Человек слышит но не понимает смысла слов. Записки аутиста. Жизнь с нарушением обработки слуховой информации. Во время прослушивания музыки наш мозг действует как автозамена на iPhone - и проблем приносит не меньше. Благодаря особенностям восприятия мы н

Во время прослушивания музыки наш мозг действует как автозамена на iPhone - и проблем приносит не меньше. Благодаря особенностям восприятия мы неправильно слышим слова, и смысл песен искажается. Мы приводим конспект рассуждений Марии Конниковой из The New Yorker, чтобы разобраться, почему так происходит.

Вконтакте

Однокласники

Каждый из нас сталкивался с феноменом мондегрина: когда мы не до конца расслышали слова песни, наш мозг додумывает подходящие по смыслу и звучанию фразы, иногда полностью изменяя смысл первоначального текста. Мондегрин, или ослышка, ─ это любое неправильно услышанное слово или фраза, которая нам кажется логичной и уместной, но не совпадает с оригиналом.

Очень часто мондегрины придумывают дети: например, многие слышали в песне мушкетёров из фильма строчку про «красавицу Икукку» вместе «красавицы и кубка», а неправильно расслышанным песням на иностранных языках (вспомните «рокамакафон») и вовсе нет числа.

Понятие мондегрина появилось в 1954 году благодаря популярному рассказу американской писательницы Сильвии Райт о случае из своего детства. Когда маленькой Сильвии вслух читали стихи из старинного сборника поэм и баллад «Reliques of Ancient English Poetry», вместо строчки «And laid him on the green» («И положили его на зелёную траву») , ей всегда слышалось «And Lady Mondegreen» («И леди Мондегрин») .

Хотя в воображении Сильвии сложился реалистичный образ благородной леди Мондегрин, на самом деле свою кончину герой стихотворения встретил в полном одиночестве. Так, благодаря загадочной леди Мондегрин, которая никогда не существовала, мир получил благозвучное название для «ослышек».

Мозг работает как автозамена в смартфоне: воспринимая набор звуков, он вспоминает несколько слов, в которых эти звуки встречаются в нужном порядке, и выбирает из них подходящие по смыслу.



Феномен мондегрина связан с двухступенчатым процессом обработки аудиоинформации.
Сначала звуковые волны через ухо попадают в височную долю мозга, где находится отдел, отвечающий за восприятие звуковой информации. После этого запускается процесс осмысления воспринятого звука: мозг определяет, что именно мы слышим ─ автомобильную сирену, пение птиц или речь.

Мондегрины возникают, когда между восприятием и осмыслением звуковой информации происходит сбой: вы слышите тот же аудиосигнал, что и остальные, но ваш мозг интерпретирует его по-другому.

Почему происходит этот сбой?
Самое простое объяснение ─ мы не можем правильно считать слова из-за шума и отсутствия визуального контакта с источником звука, например, когда слушаем радио или разговариваем по телефону. Слова песни расслышать в принципе тяжелее, чем обычную речь, потому что нам приходится отделять текст от музыки, и чаще всего в это время мы не видим лицо певца, которое может служить подсказкой.

Трудности в восприятии также вызывают непривычные акценты или структура речи: например, в стихотворениях, где построение фразы отличается от разговора, а логические ударения оказываются смещены. Возникает неопределённость, которую наш мозг пытается разрешить, и получается это не всегда удачно. Хотя в разговорной речи на родном языке мы почти не делаем пауз, выучить иностранный язык можно, только выделяя из потока речи отдельные слова.

В этом нам помогают интонационные особенности ─ в разных языках интонация может подниматься или понижаться к концу фразы ─а также знакомые по звучанию слоги, характерные для той или иной части речи. Учёные изучают процесс освоения нового языка, анализируя ошибки, которые делают в речи маленькие дети, только-только начавшие говорить. Подобные ошибки делают люди, которые попали в новую языковую среду.



