены …
  • МУРАВЬЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУРАВЬЁВ Никита Мих. (1796-1843), декабрист, один из основателей "Союза спасения" и "Союза благоденствия", капитан (1825). Брат А.М. Муравьёва. Участник загран. …
  • МУРАВЬЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУРАВЬЁВ Мих. Ник. (1845-1900), граф, дипломат, в 1897-1900 мин. ин. дел; инициатор созыва 1-й Гаагской мирной конф. …
  • МУРАВЬЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУРАВЬЁВ Мих. Ник. (1796-1866), гос. деятель, ген. от инфантерии (1863), граф (1865), поч. ч. Петерб. АН (1857). Брат А.Н. и …
  • МУРАВЬЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУРАВЬЁВ Мих. Артемьевич (1880-1918), лев. эсер, подполковник. В 1917 во время выступления Керенского - Краснова нач. обороны Петрограда. В 1918 …
  • МУРАВЬЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУРАВЬЁВ Артамон Зах. (1794-1846), декабрист, чл. "Союза спасения", "Союза благоденствия" и Юж. об-ва, полковник (1820). Участник Отеч. войны 1812 и …
  • МУРАВЬЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУРАВЬЁВ Ал-др Ник. (1792-1863), декабрист, один из основателей "Союза спасения" и "Союза благоденствия", полковник в отставке (1818). Брат М.Н. и …
  • МУРАВЬЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУРАВЬЁВ Ал-др Мих. (1802-53), декабрист, чл. Сев. об-ва, корнет (1824). Брат Н.М. Муравьёва. Осуждён на 8 лет каторги. С 1827 …
  • ЛЕОНИД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕОН́ИД (в миру Лев Ал-др. Кавелин) (1822- 1891), историк церкви, духовный писатель. С 1863 нач. Рос. духовной миссии в Иерусалиме, …
  • ЛЕОНИД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕОН́ИД (508/507-480 до н.э.), спартанский царь с 488. В греко-перс. войнах в 480 возглавил греч. войско против перс. царя Ксеркса. …
  • ЛЕОНИД в Словаре Кольера:
    царь Спарты (правил ок. 490-480 до н.э.), командовал греками во время их легендарного противостояния персам при Фермопилах в 480 до …
  • ЛЕОНИД в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • ЛЕОНИД в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Леонид, (Леонидович, …
  • МУРАВЬЕВ
    Александр Михайлович (1802-53) , декабрист, корнет. Член Северного общества. Брат Н. М. Муравьева. Осужден на 8 лет каторги. С 1827 …
  • ЛЕОНИД в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (508/507-480 до н. э.), спартанский царь с 488. В греко-персидских войнах в 480 возглавил греческое войско против персидского царя Ксеркса. …
  • МУРАВЬЕВ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Муравьев Леонид Владимирович (1868 - 1941), священник, священномученик. Память 29 октября и …
  • ЛЕОНИД, МУЧЕНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Леонид, имя ряда мучеников. Мчч. Леонид и Елевферий были брошены в младенческом возрасте в огонь …
  • ЛЕОНИД УСТЬНЕДУМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Леонид Устьнедумский (1551 - 1654), иеромонах, преподобный. Память 17 июля и 8 …
  • ЛЕОНИД (КАВЕЛИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Леонид (Кавелин) (1822 - 1891), архимандрит. Духовный писатель, историк, археограф, переводчик, автор стихов …
  • ЛЕОНИД (АНТОЩЕНКО) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Леонид (Антощенко) (1872 - 1938), епископ Марийский, священномученик. Память 26 декабря и …
  • ЛЕОНИД II
    Царь лакедемонян из рода Агидов, правивший в 254-243, 241-235 гг. до Р.Х. Сын Клеонима, внук Клеомена II. Леонид принадлежал к …
  • ЛЕОНИД I в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Спартанский царь из рода Агидов, правивший в 491-480 гг. до Р.Х. Род. в 508 г. до Р.Х. Умер 480 г. …
  • ЛЕОНИД II в биографиях Монархов:
    Царь лакедемонян из рода Агидов, правивший в 254—243, 241—235 гг. до Р.Х. Сын Клеонима, внук Клеомена II. Леонид принадлежал к …
  • ЛЕОНИД I в биографиях Монархов:
    Спартанский царь из рода Агидов, правивший в 491—480 гг. до Р.Х. Род. в 508 г. до Р.Х. Умер 480 г. …
  • АНДРЕЕВ ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Леонид Николаевич , русский писатель. Окончил юридический факультет Московского университета (1897). Начал печататься …
  • МУРАВЬИ: ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МУРАВЬЕВ в Словаре Кольера:
    К статье МУРАВЬИ Насекомые, образующие крупные скопления, не обязательно являются эвсоциальными, т.е. истинно общественными. Социобиологи различают несколько уровней организации групповой …
  • МЕЧТА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-01-07 Time: 15:05:19 * Американская мечта: начать делать деньги, затем делать деньги при помощи денег, и, наконец, делать …
  • СЕРАФИМ ВЫРИЦКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Серафим (Муравьев) (1866 - 1949), иеросхимонах, Вырицкий чудотворец, преподобный. Память 21 …
  • СЕРАФИМ (ЧИЧАГОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Серафим (Чичагов) (1856 - 1937), митрополит, священномученик. Память 11 декабря, в …
  • НИКАНДР (ВИКТОРОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никандр (Викторов) (1891 - 1961), архиепископ Ростовский и Новочеркасский. Детство и молодые годы …
  • ЛЕОНТИЙ (ТУРКЕВИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Леонтий (Туркевич) (1876 - 1965), архиепископ Нью-Йоркский, митрополит всея Америки и Канады, предстоятель …
  • ЛЕВ ОПТИНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лев (Наголкин) (1768 - 1841), иеросхимонах, Оптинский старец, преподобный. Память 11 октября …
  • АГИС-1 в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    (III в. до н.э.) (англ. Agis IV) Греция уже около ста лет томилась под владычеством Македонии. Зажиточные граждане не только …
  • АГИС в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    I - Легендарный царь из рода Агидов, правивший в Лаконике в XI в. до Р.Х. Сын Еврисфена. Агис лишил равноправия …
  • АГИС IV в биографиях Монархов:
    Царь из рода Эврипонтидов, правивший в Лаконике в 244—241 гг. до Р.Х. Род ок. 262 г. до Р.Х. Умер 241 …

