Международный день полёта человека в космос, День Космонавтики: Стихи о космосе и космонавтах. Русские поэты о космосе - космос - история - каталог статей - у елены Образ космоса в современной поэзии

Электронная библиотека нашего портала сайт насчитывает огромное количество книг о тайнах и загадках космоса, большинство из которых Вас наверняка заинтересует. Они пробудят воспоминания с детства и унесут Вас в сказочный мир незабываемых фантастических приключений.

Многие произведения давно переиздавались, и отыскать их в бумажном варианте очень сложно. К счастью планшетные компьютеры и электронные книги давно не являются диковинкой. Любой желающий может воспользоваться нашим сайтом сайт и бесплатно получить любую книгу в электронном варианте, воспользовавшись удобным поиском. Мы постоянно следим за развитием и пополнением нашего ресурса, привлекая на свой портал все больше постоянных посетителей.

Космос и литература от сайт

Космический миф – сложное явление мировой и русской культуры. Между писателями и учеными никогда не было споров о том, какая картина космоса будет более правильной – научная или художественная, потому что на сегодняшний день эти две системы успешно существуют как бы порознь. Принято считать, что язык науки нельзя хорошо перевести на язык художественной речи, в то время как язык искусства не имеет адекватного отражения в сложной научной терминологии. Но как бы там ни было, существует две модели мира, которые находятся в незримом взаимодействии.

Космос Ньютона и космос Гете формально никогда не соприкасались друг с другом, несмотря на ту очевидность, что «Фауст» написан человеком, который принял ньютоновский образ мира. Как известно, Ньютон предшествовал Гете, но сейчас редкая космологическая модель может обойтись без косвенных и прямых обращений к «Фаусту». Безусловно, научная достоверность в таком случае играет второстепенную роль.

Отчеканенный на щите Ахилла гомеровский космос имеет мало общего с эйнштейновскими и ньютоновскими концепциями, но «Илиада» никогда не устаревает. С научной точки зрения космический миф может быть усовершенствован, или он может соответствовать новым научным достижениям – в искусстве его ценность измеряется не этим.

Описанный ужас Тютчева перед бездной космоса был мотивирован пустой Вселенной Ньютона, где пространства и времени бесконечно много. В теории относительности Эйнштейна идет речь о нулевом времени, но несмотря на это Тютчев не устаревает. Читатель интересует писателя не только в настоящем времени, он погружается в искусство со своим будущим и прошлым, со всеми подтвержденными и опровергнутыми мифами.

Космос и литература: мифы опровергаются в науке, но не в искусстве

В русской литературе мифы о космосе ранее не являлись предметом отдельного исследования, хотя «космос Тютчева», космос «Достоевского», «космос Лермонтова» стали вполне привычными словосочетаниями в условиях современной литературной критики. Косвенно или прямо эти темы затрагиваются в работах В. Топорова, Г. Гачева. Ярким примером такого рода исследований выступают работы Я. Гуревича, С. Аверинцева, А. Лосева по византийской, античной и средневековой литературе и эстетике. В таком случае выработалась определенная методология, которая заключается в том, что различные художественные произведения выступают материалом для космологической модели этнографа, филолога, литературоведа, историка.

Портал сайт представляет обзор книг о космонавтах и космосе для всех тех, кому интересна тема освоения космоса, кому не безразлична роль нашей страны в мировой космонавтике. Мы собрали как научные, так и фантастические и детские книги о космосе.

Еликоева Алина

В последние годы к нам часто возвращаются философские и научные концепции, забытые, казалось бы, навсегда. Цель данной работы- рассмотреть явление русского космизма на примере творчества поэтов 19-21 веков, потому что поэты как никто более "способны в слове уловить оттенки чувства и воленья".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 им. Александра Демина муниципального образования Брюховецкий район

Научно-исследовательская работа

Тема: «Космизм в русской поэзии»

Работу выполнила

Еликоева Алина

Ученица 10 класса МБОУ СОШ №8

Им. А. Демина Брюховецкого района

Руководитель

Мальцева Татьяна Алексеевна,

Учитель русского языка и литературы

Ст. Чепигинская, 2014

Введение……………………………………………………стр.4-5

1.Истоки русского космизма, основные черты………….стр.5-6

2.Космизм в русской поззии

2.1 Человек и космос в поэзии 19 века…………………стр.6-8

2.2 Космические мотивы 20 столетия………………….стр.8-12

2.3 «Звездная» тема сегодня……………………………стр.13-15

Заключение………………………………………………...стр.16-17

Литература…………………………………………………стр.18

Основное содержание работы

Во Введении обоснованы актуальность и степень изученности темы, сформулированы цели и задачи, определены объект и предмет исследования.

В первом разделе «Истоки русского космизма, основные черты» дано определение космизма, прослежен процесс формирования идей русского космизма, сформулированы основные черты русского космизма.

Второй раздел – «Космизм в русской поэзии»- посвящен анализу художественных произведений поэтов 19-21 вв., посвященных теме космоса. Голос природы всегда звал и манил к себе человека. Во все времена люди хотели понять, что такое природа, космос, как устроен мир. Конечно, ответы на эти вопросы в первую очередь искала и ищет наука. Но искусство- это тоже необходимая форма познания окружающего мира, возникшая вовсе не случайно в процессе становления разумной жизни. И художники, и мыслители тоже приоткрывают завесу над Вселенной. Как же это сделали поэты 19-21 вв? В работе отмечена важная особенность лирики Ф.И. Тютчева- ее космический характер. Проанализированы стихи А.А. Фета, в которых он обращается к звездам как к родным ему существам. Тема поиска братьев по разуму- вот основная мысль «космических» стихов В. Брюсова. Услышан страстный призыв В. Маяковского в стихотворении «Послушайте!». Отмечена необычность сборника стихов С. Есенина «Поэзия Космоса». Тема активной эволюции, сознательного развития природного мира нашла отражение в поэтическом творчестве Н. Заболоцкого и Н. Рубцова. «Человек и Вселенная»- вечная тема, достойно продолжающаяся и в поэзии 21 века. Рассмотрено творчество А. Полякова, Н.Д. Спириной, Л.Кузьминской, поэтическое слово которых предвещает космическое будущее России.

В Заключении обобщаются основные результаты исследовательской работы и предлагаются выводы по избранной проблеме.

Введение

Актуальность темы . В последние годы к нам часто возвращаются философские и научные концепции, забытые, казалось бы, давно и навсегда. Видимо, это связано с наступлением очередного глобального цивилизованного кризиса и необходимостью становления в мире новых социально-культурных форм. Среди возрожденных концепций такого рода необходимо, на мой взгляд, вспомнить русский космизм, рассмотреть его на примере поэзии, потому что поэты как никто более «способны в слове уловить оттенки чувства и воленья».

Объект и предмет исследования . Среди множества поэтов, отдавших дань этому направлению, в первую очередь нужно выделить Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, поэтов 19 века. Но основное развитие поэзия космизма получила в 20 веке. Поэтому основное внимание уделяется творчеству этих поэтов. Объектом исследования станет и творчество современных авторов. Предмет исследования- особенность их проблематики и поэтики.

Цели и задачи исследования - рассмотреть явление русского космизма на примере творчества поэтов 19-21 веков, обратив внимание на сходство и различие восприятия. Целью работы определяются и ее задачи:

  • Выявить определяющие черты формирования космических мотивов в отечественной поэзии;
  • Осмыслить эстетические аспекты развития русского космизма в творчестве Ф.И. Тютчева и А.А. Фета;
  • Исследовать особенности космической темы в творчестве поэтов 20 века;
  • Раскрыть современное звучание космизма;
  • Анализом подвести к выводу, что искусство и космос- темы вечные и неисчерпаемые, и каждый виток истории придает им новое звучание.

