Черниговское восстание декабристов. Декабристы. Разложение личного состава полка

Схожі матеріали

    Западноукраинские земли в составе Австрийской империи в конце XVIII - первой половине XIX в.

Содержание: 1. Создание Австро-Венгерской империи. Политические реформы в империи и изменения административно-территориального устройства западноукраинских земель. 2. Социально-экономическое положение западноукраинских земель во второй половине XIX века. 3. Проблема аграрного перенаселения и начало массовой трудовой эмиграции западных украинцев. 4. Украинские национальные и общественно-политические движения на западноукраинских землях во второй половине XIX столетия. 4.1. Последствия конституционных реформ в Австрийской империи. 4.2. Москвофильство (русофильство). 4.3. Народовцы. 4.4. «Просвещение» 4.5. Радикалы.

1. Создание Австро-Венгерской империи. Политические реформы в империи и изменения административно-территориального устройства западноукраинских земель 8 февраля 1867 г. в результате переговоров австрийского правительства с лидерами венгерских политических партий была создана Австро-Венгерская империя. 21 декабря 1867 г. император Франц Иосиф I утвердил австро-венгерское соглашение и конституцию. Австрийская империя была превращена в двуединое(дуалистическую) государство , получившее название Австро-Венгерской империи. Венгрия обрела политическую и административную автономию, она имела собственное правительство и парламент - сейм.

Некоторые изменения произошли и в положении западноукраинских земель, входивших в состав империи. Хотя Галичиной руководил австрийский наместник из числа польских магнатов, край получил ограниченную автономию. Еще в 1861 г. во Львове начал свою работу Галицкий областной сейм. Преимущество в нем получили польские помещики и предприниматели, но избирательное право (право избирать и быть избранным в Галицкий сейм) имели и украинцы, в частности крестьяне. Имперское правительство отказалось удовлетворить давнее украинское требование - разделить Галичину на две административные единицы - украинскую (Восточная Галичина) и польскую (Западная Галиция). Как и до 1867 г. существовало «Королевство Галиции и Лодомерии».

Внутреннее самоуправление было предоставлено также Буковине , однако доступ украинцам в Буковинский сейм был ограничен: в нем доминировали румыны и немцы.

Закарпатье стало частью Венгрии и никакого самоуправления не получило.

2. Социально-экономическое положение западноукраинских земель во второй половине XIX в. Несмотря на промышленный переворот, начавшийся в Австрийской империи еще в 30-х - 40-х гг., в последню треть XIX в. Австро-Венгрия оставалась одной из отсталых стран Европы с многочисленными феодальными пережитками.

Развитие промышленности и рыночных отношений в различных областях Австро-Венгрии проходило неравномерно. Наибольшего промышленного развития достигли Чехия и Австрия, а Галичина, Буковина, Закарпатье, а также Словакия, Босния и Герцеговина и некоторые другие области ощутимо отставали в своем социально-экономическом развитии.

Восточная Галиция, Северная Буковина, Закарпатье сохраняли < strong> аграрный характер экономики , большинство населения было занято в сельском хозяйстве. Развитие экономики на западноукраинских землях все больше определялось интересами крупной фабричной промышленности западных и центральных провинций империи.

Промышленность западноукраинских земель под властью Австро-Венгрии в последнюю треть XIX в. почти полностью находилась в руках иностранных капиталистов (немецких, австрийских, канадских). На протяжении 70-х - 80-х гг. XIX в. здесь также происходил интенсивный процесс формирования фабрично-заводской промышленности , главным образом нефтедобывающей, мукомольной, спиртоводочной, лесоперерабатывающей отраслей. На этих предприятиях стали широко применяться паровые двигатели.

Но в экономической структуре Австро-Венгрии западноукраинским землям отводилась роль рынка сбыта готовых товаров и источника поступления сырья и рабочей силы в индустриально развитые провинции. Западная промышленность не могла выдержать конкуренции дешевых товаров и начался упадок . Имперское правительство фактически не принимало мер для развития промышленности в Западной Украине. Западноукраинским предпринимателям не предоставлялись налоговые льготы, которыми пользовались в западных провинциях. Доступ западноукраинским товарам на рынки Австро-Венгрии и соседних стран был фактически закрыт. В то же время существовали льготы для вывоза из края сырья и полуфабрикатов.

Провозглашенная в 1848 г. крестьянская реформа , главным положением которой была отмена крепостного права , была осуществлена в 50-х гг. Правительство сделало все, чтобы потери помещиков были минимальными и чтобы они получили все необходимое для приспособления к новым условиям хозяйствования.

После реформы Западная Украина оставалась краем помещичьих латифундий . Крупным землевладельцам, которые имели 5 и более тыс. гектаров, принадлежало более 40% всех земель. Несмотря на большие остатки крепостничества, сельское хозяйство Западной Украины во второй половине XIX в. постепенно развивалось по-рыночному: в помещичьих и богатых крестьянских хозяйствах работали вольнонаемные рабочие. К концу XIX в. на западноукраинских землях насчитывалось свыше 400 тысяч постоянно занятых и периодически наемных рабочих. Все шире применялась сельскохозяйственная техника, углублялась специализация районов.

3. Проблема аграрного перенаселения и начало массовой трудовой эмиграции западных украинцев. В конце XIX в. в сельском и лесном хозяйстве Западной Украины было занято 75% всего населения. Активная дифференциация крестьянства привела к тому, что на рубеже веков в западноукраинских землях насчитывалось почти 80% бедняцких, 15% середняцких и только 5% экономически крепких зажиточных крестьянских хозяйств. Для крестьянского землевладения этой эпохи было характерно увеличение количества крестьянских хозяйств в результате дробления, которое сопровождалось прогрессирующим уменьшением земельных наделов.

На этой почве остро встала проблема аграрного перенаселения в западноукраинских землях и началась массовая трудовая эмиграция западных украинцев. Основными причинами массовой трудовой эмиграции стали:

Обнищание большинства крестьян, нехватка земли, поиски спасения от голодной смерти;

- малые заработки или полное отсутствие их;

Страх еще не разоренных крестьян перед будущей нищетой;

Бремя национального гнета и политического бесправия. Ища выход из критического положения, западноукраинские крестьяне начали выезжать за границу - в Канаду, США, Аргентину, Австралию, Бразилию и т.д. В конце XIX в. из Восточной Галиции и Северной Буковины эмигрировало 250 тыс. человек, а из Закарпатья - 170 тыс. В дальнейшем этот процесс имел тенденцию к росту.

В это время также имела место и временная (сезонная) заработная эмиграция из Западной Украины в Венгрию, Румынию, Австрию, Германию, Францию, Россию. Но в целом трудовая эмиграция западных украинцев (всего до Первой мировой войны за границу выехало свыше 1 млн человек) лишь частично решала проблему аграрного перенаселения и смягчало ситуацию на селе.