Кроме недостаточного словарного запаса и незнания грамматических конструкций,
распространённой причиной для появления мондегринов при восприятии иностранной речи являются сложносоставные слова. Услышав в потоке речи длинный набор звуков, мозг пытается их логически сгруппировать и разбить на несколько слов поменьше, в итоге коверкая смысл всей фразы.

Некоторые звуки и сочетания фонем похожи, поэтому для их правильного восприятия мозгу нужна дополнительная визуальная информация. Однако даже возможность видеть лицо говорящего не всегда помогает в восприятии: эффект Мак-Гурка, например, заставляет нас слышать одни согласные звуки вместо других.

Согласно современной теории когортного восприятия речи, наш мозг ориентируется в первую очередь на звуки в порядке их воспроизведения. Получается, что мозг работает как автозамена в смартфоне: воспринимая набор звуков, он вспоминает несколько знакомых слов, в которых эти звуки встречаются в нужном порядке, и выбирает из них наиболее подходящие по смыслу. Окончательное осмысление происходит только после того, как собеседник договорил фразу или слово до конца.

Человек с большей вероятностью правильно воспримет сочетание слов, которые часто употребляются друг с другом.



Это свойство слухового восприятия породило самый известный мондегрин в поп-культуре: многие поклонники Джимми Хендрикса годами слышали строчку «Excuse me while I kiss this guy» вместо «Excuse me while I kiss the sky» в песне «Purple Haze». Всё потому, что парней целуют чаще, чем небеса, и мозг подсказывает нам наиболее привычный вариант развития событий.

Сам Хендрикс был в курсе этой массовой «ослышки» и во время исполнения песни вводил слушателей в ещё большее заблуждение, показывая на своего басиста или целуя его в щёку.

Мондегрины могут быть очень забавными, но они являются важным источником информации для изучения восприятия речи ─ одного из множества удивительных процессов, происходящих в мозге человека. Они могут быть ещё и полезными для языка: например, благодаря ослышкам во французский язык просочилось слово «bistrot», мондегрин русского «быстро», а из «an ekename» (дополнительное имя) появился никнейм.

Наш мозг за доли секунды находит смысл в хаотичном наборе звуков, и при этом мы не испытываем никакого напряжения. Проблемы, с которыми сталкиваются разработчики приложений-распознавателей речи, показывают, как многого мы ещё не знаем о механизме восприятия звуковой информации.

Недавно, напевая на кухне зарубежную песенку, я поймала себя на мысли, что у меня выходит какая-то тарабарщина вместо настоящих слов, хотя и слышала я эту песню сотни раз, и знаю ее наизусть. Задумалась, почему наш мозг «выкидывает» такие фокусы? Ведь очень часто мы перевираем или не так слышим слова любимых с детства песен, хотя, по идее, должны знать их «назубок». Как оказалось, подобное явление – это не редкость и даже имеет особое название. Феномен Мондегрина.

Для начала предлагаю ознакомиться с любопытным материалом по этому вопросу, в журнале New Yorker. Автор статьи, Мария Конникова, рассуждает на тему восприятия речи других людей нашим мозгом на примере популярных песен. Если тезисно, то суть заключается в следующем:

1. Все мы иногда становимся «жертвами» феномена Мондегрина, когда не до конца расслышал слова песни, а мозг, работая как автозамена в мобильном телефоне, просто придумывает фразы, которые мы не слышим, подставляя самые близкие по звучанию слова или более логичные, на наш взгляд.

2. Мондегрин – это ослышка, другими словами. То есть неправильно воспринятое на слух слово, которое заменяется мозгом на что-то более логичное или близкое по звучанию/смыслу.
3. Чаще всего мондегрины придумываю дети, словарный запас которых весьма ограничен в силу возраста. Пример: часто малыши напевают «красавицу Икукку» вместо «красавицы и кубка» из песенки мушкетеров.

4. Впервые термин «мондегрин» ввела в обиход американская писательница Сильвия Райт, в 1954 году, вспомнив свои ослышки из детства, и назвав этим словом вымышленного персонажа своей книжки – загадочную леди Мондегрин, которая путала слова.