Степень изученности темы . Обращение к русскому космизму как феномену мировой культуры нашло отражение в творчестве многих поэтов. Но особенно ярко традиции космизма выступают в русской поэзии. Поэтически-художественное космическое течение нашло свое отражение в творчестве Г.Р. Державина, Ф.И. Тютчева, Е.А. Баратынского, А.А. Фета. Философия русского космизма нашла глубокое отражение в художественной культуре 20 века. Особенно ярко это прослеживается в поэтическом творчестве А. Блока, В. Брюсова, С. Есенина, В. Маяковского. Связь человека со Вселенной- тема стихотворений Н. Рубцова и Н.А. Заболоцкого. Современное звучание русский космизм обрел в стихах Н.Д. Спириной, Л. Кузьминской, О. Есина.

Практическая значимость исследования . Во-первых, содержание работы позволяет вспомнить теорию поэтико-художественного космического течения. Во-вторых, содержание работы может быть использовано как основа спецкурса. В-третьих, данная работа позволила мне посмотреть на мир другими глазами, узнать и открыть для себя много нового.

Истоки русского космизма, основные черты

Под «космизмом» в широком смысле слова часто воспринимают целый поток культуры, включающий в себя не только философов и ученых, но и писателей, художников, представителей других творческих профессий. Ведь связь человека и космоса была предметом изучения уже с древних времен. Славянским народам была присуща вера в небесно-космическую предопределенность судьбы человеческой. Такие космические объекты, как Солнце, Луна, Звезды принимали деятельное участие в жизни людей. Они пытались постичь и понять тайны космического пространства. Кто мы? Откуда пришли? Куда идем? Ответы на эти вопросы менялись по мере взросления человечества. На каждом этапе этого пути человек, глядя на звезды, объяснял космос по-своему, но все ощущали прочную связь Вселенной, Космоса с миром человека, с его жизнью и духовностью. Семью, дом славяне уподобляли части Вселенной. Один из исследователей русского космизма Ф.И. Гиренок уверен: «Русский космизм потому и называется русским…что космос в нем предстает в изначальном смысле слова «вселенная», т.е.как дом, в который еще надо вселиться. Но не поодиночке, а всем миром». Таким образом, русская космическая мысль восходит в своих истоках к народному космизму славянской устной традиции и наиболее ярко проявившаяся как уникальное космическое направление философской мысли с 19 века.

Русская философская поэзия выразила задолго до науки, до теоретической философии, до К.Э Циолковского, В.И. Вернадского, А.И. Чижевского чувство планетарного сознания, глубокой органической связи человека со всей Вселенной, космосом. Основная черта русского космизма -идея активной эволюции, то есть необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. Человек- существо сознательное, творческое, но несовершенное, призванное преобразовать не только внешний мир, но и собственную природу. Напряженный духовный поиск, осмысление себя во Вселенной, смысла человеческого бытия и места человека на земле- вот цель русского космизма. Такой космизм традиционен для русской поэзии. Об этом хорошо сказал Ю. Селезнев в статье «Поэзия природы и природа поэзии»: «Космизм» русской поэзии проявляется не в отдельных образах…и тем более не в отдельных «космических» терминах, но прежде всего в том духовном состоянии причастности миру, которое создается стихотворением в его целом. В состоянии духовного диалога Я с Миром. Такой диалог может быть скрыт. Чаще всего он сокровенен, но его присутствие всегда ощущается».

Человек и космос в поэзии 19 века

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды!...

И солнца свет, и ночи тьму,..

И в небе каждую звезду!

А.К. Толстой

Интерес к месту человека во Вселенной, его связи с космосом наиболее ярко прослеживается в русской поэзии, начиная с творчества Ф.И. Тютчева, Е.А. Баратынского, А.А. Фета.

Важная особенность лирики Тютчева- ее космический характер. Мысль поэта обнимает все мироздание, в его воображении встают грандиозные картины, в которых небо противопоставлено земле, горы- долинам, север- югу. При этом поэт искренне верит, что у неба, звезд, гор, моря- своя, таинственная жизнь, и она притягивает своей загадочностью:

Не то, что мните вы, природа-

Не слепок, не бездушный лик:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык .

Многие поэты 19 века уподобляли природу живому существу, но у Тютчева она превратилась в самостоятельный, многоголосый, «стоокий» мир. Поэт-философ считает природу частью микрокосмоса, где царит гармония и порядок, и даже весенняя гроза воспринимается нами как живая, очищающая стихия, многоголосый оркестр, управляемый невидимым дирижером:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Для Тютчева красота и праздничность, великолепие природы, ликование ее и людей взаимосвязаны. Рисуя картины природы, поэт размышляет о загадках мироздания и вечных вопросах человеческого бытия:

Зябь ты великая, зябь ты морская,

Чем это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звезды глядят с высоты.

Поэт открывает неповторимую красоту не только очевидных, но и скрытых от обычного глаза явлений, показывая неисчерпаемость и загадочность земного и космического мира, подчеркивая приоритет природы в отношениях между нею и человеком:

С горы скатившись, камень лег в долине.

Как он упал? Никто не знает ныне-

Сорвался ль он с вершины сам собой,

Иль был незринут волею чужой.

Столетье за столетьем пронеслося:

Никто еще не разрешил вопроса.

Поэзия А.А. Фета- поэзия намеков, догадок, умолчаний. Стихи- это лирические миниатюры, с помощью которых поэт передает «едва уловимые переживания человека, органически связанного с природой». Родина поэта- это мир в целом: земля, небо, звезды- вселенная, частицей которой он себя ощущает. К Паустовский утверждал, что Фет приблизил космос «к нашему, человеческому, земному восприятию». В стихах Фета мы видим образ человека, тоскующего по вечности и желающего быть причастным к ней. В стихотворении «Я долго стоял неподвижно…» мы находим прямое указание на такую причастность:

Я долго стоял неподвижно,

В далекие звезды вглядясь,-

Меж теми звездами и мною

Какая-то связь родилась …

Поэт обращается к звездам как к родным ему существам: «И счастья ищем мы земного не у людей…»Он ощущает себя, землю, на которой он живет, как единое. Земля- его колыбель, Вселенная- родина:

Какая ночь! Алмазная роса

Живым огнем с огнями неба в споре,

Как океан, разверзлись небеса,

И спит земля- и теплится, как море.

Мой дух, о ночь, как падший серафим,

Признал родство с нетленной жизнью звездной

И, окрылен дыханием твоим,

Готов лететь над этой тайной бездной.

Космические мотивы в поэзии 20 века

И, если подлинно поется

И полной грудью, наконец,

Все исчезнет- остается

Пространство, звезды и певец!

О. Мандельштам

В конце 19-начале 20 вв. в кругах литераторов и поэтов все больше и больше звучала тема поиска братьев по разуму. Вера в то, что где-то там в бескрайних просторах вселенной есть другие цивилизации, похожие на нашу, вдохновляла и В.Я. Брюсова:

И, сын земли, единый из бессчетных,

Я бесконечно бросаю стих,-

К тем существам, телесным иль бесплотным,

Что мыслят, что живут в мирах иных.

Не знаю, как мой зов достигнет цели,

Не знаю, кто привет мой донесет,

Но если те любили и скорбели,

Но если те мечтали в свой черед

И жадной мыслью погружаясь в тайны,

Следя лучи, горящие вдали,-

Мой страстный вздох, домчавшийся с земли!

Стихи Брюсова созвучны чувствам и мыслям, обуревающим современное человечество 21 века. Они утверждают величие Человека, мысль и дело которого не знает преград.

Искусство и Космос- Темы вечные и неисчерпаемые, и каждый виток истории придает им новое звучание. Об этом же стихотворение А. Блока, написанное им в мае 1905 года:

Все бытие и сущее согласно

В великой, непрестанной тишине,

Смотри туда участно, безучастно,-

Мне все равно- вселенная во мне.

Я верую, и чувствую, и знаю,

Сочувствием провидца не прельстишь.

Я сам в себе с избытком заключаю

Все те огни, которыми горишь.

Но больше нет ни слабости, ни силы,

Прошедшее, грядущее- во мне.