Свя-щен-но-му-че-ник Лео-нид ро-дил-ся 18 ап-ре-ля 1868 го-да в се-ле Але-ши-но Брон-ниц-ко-го уез-да Мос-ков-ской гу-бер-нии в се-мье свя-щен-ни-ка Вла-ди-ми-ра Ива-но-ви-ча Му-ра-вье-ва. Отец Вла-ди-мир про-слу-жил в Кос-мо-да-ми-ан-ской церк-ви в се-ле Але-ши-но со-рок три го-да. В 1888 го-ду Лео-нид Вла-ди-ми-ро-вич окон-чил Мос-ков-скую Ду-хов-ную се-ми-на-рию и стал ра-бо-тать учи-те-лем. В 1896 го-ду он был ру-ко-по-ло-жен во свя-щен-ни-ка к Кре-сто-воз-дви-жен-ской церк-ви в се-ле Ма-рьин-ка Брон-ниц-ко-го уез-да, в ко-то-рой про-слу-жил со-рок два го-да, до дня сво-е-го аре-ста.
В 1931 го-ду со-труд-ни-ки НКВД ре-ши-ли аре-сто-вать и осу-дить от-ца Лео-ни-да, об-ви-нив его в том, что он на-нес вред кол-хоз-ной соб-ствен-но-сти: в кол-хо-зе умер-ли по-ро-ся-та, а по-сколь-ку кол-хоз по-ме-стил их на скот-ный двор к свя-щен-ни-ку, в ги-бе-ли жи-вот-ных об-ви-ни-ли его. Од-на-ко, несмот-ря на все по-ка-за-ния нуж-ных сви-де-те-лей, это-го не уда-лось до-ка-зать, так как из по-ка-за-ний вы-хо-ди-ло, что в ги-бе-ли жи-вот-ных ви-но-ва-ты са-ми кол-хоз-ни-ки и ве-те-ри-нар. То-гда вла-сти по-тре-бо-ва-ли от свя-щен-ни-ка ис-пол-не-ния твер-до-го за-да-ния, то есть он дол-жен был сдать опре-де-лен-ное ко-ли-че-ство сель-ско-хо-зяйствен-ной про-дук-ции, че-го он ис-пол-нить не смог, по-то-му что у него ее не бы-ло. В 1932 го-ду суд по-на-ча-лу при-го-во-рил от-ца Лео-ни-да к кон-фис-ка-ции все-го иму-ще-ства, но впо-след-ствии при-го-вор был от-ме-нен.
Ко-гда в кон-це трид-ца-тых го-дов уже-сто-чи-лись го-не-ния на Рус-скую Пра-во-слав-ную Цер-ковь, пред-се-да-тель сель-со-ве-та, со-став-ляя ха-рак-те-ри-сти-ку на свя-щен-ни-ка, на-пи-сал 16 мар-та 1938 го-да: «Му-ра-вьев... сре-ди на-се-ле-ния ве-дет ан-ти-со-вет-ский раз-го-вор. Хо-дит по до-мам, кре-стит но-во-рож-ден-ных в гряз-ных боч-ках». А один из мест-ных жи-те-лей на-пи-сал за-яв-ле-ние в НКВД, что отец Лео-нид кре-стит на до-му в при-сут-ствии уча-щих-ся и это мо-жет пло-хо по-вли-ять на их уче-ние.