5. Феномен Мондегрина напрямую связан с двухфазовым процессом обработки речи. Мозг работает так: звуковые волны через слуховые каналы попадают в височный отдел мозга, где расположена зона, отвечающая за восприятие и трактовку аудио-информации. Здесь мозг анализирует и трактует значение полученного сигнала. Мондегрины образуются, когда на этапе между восприятием и осмыслением происходит «сбой». Как правило, «сбой» вызван дополнительными звуковыми помехами. Например, я готовила на кухне, слушая радио, которое заглушали звуки плиты и электроприборов. Мондегрины практически никогда не возникают, когда мы смотрим видеоклип и видим лицо певца, тогда определить аудио-информацию точно нам поможет и зрительный образ.

6. Мондегрины также возникают, если мы плохо знаем язык песни, или впервые слышим акцент. Часто бывает, что музыканты неправильно ставят логические ударения для увеличения поэтичности в песне. При этом многие слова просто очень похожи фонемами, то есть звучат одинаково, различаясь только ударениями.

7. Самые известные мондегрины:

  • многие фанаты Джимми Хендрикса слышали строчку «Excuse me while I kiss this guy», хотя оригиналом была «Excuse me while I kiss the sky» («Purple Haze»);
  • из-за неправильного восприятия французами русского слова «быстро» появился термин «bistrot»;
  • мондегрин французского слова «an ekename» (в пер. «дополнительное имя») стал причиной появления амер. сленгового слова «никнейм».

Чтобы понять, что феномен Мондегрина – это вполне распространенное явление, предлагаю ознакомиться с забавной видео-подборкой зарубежных песен, где чаще всего слышатся слова, которых там нет:

Если Вы слышите, но не разбираете слова — это не приговор и Вам можно помочь

Речь человека (слова, буквы) состоят из низких, средних и высоких частот. Например, шипящие буквы «ш, с, ф и т. д.», а так же шепотная речь- это высокочастотные звуки, средне частотные звуки- «а, п, и, р и т.д» , низкочастотные звуки - «э, в, м и т.д.»

Когда человек не слышит несколько лет например, высокочастотные звуки, то головной мозг «стирает» эти звуки из памяти и человек перестает понимать слова. Часть слова например низкочастотные звуки он может слышать, а часть нет. Чтобы заставить мозг вспомнить как звучат слова на всех частотах, необходимо, чтобы они доходили через барабанную перепонку, слуховые косточки, слуховые рецепторы, слуховые струны до нейронов головного мозга, то есть звуки нужно усилить. Это можно сделать с помощью слухового аппарата. Но слуховой аппарат должен быть подобран и настроен специалистом по частотно исходя из данных аудиометрии слуха. В тяжелых случаях, при запущенной форме, человек первое время может не разбирать слова даже в слуховом аппарате.

Чтобы восстановить разборчивость слышимой речи необходима тренировка, учеба по типу обучения детей пониманию речи. Пациент должен читать слова и одновременно слушать их произношение. При этом необходимо дополнительно смотреть на губы говорящего собеседника.

Выученные слова и предложения записывать в тетрадь, и повторять через день.

Восстановление разборчивости слышимой речи — в отдельных случаях это

длинный и тяжелый труд. Для более быстрого получения положительного результата необходимо использовать не один, а два слуховых аппарата на оба уха с компьютерной по частотной настройкой. Чем более современный слуховой аппарат, тем быстрее восстановится разборчивость слышимой речи. К таким слуховым аппаратам относятся аппараты фирм Siemens, Unitron, Oticon, Beltone, Widex, Starce, Bernafon, Audio Servise, Phonak и другие, большинство из которых можно приобрести в кабинетах центра слуха «Евротон»

Взрослая женщина с расстройством аутистического спектра и СДВГ о том, как приспособиться к жизни, если тебе трудно понять чужую устную речь

Кто-то останавливает меня в университетском коридоре. Пока я лихорадочно пытаюсь понять, кто же это такой, я слышу вопрос: «Ты идешь в занятную парикмахерскую?» Какое-то время я недоумеваю, а потом до меня доходит, что я додумываю другие слова, я прошу повторить вопрос, но он все еще не имеет никакого смысла. Судя по всему, это что-то важное, я прошу сказать другими словами, пока, наконец, до меня не доходит. Это моя одногруппница, и она спрашивает: «Ты идешь на занятия в пятницу?»