4. Украинское национальное и общественно-политическое движение на западноукраинских землях во второй половине Х IX в.

4.1. Последствия конституционных реформ в Австрийской империи. В западноукраинских землях украинское национальное и общественно-политическое движения приобрели больший размах после конституционных реформ в Австрийской империи в 60-х гг. Эти реформы создали прочный фундамент для активизации национальной и общественно-политической жизни всех народов империи, и в частности украинского. Утверждение парламентаризма постепенно меняло общественную психологию. Массы населения с молчаливых подданных превращались в доверяющих власти, граждан. Декларирование, хоть и формальное, равенства всех народов империи пробуждало национальное достоинство - первое необходимое основание национального возрождения.

В 60-е гг. XIX в. вследствие фактического запрета украинского языка в Российской империи усилился наплыв украинской литературы в Галичине, что значительно активизировало здесь процессы национального самоопределения. Но галицкое украинство раскололось на москвофилов и народников, которые соперничали между собой.

4.2. Москвофильство (русофильство). Основателями и лидерами москвофильства были Д. Зубрицкий, Б. Дидицький, Н. Малиновский, А. Добрянский. Оно было порождено сложными условиями национальной жизни в Австро-Венгрии. Первоначально оно имело относительно прогрессивный характер. В нем объединились, с одной стороны, сопротивление насильственному ополячиванию, утрата иллюзий и надежд на австрийское правительство, которое поддерживало курс на подавление украинства в Галичине силами польского дворянства, а с другой - неверие в возможность украинской нации и поиск опоры в этнически родственном государстве. < /p>

Предпосылками возникновения москвофильства были: потеря украинским народом собственной государственности; многовековое иностранное порабощение; раздробленность и обособленность отдельных земель; денационализация образованной элиты; низкий уровень национального сознания масс.

Сначала москвофильство имело культурническое направление, выступая за то, чтобы литературным языком в Галиции стал русский. Однако постепенно оно стало набирать политическую окраску, пропагандируя идеи об этническом тождестве русских, украинцев и галицких русинов, отрицая существование украинцев как нации, утверждая необходимость объединения всего славянства под патронатом России.

4.3. Народовцы. Именно в противовес движению москвофилов в начале 60-х гг. XIX в. и возникли народовцы, которые ориентировались на украинский народ и выступали за внедрение украинского языка и литературы во все сферы жизни.

Движение народников возникло на основе идей национального возрождения, сформулированных «Русской Троицей» и Кирилло-Мефодиевским братством, и сформировалось под влиянием творчества Т. Шевченко, П. Кулиша, Н. Костомарова. Исходя из того, что украинцы - это отдельная нация, проживающая на территории от Кавказа до Карпат, народники выступали за единство всех украинских земель и развитие единого украинского языка на основе народных говоров. Народовцы отстаивали права украинского народа на государственную жизнь.

Лидерами народников были Василий Барвинский, Ю. Романчук, В. Навроцкий, А. Огоновский, А. Вахнянин. Ими проводилась широкая научно-просветительская работа. В частности, по их инициативе в 1864 г. во Львове был основан первый украинский театр, в 1861 г. - культурно-образовательная организация «Русская беседа», в 1861 г. -« Просвита». Большое значение для развития украинского языка и литературы имело создание в 1873 г. во Львове Литературного общества им. Т. Шевченко, которое в 1892 г. реорганизовалось в Научное общество им. Т. Шевченко.

Толчком к началу активной политической деятельности народников стали выборы 1879 г. в Галицкий сейм, когда украинцы, возглавляемые москвофильским Русским советом, смогли провести трех своих представителей.

В 1890 г. Ю. Романчук, С. Сембратович, О. Барвинский при посредничестве В. Антоновича заключили с польскими политическими кругами и австрийским правительством компромиссное соглашение, получившая название «Новой эры». Соглашение предусматривало уступки австрийского правительства украинцам, признание прав галицкого украинского как отдельного народа. Предусматривалось предоставление украинцам определенного количества мест в парламенте в Галицком сейме, открытие гимназий в ответ на лояльность украинцев к австрийским властям. Но уже в 1894 г. недовольные действиями друг друга стороны отказались от «новоэрийской ПОЛИТИКИ».

В 1890 г. значительная часть народников объединилась в Русско-Украинскую радикальную партию, резко осудив политику «Новой эры» и продолжила оппозиционную борьбу. В 1899 г. основная часть народников части радикалов образовали Украинскую национально- демократическую партию.

4.4. «Просвещение». «Просвита» - украинское-культурное общество, основанное во Львове 8 декабря 1868 г. группой народников. Это была первая ячейка «Просвещения» в украинских землях. Общество «Просвита» в Галичине родилось в противовес антиукраинским течениям в культурной жизни: колонизаторскому, поддерживаемому царской властью, - с одной стороны, и москвофильскому - с другой.

Главной задачей общества стало содействие просвещению украинского народа в культурном, национально-политическом и экономическом направлениях. В начале 90-х гг. XIX в. «Просвещение» начало открывать собственные читальни. Деятельность филиалов координировало главное отделение во Львове. Общество издавало произведения ведущих украинских писателей, школьные учебники, популярные брошюры, газеты и журналы, литературно-научные альманахи. Через печатные издания, читальни, широкую сеть кружков «Просвещение» несло в народные массы культуру, знания и национальное сознание и была важным фактором консолидации галицких украинцев.

4.5. Радикалы. В середине 70-х гг. в Галичине появляется молодая интеллигенция, которая стала критически оценивать деятельность как москвофилов, так и народников, и стремилась предоставить украинскому движению более революционный характер. Под влиянием М. Драгоманова молодые украинские политические деятели И. Франко, М. Павлик, О. Терлецкий и другие обращаются к социализму. Так в украинском движении возникла так называемая радикальная течь.

Радикалы критиковали существующий строй, москвофилов и народников, стремились защищать интересы крестьян и рабочих в конкретных делах. Они вступали за национальное и социальное освобождение украинского народа, воссоединение украинских земель в единое государство.

Радикалы активизировали деятельность всех украинских патриотов Галиции. Они пришли к осознанию необходимости объединения своих усилий в рамках единой организации. Такой организацией стал Народный совет, созданный народниками в 1885 г. Эта организация ставила перед собой задачу продолжить дело Главного Русского совета 1848 г. Народный совет стал прообразом политической партии. В 1890 г. во Львове радикалы создали Русско-Украинскую радикальную партию - первая украинская политичес

Восстание Черниговского полка

О неудачном восстании в Петербурге членам Южного общества стало известно 6 января 1826 г. В это время аресты на юге продолжались, угрожая полным разгромом и этой организации. Ближайшие единомышленники Пестеля, руководители Васильковской управы подполковник Черниговского полка С. И. Муравьев-Апостол и его друг подпоручик М. П. Бестужев-Рюмин приняли решение о немедленном восстании в соответствии с ранее разработанным планом одновременного выступления в столице и на Украине.