В мар-те 1938 го-да сле-до-ва-тель до-про-сил де-жур-ных сви-де-те-лей и мест-ных на-чаль-ни-ков, ко-то-рые ста-ли го-во-рить, буд-то отец Лео-нид за-ни-мал-ся ан-ти-со-вет-ской аги-та-ци-ей и кре-стил мест-ных жи-те-лей. К это-му де-лу бы-ли при-об-ще-ны про-то-ко-лы до-про-сов сви-де-те-лей за 1931 год, в ко-то-рых свя-щен-ник об-ви-нял-ся в ги-бе-ли кол-хоз-ной жив-но-сти. 31 мар-та 1938 го-да отец Лео-нид был аре-сто-ван и за-клю-чен в тюрь-му в го-ро-де Ка-ши-ре.
- Во вре-мя кол-лек-ти-ви-за-ции в 1931 го-ду вы ве-ли ан-ти-со-вет-ские раз-го-во-ры о том, что кто за-пи-сал-ся в кол-хоз, то-го ве-шать бу-дут? - спро-сил сле-до-ва-тель.
- С мо-ей сто-ро-ны ан-ти-со-вет-ских раз-го-во-ров от-но-си-тель-но кол-хоз-но-го стро-и-тель-ства не бы-ло, за ис-клю-че-ни-ем то-го, что был слу-чай, ко-гда го-во-рил кол-хоз-ни-кам, что в кол-хо-зе ра-бо-тать очень тя-же-ло и что в еди-но-лич-ном хо-зяйстве жи-лось луч-ше.
- След-ствию из-вест-но, что вы во вре-мя служ-бы в церк-ви ве-ру-ю-щим го-во-ри-ли, что вся-кая власть от Бо-га.
- Действи-тель-но, с мо-ей сто-ро-ны раз-го-вор о вла-сти был, но толь-ко со-глас-но Свя-щен-но-му Пи-са-нию. Это я при-знаю.
- При-зна-е-те ли вы се-бя ви-нов-ным в ан-ти-со-вет-ской де-я-тель-но-сти сре-ди кол-хоз-ни-ков? - за-дал сле-до-ва-тель по-след-ний во-прос.
- Ви-нов-ным се-бя в ан-ти-со-вет-ской аги-та-ции не при-знаю, это-го с мо-ей сто-ро-ны не бы-ло.
Отец Лео-нид не по-пал в вол-ну мас-со-вых ре-прес-сий и три с по-ло-ви-ной ме-ся-ца про-си-дел в за-клю-че-нии, ожи-дая при-го-во-ра. 16 июля 1938 го-да тройка НКВД при-го-во-ри-ла его к де-ся-ти го-дам за-клю-че-ния. Врач, осви-де-тель-ство-вав-ший его, на-звал бо-лез-ни, до-ба-вив в за-клю-че-ние, что свя-щен-ник здо-ров. Отец Лео-нид был от-прав-лен в Ма-ри-ин-ские ла-ге-ря в Ке-ме-ров-ской об-ла-сти, но недол-гим бы-ло его там пре-бы-ва-ние. Свя-щен-ник Лео-нид Му-ра-вьев скон-чал-ся в за-клю-че-нии 11 но-яб-ря 1941 го-да и был по-гре-бен в без-вест-ной мо-ги-ле.