Подобная путаница с пониманием речи на слух — это настоящая проблема. В результате, я отвечаю не на те вопросы, и иногда мы с собеседником даже не догадываемся, что ведем диалог про два совершенно разных предмета.

Хотя другой человек знает, что он имеет в виду, я могу понять нечто совершенно противоположное. Я могу сказать, что прекрасно все поняла, и никто из нас даже не догадается, что мы были «на разных волнах». Проблема продолжается, и собеседник видит в ней не простое недопонимание, а очередное доказательство того, что я неспособна учиться или справляться со своими обязанностями! Такое случается со мной регулярно, в том числе с руководителями и начальниками.

Иногда я не справляюсь с декодированием фонем, и во время нормального разговора появляются участки: «Бла-бла-бла-бла-бла, неразборчиво, бла-бла-бла». Если я прошу собеседника повторить сказанное, то снова слышу: «Бла-бла-бла-бла-бла, неразборчиво, бла-бла-бла». Это как говорить по мобильнику, когда есть помехи со связью, и сигнал периодически пропадает. Мои мысленные субтитры, расшифровка разговора, которую я веду у себя в голове, вполне нормальна во время «бла-бла-бла», но как только я добираюсь до «неразборчиво», это как нижняя строка на таблице в кабинете окулиста — как ни старайся, ее не разобрать. Я ненавижу объявления в аэропорту, потому что в половине случаев я вообще не понимаю, что там говорят.

Из-за различных проблем с речью у меня неоднократно проверяли слух. Где бы я ни жила, кто-нибудь обязательно спросит про мой «акцент» (скорректированное нарушение речи). Однако мои уши работают просто отлично. Я слышу звуки, которые не слышат большинство людей, например, изменения в тоне шума жестких дисков или вентиляторов в аппаратуре. У меня диагностированы гиперакузия, чрезмерная чувствительность к звукам, и тиннитус, звон в ушах, который еще больше затрудняет для меня восприятие речи.

Многие годы моя семья, учителя, консультанты и работодатели жаловались, что я не понимаю, что происходит вокруг, забываю то, что они мне сказали, слишком буквально понимаю сказанное или просто игнорирую их. На занятиях или во время встреч я делаю все, что только могу. Я сажусь на первую парту, я заранее читаю по предмету, я смотрю, что говорит лектор. И все равно меня отвлекает шум кондиционера, батареи, мигающей лампы и проектора, и я с трудом понимаю, о чем идет речь, даже если лектор стоит всего лишь в паре метров от меня. Иногда я прошу говорить погромче, но настоящая проблема совсем не в громкости. Мне трудно отделить звуки голоса от постороннего шума, кроме того, моя мысленная расшифровка чужих слов со всеми новыми терминами занимает много времени, плюс к тому, мне нужно в два раза больше времени, чтобы понять, что именно было сказано, и что это значит в данном контексте. Очень часто я не могу понять, о чем речь, если говорят несколько людей. Я пытаюсь делать аудиозаписи лекций, но, честно говоря, по второму разу понятнее не становится.

Пока я не начала смотреть фильмы и сериалы с субтитрами, я даже не осознавала, как много диалогов я понимаю неправильно. Только недавно, когда я снова попыталась смотреть телепередачи без субтитров, я поняла, насколько трудно мне понимать диалоги, и как сильно мне приходится все время напрягать внимание. Мне особенно трудно говорить по телефону, когда я не вижу того, с кем разговариваю. Я ненавижу проверку голосовой почты, поскольку мне приходится прослушивать одно и то же скомканное сообщение по три-четыре раза, чтобы понять продиктованный телефонный номер! С текстовыми сообщениями гораздо проще.