При активном участии членов Васильковской управы и группы «соединенных славян» 10 января восстала 5-я рота Черниговского полка. На следующий день к ней присоединился весь Черниговский полк, стоявший в городе Василькове. Возглавивший восстание С. И. Муравьев-Апостол через особых гонцов попытался установить связь с членами тайного общества в других полках второй армии. Из Василькова восставший полк в походном порядке двинулся на Житомир, навстречу ожидавшемуся подкреплению. Но в последующие дни маршрут Черниговского полка неоднократно менялся, так как командование армии, осведомленное через шпионов о деятельности тайного общества, заранее изменило местопребывание связанных с ним полков. Укрепить силы восставшего полка С. И. Муравьеву-Апостолу так и не удалось.

Против Черниговского полка были высланы конные части генерала Гейсмара с артиллерией. Столкновение произошло 15 января 1826 г. около деревни Ковалевка, в 8-10 км к югу от города Фастова. Гейсмар рассеял восставший полк залпами картечи. Многие участники восстания погибли. Раненного в голову С. И. Муравьева-Апостола захватили с оружием в руках. Восстание Южного общества было разгромлено.

Брат Сергей Иванович приехал в Киев просить от"езжающего в Петербург князя Трубецкого, чтобы он всеми силами воспрепятствовал там всякой попытке к восстанию, предвидя лишь напрасные жертвы.

В конце декабря Павел Иванович Пестель известил брата о кончине императора и о двух доносах, сделанных еще при его жизни.

В декабре 1825-го года Михаил Павлович Бестужев - Рюмин узнал о смерти своей матери, нежно им любимой. Сочувствуя его горю, брат мой хотел попытаться выхлопотать ему отпуск. Бестужев, бывший офицер старого Семеновского полка, как и все его сослуживцы, переведен был в армию вследствие Семеновской истории. Известно, что, по распоряжению высшего правительства, воспрещено было представлять их к повышению в следующий чин и что они лишены были нрава проситься в отпуск и выходить в отставку. Второй батальон Черниговского пехотного полка, коим начальствовал Сергей Иванович и в коем он вывел из употребления телесные наказания, считался

// С 50

образцовым во всем 3-м пехотном корпусе. Генерал Рот, корпусный командир, до того благоволил к брату, что два раза представлял его в полковые командиры.

22-го декабря 1825 года брат отправился в корпусную квартиру с целью выхлопотать отпуск Бестужеву. На последней станции, не доезжая до Житомира, мы получили (я сопутствовал брату) от сенатского курьера, развозившего присяжные листы, первое известие о деле 14-го декабря.

По приезде в Житомир, брат поспешил явиться к корпусному командиру, который подтвердил слышанное от курьера. Об отпуске Бестужеву нечего уже было хлопотать. Рот пригласил брата отобедать у него. Во время стола не было другого разговора кроме как о Петербургском событии; поминали о смерти графа Михаила Александровича Милорадовича . Когда брат возвратился на квартиру, коляска была готова и мы поехали обратно в Васильков, через Бердичев. На пути заехали к Петру Александровичу Набокову, бывшему Семеновскому офицеру, назначенному, до Семеновской истории, командиром полка 8-ой пехотной дивизии. Мы не застали Набокова дома, он отлучился по делам службы. В Троянове заехали мы к Александру Захаровичу Муравьеву, а потом в Любаре к брату его Артамону Захаровичу. Потребовалась какая - то починка в коляске, мы бросили ее в Любаре и наняли жидовскую форшпанку. Ночью в Бердичеве переменили лошадей и поехали дальше.

Не доезжая до Василькова, мы остановились в Трилесье, месторасположении пятой мушкетерской роты, числившейся в братнином батальоне. Она ее возвращалась еще из Василькова, куда - ходила по случаю второй присяги. В Трилесье мы остановились на квартире А. Д. Кузьмина, командира пятой роты.

Бестужев прискакал в Трилесье с уведомлением о том, что, во время отсутствия брата, жандармы приезжали из Петербурга и что, не найдя его в Василькове, забрали все его бумаги и поехали в Житомир. Мы узнали от Бестужева, что петербургские жандармы ждали брата, чтобы его задержать, и что в ту самую ночь, когда мы переменяли лошадей, Бердичев был оцеплен войском, и на всех выездах стояли часовые.

В ночь с 28-го на 29-е декабря, командир Черниговского полка Гебель. с жандармским капитаном Лангом, гнавшиеся за братом от самого Житомира,

// С 51

настигли его в Трилесье. - После нескольких бессонных ночей, проведенных в дороге, раздевшись, брат лег спать. Гебель просил нас одеться, чтобы выслушать высочайшее повеление. Оно заключалось в том, чтобы нас арестовать и препроводить в Петербург.

Мы пригласили Гебеля напиться чаю, на что он охотно согласился. Пока мы сидели за чаем, наступил день. Кузьмин с своей второй ротой возвратился из Василькова. Вместе с ним прибыли все ротные командиры второго батальона Черниговского полка, чтобы наведаться о своем батальонном начальнике. - Гебель занялся расстановкою часовых вокруг хаты и поставил по два человека против каждого окошка хаты. Возвратившись в комнату к обращаясь к офицерам с тоном угрозы, он спросил их, что они тут делают. Кузьмин отвечал ему, что он у себя на квартире. - «Как вы смели говорить с арестантом?» - Такая неуместная выходка Гебеля возбудила в офицерах взрыв негодования. Кузьмин подошел к нему и, грозя пальцем, напомнил, сколько раз Сергей Иванович выручал его из беды. Гебель не выдержал укоров, вышел из комнаты; офицеры, пошли за ним. Вскоре послышались громкие возгласы, крики. Испуганный жандарм, мужчина рослый, бросился на колени перед братом, прося его (на французском языке) пощадить его жизнь. Брат его успокоил, уверяя, что жизни его не угрожает ни малейшая опасность. Жандарм вышел из хаты и тут же выехал из Трилесья.

Хотя я не был свидетелем побоища, но утвердительно могу сказать, что раны, будто бы нанесенные штыком Гебелю в грудь и в бок, чистая ложь. Не поручусь в том, чтоб его не ударили ружейным прикладом. При таких ранах, о которых говорится в донесениях, Гебель не мог бы немедленно возвратиться в Васильков.

Гебель, за свое усердие и распорядительность, был назначен вторым киевским комендантом. Несмотря на то, можно безошибочно сказать, что будь на месте Гебеля полковым командиром Черниговского полка человек, заслуживающий уважения своих подчиненных и более разумный, не было бы ни возмущения, ни восстания.

Пятая рота, узнав об освобождении из под ареста своего батальонного командира, приветствовала его громким криком: ура. Брат приказал солдатам разойтись по своим квартирам, собрать свои пожитки и готовиться к походу.