Все бытие и сущее застыло

В великой, неизменной тишине…

Стихотворение «Послушайте! Написано В. Маяковским в 1914 году. Стихотворение- крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям: «Послушайте!» таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым. Лирический герой стихотворения не просто произносит, а как бы выдыхает это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его проблему. Это не жалоба на равнодушную природу, это жалоба на человеческое равнодушие:

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают-

Значит- это кому-нибудь нужно?

Значит- кто-то хочет, чтобы они были!

А дальше… речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды «плевочки», а для другого- «жемчужины». Лирический герой стихотворения «Послушайте!» и есть тот «кто0то», для которого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним. Отчаяние так велико, что ему просто не перенести «эту беззвездную муку». Он глубоко и тонко чувствует и переживает все, что происходит с окружающим нас миром, Вселенной, людьми:

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают-

Значит, это кому-нибудь нужно?

Значит- это необходимо,

Чтоб каждый вечер

Над крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

Открытием для меня стал тот факт, что известный русский поэт С. Есенин, «певец деревни», как мы привыкли его называть, не просто не обошел эту тему, а даже создал целый сборник стихов «Поэзия Космоса». Именно Есенин, наследуя философские идеи русского космизма, одним из первых почувствовал будущие космические достижения: «Пространство будет побеждено…и человечество будет перекликаться не только с близкими ему по планетам спутниками, а со всем миром в его необъятности». Та же мысль звучит в его стихах:

Братья мои, люди, люди!

Все мы, все когда-нибудь будем

В тех благих селеньях будем,

Где протоптан Млечный Путь.

Поэт чувствовал себя странником, несущим на плечах «нецелованный мир» вселенной:

Свят и мирен твой дар,

Синь и песня в речах,

И горит на плечах

Необъемный шар!..

Закинь его в небо,

Поставь на столпы!

Там лунного хлеба

Златятся снопы.

В те времена, когда космизм Есенина мог казаться да и казался наивным, как, в частности, и космизм Циолковского, слова не признанного в то время ученого прямо перекликаются со словами поэта. «Освоение космоса принесет человечеству горы хлеба и бездну могущества»,- писал Циолковский. Об этом же говорил поэт:

Плечьми трясем мы небо,

Руками зыбим мрак

И в тощий колос хлеба

Вдыхаем звездный злак.

Космическое родство ученого и поэта дает нам уникальную возможность почувствовать поэтический смысл космических метафор Есенина.

Тема активной эволюции, сознательного этапа развития природного мира находит яркое воплощение в поэтическом творчестве Н.А. Заболоцкого. Единство микро- и макрокосмоса, восприятие природных факторов через призму добра и зла, наличие разумного начала в природном мире находят отражение в его поэзии:

Мир однолик, но двойственна природа,

И подражать прообразам спеша,

В противоречьях зреет год от года

Свободная и жадная душа.

Не странно ли, что в мировом просторе,

В живой семье созвездий и планет

Любовь уравновешивает горе

И тьму превозмогает свет?

Недаром, совершенствуясь от века,

Разумная природа в свой черед

Сама себя руками человека

Из векового праха создает.

Заболоцкий переписывался с Э.Циолковским, интересовался «научной этикой» ученого, рожденной наукой о космосе. В поэзии он исследовал мир и природу человека как эволюцию, осознавшую саму себя. Особенно близка была поэту мысль Циолковского, выраженная в «Воле Вселенной» об уничтожении всяких страданий, о том, что космос подобен добрейшему и разумному животному. Заболоцкий понимал, что на пути разумного освоения космоса лежит плоский рассудок и этическая неполноценность. Возможно, «преображению» человека поможет природа, которая будет давать «уроки» человеку. В стихах Заболоцкого воплощается идея многообразной и многосложной связи духовной личности с окружающим миром, взаимоотражения мира природы и человеческой культуры.

Эта же мысль звучит и во многих стихотворениях Н. Рубцова. По мысли поэта, человеку для полноты бытия необходима живая трепетная связь с миром- с природой, со всем «простором- небесным и земным», чтоб

…возвратиться в отчий дом,

Чтоб однажды в доме том

Перед дорогою большою

Сказать:- Я был в лесу листом!

Сказать:- Я был в лесу дождем!

Поверьте мне: я чист душою…

Нравственное состояние души у Рубцова определяется ее гармоническим единством с миром:

И всей душой, которую не жаль

Всю потопить в таинственном и милом,

Овладевает светлая печаль,

Как лунный свет овладевает миром…

«Космизм» стихотворений Рубцова- в слиянии души поэта с миром. Окружающим его не на каком-то конкретном «клочке земли». А «во мгле мирозданья», в том, что

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

«Космическая» тема сегодня

Пульсирующий свет далеких цефеид

Напоминает нам биение сердец.

Вселенной изучаем алфавит

Заглядывая в звезд ее ларец.

Л. Кузьминская

«Человек и Вселенная»- вечная тема, достойно продолжающаяся в поэзии 21 века.

…Звездный холод множества миров

С бездонной далью бесконечной,

Не может заглушить наш страстный зов:

К любви, познанью, дружбе вечной!

Эти замечательные строки из стихотворения «На перекрестках звездных дорог» принадлежат Аркадию Полякову. Поэт убежден, что человечество все так же притягивает Вселенная:

За большаком у Млечного пути,

Среди простора мирозданья,

Другой такой земли нам не найти,

Где бил бы так родник познанья.

Поэтическое слово таит в себе мироздание, предвещая космическое будущее России:

В Галактике- из миллиарда звезд,

На маленькой и голубой планете

Сыны твои, лишь выпорхнув из гнезд,

Мечтают братьев встретить на рассвете.

Поэт убедительно доказывает неразрывную связь человека и космоса. И Человек, и Вселенная должны быть поняты и услышаны:

На первый взгляд безмолвны звезды,

Что смотрят, будто сквозь тебя,

Молчит туманность Андромеды,

Безмолвны космоса моря .

Но космос, звезды и планеты

Живут, поют, порой кричат,

У них свои от нас секреты,

Не все их разгадали мы пока.

Я не берусь раскрыть законы,

Но истина всегда одна,

Есть общие для всех каноны,

И для звезды и для меня.

Звезда рождается вся в муках,

Как человек сквозь плач крича:

Я «Новая», смотрите, люди!

Примите в мир меня любя.

К сожалению, человек все чаще нарушает гармонию мира со Вселенной. Вселенная уже «не храм, а мастерская и человек в ней работник». Этого нельзя не замечать, поэтому поэт с болью говорит:

В то время, когда Сергей Есенин обращал свои взоры к небу в поисках ответов на вопросы мироздания, родилась Н. Д. Спирина. Знакомство Натальи Дмитриевны с творческим наследием великой семьи Рерихов и его жемчужиной- Учением Живой Этики- навсегда определило направление ее интересов. Ее стихи о мире, космосе, предназначении человека получили огромное признание:

У каждого из нас своя орбита,

И солнце каждого- свое…

Но в Беспредельность дверь открыта-

Войди в нее.

Тебе назначены дороги

В чертоги огненных миров…

Не спотыкайся о пороги

Чужих домов.

В грядущем- радость, мир сужденный

И океаны дальних звезд…

А позади в низине темной

Сожженный мост.

Не медли на границе Света,

От снов туманных пробудись.

И устремись в лучах Рассвета

Вперед и ввысь.

Все творчество Н.Д. Спириной помогает людям обрести мировоззрение, понять истинный смысл жизни:

Всем нам назначено. Все наше.

И наши- дальние миры.

Вселенской красоты дары

И Знаний огненная чаша.

Кто дерзновенью своему

Границ не ставит- все тому;

И Светом путь его украшен!

Очень достойно звучит тема космоса в стихах Ларисы Кузьминской. Она профессиональный астролог, психолог, парапсихолог-бакалавр астрологии. И кому как не ей задать человечеству вопрос:

Готов ли ты шагнуть за горизонт?

Преодолеть земное тяготенье?

Раскрыв мечты своей блестящий зонт,

Постичь полета дивное мгновенье?