Ис-поль-зо-ван ма-те-ри-ал кни-ги: «Жи-тия но-во-му-че-ни-ков и ис-по-вед-ни-ков Рос-сийских ХХ ве-ка Мос-ков-ской епар-хии. До-пол-ни-тель-ный том 3» Тверь, 2005 год, стр. 152-154.

Священномученик Леонид родился 18 апреля 1868 г. в семье священника Космо-Дамиановской церкви села Алешина Бронницкого уезда Владимира Муравьева. В 1888 г. окончил Московскую Духовную семинарию с аттестатом II разряда. После этого поступил на службу учителем церковно-приходской школы в селе Фаустово Бронницкого уезда. Во время своего учительства женился на девице Марии Александровне. 4 февраля 1896 г. Леонид Владимирович митрополитом Сергием (Ляпидевским) был рукоположен в священнический сан, и назначен настоятелем Крестовоздвиженской церкви села Марьинка.

Прибыв на место служения, молодой священник ревностно взялся за свои пастырские обязанности. Кроме служения в церкви батюшка преподавал Закон Божий детям в Марьинской церковно-приходской школе. Несмотря на то, что приход был небогатый, благодаря трудолюбию и смекалистости священника благосостояние его было довольно приличным для сельского священника. У него был дом 18х9, покрытый железом, сарай, амбар, баня. Держалась скотина: две лошади, две коровы, восемь овец и поросята.

За время семейной жизни у четы Муравьевых родилось четверо детей: Леонид (1895), Мария (1897), Екатерина (1902) и Александр (1911). Сорок два года, вплоть до ареста отец Леонид прослужил на приходе, освященном благословением Игумена земли Русской.

После 1917 г. на Церковь обрушились гонения. Особенно они усилились с началом коллективизации. В 1930-х годах, советская власть поставила себе целью задушить Церковь экономически, через увеличения налогов и госпоставок. Усиление налогов тяжким бременем легли на Марьинский приход и на самого священнослужителя, который был объявлен кулаком. В 1937 г. отец Леонид заплатил 1065 руб. налогов и 922 руб. культового сбора. Примерно такие же суммы уплачивались и в предыдущие годы. С другой стороны местные органы НКВД внимательно взирали на священнослужителей, и оперативно реагировали на самые, даже пустяковые и «бредовые» доносы. В 1931 г. отец Леонид был обвинен в нанесении вреда колхозной собственности: умерли поросята, которых колхозники разместили на скотном дворе священника. Но доказать мнимую вину батюшки властям не удалось, т.к. показания свидетелей очевидно указывали на вину колхозников и ветеринара. Но, власти не угомонились, в том же году на семью священника было наложено «твердое задание», батюшка выполнить этот оброк в указанные сроки не смог, за что был судим. По приговору суда все имущество священника было конфисковано, для жилья была оставлена баня. Отец Леонид в ответ обратился с жалобой в ВЦИК на действие суда, ВЦИК приговор отменил, и все имущество было возвращено владельцу.