Неожиданные события, столь быстро последовавшие одно за другим: арест и затем немедленное освобождение, вследствие возмущения офицеров, поставили брата в безвыходное положение.

Участвовавший в походах 1812, 1813 и 1814 годов, Сергей Иванович достаточно был сведущ в военном деле, чтобы не питать никакой надежды на успех восстания при силе, заключавшейся в горсти людей. Но обстоятельства так сложились, что восстание, непредвидимое, не приготовленное, было уже совершившимся фактом, вследствие грубого, безрассудного обхождения Гебеля с офицерами, уважения которых не умел он снискать. Солдаты ненавидели его, сочувствовали своим офицерам, питали к ним полное доверие, а тем более к Сергею Ивановичу. Они ему говорили, что готовы следовать за ним, куда бы он их ни повел. Офицеры, нарушившие закон военного повиновения, ожидали его решения. Покинуть их - значило бы отказаться разделить с ними горькую участь, их ожидавшую. Брат решился идти в поход

// С 52

для соединения с 8-ою пехотною дивизией, расположенной за Житомиром. В 8 - ой пехотной дивизии находились многие члены Тайного союза и Общества Соединенных Славян. В числе первых считалось несколько полковых командиров, на содействие которых можно было положиться: несколько рот старого Семеновского полка переведены были в эту дивизию и вполне доверились брату. Офицеры пешей 8-ой артиллерийской бригады, когда до них дошла весть о смерти государя, дали знать Сергею Ивановичу, что у них все готово к походу и лошади подкованы на зимние шипы. К тому же надежда, что восстание на юге, отвлекая внимание правительства от товарищей - северян, облегчит тяжесть грозившей им кары, как бы оправдывала в его глазах отчаянность его предприятия; наконец и то соображение, что, вследствие доносов Майбороды и Шервуда, нам не будет пощады, что казематы те же безмолвные могилы; все это, взятое вместе, посеяло в брате Сергее Ивановиче убеждение, что от предприятия, повидимому безрассудного, нельзя было отказаться и что настало время искупительной жертвы. Рота выступила из Трилесья. Ночлег наш был в селе Спидинки. 30-го декабря, около третьего часа пополудни, роты дошли до Василькова. Против нас была выставлена цепь стрелков. Когда рота подошла в ней на такое расстояние, что можно было разглядеть лица солдат, стрелки с криком: ура! соединились с своей пятой ротой и вместе с ней вступили в Васильков. По вступлении в город брат принял следующие меры: освободил из под ареста М. А. Щепилу, барона Вениамина Николаевича Соловьева, Ивана Ивановича Суханова , возвратившихся накануне из Трилесья; усилены были караулы у острога и у казначейства; наряжен был оберегательный караул к дому, занимаемому Гебелем; отдан был приказ на всех заставах никого не впускать в город и не выпускать из него, без ведома и разрешения брата. Ночь прошла спокойно. Несколько офицеров, ехавших в отпуск или возвращавшихся в свои полки, являлись к Сергею Ивановичу и без задержки отправлялись далее, Проезжий жандарм задержан был ночью. 31-го декабря, второй батальон Черниговского полка, в полном своем составе, рано утром соединился в Василькове; две роты первого батальона присоединились тоже к нам. После продолжительного колебания полковой священник Черниговского полка согласился отслужить молебен и прочесть перед фронтом катехизис, составленный братом. В нем излагались обязанности воина в отношении к Богу и Отечеству .

// С 53

Роты, помолившись, готовились выступить из Василькова; тут под"езжает почтовая тройка, и брат Ипполит бросается в наши об"ятья. Ипполит только что выдержал блестящий экзамен, был произведен в офицеры генер. штаба и определен во вторую армию. Напрасно мы его умоляли ехать далее в Тульчин, место его назначения: он остался с нами.

2-го января 1826-го года брат Сергей Иванович намеревался направиться на Бердичев, чтобы воспользоваться лесистою местностью. Узнав, что 18-ый егерский полк, расположенный в Белой церкви, выставлен против нас, он свернул в Житомир, кратчайшею дорогой, через Трилесье.

3-го января 1826-го г., на привале мы узнали, что кавалерийский отряд с конно-артиллерийской ротою загораживает путь в Трилесье. Всеобщая радость: конно-артиллерийскою ротою начальствовал полковник Пыхачев, член Тайного Союза. В 1860 г., жительствуя в Твери, я только тогда узнал, что Пыхачев, накануне того дня, когда его рота выступила против нас, был арестован. Мы снялись с привала, построились в ротные колонны и пошли далее. Местность оказалась самою невыгодною для пехоты, имею"щей встретиться с кавалерией. Отряд, пушки в виду. Мы подвигаемся вперед. Раздается пушечный выстрел, за ним второй, ядро пролетело над головами. Мы все шли вперед. Открылась пальба картечью, у нас несколько человек пало, одни убитыми, другие ранеными, в числе первых начальник шестой мушкетерской роты, штабс-капитан Михаил Алексеевич Щепила. Тогда Сергей Иванович решился прекратить неравный бой и спасти свою команду от неминуемой погибели, и приказал поставить ружья в козлы. Солдаты, повинуясь ему, не понимали, с каким намерением начальник остановил их на походе. Сергей Иванович им сказал, что виноват перед ними, что, возбудив в них надежду на успех, он их обманул. Артиллеристам Сергей Иванович стал махать белым платком и тут же упал, пораженный картечью. Ипполит, полагая, что брат убит, застрелился из пистолета.

Нас рассадили в сани; пришлось нам проехать мимо наших солдат, которые с соболезнованием смотрели на брата. Ни у кого из них на лице не проявилось ни малейшего знака укора. После нашего от"езда, кавалерия обступила Черниговских солдат .

// С 54

В Трилесье нас поместили в корчму, приставив к нам караул из Белорусских гусар. У брата рана не была перевязана и нечем было перевязывать. Вещи наши, и белье, и прочее, расхищены гусарами.

Наступила ночь, подали огонь. Кузьмин, лежавший на соломе против меня, просил меня подойти к нему. Я ему указал на раненую голову брата, лежавшую на моем плече. Кузьмин, с видимым напряжением подполз ко мне, передал рукопожатие, по которому Соединенные Славяне узнавали своих, простился дружелюбно со мною, дополз до своей соломы, и тут же лежа застрелился из пистолета, спрятанного в сюртучном рукаве у него. Кузьмин скрыл от нас полученные им две картечные раны, одну в бок, другую в левую руку. Хочу сказать о нем несколько слов.