Ворвавшись в космос, человек открыл свое пространство для творчества. Кузьминская преклоняется перед миром Вселенной, благодаря которому, может быть, существует человек:

В глубины вод вселенских погружаюсь,

На дне хранятся тайны и секреты,

К ним прикоснувшись, к жизни

Возрождаюсь,

И возвращаюсь на свою планету.

Как беспредельно море мирозданья,

Его постичь не хватит тысяч жизней,

Мы божьи твари, мы его созданья.

Несовершенные, заблудшие, капризные.

Желаем взять- не приложив усилий,

Хотим узнать- не изучив науку,

Стремимся погрузиться в изобилье,

В блаженство, не постигнув муку.

В глубинах вод вселенских столько света,

Вдыхай в себя небесный свежий воздух,

На все вопросы ты найдешь ответы,

Лишь обратившись к небу, к Богу, к звездам.

Заключение

Мы дети Космоса. И наш родимый дом

Так спаян общностью и неразрывно прочен,

Что чувствуем себя мы слитными в одном,

Что в каждой точке мира мир сосредоточен.

А.Л. Чижевский

Рассмотрев основные черты философии русского космизма в поэзии 19-21 вв, можно сделать следующий вывод. У каждой эпохи свой космизм. Но разве хоть чуточку изменился «бег светил», да нет- мир все тот же, другим становился человек, по- другому начинал видеть этот мир, а следовательно, претерпевает изменение и космизм, как представление о мире в его целостности, включающей как Творца, так и его творение. Современные научные взгляды дают возможность предположить, что на уровне излучений человек и Вселенная- единое существо. И в русской литературе человек выступает, как существо космическое, неразрывно слитное со всем мирозданием, постоянно претерпевающим изменения.

«Как мир меняется! И как я сам меняюсь!»- восклицал Заболоцкий. Действительно, всему живущему в природе дано: зачатие, рождение, жизнь и смерть. Современные поэты утверждают: «Рождение, смерть- как все обычно!» но, наверное, не так уж обычна эта вечная загадка живой природы, которая будоражила умы многих поколений. Разрешается она лишь во внутреннем духовном мире каждого человека. Духовная жизнь напрямую связана с космической жизнью. И.А. Бунин писал: «Поэт должен быть отзывчив на всякое движение души, он должен жить одной душой с людьми и природой».

Сегодня, в 21 веке, все более актуальными становятся слова Николая Бердяева: «Человек вновь обратится к внутренней жизни природы, вновь увидит божественный космос, но соединит это с духовной властью над природой и ее стихиями, т.е.утвердит свое царственное положение в мире». А поможет ему в этом духовное наследие русских поэтов, которое является связующим звеном между веком нынешним и веком минувшим».

Литература

Я связь миров: Философская лирика русских поэтов 18- начала 20 века /Сост., вступит. Статья В.М. Фалеева. М., 1989

Литература

  1. Афанасий Фет. Стихотворения/ Вступ. Статья А. Тарханова. М.: Правда, 1983.
  2. Гиренок Ф.И. Русские космисты.- М., 1990.
  3. Есенин С. Полное СОБР. Сочинений.: В 7 т. Т.2,6. М.: Наука- Глос, 1999.
  4. Заболоцкий Н.А. Столбцы: Столбцы, стихотворения, поэмы.-Спб.: Северо-Запад, 1993.
  5. Иванова Е.В. «Мне не найти зеленые цветы…» (Размышления о поэзии Н.М. Рубцова.) М., 1997.
  6. Карсалова Е.В., Леденев Л.В., Шаповалова Ю.М. «Серебряный век» русской поэзии. Пособие для учителя. Новая школа, 1996.
  7. Лихачев Д.С. Диалог в природе как признак жизни и одухотворения в литературе// Русская лит.СПб, 1997.
  8. Спирина Н. В стране, где все возможно. Книги и Аудиокниги.-М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  9. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже 19-20 веков. М., 1970.
  10. Я связь миров: Философская лирика русских поэтов 18- начала 20 века /Сост., вступит. Статья В.М. Фалеева. М., 1989.

Лекторий СПб отделения МЦР в библиотеке Истории и культуры Петербурга. Цикл лекций на тему: «Идеи космизма в философии, науке и искусстве». Седьмая лекция: «Космизм в русской поэзии»

24 марта 2017 г. в рамках лектория Санкт-Петербургского отделения состоялась седьмая лекция из цикла «Идеи космизма в философии, науке и искусстве». Тема лекции: «Космизм в русской поэзии». Лекцию с видео-презентацией представила сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР Кучерявенко Е.В.

Основные идеи космизма можно обнаружить в творческом наследии многих русских писателей и поэтов. Русская поэзия XIX-XX веков, одновременно и наравне с отечественной философией того же периода, в творчестве лучших своих представителей с особой художественной силой выразила чувство глубокой связи человека со всей Вселенной, ощущение всеобщей одухотворенности космоса, реальность миров с более утонченным состоянием материи, закон двойственности бытия и роль сердца во взаимоотношении человека с иными мирами.

В XIX веке идеи космизма нашли свое отражение в творчестве Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Ф.И. Тютчева, Е.А. Баратынского, А.А. Фета. Русский философ Иван Ильин писал: «Русские писатели с духовной точки зрения были обычными людьми, но религиозное чувство было развито почти у всех из них, и, не дорастая до высокого безмолвия и аскетики, выражалось в искренних словах поэзии…. Русская поэзия долго была представительницей русской религиозной философии и русского пророческого дара…».

В художественной культуре ХХ века особенно ярко прослеживаются идеи космизма в поэтическом творчестве А. Блока, В. Брюсова, К. Бальмонта, М. Волошина и многих других. Поэты и художники «Серебряного века» постигали творчество как «боговдохновенное» дело, как теургию, а также как способность, возносящую человека над миром. А. Белый писал: «Искусство должно учить видеть вечное».

В рамках лектория был представлен анализ творчества таких поэтов как: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев и К.Д. Бальмонт.

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт и писатель, драматург, прозаик, критик, публицист, основоположник новой русской литературы. Роль Пушкина в русской литературе совершенно уникальна. Именно Пушкин стал первым профессиональным литератором и создателем современного русского литературного языка. В его личности, жизни и творчестве ярко и многогранно воплотилось русское национальное начало, он проявил и оформил то, что подсознательно жило в самом народе, нашел законченную форму того, что свойственно всему народу. Пушкин изучал пути русского духа, вникая во все проявления его. А.С. Пушкин писал: «Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою… История ее требует другой мысли, другой формулы…». Он понимал, что культурно-духовное пространство России включает в себя культурный синтез Востока и Запада.

В своих произведениях Пушкин говорит нам о том, что добро и зло находятся в самом человеке и исходят в мир из него самого. Поэтому и путь выхода из тупика один - путь духовного преображения и совершенствования. А.С. Пушкин писал: «Лучшие и прочнейшие изменения, суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человечества…».

Говоря о поэзии, поэт применяет религиозные термины: «И признак Бога, вдохновенье, для них и чуждо и смешно». Вдохновение, по Пушкину, возникает тогда, когда «божественный глагол до слуха чуткого коснется». Поэтическое творчество, поскольку оно являлось связью с Высшим, было для него как молитва, он так и говорил: «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв». Идеальный образ поэта воплощен Пушкиным в стихотворении «Пророк». Известный философ Владимир Соловьев писал, что «Пророк, – это идеальный образ истинного поэта в его сущности и высшем призвании». Ф.М. Достоевский о пушкинском стихотворении «Пророк» сказал: «Здесь у Пушкина нечто надземное».

Михаил Юрьевич Лермонтов — великий русский поэт и прозаик, художник и драматург. За двадцать шесть лет своей жизни он сумел создать изумительные шедевры в самых различных областях литературного творчества. В.Г. Белинский в XIX веке писал о Лермонтове: «Его жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и – исчезнуть во всей красе своей».

Трагические сомнения и поиски смысла жизни не мешали верить поэту в светлый Высший мир, в жизнь бесконечную, из высот и далей которой земная жизнь выглядит лишь кратким эпизодом. Русский поэт и писатель Даниил Андреев писал о Лермонтове, что «внутренние его органы – духовное зрение, слух и глубинная память, а также дар созерцания космических панорам и дар постижения человеческих душ – приоткрыты с самого рождения и через них в сферу сознания просачивается вторая реальность».