В 1938 г. батюшка вновь оказался в сфере внимания органов НКВД. Поводом послужил донос: «Уведомляю Вас, - писал доносчик, - что (священником)…производятся на дому крещения в присутствии учащихся. Ходит по домам, где производит крещение как для марьинских, так и для приезжих из далеких деревень. Я считаю, что священник распространяет свой культ крещения». В НКВД отреагировали оперативно. 16 марта были собраны «свидетельские» показания. В роли свидетелей выступили председатель сельсовета и заведующий избой–читальней. Председатель сельсовета дал характеристику, где в частности писал, что священник «среди населения Марьинки ведет антисоветский разговор. Ходит по домам, крестит новорожденных в грязных бочках. Имеет у себя прислугу, которую эксплуатирует. В религиозные праздники, когда он производит службу в церкви, по его вине завсегда срываются работы в колхозе».

31 марта отец Леонид был арестован, в доме был проведен обыск, но ничего обнаружено не было. 3 апреля батюшка был вызван на допрос, сначала его допрашивал участковый инспектор, вопросы касались социального и имущественного положения священника. Затем допрос начал начальник Малинского отдела милиции Васин:

Следствием установлено, - задал вопрос начальник милиции, - что вы имели тесную связь с арестованным органами УГБ Борисовым, который занимался антисоветской агитацией среди колхозников. Подтверждаете это?

Действительно, я посещал Борисова очень часто, но никаких антисоветских разговоров с моей стороны с Борисовым не было.

Во время коллективизации в 1931 г. вы вели антисоветские разговоры о том, что кто записался в колхозы, того вешать будут. Дайте правдивые показания.

С моей стороны, антисоветских разговоров по вопросу колхозного строительства не было, за исключением того, что были случаи, когда я говорил колхозникам, что в колхозе работать очень тяжело и плохо, в единоличном хозяйстве живется лучше.

Следствию известно, что вы во время службы в церковной среде верующих говорили, что всякая власть от Бога?

Действительно, с моей стороны разговоры о власти были только со стороны Священного Писания. Это я признаю.

Признаете ли вы себя виновным в антисоветской агитации среди колхозников против советского строя?

Виновным себя в антисоветской агитации не признаю, потому что этого с моей стороны не было.

Как видно из допроса священник виновным себя не признал, но, не смотря на это, было составлено обвинительное заключение, где были подробно описаны показания лжесвидетелей. Обвинения были следующие: якобы священник выступал против колхозного строя - «коммунисты загонят всех в колхозы насильно и хотят устроить крепостное право над крестьянами, кто записался в колхоз, того будут вешать на виселице». Высказывал сожаление расстрелянным врагам народа - «коммунисты…между собой спорят и дело доходит до суда, а потом, кто правду скажет, того судят и расстреливают. Скоро расстреляют всех честных и останется один Сталин, и будет царем». Возводил клевету на стахановское движение: - «В газетах пишут неверно о стахановском движении. Это пишут для того, что советская власть изнуряет крестьян, чтобы больше работали и больше бы доставалось государству». Выступал против займа «Укрепление обороны страны» в июле 1937 г., сочувствуя политике Гитлера - «советская власть совсем обнищала, сейчас принуждает колхозников на подписку на заем, скоро все равно будет война, придет Гитлер и возьмет власть в свои руки». В конце документа было сказано, что священник «виновным себя не признал, но полностью уличен свидетельскими показаниями. Следственное дело направить на рассмотрение Особого Совещания НКВД».

16 июля 1938 г. дело священника Леонида Муравьева было рассмотрено тройкой, которая приговорила 70–летнего старца к 10 годам исправительно-трудовых лагерей.