Анастасий Дмитриевич Кузьмин воспитывался в первом кадетском корпусе. В 1823 году случилось мне заехать к брату Сергею Ивановичу в Васильков. Застал я его занятым с утра службою, по случаю поступивших в его батальон рекрут, которых он сам лично обучал. Брат просил меня проехаться на его верховой лошади, чтобы ее об"ездить. На Васильковской площади, по которой пролегает дорога из Киева в Бердичев и где беспрестанно снуют польские брички, я застал учебную команду Черниговского пехотного полка. Инструкторы, унтер - офицеры, держали в руках палки, концы которых измочалились от побоев. Я тогда еще находился на службе, приказал призвать к себе офицера, заведующего учебной командой. Ко мне явился Кузьмин. Напомнив ему о статье рекрутского устава, по которой запрещается, при обучении, бить рекрут, я присовокупил:

«Стыдитесь, г. офицер, доставлять польским панам потешное зрелище: показывать им, как умеют обращаться с их победителями». Затем я приказал бросить палки и уехал. - Возвратившись к брату, я ему рассказал мою встречу с Кузьминым, от которого ожидал вызова. Брат предложил мне быть моим секундантом; требования удовлетворения не последовало. Проживши с братом еще три недели, поехал я в отцовское поместье, а там в Петербург. - В 1824 году я опять приехал навестить брата и застал у него Кузьмина, который бросился ко мне в об"ятия, благодаря меня за то, что я его образумил, выставивши пред ним всю гнусность телесного наказания. Брат мне рассказал, что Кузьмина нельзя узнать, что он вступил в солдатскую артель своей роты и что живет с нею, как в родной семье.

От выстрела, сделанного Кузьминым, с братом повторился обморок, которому он уже несколько раз до того подвергался, вследствие потери крови из неперевязанной раны.

Утром 4-го января 1826 г. рану перевязали, подали сани; приготовлен был конвой из Мариупольских гусар, чтобы отвезти нас в Белую Церковь. Сначала начальник конвоя долго не соглашался на нашу просьбу дозволить нам проститься с братом нашим Ипполитом, потом повел нас к нежилой, довольно пространной хате. На полу лежали голые тела убитых, в числе их и

// С 55

брат наш Ипполит. Лицо его не было обезображено пистолетный выстрелом; на левой щеке под глазом заметна била небольшая опухоль, выражение лица было гордо - спокойное. Я помог раненому брату Сергею стать на колени; поглядели на нашего Ипполита, помолились Богу и дали последний поцелуй нашему убитому брату.

Меня посадили в сани вместе с раненым братом. Дорогою мы утешали себя мыслью, что и в Сибири, где бы мы ни были брошены, мы будем неразлучно вместе. Молодой Мариупольский гусарский офицер, который был посажен на передке наших саней, без вызова на разговор с нашей стороны, заговорил о своем и своих сослуживцев сочувствии нам.

В Белой Церкви нас разместили по разным хатам и лишили меня тем последнего, как бы сказать, утешения - ухаживать за раненым братом Сергеем Ивановичем. Этим я оканчиваю свой рассказ о восстании в 1825 году Черниговского пехотного полка.

Вот чем об"ясняется подкуп палача, о коем упоминается на стр. 232 Русского Архива 1871 года, под заглавием: «Бунт Черниговского полка».

Фланговый (по тогдашнему флигельман) первого батальона Черниговского полка, солдат храбрости испытанной, доброго поведения, бывший в походах и во многих сражениях, начал с 1823 года совершать частые побеги. Когда ротный его командир, после вынесенного им, за новый побег, ужасного истязания стал увещевать его, вспоминая его прежнюю службу, не подвергать себя мучениям, он отвечал, что пока его не лишат солдатского звания, не накажут кнутом и не сошлют в Сибирь, он не прекратит побегов; что каторга легче службы. - В то время, после известного числа побегов, провинившихся приговаривали к торговой казни и ссылке в Сибирь на каторжную работу. Фланговый первого батальона Черниговского полка достиг своей цели и был приговорен к кнуту и каторге. Брат пожалел старого солдата, поручил своему человеку передать деньги палачу, чтобы он пощадил приговоренного к казни . - В те времена случалось, и неоднократно, что солдаты совершали убийства над первым попавшимся им на встречу человеком; убивали даже детей, и все с единственною целью избавиться от службы.

Схожі матеріали

    Западноукраинские земли в составе Австрийской империи в конце XVIII - первой половине XIX в.

Содержание: 1. Создание Австро-Венгерской империи. Политические реформы в империи и изменения административно-территориального устройства западноукраинских земель. 2. Социально-экономическое положение западноукраинских земель во второй половине XIX века. 3. Проблема аграрного перенаселения и начало массовой трудовой эмиграции западных украинцев. 4. Украинские национальные и общественно-политические движения на западноукраинских землях во второй половине XIX столетия. 4.1. Последствия конституционных реформ в Австрийской империи. 4.2. Москвофильство (русофильство). 4.3. Народовцы. 4.4. «Просвещение» 4.5. Радикалы.

1. Создание Австро-Венгерской империи. Политические реформы в империи и изменения административно-территориального устройства западноукраинских земель 8 февраля 1867 г. в результате переговоров австрийского правительства с лидерами венгерских политических партий была создана Австро-Венгерская империя. 21 декабря 1867 г. император Франц Иосиф I утвердил австро-венгерское соглашение и конституцию. Австрийская империя была превращена в двуединое(дуалистическую) государство , получившее название Австро-Венгерской империи. Венгрия обрела политическую и административную автономию, она имела собственное правительство и парламент - сейм.

Некоторые изменения произошли и в положении западноукраинских земель, входивших в состав империи. Хотя Галичиной руководил австрийский наместник из числа польских магнатов, край получил ограниченную автономию. Еще в 1861 г. во Львове начал свою работу Галицкий областной сейм. Преимущество в нем получили польские помещики и предприниматели, но избирательное право (право избирать и быть избранным в Галицкий сейм) имели и украинцы, в частности крестьяне. Имперское правительство отказалось удовлетворить давнее украинское требование - разделить Галичину на две административные единицы - украинскую (Восточная Галичина) и польскую (Западная Галиция). Как и до 1867 г. существовало «Королевство Галиции и Лодомерии».

Внутреннее самоуправление было предоставлено также Буковине , однако доступ украинцам в Буковинский сейм был ограничен: в нем доминировали румыны и немцы.

Закарпатье стало частью Венгрии и никакого самоуправления не получило.

2. Социально-экономическое положение западноукраинских земель во второй половине XIX в. Несмотря на промышленный переворот, начавшийся в Австрийской империи еще в 30-х - 40-х гг., в последню треть XIX в. Австро-Венгрия оставалась одной из отсталых стран Европы с многочисленными феодальными пережитками.

Развитие промышленности и рыночных отношений в различных областях Австро-Венгрии проходило неравномерно. Наибольшего промышленного развития достигли Чехия и Австрия, а Галичина, Буковина, Закарпатье, а также Словакия, Босния и Герцеговина и некоторые другие области ощутимо отставали в своем социально-экономическом развитии.

Восточная Галиция, Северная Буковина, Закарпатье сохраняли < strong> аграрный характер экономики , большинство населения было занято в сельском хозяйстве. Развитие экономики на западноукраинских землях все больше определялось интересами крупной фабричной промышленности западных и центральных провинций империи.