Духу М.Ю. Лермонтова были знакомы удивительные прозрения, его стихотворения-молитвы можно назвать жемчужинами духовной поэзии. Слияние с природой родной земли дарили поэту минуты возвышенного отдыха.

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка…
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…

В элегии «Ангел» М.Ю. Лермонтова раскрываются поэтические представления о воспоминаниях бессмертной душой своего бытия до земного воплощения.

В другом стихотворении Лермонтов восхищается звездами, ничто земное не может сравниться с космосом. Он чувствует несовершенство человека и осознает величие мировой гармонии.

Чем ты несчастлив? -
Скажут мне люди.
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо -
Звезды и небо! - а я человек!

За десятилетия до первого полета человека в космос М.Ю. Лермонтов писал:

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом.

Федор Иванович Тютчев — выдающийся русский поэт-философ, публицист, дипломат и ученый – он был членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Космос – человек – Земля – неразделимое целое, проникнутое божественным духом – вот картина мира, созданная «изящно-дивными» красками большого художника и мыслителя.

…Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывем пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

Мировая жизнь Тютчеву видится:
«Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих зыбей,
В стихийном, пламенном раздоре…» в напряженной борьбе противоположных сил, в единстве противоположностей «как бы двойного бытия». Все творчество поэта пронизано идеями натурфилософии. Одушевление природы происходит от глубокой уверенности в том, что всё в мире имеет одну живую душу. У Ф.И. Тютчева природа превратилась в самостоятельный, многоголосый, «стоокий» мир. Поэт-философ считает природу частью микрокосмоса, где царит гармония и порядок:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

«Космическое чувство» в лирике Тютчева связано с возможностью души поэта созерцать, постигать широту мира и растворяться в нем:

Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой!..
Всё во мне, и я во всем…

Это тютчевское «все во мне и я во всем» в поэтической форме отражает идею о единстве человека и Мироздания. Одно из самых знаменитых стихотворений Тютчева:

О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги, –
О, как ты бьешься на пороге
как бы двойного бытия!..

«Двойное бытие» – это дух и материя, небесное и земное, невидимое и видимое. И На пороге, или границе этого двойного бытия действительно находится сердце человека.

Константин Дмитриевич Бальмонт — знаменитый русской поэт-символист и писатель, эссеист, исследователь, крупнейший поэт-переводчик рубежа XIX-XX веков.

О поэзии Бальмонта лучше всех сказал Александр Блок: «Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну…. Никто до сих пор не равен ему в его “певучей силе”». Его творчество называли импрессионизмом в поэзии. Константин Бальмонт исповедовал философию мгновения, о которой он говорил: «Я отдаюсь мгновенью… Звон мгновенья… из области надземных звонов. Я отдаюсь мировому, и мир входит в меня».

Творчество Бальмонта произвело на современников ошеломляющее впечатление. Его лучезарный девиз «Будем как солнце» оставил неизгладимый след в русской поэзии. Книга «Будем как солнце» своим настроем и образами являла пример того, как надо жить — свободно, раскрепощено, вбирая в себя энергию солнца и соков земли. Книгу «Будем как солнце» А. Блок назвал «одним из величайших творений русского символизма».

В поэзии К.Д. Бальмонта лежит яркий отпечаток космогонических воззрений древних народов. Идеи и образы индийской мифологии, в том числе космогонические, окрашивают творчество поэта на всем его протяжении. Бальмонт писал, что религиозно-философские концепции Упанишад родственны символизму. Он считал: «постигая Голос Молчания, поэт постигает «всемирное Я»»:

Кто услышал тайный ропот Вечности,
Для того беззвучен мир земной,-
Чья душа коснулась бесконечности,
Тот навек проникся тишиной…

Как певца стихий К.Д. Бальмонта еще в 1900-е годы прозвали стихийным гением. Он пишет стихи, посвященные идее «четверогласия стихий» — космическим началам жизни в виде Огня, Воды, Земли и Воздуха. У Бальмонта огонь занимает особое место, по своим функциям он близок к солнцу и свету. Ему близок «светлый Агни» — Бог Огня, противник духов тьмы из индийской мифологии. Он называет себя «огнепоклонником», сближает миссию поэта и миссию огня: «Я буду все светить, сжигая и горя».

«Я чувствую, Мрак — властелин.
Но Агни, о Агни — сильнее всего,
Я сам изошел из Огня».

К.Д. Бальмонта считают одним из самых музыкальных поэтов. В поэтическом языке Бальмонта отражается свойство всеохватности музыки, объединение музыкальным началом мира: земного, тонкого и мира человеческой души. «Поэзия есть внутренняя Музыка, внешне выраженная размеренною речью», — пишет Бальмонт. В его поэтическом космосе — музыка – это первооснова всего сущего. «Я полагаю, что все произошло из жажды музыки, — пишет он в статье «Русский язык». – Разве наша Земля, столь изумительная, несмотря на наше человеческое, не есть псалом к Вечности, стих, пропетый в воздухе Огнем и Водой?» В поэтическом контексте К.Д. Бальмонта творческая энергия музыки соотнесена с творящей силой Солнца, Света.
Во время лекции звучали стихи поэтов.



Сергей Есенин
Душа грустит о небесах,
Она нездешних мест жилица,
Люблю, когда на деревах
Огонь зелёный шевелится.

То сучья золотых стволов,
Как свечи, теплятся пред тайной,
И расцветают звёзды слов
На их листве первоначальной.

Понятен мне земли глагол,
Но не стряхну я муку эту,
Как отразивший в водах дол
Вдруг в небе ставшую комету.

Так кони не стряхнут хвостами
В хребты их пьющую луну…
О, если б прорасти глазами,
Как эти листья, в глубину.
1919

Николай Гумилев
На далёкой звезде Венере
Солнце пламенней и золотистей,
На Венере, ах, на Венере
У деревьев синие листья.

Всюду вольные звонкие воды,
Реки, гейзеры, водопады
Распевают в полдень песнь свободы,
Ночью пламенеют, как лампады.

На Венере, ах, на Венере
Нету слов обидных или властных,
Говорят ангелы на Венере
Языком из одних только гласных.

Если скажут еа и аи ,
Это – радостное обещанье,
Уо , ао – о древнем рае
Золотое воспоминанье.

На Венере, ах, на Венере
Нету смерти терпкой и душной,
Если умирают на Венере,
Превращаются в пар воздушный.

И блуждают золотые дымы
В синих, синих вечерних кущах,
Или, как радостные пилигримы,
Навещают ещё живущих.
Июль 1921

Александр Чижевский
К. Э. Циолковскому
Привет тебе, небо,
Привет вам, звёзды-малютки,
От всего сердца
И помышления.
Вечно вы мерцаете в чёрно-синем небе
И маните моё одинокое сердце.

Сколько раз, стоя под вашими лучами,
Сняв шляпу и любуясь вами,
Я говорил земными словами
Вдохновенные речи.

И мне порой казалось,
Что вы понимаете меня
И отвечаете мне своими
Светло-голубыми лучами,
Вы – огромные огненные светила.
О жалкое безумие!
Разве огонь имеет душу?
Нет, нет – не то…

Но там, где в глубоких ущельях
Бесконечности
Приютились планеты,
Может быть, там
Такой же жалкий
И такой же одинокий странник,
Обнажив голову, простирает руки
К нам. К нашему солнечному миру,
И говорит те же вдохновенные,
Те же вечные слова
Изумления, восторга и тайной надежды.
О, мы понимаем друг друга!
Привет тебе, далёкий брат во Вселенной!

1919

Обманы мира нам необходимы:
Мы в них черпаем тайны мирозданья,
Но эти тайны здесь необоримы,
Имея относительность сознанья.