Предотвратить подобные проблемы в учебе или на будущей работе очень трудно. Так что мне нужно как-то объяснить людям, что у меня может быть идеальный слух, но при этом я все равно могу не понимать, что они говорят, и это не делает меня грубой, равнодушной, ленивой или глупой. Эти трудности нельзя решить, если просто «больше стараться». По результатам проверки слуха, я слышу просто прекрасно. Нарушение обработки слуховой информации (иногда его называют центральное нарушение обработки слуховой информации) трудно диагностировать при стандартной проверке слуха. Как только я нашла специалиста в этой области, результаты были весьма показательными, и эта информация помогла и мне, и моим работодателям.

Ниже приводится выдержка из моего письма педагогам и работодателям, в котором описывается, что такое нарушение слуховой обработки информации, как оно на меня влияет, и как я с этим справляюсь. Это малоизвестная проблема, так что я привожу эту выдержку, чтобы людям было проще ее понять.

Нарушение обработки слуховой информации — это невидимая инвалидность, особенность развития, которая затрудняет восприятие речи на слух. Хотя я прекрасно слышу, время от времени у меня есть проблемы с восприятием и расшифровкой чужой речи. Эта проблема похожа на плохую связь по мобильному телефону, когда звук то и дело пропадает. Мои трудности еще больше осложняются тиннитусом (ощущением «звона в ушах»), который еще больше увеличивает «фоновые шумы».

Обследование у лицензированного врача-аудиолога показало, что при полной тишине мое восприятие речи (понимание произносимых слов) составляет 80% для левого уха и 86% для правого уха. В условиях шума (например, при работающих приборах и при голосах других людей) мое понимание речи снижается до 68% для левого уха и 52% для правого уха.

Как это влияет на меня

Можете представить, насколько трудно уследить за ходом разговора или понять лекцию, когда я буквально понимаю только половину из сказанного. Мне приходится полагаться на контекст, чтобы разгадать, что имеют в виду другие люди. Я прилагаю дополнительные мысленные усилия, чтобы расшифровать новые термины и концепции, кроме того, я трачу в два раза больше времени, пытаясь вспомнить, что было сказано, пока я пыталась понять одно слово. Постоянная расшифровка заполняет мою рабочую память. Из-за этого я часто понимаю слова буквально, так как не могу уделить внимания контексту. Очень часто я задаю вопросы или комментирую во время лекций или встреч только для того, чтобы подтвердить, что я правильно все услышала.

Моя рабочая и кратковременная память тратится на восприятие речи, а не на то, чтобы запомнить услышанное. В результате, я могу покинуть занятие не имея ни малейшего представления о чем оно было, потому что у меня не хватило на это кратковременной памяти. Мне нужно прочитать конспект, чтобы усвоить материал лекции.

Мне трудно воспринимать устные инструкции. Мне трудно понять, вспомнить и выполнить серию устных инструкций. Например, это могут быть указания, как добраться до определенного места, как обращаться с техникой или даже описания шагов по вычислениям. Кроме того, я могу путать похоже звучащие числа, например, «пять» и «девять» или «шестнадцать» и «шестьдесят».

Мне может быть трудно различать голоса и посторонний шум. В ситуации, когда говорят сразу несколько человек, мне особенно трудно, потому что разные голоса и посторонние шумы сливаются вместе. Это относится не только к ресторанам и конференциям, но также к разговорам в офисе, коридорах и на занятиях, когда начинаются «обсуждения в малых группах».

Для меня почти в любой обстановке будут механические шумы, которых не слышат другие. Я слышу высокочастотные звуки, которых не слышат большинство других людей. Кондиционеры в окнах, батареи, вентиляторы в проекторах, жесткие диски компьютеров и флуоресцентные лампы вместе создают для меня очень шумную обстановку. Гиперакузия — медицинское состояние, вызывающее повышенную чувствительность к звукам, обостряет мое восприятие высокочастотных звуков.