Промышленность западноукраинских земель под властью Австро-Венгрии в последнюю треть XIX в. почти полностью находилась в руках иностранных капиталистов (немецких, австрийских, канадских). На протяжении 70-х - 80-х гг. XIX в. здесь также происходил интенсивный процесс формирования фабрично-заводской промышленности , главным образом нефтедобывающей, мукомольной, спиртоводочной, лесоперерабатывающей отраслей. На этих предприятиях стали широко применяться паровые двигатели.

Но в экономической структуре Австро-Венгрии западноукраинским землям отводилась роль рынка сбыта готовых товаров и источника поступления сырья и рабочей силы в индустриально развитые провинции. Западная промышленность не могла выдержать конкуренции дешевых товаров и начался упадок . Имперское правительство фактически не принимало мер для развития промышленности в Западной Украине. Западноукраинским предпринимателям не предоставлялись налоговые льготы, которыми пользовались в западных провинциях. Доступ западноукраинским товарам на рынки Австро-Венгрии и соседних стран был фактически закрыт. В то же время существовали льготы для вывоза из края сырья и полуфабрикатов.

Провозглашенная в 1848 г. крестьянская реформа , главным положением которой была отмена крепостного права , была осуществлена в 50-х гг. Правительство сделало все, чтобы потери помещиков были минимальными и чтобы они получили все необходимое для приспособления к новым условиям хозяйствования.

После реформы Западная Украина оставалась краем помещичьих латифундий . Крупным землевладельцам, которые имели 5 и более тыс. гектаров, принадлежало более 40% всех земель. Несмотря на большие остатки крепостничества, сельское хозяйство Западной Украины во второй половине XIX в. постепенно развивалось по-рыночному: в помещичьих и богатых крестьянских хозяйствах работали вольнонаемные рабочие. К концу XIX в. на западноукраинских землях насчитывалось свыше 400 тысяч постоянно занятых и периодически наемных рабочих. Все шире применялась сельскохозяйственная техника, углублялась специализация районов.

3. Проблема аграрного перенаселения и начало массовой трудовой эмиграции западных украинцев. В конце XIX в. в сельском и лесном хозяйстве Западной Украины было занято 75% всего населения. Активная дифференциация крестьянства привела к тому, что на рубеже веков в западноукраинских землях насчитывалось почти 80% бедняцких, 15% середняцких и только 5% экономически крепких зажиточных крестьянских хозяйств. Для крестьянского землевладения этой эпохи было характерно увеличение количества крестьянских хозяйств в результате дробления, которое сопровождалось прогрессирующим уменьшением земельных наделов.

На этой почве остро встала проблема аграрного перенаселения в западноукраинских землях и началась массовая трудовая эмиграция западных украинцев. Основными причинами массовой трудовой эмиграции стали:

Обнищание большинства крестьян, нехватка земли, поиски спасения от голодной смерти;

- малые заработки или полное отсутствие их;

Страх еще не разоренных крестьян перед будущей нищетой;

Бремя национального гнета и политического бесправия. Ища выход из критического положения, западноукраинские крестьяне начали выезжать за границу - в Канаду, США, Аргентину, Австралию, Бразилию и т.д. В конце XIX в. из Восточной Галиции и Северной Буковины эмигрировало 250 тыс. человек, а из Закарпатья - 170 тыс. В дальнейшем этот процесс имел тенденцию к росту.

В это время также имела место и временная (сезонная) заработная эмиграция из Западной Украины в Венгрию, Румынию, Австрию, Германию, Францию, Россию. Но в целом трудовая эмиграция западных украинцев (всего до Первой мировой войны за границу выехало свыше 1 млн человек) лишь частично решала проблему аграрного перенаселения и смягчало ситуацию на селе.

4. Украинское национальное и общественно-политическое движение на западноукраинских землях во второй половине Х IX в.

4.1. Последствия конституционных реформ в Австрийской империи. В западноукраинских землях украинское национальное и общественно-политическое движения приобрели больший размах после конституционных реформ в Австрийской империи в 60-х гг. Эти реформы создали прочный фундамент для активизации национальной и общественно-политической жизни всех народов империи, и в частности украинского. Утверждение парламентаризма постепенно меняло общественную психологию. Массы населения с молчаливых подданных превращались в доверяющих власти, граждан. Декларирование, хоть и формальное, равенства всех народов империи пробуждало национальное достоинство - первое необходимое основание национального возрождения.

В 60-е гг. XIX в. вследствие фактического запрета украинского языка в Российской империи усилился наплыв украинской литературы в Галичине, что значительно активизировало здесь процессы национального самоопределения. Но галицкое украинство раскололось на москвофилов и народников, которые соперничали между собой.

4.2. Москвофильство (русофильство). Основателями и лидерами москвофильства были Д. Зубрицкий, Б. Дидицький, Н. Малиновский, А. Добрянский. Оно было порождено сложными условиями национальной жизни в Австро-Венгрии. Первоначально оно имело относительно прогрессивный характер. В нем объединились, с одной стороны, сопротивление насильственному ополячиванию, утрата иллюзий и надежд на австрийское правительство, которое поддерживало курс на подавление украинства в Галичине силами польского дворянства, а с другой - неверие в возможность украинской нации и поиск опоры в этнически родственном государстве. < /p>

Предпосылками возникновения москвофильства были: потеря украинским народом собственной государственности; многовековое иностранное порабощение; раздробленность и обособленность отдельных земель; денационализация образованной элиты; низкий уровень национального сознания масс.

Сначала москвофильство имело культурническое направление, выступая за то, чтобы литературным языком в Галиции стал русский. Однако постепенно оно стало набирать политическую окраску, пропагандируя идеи об этническом тождестве русских, украинцев и галицких русинов, отрицая существование украинцев как нации, утверждая необходимость объединения всего славянства под патронатом России.

4.3. Народовцы. Именно в противовес движению москвофилов в начале 60-х гг. XIX в. и возникли народовцы, которые ориентировались на украинский народ и выступали за внедрение украинского языка и литературы во все сферы жизни.

Движение народников возникло на основе идей национального возрождения, сформулированных «Русской Троицей» и Кирилло-Мефодиевским братством, и сформировалось под влиянием творчества Т. Шевченко, П. Кулиша, Н. Костомарова. Исходя из того, что украинцы - это отдельная нация, проживающая на территории от Кавказа до Карпат, народники выступали за единство всех украинских земель и развитие единого украинского языка на основе народных говоров. Народовцы отстаивали права украинского народа на государственную жизнь.

Лидерами народников были Василий Барвинский, Ю. Романчук, В. Навроцкий, А. Огоновский, А. Вахнянин. Ими проводилась широкая научно-просветительская работа. В частности, по их инициативе в 1864 г. во Львове был основан первый украинский театр, в 1861 г. - культурно-образовательная организация «Русская беседа», в 1861 г. -« Просвита». Большое значение для развития украинского языка и литературы имело создание в 1873 г. во Львове Литературного общества им. Т. Шевченко, которое в 1892 г. реорганизовалось в Научное общество им. Т. Шевченко.