Так, забывая жизни скоротечность,
Постигнем мы, что Время есть Движенье
И, покидая цепкую Конечность, –
Что Бесконечность есть Круговращенье!..
1920

Велимир Хлебников
На нём был котелок вселенной
И лихо был положен,
А звёзды – это пыль!
Не каждый день гуляла щётка,
Расчесывая пыль, –
Враг пыльного созвездия.
И, верно, в ссоре с нею он.
Салага, по-морскому, весёлый мальчуган,
В дверную ручку сунул
«Таймс» с той звезды
Весёлой, которой
Ярость ядер
Сломала полруки,
Когда железо билось в старинные чертоги.
Беловолосая богиня с отломанной рукой.
А волны, точно рыба,
В чугунном кипятке,
Вдоль печи морской битвы
Скакали без ума.
Беру… Читаю известия с соседней звезды:
«Новость! Зазор!
На земном шаре, нашем добром и милом знакомом,
Основано Правительство земного шара.
Думают, что это очередной выход будетлян,
Громадных паяцов солнечного мира.
Их звонкие шутки и треск в пузыри, и вольные остроты
Так часто доносятся к нам с Земли,
Перелетев пустые области.
На события с Земли
Учёные устремили внимательные стёкла».
– Какая выдумка! Какая ложь!
Ничего подобного. Ложь!
1922

Ну, тащися, Сивка
Шара земного.
Айда понемногу!
Я запрёг тебя
Сохой звёздною,
Я стегаю тебя
Плёткой грёзною.
Что пою о всём,
Тем кормлю овсом,
Я сорву кругом траву отчую
И тебя кормлю, ею потчую.
Не затем кормлю –
Седину позорить:
Дедину люблю
И хочу озорить!
Полной чашей торбы
Насыпаю овса,
До всеобщей борьбы
За полёт в небеса.
Я студёной водою
Расскажу, где иду я,
Что великие числа –
Пастухи моей мысли.
Я затем накормил,
Чтоб схватить паруса,
Ведь овёс тебе мил
И приятна роса.
Я затем сорвал сена доброго,
Что прочла душа, по грядущему чтица, –
Что созвездья вот подымается вал,
А гроза налетает, как птица.
Приятель белогривый, – знаешь? –
Чья грива тонет в снежных го рах.
На тучах надпись «Наш»,
А это значит: готовлю порох.

Ну, тащися, Сивка, по этому пути
Шара земного, – Сивка Кольцова, кляча Толстого.
Кто меня кличет из Млечного пути?
(А? Вова!
В звёзды стучится!
Друг! Дай пожму твоё благородное копытце!)
1922

Николай Рерих Пора
Встань, друг.
Получена весть.
Окончен твой отдых.
Сейчас я узнал,
где хранится
один из знаков священных.
Подумай о счастье, если
один знак найдём мы.
Надо до Солнца пойти.
Ночью всё приготовить.
Небо ночное,
смотри,
невиданно сегодня чудесно.
Я не запомню такого.
Вчера ещё Кассиопея
была грустна и туманна,
Альдебаран пугливо мерцал.
И не показалась Венера.
Но теперь
воспрянули все.
Орион и Аркутр засверкали.
За Альтаиром далеко
новые звёздные знаки
блестят, и туманность
созвездий ясна
и прозрачна.
Разве не видишь ты
путь к тому, что
мы завтра отыщем?
Звёздные руны
проснулись.
Бери своё достоянье.
Оружья с собою не нужно.
Обувь покрепче надень.
Подпояшься потуже.
Путь будет наш каменист.
Светлеет восток. Нам
пора.
1916

Александр Блок Комета
Ты нам грозишь последним часом,
Из синей вечности звезда!
Но наши девы – по атласам
Выводят шёлком миру: да!
Но будят ночь всё тем же гласом –
Стальным и ровным – поезда.

Всю ночь льют свет в твои селенья
Берлин, и Лондон, и Париж,
И мы не знаем удивленья,
Следя твой путь сквозь стёкла крыш,
Бензол приносит исцеленья,
До звёзд разносится матчиш!

Наш мир, раскинув хвост павлиний,
Как ты, исполнен буйством грёз:
Через Симплон, моря, пустыни,
Сквозь алый вихрь небесных роз,
Сквозь ночь, сквозь мглу – стремят отныне
Полёт – стада стальных стрекоз!

Грозись, грозись над головою,
Звезды ужасной красота!
Смолкай сердито за спиною,
Однообразный треск винта!
Но гибель не страшна герою,
Пока безумствует мечта!
1910

Николай Морозов Кометы
Вокруг сияющего света,
Что вечно льёт источник дня,
Кружатся лёгкие кометы,
Как мотыльки вокруг огня.
Несясь среди планетной сферы,
Они недолго в ней живут,
Семьи небесной эфемеры,
Они свиданья с Солнцем ждут.
Их жизнь – мечта, стремленье к свету,
Лучистый шар – их идеал,
К нему толпой летят кометы,
Чтоб он на миг им счастье дал.
Но Солнца жгучие лобзанья
Не для кометных нежных тел,
Не долго длится их свиданья,
И всё находит свой удел.
Сгорают их мечты и грёзы
Под жгучим солнечным лучом.
И часто падают их слёзы
К нам с неба огненным дождём.

1910

Смысл созвездий
Посвящается Г. А. Тихову

Путь был труден, путь был долог,
Мгла легла со всех сторон,
И безмолвен шёл астролог,
Совершая небосклон.

Перед ним на небосклоне
Поднимался Боотес,
Молча к Северной Короне
Змий влезал на свод небес:

Гидра с Чашею Причастной
Хищно по небу ползла…
«Покажи мне, боже властный,
Чем чревата ночи мгла?

Дай мне смысл твоих созвездий!
Что готовишь для людей?
В знак каких твоих возмездий
Небеса полны зверей?

И когда же избавитель,
Твой возлюбленный пророк,
Змиедержец, наш Спаситель,
Снова выйдет на восток?»

Но созвездия молчали,
Не разверзлась ночи тьма,
И была полна печали
Всё сковавшая зима.

Были льдом покрыты реки,
В снег окуталась земля…
Это было в пятом веке,
В поздний вечер февраля…

Пронеслось тысячелетье…
В том краю астро ном жил.
«Как люблю на вас смотреть я!» –
Тем же звёздам говорил.

До утра смотрел астроном.
Был в цветах душистый май.
И над бледным небосклоном
Выплыл новый неба край.

Лебедь был в зените мира,
Вниз спускался Геркулес,
В вышине горела Лира,
И сиял весь свод небес.

Но созвездий очертанья
Он на время позабыл,
Видел он лишь звёзд мерцанье
И в восторге говорил:

«В вечных звёздах нет возмездий!
Разъясни же, небо, мне
Тайный смысл своих созвездий!
Что нам светит в вышине?»

А в ответ, вдали, зарею
Загорались небеса,
Раскрывалась над землёю
Утра раннего краса.

Лучезарное светило
Всем послало свой привет
И, ликуя, говорило:
«Смысл созвездий – жизнь и свет!»
1910

Атом жизни

Из каждой былинки
В земле и в воде,
Из каждой пылинки
Я слышу везде
Напев сокровенный,
Как сон наяву:

«Я атом Вселенной,
Я вечно живу!»
На каждом светиле,
Таинственно скрыт,
В энергии, силе
Напев тот звучит,
Напев неизменный,
Как сон наяву:

«Я атом Вселенной,
Я вечно живу!»
Из центра сознанья,
В началах начал,
Я в каждом созданье
Напев тот слыхал,
Напев вдохновенный,
Как сон наяву:
«Я атом Вселенной,
Я вечно живу!»
1910

Максимилиан Волошин
В мирах любви неверные кометы
Сквозь горных сфер мерцающий стожар –
Клубы огня, мечущийся пожар,
Вселенских бурь блуждающие светы

Мы вдаль несём… пусть тёмные планеты
В нас видят меч грозящих миру кар, –
Мы правим путь свой к солнцу, как Икар,
Плащом ветров и пламени одеты.