5 марта 1939 г. матушка священника Мария Александровна написала письмо на имя Берии: «Настоящим прошу пересмотреть дело моего мужа Муравьева Л. В. священника села Марьинка, арестованного 31 марта 1938 г. там же. По наведенным справкам на «Матросской тишине» он выслан в ИТЛ сроком на 10 лет. Моему мужу 71 год. Страдает неврозом сердца, грыжей и катаром желудка. В настоящее время находится в Мариинске Новосибирской области. Убедительно прошу учесть его возраст, и болезненное состояние, пересмотреть дело». Письму этому был дан ход, вновь были передопрошены свидетели. 8 февраля 1940 г. они полностью подтвердили показания 1938 г. и решение тройки было оставлено в силе. Умер священник 11 ноября 1941 г. в Мариинских лагерях и похоронен в безвестной могиле. Решением Патриарха Московского Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви от 18 августа 2004 г. священник Леонид Муравьев был прославлен в лике святых Новомучеников российских.

Священномученик Леонид родился 18 апреля 1868 года в селе Алешино Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Владимира Ивановича Муравьева. Отец Владимир прослужил в Космодамианской церкви в селе Алешино сорок три года. В 1888 году Леонид Владимирович окончил Московскую Духовную семинарию и стал работать учителем. В 1896 году он был рукоположен во священника к Крестовоздвиженской церкви в селе Марьинка Бронницкого уезда, в которой прослужил сорок два года, до дня своего ареста.

В 1931 году сотрудники НКВД решили арестовать и осудить отца Леонида, обвинив его в том, что он нанес вред колхозной собственности: в колхозе умерли поросята, а поскольку колхоз поместил их на скотный двор к священнику, в гибели животных обвинили его. Однако, несмотря на все показания нужных свидетелей, этого не удалось доказать, так как из показаний выходило, что в гибели животных виноваты сами колхозники и ветеринар. Тогда власти потребовали от священника исполнения твердого задания, то есть он должен был сдать определенное количество сельскохозяйственной продукции, чего он исполнить не смог, потому что у него ее не было. В 1932 году суд поначалу приговорил отца Леонида к конфискации всего имущества, но впоследствии приговор был отменен.

Когда в конце тридцатых годов ужесточились гонения на Русскую Православную Церковь, председатель сельсовета, составляя характеристику на священника, написал 16 марта 1938 года: «Муравьев... среди населения ведет антисоветский разговор. Ходит по домам, крестит новорожденных в грязных бочках». А один из местных жителей написал заявление в НКВД, что отец Леонид крестит на дому в присутствии учащихся и это может плохо повлиять на их учение.

В марте 1938 года следователь допросил дежурных свидетелей и местных начальников, которые стали говорить, будто отец Леонид занимался антисоветской агитацией и крестил местных жителей. К этому делу были приобщены протоколы допросов свидетелей за 1931 год, в которых священник обвинялся в гибели колхозной живности. 31 марта 1938 года отец Леонид был арестован и заключен в тюрьму в городе Кашире.

Во время коллективизации в 1931 году вы вели антисоветские разговоры о том, что кто записался в колхоз, того вешать будут? - спросил следователь.

С моей стороны антисоветских разговоров относительно колхозного строительства не было, за исключением того, что был случай, когда говорил колхозникам, что в колхозе работать очень тяжело и что в единоличном хозяйстве жилось лучше.

Следствию известно, что вы во время службы в церкви верующим говорили, что всякая власть от Бога.

Действительно, с моей стороны разговор о власти был, но только согласно Священному Писанию. Это я признаю.

Признаете ли вы себя виновным в антисоветской деятельности среди колхозников? - задал следователь последний вопрос.

Виновным себя в антисоветской агитации не признаю, этого с моей стороны не было.

Отец Леонид не попал в волну массовых репрессий и три с половиной месяца просидел в заключении, ожидая приговора. 16 июля 1938 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения. Врач, освидетельствовавший его, назвал болезни, добавив в заключение, что священник здоров. Отец Леонид был отправлен в Мариинские лагеря в Кемеровской области, но недолгим было его там пребывание. Священник Леонид Муравьев скончался в заключении 11 ноября 1941 года и был погребен в безвестной могиле.

Игумен Дамаскин (Орловский)

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века

Московской епархии. Дополнительный том 3»

Тверь, 2005 год, стр. 152-154.



Похожие публикации