Что может помочь

Поскольку я имею дело с этим расстройством каждый день, у меня наработан ряд стратегий для компенсации. Ниже приводятся несколько стратегий, которые могут облегчить нашу коммуникацию. Однако каждая из этих стратегий успешна лишь частично, и моя способность компенсировать эту проблему снижается, если я устала или больна.

— Будет лучше, если я смогу получить план лекции или занятия заблаговременно, за час или накануне. Это поможет мне поработать с новыми концепциями и подготовиться к новым терминам.

— Разрешите мне сидеть на первой парте и подальше от каких-либо работающих устройств. Я немного читаю по губам, так что мне важно хорошо видеть говорящего.

— Если это позволяет температура в помещении, я буду благодарна за закрытые окна и двери, так как это уменьшает уличный и прочий шум.

— По возможности, используйте субтитры во время демонстрации видео.

— Задания и другую важную информацию лучше предоставлять в письменном виде — через электронную почту и так далее. Если вам нужно проинструктировать меня, сделайте это в письменном виде, например, через электронную почту.

— Разрешите мне использовать диктофон во время встреч, индивидуальных бесед и занятий.

— Если это позволительно, разрешите мне использовать индивидуальное обучающее устройство, особенно во время занятий в больших помещениях. Оно состоит из наушников для меня и беспроводного микрофона для говорящего. Оно передает информацию прямо в мои наушники, исключая все посторонние шумы. Индивидуальное обучающее устройство, например, FM система, может помочь мне во время лекций в больших залах.

Многие люди ошибочно думают, что нарушение обработки слуховой информации — это то же самое, что и сниженный слух, и пытаются говорить громче или повторяют то, что уже сказали. Однако лучше не повторять, а перефразировать свои слова.

Нарушение обработки слуховой информации — это расстройство, которое выводит из себя, и к которому редко относятся с пониманием. Вылечить его нельзя. Я живу с ним всю свою жизнь, и мне было важно узнать, что это реальное нарушение со своим названием. Это позволило мне больше узнать о нем и найти способы улучшить коммуникацию с окружающими.

Пожалуйста, поймите, что мои трудности во время разговора никак не связаны с моей мотивацией или способностями к учебе и работе. Мне просто важно, чтобы окружающие поняли, что я не грубая, равнодушная, ленивая или глупая.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на .


Каждый из нас сталкивался с феноменом мондегрина: когда мы не до конца расслышали слова песни, наш мозг додумывает подходящие по смыслу и звучанию фразы, иногда полностью изменяя смысл первоначального текста. Мондегрин, или ослышка, ─ это любое неправильно услышанное слово или фраза, которая нам кажется логичной и уместной, но не совпадает с оригиналом.

Очень часто мондегрины придумывают дети: например, многие слышали в песне мушкетёров из фильма строчку про «красавицу Икукку» вместе «красавицы и кубка», а неправильно расслышанным песням на иностранных языках (вспомните «рокамакафон») и вовсе нет числа.

Понятие мондегрина появилось в 1954 году благодаря популярному рассказу американской писательницы Сильвии Райт о случае из своего детства. Когда маленькой Сильвии вслух читали стихи из старинного сборника поэм и баллад «Reliques of Ancient English Poetry», вместо строчки «And laid him on the green» («И положили его на зелёную траву») , ей всегда слышалось «And Lady Mondegreen» («И леди Мондегрин») .

Хотя в воображении Сильвии сложился реалистичный образ благородной леди Мондегрин, на самом деле свою кончину герой стихотворения встретил в полном одиночестве.

Так, благодаря загадочной леди Мондегрин, которая никогда не существовала, мир получил благозвучное название для «ослышек».

Мозг работает как автозамена
в смартфоне:
воспринимая набор звуков,
он вспоминает несколько слов,
в которых эти звуки встречаются
в нужном порядке, и выбирает
из них подходящие по смыслу.