Но – странные, – его коснувшись, прочь
Стремим свой бег: от Солнца снова в ночь –
Вдаль, по путям парабол безвозвратных…
Слепой мятеж наш дерзкий путь стремит
В багровой тьме закатов незакатных…
Закрыт нам путь проверенных орбит!
1909

Иван Бунин Ночь
Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного. Вдали
Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звёздный свет над сумраком Земли.

Как письмена, мерцают в бездне синей
Плеяды, Вега, Марс и Орион.
Люблю я их теченье над пустыней
И тайный смысл их царственных имён!

Как ныне я, мирьяды глаз следили
Их древний путь. И в глубине веков
Все, для кого они во тьме светили,
Исчезли в ней, как след среди песков.

Их было много, нежных и любивших,
И девушек, и юношей, и жён,
Ночей и звёзд, прозрачно серебривших
Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон!

Вот снова ночь. Над белой сталью Понта
Юпитер озаряет небеса,
И в зеркале воды, до горизонта,
Столпом стеклянным светит полоса…
1901
Огни небес
Огни небес, тот серебристый свет,
Что мы зовём мерцаньем звёзд небесных, –
Порою только неугасший свет
Уже давно померкнувших планет,
Светил давно забытых и безвестных.

Так красота, что мир стремит вперёд,
Есть тоже след былого. Без возврата
Сгорим и мы, свершая в свой черёд
Обычный путь, но долго не умрёт
Жизнь, что горела в нас когда-то.

И много в мире избранных, чей свет,
Теперь ещё незримый для незрящих,
Дойдёт к земле чрез много-много лет…
В безвестном сонме мудрых и творящих.
Кто знает их? Быть может, лишь поэт.
1903-1904

Константин Бальмонт
И там, где пустыня с лазурью слилась,
Звезда ослепительным ликом зажглась.
Испуганно смотрит с немой вышины, –
И вот над пустыней зареяли сны.

Донёсся откуда-то гаснущий звон,
И стал вырастать в вышину небосклон.
И взорам открылось при свете зарниц,
Что в небе есть тайны, но нет в нём границ.

И образ пустыни от взоров исчез,
За небом раздвинулось небо небес.
Что жизнью казалось, что сном пронеслось,
И вечное, вечное счастье зажглось.
1897
Марс
От полюса до полюса Пустыня.
Песчаник красный. Мергель-желтоцвет.
И синий аспид. Зори прошлых лет.
Зелёных царств отцветшая святыня.
Где жизнь была, там грёза смерти ныне.
Горенье охры. Между всех планет
Тот красочный особо виден бред.
Опал. Огонь в опаловой твердыне.
Лишь полюсы ещё способны петь
Песнь бытия нетленными снегами.
Весной истаивая, родниками
На красную они ложатся медь.
И говорят через пространство с нами
Невнятное, играя письменами.
1917

Валерий Брюсов Сын Земли
Я – сын Земли, дитя планеты малой,
Затерянной в пространстве мировом,
Под бременем веков давно усталой,
Мечтающей бесплодно о ином.

Я – сын Земли, где дни и годы – кратки,
Где сладостна зелёная весна,
Где тягостны безумных душ загадки,
Где сны любви баюкает Луна.

От протоплазмы до ихтиозавров,
От дикаря с оружьем из кремня,
До гордых храмов, дремлющих меж лавров,
От первого пророка до меня, –

Мы были узники на шаре скромном,
И сколько раз, в бессчетной смене лет,
Упорный взор Земли в просторе тёмном
Следил с тоской движение планет!

К тем сёстрам нашей населённой суши,
К тем дочерям единого отца
Как много раз взносились наши души,
Мечты поэта, думы мудреца!

И, сын Земли, единый из бессчётных,
Я в бесконечное бросаю стих, –
К тем существам, телесным иль бесплотным,
Что мыслят, что живут в мирах иных.

Не знаю, как мой зов достигнет цели,
Не знаю, кто привет мой донесёт, –
Но, если те любили и скорбели,
Но, если те мечтали в свой черёд

И жадной мыслью погружались в тайны,
Следя лучи, горящие вдали, –
Они поймут мой голос неслучайный,
Мой страстный вздох, домчавшийся с Земли!

Вы, властелины Марса иль Венеры,
Вы, духи света иль, быть может, тьмы, –
Вы, как и я, храните символ веры:
Завет о том, что будем вместе мы!
1913

Афанасий Фет Среди звёзд
Пусть мчитесь вы, как я, покорны мигу,
Рабы, как я, мне прирождённых числ,
Но лишь взглянул на огненную книгу,
Не численный я в ней читаю смысл.

В венцах, лучах, алмазах, как калифы,
Излишние средь жалких нужд земных,
Незыблемой мечты иероглифы,
Вы говорите: «Вечность мы, ты миг.

Нам нет числа. Напрасно мыслью жадной
Ты думы вечной догоняешь тень;
Мы здесь горим, чтоб в сумрак непроглядный
К тебе просился беззакатный день.

Вот почему, когда дышать так трудно,
Тебе отрадно так поднять чело
С лица земли, где всё темно и скудно,
К нам, в нашу глубь, где пышно и светло».
1878
Угасшим звёздам
Долго ль впивать мне мерцание ваше,
Синего неба пытливые очи?
Долго ли чуять, что выше и краше
Вас ничего нет во храмине ночи?
Может быть, нет вас под теми огнями:
Давняя вас погасила эпоха, –
Так и по смерти лететь к вам стихами,
К призракам звёзд буду призраком вздоха!
1890

Владимир Бенедиктов Коперник
(Отрывок)
По Земле разнодорожной
Проходя из века в век,
Под собою – непреложный,
Неподвижный грунт подножный
Видел всюду человек.
Люди – всеми их глазами –
В небе видеть лишь могли
С дном, усыпанным звездами,
Чашу, ставшую краями
Над тарелкою земли.
С чувством спорить не умея,
Долго, в грёзах сонных дум,
Был узлами Птолемея
Связан, спутан смертный ум…
Рим с высот своей гордыни
Клял науку – и кругом,
Что казалось в веке том
Оскорблением святыни,
Что могло средь злых потех
Возбуждать лишь общий смех
И являться бредом въяве
И чего, средь звёздных дел,
Утверждать, при полной славе,
Тихо Браге не посмел, –
Неба страж ночной, придверник,
Смело «Да! – сказал Коперник. –
Вечной мудрости черты –
В планах, полных простоты!..
Дети Солнца одного,
Сёстры – зримые планеты –
Им сияют, им согреты, –
Средоточен лик его!
На него все взор возводят,
Доля с долей тут сходна,
Вкруг него они все ходят,
А Земля – из них одна, – ходит и она!»
И, едва лишь зоркий разум
В очи истине взглянул,
Вечной мысли луч сверкнул,
Словно молния, – и разом
Свод – долой!
Весь звёздный клир
Прянул россыпью в эфир,
И не в области творенья,
Не в хаосе разуменья –
Воссоздался божий мир.
В бесконечных, безначальных,
Необъятных небесах –
Тех тяжёлых сфер кристальных
Вдруг не стало – пали в прах!
И средь строя мирового,
Плоский вид свой округля,
Вкруг светила золотого
В безднах двинулась Земля!..
1870

Алексей Хомяков Звёзды
В час полночный, близ потока,
Ты взгляни на небеса.
Совершаются далеко
В горнем мире чудеса.
Ночи вечные лампады
Невидимы в блеске дня,
Стройно ходят там громады
Негасимого огня.
Не впивайся в них очами –
И увидишь, что вдали,
За ближайшими звездами,
Тьмами звёзды в ночь ушли.
Вновь вглядись – и тьмы за тьмами
Утомят твой робкий взгляд:
Все звездами, все огнями
Бездны синие горят.
В час полночного молчанья
Отогнав обманы снов,
Ты вглядись душой в писанья
Галилейских рыбаков, –
И в объёме книги тесной
Развернётся пред тобой
Бесконечный свод небесный
С лучезарною красой.
Узришь: звёзды мыслей водят
Тайный хор вокруг Земли,
Вновь вглядись – другие всходят;
Вновь вглядись – и там, вдали,
Звёзды мыслей, тьмы за тьмами,
Всходят, всходят без числа,
И зажжётся их огнями
Сердца дремлющая мгла.
1853

Иван Никитин Небо
С глубокою думой
Гляжу я на небо,
Где в тёмной лазури
Так ярко сверкают
Планет мириады.
Чья мощная сила
Вращает их чудно
В таинственной сфере?
Когда и откуда
Тела их начало
Своё получили?
Какие в составе
Их тел неизвестных
Основою жизни
Положены части?
Какое имеют
Они назначенье
И кто бытия их
Всесильный виновник?