Толчком к началу активной политической деятельности народников стали выборы 1879 г. в Галицкий сейм, когда украинцы, возглавляемые москвофильским Русским советом, смогли провести трех своих представителей.

В 1890 г. Ю. Романчук, С. Сембратович, О. Барвинский при посредничестве В. Антоновича заключили с польскими политическими кругами и австрийским правительством компромиссное соглашение, получившая название «Новой эры». Соглашение предусматривало уступки австрийского правительства украинцам, признание прав галицкого украинского как отдельного народа. Предусматривалось предоставление украинцам определенного количества мест в парламенте в Галицком сейме, открытие гимназий в ответ на лояльность украинцев к австрийским властям. Но уже в 1894 г. недовольные действиями друг друга стороны отказались от «новоэрийской ПОЛИТИКИ».

В 1890 г. значительная часть народников объединилась в Русско-Украинскую радикальную партию, резко осудив политику «Новой эры» и продолжила оппозиционную борьбу. В 1899 г. основная часть народников части радикалов образовали Украинскую национально- демократическую партию.

4.4. «Просвещение». «Просвита» - украинское-культурное общество, основанное во Львове 8 декабря 1868 г. группой народников. Это была первая ячейка «Просвещения» в украинских землях. Общество «Просвита» в Галичине родилось в противовес антиукраинским течениям в культурной жизни: колонизаторскому, поддерживаемому царской властью, - с одной стороны, и москвофильскому - с другой.

Главной задачей общества стало содействие просвещению украинского народа в культурном, национально-политическом и экономическом направлениях. В начале 90-х гг. XIX в. «Просвещение» начало открывать собственные читальни. Деятельность филиалов координировало главное отделение во Львове. Общество издавало произведения ведущих украинских писателей, школьные учебники, популярные брошюры, газеты и журналы, литературно-научные альманахи. Через печатные издания, читальни, широкую сеть кружков «Просвещение» несло в народные массы культуру, знания и национальное сознание и была важным фактором консолидации галицких украинцев.

4.5. Радикалы. В середине 70-х гг. в Галичине появляется молодая интеллигенция, которая стала критически оценивать деятельность как москвофилов, так и народников, и стремилась предоставить украинскому движению более революционный характер. Под влиянием М. Драгоманова молодые украинские политические деятели И. Франко, М. Павлик, О. Терлецкий и другие обращаются к социализму. Так в украинском движении возникла так называемая радикальная течь.

Радикалы критиковали существующий строй, москвофилов и народников, стремились защищать интересы крестьян и рабочих в конкретных делах. Они вступали за национальное и социальное освобождение украинского народа, воссоединение украинских земель в единое государство.

Радикалы активизировали деятельность всех украинских патриотов Галиции. Они пришли к осознанию необходимости объединения своих усилий в рамках единой организации. Такой организацией стал Народный совет, созданный народниками в 1885 г. Эта организация ставила перед собой задачу продолжить дело Главного Русского совета 1848 г. Народный совет стал прообразом политической партии. В 1890 г. во Львове радикалы создали Русско-Украинскую радикальную партию - первая украинская политичес

Восстание Черниговского полка - одно из двух восстаний заговора декабристов, произошедшее уже после выступления декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 (26) декабря 1825 г. Происходило 29 декабря 1825 - 3 января 1826 года (10-15 января 1826 г н. ст.) в Черниговском полку, расквартированном в Киевской губернии.

Восстание было организовано Южным обществом. После известия о восстании в Петербурге командующий полком распорядился арестовать подполковника С. И. Муравьёва-Апостола, связанного с заговорщиками. 29 декабря офицеры полка Кузьмин, Соловьёв, Сухинов и Щепилла освободили Муравьёва-Апостола в селе Трилесы, при этом совершив нападение на полковника Густава Гебеля и попытавшись убить своего полкового командира. Когда Гебель отказался не только освободить братьев Муравьевых, но и дать объяснения их ареста, участники заговора стали колоть его штыками, а сам подполковник Муравьев нанес полковнику рану в живот. Солдаты полка в расправе над полковником участия не принимали, а оставались только зрителями. Полковнику Гебелю с помощью рядового 5-й роты Максима Иванова удалось спастись об декабристов.

На другой день, 30 декабря, вступили в город Васильков, где захватили всё оружие и полковую казну. Полковая казна составляла около 10 тыс. руб. ассигнациями и 17 руб. серебром.

31 декабря декабристы заняли Мотовиловку. где перед строем был оглашён «Православный катехизис» - прокламация восставших, составленная Муравьёвым-Апостолом и М. П. Бестужевым-Рюминым. В Мотовиловке были часты случаи грабежей жителей рядовым составом декабристской армии. Усиливается пьянство рядового состава.
Вечером 1 января восставшие роты выступают из Мотовиловки.

Из Василькова повстанцы двинулись на Житомир, стремясь соединиться с частями, где служили члены Общества соединённых славян, но, избегая столкновения с превосходящими силами правительственных войск, повернули на Белую Церковь. Усиливается дезертирство рядовых.

У Устимовки 3 января 1826 г были разбиты правительственными войсками. Глава мятежа подполковник Сергей Муравьёв-Апостол отдает приказ своему войску не стрелять, а идти прямо на пушки. Которые картечью наносят ощутимый урон рядам восставших и рассеивают их колонну.

Сергей Муравьёв-Апостол был в этом бою тяжело ранен, а его брат Ипполит застрелился, в бою погибли Кузьмин и Щепилла, 895 солдат и 6 офицеров были взяты в плен.
Поведение руководителей восстания.

У руководителей восстания отсутствовали ясные цели, об этом свидетельствует их странный маршрут движения, напоминающий собой восьмерку. Новые цели и, соответственно, направления движения начинались и тут же бросались. Единственной надеждой на успех было распространение мятежа среди армейских частей по принципу цепной реакции. И эта надежда не оправдалсь.

Основная солдатская масса в восстание была втянута несознательно, без полного понимания того, что они совершают, без понимания целей восстания. Для этого декабристами использовались любые средства от простого приказа старшего по званию, до раздач денег примкнувшим к мятежу и сознательной лжи. Уговаривая солдат и колеблющихся офицеров примкнуть к мятежу, Сергей Муравьев-Апостол уверял их, что сам он получил официальное назначение полковым командиром вместо раненного им Гебеля, а все высшее руководсто физически уничтожено.