Феномен мондегрина связан с двухступенчатым процессом обработки аудиоинформации. Сначала звуковые волны через ухо попадают в височную долю мозга, где находится отдел, отвечающий за восприятие звуковой информации. После этого запускается процесс осмысления воспринятого звука: мозг определяет, что именно мы слышим ─ автомобильную сирену, пение птиц или речь. Мондегрины возникают, когда между восприятием и осмыслением звуковой информации происходит сбой: вы слышите тот же аудиосигнал, что и остальные, но ваш мозг интерпретирует его по-другому.

Почему происходит этот сбой? Самое простое объяснение ─ мы не можем правильно считать слова из-за шума и отсутствия визуального контакта с источником звука, например, когда слушаем радио или разговариваем по телефону. Слова песни расслышать в принципе тяжелее, чем обычную речь, потому что нам приходится отделять текст от музыки, и чаще всего в это время мы не видим лицо певца, которое может служить подсказкой. Трудности в восприятии также вызывают непривычные акценты или структура речи: например, в стихотворениях, где построение фразы отличается от разговора, а логические ударения оказываются смещены. Возникает неопределённость, которую наш мозг пытается разрешить, и получается это не всегда удачно.

Хотя в разговорной речи на родном языке мы почти не делаем пауз, выучить иностранный язык можно, только выделяя из потока речи отдельные слова. В этом нам помогают интонационные особенности ─ в разных языках интонация может подниматься или понижаться к концу фразы ─ а также знакомые по звучанию слоги, характерные для той или иной части речи. Учёные изучают процесс освоения нового языка, анализируя ошибки, которые делают в речи маленькие дети, только-только начавшие говорить. Подобные ошибки делают люди, которые попали в новую языковую среду.


Кроме недостаточного словарного запаса и незнания грамматических конструкций, распространённой причиной для появления мондегринов при восприятии иностранной речи являются сложносоставные слова. Услышав в потоке речи длинный набор звуков, мозг пытается их логически сгруппировать и разбить на несколько слов поменьше, в итоге коверкая смысл всей фразы.

Некоторые звуки и сочетания фонем похожи, поэтому для их правильного восприятия мозгу нужна дополнительная визуальная информация. Однако даже возможность видеть лицо говорящего не всегда помогает в восприятии: эффект Мак-Гурка, например, заставляет нас слышать одни согласные звуки вместо других.

Согласно современной теории когортного восприятия речи, наш мозг ориентируется в первую очередь на звуки в порядке их воспроизведения. Получается, что мозг работает как автозамена в смартфоне: воспринимая набор звуков, он вспоминает несколько знакомых слов, в которых эти звуки встречаются в нужном порядке, и выбирает из них наиболее подходящие по смыслу. Окончательное осмысление происходит только после того, как собеседник договорил фразу или слово до конца.

Человек с большей вероятностью правильно воспримет сочетание слов, которые часто употребляются друг с другом. Это свойство слухового восприятия породило самый известный мондегрин в поп-культуре: многие поклонники Джимми Хендрикса годами слышали строчку «Excuse me while I kiss this guy» вместо «Excuse me while I kiss the sky» в песне «Purple Haze». Всё потому, что парней целуют чаще, чем небеса, и мозг подсказывает нам наиболее привычный вариант развития событий. Сам Хендрикс был в курсе этой массовой «ослышки» и во время исполнения песни вводил слушателей в ещё большее заблуждение, показывая на своего басиста или целуя его в щёку.

Мондегрины могут быть очень забавными, но они являются важным источником информации для изучения восприятия речи ─ одного из множества удивительных процессов, происходящих в мозге человека. Они могут быть ещё и полезными для языка: например, благодаря ослышкам во французский язык просочилось слово «bistrot», мондегрин русского «быстро», а из «an ekename» (дополнительное имя) появился никнейм.

Наш мозг за доли секунды находит смысл в хаотичном наборе звуков, и при этом мы не испытываем никакого напряжения. Проблемы, с которыми сталкиваются разработчики приложений-распознавателей речи, показывают, как многого мы ещё не знаем о механизме восприятия звуковой информации.



Похожие публикации