Уж много минуло
Суровых столетий;
Как лёгкие тени,
Исчезли народы,
Но так же, как прежде,
Прекрасна природа,
И нету песчинки,
Нет капли ничтожной,
Не нужной в системе
Всего мирозданья;
В ней всё служит к цели,
Для нас непонятной…
И пусть остаётся
Во мраке глубоком
Великая тайна
Начала творений;
Не ясно я ль вижу
Печать дивной силы
На всём, что доступно
Уму человека
И что существует
Так долго и стройно,
Всегда совершая
Процесс своей жизни
По общему смыслу
Законов природы;
И как мне поверить
Иль даже подумать,
Чтоб случай бессильный
Был первой причиной
Начала, законов
Движенья и жизни
Обширной Вселенной?
Между 1849 и 1953

Аполлон Григорьев Комета
Когда средь сонма звёзд, размеренно и стройно,
Как звуков перелив, одна вослед другой,
Определённый путь свершающих спокойно,
Комета полетит неправильной чертой,
Недосозданная, вся полная раздора,
Невзнузданных стихий неистового спора,
Горя ещё сама и на пути своём
Грозя иным звездам стремленьем и огнём,
Что нужды ей тогда до общего смущенья,
До разрушения гармонии? Она
Из лона отчего, из родника творенья
В созданья стройный круг борьбою послана,
Да совершит путём борьбы и испытанья
Цель очищения и цель самосозданья.
1843

Фёдор Тютчев
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь – и звучными волнами
Стихия бьёт о берег свой.

То глас её: он нудит нас и просит…
Уж в пристани волшебный ожил чёлн;
Прилив растёт и быстро нас уносит
В неизмеримость тёмных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, –
И мы плывём, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
1830
Как сладко дремлет сад темно-зелёный,
Объятый негой ночи голубой,
Сквозь яблони, цветами убелённой,
Как сладко светит месяц золотой!..

Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звёздный сонм горит,
Музы ки дальной слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит…

На мир дневной спустилася завеса;
Изнемогло движенье, труд уснул…
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный, еженочный гул…

Откуда он, сей гул непостижимый?..
Иль смертных дум, освобождённых сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном?..
1836

Мерцает Млечный путь
неровный и крутой.
(Владимир Соколов)
Прежде чем начать разговор о сборнике Владимира Соколова, позвольте несколько слов о космосе.
Космос (в переводе c греческого «порядок», «мировой порядок», «устройство»,) в мифологической раннефилософской традиции понимается как целостная, упорядоченная, организованная в соответствии с определённым законом Вселенная (в отличие от хаоса).
Другой дефиниции слова «космос» – «красота» соответствует переносное значение слова «поэзия»: «красота и прелесть чего-нибудь, возбуждающие чувство очарования». Как несложно заметить, эти две дефиниции практически идентичны.
В своё время А. Блок говорил, что человек «называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он – сын гармонии, поэт. Что такое гармония? Гармония есть согласие мировых сил, порядок мировой жизни. Порядок – космос... космос – устроенная гармония, культура…».
С древних времён тексты философского, религиозного, мировоззренческого содержания слагались в стихотворной форме. Традиция не давала возможности говорить о космосе иначе, кроме как в стихах.
Обратимся к заглавию сборника Владимира Соколова «Ягодка вселенской голубики». Человеку, мыслящему образами (сиречь поэту) не трудно представить, о чём здесь идёт речь. Вот отрывок из стихотворения, давшего название всей книге:
Мал человек и слаб, как ни крути.
В просторах чёрных
Космоса-владыки
Земля
на ветке Млечного пути
лишь ягодка
вселенской голубики…
Однако это стихотворение не про космос (точнее не только про него). Прежде всего, здесь речь идёт о человеке и о его стремлении если не покорить космическое пространство, то, по крайней мере, быть с ним в гармонии.
Здесь человек вцепился
за прогресс.
На «Ягодке» устроить рай
дерзает.
И мысль его – вот чудо из чудес –
вселенной глуби
молнией пронзает!
Устремлённость человечества, направленная на освоение космоса, которое предвосхитил и во многом сформировал К. Циолковский, способствует расширению индивидуального сознания до космических масштабов и возвращает присущую человеку когда-то в Античности и утраченную впоследствии целостность мировосприятия, которая немыслима без переживания единства микро- и макрокосмоса.
Такое единство мы находим во многих произведениях В. Соколова. Особенно выражено оно в стихотворении «Вселенная», где отождествление человека с планетой даёт нам повод говорить о наличии космоса в душе и наличии души у космоса:
Планет не меньше, чем людей,
Они, как люди, не похожи,
Одна взрослей и холодней,
Другая ярче и моложе…
Маленький мирок человека становится неразрывно связан со вселенной. Гармония микро- и макрокосма переносится и на окружающие предметы, образуя на первый взгляд причудливые, но при ближайшем рассмотрении гармоничные космическоземные локусы.
Возьмём стихотворение «Осенний лист». Начинается оно вполне обыденно и по-земному:
…Жёлтый лист на грудь ко мне упал
И притих под ветром на мгновенье.
Однако последние два стиха совершенно неожиданно переносят читателя в космические дали, хотя речь идёт всё о том же осеннем листе:
…И теплей мне стало оттого,
Что летит он где-то во вселенной…
Таким образом, явственно не обозначенный, но подразумевающийся космический хронотоп гармонично сплетается с хронотопом земным.
Космос Владимира Соколова связан с его личными, интимными переживаниями. Луна в стихотворении «Лунный букет» связана с любовной тематикой. Звёзды в стихотворении «Млечный путь» - с воспоминаниями и переживаниями детства.
Млечный путь сравнивается с ветвью дерева, что невольно наталкивает на мысль об архетипическом древе мироздания:
…А Млечный путь теперь сверкает
как ветвь
в космическом лесу…
(«Млечный путь)
Или же:
…Земля
на ветке Млечного пути…
(«Мал человек и слаб, как ни крути…»)
Итак, рассмотрев приведённые выше примеры, можно увидеть, что в творчестве Владимира Соколова очень много космических образов, что даёт право называть его поэзию (не во всех, но во многих случаях) поэзией космизма.
Что такое космизм? Это ряд религиозно-философских, художественно-эстетических и естественнонаучных течений, в основу которых положены представления о космосе как о структурно-организованном упорядоченном мире и о человеке как о «гражданине мира», а также о микрокосмосе, подобном макрокосмосу.
Черты космизма в литературе:
1)Размытость граней потустороннего и этого миров, где земное пространство переходит в космическое, а историческое время соседствует с вечностью.
2)Единство мира и взаимоотражение друг в друге разнородных явлений. «Всё во всём».
3)Пространственно разделённые предметы и явления могут ментально соседствовать.
4)Физическое и психическое состояние людей напрямую связано с состоянием и поведением небесных светил.
Все эти черты у стихов Владимира Соколова есть.
Как отметил В. Казютинский (доктор философских наук, профессор), Современный космизм может рассматриваться как неконцептуализируемое переживание человеком целостности мира, его единства с космическим целым, то есть его космичности, которая проявляет себя в самых различных формах в зависимости от социокультурного и личностного контекста.
Абстрагируясь от «заумных» определений, можно для себя отметить, что поэзия Владимира Соколова – это поэзия земной души, рассмотренная сквозь призму вселенной; души, рвущейся ввысь и стремящейся к гармонии с космосом.



Похожие публикации