Отправной точкой для обоснования мятежа было утверждение о том, что присягнув Константину Павловичу армия должна сделать все возможное для его сохранения на престоле. Своего младшего брата, Ипполита, прапорщика квартирмейстерской части, он представлял как курьера цесаревича Константина, привезшим приказ, чтобы Муравьев прибыл с полком в Варшаву. Декабристы убеждали солдат, что вся 8-я дивизия восстала в поддержку воцарения Константина Павловича. Вершиной этой пропаганды стало утверждение полковника Сергей Муравьев-Апостола, который за несколько часов до разгрома восстания, узнав о приближении правительственных войск, убеждал подчиненных, что войска эти присланы не для подавления мятежа, а для соединения с ними.

Звезда масонского счастья

14 (26) декабря 1825 года произошел масонский мятеж на Сенатской площади Санкт-Петербурга, известный в российской истории как восстание декабристов.

В общественном сознании имена этих людей окутаны романтическим ореолом «рыцарей без страха и упрека», правда, «страшно далеких от народа», «разбудивших Герцена» и т. д. По означенной схеме о них писались книги, снимались фильмы. (Достаточно назвать в этой связи «сказку» «Звезда пленительного счастья», весьма далекую от исторической правды). О том, что все руководители и главные участники неудавшегося декабристского заговора были масонами, попросту замалчивалось. Иначе бы стали понятны истинные причины событий на Сенатской площади в декабре 1825 года.

Масонство – это международная сеть официальных и тайных организаций, существующих под разными названиями. Провозглашая официально утверждение всевозможных «общечеловеческих ценностей», в действительности же они тайно ведут борьбу с христианством и готовят условия для соединения всех государств и наций в единую империю, то есть приход и воцарение на земле лжемессии – антихриста. Обычно рядовые члены масонских организаций даже не подозревают об истинных целях этой самой мощной и самой влиятельной тоталитарной секты на планете.

В средние века тайное движение охватило всю Европу, а к XVII – XVIII векам его члены получили название «масоны», или «вольные каменщики» – строители нового мирового порядка. Именно масоны были тайной причиной дворцовых интриг, свержения христианских монархических династий в Шотландии, Англии, Голландии, Швеции, Франции, России (февраль – март 1917 года – масонами были все члены так называемого Временного правительства). И как только рушилась монархия, в государствах начинались гражданские войны. Таким образом, обманутые народы расплачивались за прогресс и всеобщее братство, духовное совершенство и прочие «общечеловеческие ценности», которые служили и служат лишь ширмой, скрывающей истинные цели масонства – разрушение традиционного уклада жизни государств, развращение народов и уничтожение христианства. К сожалению, не зная всей подоплеки масонского движения, в его организации попадает немало людей умных, честолюбивых, искренне желающих изменения жизни к лучшему.

Таковыми были и большинство участников декабристского мятежа. Может быть, не столько вина, сколько беда их заключалась в том, что с раннего детства они воспитывались в развращенной аристократической среде, практически утратив веру в Бога. Вот как описывал в мемуарах свой социальный круг один из наиболее заметных представителей декабристов – князь, генерал и масон Сергей Волконский: для него, этого круга были характерны «общая склонность к пьянству, к разгульной жизни, к молодечеству», «картеж и беззазорное б…во».

Да, большинство декабристов были патриотами своей страны, но патриотами… ловко управляемыми представителями масонских лож Англии, Франции, Австрии. Они наивно полагали, что, свергнув царя (одни предлагали полностью уничтожить царскую династию (Пестель), другие – резко ограничить власть монарха) и провозгласив свободы, Россия заживет счастливо и сытно. Увы, так полагали многие из тех, кто готовил и претворял в жизнь масонские революции в Западной Европе, а после с ужасом наблюдал, к каким последствиям – рекам крови народной – они приводят (если, конечно, был совестливым человеком или сам не погиб в жерновах послереволюционного террора). Кроме того, каждая (!) масонская революция сопровождалась не только массовой кровью, но и чудовищными святотатствами, убийствами христианских священников, надругательством над монархиями, осквернением храмов Божиих.

Своеобразной иллюстрацией того, к чему могла бы привести победа декабристов, стало так называемое (в учебниках истории) восстание Черниговского полка – мятеж декабристов на Украине. Возглавив его, масон подполковник Сергей Муравьев-Апостол, по показаниям поручика Пегина, «поил солдат водкою и говорил им: «Служите за Бога и веру для вольности». В считанные часы бравый полк превратился в разбойничью шайку, поскольку слово «вольность» солдаты поняли как позволение безнаказанно грабить окрестные селенья. После того как в шинках была выпита вся водка, «войско» вообще утратило человеческий облик. В селе Мотовиловка «восставшие» напали на одну из хат, но нашли только мертвого старика, окончившего жизнь, имея более ста лет. Покойник по обычаю лежал на скамье, одетый в белую рубашку и покрытый новым полотенцем. Обезумевшие от количества выпитого солдаты издевались над телом старика, всю одежду забрали и, «схвативши мертвое тело, тащили его танцевать».

Грабежам подвергались не только богатые евреи – арендаторы питейных заведений, но и остальное местное население. И не только грабежам, но и физическому надругательству. И лидер «восстания» вынужден был с этим смириться. 3 января 1826 года черниговцы были разгромлены верными государю частями. Из материалов следствия известно, что «раненный в голову картечью Сергей Муравьев-Апостол схватил было брошенное знамя, но, заметив приближение к себе гусарского унтер-офицера, бросился к своей лошади, которую держал под уздцы пехотинец. Последний, вонзив штык в брюхо лошади, проговорил: «Вы нам наварили каши, кушайте с нами». Увидев разгром полка и тяжелое ранение брата, застрелился 19-летний Ипполит Муравьев-Апостол. Но главное, жертвами этого «восстания» стали простые солдаты, которых после угнали в Сибирь на вечную каторгу, не говоря уже о пострадавших жителях Васильевки и окрестных деревень.

«Самый успех нам был бы пагубен для нас и для России» – запоздало признает декабрист Бестужев-Рюмин. Он и еще четверо участников мятежа были приговорены к повешению – Сергей Муравьев-Апостол, Рылеев, Каховский и Пестель. Последний из них, уже, будучи на эшафоте, обратился к православному священнику: «Отец святой! Я не принадлежу вашей церкви (Пестель был лютеранином. – Прим. авт.), но был некогда христианином и наиболее желаю быть им теперь. Я впал в заблуждение, но кому оно не свойственно? От чистого сердца прошу вас: простите меня в моих грехах и благословите меня в путь дальний и ужасный!» Место погребения казненных заговорщиков было объявлено государственной тайной и осталось неизвестным по настоящее время. Таковою оказалась цена за звезду масонского счастья.

Историю не перепишешь. Но история этого декабристского мятежа должна вызывать не восторженные «ахи» у русских людей, а чувство глубокого омерзения оттого, что, утрачивая веру и соблазняясь чуждыми и противными Богу идеями, умные и совестливые люди зачастую оказываются пешками в чужой коварной игре.

В. НИКОЛАЕВ.



Похожие публикации